Весна Боттичелли Анализ
И как поэтично показано превращение. Но, это неединственноеповторение в картине. Странная картина Боттичелли описывает рождение Христа как самое главное событие в истории человечества.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Жест заботливый, опекающий. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками).
- Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
- «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
- Картина Весна, Сандро Боттичелли
- Описание картины «Весна (Примавера)»
- История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
- Картина Боттичелли Весна Анализ
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
А с правого края художник изобразил и себя. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Каково же содержание картины. По прошествии этого срока он будет скован и повержен. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
- Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
- Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
- Весна картина Сандро Боттичелли
- История картины Боттичелли «Весна»
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. Эта интересная картина, называется Клевета. Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Скрытая символика картины Сандро Боттичелли «Весна»
- «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
- Весна Ботичелли – математика и искусство
- Объясните на пальцах: «Весна» Боттичелли
- ТАЙНЫ ЖИВОПИСИ – Сандро Боттичелли "Весна"
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». но также и холод зимы.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Душа ее и мысли есть Любовь и Милосердие, очи ее – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность, а в целом же – Умеренность и Честность, Приятность и Величие, о, дивная красота.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Движение в картине устремлено справа – налево.
- Самое интересное в виде мозаики
- Другие картины Сандро Боттичелли
- Обо всем, что нравится женщинам
- «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
- «Гимн живому человеческому влечению»
- Словари и энциклопедии на Академике
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Фигуры расположены волнообразно. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
- Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Профессиональный фотограф и движение в кадре
- Профессиональный фотограф и мотив снимка
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
- Весна (картина Боттичелли) Информацию О
- Напишите отзыв о статье Весна (картина Боттичелли)
- Отрывок, характеризующий Весна (картина Боттичелли)
Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Тем не менее сюжет картины имеет множество интерпретаций, самая популярная из которых говорит, что благодаря любви (Венера) жизнь человека движется от чувств (Зефир, Хлорида и Флора) через разум (три Хариты) к созерцанию (Меркурий).
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Движение в картине устремлено справа – налево. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Картина написана на основе древнеримской мифологии. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного.
Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Это – гимн и природе и человечеству.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Жест заботливый, опекающий. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Но давайте попробуем. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Зефиром. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Но это не единственное повторение в картине. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Она стала богиней в пышном одеянии. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи.
Некоторые исследователи говорят, что Фичино в письме призывает своего преданного ученика Боттичелли отразить в картине свой гороскоп, где присутствует астрологическое соединение Венеры и Меркурия. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Однако в то время имя Сандро Боттичелли было почти забыто и на картину не обратили внимания. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. вы можете запросить все в системе с коробкой. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. В 1982 году картина подверглась реставрации. Картина висела над софой, называемой летуччо. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Композиционно полотно делится на три части.
Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В стихах там, относящихся к маю, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой, ставшей предметом обожания бога Зефира.
О том, как весной расцветает природа. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Она не просто богиня любви и красоты. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. От его полета согнулись стволы деревьев. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. но также и холод зимы. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. От его полета согнулись стволы деревьев. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик».
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Такие подарки были в то время обычным явлением. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса.
Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. Выше: что вы искали. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. От его полета согнулись стволы деревьев. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. — Прим. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Всё изменила вечная весна.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Что касается трех Граций, то справа стоит Пульчритудо или Красота, Великолепие, в центре — Каститас или Чистота, Целомудрие, а слева — Волюпта или Наслаждение, Блаженство. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки. Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда. На самом деле это несколько противоречит истине. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса. Месяц считался концом весны и началом лета. Она показана простой, тихой и скромной. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. И как поэтично показано превращение. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Над богиней парит Амур.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Вернулась она в Уффици в 1919. Происхождение картины несколько туманно. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту.
Это была эпоха зарождения удивительного явления, позднее названного Возрождением или Ренессансом, определившего на несколько веков вперед пути развития философии, литературы, живописи и скульптуры. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. Картина висела над софой, называемой летуччо. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик».
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. И, конечно, это породило особое искусство.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, с якобы невинным лицом, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю.
Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Картина висела над софой, называемой летуччо. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари.
И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. обе выполнены с грацией и выразительностью». У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Именно так было принято делать на свадьбах. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Эта интересная картина, называется Клевета. Фигуры расположены волнообразно. Сколь приятна для любования. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака).
Исследователи предложили несколько толкований. Картину «Весна» Боттичелли заказал Лоренцо Медичи в качестве свадебного подарка своему 17-летнему племяннику Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно итальянская богиня Весна Боттичелли.
Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу».
Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Движение в картине устремлено справа налево. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Каждый раз, когда я смотрю на такие произведения искусства, задумываюсь о том, что могло подвигнуть человека на то, чтобы написать что-то такое. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.