Ван Гог Картофель Картина

Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога. Ван Гог считал картину Едоки картофеля лучшим своим произведением. Картина Винсента ван Гога Едоки картофеля: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога.

Сюжет фантастической повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог» и фильма «Визит к Ван Гогу» снятого по её мотивам построен вокруг кражи «Едоков картофеля» путешественником во времени, позже раскаявшимся и вернувшим картину.

Картина "Едоки картофеля", Винсент Ван Гог, 1885 – описание

Эфемерная и трагическая идиллия. Ван Гог снова обратился к живописи и его брат Тео (единственный, кто поддерживал Винсента на протяжении всей его нелегкой жизни) помог ему уехать в Брюссель и попробовать себя в роли слушателя Королевской академии изящных искусств. Но куда.

Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода). В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. Столкнулись лицом к лицу два разных мира. Ведь он жил в стране, где лишь редко возникают яркие цветовые контрасты и где художники, мастера светотени, в силу сложившейся традиции приглушая цвет, никогда не используют его в чистом виде и стремятся выискать теневые эффекты они пишут – как говорят искусствоведы – валёрами.

Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. Депрессии, которые были и раньше, стали одолевать его всё чаще. И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить. В том числе с Клодом Моне. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего).

Уставшие (крестьяне вообще редко едят отдохнувшими), они безрадостно, но и спокойно поедают свой бедный ужин, ведя неспешный разговор. Да что там. К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо.

В этот период палитра Ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887--1888), «Мост через Сену» (1887), «Папаша Танги» (1887), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887). С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом. Он должен жить среди декорации своих сюжетов.

«Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. Но Ван Гог считает, что время академической живописи ушло, необходимы новые формы, новые герои, новые краски, а раз так, дойдёт дело и до покупателей.

– представить его как нечто абсолютно естественное. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». После этого он передумал идти по стезе священнослужителя.

Описание картины 
«Едоки картофеля»

Описание картины «Едоки картофеля»

Куда он шел. Он испытывает таинственное влечение к цвету. Продолжай писать, сделай для начала сто этюдов, а если и этого мало, сделай двести и посмотрим, не отобьет ли у тебя это охоту заняться чем-то на стороне. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884--1885), «Крестьянка» (1885), «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши.

И очень важно, каково это «другое». Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной. – Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей. Ван Гог учился в Академии художеств сначала в Брюсселе, а потом в Антверпене. В настоящее время полотно хранится в Музее Ван Гога в Амстердаме.

Описание картины 
Ван Гога Едоки картофеля

Описание картины Ван Гога Едоки картофеля

Винсент провел в Амстердаме три дня. В декабре 1883 года в небольшой брабантский (Брабант – провинция в Голландии) городок Нюэнен приехал ещё нестарый, но уже изрядно помятый жизнью человек. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей.

В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард. Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе). И Винсент снова остался один.

Ван Гог: описание 
картины «Едоки картофеля»

Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»

– к любым лишениям. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому. Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить. У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов.

В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. И он шел вперед гигантскими шагами. Его ходатайство было отклонено, а сам он отстранен от должности проповедника. Впрочем, желание быть полезным у него осталось.

Винсент Ван Гог 
– Едоки картофеля

Винсент Ван Гог – Едоки картофеля

Она была свидетельством трагической смерти художника. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. Возьмите любой из моих рисунков, – говорит он своему бывшему другу, – или любую из моих картин, какую захотите, какую я и сам Вам укажу, стараясь по возможности сохранить хладнокровие. Частые неудачи, необузданный нрав, срывы и постоянные переезды тоже не прошли бесследно. Прошло время колебаний, сомнений, вопросов.

Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

Описание картины 
Винсента ван Гога 
«Едоки картофеля»

Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»

И хотя писать на холсте будущий художник начал уже в зрелом возрасте, в 27 лет. Ван Гог взял свои краски, холсты, мольберт, кисти и пошел к хижине де Гротов. В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника.

Ты ни разу еще не продал ни одной моей вещи, – как-то раз написал он ему, совсем потеряв голову от обиды и гнева. Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии. Из всех цветов спектра только три – желтый, красный и синий – неразложимы на составные это первичные цвета, которые в смешении образуют вторичные. Вот тогда и произошел этот знаменитый инцидент. Приехал он к своему отцу, к своим родным, но Нюэнен не был его родиной.

Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их». Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине. Он отождествляет себя с ними.

С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. Ее поместили в утрехтскую клинику. Новые, совсем новые идеи приходили ему на ум и все громче звучал голос инстинкта, могучий голос инстинкта, который ни разу еще его не обманывал. И снова картина не удалась.

Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное. Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца. Вдвоем они много работали. Но не тут-то было.

Едоки картофеля 
– 1885 Ван Гог – 
картины

Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины

Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение. Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. Это висячая керосиновая лампа.

Соответственно темнота других частей картины усилена. Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро. Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. Несомненно почерневшая от времени, эта картина производит в оригинале сильнейшее впечатление и сейчас, – не последнюю роль тут играет ее сумрачный, глубокий, как звучание органа, материально осязаемый цвет. Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. Это и не удивительно.

Сюжет полотна очень прост. Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины. Я намерен и впредь поступать таким же образом. Я не хочу, чтобы они были академически правильны.

Винсенту Ван Гогу было 37 лет. Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса. Среди жителей Нюэнена он был белой вороной. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо. Теперь его волновали важные технические проблемы.

Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров. Почему бы и нам не поступать точно так же. Он даже сказал ему об этом.

Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. То и дело вспыхивали ссоры. Хотя все сомнения Винсента остались в прошлом, тем не менее легкость, которой он достиг, всего лишь начало. Вот оно теперь он был уверен, что крестьяне никогда не умрут. А вскоре и собственную хижину ему пришлось покинуть, так как местный пастор посчитал аморальным, что крестьяне позируют художнику.

Светлые краски. Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард. За обедом он ел, что ему подавали, почти молча, лишь изредка роняя иронические замечания, как правило, вызывавшие всеобщее недовольство. Работы почти никто не покупает, его манеру живописи называют «мазнёй» и «примитивом».

Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе. Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки. Вскоре Ван Гога увольняют с должности помощника пастора. Во взгляде художника горькая трезвость: это просто ужин убогих жителей печальной страны, запивающих плоды, взращенные на родной земле, горьким колониальным кофе. Здесь хранится большая часть работ художника. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям.

– говорил Винсент. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему. Наблюдая, он понял для себя одну важную вещь: рисуя человеческое тело, главное – передать движение, тем самым вдохнув в картину жизнь. Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать.

Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. Для чего же теперь оставаться в Нюэнене. В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Я говорю мы, так как деньги, которые ты мне посылаешь – я знаю, они достаются тебе нелегко, – дают тебе право, если только мне удастся создать стоящую картину, считать ее наполовину твоим собственным творением.

Картина Едоки картофеля 
Винсента ван Гога

Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога

Гоген уехал, Тео Ван Гог, напротив, стал ухаживать за братом. Художник должен быть художником и ничем больше. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками. Цвет – это поэзия.

Но в глубине души – да, он не отрицает – все это ему, в общем, довольно безразлично и он готов к тому, что, возможно, не добьется никакого непосредственного результата. Винсент был более философ, чем это принято думать. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны.

Рассматривая картину 
Ван Гога "Едоки 
картофеля"

Рассматривая картину Ван Гога "Едоки картофеля"

В обмен на проживание он обещал высылать Тео Ван Гогу свои картины. Судя по всему, он не слишком надеялся на это. – В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео.

– Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю. И вот, после нескольких лет бесплодной борьбы, Ван Гог возвратился в семью.

Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег. Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. Спорить с ними бесполезно, – писал он Тео, вынужденному выслушивать жалобы обеих сторон, так как родители также сетовали: Винсент с каждым днем становится нам все более чужим.

Ван Гог изучал разные художественные направления и стили в престижной частной студии, перенял изобразительную манеру импрессионистов – покрывать холст пятнами краски – и познакомился (благодаря брату) с Писсарро, Дега, Гогеном. Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал. Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ.

Ван Гог, Едоки картофеля: 
описание

Ван Гог, Едоки картофеля: описание

Керссе-макерсу он дал множество полезных советов. Все сомнения остались позади. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). Произошел давно назревавший его разрыв с семьей. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Вы потом измените свое мнение, – ответил тот. «Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880--1881) и Антверпене (1885--1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно. Вот я и говорю, – подчеркивал он в своих письмах, – что, создавая картины, я стараюсь жить, ни о чем другом не задумываясь. Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели.

Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий. – беспрестанно спрашивали они.

Чего он добивался. Картофель он писал картину в гамме картофеля, пыльного и нечищеного.

Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу. Его судьба определена иначе. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. Он должен бежать от этих унылых степей.

Уехал в Париж. Но конец всему положила безответная любовь.

Картина «Едоки картофеля» 
—настоящая крестьянская 
картина

Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина

Хроническое отравление дигиталисом в ряде случаев может сделать мир для больного желтым, как и в случае с Ван Гогом, который, должно быть, видел желтые круги вокруг звезд – как на знаменитой картине «Звездная ночь» (которую он написал в 1889-м в психиатрической лечебнице) и ряде других полотен. В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением. Они страдают, радуются, ненавидят.

Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном. Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы». Обилия его «болезненного» желтого, который спустя какое-то время приобрел «золотой» оттенок, ведь полотна Ван Гога стали на вес золота.

Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо. Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение. Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность. Цвет тоже является рассказчиком сюжета произведения.

Описание картины 
Винсента Ван Гога 
«Едоки картофеля»

Описание картины Винсента Ван Гога «Едоки картофеля»

Он избрал себе образцом Милле. Семейные беды еще больше сблизили братьев. Винсент сразу убежал, а Гоген предпочел переночевать в гостинице. Дает жизнь. Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет.

Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. «Едоки картофеля» стала первой крупной картиной, написанной в так называемый «нюэненский» период (по нидерландскому селению Нюэнен, где проживали родители художника). Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него».

  1. Человечность искусства Ван Гога
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. Блог о прекрасном — лёгкий культурный ликбез

Обычно такая яркая, позитивная, праздничная. Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий. Но делать ему на ней больше нечего. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом.

Человечность искусства 
Ван Гога

Здесь кончается «ранний Ван Гог». Sorrow is better than joy. Винсент стал старшим сыном и братом, у него было два брата и три сестры. К тому же он признавал только индивидуальную технику. И снова вспыльчивость и приступы ярости помешали ему завершить обучение. Так, значит, вперед.

Он давно уже перестал. Картины этого периода более сдержанные по цвету и содержанию, в основном – панорамные пейзажи. Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели. Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. Дом стоял в саду, среди деревьев. До этого еще очень далеко.

Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. Картина рассказывает о тяжелом труде семьи, что изображены на полотне. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва.

В качестве сюжетов для своих картин он – под влиянием Милле – избрал сцены пахоты, сева, жатвы, посадки картофеля изобразил пастуха со своим стадом и сборщиков хвороста. Он уезжает из дома, «в мир», доказывать свою правоту. Потянулись пасмурные месяцы. Почему ты не продаешь своих картин. Не поладил он и со священником католической церкви. В поисках утешения Винсент обратился к религии и захотел стать священником, как и его отец.

Снимки, сделанные из космоса, подтверждают фотографическое сходство водяных вихрей в мировом океане с ночным небом Ван Гога.

А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры. Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу. К последним Винсент питал истинную страсть. События тоже следовали одно за другим. Его сумасшествия боялись, а его картины, без сомнения, вызывали интерес.

После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента. Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль».

Его жажда писать не знала границ, в перерывах между припадками он писал самого себя и те пейзажи, которые мог видеть из окна своей палаты. Он хотел писать правдивые картины – не те, которые ждет от него публика.

Он стал художником. Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда. На самом деле имя «Винсент» предназначалось для старшего сына Ван Гогов, но он не прожил долго и потому имя перешло ко второму в семье чаду.

Не закончил. Всегда и за все надо платить. Его отец был протестанским пастором, а мать – дочерью переплетчика и продавца книг. По фасаду вился плющ. Хальс – колорист из колористов.

Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме. Тео убеждает Винсента расстаться с ней. Гейнсборо располагал к тому же безошибочным приемом, обеспечивающим цельность его композиций.

Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую. Долина Ла-Кро» (1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888). Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. Может, это и совпадение, но оно возвращает специалистов к изучению великого безумца.

Это одна фигура, один организм. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Это вялая, равнодушная дружба. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте.

Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане. Этого он и сам не знал. Отношения их никак нельзя было назвать идеальными, несколько лет назад они расстались, не понимая друг друга. Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. Но он жестоко ошибался.

Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы. Страдание свято.

Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей. Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски.

Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом. В этом большом поселке, насчитывавшем около двух тысяч жителей, было совсем немного протестантов, едва ли более сотни, но славный пастор снискал всеобщее расположение, как некогда в Зюндерте и Эттене. Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту.

Повторяю, я вынужден просить Вас об этом. Пуля пробила ребро и застряла в кости. В мае Винсент завершил свою картину.

Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Картины, которые передавали бы суть вещей в присущих им темных красках. Неточности, а подчас и огрехи. На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика. Так, например, о корзине с яблоками: Сказать тебе, как я написал этот этюд, совсем нетрудно: зеленый и красный – дополнительные цвета. О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному.

Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Безуспешно. И тем не менее я думаю: даже если я и впредь стану создавать произведения, в которых можно будет – при критическом к ним отношении – обнаружить такие ошибки, все же мои картины будут жить собственной жизнью и иметь право на существование, что, несомненно, перекроет их недостатки, особенно в глазах людей, которые сумеют оценить их характер и дух.

Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом. – восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета. На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными.

Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу. Винсент ощупью продвигался вперед. Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым. Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются. Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей. История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе.

Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда. Шахтеры любили его, но считали чужим. Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Моя палитра оттаяла, – констатировал он. Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись.

Я горю желанием видеть картины Рубенса. А после школы художник почти год прожил в нидерландской глубинке среди шахтеров. Нет, скорее всего, нет. В начале своей работы он пользовался локальным цветом иными словами, пытался достоверно передать на холсте предметы в присущем им цвете.

Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают. В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. Ван Гог поступил в протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем. В тот самый августовский день, когда он приехал в Утрехт, его не оставляли мысли о крупном полотне, над которым работал Ван Раппард и, разыскав дом своего друга, он постучался к нему.

Кругом все черным-черно. – говорил Винсент. Винсент торопился уехать. Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели.

Но. В 1886 году он переехал в Париж к своему брату Тео, который торговал произведениями искусства. Он встал, сорвал полотно с подрамника, отбросил его в угол и натянул новый холст. Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту. Он всей душой проникает в самые сокровенные глубины их жизни, приобщается к их судьбе, которую он не отделяет от своей собственной.

Его часто называют «сумасшедшим художником», приводят в подтверждение спутанные и навязчивые мысли, галлюцинации и припадки безумия, преследовавшие его всю жизнь. Дрожь нетерпения била Винсента. Вконец измучившись, Винсент оставил чулан и разместил мастерскую в двух комнатах, которые снял у пономаря католической церкви.

Его особой манеры смешивать краски и передавать реальность. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста. Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника. Братская привязанность Тео. Завтра, как и сегодня, она будет его кредо.

Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. Неужели его отец прав. И тут его осенило.

Одна лишь работа давала ему отдохновение. Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом. Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь.

В этом споре отец Ван Гога был не на стороне сына. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. Хотя ни одно из его произведений не принесло признание Ван Гогу при жизни автора. Вот так и родилась великолепная картина «Едоки картофеля». (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике).

Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены. Ни в коем случае. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Они, как люди, вовлечены в круг существования. То же относится к синему и желтому.

В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа. Вдобавок его новая пассия попыталась покончить с собой. Винсент возвратился из Амстердама, воодушевленный всем, что увидел нет, он не ошибся, он на верном пути: Некоторые художники, которых я знаю, но не хочу называть, неустанно бряцают тем, что они зовут техникой на мой взгляд, как раз они обладают слабой техникой. – принять предначертание судьбы. Но, разочаровавшись в учебе, бросил занятия и в 1878 году покинул Амстердам. Звали человека Винсент Ван Гог.

Абсолютно верно, – подтвердил он. Но поскольку картина взволновала его, я подарил ее ему и он принял ее, как я того хотел, без лишних слов, сказав мне только, что эта штука чертовски хороша. В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр). Это было одним из его любимых выражений. Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога.

Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен. Но есть одна объединяющая деталь в этой мрачной атмосфере изоляции – горящая лампа, символ его (Ван Гога) любви, свет, несущий утешение им в их одиночестве, от которого он сам так много страдал всю жизнь».

Это не давало ему покоя. Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами. – Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ. Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы.

Тогда Жигу спросил, почему он так думает.

Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года. Он учился в евангельской школе. Никогда. Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. Старые мастера пользовались подобной штукой.

Столько трудов даром, он снова промахнулся, упустил последний шанс. Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Он вконец озлобился. Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. Он как бы разучивал гаммы. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. К возмущению родных, Ван Гог и вернувшись домой, продолжает делать то, что «никому не нужно».

Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. Винсента попросту выгнали оттуда. Может быть, вернуться в Дренте. Окончательно охладев к работе, молодой Ван Гог был уволен.

Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему. Теперь Винсент одерживал один успех за другим. А с открытием портов в Японии и началом «японского бума» Ван Гог стал создавать этюды по мотивам японских эстампов. Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату.

Но это трудно осуществить. Винсент стал мастером своего дела. Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так.

«Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного. Его сначала поместили в больницу, а после буйного припадка – в палату для умалишенных.

В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе. Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью. С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели.

Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра). Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога. Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. Наконец-то картина смогла вместить нечто большее – то, что художник искал в этих краях. Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии.

«Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда». Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена. Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя.

Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты. Он стушевался и, надо сказать, без особого труда.

И шедевр родился в ноябре 1885 года. Все это надо прочно освоить. Картина Едоки картофеля стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады». Именно в этот период проявилось всё своеобразие художественной манеры Ван Гога. Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках».

Винсент будет писать картины. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке. На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами. Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел.

Мастер подчеркнул их натруженные руки. Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей. Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу. В конце концов, если уж Винсенту так приспичило быть художником, пусть рисует и продаёт картины, пусть забудет свои бредни о «настоящем» искусстве.

Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал. Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки.

Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания. Ван Гог был так потрясен, что утратил всякий интерес к работе. Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской. Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре.

Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету. Винсента презирали и третировали, как никогда раньше. Смотрите, как хорошо.

Это был сознательный замысел художника, а не результат непонимания возможностей цвета – Ван Гог прекрасно понимал их уже в то время. Он считал, что церковная должность – это такое же ремесло, что и другие, должно доставлять средства к существованию, а время подвигов во славу Христа давно прошло. Его вращающихся светил, создающих эффект движения.

Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Другой любопытный факт обнаружили специалисты НАСА – изучая полотна Ван Гога, они пришли к выводу, что океанические течения ведут себя именно так, как изобразил художник в «Звездной ночи». И какая чудесная стремительность. Что поделаешь. Жертвой своему призванию.

Ему ставили диагноз «шизофрения», а чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками, по мнению врачей, указывало на цветовую слепоту художника, тогда как он считал свою манеру изображения революционной и не доступной для понимания современников. Они не смотрят друг на друга. Винсент знал, чего он хочет и куда идет. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. Нет. Так что же, отказаться от мечты, забыть свои волшебные эксперименты в области цвета и рисовать «правильные» картины для обывателей.

Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе. Трудно вообразить более трагический контраст. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь. У родителей нет больше с сыном общего языка.

Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса. Здесь – мрачная, включающая большое количество оттенков серого. Винсента захлестнуло безграничное отчаяние. Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. С той и другой стороны были брошены резкие слова.

Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой. Пусть даже он найдет ее плохой. Доктор Гаше даже говорил о выздоровлении. В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. Роль человека в его творчестве становилась всё меньше и чаще служила стаффажем (то есть человеческая фигура использовалась лишь для того, чтобы внести немного жизни). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Ему удалось запечатлеть всю беспросветность каждого их дня. Это был серьезный удар. Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу. Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что». Техника – не риторика, она должна выражать личность художника. Они честно заработали свой хлеб, едоки картофеля.