Васнецов Птица Сирин И Алконост

Гамаюн, алконост, сирин — райские птицы Древней Руси

Справа, с хорошейстороны, воплощение надежды, радости и наслаждения. Сирин своим происхождением обязан литературной средневековой традиции. Картина «Песни радости и печали» – живое воплощение пришедшего из Греции образа. По словам Л. А. Новиковой (которая ещё со студенческих лет увлекалась русским народным искусством и ездила в фольклорные экспедиции на Север), птица Сирин изображена как символ счастья121314. Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях.

Сирин и Алконост встречаются в народном русском искусстве в изразцах XVII века (например, в церкви Восресения на Дебре в Костроме), в северных росписях XVIII-XIX веков (на дверцах шкафов, на внутренней стороне крышки сундуков) и в старообрядческом рисованном лубке XVIII-XIX веков. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.

Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Говорится также, что если яйцо алкиона «праздно» (т. е. Твоё имя Птица Гамаюн —посланница славянских богов их глашатай. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя неощущает. Изображалась в видесерой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а такжев виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями.

Алконост и Сирин 
– птицы радости 
и печали

Алконост и Сирин – птицы радости и печали

Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке. Но у Васнецова почему-то наоборот: сирин – птица радости, алконост – птица печали. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем.

Но ви рай, простите в русской традиции это загробное место. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. По легенде, пение этой птицы способно утешить страждущего, возвещает светлое будущее. Голова Сирин иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё нимб.

Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах (Киев, Корсунь). Это наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество. В более поздних сборниках алконосту приписывается свойство струфокамила (страуса), который не отводит взгляда от яиц в гнезде, пока птенцы не вылупятся. ОтветитьOksana Tulpaгод назадСпасибо я тоже читаю wikipedia регулярно, но с символизмом я знакома не по наслышке еще задолго до ее появления. Да Сирин происходит от Сирены, как Алконост от Алкиона. В крестьянском же искусстве образ Сирина стал символом радости и счастья.

Сирин, гамаюн и 
алконост – мифическая 
полуженщиа-полуптица

Сирин, гамаюн и алконост – мифическая полуженщиа-полуптица

Наоборот, как мы помним, связаны с ними трагические мотивы гибели слушающих их чарующие песни или встречающих их на своём пути в пустынных местах. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год). Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста. Птица смахивает с крыльев живую росу, преображая плоды.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. Пробежав стихи, редактор журнала старый либерал В. П. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусскойлитературы и лубочным картинкам. Алконост изображается полуженщинойполуптицей с большими разноцветнымиперьями (крыльями), человеческими руками и телом. Скалы острова сирен были усеяны костями и высохшей кожей их жертв.

С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Тревожно звучит черный цвет оперения Алконоста, предвещающем смерть и печаль. Около головы Сирина надпись: «Видом и гласом».

Райские птицы Сирин, 
Гамаюн и Алконост

Райские птицы Сирин, Гамаюн и Алконост

Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории. Виктор Михайлович Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси.

Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. В «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского говорится просто о том, что алкион строит гнездо на берегу моря и выводит птенцов зимой. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса. Девичья голова, осененнаякороной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.

Название и образ её, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где речь идёт о зимородке— алкионе (греч. А так обозначало шум, но он ей придал мистики. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси.

В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста. Посему в некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира. Образ птицы Сирин с небольшой короной на голове мы встречаем и на одном из резных каменных панно, размещённых на стенах станционного зала станции «Перово» Московского метрополитена (открыта в 1979 году).

И вот изображение пусть не самой хоругви, но этого эскиза отыскать удалось. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», носвязанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. По легендеявляется душой бога Солнца Ра. Мифы меняя страну несколько меняются. Сирены первоначально были нимфами из окружения юной богини Персефоны.

Великая гармония жизни. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. Алконост попадается гораздо реже. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств.

Алканост Алкон стоо (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендахрайская птицадева бога солнца Хорса, приносящая счастье. Чуть позже, после отмены в 1905 г. гонений на старообрядчество «русское искусство переживает удивительную эпоху национального ренессанса, старообрядцы возводят свои новые храмы в стиле старых русских церквей дониконовской эпохи», в Москве на Рогожском кладбище воздвигают «высокий храм-колокольню, с одним высоким куполом и двумя боковыми, более низкими. Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада и как они попали в русскую культуру. Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины. На формирование уникального внутреннего мира художникаповлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птицаСирин. Сирин поет песни радости, тогда как Алконост – песни печали. Женщина-птица Алконост – образ удивительный и многогранный.

Алконост попадается гораздо реже. Другая румяна, весела, ее лицо излучает всепоглощающую радость. В результате неверных трактовок морская птица стала именем нарицательным. Революцию художник Васнецов так и не принял. Ее явление человеку служило предупреждением о скором отходе в мир иной. Есть и иная версия их превращения.

Не случайно алконост в «Шестодневах», «Физиологах» и «Бестиариях» – символ заботы Бога даже о самом малом творении своём. Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах (Киев, Корсунь). Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Под картинкой заглавие: «Есть же о птице сей сказание таково». В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Но сама она в руки не идет, вот таким образом охотники шли на хитрость: похищали тщательно охраняемое яйцо у светлой девы, ожидая, что она пойдет на его поиски и попадется в ловушку.

Легенды о птицах 
Гамаюн, Сирин и 
Алконост

Легенды о птицах Гамаюн, Сирин и Алконост

В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве, однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок).

Посему в некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира6. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью».

Острогорский сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится. » – и выпроводил поэта «со свирепым добродушием». Песнь радости и печали. Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Название граничит со словом «вебен», означающим«сиять». По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворехрама Ра.

Их оперение доходит до плеч – Васнецов не стал изображать их гологрудыми. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы (Климент Смолятич, Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в. ) и лубочным картинкам. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Античных Сиринов он связывает с богиней плодородия Деметрой, которую у славян сменила Мокошь. Согласно легенде, ее пение предвещает светлое, радостное будущее.

Позвольте немножко дополнить. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Ниже текст: В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух возлетати жилищам и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает. От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле.

Предание о дровосеке 
и темной дево-птице

Предание о дровосеке и темной дево-птице

Опытный редактор не понял, не разглядел, что перед ним поэт, которому самому суждено было стать вещим Гамаюном, что его устами древняя птица предвещала время неслыханных катастроф и потрясений, «и трус и голод и пожар» и «казней ряд кровавых» и «злодеев силу, гибель правых» – всё то, что суждено было испытать России в наступающем XX в. Сирин на виноградном дереве 1710гПо описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительныеморские птицыдевы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников иувлекала их в царство смерти. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Сирин, наоборот, представлена как воплощение несчастной души.

В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве5, однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок). Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краюморя» и тогда семь дней стоит безветренная погода.

Сирин и Алконост очень часто можно увидеть изображенными вместе. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовалии другую мифическую птицу — Алконоста. Как пишет академик Б. А. Рыбаков, образ птицы-девы был распространен задолго до Гомера: в крито-микенской культуре найдены статуэтки крылатых женщин. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. На старинных дохристианских рисунках, лубочных картинках, дева встречается часто. По преданиям богиня Алконост своим пением исцеляет и приносит счастье в жилище, вот таким образом люди не раз пытались заманить ее и неволить, чтобы пользоваться предоставляемыми ею благами.

Сказочные птицы: Алконост, Сирин, Гамаюн, Феникс

) слова славянского текста «алкионъ есть птица морская» превратилось в «алконостъ». Полностью перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное» направление в современной ему российской живописи. В картуше название «Птица Сирин святого и блаженного рая» и текст: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле вслед тоя ходит, дондеже пад умирает, гласа её слышати не престает». По народному сказанию, утром на Яблочный спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет.

Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века1. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. ИзображенАлконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

  1. Картина "Сирин и Алконост", Васнецов, 1896
  2. Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
  3. Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
  4. Виктор Васнецов Песнь радости и печали, 1896
  5. Третьяковская галерея выставила знаменитую картину Васнецова «Сирин и Алконост»

Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря» и тогда семь дней стоит безветренная погода. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря» и тогда семь дней стоит безветренная погода. Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Ее оперенье художник изобразил в черном цвете. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари.

Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Алконост утешаетсвоим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Зовут их Алконост, Сирин и Гамаюн.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Птица Алконост в славянской мифологии
  3. ПТИЦА СИРИН и ПТИЦА АЛКОНОСТ в славянской мифологии и словесности

Когда она поет, в это время сама себя не чувствует. В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном.

Она очень скованна, голова наклонена вниз, волосы развевает ветер. В 1900 г. А. Блок попытался опубликовать это стихотворение, как и второе, посвящённое Алконосту и Сирину, в журнале «Мир Божий». Лучшие полотна этого художника несут на себе след уверенной и точной руки.

Мы с удовольствием их опубликуем. В руках держитрайские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Авторы архитектурно-художественного оформления станции— художники Л. А. Новикова и В. И. Филатов, опиравшиеся на традиции русского народного прикладного искусства, выполнили эти резные панно в традиционном русском «хоромном» стиле.

Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. Конечно же, нет.

Картина "Сирин и 
Алконост", Васнецов, 
1896

В народном искусстве птица Алконост это символ красоты, надежды, мечты о счастье иногда – символ грядущей награды за праведную жизнь, а порой – символ соблазна (сродни древнегреческих сирен). Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Многие из них явно «графичны», «иллюстративны» по манере исполнения.

По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь.

Вся её поза говорит о скованности горем. Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо.

В самом храме живопись выдержана в старом русском стиле». Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке. предлагаемой вами статьи смешал в одно греческие мифы и русские. Гамаюн — птица вещаяюи Гама н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, егоглашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, ктоумеет слышать тайное. Уравновешивалось отрицательное воздействие на людей одной из птице-дев. Существуюттакже изображения Бенну в виде человека с головой цапли. Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало. Сирина изображали, как оберег на домах в молитвословах, Алконоста реже. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира.

У Виктора Васнецова есть известная картина – Сирин и Алконост.

Картина вполне в традиции – две девы-птицы, обе в венцах, обе прекрасны, хотя их тела полностью птичьи. Даже поза буквально говорит о каком-то горе. В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве, однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок).

По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью».

Конечно же, нет. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств.

Не случайно алконост в «Шестодневах», «Физиологах» и «Бестиариях» – символ заботы Бога даже о самом малом творении своём. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса. Птица Симург Симург – вещая птица, первоначально встречаласьлишь в иранских мифах, но позже ареалом ееобитания стала и тюркская традиция (Симургперелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов). На новом месте Симург вполне обжился, о чемсвидетельствует, например, факт присутствия его вузбекских дастанах.

Мне стало интересно – чем же отличаются эти две райские птицы – алконост и сирин. Когда Гамаюн летит с восхода, приходитсмертоносная буря. Сын сельского священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

Сирин своим происхождением также обязана литературной средневековой традиции. Бенну (БенБен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. Она в такт своей песне размахивает крыльями. Вестником несчастий был такжеДив или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева. Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки наювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячихподвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетахзапястьях.

По сказанию XVII векаалконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Видимо, произошла какая-то путаница.

Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. В переводе с древнегреческого зимородок звучит как «алкион», но книгописцы исказили необычное для слуха название. Его трагичность еще сильнее воспринимается рядом с белыми крыльями Сирина — птицы радости.

О них упоминают русские летописи их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». Когда её похитил властелин загробного мира Аид, разгневанная мать Персефоны богиня плодородия Деметра придала сиренам их полуптичий облик. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя.

А после полудня прилетает птица Алконост, которая радуется и смеётся.