Веласкес Завтрак

«завтрак» — картина испанского художника Диего Веласкеса из собрания будапештского Музея изобразительных искусств.

Лица людей изображенных за трапезой (представителей трех возрастов – разных этапов человеческой жизни), портретны и встречаются в ряде произведений Веласкеса. «Тенебросо»-темная-называли испанцы манеру живописи, в которой применялись резкие контрасты света и тени. Эрмитажный «Завтрак», написанный молодым Веласкесом, – один из нескольких вариантов его картин на эту тему.

Обращает на себя внимание натюрморт с отдельно расположенными предметами. (Хотя, конечно, это не исключает прототипов, с кого портреты писались. ) Меня тянуло к этому холсту, тянуло к той загадке, что я чувствовал в ней. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. По мнению Кеменова, показан сюжет из новеллы Франсиско Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос»: мальчик и юноша— мошенники, норовящие обмануть зашедшего в таверну старика5. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века.

Например, Гайа Нуньо сравнивал сюжет картины с эпизодами книги Матео Алемана «Гусман де Альфараче»3. Юноши улыбаются и произносят тосты. Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Вместо юноши в центре – молодая девушка с кувшином вина. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Эта картина носит название «Завтрак»: три человека сидят в харчевне за накрытым скатертью столом.

  1. Завтрак (картина Веласкеса, Эрмитаж)
  2. Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»
  3. Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес
  4. «Завтраки» Диего Веласкеса: еда как символ

Несколько особняком в его творчестве стоит Завтрак (Лувр, Париж). Но есть у этой работы, на первый взгляд довольно прозаичной и более интересная трактовка.

В пору моего детства под ней висела уверенная табличка: Диего Веласкес. Именно он и показан на полотне. Творчество последнего великого испанского живописца XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо (1617–1682) представлено в Эрмитаже тринадцатью произведениями.

«Завтрак», картина которую мастер завершил приблизительно в 1617 году, соблюдает в себе все закономерности испанского портрета того времени – это строгость линий и очертаний идеальное соблюдение всех пропорций, как в простых натюрмортах, так и в портретах при изображении человеческих лиц. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Пусть своими холстами, но художник хотел сделать что-то доброе для соотечественников.

В картине сказалось известное влияние Караваджо (несколько тяжелая и плотная живопись, подчеркнутая объемность вещей, темный фон, резкие контрасты света и тени). Кар сочла, что картина иллюстрирует эпизод анонимной новеллы «Ласарильо с Тормеса»: юный слуга пользуется слепотой своего старика-хозяина для воровства4. Существует предположение, что юноша изображенный справа – автопортрет Веласкеса. Этот мальчик изображался Веласкесом на нескольких картинах, начиная с «Музыкального трио» вплоть до 1620 года и с каждой картиной было заметно, что он становится старше и его возрастные изменения говорят, что картина была создана после 1616 года, но ранее 1618 года8. Подобные картины приверженцы религиозной живописи презрительно именовали «бодегонес» («кабачок»). Висящие сверху на стене шляпа и воротничок (их снимали во время еды), а также оружие, какое носили в Испании простые свободные люди – идальго, дополняют жизненную достоверность запечатленной Веласкесом сценки.

Также разнообразно и изобразительное решение завтраков. Также утверждалось, что этот персонаж имеет сходство с самим Веласкесом с его наиболее раннего достоверного автопортрета «Молодой испанский дворянин», датируемым 1630—1631 годами и находящегося в мюнхенской Старой пинакотеке9. На заднем плане на стене в центре висит шляпа, поверх которой повешен белый воротник (вероятно, принадлежащий старику) справа на стене повешены две шпаги. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. На картине «Завтрак» изображена трапеза: двое молодых людей сидят за столом и беседуют с находящимся напротив стариком, который смотрит на них – это изображение первого плана картины.

Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Веласкес живо и непосредственно передает обыденную сцену. Диего Веласкес (6. 06. 1599 – 6. 08. 1660) – выдающийся художник из Севильи, один из крупнейших представителей испанского барокко. Эта картина висит у входа в зал испанской живописи в Эрмитаже, справа.

  1. Завтрак (картина Веласкеса, Будапешт)
  2. В музей – без поводка / Диего Веласкес "Завтрак"
  3. Детям об искусстве: Диего Веласкес «Завтрак»
  4. Жизнь и творчество Диего Веласкеса

На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. В воздухе вибрирует некая спокойная, пуританская торжественность. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Эрмитажный Завтрак – одно из наиболее ранних произведений художника. Эта картина с несложным сюжетом написана Диего Родригес де Сильва Веласкесом (1599-1660), великим испанским художником-реальстом, в дни его молодости, в родной Севилье. Однако большинство исследователей эту гипотезу не поддержали8.

Проста, но выразительна композиция: фигуры расположены в пространстве, по сторонам от стола, накрытого белой скатертью. Значение которых усиливается благодаря падающего слева яркого света. Тем не менее, герои этой картины, мальчик, держащий вино и юноша, сидящий справа в желтом кафтане, больше похожи на искусных шарлатанов, которые решили поживиться за счет почтенного идальго.

  1. Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
  2. Веласкес ДиегоКартины и биография
  3. Диего Веласкес «Завтрак» (около 1618)
  4. Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса
  5. Картины Диего Веласкеса в музеях Европы
  6. Другие материалы из рубрики «Культура»

Контрасты света и тени являются организующим началом и в картине «Завтрак». Некоторые исследователи, правда, полагают, что это мог бы быть кальмар или каракатица, но в Музее изобразительных искусств в Будапеште хранится более поздний вариант «Завтрака», близкий по своей композиции с эрмитажной работой.

Завтрак (картина 
Веласкеса, Эрмитаж)

В этой сцене в таверне испанский гений ещё не раскрывается в полной мере. Картина потемнела от времени, но она и не была написана в светлых тоннах. Они притягивают его лежащим на них отпечатком многих лет жизненного пути. Мы можем только догадываться об истории стоящей за картиной2.

Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Подобный стиль художник сохранил даже при написании ряда картин на библейские сюжеты. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. Картина написана около 1617 года и является одной из самых ранних работ Веласкеса, более ранняя известна только одна— «Музыкальное трио» из Берлинской картинной галереи, датируемая около 1616—1617 годов.

Это можно почувствовать, в частности, в ряде детских образов, созданных художником. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. Реалистическая направленность искусства Веласкеса (1599–1660) ярко проявилась и в его жанровых работах.

Оно относится к севильскому периоду творчества мастера, когда он часто обращался к жанру бодегонес (от bodega-кабачок). Отлично передал Диего Веласкес и выражение лица старика – его взгляд, немного тоскливый.

Эти работы имели отношение и к еще одному жанру – «бодегону», что в переводе означает «таверна» или «трактир». В это время живопись Веласкеса являет собою большей частью картины в стиле «бодегонес» : главные герои обычные люди, занимающиеся обыденными заботами и бытовыми делами. В пользу этой датировки говорит центральная фигура мальчика, о котором имеется свидетельство учителя Веласкеса Франсиско Пачеко: «Диего Веласкес да Сильва, когда он был подростком содержал мальчика-крестьянина, который служил ему моделью для различных действий и поз, то плачущим, то смеющимся, не испытывая никаких трудностей»7. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала.

Официант на заднем плане стоит наготове для того, чтобы вновь наполнить кубки. Каганэ и ряд других исследователей считают сцену плутовства маловероятной6. Все дети Серебряковой посвятят себя искусству: Евгений станет архитектором и реставратором, остальные – художниками.

Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – Крестьянскому завтраку (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Пожилой человек и юноша заняты беседой. Этот ребенок, по-видимому, послужил моделью и для мальчика картины Эрмитажа. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы. Она является замечательным образцом испанской жанровой живописи начала 17 века, получившей у современников название «бодегонес» (от слова бодегон-кабачок, погребок).

Таким взглядом смотрит умудрённая старость на беспечную юность. Существует мнение, что в одном из юношей Веласкес изобразил самого себя.