Википедия Икона Троица
Загадка иконы «Пресвятая Троица»
В иконе при. Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы22. Склонением голов образы среднего и правого Ангелов обращены к Ангелу, написанному слева.
Почему святой Сергий придавал ей такое значение. сведений о том, что святой занимался иконописанием, нет. Между тем впредполагаемой копии Клинцовского подлинника (ГПБ, 4765 — собр. C 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона («очень бережно, на руках»— по словам хранительницы) переносится в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине.
И они ели». В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов. Их используют только в крайнем случае, например, при лечении тяжелых болезней.
Для верующих икона «Святая Троица» имеет важное значение, поскольку она помогает решить все проблемы, которые не дают покоя. Материалы и исследования. Рублев использовал золотистый колос, рожь или василек. — Но будем говорить, что это для того, чтобы мы могли понять Святую Троицу.
Чудо иконы «Живоначальная Троица»
В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. Левый ангел (Бог Отец) правой рукой благословляет чашу. На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1»22 (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»22).
По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. Вот таким образом элементами иконы являются древо, дом и скала (как указание на пустынное место). по кн: Е. Н. Трубецкой, Умозрение вкрасках, М., 1916, стр. 12). 3.
Троица ветхозаветная (икона Андрея Рублева)
По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». трех Лиц Божества, поскольку Божество по существу своему не-изобразимо. Рис.
В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Сохраненные здесь основные цвета одежд даны приглушенными и сильно обобщенными. Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18. Слева – шатер Авраамов, написанный в виде дома, в центре – дерево, также напоминающее о месте, где все происходило, справа высится гора.
трапезу Авраамову, на ней же угости святую Троицу Авраам под дубом Мамврийским» (И. Сахаров, Сказания русского народа, т. II., кн. 8, Спб., 1841, стр. 60). Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. Любое свое решение он выносит на суд Святой Троицы, молча принимая совет спокойных Ликов. Сам же стояше пред ними под древом. Общий тон этой иконы не свежий и ясный, как у Рублева, а сдержанный и теплый.
Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор Третьяковской галереи и её главный хранитель, в то время как большинство других сотрудников, не являющиеся столь высокими чиновниками, а также искусствоведы и учёные, трудящиеся в других учреждениях, выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление», которое приведёт к утрате национального достояния. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. ЕВХАРИСТИЯ)) ангелы в знак взаимного согласия и любви склоняют друг к другу головы (символ мировой гармонии). Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы.
Троица ветхозаветная: описание иконы
Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. Об этой детали «Гроба Господня» упоминает игумен Даниил, описывая иерусалимский храм (см. «Житье ихожение Данила, русскые земли игумена». О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17. Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. Здесь изображен момент из ветхозаветной истории, когда к Аврааму пришли три ангела. Вапокрифическом «Слове Иоанна Златоустаго, Василия Великого, Григория Богослова» эта тема характеризуется так: «что высота небесная иширота земная иглубина морская.
Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. поновление икон. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда инако. К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца».
В 1931 году проблема обнажилась. О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан26. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы»4. Оно прославляет тройственность Святого союза, непрерывность его существования.
Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Мир, согласие и единодушие – вот к чему призывает художник своих соотечественников. Троица Рублев Андрей Школа или худ. В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600 года (до первой записи), а скорее всего и раньше.
Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. ), вот таким образом каноническими признаны лишь изображения в символическом виде— главным образом, Троица Ветхозаветная. Отличает эту икону от других и основная форма ее композиции – круг. осудившего патриарха Никона. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 сентября 2008 старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведённое в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова.
При этом цвета одежд, обращенность Ангелов друг к другу, положения рук могут даже дать нам возможность и желание конкретизировать «лица» Святой Троицы. — Вкн. : «Книга Паломник». Можно наговаривать молитву на святую воду, а затем, давать ее больному. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться.
Там речь шла о некой святыни Троицы (о ней знали участники земской церкви), которая вполне соответствовала канонам и могла быть взята за пример. Средний Ангел одет в красный хитон (нижняя одежда) и синий гиматий (верхняя одежда).
Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. С. 379-380). Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. Основанием для иллюстративного описания места события иконы явился текст из книги «Бытие» : «И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр во время зноя дневного» (т. е.
Изображения иконы Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)
Третьяковская галерея. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. С другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает допустимым «ради тамошних видений» изображать Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями. Изображение иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева.
Никоне» 12. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон, она не пользовалась огромным почитанием верующих, не совершала чудес— не была «чудотворной»L 4, не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определённой репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. Крылья, скамьи, дискос ипотолок портика написаны золотистой охрой сзолотым ассистом. И увидеть не вовне, а внутри себя. Сергия Радонежского, «подало повод И. М. На рисунке показан результат совмещения Иконы Андрея Рублева — «Троица Ветхозаветная» с матрицей Мироздания.
ИВАН IV Грозный). Дуговой стрелкой А — показано расстояние от основания Тетрактиса на 4-ом уровне в Верхнем мире матрицы, до основания Тетрактиса на 4-ом уровне в матрице Нижнего мира. Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями. Для гадания на Троицу принято было плести венки и бросать их в воду. Бог Сын восседает напротив. Средний ангел (Сын) изображен в евангельских одеждах Иисуса Христа. С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев.
Икона святая троица значение в чем помогает
Сюжет иконы мотивировался 18-ой главой Книги Бытия. К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Пробела на гиматии левого ангела серо-голубоватые.
17 мая 1945 года— «Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. А от своего замышления ничтоже претворяти (А от своих представлений ничего не дописывать)». И ядоша.
Это как бы – «вседрево». Сергию чудотворцу». Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего И принесут немного воды и омоют ноги ваши и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба и вы подкрепите сердца ваши потом пойдите (в путь свой) так как вы идете мимо раба вашего. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. Ему сосредоточенно внимают остальные.
Икона «Святая Троица» Рублева – это не только тот момент у шатра Авраама, но и предвечный совет. Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. «Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. 1.
Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13. они были запрещены. Икона была выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (см. В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями 5. Белильные движки-«оживки» мелкие, немногочисленные, нанесенные короткими штрихами. Вот таким образом явление трёх Ангелов Аврааму и вкушение ими агнца. Композиция статичнее и фигуры ангелов соединены между собой более тоном, чем движением.
О разных иконах Пресвятой Троицы
Не зря принято вешать ее напротив входной двери. Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева 9. Известна и иная тенденция.
Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. Это ипостась Святого Духа именуемого животворящим. Из анализа положения чаши в матрице следует основной сакральный смысл иконы Троица. Все образы лаконичны, уместно вписаны в общую композицию. Рассматривая это произведение искусства подробнее, можно отметить, что все здесь вписано в круговую структуру, символизирующую триединство, а также вечность, бесконечность.
Иоанном Дамаскиным в третьем слове в защиту святых икон, по поводу слов «явися Бог Аврааму у дуба Мамврийска» имеется сообщение о том, что изображение Святой Троицы в виде трех ангелов существовало с древнейших времен на месте явления трех странников Аврааму. Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой. После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто. Центральное место иконы занимают Ангелы и находящаяся на трапезе Чаша. В этом смысле явление это и толкуется богослужебными текстами, которые определенно говорят о нем как о явлении Святой Троицы: «Видел еси яко есть мощно человеку видети Троицу и Тую угостил еси яко друг присный, преблаженне Аврааме» «древле приемлет Божество Едино Триипостасное священный Авраам».
Над ангелом слева — здание: дом Авраама и символ Божественного устроения мира. Первое поклонихомся святой великой церкви Софии. Недалеко от горы Мориа. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира.
главнаяиконы двунадесятых праздниковикона Святой Троицы
Не упраздняя исторического аспекта события, прп. Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. Все это происходило в дубраве Мамре. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) (между концом 14 века и 1427, Третьяковская галерея), в которой изображены три ангела (без Авраама и Сарры), сидящие вокруг стола-трапезы с жертвенной чашей в центре образ центрального ангела символизирует Бога Сына Иисуса Христа, приносящего Себя в жертву ради спасения людей от первородного греха и смерти, рука этого ангела благословляет чашу с лежащей в ней головой жертвенного тельца (символ Евхаристии (см. Вместе стем по средневековым представлениям стол этот является «Гробом Господним» — евхаристическим престолом, послужившим образцом для церковных алтарных престолов. Увы, достоверно подтвердить это невозможно.
Композиционным центром иконы является чаша. Андрей объединил их в одном общем, плавном и скользящем движении по линии круга. 105 Троица является символом русской иконописи, это самое известное произведение Рублева. М., 1861.
На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1» (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»). Но важно помнить, что исторически это явление не Самого Бога, а Ангелов Его. Августина и других западных отцов31.
Гурьянов вместе с В. А. Так цвета одежд (в иконографии есть определенная символика цвета) среднего Ангела и наличие клава отсылает нас к устойчивой традиции изображения на иконах Спасителя. Он символизирует новозаветного агнца, то есть Христа.
Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. Это момент некоего пророчества о будущем, о воплощении Сына Божия и о Его страдании. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы. Скала — образ духовного восхождения и Голгофы.
После проведения реставрационных работ Н. П. На переднем плане часто помещается слуга, убивающий тельца.
Круг – необычная фигура для христианства. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). И видев притече в сретение им от дверей сени своея и поклонися до земли.
Сохранность и современное состояние иконы
Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. Т. 2. В мае 2007 года«Троицу» вывозили в здание ГТГ на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа». В физическом варианте таковым является родной дом, а в духовном – вера. В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8.
Соответственно, синий – цвет неба, красный – земли. 1106–1107гг., вып. 3-й и9-й Православного палестинского сборника, Спб., 1885, стр. 14–18). Вес иконы 27, 3кг.
Художественная ценность иконы, её популярность и значение для мировой культуры
Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (в Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской4). Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. Известен также настоятельный совет игумена Радонежского: чаще взирать на образ Святой Троицы ибо «взиранием на сей образ преодолевается ненавистная рознь века сего». Так, еще во второй половине XIX века Д. А. Справа — гора: знак духовного восхождения.
Шатер скотовода становится образом строительства мира или «Домостроительства Божия», дуб – Древом Жизни, а гора призывает «горняя мудрствовати». Да принесется вода и омыются ноги ваши и прохладитеся под древом. Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Намерение передать «Троицу» Рублёва епархии впервые возникло у Бориса Николаевича Ельцина. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11.
Кто такая Святая Троица икакие бывают ееиконы
Она визуально делится на две части. Далее Евсевий пишет: «Два по одному с каждой из двух сторон, а в середине – более могущественный, превосходящий по сану. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). Но путники обнаружили, что она засмеялась (хотя она и пряталась) и тем показали, что они не обычные странники.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. На хитоне слева полоса. В ней всё надмирно и всё духовно. Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. Гиматий правого ангела — мягкого молочно-зеленого тона сбелильными пробелами, выполненными, как иповсюду, свободно, вприплеск. «Здесь есть и выделение центра и цветовые контрасты и равновесие частей и дополнительные цвета и постепенные переходы, уводящие глаз от насыщенного цвета к мерцанию золота (фона. – Л. У. ) и надо всем этим сияние спокойного, как безоблачное небо, чистого голубца». Несколько слов о сюжете.
Где должна находиться икона Святой Троицы икак перед ней молиться
Палаты — образ домостроительства Господня. Кроме того, это равенство иногда подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов (например, в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне, VIв. ) и их атрибутами. Единство трёх ипостасей Св. Не случайно оно расположено слева от правого Ангела — Св.
Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ. В мае 2007 года— «Троицу» вывозят в здание Третьяковки на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа». Более того, Рублев, смог непосредственно иконографически-художественными средствами выразить эту символическую традицию восприятия Сыновнего образа как «замещающего» образ Отца, что, естественно, всегда подразумевалось православным сознанием». Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.
В1420г. Надобность впохвале Сергию могла возникнуть после «обретения мощей» в1422г., всвязи спостроением каменной церкви над его гробом. Именно рублевская икона, как считают в настоящий момент учёные, как нельзя лучше соответствовала этим представлениям.
В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. Смысл этого изображения – жертвенная любовь. Когда В. П. Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919г., в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. Но когда ее «открыли», то все были поражены красотой авторского слоя. Так, еще во второй половине XIX века Д. А.
Значение и смысл иконы Пресвятой Троицы
Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность Троицы. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор галереи и её главный хранитель, в то время как другие сотрудники, а также искусствоведы и учёные других учреждений выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление»2, которое приведёт к утрате национального достояния. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама».
Как правило их писали на первом плане иконы, чуть ниже трапезы. Икона скреплена двумя встречными шпонками и также первая и вторая доски скреплены двумя «ласточками». В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы. Лиловый цвет левого Ангела, как и клав – среднего и правого, свидетельствует о царственности.
И предложи им. Последние годы жизни Андрей Рублев и Даниил Черный провели в Андрониковом монастыре в Москве.
Чем помогает икона Святой Троицы
Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви и утешает обреченного на жертву. Сохраняются как основные ее тона, так и отдельные детали композиции и рисунка.
Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. Если мы мысленно в середину иконы поставим циркуль и попробуем описать круг, то фигуры ангелов легко в него впишутся. В связи с учением Церкви и толкованием отцов изображаемые ангелы располагаются иногда по принципу изокефалии, т. е. Никоне» 12.
рядом с домом в тени растущего неподалёку дуба). Воспроизведенное здесь другое замечательное изображение Святой Троицы (см. Какой характер имело это изображение, мы не знаем. — «Православный палестинский сборник», вып. 51, Спб., 1899, стр. 19–20).
Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской). С. 379-380). Происходит из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря вСергиевом Посаде (ныне г. Загорск близ Москвы). Почти лишенные плеч фигуры еще более женственны, чем на оригинале. М. 1861. поновление икон.
И на иконе есть предмет, который ее являет сильно и безусловно. Его правая рук с символическим перстосложением опущена на престол. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. Виталия в Равенне (VI в. ) 30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами. Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться. В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь.
Это явление трех ипостасей у мамврийского дуба праотцу Аврааму и его жене Сарре. Эти росписи не сохранились. 18.
В чем помогает икона Святой Троицы
«Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы». Некоторые иконописцы (после Рублева) писали у среднего ангела крестчатый нимб, как на иконах Спасителя. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Склонясь друг к другу, они словно ведут тихую беседу. Современники видели вэтом изображении не только икону. Торс иколена кажущегося больше остальных среднего ангела повернуты вправо. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия.
Незаметными и легкими штрихами великий мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом нисколько не нарушает догмат о их единосущности. Раскрытие догматического смысла иконы Святой Троицы, принадлежащей к иконографическому типу Ветхозаветной Троицы, начинается с сюжетного первоисточника. Да и самого пространства как такового нет. Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. После 1422 г. Рублев расписал Троицкий собор в Сергие-вом Посаде. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.
На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». К этому церковь относится довольно позитивно. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления) 6.
Можно иметь один образ, а можно целый иконостас. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». Вып. Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица».
Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. Перед иконой можно читать исповедальные молитвы, которые позволят очиститься от существующего негатива и греховности. Святое Писание говорит о посещении Странников-Ангелов как о явлении Аврааму Бога. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. Таким образом, Троица могла быть написана между 1422 и1427гг. Возник интерес и к «Троице» из Лавры. с. 305) представляет собой очевидный список с иконы Рублева.
Интересные факты о иконе Троица Андрея Рублева
свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. Гурьянов вместе с В. А. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в. ГТГ). возвращена вновь в монастырь. На иконе же, написанной Андреем Рублевым изображены только три Ангела. На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами).
Когда Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 году, в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. Вохрение жидкой плавью, золотистой охрой сподрумянкой, по светло-оливковому санкирю. Они сказали: сделай так, как говоришь.
Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » 14. Гиматий центрального ангела глубокого, насыщенного голубого тона.
Приказал заколоть теленка или ягненка для этого и, конечно, накормил странников. Таким образом, лик будет играть роль защитника. Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими.
3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. Верующие же православные в этот день предпочитают провести в молитве. Прекрасны, задумчивы фигуры трех ангелов, сидящих за трапезой. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. 1.
Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры. Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23. Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы.
Пространство иконы расположилось в месте перехода между Верхним и Нижним миром матрицы. Хитон среднего ангела плотного, густого темно-вишневого цвета сзеленоватыми пробелами (уцелели следы). При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом.
Изображение Святой троицы в иконописи
В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ. Верхние доски подножий ипрестола — светло-желтые (верх престола перечищен). Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, И сказал: Владыко. 18:36).
ннок Зосима, диакон Троице-Сергиева монастыря, ездил вЦарьград иИерусалим. Сразу бросается в глаза сходство – некий общий для всех трех ангельский образ: лики, одежды, крылья, жезлы Но при всей схожести каждый Ангел очень индивидуален – в особом положении, движении головы, рук, цвете одежды. На ней Бог Сын сидит на престоле, над Ним Бог Дух Святой, а Бог Отец обозначен неким значком изливающейся благодати.
Христианская символика в иконе Рублёва
Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА) в 16 веке, вероятно, находилась в Москве, где была украшена драгоценным окладом, а затем, как вклад царя Ивана Грозного (см.
Тюлиным и А. И. Это была последняя работа великого иконописца, которая также не сохранилась. Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Папоротки крыльев также голубые. Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя ангелами или это были три ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества или же это все три Лица Святой Троицы в образе ангелов 20. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы.
Дионисия Ареопагита, означает «молодое, находящееся в полноте сил», определенно указывает на свойства все обновляющего и возрождающего к новой жизни третьего Лица Святой Троицы. Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. ) 29.
Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. Как и другие иконы, более ранние, это не есть изображение самой Троицы, т. е. Круг, который образуют Ангелы, символизирует вечную природу Божественного. М. 1956. Осанка его торжественна, на хитоне — широкий клав. Их изображали стоя не перед трапезой, а за спинами сидящих Ангелов.
Улевого ангела гиматии сиреневого тона (плохо сохранился) ссеро-голубоватыми, прозрачными пробелами холодного перламутрового оттенка. Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. )29. При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре.
- История одного шедевра: «Святая Троица» Рублева
- Образ Святой Троицы Андрея Рублева
- Икона Святая Троица — значение, в чем помогает
- Икона Господа Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)
- Икона Андрея Рублева Троица тайный символ Мироздания
- 12 библейских символов, зашифрованных в Троице Андрея Рублева
- Троица ветхозаветная с хождением
Минимально, но гуляет. Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение. Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. За трапезой происходит беседа между Господом и Авраамом, в которой предсказывается рождение у Авраама и Сары сына Исаака. И это было попыткой иконописцев как бы приблизить человека к Богу. Композиция изображения достаточно сложна. Об этом же может напомнить и цвет гиматия правого Ангела, но это как бы вечная, неувядаемая зелень.
Икона «Троица» найдется в жилище любого православного. С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов18, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин19 с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев20, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев. Символика иконы (Троица – это единство Божества в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) не затемняет ее религиозного содержания. Рублев изобразил вечную священность, не только описание ситуации. Но для того, чтобы преодолеть эту рознь, ее прежде необходимо увидеть.
- Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери
- «Троица» Андрея Рублева сегодня
- Вы вошли как: священник Константин Пархоменко
- «Троица» Андрея Рублева – символ русской культуры
- История открытия и современное состояние
- Икона преподобного Андрея Рублева
- Внешний вид рублевской «Троицы»
Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами. Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы. В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями5. Икона представляет собой доску вертикального формата.
Он как бы повторяет слова св. Малейшее изменение климатическое может привести к тому, что это движение начнётся гораздо более серьёзно. 2 Стол, за которым сидят ангелы, так называемая «трапеза Авраамля» — изображение реликвии, почитавшейся вКонстантинопольской Софии (см. оней: Антоний, архиеп.
- Старый образ в новом воплощении
- Крещение Иисуса Христа в водах Иорданских
- Духовная практика святого Паисия
- Появление Святой Троицы в живописных сюжетах
Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца».
3). Раскрыта по инициативе И. С. Остроухова, члена имп. При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. В подробном Житии святого, написанном через год после его преставления в 1396 году лично знавшим святителя иеродиаконом Епифанием Премудрым.
Миниатюры Епифаниева жития представляют икону Троицы в келии Преподобного Сергия не с самого начала, а лишь с середины жизни, т. е. Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16. Ангел по левую руку среднего (от нас справа) имеет синий хитон и зеленый гиматий. «личного письма»— лиц и рук), а также расчищать. Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица».
Сергия Радонежского, «подало повод И. М. Сергию чудотворцу». 2:14–18).
- Окончательный вариант композиции
- Андрей Рублёв: Троица Ветхозаветная
- Декоративность, заменившая символизм
- Варианты изображения Новозаветной Троицы
- Споры о возможности изображение Бога Отца
- Икона Святой Живоначальной Троицы
- Святая Икона Троица: значение для православных
Образ Святой Троицы, конечно, писали и до святого иконописца Андрея. О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17. Наиболее известна икона «Троицы» работы Андрея Рублева (см.
Значение и символичность ее заключена в демонстрации триипостасного единства Господа. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. На изображении присутствуют не только божественные странники. 3 Как известно, на иконах клав является атрибутом одежды Христа.
- Новости Одессы и Одесской области
Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведенное в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова. Мы знаем, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу.
Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32. свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ.
Но не только связь со Словом Божьим несет миру это нарисованное послание. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие художники писали и как писал Ондрей Рублев и прочий пресловущии художники, а подписывать «Святая Троица». Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников24. 9 октября 1944 годаиздан приказ о реэвакуации. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного.
Явися же ему Бог у дуба Мамврийска седащу ему пред дверми сени своея в полудни. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. Он возвел очи свои и взглянул и вот, три мужа стоят против него. Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV – первой половины XV века.
Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного3. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением IС ХС (атрибуты Христа). Три ангела сидят по сторонам низкого, не достигающего их колен продолговатого престола спрямоугольным отверстием на передней стенке2. Считается, что в доме иконы должны находиться в определенном месте. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15.
Композиционным центром иконы является чаша. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. Дело кончилось тогда правительственным постановлением, опубликованным в «Российской газете», согласно которому «Троица» была навсегда объявлена принадлежащей Третьяковской галерее. — Говорят, что нельзя изображать Бога Отца, — продолжает тему протоиерей Роман Викнянский (храм Владимирской иконы Божьей Матери), — но каждый человек изображен по образу и по подобию Божию.
Боковые стороны иконы проецируются на 5-ый уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы. Рис. а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. 18. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой. И взя масло и млеко и тельца, его же приготова.
Дионисия Ареопагита, по толкованию которого «круговое движение означает тождество и одновременное обладание средним и конечным, того, что содержит и того, что содержится, а также и возвращение к Нему (Богу. – Ред. ) того, что от Него исходит». Над средним ангелом — дерево изображающее, согласно библейскому сюжету, Мамврийский дуб и одновременно — древо жизни.
В 1408 г. он вместе со своим другом Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления)6, копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). К тому времени «Святая Троица» не пользовалась почитанием верующих: она не исцеляла, не совершала чудес, не мироточила. 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 ноября старший научный сотрудник галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге25 о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года.
Изображение это, основанное на конкретном историческом событии, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Икона прп. Обращаться к Высшим силам следует ежедневно. Титова) говорится, что Троица была заказана Андрею Рублеву игуменом Никоном «в похвалу отцу своему Сергию Радонежскому».
Вес иконы 27, 3кг. На этот раз у Рублева есть помощники и ученики. В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия 4. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.
В результате в 1931 году реставратором Кириковым был срезан мешающий схождению досок выступающий конец средней шпонки и уже в 1932 году, так как в течение всего года в обсуждении не было достигнуто никакого единогласия, было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий, но при этом не смог бы его скрепить. «Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Торцы подножий светло-оливковые, орнаментированные. Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников 24.
Соответственно, в верхней части иконы мы видим то, о чем повествует нам бытописатель. Этот сюжет приобрёл особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г. ) догмата о триединстве Божества и стал одним из самых ключевых в иконографии. М., 1956. Смысл этого изображения — жертвенная любовь. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного 3. Даже те ангелы, которые являлись людям, они всегда являлись в образе человека.
Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. ивидехом. Андрея составляет одно из главных ее очарований. Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16.
Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32. Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13.
1. Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца.
Отмечали праздник Святой Троицы и на природе. Искусство Андрея Рублева является одним из высших достижений русского и всего мирового искусства. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. Тюлиным и А. И. Таким образом, посредине представлен Христос (Бог Сын), слева — Бог Отец, асправа Бог Дух Святой.
Изображаются три в единстве, а не трое. Кроме того, сведения о святыни содержатся и в другом источнике, а именно в «Сказание о святых иконописцах», где говорится о просьбе Никона Радонежского, второго игумена Троицкого монастыря, написать в похвалу отцу Сергею икону Троицы, однако эта версия вызывает некоторые сомнения, хотя и считается общепринятой. Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Лицезрение Св. Пространному по сравнению с другими и точному вплоть до исторического указания («при Понтийстем Пилате») изложению о второй Ипостаси соответствует четкость и ясность цветов среднего ангела, одежда которого имеет обычные цвета воплотившегося Сына Божия (пурпурный хитон и синий плащ).
На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. Тем не менее, при реставрации Олсуфьева были оставлены многочисленные записи Гурьянова и те записи, которые Гурьяновым самим тоже были оставлены, живописная поверхность иконы на сегодняшний день представляет собой сочетание разновременных слоев живописи. Это – Чаша, над которой как бы парит благословляющая десница среднего Ангела.
Контуры голов, рук иног темно-вишневые. Но абсолютное единство и согласие может явить только совершенная же любовь. Но обычно на иконе были еще две фигуры: Авраама и Сарры, как бы прислуживающих за столом. А в старых писмах и в греческих подписывают «Святая Троица», а перекрестье не пишут ни у единого. В 1918 году под руководством графа Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. Он – Царь (вспомним – клав), но, по Его слову, Царство Его не от мира сего (Ин. При этом и гора и дерево и даже дом находятся как бы в поклоне к образу трех Ангелов.
В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия4. Виталия в Равенне (VI в. )30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. В пятой книге «Евангельского доказательства» Евсевия Кесарийского, цитированной прп. В христианстве принято молиться стоя лицом на восток, вот таким образом для иконы «Святая Троица» лучше всего подходит именно восточная стена.
Таким, как мы его знаем сейчас, это величайшее произведение мирового искусства предстало взору реставраторов в 1919 году. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли».
Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Материалы и исследования. () Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жёсткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников»22. В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы. Фрагментарная надпись на фоне «пртая Троца» (ститлами) была сделана киноварью, так же как иукрашенные жемчугом мерила ангелов. Тонко прочувствованная гармония красочных взаимоотношений иконы Троицы прп.
Его главным источником была византийская живопись палеологовской эпохи. Вып. Вот таким образом икона Святой Троицы Рублева стала узнаваемой. Впоследствии на изображениях кругового типа мы находим детали, которые говорят о том, что иконописцы хотели показать не явление Христа и двух ангелов, а все три Лица Святой Троицы. Буслаев Ф. И.
Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в., ГТГ). В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. «Троица» Рублева была написана им «в память Святителя Сергия» – для Троицкого собора, основанного святым монастыря. Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов.
На хитоне – также присутствует клав, он только не так ярок, как у среднего Ангела. 1. Церковь издревле видит в посещении праотца Авраама тремя Ангелами прообраз Святой Троицы. Не случайно бытовые подробности сюжета опущены. Отец иСын иСвятой Дух» (см. Н. Тихонравов, Памятники отреченной русской литературы, т. II, М., 1863, стр. 436).
Сидя посредине, он обернулся клевому ангелу, нагнув голову кплечу. Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева. Мы видим лишь трех ангелов за трапезой на столе — единственная чаша, символизирующая святое Причастие.
Достоверно не установлено. За трапезой происходит беседа между Господом и Авраамом, в которой предсказывается рождение у Авраама и Сары сына Исаака. Вспомним, что в ней находится заколотый телец. Враннем средневековье гробы состанками святых служили престолами. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде.
Интересно также и то, что посохи, которые держат Ангелы в руках, будут оставлены Аврааму и из них вырастет древо (благодаря Лоту, поливавшему их водой из Иордана). Он – символ единства, согласия. Первое упоминание о Рублеве в летописи появилось в 1405 году. Именно рублёвская икона, как считают учёные, соответствовала этим представлениям. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.
По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 г. ) иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом. На престоле стоит дискос сголовой жертвенного агнца.
Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15. Обращенный вправо левый ангел выпрямился, склонив лицо. Аминь. За каждым из них имеется собственный символ. На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям.
Ветхозаветная «Святая Троица» изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. И гора Мориа, хотя и находилась не очень далеко от этого места, дана очень общо.
Возник интерес и к «Троице» из Лавры. Паломничества к иконе во время её нахождения в Троицкой церкви не было. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева9. Впоследствии на изображениях кругового типа мы находим детали, которые говорят о том, что иконописцы хотели показать не явление Христа и двух ангелов, а все три Лица Святой Троицы. Эта внутренняя жизнь, объединяющая три заключенные в круг фигуры и сообщающаяся тому, что их окружает, раскрывает всю неисчерпаемую глубину этого образа. Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп.
Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Икона эта находится в Русском Музее в Ленинграде (Санкт-Петербурге. – Ред. ) и считается написанной не позднее конца XVв. Попробуем и мы всмотреться в этот образ и хотя бы отчасти ответить на эти вопросы. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). И рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего.
18)». На фоне иполях — фрагменты утраченного золотого фона со следами от гвоздей, прикреплявших оклад. Духа и за спиной центрального Ангела-Сына, рождённого в мир и распятого в нём на древе.
Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). В ней (по мнению многих толкователей) находится причастие, то есть Кровь Иисуса Христа. Но все эти предметы предельно обобщены. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное — изобразительное, а смысловое значение. Во время поздней перестройки монастыря среди строительных материалов была найдена плита с надписью «Андрей Рублев», однако ее едва удалось зарисовать – на следующий же день разбитая в куски плита была использована для фундамента. 3). Весенняя и летняя зелень говорит о рождении, обновлении и исполнении жизни.
К сожалению, эти фрески не сохранились. сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Святой Троицы при их неслиянности (например, в мозаике церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, Vв. или в Коттоновой Библии того же времени в Британском музее в Лондоне). () Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жесткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников». Его икона — «богословие в красках», раскрывающее смысл православного учения о Троице. Именно это таинственное совещание и зовется предвечным советом. Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы.
В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600-го года (до первой записи), а скорее всего и раньше. И действительно, Исаак родился – история пошла по Богом задуманному плану. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность (порядка 70) и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца.
Характер общения ангелов помогают понять их опущенные до колен, свободно лежащие руки. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ. Голубыми были итороки (уцелел фрагмент на волосах левого ангела). И никак по-другому.
Небесная же синева присутствует в одеждах всех. Новгородский, Сказание мест святых во Цареграде. Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21. Еле уловимый голубой отблеск лежит на вышке портика. Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » 14.
По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ12. Ими были написаны фрески Спасо-Преображенского храма этого монастыря. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий. После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто. Вколорите преобладают оттенки голубого цвета (лазурита).
Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры.
Несколько бледнее хитон правого ангела. Возможно, что этим объясняется прямоугольное отверстие на передней стенке стола в«Троице». Наконец, слева у Ангела – синий хитон и светло-лиловый гиматий.
Зеленый позем был покрыт штрихами темно-зеленого цвета (условным обозначением земли, покрытой травой), от которых уцелели следы. Раскрытие троичного догмата является основной богословской мыслью праздника Пятидесятницы. Воззрев же очима своима, виде и се трие мужи стояху над ним. Для поклонения этим останкам вгробах делались оконца (fenestellae, см. L. Rau, Iconographie de lart chrtien, т. I, Paris, 1955, стр. 399). Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы.
Различные мнения исследователей об идентификации каждой фигуры в иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, что иконописцу удалось достичь поставленной цели: изобразить триипостасность Бога, а не три ипостаси. О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан 26. центр: Москва Ок. Кто читал Книгу Бытия, открывающую Ветхий Завет, тот помнит историю Авраама. Полной неописуемости первой Ипостаси, которой и в Символе веры посвящены лишь скупые и сдержанные выражения, соответствует неопределенность и сдержанность расцветки верхней одежды левого ангела (нежно-розовый плащ с коричневыми и сине-зеленоватыми рефлексами). В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23. И сказали ей: «Родится у тебя сын и ты назовешь его Исаак, что переводится с древнееврейского как «смех Сарры»». Самая известная икона «Святая Троица» написана Рублевым.
Господь указал ему: «Иди в землю, которую я скажу тебе и из тебя я произведу великий род». Так как основание чаши стоит на вершине пирамиды Верхнего мира, а голова жертвенного тельца в чаше совмещается со средней позицией 3-го уровня Нижнего мира матрицы, то это означает, что Мир Горний (Высший) жертвует Собой для одухотворения Нижнего материального мира. 3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. ниже) и его пришлось укреплять. Духом через крестную жертву. Третьяковская галерея.
Только тогда можно преодолеть ее индивидуальным «взиранием» на святой образ. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон она не пользовалась колоссальным почитанием верующих, не совершала чудеса— не была «чудотворной», не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определенной репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой. а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского.
Вершиной творчества Андрея Рублева стала созданная им в 1411 г. икона «Троица». Древо — древо жизни вечной, даруемой Св. Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. 9 октября 1944 года— издан приказ о реэвакуации. Это изображение – отражение описанных в Писании событий. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве.
Икона дополняет письменные источники, являющиеся словесными выражениями истинной веры. После проведения реставрационных работ Н. П. Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21. Это – клав, знак царского достоинства. Изображаются три в единстве, а не трое. Представлены хоромы Авраама, дуб и гора, но сами Авраам и Сарра отсутствуют. В центре иконы показано положение священного символа – «Звезда Давида».
17 мая 1945 года«Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи. Августина и других западных отцов 31. Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу.
(В. О. Ключевский, Древнерусские жития святых как исторический источник, М., 1871, стр. 153 см. также «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVIв», т. 1, М., 1952, стр. 764–765 (хронологическая справка). И здесь необходимо сделать оговорку. 1411 г. 142 114 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. «личного письма»— лиц и рук), а также расчищать. Поместив фигуры ангелов в круг, прп. В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. На столе перед ними – угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Т. 2.
Икона помогает увидеть необходимый и желанный луч надежды. Прообразуя добровольную жертву Сына Божия, она стягивает движения рук ангелов, указывая на единство воли и действия Святой Троицы, заключившей завет с Авраамом. На эту мысль наводит содержимое чаши на столе. Вместо тёмных, «дымных» тонов тёмно-оливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед поражёнными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века8. Андрея остается до настоящего времени классическим образцом иконографии Святой Троицы.
И о том ответ. Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов. Позы и лики ангелов отражают совершенную любовь, связывающую лица Святой Троицы. А иные подписывают у среднего «IС ХС Святая Троица». Почиталась как чудотворная икона, с нее делали многочисленные списки.
Эта трещина была зафиксирована ещё после расчистки иконы Гурьяновым в 1905 (есть фотография, где эта трещина присутствует). Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова).
О чем же может поведать нам икона преподобного Андрея. При этом копье правого ангела указывает на значимость 7-го уровня Нижнего мира матрицы. Вместо темных, «дымных» тонов темнооливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века. Вописании его путешествия — «Книге, глаголемой Ксенос, сиречь странник. » — опрестоле изображенном на иконе Рублева, говорится: «И достигохом до Царяграда. Стены палаты игора — того же оттенка. На фоне просматривается вход в дом Авраама, а также отчетливо заметен силуэт древа познания. Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы.
1 Дату написания Троицы относили к1408г., к1409–1422гг., ко времени до 1425г.