Врубель Ангел
Рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон» относится к серии знаменитых иллюстраций художника к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Исследователи творчества М. А. Врубеля относят время возникновения замысла картины «По небу полуночи ангел летел» к 1886 году, ссылаясь на письма художника. Но Васнецов отверг эти наброски – уж слишком эти горделивые демоны были похожи на тех ангелов, которых за деньги писал Врубель. Работа «Ангел с кадилом и свечой» была выполнена Врубелем, когда он находился под Киевом.
Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Президент России Владимир Путин 15 ноября передал Сержу Саргсяну рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон». Иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова – это своего рода новое Евангелие, где христианское добро и добродетель – иллюзия, дымка, тающая в жарком мареве земных страстей.
Иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова — это своего рода новое Евангелие, где христианское добро и добродетель — иллюзия, дымка, тающая в жарком мареве земных страстей.
Михаил Врубель – демон с душой ангела
Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет. Все детское белье на полках, затянутых с обеих сторон коленкором». Таким образом забота и финансовое обеспечение семьи пали на одного Врубеля. Фоном картины является горная местность в алом закате. Чудо чудное, диво дивное. » – говорил о Забеле композитор М. Гнесин.
Ибо упомянутый Праховым рисунок на тему стихотворения «Ангел» сделан в альбоме, начатом Врубелем в Киеве в 1884-м и законченном в Одессе в 1885 году. Каких бы комплиментов от передовых петербуржцев ни удостоилось его «Утро», вряд ли Врубель считал это произведение своим шедевром. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
Врубелю 160: ангелы и демоны известного художника
Бессильно распластаны крылья. Кстати, психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
В дни, когда Россия оплакивала его кончину, Александр Блок писал: «Он уходит все дальше, а мы, отстающие, теряем из виду его, теряем и нить его жизни с тем, чтобы следующие поколения, взошедшие выше нас, обрели ее, заалевшую над самой их юной, кудрявой головой». «Что за озлобленная ругань и ненависть и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича. Традиционно отзывы были недоброжелательными, например, в газете «Русский листок» в июне вышла статья «Душевнобольные декаденты», вызвавшая официальные опровержения. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. Например, не случайно в культовом советском романе «Молодая гвардия» приговоренные к смерти подпольщики читают наизусть лермонтовского «Демона» – как молитву нового мира.
- Ангел с кадилом и свечой – 1887 Михаил Врубель
- Ангел с кадилом и свечой, Врубель, 1887
- Описание картины Михаила Врубеля «Ангел с кадилом и свечой»
- Рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон»: история его кражи и возвращения в музей
Размахнулся на большом (почти вдвое шире предыдущего) холсте писать второй, по-новому, мажорно задуманный вариант «Сирени» с «Татьяной» в белом платье и с белой лентой на голове. Но просто так избавиться от образа Князя мира сего невозможно. «В настроении художника происходила какая-то перемена, — вспоминает Яремич, — несмотря на наружное спокойствие, в нем заметна была тревога». Им было создано 13 рисунков из которых большая часть относилась к Демону.
К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Почему вдруг. Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию.
- Ангел и Демон нашлись в России: выяснил историю пропажи известной работы Врубеля
- Тринадцать демонов Михаила Врубеля
- Экскурсия Михаил Врубель: Ангелы и Демоны
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Ангелы и демоны Михаила Врубеля
- Загадка Царевны-Лебеди или Ангел-хранитель Михаила Врубеля
Он начал писать «Демона поверженного». Однако замысел, видимо, родился чуть раньше. Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. Но Елене удалось, как по мне, главное — передать любовь к его творчеству, пробудить интерес, узнать о Михаиле Врубеле еще больше. Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль — это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь. «Они» (почти все, с кем судьба сводила Врубеля) не понимали.
Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в н ей и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа. В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Его художник читал по-особенному. Может быть, это было беспокойство о судьбе семьи или начало болезни. Вскоре появились статьи, в которых профессиональные художники писали, что «Демон поверженный» «содержит то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства».
- Демоны и Ангелы Михаила Врубеля
- Проклятие картины "Демон поверженный"
- Журнал Наше Наследие – История, Культура, Искусство
- Демонический союз художника и поэта: иллюстрации Врубеля к поэме Лермонтова
- «Богоматерь с младенцем» (1885 год)
Следом за ними был создан Демон сидящий, ставший первым большим полотном художника. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста.
Хотя бы, например, отношения с Мамонтовым. М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента. Разум художника неумолимо погружался во мрак. «Демон летящий» служил терапевтическим средством избыть отраву накопившихся обид. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так началась их жизнь вместе.
- «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 год)
- Ангелы и Демоны в символизме Михаила Врубеля
- Получайте расписание интересных экскурсий на свой
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Прогулки и путешествия, впечатления и открытия
Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. Слушательница выступления Забелы в харьковском спектакле говорила: «Надежда Ивановна была в таком виде, как она изображена в панно Врубеля «Фауст и Маргарита».
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Очаровательный, прекрасно сложенный младенец появился на свет с одним изъяном: так называемой «заячьей губой». Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Хрестоматийный пример – Ван Гог. В его карманном альбомчике 1884–1885 гг. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года.
Хочу отметить прекрасную и увлекательную речь гида Елены Смовженко. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Они горизонтально распростерты и изогнуты под давлением сжатого воздуха. Речь шла об Эмилии Праховой. Так ему становилось легче.
Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». Ох уж эти немецкие философы. Правда именно в то лето Катя, которая год назад «удивлялась кротости и незлобивости Михаила Александровича», заметила появившиеся у него «раздражительность и нетерпимость, высокомерное отношение ко всякому отзыву». «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников. По воспоминаниям современников известно, что впервые к теме «Демон» Врубель обратился в Одессе в 1885 году, то есть тогда же, когда появился в альбоме и набросок с летящим «по небу полуночи» Ангелом6.
Весной 1901 года по дороге на хутор несколько дней Врубель провел в Киеве. Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами.
Критики утверждали: «декадентское уродство». Однако если и была доля намеренной игры в «Летящем», то лишь присутствовала. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. часы досуга. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся ангажемент в Харьковской опере, она пела партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». Ни о какой физической связи не могло идти речи. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Он неистово работал, мало спал и его психическое состояние стало ухудшаться. Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует. Эти эффекты мне знакомы, у меня бывает мигрень. Куда мы без Канта, Гегеля, Шопенгауэра.
Между тем на знаменитой акварели, как и на рисунке на тему стихотворения «Ангел» из «киевского» альбома художника, мы видим Ангела именно «в вертикальном полете», на фоне ночного неба («по небу полуночи»). Спустя полгода художника выписали из клиники, состояние более-менее стабилизировалось. Одновременно завязалась отрадная дружба с Римским-Корсаковым. Это был полный провал.
Не все из них согласились. Скорее всего, рисунок в альбоме появился по возвращении из Италии в 1885 году. В детстве он навел страху на родителей, разрисовав лицо кровавым шрамом. В нем нет ничего экстраординарного. Обед прошел очень весело».
На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. Созданный вскоре после переезда в Москву «Демон сидящий» и родившийся вслед ему цикл иллюстраций к поэме о Демоне подвели итог опыту киевских открытий, трагедий и страстей. Реализм был не важен для него. В том печальном году ушли из жизни Лев Толстой, Вера Комиссаржевская, Михаил Врубель. Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.
Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Весна в Москве прошла весело («кутим напропалую», как сообщала сестре Забела-Врубель). Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. Понизу полоса горных вершин, фактически весь остальной холст занят летящей фигурой, воздуха не хватает. Надо полагать, расторопная скупка произведений Врубеля велась теперь не без его рекомендации.
В качестве эскиза, который художник предполагал предоставить для показа и утверждения Прахову или Строительной комиссии, «Ангел с кадилом и свечой» не упоминается. В 1898 году пророком Врубель себя не чувствовал. И что уж петербургские эстеты, даже Катя, жительница столицы Екатерина Ге, приглядевшись к зятю, определила его человеком «московского образа мыслей». Горький писал в то время о "нищете духа и бедности воображения художника". Посетила сегодня 26. 08. 2018 прекрасную экскурсию Ангелы и Демоны Михаила Врубеля.
У врубелевского Ангела смуглый лик, отмеченный чертами Востока, плотные иссиня-чёрные волосы, слегка откинутые встречным ветром. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь. Среди работ того времени — небольшое изображение Ангела. Васнецов.
На этот раз поверженного. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон.
Панно было отвергнуто заказчиком. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского.
По воспоминаниям Николая Прахова, Врубель еще в Киеве, любя декламировать Пушкина и Лермонтова, увлекался «Пророком» в стихах обоих поэтов, еще в середине 1880-х намеревался создать его живописный образ. Правда, в ней заметны композиционные отличия по сравнению с первоначальным наброском. Картина с тяжело, но неуклонно летящим Демоном застряла.
Отметила Катя, что Врубель «готовился к этому событию — рождению ребенка очень весело и ему и жене казалось, что рождение ребенка может не мешать их элегантной и веселой жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять картину Демон Врубели произвели на меня такое приятное впечатление полным доверием к будущему, веселием». Но работал он усиленно, все увеличивая число часов. Я не мог разгадать, но что-то звериное в сердце зрителей чувствовалось.
Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Линии, проводимые им, были безошибочны.
Врубель теряет зрение, но мукой обретает вещие зеницы и духовное просветление. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Его усиленно критиковали, не давали возможности выставиться. У Врубеля Михаил Морозов прямо с мольберта сторговал «Царевну-Лебедь». Он все мои картины исказил». Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака.
Впрочем, любовь к Праховой не прошла. Автор повторил композицию для Яши Жуковского, потом еще раз — для Владимира фон Мекка. Возможно, это и так.
Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Формирование его стиля, его становление как великого художника происходило именно в Киеве. Мистический ореол всегда окружал личность Врубеля. Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». И там и там сумел подняться на высоту сверхчеловеческого мастерства.
Переменил мнение о Врубеле и А. Н. Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля. Тот самый, что во время Нижегородской выставки злорадствовал по поводу скандально содранных со стен Художественного павильона полотен «гения». «Демона поверженного» отправили на выставку. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. И вот когда существование наконец-то обрело устойчивость, в конце 1898 года Михаил Врубель в письме Римскому-Корсакову сообщает о себе — «готовлю Демона».
Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Обед был оживленный, все были довольны гостям. Но набросок к стихотворению «Ангел» долгие годы был известен биографам Врубеля лишь по словесному описанию Н. А. Прахова.
Врубель шутил, что не будь он художником, то непременно сделался бы метрдотелем. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Он не смог перенести смерти сына. Как сочла Катя, «в этом выразилось увлечение Михаила Александровича русским направлением, Москвою, — он сам так говорил». Позади — бесконечная синева космоса. Елена открыла завесу, позволяющую рассмотреть намного больше. В правой руке Ангела — горящая свеча: Божественный свет, который он несёт людям. Врубель умел подчинять себе пространство и это отражается в его работе.
Михаил Александрович сам жарил на костре шашлык, что делал артистически. Летом Врубель писал играющий солнечными бликами портрет жены, любовался тестем, который позировал для «Богатыря» и рассказывал о своих юных петербургских встречах с Лермонтовым. За столом «московского джентльмена» Михаила Абрамовича Морозова, который по воскресеньям принимал гостей, в первую очередь живописцев, на этих роскошных, начинавшихся в половине второго и длившихся до сумерек завтраках, где рекой лилось розовое шампанское (классическое шампанское днем пить не полагалось — считалось «не тонно»), Михаилу Врубелю было еще неуютнее. Поэты, художники, актеры, композиторы подчас стремятся приблизиться к ощущению другой реальности (состояние типа зашел ум за разум), в поисках вдохновения прибегают к стимуляторам – и относительно безвредным и смертельным. По убеждению Анны Александровны Врубель, эта раздвоенная верхняя губка, зловещий признак вырождения, так глубоко поразила, так расстроила ее нервного брата, что психика Михаила Врубеля надломилась и стала быстро погружаться «в стихию его конечного Демона». Мальчика назвали Саввой. Хотя у всей серии оттенок какого-то безостановочного безнадежного блуждания. Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней.
Как никогда роскошно 28 июля праздновалась годовщина свадьбы.
Ведь в библейских текстах практически нет наглядного описания сатаны – собственно, слово «сатана» означает всего лишь «противник». Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Ведь, когда смотришь на его демонов, сердце сжимается от сострадания и жалости, не от страха и отвращения –нет. Чуть ли не в первый день знакомства он сделал ей предложение.
Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Настолько страшной, что принимать болеутоляющее приходилось лошадиными дозами. Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Он не был западником, с твердостью косного старовера презирал мелкотравчатый шик современного европейского художества, не имел пристрастия к «скурильностям» (так мирискусники обозначали произведения с оттенком изысканного шутовства, едкой фривольности), не увлекался стильной дворянской стариной, не упивался импозантностью русских Версалей.
Ведь местонахождение альбома и наброска значилось долгие годы как неустановленное. Творческая сила пережила в нем все». Год, напротив, был из наиболее благополучных.
Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. В вечер накануне смерти Врубель привел себя в порядок, вымылся и сказал ухаживавшему за ним санитару: "Николай, довольно уже мне лежать здесь – поедем в Академию. " На утро в Академии художеств уже стоял гроб. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Надежда Ивановна даже расстроилась, что чудесная картина досталась «противному Морозову». Временами Врубель, видимо, ощущал себя в положении затравленного героя картины Сергея Коровина «На миру». Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». А петербургский эстетизм довольно холодно воспринимал безудержный духовный пафос врубелевских холстов, патетичное изобилие живописных приемов Врубеля — все-таки чересчур москвич.
Было решено отправить его в Петербургский университет. В тот год, когда из писем Врубеля исчезает упоминание о задуманной картине, среди созданных им произведений появляется акварель с изображением летящего по небу ангела, которая впоследствии получила название «Ангел с кадилом и свечой»4. Это был гимн любви, вечный вопрос, который он задавал себе. Отделанная заново квартира блистала элегантностью: «Все уже приготовлено будущему ребенку. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. А спустя какое-то время навсегда пропадает зрение.
Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. Летом на хуторе Врубель был бодр и энергичен. В 1900 г. пришло известие о присуждении Врубелю золотой медали (за камин Вольга Святославич и Микула Селянинович) на Всемирной выставке в Париже.
Тем более что обратить на это внимание можно было, только имея перед глазами обе работы. И совсем не понятно каким образом среди них затесался Врубель. Художник начал кутить и срываться на близких. Я этого не знаю». Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова.
1910 год принес русской культуре невосполнимые потери. После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
». Врубель поехал следом. Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь— поедем в Академию». Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы. Она так смотрит на ребенка, что начинаешь за него волноваться. К тому же осадок от грубых газетных рецензий, к тому же глубокая рана, нанесенная трактатом Толстого.
Нет, просто небосвод стал больше не нужен Творцу, вот его и сворачивают, как старую декорацию, чтобы затем отправить в пыльные запасники. На изящно и скромно, «по-английски», сервированных чаепитиях с членами редакции «Мира искусства» в квартире Сергея Павловича Дягилева приезжавшему Врубелю было с ними не слишком уютно. Демон— образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений.
Довольно неожиданное возвращение к «духу изгнания». На рисунках Зичи Демон представал хилым, немощным видением. Надо сказать, первые годы издания журнал «Мир искусства» репродуцировал исключительно декоративные работы Врубеля, ценя оригинальность его прикладного мастерства и не особенно доверяя картинным его фантазиям. Может быть, первый шаг к «Летящему Демону» был сделан, когда Врубель вглядывался в рисунки, сделанные художником М. Зичи и готовился делать свои.
Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. И «Микула Селянинович»— сила земли русской. Принято считать, что отказаться от задуманного произведения художника заставила работа над эскизами к Владимирскому собору, над образом «Демона» и картинами на тему «Моление о Чаше» и «Христос в Гефсиманском саду» для церкви в Мотовиловке.
Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 годав Ковно (Kovno), нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску. Они познакомились в Русской частной опере Саввы Мамонтова, на репетиции спектакля. Ошарашенного московского градоначальника Рукавишникова, как рассказывают очевидцы, удалось успокоить только объяснением, что эта дикость – «проба красок для мозаики».
Комиссаржевская воплотилась в легенды, ее не миновать тем, кто захочет пройти по столбовой дороге истории русского театра. Что-то стряслось. Приходили в отделанный красным гранитом и белым мрамором, купленный в честь женитьбы Михаила Морозова на Маргарите Кирилловне Мамонтовой (двоюродной племяннице Саввы Ивановича) купеческий дворец.
Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Яремичу эта тревога Врубеля почувствовалась как необходимость «сконцентрировать все силы для генерального сражения».
Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). Проходили через «египетский» вестибюль с настоящими древними сфинксами и настоящим египетским саркофагом, шли анфиладой залов в ампирном, помпеянском, мавританском, готическом стилях, добирались до столовой «в русском вкусе», усаживались за стол и страстно обсуждали новости с фронтов искусства, спорили, трунили друг над другом, под конец завтрака перебирались в домашнюю картинную галерею Морозова, дымили гаванскими сигарами и опять спорили, шутили. В безумной тоске заломлены руки. Демона жил где-то в сокровенных тайниках его души еще до того, как художник получил заказ на иллюстрации к поэме Лермонтова.
Искусство было дыханием и мышлением Врубеля. Здесь на свет появился первый Демон. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Его земные и божественные существа похожи.
С ноября эта работа перешла в стадию каких-то исступленных трудов. А у Девочки на фоне персидского ковра – взрослый, печальный, нездешний взгляд. И сколько любви было в этом пении.
К нему перешли триптих «Суд Париса» из собрания Арцыбушева, «Фауст и Маргарита в саду» из серии для его кузена Алексея Викуловича Морозова, он задешево перекупил «Гадалку», взял у Врубеля второй вариант «Сирени» и несколько пейзажей. Психическое состояние было ужасным, он был буйным и требовал постоянного наблюдения. Он с обычной любезностью принимает гостей из Вены, приветливо беседует, радушно угощает.
Итак, у Врубеля был Кант. Это дьявол делает смоими картинами. Толстой остался вершиной, постичь которую и сейчас стремятся люди во всех частях света. Не леталось, нет, совсем не леталось.
И Михаил принялся за дело, нарисовав несколько монументальных сцен из которых выделяется знаменитая фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов». Уютно, по-семейному праздновалась вторая годовщина свадьбы Врубелей. А Врубель еще только вступал в бессмертие.
В мастерской он повесил громадную электрическую лампу и работал при свете». Под его ногами не чувствуется плотности земли. Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром. И здесь влияние поэмы «Демон», согласимся с Н. А. Праховым и С. Н. Дурылиным, очевидно. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Мы посетили Киевскую картинную галлерею, где выставлена только часть его работ.
«Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня». Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. На скучной земле обнаружилось немало вдохновляющих мотивов. «М. А. Врубель бывал у нас изредка и всегда сидел и молчал», — отметила в мемуарах хозяйка дома. Роковых событий в 1898-м вроде бы не происходило.
Сколько они сделали для русской культуры. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля. Так или эдак, но мажорная «Сирень» осталась недописанной, а «Демон», очертания которого Екатерина Ге, заехав в конце августа в Москву к Врубелям, увидела на полотне, «в рисунке уже производил очень сильное впечатление».
А на похоронах единственную речь произнес Александр Блок, назвавший художника вестником иных миров. Взгляд его огромных глаз под длинными изогнутыми бровями непостижим, задумчив и кроток. Мать решила все свое время посвятить сыну, уйдя на время из театра. Говорят, она была одной из лучших исполнительниц этой партии. Самое интересное в оставшемся фрагменте это живописный отклик на пушкинское «неба содроганье»: синее полдневное небо картины зримо содрогается россыпью запылавших на нем багровых звезд. Так же как и Пророк, картина на эту тему не была написана Михаилом Александровичем.
Не упоминается это произведение, впрочем, ни в каком другом контексте. Пророчества вскоре сбылись. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Врубель увлекся керамикой, мозаикой, скульптурой, много зарабатывал. Прошение было удовлетворено.
К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Ситуация создавала множество тягостных коллизий. Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством.
В Киеве Врубель увлечённо занимался религиозной живописью. Или, скажем, поведение Дягилева, на чью международную, с участием сорока иностранных мастеров, петербургскую выставку 1899 года Врубель возлагал большие надежды и чей афронт «Богатырю» оставил художника за бортом этой экспозиции. Интересен ли сюжет художник и безумие, Врубель и расстройство психики. Однако хочется обратить внимание на один не замеченный исследователями факт. и мы уже предвкушали неудачу художника. Конечно, за 4 часа экскурсии невозможно узнать и понять о таком великом художнике всё.
Начался он с выступления на Выставке русских и финляндских художников, где, несмотря на критику, разругавшую декадентское «Утро», Врубель, согретый почтительным вниманием Дягилева и горячим восхищением Тенишевой, скорее чувствовал себя героем. Перепугал чуть не насмерть, потом, очень довольный, смеялся вместе со всеми. Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Забеле тоже нередко случалось нервически впадать во мрак. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова.
И какой облик. В жизнь художника пришла любовь — бич и вдохновение возвышенных натур. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Полотно вызвало фурор, а Врубеля отправили в клинику для душевнобольных. Но смерти неподвластен гений человека. Ей не верилось, что художника подкосил маленький физический дефект младенца.
Финал был предсказуем.
В Киев приехал профессор Прахов, который и начинал работы по расчистке старинных фресок. В переводе с греческого слово «ангел» означает — «вестник». Слишком силен образ.
Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. В начале 1900-х у него набралось восемь отменных живописных вещей Врубеля. «.
Лекарство действовало, потом перестало помогать. Сразу Врубель задумал его таким или в течение двух лет периодической работы над холстом мрачная тональность нарастала, однако в сравнении с «Летящим» тот прежний Демон, что в слезах одиноко сидит на краю скалы, полнится молодым оптимизмом. Вечером Надежда Ивановна пела под аккомпанемент Яновского, а Врубель читал вслух Гоголя и, как пишет Ковальский, «говорил много о H. Н. Ге, в мастерской которого теперь работал. Парящая над ложем рыцаря «Принцесса Грёза» или написанный во время медового месяца бурный «Полет Фауста и Мефистофеля» трактовали созвучия авторских чувств с мировой поэзией, а не терзания собственной разверстой души. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия.
Очевидно, это было результатом наблюдений, роднящих Врубеля с Леонардо да Винчи. Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику. Зрелость ознаменовалась сдержанностью. До самой смерти художника его «Демон» не покидал стен мастерской в доме миллионера Морозова и лишь немногие гости этого особняка могли видеть огромное страшное полотно, о котором ходило столько слухов и домыслов Говорили, что Врубелю будто бы позировал сам Князь тьмы, лишивший художника рассудка, что видения преисподней явились живописцу после языческих мистерий в древних храмах Италии. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный»— внем уже лишь злоба ихолод.
Надежда Ивановна была очень хороша и стильна.
Он исполнял эту повинность. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. Воплощение беспросветно, безысходно давящей тоски.
«Другие певицы поют, как птицы, а Надя поёт, как человек», – сказал художник. Неужели Врубелю было тогда так плохо. Хотелось улететь. Маргарита и Фауст. Я слушал, какие проклятия несли они, глядя на эти панно. Все было бы хорошо. Так, в конце XIX века для лечения стали использовать соли висмута или мышьяка. Авторы статей в «Мире искусства» писали о нём в тоне подведения итогов, употребляя прошедшее время: «он был».
Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Миша искал колясочку непременно белую — не крашеную, а натурального цвета. «Куда идешь ты.
Да мало ли печалей. По предложению редактора книги Петра Кончаловского для иллюстрирования поэмы «Демон» был приглашен молодой и малоизвестный на тот момент художник Михаил Врубель.
Вероятно, в картине не обошлось без некоторой аффектации. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Он говорил: Там так передан лунный свет, как будто видимый во время головной боли. Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась.
Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Со слов жены и сестры Врубеля его биограф Александр Павлович Иванов рассказывает: «В темные ноябрьские утра, когда в доме еще все спали, он вскакивал с постели, наскоро одевался и, часто забывая даже запереть за собою дверь квартиры, бежал в мастерскую, нанятую им где-то поблизости там он тотчас же принимался за свою картину когда открывались магазины, он посылал за шампанским и затем работал до наступления сумерек, усиленно возбуждая себя вином и крепкими папиросами». А Демон – это душа, образ борьбы человеческого духа.
Картина никак не могла найти своего покупателя. Как и автор этой непонятой, непризнанной картины, защищался щитом гордыни. Но в октябре Михаил Врубель еще в форме.
Жизнь в Москве начала налаживаться. Говорили и об оскорблении чувств. Демон уже много раз был почти закончен, но Врубель снова и снова его переписывал».
Очаровательная публикация. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Тем более что панно было работой заказной. Когда смотришь на портреты Врубеля – Надежды Забелы-Врубель (жены художника), поэта-символиста Валерия Брюсова, улавливаешь в лицах его моделей душевную двойственность и зыбкость Демона или античного Пана или Шестикрылого Серафима (у Врубеля есть картины с одноименным названием). «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб.
О чем же он думал в эти минуты, работая над образом Христа, но сердцем пребывая с «врагами небес». Знобит от его взгляда. сохранился карандашный набросок летящего ввысь ангела, прижимающего к груди младенца.
Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то. Еще не раз всколыхнет оно эстетическую память и сознание человечества. Спектакль Онегин прошел прекрасно». О режиме трудов над «Поверженным» Яремич писал: «Всю зиму Врубель работает с страшным напряжением. К 1887 году упоминания о картине на тему стихотворения «Ангел» из переписки и воспоминаний современников художника исчезают.
Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. В декабре 1901 года появляется новое воплощение Демона – картина «Демон поверженный»: вывернутое изломанное тело. Тогда это был ничем не примечательный храм известный разве только тем, что в крипте находится усыпальница киевского князя Святослава Всеволодовича – одного из героев «Слова о полку Игореве».
С молодыми киевскими друзьями он навестил свои росписи в Кирилловской церкви, долго стоял перед «Надгробным плачем», на обратном пути говорил о желании вернуться к той весенней поре своих вдохновений. Художник расхрабрился спросить 500 рублей и тут же уступил — отдал за 300. «Голос ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок. Именно вот таким образом Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля. Ему диагностировали прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции.
Известно, например, что в успешном премьерном сезоне «Салтана» ей вдруг стало казаться, что она теряет голос: «Когда публика еще бешено рукоплескала Надежде Ивановне, сама она, приходя домой, просто места себе не находила от отчаяния: Я знаю, — восклицала она, ломая руки, — эта Царевна-Лебедь и будет моей лебединой песнью. Совсем не бывать в доме «противного Морозова» со стороны Врубеля было бы неучтиво. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Эта тема прошла через все творчество Врубеля. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Однако именно эти лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным.
Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице. Демон погибал на картине мучительно, бесконечно оживая в душе художника. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа».
Вознаграждал же себя за подобные визиты своеобразно. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Покупкой «Царевны-Лебеди» Морозов не ограничился. В этот период жизни он создал значительное число произведений исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова.
Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». За пять лет работы в Киеве Врубель выполнил поистине титаническую работу. Все изменил переезд в 1889 г. в Москву. И ребенок, несмотря на губку, был так мил, с такими громадными, синими, выразительными глазами, что губка поражала лишь в первый миг и потом про нее забывали». Но Михаил Морозов покупал картины.
Про Карла Маркса вообще молчу. Так произошло и в случае с идеей картины «По небу полуночи» Из весьма лаконично обозначенного в альбомном наброске первоначального замысла родилась иллюстрация «Демон и ангел с душой Тамары» к поэме Лермонтова «Демон» и исполненная философской глубины, одна из лучших акварелей «киевского» периода «Ангел с кадилом и свечой». Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
То же самое происходитв романе В. Я. Его философию те, кто родился в Советском Союзе, впитывали с молоком матери. Он родился с уродливой заячьей губой. Но ему снова становится хуже. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона.
Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. Она сжимала горло и виски, путала все в голове. А также отреставрировал фигуру ангела в куполе Софийского собора. И теперь он мог сотворить живую Маргариту.
Между пребыванием в этих двух городах Врубель побывал в Италии. В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу. М. Ф. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Да, мог бы, но в жизни Врубель никогда не искал простых путей. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов, – и у Байрона и у Гёте и у Лермонтова, соблазнявших не одно поколение молодых душ. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Говорил, что непременно напишет картину на эту тему. Душа сказки сливалась в нём с душой человека. Как раз на «Царевну»-то был спрос.
Надо идти. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». «Мир искусства» пропагандировал Врубеля. Врубелю вообще-то нравилось пугать. Накаты тяжелейшей депрессии Врубель несомненно испытывал. Из писем художника явствует, что эти два замысла («Ангел» и «Демон») посещали Михаила Александровича какое-то время одновременно7.
По мнению С. Н. Дурылина, автора статьи «Врубель и Лермонтов» именно там Михаил Александрович мог вдохновиться этой темой: «С ноября 1884 по апрель 1885 г. Врубель жил в Италии, напитываясь впечатлениями византийского искусства и ранних возрожденцев, у которых ангел был одной из излюбленных тем и образов»3. А буквально за год до этого появились первые признаки чудовищного недуга, который пока начинался с мигрени. Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля».
Приведем еще одну цитату из статьи Дурылина: «Дальнейшие известия о картине («По небу полуночи». Очень реально передан их симметричный изгиб. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками.
Как было не заметить. Вот тут-то о Врубеле и заговорили и картины его стали называть произведением истинного искусства. Теперь болезнь не отпускала его.
Вечерами они с Надей обязательно совершали прогулку «на Робленную», к древнему степному кургану Врубель бережно поддерживал жену — она была беременна. Однако никакого уныния в Михаиле свояченица не заметила. Очевидно, что именно эти расхождения не позволили заметить общность двух произведений.
Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. — Н. А. ) отсутствуют: по-видимому, она не пошла далее венецианского наброска. Он первым начал быстро и хватко скупать врубелевские холсты.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Духа разума и воли, а не духа видения. И заплатить за свою дерзость высочайшей ценой. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Во всяком случае, подобное «охлаждение» к замыслу было характерной чертой врубелевской натуры, которую он сам называл в письмах к сестре Анне «флюгероватостью».
Тогда же вновь, по прошествии почти десяти лет, всплыл образ Демона. «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном. Он не следовал анатомической правильности.
Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, вспоминал, что Врубель снова и снова переписывал своё полотно, но всякий раз образ демона ускользал от него. Сохранился киевский карандашный рисунок «Голова пророка», сделанный, как считал Прахов, «с некоторым автопортретным сходством». Работы мастера понравились заказчику, ему увеличили гонорар, он мог бы прославиться. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его.
У Екатерины Ге было другое мнение о причинах психического срыва зятя. Демон. Заметим, что несколько образов ангелов были написаны Врубелем на стенах Кирилловской церкви еще до отъезда в Италию («ангелы с лабарами», ангелы в композиции «Уныние»). Надо верить в ждущую тебя обитель утешения, утоления печалей. «Царевна-Лебедь». Возможно, он вспоминал древнюю фреску «Страшный суд», сохранившуюся в Кирилловской церкви.
А кто в 24 года не ощущает себя гением. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву.
Только легче от этого самому художнику не становилось. Если обратиться к первозданному смыслу этих слов, говорил Врубель, то окажется, что черт – это просто «рогатый», дьявол – «клеветник». Болезнь Михаила Александровича загадочна. У Врубеля была интересная работа, было вознаградившее романтика удивительное супружеское счастье, определились его достаточно прочные позиции в Московском товариществе художников и в петербургском «Мире искусства». Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем».
В то время он влюбился в жену своего покровителя Эмилию Прахову. Лёгкая невесомая походка подобна плавному движению облака. Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос. ». Ангел несет в руках не «душу младую», а свечу и кадило.