Веласкес Менины Картина

Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо.

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В «Венере с зеркалом» (ок.

По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором художник показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Это Веласкес.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. На это указывает отражение в зеркале. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

История одной картины: 
«Менины» Веласкеса

История одной картины: «Менины» Веласкеса

В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Живопись, в отличие от поэзии и музыки, считалась ремеслом, а не искусством4, однако Веласкесу удалось сделать удачную карьеру при дворе Филиппа IV. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.

Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). А почему в мастерской находится инфанта. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Загадка заключается в другом. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Разумеется, нет. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины».

В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно.

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.

Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Но смотрит и художник. Объект – если не изображении, то всеобщего внимания – вынесен за пределы картины и тем не менее представлен в ней различным знаками.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Раскрывая смысл происходящего, он соблюдает нормы этикета и вместе с тем прибегает к иносказанию, к средствам эзопова языка. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Но не это главное в полотне. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

Малоизвестные факты 
о картине Диего 
Веласкеса «Менины»

Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Например, зашифрованный автопортрет самого художника.

В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему.

Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Инфанта, напротив, ярко освещена.

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13. Однако то, что он изображен именно как художник, в самом процессе творчества, позволяет иначе истолковать его действительную роль, в которой он выступает господином положения, тем, благодаря кому все существующее на холсте и обрело зримо действительное существование.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева

Загадка самой известной картины Кустодиева

В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Скорее всего это портрет королевской четы. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Но здесь возникают новые вопросы. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи.

Фигура карлицы. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».

Быть может, то, что вижу, — сон. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  6. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  7. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  8. Самое интересное в виде мозаики

Ему 57 лет. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.

Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне.

Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. И творчество побеждает.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  • Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе

По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Если закрыть узкую полосу в верхней части картины и превратить ее в квадрат, можно убедиться, насколько важны эти соотношения. Она вызвала на состязание Афину. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса.

  1. Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  2. Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  3. Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

Итак, время действия – 1656 год. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных.

За пределами холста или внутри него. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Верхняя свободна, более воздушна и легка.

И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. А с другой – сам бросает вызов богам. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Но, может быть, это «Менины».