Василий Григорьевич Перов Проводы Покойника

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, она производит неотразимое впечатление: вдали желтовато-рыжая полоска тумана, в окнах чуть светятся красноватые огни, а у заставы стоят столбы с двуглавыми орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная изрезанная полозьями саней дорога. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Такой поворот весьма не свойственен творчеству художника, ведь до возвращения в Москву Василий Перов (1864 год) писал сатирические изобличающие сюжеты. Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты.

Василия определили в частную школу Ступина (в Арзамасе) и два раза в неделю мальчик посещал занятия живописью. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. В 1868 году Перов написал картину "Последний кабак у заставы".

Снова углублялась внутренняя драма и опять важную роль принимал на себя пейзаж. В произведениях начала 1860-х годов Перов показал себя мастером картины-рассказа, созданной на сложной сюжетно-фабульной основе, в которую он умело ввел красноречивые бытовые подробности. Картина была написана. Нестеров.

Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. Перед нами Достоевский, пишущий роман "Бесы". На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Теперь художник увидел Россию как бы другими глазами. Перов быстро написал двоих крайних детей, но долго не мог найти коренника, мальчика в центре Тройки. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Безысходна доля не ведающих детства маленьких героев "Тройки" ("Ученики-мастеровые везут воду", 1866), безрадостно будущее юной гувернантки, оказавшейся, как в плену, в страшном мире "темного царства" ("Приезд гувернантки в купеческий дом", 1866), движимая отчаянием, покончила с собой молодая женщина ("Утопленница", 1867).

Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна.

Первая картина, написанная в новом для автора жанровом стиле и сразу же успех у публики. Через некоторое время полотно сняли свыставки идаже запретили демонстрировать вРоссии. В "Портрете Ф. М. Достоевского" (1872) звучит иная, трагическая нота. Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах».

Описание картины 
«Проводы покойника»

Описание картины «Проводы покойника»

Втомже году Перов написал еще одну картину сосхожим сюжетом— «Сельский крестный ход наПасхе». Лучшие произведения этих лет: картины "Проповедь на селе" (1861), "Сельский крестный ход на пасхе" (1861) и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862) выдвинули его на роль ведущего русского жанриста-обличителя. Перов тяготился заграничной жизнью истрастно желал вернуться домой. У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. На писателе поношенный порыжелый сюртук, тяжелые складки которого плотно ложатся на худое тело. Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер.

Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины. Два мальчика и девочка выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежонку, а они все тянут и тянут свои сани, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Больной, усталый измученный неразрешимыми противоречиями жизни, Достоевский погружен в себя его взор неуловим для зрителя (Перов пишет Достоевского в трехчетвертном повороте), а цепкий, "замковый" жест крепко сплетенных рук зримо отгораживает его от внешнего мира.

После долгих уговоров она согласилась. Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление. Ее столбы-обелиски, украшенные царскими орлами, резко взмыли в холодное закатное небо. Небольшие грустные картины Василия Григорьевича Перова, написанные им во второй половине 1860-х годов: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», — это лирические новеллы, повествующие о несчастной судьбе бедных людей. В рассказе. Она настолько обессилена горем, что физически не может даже сидеть.

В 1862 году Перов уехал за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Сначала он изобразил тело женщины, накрытое платком, затем, открыв ее лицо, показал навеки застывшее на нем скорбное выражение. За «Портрет В. В. Безсонова» он был награждён первой премией МОЛХ по заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского».

Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Запокупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, аПерову— ссылка вСоловецкий монастырь.

Однако жить было не на что и негде молодой художник из-за нужды хотел даже оставить учёбу, но в трудную минуту ему оказал помощь его преподаватель из училища, Е. Я. Васильев— «строгий даже немного рутинный классик», который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. Фигура испытывает наиболее сильное потрясение.

В картине «Проводы покойника» Перов изобразил событие, какое, по словам критика В. В. Стасова, «. Перов превратил неприглядный эпизод в емкий, обобщенный образ современной ему России. Метет поземка, зябко кутается в платок заждавшаяся своих подгулявших спутников крестьянка.

К обличительным полотнам и живописным драмам непосредственно примыкают такие его картины, как "Гитарист-бобыль" (1864) и "Учитель рисования" (1867), в которых за внешней бессобытийностью скрываются сложные человеческие судьбы Эти произведения отличают бесхитростность сюжетной коллизии, мягкий юмор и особая теплота образов, подлинно душевное (любимое слово Перова) отношение к человеку. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. В коротенькой новелле "Тетушка Марья" (1875) он повествует о печальной судьбе мальчика Васи изображенного в центре "Тройки".

Не случайно же он отказался от многофигурной сцены, наметившейся в первых эскизах (графическом и живописном): на берегу Москвы-реки, у Большого Каменного моста, множество людей столпилось вокруг поднятого из воды мертвого тела. Самая дальняя фигура, отвернувшаяся от зрителя, скорбно склонила голову. Темный, сумеречный фон, на котором выделяется фигура писателя, создает ощущение горестной тишины и одиночества. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца.

Описание картины 
Василия Перова «Проводы 
покойника»

Описание картины Василия Перова «Проводы покойника»

В1870-е годы остросоциальных работ уВасилия Перова стало меньше. На фоне его величественной, вечной, отстраненной (благодаря холодной цветовой гамме) красоты судьба утопленницы приобретает более емкий смысл, воплощая в себе трагедию одинокого человека в равнодушном к нему мире. В это время он создает образы крестьян. После окончания училища со своим другом, художником Прянишниковым, они бродили по окрестностям Москвы, наблюдали и обдумывали темы для своих картин.

Их образы позднее возникали на страницах перовских рассказов. Вдокументах ончислился как Васильев— пофамилии крестного. Картина была закончена в 1865 году.

Проводы покойника, 
Перов – обзоры картин

Проводы покойника, Перов – обзоры картин

В безотрадной сцене похорон крестьянина художник-бытописатель ощутил всем своим существом, понял неизбывное горе крестьянской семьи, потерявшей кормильца и опору. Изображенная на фоне снежного пейзажа, эта группа замкнута в своем силуэте, представляя как бы затерявшийся маленький мирок, отделенный в своем несчастье от остального мира. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма2. Видимо, друзья и недруги художника хорошо поняли истинный смысл этого произведения.

Таким произведением стал исполненный еще в 1861 году "Сельский крестный ход на Пасхе". Одним изсамых известных портретов стало полотно сФедором Достоевским. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Мучительно согбенная фигура писателя выступает из полумрака.

К началу 60-х годов Перов уже окончательно обрел свою жизненную и творческую позицию. Высокий лоб, полуопущенные, смотрящие в одну точку глаза, скорбно сжатый рот, ссутулившаяся под бременем забот фигура, жест рук, обхвативших колено тонкими, нервными пальцами, убедительно передают сложный душевный мир писателя, горечь его раздумий.

Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Художник вплотную подходил к решению портретных задач.

Какой ваше мнение о картине проводы покойника Василия Григорьевича Перова

Это особенно подчеркивают приоткрытые губы. Через три месяца обучение закончилось – старшие товарищи пригласили 13-летнего Васеньку на именины к некоей местной прелестнице, а после вечеринки извозчик привез домой абсолютно пьяного «живописца». После окончания училища в 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», композиция которой была построена на противопоставлении (контрастном сопоставлении) тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца инвалида войны, с мальчиком-поводырем. Свет, сосредоточенный на лице, выявляет его землистую бледность и аскетическую худобу. Усложнялся и образ городового. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности— картину оживляют лишь красные крапинки начерном галстуке писателя.

Мы видим высокий лоб, воспаленные, покрасневшие веки.

Василий Перов родился в1834 году всибирском городе Тобольске. "Фомушка-сыч" (1868) и "Странник" (1870. И тем более знаменательно, что это "безнравственное" полотно приобрел молодой тогда еще коллекционер Третьяков, выразив таким образом отношение прогрессивных кругов общества к обличительному направлению в целом.

Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты. Написано полотно на холсте масляными красками. Перовские жанры 60-х годов – явление сложное. Даже они оказываются погружены в атмосферу бессилия и отчаяния.

Ее хмурое лицо с потерянным взглядом выглядит крайне эмоционально. В картине "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862), построенной на резком противопоставлении образов монаха-лицемера и израненного калеки-слепца, героя (судя по крестам и медалям) Крымской войны.