Веласкес Менины Описание

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства. В «Венере с зеркалом» (ок. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.

Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Но здесь возникают новые вопросы. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Скорее всего это портрет королевской четы.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
  • Описание картины Веласкеса «Менины»

2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно.

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки.

  • Менины (картина, Веласкес, 1656)
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  • Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  • «Менины» Веласкеса: картина о картине
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Но, может быть, это «Менины».

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Верхняя свободна, более воздушна и легка. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время.

Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • Сравнение изобразительных средств
  • «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе
  • Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога

Совершенно по-новому понимает свою задачу Веласкес. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

– девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.

  • Загадка самой известной картины Кустодиева
  • Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  • Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская.

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Акцент на зеркале усиливается его подсвеченными краями и яркостью отражения, резко контрастирующей с тёмной стеной26. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. У Филиппа имелось собственное кресло в ателье, в котором он часто наблюдал за работой Веласкеса.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная.

В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену.

Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.

А почему в мастерской находится инфанта. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Однако это положение требует оговорок и поправок. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

Солнечный свет заливает весь второй план картины. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. То есть король вступил в инцестуозные отношения. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше.

Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Быть может, то, что вижу, — сон. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным.

Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Лица обеих групп реальны. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства.

Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. С. 330). Как известно, очаровательная девочка была общей любимицей во дворце, живым своим обликом, бойкостью поведения развлекала и радовал, находилась в центре всеобщего внимания и замысел Веласкеса мог состоять как раз в том, чтобы представить одну из подобных сцен, расширяя обычные границы портретного жанра.

Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Но смотрит и художник.

Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко.

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Единственный подтверждённый автопортрет Веласкеса не случайно изображает его во дворце, в окружении монарших особ и придворных10. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Здесь в полной мере проявляется остроумие и глубина замысла Веласкеса ибо обращение к королям оказывается обращением именно к отражению и все становится на свои места.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика.

Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

«Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.

А с другой – сам бросает вызов богам. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.

«Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века.

1 – инфанта Маргарита. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.

Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. Слева на переднем плане инфант Фердинанд.

Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50.

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания.

Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.

Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

Оба поворачивают культуру лицом к реальности. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Ему 57 лет. И творчество побеждает. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего.

Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Я никому не прислуживаюсь. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Это сцены из жизни простых людей. Ту из них, которая подаёт инфанте сосуд, звали донья Мария Сармиенто, другую — Изабелла де Веласко. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». И творчество побеждает. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, совершенно независимого и нелицеприятного суждения.

Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца.

Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Фигура карлицы. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.

Это Веласкес. И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. К нему мастер обращался и ранее. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов.

За спиной художника висит зеркало, в котором на фоне алой драпировки отражаются король Испании Филипп IV и его супруга Марианна Австрийская. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». На это указывает отражение в зеркале. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Эта техника известна также как «эффект Дросте».

Если закрыть узкую полосу в верхней части картины и превратить ее в квадрат, можно убедиться, насколько важны эти соотношения. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.

Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Короля и королевы не видно.

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.

Не буду умножать и без того многочисленные вопросы, среди картин, висящих на дальней стене зала, одна как бы светится изнутри. Разворачивая пространство игры и возможностей совершенно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему.

Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Он выступает таким резким силуэтом на светлом фоне двери, что глаз зрителя, минуя фигуры переднего плана, невольно стремится к нему.

Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Итак, время действия – 1656 год. Но что он рисует. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. С. 39).

Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Вы дали себе труд родиться, только и всего. Тайна этого мира раскрывается тогда, когда мы задаем себе вопрос, что могло бы находиться перед позировавшим королевским семейством, а также перед Гойей, поместившимся со своим холстом позади моделей и следовательно, в обычных обстоятельствах ничего, кроме их спин и затылков, не должным видеть.

За пределами холста или внутри него. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». Известно его понимание живописи, подтверждение которого не составляет труда, настолько оно прямолинейно, постоянно и ригористично.

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Афина и Арахна. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу.

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Инфанта, напротив, ярко освещена.

В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Раскрывая смысл происходящего, он соблюдает нормы этикета и вместе с тем прибегает к иносказанию, к средствам эзопова языка. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Однако это положение требует оговорок и поправок. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.

С. 34). Разумеется, нет. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. В одном письме другу Гойя писал об аудиенции у короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть всех почестей, которые благодаря Богу, он получил от короля, королевы и принцессы, показав им картины, добавляя: я поцеловал их руки, никогда не испытывал так много счастья. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины.

Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо.

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству.

Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи.