Венеция Врубель
Приезжавший весной на пару недель в Венецию, гостивший у Врубеля Николай Иванович Мурашко сразу ее узнал. Словно во избежание смущавшей Врубеля патетики его венецианская поездка началась прямо-таки анекдотом. Там Михаил Врубель изучает фрески в венецианских соборах, дворцах, храмах Равенны, словно ищет в них то, что даст ему силу и вдохновение обрести самого себя. Однажды случился праздник — встреча, личное знакомство с заехавшим в Венецию, заочно Михаилу Врубелю давно известным Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар».
Этот пейзаж Михаила Врубеля можно назвать одним из самых поэтичных образов Венеции, при чем не только в русском, но и в мировом искусстве. Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Солнечная картина, легкая, Венеция Врубеля вся прозрачная в золотисто-солнечном свете.
Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Это один из его несомненных шедевров. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Исполнены же они так, как никто кроме Врубеля просто не додумался бы.
Часто художник изображал окружающие предметы и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и т. д. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. сказок и опер Н. А. Но с Папмелями распрощался вполне дружески. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.
- Глава седьмая ВЕНЕЦИАНСКИЙ АЛЬБОМ
- Михаил Врубель в Киеве и Венеции
- Описание картины Михаила Врубеля «Венеция»
- Врубель, Михаил Александрович: биография
- Врубель Михаил Александрович («Венеция»)
Подвиг, не подвиг, но редкий вид женственности: наглухо запертый ларец сердечных тайн и ноль тщеславия. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Впрочем, Врубеля и не пришлось уговаривать, так как Брюсов ему очень понравился. Род. продолжение.
Врубелевский демонизм – это демонизм в смягченной форме, вне крайностей индивидуализма, с оттенком того всеобщего страдания за людей, которое красной нитью проходит через всю русскую культуру XIX в. В этой картине Врубель выступает как символист. Столовался Врубель в скромной соседней траттории. Все эти произведения в силу занимательности, сказочности своего сюжета пользуются наибольшей известностью, хотя в них проглядывает нечто от оперной бутафории или от мифологических картин Беклина». Это всех, знавших хмурый нрав Гайдука, немало веселило. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны». Как относимся, так и знаем. Но Врубель не считал его безнадежным.
- Сочинение-описание картины Врубеля «Венеция»
- Сочинение по картине Врубеля «Венеция»
- Венеция цвела сиреневым, что Врубель
- Как Михаил Врубель в Киеве был: маршрутами страстей
И Врубель уже понимал, за счет чего. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. У его апостолов были живые прототипы. Врубель писал картины на темы pyc.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Федорова. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. В Венецию Врубель поехал не один. Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
- Сочинения по картинам 5-9 класс
Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Не поверить, что когда-то это был главный в лагуне, процветающий торговый город. «На черной мгле я живопись творю», – как сказано у Бодлера. Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал.
Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Здесь первоосновной, зиждительный момент врубелевского искусства. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э. Л. Прахову – ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы. Герой сопротивляется до конца. Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера». С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
- Основные даты жизни и творчества Врубеля
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. «.
Его тянуло на Украину. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло.
К тому же есть на планете места, где ему не удалось побывать, а картину всё равно можно написать по фотографии. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св.
Перепад был слишком резким. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Но как педагог он сыграл огромную роль.
Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, – а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, – Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
В Венеции художник, разумеется, сполна мог напитаться впечатлениями от хрестоматийных образцов венецианского живописного величия, но на родине «королей живописи» он выделил для себя мастеров венецианского кватроченто. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Большие перспективы открывал для храмовой православной живописи (которую как раз в те времена из падчериц российской Академии художеств перевели в главный жанр государственной идеологии) написанный Врубелем в Венеции иконостас. Весной 1905 года Врубель снова ощутил знакомые симптомы приближения недуга.
У Праховой это получалось куда легче, совсем естественно. И, пожалуй, главным событием в этом «обретении себя» стало путешествие в Венецию в 1884-1885 годах истребованное у заказчиков для написания иконостаса Кирилловской церкви. Что нахожу в ней – интересно только моей палитре», – писал оттуда Врубель. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества». Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества». Зримый триумф духа над плотью.
Свойство для Врубеля ценнейшее. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Может быть, в закладе. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Фрагментарная композиция напоминает внезапно остановленный кинокадр, центральное место в котором занимает черноокая красавица в богатом уборе.
Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. Кирилле», «Св.
Потребовалось новое, принципиально новое искусство. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
Чуть позади чернобородый мужчина, вытянувшись, вглядывается во что-то, поразившее его воображение. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Бессознательно, быть может иконное влияние уже сказалось. Первое знакомство Врубеля с византийскими мозаиками состоялось в Киеве.
На этом фоне Врубель – принципиальный архаик. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. Врубелевский герой – бездеятельный, пребывающий в самоуглубленном одиночестве ангел безмолвия – то ли из дословесного состояния космических сфер, то ли изгнанный из царства Слова-Логоса в «ночь мира». И не забудем, что включал этот иконостас четыре живописные композиции.
Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Он противостоял современному «оптическому натурализму» и тяготел к противоположной системе светоцвета имевшей прецедент в средневековых монументальных техниках – мозаике и витраже.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда. Вдали от богини Врубель переживал счастливейший период своей любви. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Артистически свободно написаны черный костюм, темнокрасный галстук, кресло красного дерева, ковер, кожаные корешки книг.
В этих рисунках была заключена целая программа. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля. Единственный, существующий вне определенной сюжетной программы персонаж в эскизах Врубеля – это ангел в большой акварели Ангел с кадилом и свечой. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. А. Блок сказал на похоронах Врубеля: Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Она подлинно монументальна. Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода.
Он принялся за новый фон, но успел нанести на полотно только предварительный набросок, где едва различаются намеки на изображение. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В эти годы он вновь писал демонов. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Художник переносит нас в эпоху итальянского Возрождения, на феерический венецианский карнавал. Примерно так и с академией — закиснешь, переучившись в ней. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Кто бы удержался от использования (в чисто научных целях, разумеется) столь бесценных «биографических источников». Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Но и не только это. К началу следующего года он почти умирал. И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма. Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Искусствовед Н. М. Изысканный прием, который дает ощущение драгоценной старинности, а навеян, несомненно, белильными штрихами («светами», «оживками») древней иконописи. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану».
Воздействие сильнейшее. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Да ведь до них несколько верст. Возможно, что современная медицина исходя из нетрадиционной сексуальной ориентации Дягилева, диагностировала бы у него наличие СПИДа.
Участники интригуют друг друга — переглядываются, делают тайные знаки. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. «Избирательное сродство» росло день ото дня. Но как педагог он сыграл огромную роль.
В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Испытывал, что называется, насущный интерес. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Мамонтова (оба – 1897). Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
С посланиями Михаила Врубеля Эмилия Прахова поступила решительно. Там произошло его последнее возвращение к жизни. На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей. В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Некогда Александр Иванов изобразил «Сошествие во ад» как изведение из гробов, воскрешение и ликование праведных.
Ангел с кадилом и свечой (1887) – сплошная цитата из одновременных этюдов цветов. Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Синими искрами загораются стекла пенсне. Ракурс чуть снизу для этой характерной внешности невыгодный им заметно утяжеляются и без того чересчур массивные губы и толстый курносый нос. То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. Она, бесспорно, дала ему мастер-класс по части независимости без натуги.
Потом, впрочем, он склеил разорванный лист, который доныне составляет гордость Киевского музея русского искусства. Врубель провел в Венеции около полугода. На этом фоне Врубель – принципиальный архаик.
Исследуются точный состав и взаимодействие красок, грунтовок, лаков, растворителей и т. п. В бестрепетных окаменелых силуэтах и композиционной статике Владимирских эскизов события имеют вид кристаллообразного предсуществования в предвечности. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо. Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. «Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Если честно, не очень.
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть. Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города.
Внимание Врубеля ретроспективно развернуто в предысторию – туда, где сквозь колористические феерии Тициана, Тинторетто, Веронезе маячит, «брезжит» свет византийских мозаичных позолот со стен соборов Сан Марко и Торчелло. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
Результаты докладываются на специальных чтениях в Академии художеств, публикуются затем в «Вестнике изящных искусств». Умел Врубель разговаривать с традицией. Это один из его несомненных шедевров.
Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша.
Но косвенным родством перепутья Михаила Врубеля и Менделеева не ограничились. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. Его посещали глубокие смятения, которые он делил со своей эпохой, хотя ближайшие причины, может быть и были интимными и личными. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Гимн духовного догмата умягчился нежной итальянской напевностью.
Ну что. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля.
Вспомнить хотя бы петербургские вариации его «Гамлета». Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Подобно тому, как в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны, так и в форме каждого отдельного цветка предстает весь мир метаморфоз или сам принцип превращений как форма и способ существования вот именно этой, созерцаемой здесь и теперь конкретности. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно.
Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Но когда происходит изображенный карнавал — в эпоху ли Возрождения или сейчас. Безумно жаль утраты. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Но между современной живописностью станкового типа и монументальной светоцветописью Средневековья естественным посредником явилась Венеция – всемирный заповедник «колористической магии», также имеющей «византийские гены».
Оторопь берет. Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
В контакте с Византией прояснялось что-то, к чему он пытался пробиться самостоятельно. Рождается ощущение первозданности. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности». Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Но и не только это. Это один из его несомненных шедевров. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Его тянуло на Украину. Потребовалось новое, принципиально новое искусство. Особенно примечательна акварель Голова Демона.
Как было его сохранить. В колорите картины – контрасты. Потратьте полчаса, соберите на своем компьютерном экране лучшие, на ваш взгляд, классические версии «Мадонн с младенцами» и поместите среди них «Богоматерь с младенцем» киевского кирилловского иконостаса. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный».
Воображение Врубеля совершенно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния». Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. Гавань превратилась в зловонное болото, жители сбежали от повально косившей малярии. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Названная «невыразимо печальной», она уходит от земли, как бы истаивая и прощаясь с миром тяжелой, четко обрисованной слезой. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Но принять голые стены синагог или абстрактную орнаментацию мечетей, лишиться к тому же огромной агитационной силы сюжетных изображений душа возвышенных и прагматичных наследников Эллады тоже не смогла. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Ничто, кажется, не мешало.
В то самое время, когда Врубель поступил в мастерскую Чистякова, начали издаваться альбомы Библейских эскизов – поздней работы Иванова, которая до тех пор была совершенно неизвестна. Эта большая акварель поразительна. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию. К этому же времени относятся интересные автопортреты.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Чуть разговорчивее он был с Лилей.
Конечно, у Врубеля было преимущество. На уровне. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. С нынешней техникой дело нехитрое.
Достойное решение. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Предельная одухотворенность, запредельное одиночество.
Но удивительное дело: у мемуаристов нет упреков. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». «Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия. Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны». Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности».
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Этот принцип, формотворческую идею можно определить как принцип или поэтику метаморфоз.
Напротив: экспрессии хоть отбавляй. Из четырёх иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Несмотря на уходящую в глубь улицу и объемную пластику фигур, пространство видится не стереоскопично: оно проецировано на плоскость.
Вся цветовая композиция приведена в единство. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Достойное решение.
Угол Дворца дожей, мост Вздохов, виднеющаяся перспектива улицы достоверны до подробностей и даже написаны с использованием фотографий (Врубель вообще охотно прибегал к помощи фотографий местностей, считая, что глупо было бы не утилизировать такой превосходный подсобный материал). Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Священная история предстает как отрасль минералогии. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. Арцыбушева и С. И.
И сам он уже ощутил свои возможности и дорожит этим и ни в каких дипломах не нуждается, — наличие таланта удостоверит его живопись. На уровне. По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия». Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». музей русского искусства, Киев).
В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
«Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Врубель предваряет новое требование к прочтению источника, выдвинутое позже художниками Мира искусства и сформулированное Дягилевым. Воображение Врубеля абсолютно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния». На этой картине зрителю представлен венецианский фестиваль. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером.
На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». «Конечная цель действования именуемого "произведение искусства", – вызвать в ком-либо бесконечные превращения» (Поль Валери).
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Когда не было моделей, он рисовал себя. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии.
Художник уж конечно видел, что молчаливым терпением Эмилия Львовна не отличалась. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Прахов решил, что Врубелю лучше работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор св. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки.
Бесподобное равновесие между условным знаком и теплой человечностью. 1870-е годы. Жизнеподобие (лидирующий элемент античной классики) сокращено почти до схемы, зато на первый план выведен скрытно организующий любую форму ритм.
У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Род.
Портрет Брюсова делался по заказу Рябушинского издателя журнала Золотое руно, который задумал поместить в журнале серию графических портретов поэтов и художников, выполненных выдающимися мастерами. Брюсова. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. Было за что ее боготворить. Да здравствует дружба чистяковцев. Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Именно в Киеве полностью сформировался Врубель-художник. И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге. Только при всей симпатии сотрапезников к чужеземцу, так мило говорившему на их наречии, беседы не шли дальше восклицательной любезной болтовни.
На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой санаторий. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. Врубелевский ангел и есть олицетворенный дух таких превращений.
Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Они олицетворяют чудо, а именно – парадокс конечной бесконечности. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. В колорите картины – контрасты.
Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло. Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера». «Эврика. Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии. Ещё фотографии помогают вспомнить то, что художник плохо запомнил. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо.
Круг жизни замыкался. Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». мне было все это видеть.
Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение. Пожелавших расширить виртуальную галерею, чтобы увидеть произведение Врубеля, так сказать, в контексте его эпохи, ждет еще одно сильное впечатление.
Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Это вот, эти копны сена. Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
Ну что. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Это один из самых старых праздников в мире. Дальше было еще смешнее. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации из тридцати – половина относилась к Демону.
«Перелистываю свою Венецию, как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Высота помыслов, а в сущности уныло, однообразно до оскомины. Демон низринут в ущелье среди скал. Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии.
Будто всемогущий чародей мастер выхватывает из многолюдной, теснящейся толпы группу людей и заставляет их замереть в странных позах. Больно, горько до слез. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Неординарная дама. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Ан нет. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды.
Мурашко насмешничал — Врубель восторженно любовался. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Читали бы, публиковали, вовсю цитировали Умница Эмилия Львовна. В Академии он работал по двенадцать часов в день.
От пола до потолка, в пять ярусов узловые звенья темы (воскресение мертвых, отделение праведных от грешных, образы ада, рая и т. д. ). Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. мне было все это видеть. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.
Весной 1905 года Врубель снова ощутил знакомые симптомы приближения недуга. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня.
Художник Русской частной оперы С. И. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Сгубил город избыток илистых наносов. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку.
Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Не всегда ловко умел проявить излишне напрягался, рисовался. Но даже тут свет глаз осиливает, побеждает физическую грубоватость черт. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Это черта исконно присущая романтической личности. Там произошло его последнее возвращение к жизни.
Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта. Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта.
Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»). В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг.
Итак, отсюда ведет свое происхождение врубелевский колорит. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Родился в Омске. (1906), необычайно выразительный. Любопытно, что Менделеева и Врубеля соединяло сразу несколько жизненных нитей. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Круг жизни замыкался. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Но Врубель не считал его безнадежным.
Он тосковал. Тут затоскуешь. Может быть, в закладе. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В нем поднимался богоборческий бунт. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности.