Владимир И Рогнеда Описание Картины
Описание картины «Владимир и Рогнеда»
– 1773, Санкт-Петербург)Художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Родился в Глухове, на Украине. По Полоцкой земле проходил «великий путь«из варяг в греки» — торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси.
Картина принесла автору звания академика и профессора. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле.
Лосенко русские художники картина Владимир и Рогнеда
Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. Но еще до отъезда молодой художник написал несколько портретов, зарекомендовав себя талантливым портретистом. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург.
Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг. ) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней столице Левобережной Украины на живописных берегах Усмани, резиденции гетманов и Малороссийской коллегии. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. С конца XV века в московском летописании фигурирует также Горислава, не тождественная, но весьма близкая Рогнеде1.
- Русский музей Дополненная реальность
- Лосенко Антон Павлович (Владимир и Рогнеда)
- Рогнеда Рогволодовна кратко и понятно – все самое важное
- Картины — Лосенко, Антон Павлович
- Найден гобелен «Владимир и Рогнеда»
- Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Он мгновенно проснулся и поймал руку с занесенным кинжалом.
Основоположник русской исторической живописи, портретист. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. Сватать Рогнеду и был послан дядя Владимира Добрыня. И означает оно «владелец рога», то есть мыса. Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики.
В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке». На первом плане сидит служанка, скрестившая на коленях руки. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники.
3. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Пытаясь подчеркнуть достоверность действия, художник ввел в композицию «простонародные» типы служанок княжны и воинов Владимира. «Владимир и Рогнеда» — картина исключительно сюжетная. Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны.
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. В Белоруссии Рогволодовичи рассматриваютсякем. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Прожив несколько дней в столице, Лосенко отправился с отчетом о своих трудах в Москву, где тогда находился двор в связи с празднествами коронования Екатерины II. Ярополк был старшим сыном великого князя Святослава Игоревича.
Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. 1 вместе с отцом— князем Рогволодом— и не названными в летописях по именам матерью и братьями. Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно должно было унизить дочь конунга. В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он «держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю» (Полоцкую).
Дело ограничилось разговорами. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Сюжет был заимствован из Российской истории М. В. В 986 году Владимир принял христианство и обвенчался с греческой царевной Анной.
Картина «Владимир и Рогнеда» была написана художником на соискание звания академика. За спиной Рогнеды фигура плачущей служанки, она – горе, оплакивающее убитых половцев. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. Автор: Лосенко А. П.
Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко.
Перед походом на Киев Владимир пытался породниться с полоцким князем. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени.
Он был профессором и преподавал в России. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. Художник выделяет главных героев изображая их в духе театрального классицизма. Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными.
Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Первое полотно на тему отечественной истории. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова.
Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе.
Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Лосенко вносит в трактовку античных статуй свое превосходное знание живой натуры, отчего антики в его рисунках обретают удивительную жизненность. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. Тогда он с войском вторгся в земли её отца, сжег город, убил братьев Рогнеды и её родителя, а её саму «силой взял в жены» — именно этот момент и отражен на картине. В центре её две фигуры, притягивающие взгляд.
Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. И не ошибся: Ярополк завладел Новгородом и поставил там своих управителей – посадников. И касания ее рук легки и трепетны. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить.
Отсюда пошли ещё более поздние легенды о том, что Рогнеда под именем Анастасия жила в Изяславле, где якобы для неё был основан монастырь. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Гамма красок строже и лаконичнее. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. За спиной Владимира его воеводы, принимающие сторону своего князя.
При этом казнить Рогнеду он решил с варварской изощренностью. Через три года княжения старшие братья поссорились, началась война. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. Они общаются языком жестов их лица озарены патетическими чувствами. Рогнеда и Изяслав были сосланы в город Изяславль в Полоцкой земле.
Новгородский князь Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов.
Добрыня стал позорить дочь Рогволда («поноси дщери его»). Но разве может женщина справиться с таким закаленным воином, каким был Владимир. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. Рисунок портретен. Упавший навзничь человек, с искаженным мукой лицом, прижавший к голове своей руку, разве не Авель, безвинно убитый братом.
Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. В трагическом конфликте этой сцены таится намек на дальнейшее развитие событий.
Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: «Хочешь ли за Володимира. » – то она, согласно Повести временных лет, отвечала заносчиво и дерзко: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочю». Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). 2. Рисунков с этого античного памятника было несколько. Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи.
Древнее городище Полоцка по форме своей напоминало por: излучина широкой дугой своих крутых откосов прикрывала его с трех сторон. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Разгневавшись, он приказал жене готовиться к смерти. Вскоре, возвращаясь с охоты, он навестил Рогнеду в ее вотчине в Предславине. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий.
Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. В одном из писем к Фридриху Гримму она писала: «Я никогда не искала, но находила людей, которые служили мне и почти всегда хорошо служили». Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Согласно относительно поздней «Тверской летописи»5, в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран.
Но поставила условием крещение Владимира. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. Вокруг них сгруппированы дополнительные персонажи, своеобразные зрители внутри картины.
Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Князь приказал Рогнеде нарядиться, как для свадьбы и ждать его, сидя на брачном ложе. Рогнеда попыталась убить мужа, но её схватили и ей грозила смерть.
Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Важно, что написал ее русский художник Антон Павлович Лосенко (1737-1773).
Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. Евангельский рассказ о том, как апостолы и рыбаки поймали по воле Христа великое множество рыбы, не раз использовали в качестве сюжета для своих картин европейские художники. Это было первое обращение к древей истории Отечества в русском искусстве. Он обещал им мир, если они отдадут ему в жены свою сестру Анну, а в противном случае грозил пойти на Константинополь.
Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом.
В 1769 году художник вернулся на родину. Впрочем, гордый нрав Рогнеды все же давал о себе знать. Образ Шумского как бы воплощает жажду просвещения и горечь познания, вольнодумство и глубокий скептицизм, отличающие восемнадцатый век. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути.
И не его вина, что помощь опоздала. Владимир отправился в Крым и захватил Корсунь. С этой картины начинается русская историческая живопись. Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании». На этом история не заканчивается.
Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. Картина мастерски скомпонована. как династия, стоявшая у основания белорусской государственности. По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева имя Рогнеды— славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями.
В эту же школу отдали Лосенко. В нем выразились ранние поиски образа героя. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. Общение с Рету-портретистом было благотворно для Лосенко и сказалось в его работах последующих лет.
Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании— Ragnheir). Рогнеда сидит в кресле, глаза у неё слепые и белые, одной рукой она ещё пытается оттолкнуть Владимира, второй держится за случайную ткань. Владимир над ней, в богатых одеждах, в короне, но лицо его не соответствует сложившемуся в легенде образу насильника и язычника – он смотрит на Рогнеду с чемто вроде ужаса и сострадания, держит её отталкивающую руку, свою вторую руку прижимает к груди, к сердцу, словно желая достать его и показать, какая в нем заключена тоска. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки».
Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» (сыном рабыни) и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга.
Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства.
Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. Однако из этого сватовства вышел страшный скандал. Плачет прислужница. Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством. В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда». Художник с глубоким почтением относится к своей модели.
Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М. Колористическая гамма строится на легких холодных тонах — золотисто-оливковых и голубовато-зеленых. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. Лосенко Антон Павлович (1737, Глухов, Черниговская губ. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной.
Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Через несколько лет после смерти отца между старшими братьями Святославичами началась борьба, в результате которой Олег погиб во время взятия киевлянами города Овруча. Правивший на Руси в Х веке великий князь Святослав поделил земли между тремя сыновьями: на великокняжеский престол в Киеве он посадил старшего сына Ярополка, в земли древлян послал Олега, а Новгород отдал младшему сыну Владимиру. Это определяет их идеальную отвлеченность.
Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Она – совесть, укоризненно взирающая на неправедное сватовство Владимира. Но Владимир не собирался долго задерживаться на родине скандинавских предков.
Итак, картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности. Лосенко трактует программу, как изображение первого свидания Владимира с Рогнедою, первой встречи победителя с пленницей. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. К 1771 г. административные и художественные дела Академии зашли в тупик — сказалась вопиющая нерадивость президента, И. И. Бецкого оставившего академическое хозяйство без контроля.
Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Среди листов, рисованных карандашом на тонированной серой бумаге в 1769-1770 гг., этюды голов воинов и крестьян смотрятся как подлинные шедевры европейского класса. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Олег был разбит Ярополком и погиб при бегстве с поля боя.
Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Вторая историческая картина А. П. «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов». «Робичич» – сын рабыни и Рогнеда тем хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка.
В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. Ломоносова и летописей. – Е. А. ) и нарекоша имя еи Горислава». Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Естественно, что Владимир и Добрыня «исполнися» ярости.
А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Более восьми лет художник учился за границей и, вернувшись в Россию, воплотил в своем творчестве многие начала усвоенного им западноевропейского неоклассицизма, обратившись при этом к новым тогда – древнерусским – сюжетам. Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия.
В 1738 г. там открылась знаменитая певческая школа, готовившая певцов для нужд малороссийских хоров и придворной певческой капеллы. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Рогнеду он принудительно взял в жёны4. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам).
«Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. Только просьбы их сына Изяслава заставили Владимира сохранить Рогнеде жизнь.
Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768). Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором.
Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. В картине же она кажется сошедшей с античного рельефа, у нее прекрасное лицо Афродиты Милосской а складки одежд падают строго и торжественно. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. Первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе.
Это был Э. М. Фальконе. (1772). В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа».
Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. В это же время, по преданию, она получила имя Горислава. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Занятия у Рету не прошли напрасно.
Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. Вскоре Владимир оставил её, чтобы жениться на дочери византийского императора Анне. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели.
Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Возможно, это излишняя романтизация. для пользы юношества. Малолетний Владимир отправился в Новгород со своим дядей-опекуном Добрыней.
Величественный библейский патриарх, задрапированный в бледно-зеленые и голубоватые ткани, падающие пластичными складками, в ужасе отводит глаза от своей покорной жертвы — бледного тела Исаака, распростертого на поленнице, приготовленной для жертвенного костра. Не желаешь, дескать, с князем жить как покорная жена, так со смертью тебя сочетаю. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, пекрасную Рогнеду. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой.
Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника.
Трагически начавшийся брак и в дальнейшем принёс Рогнеде много горя. С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Не менее интересен портрет Сумарокова. Княжна Рогнеда жила в Полоцкекомм.
Весной 978 года город был взяткомм. В детстве был певчим придворной капеллы. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного.
В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. В конце 1750-х гг. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу.
Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательноисточник не указан 1263 дня. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод— «Рёгнвальд», Рогнеда— «Рагнхильд». Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих.
Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Художник прекрасно осознавал миссию Екатерины Великой идеально понял историческую роль Владимира, мучительную двойственность русской души и, таким образом, после возвращения в 1770 году после многолетнего обучения мастерству за границей по указанию Екатерины создал прекрасную картину «Встреча Владимира и Рогнеды». Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Он легко взял город и захватил всю княжескую семью. Тогда, как записано в летописи их первенец, тринадцатилетний Изяслав, вступился за мать, обратившись к отцу со словами: «Если один хочешь жить, прими меч сей и вонзи прежде в утробу мою, чтоб я не увидел смерти матери моей». 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим.
Та, поплакав, приняла предложение. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга2.
И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Современные исследователи установили, что имя «Рогволод» — чисто славянское, двусложное, наподобие славянского имени «Володимер». В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора.
Князь собрал рать из наемников варягов, подвластных новгородских словен и чуди (угро-финских племен) и отправился походом во главе этой дружины на Полоцк. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена.
В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволд (Рагнвольд) со своими сыновьями и дочерью Рогнедой (Рагнхильдой). Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом.
Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, «имяше свою волость в Полотьске» — Рогнеда. И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. По отзыву Э. Фальконе, талантливейший среди соотечественников художник.
Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. В общем, братья принялись уговаривать Анну согласиться на этот брак. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем.
Более древней формой имени считается «Рогнедь». Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями.
В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Успехи его были одобрены. Лосенко создает образ совсем иного звучания. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Но, урывая часы от певческих и музыкальных занятий, Лосенко за свой счет учился рисованию у живописца Ольховского. Сопоставление картины с эскизом исполненным маслом дает возможность убедиться в изменении образа Андромахи.
Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Лосенко знал, что было написано в летописи обо всей этой неприглядной истории, но законы искусства для него были выше исторической правды. Зато безусловную ценность представляли его портреты.