Вера Мухина Колхозница И Рабочий
Скульптура «Рабочий и колхозница»
Фигуры устремлялись вперед в таком бурном порыве, что воспринимались почти как в полете. Профессор П. Н. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. Но советские реалии вносили свои правки и в моду: вскоре модельеры Надежда Ламанова и Вера Мухина выпустили альбом «Искусство в быту». Шарф «держал» композицию и в то же время в нем все было естественно, не нарочито.
Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. (Художница намеренно уходит от конкретности типажей, от сюжетного жанрового мотива, связанного с покосом, посевом или обмолотом. ) Если в «Крестьянке» она воплощала силу труда, то здесь – его поэзию. В 1979 году скульптуру реставрировали. Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно. Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям.
7. Ее сердце не выдержало, остановившись 6 октября 1953 года. Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. Перед смертью Шадр взял с Мухиной обещание завершить его проект. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы.
Мир, труд, май: как Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу»
Алексей Замков постоянно позировал своей жене. Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами.
В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Вера Игнатьевна помнила, как смеялись над «тупыми рылами» первых автомобилей, пытались придать им форму ландо, а теперь восхищаются рациональной и стремительной красотой их силуэтов. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы.
Однако монумент решили вернуть в СССР. Для возвращения в Москву его распилили уже на 44 фрагмента. Столь же высокая коррозионная устойчивость.
Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. А в этом случае идея пришла сразу и не изменилась. «Жест в монументальной скульптуре, – писала она, – должен нести в себе громадное внутреннее содержание».
Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой в полтора метра. Консультировавший их профессор Н. С. Это делали медники высокой квалификации». Упаковали все в ящики, обложили войлоком.
История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»
Я видел, как они втроем работали на заводе, это триединство было удивительно». 9.
Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Совместных работ скульпторы не делали, только однажды – «для практики и удовольствия» – полепили вместе в мастерской Ивановой натурный этюд обнаженного юноши. Кстати, без малейшей патетики.
80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике
На вершине шара стоял Чкалов, поднимая над головой меч. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. Затем скульптуру ждало несколько десятилетий относительно спокойной жизни у Северного входа ВСХВ (ВДНХ), но в начале 2000-х годов стало ясно, что она нуждается в основательной реставрации. Свои первые уроки живописи и рисунка она получила еще в детстве. У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего – уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер). Мухина просто не могла не посещать выставки этих художников. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им.
Чтобы очистить элементы статуи от коррозии использовали созданную в ВИАМе пасту. Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. Летящий за фигурами шарф завершает композицию. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта.
Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве
Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой. Тогда Мухина призывает на помощь своих учениц – З. Г. Иванову и Н. Г. Зеленскую. Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. В. А. Кучеренко. – И Зеленская и Иванова – настоящие профессионалы. Всё как всегда.
Титан – замечательный материал, коррозия и титан – понятия несовместные. Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. В 1950-е гг.
Впрочем, были и критические отзывы. Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм». Его сотрудники с ним согласны. Монумент «Вода» представляет собой мужскую фигуру, с силой удерживающую в руках огромную рыбу. Именно по этой причине все внимание было сосредоточено на внешнем эффекте павильона с огромной и необычной статуей наверху.
1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. И тут так было. Но это не так. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море.
Мухина превосходно чувствовала форму. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Что должно быть главным в памятнике спасению челюскинцев. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными.
Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»
Кроме того, Борис Михайлович полагал, что эта скульптурная группа должна стать частью всего архитектурного проекта, как бы «подчиниться» ему, с чем решительно не соглашалась Вера Игнатьевна, которая считала, что скульптуру ни в коем случае нельзя растворять в архитектуре. Это была исключительно сложная и трудоёмкая работа. Первые эскизы театральных костюмов она создала в 1915–1916 годах.
С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. Кроме того, этот год был юбилейным – исполнялось двадцать лет Советской власти. Для этого Рабочего и колхозницу вновь разобрали на 40 составляющих. Но перед этим статую нужно было как следует помыть.
Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Они все – единомышленники. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. Некоторое время Вера Мухина была модельером.
Скульптура "Рабочий и колхозница"
Были моменты, когда они чувствовали возможности стали тоньше и смелее нас». Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. И не зря — один из тросов оказался подпиленным. Метод этот, по словам инженеров, оказался «быстрым и точным».
«Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. На нижних поверхностях – шарф, юбка, – там, где активней конденсировалась влага, вообще образовывались словно бы зачатки сталактитов. Проект, представленный Шадром, действительно был очень интересен. Его постамент должен был напоминать земной шар. Реставрация была проведена только в 2010 году. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден. «И еще одно немаловажное обстоятельство, – свидетельствует Иофан.
Идея родилась в одночасье, но над разработкой проекта пришлось думать долго. Они помогали закрепить ее. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании.
Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»
Теперь вектор развития творчества направлен от общего к частному. Тогда Мухина призывает на помощь своих учениц – 3. Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника. Внешне имеет «свое лицо», абсолютно законченное, русское.
Вперед и вверх – так символически воспринималось развитие молодого Советского государства. Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Потом рядом с ней появляется другая, движение замедляется, становится спокойнее. Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего. Скульптура должна была украшать Красный стадион, который планировали построить на Ленинских горах (проект не реализовали).
Они получались громадными: «рука – гондола юбка – целая комната». Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие.
После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Внешняя грубость при большой душевной тонкости». Впрочем, только влезть было мало: по небольшой детали, внутри которой они оказывались, надо было представить себе объем в целом, да еще негативно, от обратного «мозги наизнанку приходилось выворачивать».
Лишь в начале сентября она представила в конкурсную комиссию готовый проект. Последний зал павильона был вообще пустым, в центре стояла большая статуя Сталина, а на стенах висело несколько картин. Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры.
На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра.
Ведущим научным учреждением проекта – Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). Но из-за двусмысленности фигуру пришлось убрать.
Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526. Это искусство народной радости.
Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»
Это приспособление состояло из двух деревянных планок с винтовыми зажимами. Вера Мухина довольно рано начала заниматься искусством. Хотела сделать скульптуру к выставке «Индустрия социализма» – не успела. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле.
Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. Несоразмерность длины и ширины (16021, 5 метра) в какой-то степени даже импонировала мне: выставочное помещение особенно приятно, когда оно выстроено галереей. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. За изготовление взялся Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и металлообработки.
Памятник «Рабочий и колхозница» наВДНХ
Но созданные ею образы были глубоко жизненны, полны смысла, гуманистичны. Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца. И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП».
Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. С годами замысел менялся, зрел. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду». Но другого выхода не было.
Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Самой большой мечтой В. И.
Вера Мухина: какой была судьба создательницы «Рабочего и колхозницы»
Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. Композиция «Земля» изображает сидящую обнаженную женщину, придерживающую корзину с овощами и фруктами. Яркий образец – «Крестьянка», созданная в начале её творческой карьеры. В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. «Модель была установлена внутри деревянной рамы-обвязки.
Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было. «Передвижники нужны нам для возврата к реалистическому ощущению, – размышляет она.
«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница
Н. П. Мельникова. Скоро его привезут в столицу и начнётся завершающая стадия восстановления. После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Он потребовал, чтобы немецкий павильон был выше советского, после чего на его верхней части началась круглосуточная работа и башня снова полезла вверх. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику.
Надо отметить, что Мухиной и Иофаном рассматривался и вариант сохранения привычного месторасположения памятника, с переносом скульптурной группы на более высокий пьедестал или восстановленный Парижский павильон. Статуя становится неотрывной от ее основания. Получилось.
Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности.
Композиция «Рабочий и колхозница» во многом напоминает античную скульптуру «Тираноборцы», созданную Критием и Несиотом. Троцкого. Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в восемьдесят метров». Зеленская была одной из учениц Мухиной по Вхутеину.
Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Ничто не должно надоедать, повторяться при обходе вокруг статуи, каждый аспект должен быть пластически завершенным, декоративно интересным и вместе с тем вносить новое содержание в образную выразительность единого целого. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. Высота памятника без постамента — около 25 метров. «Шадр был изумительно талантлив, хорошо чувствовал материал и форму.
Зачем автор «Рабочего и колхозницы» приглашала Сталина домой и что из этого вышло
В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Организаторы выставки расположили павильоны Германии и СССР друг напротив друга, а пространство между ними отвели Польше. Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. Такой-то ты мне и нужна. » Портрет Веры Мухиной хранится в Третьяковской галерее.
Реставрационные действия продолжались около шести лет. Интересно, что лицо девушки принципиально не проработано, что заставляет вспомнить лишенных индивидуальных черт «Авиньонских девиц» Пикассо. Для сборки на месте в Париж направились ведущие инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики. Наметив в главном движение, пластику шарфа и рук, Мухина принялась за разработку других частей монументальной статуи. Но не только античное наследие служило подпиткой для творчества Веры Мухиной. Внутри – выставочные и лекционные залы, внизу – автомобильные паркинги.
Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Зимой Борей будет улетать вдоль замерзшей реки в снеговые туманы летом его отражение станет купаться в волнах. Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. После утверждения эскиза начался настоящий аврал.
В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Спустя семь лет для первого советского журнала мод «Ателье» она нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. Про мужа она писала: «Был он очень красив.
Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака. Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу. Через два месяца состоялся показ. На заводе ЦНИИМАШ Мухиной пришлось трудиться в тесном контакте с рабочими и она высоко оценила их практические знания и способности. В 1997 году производство на заводе было остановлено. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». Между тем, на протяжении ХХ века обсуждалось множество вариантов ее размещения в разных концах города.
Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. Любимая модель Веры Мухиной. Мне представлялось, что в такой год павильон не может иметь случайный, временный, чисто декоративный характер, что он должен быть сооружением монументальным, символическим. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора». И все же из-за недостатка времени сделать детальные чертежи всех блоков оболочки было невозможно.
Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки.
Ребочий и колхозница Мухиной в Париже
И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233.
Потом доски увеличивали, сращивали в единое целое – в «корыта», в негативном порядке воспроизводившие части скульптуры. Когда сварщики падали с ног, Мухина и её две помощницы сами принимались варить. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. В сущности, ни то, ни другое знакомство нельзя было назвать близким, но будущее показало, что Вера Игнатьевна не ошиблась: Зеленская и Иванова стали ее друзьями и помощницами на всю жизнь.
Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра. – Мои ученики даже зовут меня вариантщик.
Наконец художница остановилась на движении-порыве, усиленном ритмичным и четким жестом. Скульптура демонстрирует податливость стихии человеку. Но если тогда, в «Пламени революции», она черпала символы из античной мифологии, то здесь создавала их сама, находя героев в реальной, окружающей ее действительности до нее монументальная скульптура не знала такого метода. В дело опять вступили плотники, которые внутри «долблёнок» убирали лишние части дерева и наращивали недостающие.
Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Однако строительство прервала Великая Отечественная война. В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Еще одним большим увлечением Мухиной было стекло.
Их участие в создании композиции было не только постоянно, оно было необходимо. Это была исключительно сложная и трудоёмкая работа. Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве.
Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Её «рабочий получает лицо». Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. По завершении разборки из-за подозрения в хищениях проект заморозили, после многочисленных проверок работы возобновили только в 2007-м. Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет.
Вера Мухина «Рабочий и колхозница»
Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. Наносить её можно губкой, щёткой – как угодно, на конечный результат это не влияет. Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. Жюри оценило придумку русских художников, вручив им Гран-при. «Около Балаклавы, – говорила она, – есть место, где требуется маяк.
Скоро мы всё это увидим сами. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Это было искусством народного горя и борьбы с ним. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48.
Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»
Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек. Нужно было только конкретно поставить перед ними проблему. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская».
Не удивительно, что имя художницы не сходило со страниц газет и журналов. Львова. На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса.
Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. Выполненная из гипса, скульптура перешла в собственность студии 29 мая 1951 года – она получила право использовать её объёмное изображение на заставке к своим лентам. Единственная композиция, к которой Мухина вернется через год и которую исполнит для выставки, – это «Хлеб». Однако к ее мнению не прислушались. Мухина была уверена, что, утверждая героику искусство должно говорить торжественным языком иносказаний и символов, к этому языку она прибегала и раньше – в проекте памятника «Освобожденному труду», в «Пламени революции».
Замысел состоял в том, что советский павильон должен выглядеть триумфальным зданием, отображающим своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства. Куда девать все это добро, сначала было непонятно. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. Главное – воссоздание монумента началось.
«Обычно, проектируя, я делаю много вариантов, – рассказывал Борис Михайлович. Но с течением времени ситуация изменилась. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». В итоге П. Н. Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс.
Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. Как Музей скульптуры Ватикана или галерея Уфицци во Флоренции».
В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура «Хлеб», выполненная для выставки «Пищевая индустрия» в 1939 году. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15. Иванова и Н. Г.
В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке. Заместитель председателя Совнаркома Е. К. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34.
Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ. за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. «Рабочий и колхозница» пленяли чувством меры, пластикой, умением показать красоту и гармонию человеческого тела. В конкурсной комиссии – члены правительства, комиссар советского павильона на выставке в Париже, заслуженные деятели культуры, старые большевики Как вспоминали впоследствии друзья Веры Игнатьевны, она с самого начала почувствовала, что её «Рабочий и колхозница» – лучшая из этих работ.
Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. По одному из предложений его должны были установить на стрелке недалеко от Центрального дома художника на Крымском Валу34. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань».
«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи
Место было выбрано, прямо скажем, неудачное. Увлекшись несущимся ритмом композиции, Шадр забыл об условиях конкурса. В настоящее время московские власти обещают вернуть скульптуру на ее первоначальное место. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. В октябре 1937 года состоялся просмотр пяти представленных на конкурс работ. Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали.
Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ». После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Знаменитые «Рабочий и колхозница», созданные Мухиной для советского павильона Бориса Иофана к Всемирной выставке в Париже 1937 года, прекрасно иллюстрирует её пристрастия. Эти головы мы пролепили, отлили в гипсе.
Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты. Никто и не возражал – все были согласны, только денег не давали. Безобразного. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры.
Вере Игнатьевне намекнули, что обнажённая фигура рабочего, прикрытая лишь развевающимся на ветру шарфом, может произвести «не то» впечатление и что нужны «какие-нибудь штаны». Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. В 2007 году Горького отреставрировали и поставили «на ноги».
Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности. » Чтобы ответить на этот вопрос инженеры завода Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) попробовали сделать опытный образец – голову микеланджеловского «Давида» с гипсового слепка. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. Удивительна её судьба. Немцы намеренно не спешили с завершением своего строения, наблюдая за тем, как идут дела у нас. Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх.
Рабочий и колхозница вышли на пенсию
Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. Понятно, что он послужит не только для этой цели – на подъёме монумента импортную технику просто впервые опробуют.
А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения». Так же, как и два брата Гармодий и Аристогитон, свергнувшие тиранов — правителей Афин и провозгласившие демократию, рабочий и колхозница своим жестом открывают дорогу новому социалистическому режиму, всем своим видом показывая, за кем будет будущее. м, три зала отводились для временных выставок.
Адрес монумента «Рабочий и колхозница»
И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса. Нам была отведена площадка над автомобильным тоннелем. Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы».
Завершающий этап работы – сборку скульптуры – производили во дворе завода. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными.
А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит. Вере Игнатьевне намекнули, что обнажённая фигура рабочего, прикрытая лишь развевающимся на ветру шарфом, может произвести «не то» впечатление и что нужны «какие-нибудь штаны». При демонтаже и перевозке левая рука колхозницы, правая рука рабочего, элементы шарфа и другие важные части получили повреждения, но при новой сборке уже в Москве в январе – августе 1939 года их заменили на новые.
Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия – высокотемпературный. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Жертвы переезда. Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Я решила, что гораздо правильнее и скорее пролепить лица в натуру. Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились абсолютно одинаково – светом увлечённых своим делом творцов.
Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»
Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. Затем его положили, в прямом смысле этого слова, в парке «Музеон», где он пробыл в таком положении два года. Нужно было придумать что-то другое. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Впрочем, кто знает, где провести границу между красивым и безобразным.
Теперь она видела скульптуру уже не в городской нише, а на черноморском волноломе. При перевозке из Парижа в Москву скульптура была повреждена, но в 1939 году восстановлена и установлена на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, теперь ВДНХ). Известно, как тяжело творить любому скульптору, когда его работа должна не только соответствовать изначальному видению автора, но и удачно вписаться в чужой архитектурный проект.
«Ее все время просили отказаться от этого шарфа. Да и бог с ней, чем бы она там не занималась. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком.
Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. Художнику недостаточно иметь талант и чувство, нужно знать законы своего ремесла. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827. Руки чешутся написать ее» Скульптор позировала ему больше 30 раз. Андреева.
1937 год был годом окончания первой пятилетки, для всех нас это было большим событием. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763.
На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. Лепили лишь головы и кисти рук. Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки.
Телефон музея «Рабочий и колхозница»
Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. Парижане уже видели произведения, созданные из материалов, ранее употреблявшихся лишь в технике исполнение становилось в них самодовлеющим, художественный образ был почти условен, все подчинялось выявлению особенностей и свойств материала. Вот бегущая обнаженная фигура, в руках у нее что-то вроде олимпийского факела. Снова было не до того. Даже руками «Крестьянки» стали руки Алексея Замкова с «короткими толстыми мускулами», как говорила Мухина. Наконец спросили: «А что думает автор. – Но это оказалось невозможным.
Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». Условия, в которых они находились, воссоздание портретного сходства. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Но Вера Игнатьевна была недовольна. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки.
Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Монумент является символом Мосфильма, вот таким образом открывшийся в 2010 году в «Рабочем и колхознице» музейно-выставочный комплекс не может использовать знаменитое изображение — права принадлежат киноконцерну. Самый представительный член комиссии – В. М. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. Эти контуры увеличивались в 15 раз и переносились на листы фанеры.
Но вначале нужно было оценить степень износа памятника. Известно, что восстанавливать, реставрировать намного тяжелей и дольше, чем создавать впервые. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Генеральный директор ВИАМа академик Е. Н. Каблов считает восстановление монумента своим долгом. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. Как вспоминали впоследствии друзья Веры Игнатьевны, она с самого начала почувствовала, что её «Рабочий и колхозница» – лучшая из этих работ. Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям – то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем. Наконец, скульптура утверждена.
Рабочий и колхозница – история создания
Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла. Однако радоваться было еще рано и Вера Игнатьевна с тревогой ждала, что покажут ее коллеги но конкурсу. 3.
Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. «Через тридцать лет, – писал французский журналист Филипп Ламур, – когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Летом 1936 года объявили закрытый конкурс, к участию в котором допустили четырёх наиболее известных в то время скульпторов: В. А. Андреева, И. Д. Шадра, М. Г. Манизера и Веру Игнатьевну Мухину. Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. Павильоны двух стран находились напротив и Гран-при получил советский.
Утром дерево сняли.
Эти контуры увеличивались в 15 раз и переносились на листы фанеры. Скульптуру решено было делать в стали и Мухиной пришлось поволноваться. Иначе он будет, говоря словами Родена, похож на поэта в стране, языка которой он не знает.
Аврал – с утра до ночи. Платье-бутон и пальто из солдатского сукна. На территории Олимпийского комплекса, на Лужнецкой набережной, установлены аллегорические скульптуры «Земля» и «Вода», выполненные в 1957 году, уже после смерти Веры Мухиной, по ее проекту. В жизни озарения бывают редко. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет.
Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»
А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям.
Работа заняла несколько лет: от ряда первых версий пришлось отказаться. Монумент перестаёт быть авторской работой. К железному каркасу были подведены леса, придвинут тридцатиметровый подъемный кран. Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги.
Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20. Здесь Вера Игнатьевна изготовила вазу «Астра», позже повторенную в множестве копий, после войны на ЛЗХС изготавливали правительственные сервизы. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти.
- Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год
- Ленинградский завод художественного стекла
- Этапы возведения памятника – трудности и достижения
- Где установлен знаменитый советский памятник
- Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
- Второе рождение монументального памятника
- Рядом расположены достопримечательности
- Фото Рабочий и Колхозница в высоком разрешении
В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ». В дело опять вступили плотники, которые внутри «долблёнок» убирали лишние части дерева и наращивали недостающие. Автор проекта павильона известный советский скульптор Б. М. Иофан, рассказал участникам конкурса о своём замысле и объяснил, что скульптура должна изображать рабочего и колхозницу идущих вместе, как символ единения пролетариата с колхозным крестьянством. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал». После удачи группы «Рабочий и колхозница» Вера Игнатьевна решила использовать для «Эпроновца» нержавеющую сталь, сделать фигуру не станковой или декоративной, а монументальной. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам. Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.
22 мая 1936 года В. И. Мухина получила с нарочным запечатанный пакет из Совета народных комиссаров. К тому же в паре титан – нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы.
Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Горького. «На берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе», – сказал Ромен Роллан.
- Прогулка по Москве 2018 — идем от Проспекта Мира до Лубянки
- Фото Москвы весной 2018 — весенняя уличная фотография
- Фотопрогулка по Москве — продолжение разговора о городской фотографии
- 2 Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год
- Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
- Международная выставка 1937 года
Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы. Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. Но в Польше ящики не прошли в туннель и пришлось разрезать скульптуру еще на несколько частей. Не потому, что Каблов их начальник.
Архитектор стоял на своем. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась.
- Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы
- Самое интересное в виде мозаики
- Знаменитые скульптуры Веры Мухиной
- ФуНДАМЕНТАЛЬНО О МОНУМЕНТАЛЬНОМ
- 10 ФАКТОВ О рАБОЧЕМ И кОЛХОЗНИЦЕ
- 125 лет советскому скульптору Вере Мухиной
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это, пожалуй, единственный случай в работе по реставрации монумента, когда ВИАМ рекомендовал воспользоваться импортным материалом. Сейчас «Рабочий и колхозница» находятся на ВДНХ, хотя сама Мухина мечтала видеть ее на Ленинских горах. Вместе с известным дизайнером Надеждой Ламановой она создала альбом «Искусство в быту», в котором читателям предлагали выкройки простой, но изящной одежды из подручных материалов.
Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. И придумали. Потом в помощь им наняли французских рабочих.
Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Началась безумная по темпам работа: сначала создание статуи в 1/15 натуральной величины, а затем увеличение и перевод ее в сталь на заводе ЦНИИМАШ. Они великолепно владели рабочим ремеслом. Проект памятника был разработан скульптором Иваном Шадром в 1939 году.
А произведения В. Андреева и Манизера не выдерживали сравнения с ее проектом. По мнению искусствоведов, в композиции «звучит» музыка труда, но труда свободного и гармоничного. Иофану. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»).
Глядя на него, невольно веришь, что да, действительно им играет вольный ветер. На рейках устанавливалось приспособление для съемки поверхности статуи. На нее строчили доносы и не давали толком работать. Работая по 13 часов в сутки, они в течение месяца изготавливают модель будущей скульптуры, а завод «Сталь мост» в это время делает конструкцию каркаса. Ей удавалось создавать из этого сложного материала, не только утилитарные вещи (кстати идея формы гранёного стакана принадлежит именно ей), но и скульптуру, таким образом она стала одним из первых мастеров художественного стеклоделия.
Взяли испорченную форму и набили глиной. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». После ее окончания строительство не возобновлялось. Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой. Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили.
Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». 1. После того как доски клали по порядку одну на другую, получалось что-то вроде большой долблёной лодки, внутренность которой с точностью повторяла контуры детали скульптуры. Но группа «не держалась» на павильоне – требовала иного постамента. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры.
В 1934 году Мухина создает портретный бюст архитектора С. Замкова. Внутренняя монументальность. Стальной лист накладывали на гипс. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз. Методы «неразрушающего контроля» – оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру – существуют давно.
Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н.
Прототипом «Рабочего и колхозницы» стали статуи «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская». Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. Первоначальный проект пьедестала, повторявший 34-метровую башню павильона, в спешке был заменен на низкий, 11-метровый, то есть в 3 раза ниже, чем пилон Парижского павильона. В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там.
Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. При этом нарушений закона в ней не обнаружили. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. Скульптура «Хлеб» стала единственной, к эскизам которой автор вернулась и воплотила идею в жизнь.
На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Снаружи-то этого не видно. «Руки чешутся написать ее». В эти сооружения залезали жестянщики («в узкое пространство приходилось посылать самых маленьких, худых рабочих»), там выколачивали тонкие стальные листы. Речная вода и айсберг из зеленого стекла будут красиво дополнять друг друга. Мы видим не столько широту и масштаб персоны, сколько его человеческую сторону: блестящий писатель предстает пожилым и опирающимся на трость, а великий композитор – наслаждающимся прекрасными звуками музыки.
Работая по 13 часов в сутки, они в течение месяца изготавливают модель будущей скульптуры, а завод «Стальмост» в это время делает конструкцию каркаса. А что сделал Шадр, ее друг. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад.
Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. Или другой пример – работа «Ветер», в которой на первый план выносится тема стихии, которая ломает формы. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». В октябре 1937 года состоялся просмотр пяти представленных на конкурс работ. Статую поделили на 44 части.
Это могло создать для скульпторов большие проблемы. Вместе с тем в нем много от мужика. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое.
На венчавшую павильон скульптуру также был объявлен конкурс, который выиграла Вера Мухина. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Выбивали на металлических грибках и примеряли.
Без них в такой короткий срок она бы не справилась. Вера Игнатьевна обещание выполнила, но при ее жизни скульптура так и не была установлена. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М.
Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Это могло создать для скульпторов большие проблемы. Мухина долго выверяла каждый изгиб шарфа, рассчитывала каждую его складку. Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры.
Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт.
Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. В 2003 году скульптуру разобрали на 40 частей для укрепления и реставрации. В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». - Докажете от противного. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз.
Позже с него она лепила Брута, убивающего Цезаря. Именно о нем она говорила в завещании: просила довести работу до конца. Памятник Горькому на площади Белорусского вокзала появился в 1951 году.
Львов, скульпторы З. Г. «Разорвал черную чугунную тогу полярной тайны и – как ледяной обелиск – поднял хрустальный меч высоко над всем миром», – объяснял скульптор. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Мухина работала здесь до конца жизни.
По планам реконструкции Москвы такое место имеется на Ленинских горах». Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали. Вернее, скульптурной группой. Мухина изобразила фигуры двух девушек, передающих друг другу сноп пшеницы. Горького. «Большую часть скульптурных объемов пустить по воздуху, летящими по горизонтали», – такое решение не имело прецедентов и, быть может, было самой большой творческой находкой художницы.
Долгое время произведения находились в плачевном состоянии им грозило разрушение. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем. Однако из-за того, что изменились материалы каркаса, несколько изменилась и его конструкция. Наконец, скульптура утверждена. В нем были выкройки простой и практичной одежды — универсального платья, которое «легким движением руки» превращалось в вечернее кафтана «из двух владимирских полотенец» пальто из солдатского сукна. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах.
Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил абсолютно по-разному. Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. Замечали, что с некоторых точек зрения скульптура кажется парящей в воздухе сравнивали ее с Самофракийской Никой.
Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело.
На создание «Рабочего и колхозницы» Мухиной понадобилось менее года. Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Г. Иванову и Н. Г. Зеленскую. При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Разведка СССР интересовалась оформлением немецкого павильона, в результате высота советской экспозиции была на несколько метров выше, что обрадовало руководство СССР и огорчило Германию.
Встречавшие посетителей «Рабочий и колхозница» оказывались камертоном, создававшим настроение. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках.
Работа над скульптурой заняла у Мухиной всё лето. Кроме того, Борис Михайлович полагал, что эта скульптурная группа должна стать частью всего архитектурного проекта, как бы «подчиниться» ему, с чем решительно не соглашалась Вера Игнатьевна, которая считала, что скульптуру ни в коем случае нельзя растворять в архитектуре. Шадра еще до сих пор до конца не оценили». Отсюда и вырос проект здания с динамичными формами, с нарастающей уступами передней частью, увенчанной мощной скульптурной группой. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение».
У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. Поэтом она попросила одного из своих бывших учеников архитектора Бориса Комарова организовать проверку дневного освещения статуи. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная».
После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы. Антонов резко возражал против шарфа. Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. Он был понятен каждому и волновал всех.
Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз. Мухиной это нужно было тоже для создания горизонтали: такой длиннющий павильон и рабочего с колхозницей нужно было как-то связать», – рассказывает Аредов.
Поражал, я бы сказал, одухотворенностью пластики. Территория выставки тянулась вдоль Сены. Получилась смятая форма, но зато габарит не был потерян.
Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. Проектирование было поручено Б. М. А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н.
Сарра Лебедева вылепила портрет Чкалова. Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят). Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения.
Иофану. Памятник осуществлен не был и я решил воплотить его идею в павильоне. Памятник Чайковскому возле московской консерватории также выполнен Мухиной. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств.
Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». Вторым этапом реконструкции стала очистка. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. Монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, где вызвал всеобщий восторг. Таковы ее памятники М. Горькому и П. Чайковскому.
В 1918 году она создала его скульптурный портрет. Лицо горит — не попадайся под руку, зашибет. Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, – из углеродистых сталей. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы».
Не стекает, не капает, не расползается. Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву.