Веласкес Венера Перед Зеркалом Картина
Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна.
Венера перед зеркалом, Диего Веласкес — описание
6августа 1660 года художника не стало. И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал. Он был напоминанием о том счастливом времени, когда люди не проводили всю жизнь в мучительных поисках своей половины. Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. Это — общественная собственность. С тех пор жизнь великого мастера была неразрывно связана с мадридским двором.
Помимо этих тайн картине приписывают также и мистическую силу. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Веласкес тогда переживал личный кризис, жену в поездку он не взял.
«Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась.
Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Король бежал, но затем в гневе вернулся со своими приближенными в монастырь и устроил в его святых стенах нечто столь кощунственное, что о подробностях происшедшего мадридцы потом осмеливались говорить только шепотом.
Описание картины «Венера перед зеркалом»
Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело.
Но любовь заставила Веласкеса пойти на риск. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
Описание и анализ картины Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом»
Не исключено, что именно эта итальянка позировала художнику для его Венеры. Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Нет ничего вечного.
Мастер любил экспериментировать. (Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. Более того, точно не известно и время создания полотна. По этой причине от полотна отказывались не только частные коллекционеры, но и музеи.
Интерпретация произведения Веласкес Диего де Сильва «Венера с зеркалом»
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Однако неестественная поза женщины и ее переплетенные пальцы не наводят на мысль о спокойном времяпрепровождении. Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06).
Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. Необходимо было собрать эту сумму по подписке, а для этого надо было просить, уговаривать, разъяснять, проникать всюду и везде. Первое письменное упоминание о картине «Венера перед зеркалом» датировано 1651 годом — в описи коллекции маркиза дель Карпио. Возникает вопрос: кто на кого смотрит — вполне конкретная девушка на свое идеальное изображение или идеальное изображение на свой конкретный прототип. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году).
«Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. Есть все основания думать, что художник заставил зеркало потускнеть намеренно.
Нет ничего вечного. Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. Так им не позволялось изображать голое тело. В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант.
Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов — в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X. Папа был весьма доволен работой испанского живописца и в честь признания его таланта наградил художника папской медалью и золотой цепью. Все было подчинено вере. но еще и горда.
Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Картина Диего Веласкеса«Венера с зеркалом» написана в 1664 году. А картина была полностью реставрирована и возвращена в галерею, где находится и по сей день. В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
Картина Венера с зеркалом Диего Веласкеса
Подобные греховные сюжеты резко осуждались испанской инквизицией. Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. В 1914 году с картиной приключилось несчастье.
Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. Должны ли мы понимать это в духе характерных для 18 века идей, соответственно которым все, даже божественная красота, подвластно времени и имеет сугубо преходящий характер. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает.
Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. И почему здесь неправильная перспектива. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет.
Диего Веласкес «Венера с зеркалом»
Как раз после смерти герцогини картина приобрела дурную славу. В марте 1914 года безумная леди Мэри Ричардсон набросилась на картину с тесаком. Еще загадочнее кажется это зеркало, когда мы понимаем, что даже видимый в нем размытый абрис божественных черт не более, чем обманка: любой знакомый с геометрией человек, рассмотрев картину заметит, что с того места, где лежит Венера, её лицо попросту не может отразиться в изображенном зеркале.
Написал себя среди царственных особ, равным среди равных — в этой картине есть зеркало, в котором зритель видит отражение присутствующих в зале короля и королевы. И действительно, есть свидетельства того, что у него в Италии была возлюбленная и более того, она, уже после его отъезда в Испанию, родила ему сына, на содержание которого Веласкес потом отправлял деньги. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Так им не позволялось изображать голое тело. Все — суета сует. Она успела нанести шедевру семь порезов, возмущаясь как приличные джентльмены могут часами смотреть на это бесстыдство. Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это».
Картина «Венера перед зеркалом имеет» и другие названия
У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин. Банкиры – чувствительный народ. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать.
И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая, тёмно-красная драпировка на заднем плане. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории.
«На старости лет. Стали говорить о том, что картина приносит несчастья. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим.
Её любил другой великий испанский художник, Франсиско Гойя. Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими.
Картина Венера перед зеркалом (1647—1651)
Доносы были делом привычным, а потому над всеми испанцами висела страшная угроза — оказаться перед святым трибуналом, ведь у любого могли оказаться тайные недоброжелатели. Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. На всеобщее обозрение она была представлена в Англии, куда была привезена лишь в XIX веке. Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства.
Мазок у художника не есть одинаковое движение кисти, безотносительное к форме, цвету и фактуре предметов. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера».
Тайны и легенды Венеры с зеркалом
В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Многообразны приемы техники Веласкеса. Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии.
Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. Вкусы ценителей красоты всегда отличались.
Где бы она ни оказалась, от нее пытались тут же избавиться. От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини. Все, провожавшие Веласкеса в последний путь, отметили, что никто из рыцарей святого Яго на похороны не пришел, хотя по обычаю орден всегда отдавал почести своим почившим рыцарям. Венера – олицетворение идеальной красоты, мнения о которой редко совпадают.
Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. В 1550-х годах его использовал Тициан, считавший картину «Туалет Венеры» одним из своих лучших творений (рис. 2). Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.
Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. Статьи о происшедшем в Национальной галерее появились на первых полосах газет и журналисты тут же прозвали Мэри Ричардсон по аналогии с легендарным убийцей Джеком-Потрошителем Мэри-Потрошительницей. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения.
Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ. Однажды, когда художника спросили. После его смерти картину унаследовала его внучка – герцогиня Каэтана Альба, которую прославил другой великий испанец – Франсиско Гойя. Я имею в виду этого господина, что на лестнице. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы.
Веласкес «Венера с зеркалом»: история картины
Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве.
В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать. Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви.
Описание картины Диего Веласкеса «Венера с зеркалом»
В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Служителям Господа удалось заполучить не только невероятные богатства, но и огромную власть. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. После кончины маркиза дель Карпио полотно досталось его дочери Каталине.
Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса.
Кроме того. Но все же один из строгих запретов свой страны Диего Веласкес ради любви нарушил. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Работа понравилась как поэту, так и его знакомым вельможам.
Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. Именно тут мы и разим врага». Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651.
«Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием — «Венера Рокебю».
К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Венера изображена спиной к зрителю, ее лицо размыто в темном зеркале.
Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». В 1623 году Веласкесу повезло — известный придворный поэт Луис де Гонгора-и-Арготе доверил ему создание портрета.
Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял.
- ДИЕГО ВЕЛАСКЕС "ВЕНЕРА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ"
- Раскрывая тайну богини Веласкеса
- Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
- Подписка на блог по электронной почте
- Пластиковые рамки для фотографий
В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». История искусства периода барокко. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам.
Красота и жизнь — мимолетны. Но не последний. Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. Веласкес был главным ассенизатором дворца. Картину приобрёл другой богатый испанец, хозяин торговых складов в мадридском порту.
А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел».
По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). Размер картины 122 x 177 см, холст, масло. На полотне изображена молодая богиня любви.
- Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской
- Багетные рамки для вышивки икон
- 13 фильмов про разговор с Отцом
Гойя и Мане, Дега и Матисс вслед за гениальным испанцем создавали своих Венер — со своими характерами, со своими несовершенствами, прекрасных, сводящих с ума, обворожительных и уже совсем не богинь. Но спустя несколько дней его склады загорелись от внезапно ударившей молнии — и богач разорился. Именно тут мы и разим врага». Кусок холста, на котором они изображены, художник надставил позже. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса.
В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Что имел в виду автор.
Красота и жизнь мимолетны. Ряд исследователей указывает на то, что исходным образцом специфической веретенообразной позы Венеры стала скульптурная фигура античного Гермафродита, ныне хранящаяся в Лувре. К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл. Теперь даже святая инквизиция не могла перечить одобрению короля. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. Что касается зеркал, то игра с их таинственными глубинами так увлекла Веласкеса, что он продолжил её и в своем следующем творении – картине «Семейный портрет короля Филиппа IV», вошедшего в золотой фонд мировой живописи под названием «Менины» (рис. 4).
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно.
Картина находилась в коллекции маркиза Гаспара дель Карпио. Конечно же, ее тут же арестовали. Категории эстетики заменили космизм эллинского искусства и стали новым фундаментом для философского обоснования микро- и макрокосма обнаженной натуры. Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Зачем же оно понадобилось Веласкесу.
У итальянцев манера написания Венер более раскованная – они все позируют обнаженными в позах, обращенных к зрителю. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место. статью «Менины»). Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. Полотно снова выставили на продажу. Все – суета сует.
Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы. Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей. (К слову, более 80 лет она хранилась в России, в Государственном Эрмитаже, пока не была продана в числе других шедевров во время печально известных «эрмитажных распродаж». ) Еще одним великим художником, которого вдохновил тот же сюжет, был фламандец Питер Пауль Рубенс, создавший свое плотно «Венера перед зеркалом» шестьюдесятью годами позже Тициана (рис 3). Возвращаясь к теме канона изображения Венеры, стыдливой и целомудренной, можно заметить еще одно значимое отступление Веласкеса от исходного образца, которое намечает иную смысловую перспективу в истолковании картины. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса.
Глядясь в зеркало, совершенствоваться духовно и при этом забыть о телесном – вот что требовала католическая мораль. В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное). Это – общественная собственность.
Такое, вот, несоответствие. Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Мастерская живописца располагалась рядом с королевскими покоями.
Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры. В конце концов в 1813 году один из английских перекупщиков за бесценок купил «Венеру с зеркалом» и в Англии за 500 фунтов перепродал её другу Вальтера Скотта Морритту. Но существует и другая версия – полотно было создано в Испании и на картине не итальянка, а настоящая испанка, очаровательная Дамиана известная всему Мадриду актриса и танцовщица. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Моррит, друг Вальтера Скотта.
«Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Все было подчинено вере.
Купцу пришлось продавать все, что у него было. В миссию художника (по поручению короля Филиппа IV) входило приобретение произведений искусства для коллекции Эскориала. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Через три дня в его дом забрались грабители и убили хозяина. То было высшим признанием его таланта.
Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии.
Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Черты ее лица размыты, чтобы никто не смог узнать. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. По легенде, «Венера с зеркалом» была показана Филиппу IV — и ему понравилось, что в зеркале отражается лицо не слишком красивой женщины. Его выкупил состоятельный ростовщик.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Филипп IV дважды (в 1629-1631 годах и 1648-1651 годах) отправлял Диего в Италию — повышать мастерство, а также закупать для королевской коллекции шедевры итальянской живописи и античной скульптуры. Ряд исследователей указывают на то, что исходным образцом специфической веретенообразной позы Венеры стала скульптурная фигура античного Гермафордита, ныне хранящаяся в Лувре. "Венера перед зеркалом" работы Веласкеса. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью.
В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину.
Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. Его учителями были знаменитые испанские художники того времени Франсиско Эррера Старший и Франсиско Пачеко, на дочери которого Диего женился. В его имении Рокби-холл, затерянном на севере Англии, шедевр Веласкеса снова оказался на многие десятки лет скрытым от глаз широкой публики и почти забытым. Иначе говоря, сладко ничего не делать. 6 августа 1660 года художника не стало.
Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. Но у Веласкеса лица Венеры мы разглядеть не можем: в зеркале отражен лишь смутный силуэт. Веласкес в своих портретах старался добиться предельно точного отражения времени и личности своих героев.
Высокомерная публика. Именно с неё он написал свою Венеру — «Маху обнажённую» (в переводе с испанского maja — «свободная женщина», так называли женщин, ведущих независимый образ жизни). Конечно, Веласкес принял это предложение. Лицо ее видно лишь в зеркале. За ослушание грозили строгие санкции, вплоть до отлучения от церкви. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.
Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Необычна композиция картины. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. Ей удалось нанести семь ударов.
Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Впоследствии, он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя.
А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный. Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. После этого «Венера с зеркалом» долго не могла найти нового владельца. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман.
А через некоторое время того изгнали из страны, конфисковав все имущество. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. Дамиана была близкой приятельницей маркиза дона Гаспара де Эличе дель Карпио, страстного коллекционера, почитателя искусств и любителя хорошеньких женщин. Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской академией художеств в 1890 году. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599-1660 годы) родился в Севилье в небогатой дворянской семье.
Телесная, чувственная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). И все это из-за каких-то там прав женщин.
Больше с картиной ничего странного не случалось. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»).
С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам.
Но я о другом. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. Сплетники утверждали, что от этой любви к живописи у Фламинии родился ребенок.
«Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Новым владельцем картины стал купец из Мадрида. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов.