Вакх Питер Пауль Рубенс

Картина Питера Пауля Рубенса «Вакх» повествует об отказе от любых моральных запретов. Картина Питера Пауля Рубенса Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Питер Пауль Рубенс Вакх / А. Степанов.

Вакх Рубенса и понятие вакханалия

Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса.

Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. В большинстве же своем статуи, вазы и канделябры, украшавшие воздвигнутые постройки, были выпилены из досок и расписаны. Конечно, в подобном использовании преимущественно живописных средств выражения в оформлении торжественного въезда Фердинанда, по-видимому, не последнюю роль сыграло постановление антверпенского магистрата, в котором, в частности, отмечалось: «Ввиду всеобщего обнищания общины было бы желательно несколько уменьшить расходы, которые в прошлом производились при подобных встречах и восполнить этот ущерб красотой и мастерством выдумки и общего расположения». Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха.

При этом, как показывает эрмитажный эскиз, основное значение должно было принадлежать различным оттенкам желтого, серого и красного, которые, напоминая то извивающиеся языки пламени, то вспышки дымного пожарища, определяли главный цветовой образ будущего сооружения, всецело подчиненный его смысловому содержанию. Подобная же подчиненность всего формального строя основной идее произведения характеризует и эскиз портика «Удаляющийся Меркурий». Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». » «Теперь, — добавлял в том же письме художник, — я спокойно живу с моей женой и детьми. «Ведь даже самым прекрасным статуям, — писал он, — присущи некоторые свойства, не зависящие от воли художника, на них следует обратить внимание и избегать их в передаче живого тела». Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».

Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». » Впрочем, Рубенс, очевидно, знал античность всесторонне. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Традиционная тема изображения «стихий», популярная у фламандских живописцев рубежа XVI и XVII веков, не только абсолютно утратила здесь свою былую отвлеченность, но оказалась наполненной острым современным содержанием. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров. Правда, на саму церемонию в Лондон приехал знатный вельможа дон Карлос Колома, который и подписал от имени испанского короля подготовленный Рубенсом договор.

  1. Картина Вакх Питера Пауля Рубенса
  2. Рубенс Питер ПаульКартины и биография
  3. Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  4. Питер Пауль Рубенс – биография и картины
  5. Сообщество «Сообщество любителей литературы»
  6. Рядом расположены достопримечательности

Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Луки. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.

Они заключают между собой союз на границе своих владений. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно.

  1. Рубенс как создатель барокко, нового живописного стиля
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Другие картины художника – Питер Пауль Рубенс
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Эти книги тоже могут вас заинтересовать

Ее особенностью стало не только огромное количество написанных картин, но и молодые талантливые мастера, тянущиеся к совместной работе с Рубенсом. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Все полотна посвящены жизни Марии Медичи.

Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 г. в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста.

Сам же Рубенс, женившийся в 1609 году на восемнадцатилетней Изабелле Брант, дочери секретаря антверпенского магистрата, ученого-адвоката и гуманиста Яна Бранта, «оковами брака, — по словам его брата Филиппа, — куда сильнее привязал себя к здешним местам». Напротив, они активны и торжественны и кажутся порождением самой Матери-природы. Существует весьма убедительное предположение, согласно которому портрет этот представляет собой несколько идеализированное посмертное изображение старшей дочери художника, Клары Серены (1611—1623), умершей в возрасте двенадцати с половиной лет.

Он посвящен той же теме освобождения устья Шельды, что и «Союз Земли и Воды». И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. фламандский художник и дипломат. Поздний периодВ 1630 году Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, племяннице первой жены.

Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Полученное же Рубенсом от эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы предложение поступить к ним на службу особого энтузиазма у него поначалу не вызвало, поскольку, как Рубенс признавался в цитированном выше письме Иоганну Фаберу, у него было «мало желания вновь сделаться царедворцем». Павла в Антверпене была приобретена «Мадонна с четками» Караваджо (ныне — Художественно-исторический музей, Вена). В 1600 г. художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА

Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Однако одновременно эти два образа несут в себе иной смысл. Еще примечательнее установленный исследователями факт, что для фигуры Христа в картине «Христос в терновом венце» Рубенс использовал собственную зарисовку прославленной античной скульптуры «Кентавр», в те времена находившейся в собрании Боргезе в Риме. 1638–1640, Вена, Художественно-исторический музей), «Кермесса» (ок. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.

Картина Вакх Питера 
Пауля Рубенса

Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Художник подчеркивал, что применять знание античных образцов «нужно с умом и как бы отрешившись от самого камня». В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье.

Косец (Апеллес, живший на острове Кос), Паррасий — как знать, больше ли их мастерство. » — риторически вопрошал голландец Даниель Хейнсий (1580—1655). и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни». На эрмитажном портрете она выглядит намного старше. Кстати сказать именно при ближайшем участии Рубенса группой антверпенских художников (среди них были, в частности, Ян Брейгель Бархатный и Хендрик ван Бален) для капеллы Доминиканского монастыря близ церкви св.

Основой же их содержания, как правило, было напоминание о непосредственных нуждах города. Правда, первое время по приезде в Антверпен Рубенс еще колебался, остаться ли ему на родине или навсегда переехать в Рим.

В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. В «живых картинах», с их характером театрального действия, никогда не было сложной ученой символики и они были доступны самой широкой аудитории. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens), 1577–1640 гг.

Но, пожалуй, наиболее точные слова, самая лучшая эпитафия Рубенсу принадлежит Беллори. К их числу относится исполненная Рубенсом около 1618 года картина «Союз Земли и Воды». Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры.

Художник явно стремился сделать их как бы говорящими, воплощающими его основную мысль. Яркая красочность картины подчеркивает приподнятый, героический характер изображенной сцены. Очень много портретов Елены создал Рембрандт: в свадебном наряде, с детьми, со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду. Эти слова могут служить эпиграфом к «Храму Януса», главная мысль которого — необходимость установления мира для Южных Нидерландов: ведь их благополучие, вся их дальнейшая судьба, говоря словами самого Рубенса, «в первую очередь зависит от мира». Причем роль особого эмоционального подтекста в замысле художника отводилась цвету. Вследствие болезни он был практически парализован.

В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.

Любимов).

Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Кошмарному видению ужасов войны Рубенс противопоставляет картину мира. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Их характер определяет то же ощущение ясной гармонии, согласного существования человека и мира окружающей его природы, которое наполняет строфы античной поэмы, рисующие картину «золотого века».

Не случайно он копировал одну из самых ошеломляющих в данном отношении картин Караваджо — «Положение во гроб» (Ватикан, Рим копия Рубенса — Национальная галерея Канады, Оттава). В «Храме Януса» и то и другое было сохранено Рубенсом в полной мере. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Основная тематика, конечно, – образ юной жены.

И поистине этот прием Фердинанда вылился в триумф единства национальной художественной школы ибо за всю историю «въездов» Антверпен не видел столь цельного в идейном и художественном отношении ансамбля, какой составили исполненные по эскизам Рубенса временные сооружения, украсившие город в 1635 году. Но последние годы художника серьезно омрачала жестокая болезнь, приступы которой становились все сильнее и чаще и начиная с 1638 года подолгу мешали работать. В 1628 и 1630 гг.

Налево (по отношению к зрителю — справа) сидела Бедность в лохмотьях, с куделью и веретеном, кормившая ребенка кореньями и травами, а рядом моряк с мотыгой в руке рвал на себе волосы.

Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев». Но постепенно данный обычай, получивший название «торжественного въезда» или «радостного вступления», утратил свое политическое значение, превратившись в пышное празднество в честь нового правителя или его наместника в Нидерландах, празднество, пробудившее к жизни своеобразный вид искусства, соединивший в себе и архитектуру и живопись и музыку и театральное действие. Въезд в Антверпен кардинала-инфанта Фердинанда 17 апреля 1635 года также не был государственным, политическим актом. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.

Вторая серия осталась неосуществленной. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Подчеркнуто простонародный облик пастухов на эскизе фламандского мастера резко отделяет его фигуры от миловидных персонажей Корреджо, вызывая вместе с тем в памяти образы великого реформатора итальянской живописи Микеланджело Меризи да Караваджо. Ветхий и Новый Завет изображения святых – темы, к которым Рубенс обращался наиболее часто. Однако капитул собора предпочел обратиться к Рубенсу.

Он выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. «Вакх», по свидетельству племянника художника, Филиппа, работа самых последних лет жизни Рубенса.

На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. А обстоятельства создания «Портрета камеристки» были необычны. Первое время в таких мероприятиях принимали участие только женщины.

Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. Но Рубенс даже в ранние годы, когда он особенно часто прибегал в своих произведениях к зарисовкам конкретных античных памятников, не ставил перед собой задачи создавать, по его собственным словам, «нечто им подобное», «нечто, — как он писал Франциску Юнию, автору книги «О живописи древних» (1637), — достойное восхищения и в то же время достойное величия древних». Рельефными были только вырезанные из дерева обрамлявшие картины части — антаблементы, колонны и пилястры с их пьедесталами, базами и капителями да немногие скульптуры, высеченные из камня («Портик императоров Габсбургского дома»). Этим словам Овидия из первой книги «Метаморфоз», поэтически отразившим представления древних о начальной поре истории человечества, многие среди, поздних пейзажей Рубенса созвучны по духу.

Доброклонский и Н. Н. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Рубенс виртуозно использует технику просвечивающих красочных мазков – лессировок, чтобы передать прозрачность кожи и живой блеск глаз, бархатистую поверхность лица, легкий румянец, проступающий на щеках.

Это одна из поздних работ Рубенса. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»). В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома.

И хотя, будучи эскизами декоративных сооружений, они изначально не несли в себе самостоятельного значения, для нас они представляют совершенно индивидуальную художественную ценность. Среди этих эскизов следует выделить два — «Храм Януса» и «Удаляющийся Меркурий». Но в созданном Рубенсом эскизе композиции не три, как у Корреджо, а четыре пастуха.

Снова перед нами античная тема и необычная ее интерпретация. Однако Поурбусу нельзя отказать в утонченности вкуса и мастерстве, позволивших ему примирить противоречия и внушить зрителю впечатление гармонии общего строя портрета. Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения. А в новом наместнике, только что (в сентябре 1634 года) одержавшем крупную победу над шведами при Нордлингене (Западная Германия), жители Антверпена надеялись найти долгожданного спасителя страны ибо его победа, его реальный успех пробудили у них новые надежды: от Фердинанда ждали теперь установления мира и процветания государства.

На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см. В частности, прямой переработкой аналогичной фигуры из «Мадонны пилигримов (Мадонны ди Лорето)» Караваджо (церковь Сант-Агостино, Рим) представляется изображение помещенной рядом с молодым пастухом старушки с молитвенно воздетыми руками и устремленным на Марию благоговейным взглядом. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти. Искусством Караваджо Рубенс искренне восхищался.

Название эрмитажного портрета восходит к надписи, сделанной, вероятно, в XVII веке на подготовительном рисунке к нему (графическое собрание Альбертина, Вена), которая переводится как «Камеристка инфанты в Брюсселе». В подражание венецианцам, эскиз воспроизводит живописный эффект образцов венецианской школы использовавшей не белый, как у фламандцев, а тонированный красным «болюсный» грунт. Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: «Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, так как она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса.

«Вакх» — настоящее чудо живописи. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Но как ни преклонялся Рубенс перед величием античности, как ни «боготворил» «последние произведения великих учителей, — по его собственным словам, — не имея дерзости сравнить себя с ними даже во сне», он предостерегал молодых живописцев от бездумного, раболепного следования античным памятникам, считая, что для высшего усовершенствования в искусстве «необходимо не только иметь представление об античных образцах, но и глубоко ими проникнуться».

Самому Рубенсу это умение «оживлять» холодный мрамор, видеть в античных статуях живые модели, прощупывать их пульс и улавливать дыхание жизни было свойственно в полной мере. Он связывает все другие цвета, подчиняя их себе, благодаря чему достигается исключительное колористическое единство всей композиции. Несомненно, по своим художественным достоинствам эскиз портика «Удаляющийся Меркурий» может быть назван среди лучших произведений не только в серии проектов декоративного убранства Антверпена, но и во всем творчестве Рубенса. Рубенс – исключение. Это событие, безусловно, сыграло главную роль в решении художника остаться на родине. Причем в решении антверпенского магистрата было высказано пожелание «показать нынешнюю степень обнищания страны и города, дабы подвигнуть его высочество им помочь».

Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Среди них следует назвать портрет «Елены Фоурмен Шубка» (ок. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".

Предположение основывается на сходстве модели эрмитажной картины с другими живописными изображениями (например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке), по традиции считающимися портретами Клары Серены. Жив ты. Здесь импровизационность и живописная свежесть эскизов художника сочетаются с широтой техники, присущей его большим, монументальным картинам. И далее разворачивается картина того, что несет слепая ярость войны людям. На гравюре с данной картины, выполненной Питером де Иоде (1606 – после 1674), гравером рубенсовской школы, Кибела изображена в градской короне, то есть как богиня города Антверпена.

Этот текст, с обширным историческим и филологическим комментарием, в составлении которого принял участие старший сын Рубенса, Альберт (1614—1657), вместе с гравюрами ученика художника Теодора ван Тюльдена (1606—1669), воспроизводящими вид всех построек, вошел в посвященную встрече Фердинанда книгу, увидевшую свет в 1642 году, уже после смерти Рубенса. Самому Рубенсу раскрытие «неуловимой духовности», значительности внутреннего эмоционального мира человека удавалось в полной мере, особенно в портретах тех, кого он хорошо знал. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Когда Рубенс создавал свой проект «Храма Януса», Марс шествовал, по выражению художника, «со щитом и окровавленным мечом, угрожая народам великими бедствиями». Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Это великолепно передано в эскизе.

Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Это новая вершина мастерства Рубенса и вместе с тем итог его творчества. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность.

Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.

По-видимому, в данном случае (как, впрочем и при создании портика «Удаляющийся Меркурий») Рубенс опирался на хорошо знакомую его согражданам традицию «живых картин» использовавшихся во всех более ранних церемониях «радостного вступления» нового правителя в Антверпен. Нет, без всяких соперников Сам ты с собой состязаться останешься.

Иоанна возвышалась. И «Вакх» Рубенса — всецело современное произведение, способное родиться только в XVII веке — веке, по словам художника, «полном заблуждений», когда «совершенство, некогда бывшее единым раздробилось и ослабилось пороками, которые ему незаметно пришли на смену». В конце концов, потерпев в 1631—1632 годах неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, раздираемом противоречиями «железного века», оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству. В декабре 1630 года художник вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилетней Елене Фоурмент, младшей дочери богатого торговца шпалерами Даниеля Фоурмеита. А профессор Лейденского университета Доминик Баудий (1561—1613) посвятил фламандскому живописцу такие строки: Видишь, когда образцы изумительной Кисти твоей, так искусству обученной, Что и природа в тебе победителя Ищет, — никак все душа не насытится. Луки.

В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. С противоположной стороны сидел бог реки Шельды с оковами на йогах, лениво склонившись над сетями и опираясь на свою урну. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.

От этого брака родилось трое детей. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Так, основные элементы данной композиции Рубенса с ее двумя ярусами — верхним с группой парящих в воздухе ангелочков и нижним с изображением Марии, склонившейся над лежащим в яслях младенцем общий принцип ее построения по диагонали в глубину — от фигуры пастуха, показанного во весь рост у левого края композиции, частично срезанного рамой, к юноше, обернувшемуся к нему и пастушке, всплеснувшей руками наконец, характер освещения, при котором все персонажи оказались включенными в яркий поток света излучаемого младенцем Христом, — все эти элементы восходят к знаменитой «Ночи» Корреджо (ныне — Картинная галерея, Дрезден), которую Рубенс мог видеть в церкви Сан-Просиеро в Реджонель-Эмилия, проезжая не раз из Мантуи в Рим через Парму и Модену. Она не была вздорной, не имела обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная.

В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Причем в случаях с портиками «Храм Януса» и «Удаляющийся Меркурий» подобное стало возможным именно благодаря отличающей Рубенса особенности восприятия декоративного изображения как некоего конкретного пространства, подразумевающего включение в него зрителя, активно сопереживающего рожденным фантазией художника образам. Впрочем, в равной степени этот эффект как бы «втягивающего» зрителя в мир картины пространства отличает и поздние станковые произведения Рубенса, среди которых, безусловно, выдающееся место занимает эрмитажный «Вакх» (между 1636 и 1640). Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора.

А над ним сияющая богиня славы. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Не составляет исключения и эрмитажный «Пейзаж с радугой». Вернувшись в Антверпен, Рубенс был встречен с большими почестями испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский король – личное дворянство.

Для выражения этой идеи художник использовал традиционный в репертуаре многих антверпенских «торжественных въездов» мотив храма Януса. Согласно обычаю, существовавшему в Древнем Риме, храм Януса, двуликого бога начала и времени, которому было известно прошлое и будущее, был заперт в дни мира и двери его открывались только при объявлении войны. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.

Но если в этих двух работах произведения античного искусства играли для художника лишь роль некоего первотолчка в создании собственных композиций, то в относящейся к концу «классицистического» периода творчества мастера (около 1615 года) картине «Статуя Цереры» конкретный античный памятник стал главным предметом изображения. Римский бог виноградарства и виноделия, покровитель растительных сил природы Вакх изображен не в восходящем к античности и более привычном для европейского искусства нового времени облике прекрасного стройного юноши, а в виде безобразно растолстевшего гуляки, восседающего на бочке в момент возлияния, когда к нему «привычной толпой сатиры сошлись и вакханки».

Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. А как человек, по его собственному выражению, «мирных вкусов и заклятый враг войн, тяжб, столкновений и ссор», Рубенс в своих поздних произведениях словно стремится противопоставить современной ему действительности — тяжелой поступи «железного века» — созданный им образ «века золотого», когда, «упражнений военных не зная, сладкий вкушали покой безопасно живущие люди». ниже).

Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.

Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Известно, например, какое участие он принял в судьбе отвергнутой заказчиками картины Караваджо «Успение Марии» (ныне — Лувр, Париж): при его содействии она, «ставшая притчей во языцех всего города (Рима)», как писал современник, была приобретена для галереи герцога Мантуанского. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Так, в эрмитажном «Пейзаже с радугой», относящемся к первой половине 1630-х годов, стремление к гармонии и равновесию сказывается как в формальном строе, так и в сюжетных мотивах композиции ибо идиллическому настроению отдыхающих после трудового дня пастухов вторит безмятежный покой окружающей их природы.

Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу.

Но все же именно стихия живописи была для Рубенса по-настоящему своей и не случайно даже исполненные им гризайлью эскизы, предназначавшиеся для скульпторов, оказались подчиненными общему для всего проекта живописному началу («Статуи императоров Габсбургского дома»).

Тогда мне не пришлось бы терять время, деньги и награды всякого рода. Напрасно. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.

Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. 1635–1636, Лувр) и особенно несколько сияющих, ярко освещенных пейзажей, созданных в последние пять лет жизни в загородном поместье близ Мехлина. Антверпенский период.

постройка в манере «рустика», сложенная из обломков скал и других морских предметов. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Прекрасно понимая, насколько различен художественный язык скульптуры и живописи, Рубенс предупреждал в своем трактате о необходимости для живописца, «взявшегося за мраморы», научиться различать «материю и форму, камень и изображение». Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». В апреле 1627 года Рубенс писал своему парижскому корреспонденту Пьеру Дюпюи: «Я хотел бы, чтобы весь мир был в мире и мы могли бы жить в веке золотом, а не железном». Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. В этом резком, откровенном нежелании Рубенса заниматься «недостойными» его таланта работами сказалась, однако, не только сила его личного темперамента, неудержимо влекущая художника к сложным проблемам искусства большой формы.

По свидетельству Иоахима фон Зандрарта, художник «был похоронен самым торжественным образом. Возможно, этот рисунок был сделан художником во время предсмертной болезни Клары Серены. В 1598 г. он был принят в гильдию св. На другой картине направо (по отношению к зрителю — слева) была изображена богиня Богатства, сидевшая на груде товаров и Изобилие, которое сыпало из рога всевозможные сокровища ей на колени.

На венском рисунке исполненном, несомненно, с натуры изображена еще совсем девочка, худенькая, болезненная, с узкими плечиками и большой головой. Любимец богов, Рубенс прожил яркую и счастливую жизнь, полную великих свершений как в искусстве, так и в личной и деловой жизни. Первый крупный заказ, полученный Рубенсом по возвращении на родину, — большая картина «Поклонение волхвов» для зала антверпенской ратуши (ныне — Прадо, Мадрид), дебют художника в родном городе и особенно исполнение им двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (оба — Собор, Антверпен) – быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена. «Рок благосклонный, ты нам подарил вдохновенного мужа, Сила чудесного дара его да будет воспета, Он вызывает на бой Полигнота кисть и Апеллеса. » — вторил ему брат Рубенса Филипп. Винченцо Гонзага, устроивший в своем дворце галерею портретов «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных», привлек к работе над ними и Рубенса. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.

Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами.

Никулин. Действительно, в Антверпене никто уже не мог соперничать с Рубенсом. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.

Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Впрочем, не только их количество отличает работу Рубенса от ее прототипа. Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. «Тела человеческие, — сетовал он в своем трактате «О подражании статуям», — уже теперь совсем не такие, какими они были, если судить по сочинениям авторов, как духовных, так и светских, которые говорят о героях, гигантах и циклопах». в красках твоих жизнь пламенеет сама. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.

Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».

И не случайно он использовал, например, для головы Вакха, как установили исследователи, мраморный бюст римского императора Вителлия (Лувр, Париж), с образом которого в сознании просвещенных людей XVI—XVII веков связывалось представление о пьянице и обжоре. Вакханалия – это ритуал, который проводили в знак служения богу Вакху. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца.