Василий Перов Никита Пустосвят Спор О Вере

Перов никита пустосвят спор о вере

Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. С. 13-265) и Симеону Полоцкому (Симеон Полоцкий. В 1667 году «Жезл» был напечатан. В 1682 г. бывш.

Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17. Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят».

Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. И ненавидел он стрельцов самой лютой ненавистью. Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие». Литургию св.

На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана. Перов изобразил его сидящим на полу. Василий Великий, а литургию св. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты.

решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры». Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6. Александр провел расследование. М., 1667), к-рые упрекали Д. в невежестве, незнании «грамматики» и «философии». В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов).

Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе». 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1. Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. Их действия возглавил находившийся в это время в столице Д. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришел во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной.

Василия — св. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха». Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. царевна пришла к власти.

Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. И члены Кружка отказались повиноваться решению Собора 1654 года. Челобитная Никиты Пустосвята была составлена с такой убедительностью и богословской состоятельностью, что для ее опровержения Симеон Полоцкий написал труд Жезл Правления, в котором взгляды расколоучителя рассматриваются им в тридцати возобличениях. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты.

Никита пустосвят, 
дерзнувший спорить

Никита пустосвят, дерзнувший спорить

Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого.

Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года. Мне понравилась картина В. Г. Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. Царевна Софья на следующее утро приказала схватить их: Никита был казнён на Лобном месте (ему отсекли голову), а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать.

Архиеп. 1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят. В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом).

Картина Никита Пустосвят, 
Спор о вере, 1880-1881

Картина Никита Пустосвят, Спор о вере, 1880-1881

С. 80). 18 мая этого года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др. Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию – к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов. Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. По совету князя Хованского (начальника Стрелецкого приказа) для участия в предстоящих прениях и был приглашен известный своим ораторским искусством суздальский священник Никита, который вошел в историю с именем Пустосвят. Тем не менее полотно осталось незаконченным. Старообрядцы признавали Никиту столпом правоверия, церковные иерархи — грубым, вредным и невежественным расколоучителем (отсюда и значение его прозвища).

Лазарем и диак. соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. А именно на историю Соловецкого монастыря. В свою очередь и Симеон, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях».

Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46.

Никанор, в «Описании раскольнич. Но тот не знал русского языка и, вероятно, читал эту Челобитную в переводе Симеона Полоцкого (одного из лучших писателей того времени), однако составил на нее 31 отражение. Староверы не промолчали. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8.

Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. 15 нояб. Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят.

И. А. Хованским, по старому обряду. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. Диак.

Выше: что вы искали. Можно легко прочитать характер любого из них. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Челобитная вызвала ряд опровержений, наиболее известные из них (написаны в 1666-1667) принадлежат Паисию Лигариду (опубл. : МДИР.

Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. Эти жуткие картины стояли у него в глазах всю жизнь. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно.

Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. Жезл правления. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8.

Описание картины 
Василия Перова «Спор 
о вере»

Описание картины Василия Перова «Спор о вере»

На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. В челобитной Д. обратился не только к печатным книгам (старым и новым), но и к древним рукописям и памятникам иконописания и стенописи.

О челобитной стало известно властям. Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных на этом острове в Белом море. Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве.

Эта толпа увидела обоих братьев и успокоилась было. он принес покаяние на Соборе. Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13. Мне понравилась картина Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать.

Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228.

  • Рядом расположены достопримечательности
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Известия императорского археографического общества

С. 377). Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23. Самого дурака сбросили вниз прямо на копья стрелецкие. Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят.

Однако этот же традиционализм сыграл роковую роль в судьбе правительницы. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43. (М., 2003р). И всё это на глазах десятилетнего ребенка Петеньки. 1 – Все книги религиозные, а других вроде бы и не было тогда, переписывались от руки. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. XVII – нач. Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким согласились устроить диспут.

Рядом расположены 
достопримечательности

С. XI). В назидание.

И не так важно, прав или не прав Никита. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37. Печатное дело уже существовало, но не так чтобы сильно развито.

XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». И хоть поза Софьи и говорит об уверенности и высокомерии, но то, что последовало после этой встречи, показало весь ее страх. Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона.

Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали. Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены. Свет падал из глубины из шести окон. Л. 42-43 об. По ее приказу Никита был схвачен и казнен.

Есть головы положительно хорошие»1319. И всё. Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. Что ж, силы традиционализма в русском обществе были тогда еще очень сильны и с ними приходилось считаться. Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни».

Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542. Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Обстановка была напряженной, в рядах стрельцов не было единства, мн. Это парадоксально, но это факт.

Я хочу обратить внимание на другой эпизод подавления бунта староверов. Находили и убивали. Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» (Денисов С. Виноград российский.

Находясь под запрещением, Никита продолжал составлять свою Челобитную, которая была окончена им в 1665 году Узнав о ее существовании, правительство немедленно конфисковало сочинение (со всеми подготовленными списками) и поручило написать на нее опровержение Газскому митрополиту Паисию. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника. Это грекам у русских надо учиться, а не наоборот.

В 1681 г. Собор ответил отказом на прошение Д. разрешить ему священнодействовать. вы можете запросить все в системе с коробкой. Вятский еп. В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Мне понравилась картина В. Г. По свидетельству Саввы Романова (со слов Д. ), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР. хр.

Несмотря на сильно выраженную ярость, фигура самого Никиты меньше удалась художнику. Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45.

XVII в. (Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерус. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112. Стефана. — Не то написано, что в старых книгах. Справа от него— монах Сергий с челобитной.

Главное, что окончательную точку в споре о вере ставит государственная власть и ставит весьма жестоко. изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31. В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина.

мая 1666 г. на Большом Московском Соборе. Последующие исследователи (напр. Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований.

суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп. С. М. «Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, свящ. На одной из улочек Суздаля, рядом со Смоленской церковью, построенной жителями слободы Скучилиха, до сих пор сохранился неприметный на первый взгляд дом с простой тесовой крышей. Спор о вере».

По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48. Ч. 1. На следующий день был казнен Пустосвят.

Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Византийские образцы были более древними. В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». В тексты вкрадывались ошибки и описки.

Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». Т. 1. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года. В челобитных к государю и к Собору, просил о прощении и 26 августа 1667 года, по приказу царя, был освобождён и привезён в Москву, без возвращения сана.

Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. Стрельцы избили бояр, возвратили старшинство старшему царевичу (Иоанну): они сильны поднять и старую благочестивую веру, которую гонят никонианцы. А переписывали их по реформе с греческих образцов.

Царский духовник Стефан Внифатьев возглавил Кружок ревнителей благочестия, который создали боголюбцы, называвшие себя братия (или друзии). Никита Пустосвят держит крест, рядом с ним – монах Сергий, одетый в рясу и черную шапочку, в руках у него – челобитная с требованием восстановить старую веру. Д. был лишен права священнодействовать и передан городскому суду, решения которого неизвестны. 282, л. 26-27). 9-13 дек. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки.

1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп. Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят.

Вопрос состоял в том, по каким образцам переписывать. арх.

Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. апостола Иакова сократил св. К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21.

Между тем староверы все больше воодушевлялись. Посмотрите на него на картине «Утро стрелецкой казни» Этот взгляд скажет вам всё, всю его ненависть к тем, кто покусился на его власть. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». Стефана гос. Что мы знаем о нём. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34.

А это было не совсем одно и тоже. По византийским или греческим. По случаю рождения 27 авг. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура».

Ведь в глазах общественного мнения уходящей московской эпохи Петр Алексеевич был законным, «богом данным» царем и царевна Софья Алексеевна по достижении им абсолютнолетия превращалась в простую узурпаторшу, свергнуть которую не составило большого труда. Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». 21 нояб. К оценкам названных авторов, видимо, восходит несправедливое прозвище Д. Пустосвят.

Никон, патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44.

апр. - нач. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». На следующий день был казнен Пустосвят. из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придется всем. Ч. 1.

Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. Рубили на месте. На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. Он ведь даже и рубил им головы собственноручно. Столица Московского государства была объята стрелецкими волнениями.

Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1. Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. Николая Чудотворца мон-ре. Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35. На следующий день был казнен Пустосвят.

Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее – в 1667). В глубине изображён князь Иван Хованский32. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей).

В 1682 году он добился проведения «прений о вере». То есть коммунистическую веру. В авг. Надо было их править. Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя. Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах.

29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым.

Не дрогнувшей рукой. Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Л., 1985.

Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Текст касался больше не практических вопросов, которые волновали староверов, а диалектических тонкостей. После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. М., 1906. Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток». Т. 9.

На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведён из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений». Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп. «Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Но Жезл Правления, может и пятой части, а то и того менее, не удовлетворил моих вопросов. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849. Сложнейшее сплетение фигур позволяло щегольнуть множеством ракурсов. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие».

Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». К тому времени Добрынин уже томился в Угрешском монастыре, недалеко от Москвы, куда ссылали и пламенного протопопа Аввакума. В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7.

Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656). Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу.

Диспут проходил бурно. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг. Ч. 1.

Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. Я не с тобою говорю, а с патриархом». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Т. 4. Искра взорвала пороховую бочку. Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп.