Воз Сена Иероним Босх
Триптих Иеронима Босха Воз сена представляет собой нравоучительную, с одной стороны и сатирическую, с другой стороны, аллегорию. Триптих Иеронима Босха, который называется " Воз сена ". Триптих Иеронима Босха "Воз сена" на сегодняшний день сохранился в двух вариантах, состояние обоих таково, что не позволяет точно установить, какая из работ является подлинником, а какая копией, выполненной учениками живописца. «воз сена» («Воз с сеном»)— триптих Иеронима Босха. «воз сена»—триптих Иеронима Босха, находящийся в коллекции музея Прадо в Мадриде.
«воз сена» («Воз с сеном»)— триптих Иеронима Босха.
Иероним Босх «Воз сена» 1500—1502, Музей Прадо
Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Они расположены на возу, —имеют все блага жизни в достатке.
В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. О технике живописи Иеронима Босха. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Сюжет не нуждается в пояснениях. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. на фламандских гравюрах.
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Босх смог разглядеть их, а именно понять суть самого мира, что и выразилось в пейзажном фоне триптиха «Воз сена». У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г.
Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Природа мира божественна, но враг, мировое зло не дремлет и медленно подтачивает его основы.
Этот триптих создан около 1500 года. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Основное внимание уделено одному из смертных грехов -- погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя. Расположившаяся на возу компания «беспечных баловней судьбы» заслуживает пристального внимания. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его».
На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом— на нём было принято выставлять тела казнённых преступников. В конечном счете, всё обернется hooi -- так звучал припев песни того времени. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских.
Этобыло последнее произведение Босха. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери имел признание и много заказов. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине, «Блудный сын», также представленной на выставке в Хертогенбос. История искусства. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв.
Этовкакой-то степени оказалось даже страшнее егофантазий изболее раннего творчества. которую Бог уготовил человечеству. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько сможет». Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). вы можете запросить все в системе с коробкой.
Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 года на фламандских гравюрах. Предполагали, чтоонбыл знаком спрактикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения. В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге – и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Это особенно видно по изображению преисподней.
Жизненный путь, алтарь Воз сена
Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Это было для меня самым тяжким страданием, какое я когда-либо испытывал в этом мире. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
Однако каждый человек стремился забрать себе все. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Однако каждый человек стремился забрать себе всё.
Иероним Босх Воз сена 1550 (1 фото)
Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Существует множество попыток интерпретировать сюжет триптиха.
Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Спустя четыре столетия после смерти Иеронима Босха сюрреалисты дали художнику звание «почетного профессора кошмаров», считая, чтоон«представил картину всех страхов своего времени, воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства ичертовщины». Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений».
Открытка (плейкаст) «Иероним Босх " Воз сена "»
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву.
Центральная часть. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.
Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях -- например, остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага -- ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi -- сено и ничто). На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Пляшущие крестьяне— образ иной, моральной опасности подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Легенда о мессе Св. Все эти подробности призваны усилить основную тему -- торжество алчности. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Работа подписана и совпадает по размерам с упоминаемой в документах. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Творчество Босха загадочно. Благодаря своему росту он возвышается над окружающим его пустынным пейзажем.
И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.
Атака, естественно, ведется на розовую Еву. Но в любом случае изображения на внешних створках явно выполнены кистью кого-то из подмастерьев или учеников Босха. Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. Каждый день я молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он извел меня из этой грязи».
Воз сена (триптих Босха) Информацию О
Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. В руке стакан вина. Справа в кресле восседает аббатиса необъятных размеров и жирным лицом. Так, на картине жарится чей-то обед, женщина обмывает ребенка, две женщины застыли в молчании, прислушиваясь к зарождению жизни в одной из них (иконологически этот сюжет похож на сюжет встречи Марии с Елизаветой).
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын». Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
- Земной Рай, композиция Видения загробного мира
- композиция Видения загробного мира
- Аллегория чревоугодия и любострастия
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Сюжет не нуждается в пояснениях. На наружных створках алтаря Босх изобразил фигуру нищего странника.
Идет своим чередом. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей.
Вкартине «Христос, несущий крест» Христос какбыне всилах смотреть наэту беснующуюся вакханалию зла, онизображен сзакрытыми глазами. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства, чем вероятно и объясняется потир, зажатый в руке босховского персонажа. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха.
- Иероним Босх биография, картины
- Присмотревшись к героя этого триптиха, мы найдем много общего с современностью
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Последние комментарии (всего 6)
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. О мире и покое говорит свернувшаяся у костра спящая собачка. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Однако каждый человек стремился забрать себе все. Став мастером-живописцем, в 1480 г. он вернулся на родину и благодаря своей популярности уже в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест в городе. «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена».
Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Выше: что вы искали.
Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия.
Ее поворот основывает все движения центра – слева направо, то есть от рая к аду. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Такова страшная участь. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Кроме того изображена только что появившаяся растительность.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон.
Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Спорна центральная часть. в боковом пределе) братства.
В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова – символ искушения и обмана, удод – знак нечистоты, бабочка – олицетворение ветреного желания, единорог – указание на смерть. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. Так же как у большинства нидерландских, а затем и голландских мастеров, символика Босха очень разнообразна, один общий ключ ко всем его картинам подобрать невозможно.
Безусловно, судя по размерам аббатисы, не уступающих мешку. В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Однако каждый человек стремился забрать себе всё.
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). В последние годы жизни художник обращается исключительно ксюжетам оХристе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Христос, несущий крест»). Влюбленные пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чем-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведет за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай.
В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв. «Видимо, рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви», —умилительно пишет. Тем не менее, картина имеет ярко выраженный трагический и грехоподобный характер.
Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Замысел художника здесь более или менее понятен: он описывает тщету земных стремлений, явившуюся результатом проклятия, нависшего над родом человеческим. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г.
Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Это круглое сооружение выглядит инфернальной пародией Вавилонской башни, предназначенной для осуждённых душ, -- от этого и предостерегает Босх род человеческий. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне— христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму».
Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Босховский персонаж приводит на память «Обывателя» (в голландской литературе— Elckerlijk, в немецкой— Jedermann), чьё духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки, - гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Это особенно видно по изображению преисподней. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню.
Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»).
Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Левая створка триптиха посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел.
На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. В XVI веке сено несло в себе такие понятия, как ложь и обман, а выражение отвезти сена кому-либо означало высмеять или обмануть его. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника.
на фламандских гравюрах. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню.