Врубель Цветы
В этюдах цветов проявился интерес Врубеля к бесконечному разнообразию форм природы, умение видеть уникальное в привычном. Врубеля Модерн «Желтые розы» — правая часть триптиха «Цветы» для особняка Е. Д. Дункер в Москве. Каждый цветок у Врубеля обладает собственным «характером». Рассмотреть работы, с которых были взяты эти цветовые палитры, можно в посте «Загадочное мерцание сине-лилового сумрака на картинах Михаила Врубеля».
Михаил Врубель: Евангелие, Италия и цветы
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Муж не разлюбил ее и маленького сына, вроде бы по-прежнему обожал их обоих, но сам он на глазах превратился в чудовище. Рискуя парадоксальностью, укажу на еще гремящее имя Рёскина. Пожелал решительно объясниться со всеми, зараженными мерзкой привычкой «толочься, как комары в вечернем воздухе» — зримо выразить свободный одинокий дух, низвергнутый засильем «стадной тупости».
Яше Жуковскому удалось склонить Врубеля к визиту в кабинет знаменитого Бехтерева. Слезы сменялись сухим блеском непокорных гневных глаз. Клиникой был доволен: она значительно дешевле предыдущей, а «еда и сервировка здесь обильная и вкусная». Повторяю, то было требование права на ошибку. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Брошь цветок " Письмо к Врубелю "
Вы должны, Вы обязаны его приобрести, это стало известно всем, газеты меня облили грязью. Тем временем «Демон поверженный» круто развернул отношение к его автору. Весь тред-юнионизм так устроен. Жесткие стебли и листья словно вырезаны резцом в прозрачном кристалле.
Они доехали до Киева и остановились в гостинице. Проблемой нависло, как отказать издерганному автору. Он только что его переписал заново. Прозрачные, тающие мазки акварели передают нежность лепестков и одновременно гранят форму.
20 готовых цветовых палитр с загадочных картин Михаила Врубеля
Больше и больше хапать. В качестве социально-исторического ориентира цветок, пожалуй что, надежнее. Сам он великолепно владел акварелью, но как передать это умение другим, тем более не будущим профессиональным художникам, а скучающим «светским» дамам, Врубель не знал. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. Известно, что в России восторженные поклонники Ницше прочли его по-своему.
— восклицал в письме Андрей Белый. — Впервые увидел Врубеля, полно представленного (Сирень, Фауст, Демон и др. ). Профессор Бехтерев диагностировал самое страшное — неизлечимый прогрессивный паралич (результат давнего, плохо леченного сифилитического заражения). Блеснула прекрасная мысль: Врубель предложил «Демона» Тенишевой, с тем чтобы холст был присоединен к ее подаренной Петербургу графической коллекции и экспонировался в том же зале Музея АлександраIII (Русского музея).
- Восхитительные «Сады Серебряного века» открылись в честь юбилея Врубеля
- Сокровища музеев России в Манеже
- Михаил Врубель / Цветы в синей вазе (1886-1887)
- ТРИПТИХ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ «ЦВЕТЫ» ПОЛУЧИЛ НОВУЮ «ОДЕЖДУ»
- Врубель в «Садах серебряного века»
В центре полотна – юная девочка с отчетливо выраженной восточной внешностью. На устроенное фон Мекком чествование автора холста собрался цвет московских живописцев. Друзья художника возмущены, родные подавлены. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом — после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным. Человек этот стоял около стены.
Газеты, правда, не успели перестроиться: по инерции клеймили декадента. В каждой природной форме художник видел духовную сущность. «Демон у него совсем необыкновенный, не лермонтовский, а какой-то современный ницшеанец», — описывала Забела Римскому-Корсакову начатую картину, вовсе не думая умалить образ, а сообразуясь с настроением мужа, чрезвычайно вдохновленного поэтикой Фридриха Ницше. Поводом к переписке Белого и Блока послужила опубликованная на страницах «Мира искусства» статья Бориса Бугаева (Андрея Белого) о формах искусства, где автор приветствовал все более явную в разных видах современного творчества музыкальность ибо лишь музыкой в искусстве нащупывается смысл бытия. Комментируя этот снимок, этот образ в монографии о Врубеле, Яремич отмечает «что-то удивительно мягкое, болезненное, женственное во всем облике и в особенности в больших детски обиженных глазах». Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. А раз хочется, надо своему хотению потакать. На Западе особое внимание вызвали понятия «воли к власти», «переоценки ценностей». О своем методе преподавания он писал сестре: «.
- Фонтаны и фейерверки Петербургских садов
- ХУДОЖНИК: Михаил Врубель – Цветы
- Михаил Врубель – Евангельская история
- СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО: Полночь в Париже
- А: ресурс демфологзац мистецтва
Но эти вспышки хотя бы имели повод. Подлые москвичи не допустили его полотно в галерею города, а Демон должен сверкать, затмевая всю их нынешнюю мазню. Однако еще во время выставки в «Новостях» прозвучал дифирамб, подписанный художником Михаилом Судковским. А с Врубелем, помещенным в частную лечебницу Ф. А. Савей-Могилевича, кошмар.
Художник утверждал, что в основе всякой красоты — «форма, которая создана природой вовек. Кто наверняка плакал горько и ежедневно, так это несчастная жена художника.
Когда художественные ценности состоятельных россиян национализировались, плафоны «Цветы» поступили в собственность Государственного музейного фонда. Там – делай, как всегда, делай, как все, не надо новшеств. Срезанная и поставленная в стакан с водой роза кажется нетленной. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Без вина Врубель не работал ни в Киеве, ни в Москве, ни на хуторе. «Перевезли, — рассказывает Екатерина Ге, — в одном пальто и шляпе, даже без белья», поскольку «он все уничтожил, все свои вещи до нитки». Их накопилось много. В 1883 г. профессор А. В.
Но он ждал моих слов и я произнес искреннюю хвалу его картине. Однако трагической развязки никто не ожидал. Распакованную в Петербурге картину Врубель начал немедленно переписывать. Что было мне сказать ему. Шея и руки ребенка украшены чересчур огромными и яркими украшениями, которые, не смотря на некую нелепость, гармонично сочетаются с остальными деталями картины. В 1901 г. появились первые признаки душевного расстройства, сведшего его в могилу.
Но Александру Блоку, кажется, хватило одного «Демона поверженного», чтобы «с точки зрения интуитивной, от голоса музыки, поющего внутри» ощутить судьбоносную встречу и потом до конца жизни думать и говорить о Врубеле искусством Врубеля как неким эталоном выверять линию своих дум, своей поэзии. Совет Третьяковской галереи пытается договориться о приобретении «Пана» у Якова Жуковского, который запрашивает за картину пять тысяч, мотивируя цифру намерением четыре тысячи передать Забеле-Врубель на лечение мужа. Конечно, московская экспозиция, где в ноябре 1902-го «Мир искусства» представил сразу 36 холстов и акварелей Врубеля, в том числе всех трех его живописных Демонов, ошеломила восприимчивых зрителей. Мог ли он ожидать удара от мирискусников. Это – по российски. Однако поразила, потрясла поэта верность живописца трагичной музыке судьбы.
Однако не будем увлекаться, остаток биографии Врубеля еще потребует прямых цитат из Блока. Мы пошли. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Прахов пригласил его в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви. Предуведомляя появление Врубеля с картиной на выставке в Петербурге, Остроухов послал Серову большое письмо с пометкой «Безусловно конфиденциально, кроме тебя, С. П. Дягилева и А. П. Боткиной». Подобные композиционные решения с иллюзией прорыва пространства характерны для позднего Возрождения.
Примерно на той стадии, когда Врубель показывал «оконченного Демона» членам совета галереи, картина была сфотографирована. Решение подспудно уже наметилось. В руках у девочки роза и украшенный драгоценными камнями кинжал – символы жизни и смерти. Преданность реальному останется до конца дней символом его веры.
Свидетельствуя о реакции обывателей на картину («многие над ней глумятся, хохочут, а некоторые настолько не сдерживают своего темперамента, что даже плюют»), рецензент с теми, кто «в состоянии воспринять ее впечатления»: «Демон Врубеля — это гордый дух радужно-крылатый гений человечества, поверженный серостью обыденной жизни но поверженный на горах, униженный, — он остается могуч и верен своим чудным до ослепления мечтам Да, в картине этой, действительно, есть то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства нечто особое, возвышающее нас от повседневных меркантильных интересов и я от души поздравляю Врубеля». «Фиалка моя, роза моя Ширазская я раб твой, все, что подумаешь только, сделаю. Так и появилась картина «Роза в стакане». Блок, понимая «музыку» как высший духовный строй истинный движитель реальности, пришел от статьи в восхищение.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Вот подурили и подчинились. Возбуждение художника нарастало. Члены распорядительного комитета по устройству выставок журнала «Мир искусства» Дягилев, Серов и Бенуа планируют на следующей экспозиции доказать душевное здоровье творчества Врубеля широким показом его произведений. Его деньги верно служили осуществлению экспозиционных, книгоиздательских проектов «Мира искусства».
Живёт каждый её, деликатно выписанным художником, лепесток. Только не такие, а больше искренности, тепла. Отец сказал, что это «Демон» Врубеля, а мальчик вспомнил их с отцом визит к приезжавшему в Киев художнику. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Ещё будучи учеником Академии искусств в Санкт-Петербурге, он проявил интерес к акварели.
Ты представить себе не можешь, как письма твои мне дороги. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Екатерина не могла поверить: «В первую минуту я думала, что это просто резкая манера выражаться, но сестра настаивала, что у Миши произошла такая страшная перемена в характере, вместо прежней ласковости и незлобивости теперь он раздражался на все, не терпел противоречия и сердился».
Это значит, что не я толкую природу, а природа растолковывает, объясняет мне — меня. На ней висела длинная узкая картина. В июне газета «Русский листок» публикует мерзкую статейку под названием «Душевнобольные декаденты». В июне 1901-го, когда Врубель на хуторе писал второй вариант «Сирени», очередной номер «Мира искусства» опубликовал небольшую заметку о таком курьезном анахронизме, как римский старожил, ревнитель затхлого храма российской Академии художеств Антон Риццони. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Она производила сильное впечатление. Мария Клавдиевна горячо выразила сочувствие: «Какая грустная история с Вашим Демоном кто это Вам так угодил, вероятно, все интриги. » — но предложение отклонила ввиду того, что масляную живопись все равно не позволят разместить рядом с акварельными листами. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Кто только не дерзал на нас. Лицо это было завалено птичьими перьями». Я долго, молча, смотрел на картину.
А то это все напоминает сообщения, пожелания добрых, почтенных знакомых. В 1927 году их передали в Омский музей. Господа, да мы забываем, в каких руках суд над нами, художниками. Но главное — «Прошу мне верить, хотя я не специалист: Врубель болен.
Разрываясь между заботами о младенце и попытками успокоить пылавшего гневом мужа, Надежда Забела в беспомощной растерянности поведала Римскому-Корсакову о семейной беде: «Пишу я как будто бы весело, а между тем я очень серьезно обеспокоена здоровьем Михаила Александровича, хуже всего то, что он совсем не хочет ни отдыхать, ни лечиться, а между тем симптомы его болезни очень убедительные — постоянная бессонница, сильное возбуждение при малейшем противоречии он приходит в бешенство, вообще ужасно много говорит, что ему вообще не свойственно» Чем мог помочь Николай Андреевич. Вы подтверждаете Вашим приговором эту грязь». Довольно разочарованным. Хочется поменьше работать и побольше получать. Я был уже битым. Это ужасно, но это для меня истина.
К тому же момент приобщения Блока к среде литературных сотрудников «Мира искусства» (осень 1892-го) совпал с апогеем вскипевших в редакции восторгов перед Врубелем. Весной гневливость Врубеля в мотивах уже не нуждалась и могла полыхнуть когда угодно. И хотя Остроухов добивается печатного опровержения статьи, а руководитель лечебницы уверяет, что окончательно диагноз не поставлен (у больного очевиден лишь комплекс маниакальных идей с преимуществом мании величия), всем близким Врубеля не по себе. Убит был стародавний добрый друг Врубеля, Антон Антонович Риццони. Сестра художника обдумывает возможность перевода Врубеля в заграничную клинику. Целый фейерверк звенящих павлиньих красок рассыпался по крыльям Демона, горы позади зажглись странным торжественным заревом, голова и грудь Демона украсились самоцветными камнями и царственным золотом». Грустно, страшновато и стыдновато читать эти очень личные письма «милой, бесценной Надюшечке».
За спиной девочки висит большой персидский ковер, ниспадающий тяжелыми складками на пол. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Только отзывчивым участием, советом по возможности следить за тем, чтобы Врубель в приступах нервного расстройства «абсолютно не пил бы вина и т. п», просьбой непременно сообщать новости. Визит к Врубелю оставил тяжелый осадок.
По другим рассказам, со словами «он прав, я полная бездарность» плакал в передней Серов. Мелькало лицо, залитое слезами. Михаил Врубель, стало быть, задумал живописный манифест. Я-то предлагал западную ценность – гражданское общество.
Долго я не мог ничего разобрать на этой картине. Я не был суетливо активным по всякому поводу. Честный труженик. Нет, самого его ничем не оскорбили.
В день отъезда из Петербурга Михаил Врубель с утра последний раз писал «Поверженного» и Кате напоследок сообщил, что его Демон теперь «не повержен, а летит». В начале года четвертая экспозиция мирискусников демонстрировала талант Врубеля только одним холстом, его картиной «Демон поверженный». Быть может, вовремя принятыми тактично мерами его можно вылечить. Плафоны отличает характерная для мастера живописная техника.
Этому периоду его творчества характерна чёткость и отточенность графических линий. Он считал себя пленником земли. В левом плафоне над букетом роз царят лилии. Они украшали потолок над парадной лестницей.
И кто знает, может быть, острый и режущий воздух горных вершин, забрызганных кровью демона, наполнен очень слабым, очень отдаленным запахом этого приветливого лесного цветка. Должно быть право и на ошибку. Русских идеалистов преимущественно захватила идея «сверхчеловека», причем в отличие от «юберменча» (некоей эволюционной формы существа «вслед за человеком», «иного, нежели человек») русское «сверх» с его значением высшей степени качества несло оттенок чего-то возвышенно-прекрасного, к чему стремится отважная и сильная душа. «Демон поверженный» был скорбной вехой в биографии Врубеля. Тем самым природа персонализируется, превращается в одушевленного собеседника». Сама же она предстает перед зрителями как символ жизни, чего-то высокого и прекрасного. Врубель делает двойное открытие: в природе открывает никем ещё не замеченные фантастические аспекты, а в старинном «условном» искусстве – жизненность и реализм.
Молодой художник стремился выработать свою собственную технику и манеру письма. В 1906 художник ослеп. Нервозный хвастун Врубель, говоривший о своих киевских росписях «вот это живопись. », тогда мальчику не понравился. Тяжелый венчик цветка будто впитывает и одновременно излучает свет. Мои похвалы не были ему неприятны. Так и вышло.
Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою. Попросту говоря, это означало тянуть время. Цветок.
С трудом удалось успокоить гостя. Все заботы о похоронах взял на себя Врубель, он вышел из апатичной неподвижности, старался быть бодрым и поддержать жену, которая замолчала, не произносила ни слова. Нервы художника явно были не в порядке. Где взять тут слов. Художник обращается к любимой им теме ночи.
В наступающих сумерках преображается, становится таинственным сад. Обе руки, закинутые за голову, крепко сцепленные на затылке, напрягли хрупкое изнуренное тело мстительным упорством. Мои письма перечитывай: редко какая душа так с откровением развязывалась». Не принцип управления миропорядком, а пленительно конкретный аргумент более щедрой естественной гармонии. (И вообще, ему хотелось, чтобы Врубель был представлен в национальной галерее более совершенным своим произведением, каковым, например, он считал «Пана». ) Остроухова беспокоили щедро подмешанные в краску бронзовые порошки, грозившие вскоре превратить волшебное мерцание цвета в глухую черноту.
Рябушинского) – одну из лучших его картин. Чего стоит фраза тридцатилетнего Блока: «Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона но всякий делает то, что ему назначено». Ибо шкурность гонит вперёд и вперёд. Ограничимся моментом открытия, когда поэт почувствовал, что Врубель его «затягивает и пугает реально, особенно когда вспомнишь, что с ним теперь», а Белый в новом драматизме блоковских стихов заметил «именно сродство с Врубелем». Михаил Врубель – русский художник рубежа XIX – XX веков. Коллеги по «Миру искусства» не вмешивались, пораженно наблюдали ежедневные трансформации образа.
Он хорошо чувствовал живопись. Вел себе Врубель достойно и они вроде бы всё выяснили, мирно сели пообедать. Почти не спать, почти не есть, подпитывая силы главным образом энергией алкоголя. Но пустыня расцвела после этого и наполнилась его поэтической силой, его гневом, тоской, его постижением счастья. «Я был глубоко потрясен и тронут концом А. А. Риццони, — писал Врубель. — Я прослезился. С. 194).
В этой одновременно и тонкой и способной решать сложные художественные задачи технике написаны многие его работы, часть из которых представлена на выставке «Сады серебряного века». Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Врубель любил погружаться в мир «бесконечно гармонирующих, чудных деталей». На то, мол и демократия. Он упивался их несравненной живой красотой. Он растратил жар души в пустыне.
Запись от 2 марта в Катином дневнике: «Врубель явился к нам в 8 часов утра. О неумытых руках я уже и не говорю. «Вспомнив, что профессор Мечников знал брата в Одессе еще гимназистом и с симпатией относился к нему», Анна Александровна пишет в Париж, просит Мечникова о содействии и получает незамедлительный положительный ответ, но затем возникает мысль о лечебнице в Германии. Расцветшие бутоны роз дополняют эту великолепную картину царства цветов. Нет. Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. Наоборот: в журнале «Мир искусства» наконец-то дали подборку репродукций его картин, сопроводив снимки краткой справкой о нем и достойной оценкой его многолетнего творчества.
Михаил Врубель, несомненно, был из числа наиболее романтичных интерпретаторов «сверхчеловека». Группа захотела ошибиться – дайте, власть, ей это сделать. По-моему же было – по-интеллигентски, в западном духе, в духе прогресса по большому счёту.
Ковер вышит восточными узорами и цветами. В 1900 г. начал писать второго "Демона" (ныне собственность В. П. Много ли в этой очаровательной болтовне интересного для художника. Не за ошибку только они, а за свою шкурность.
Но в сельской-то общине не так. Н. А. Работал с живописью, графикой, декоративной скульптурой, создавал театральные декорации и костюмы.
Молодому художнику Сергею Судейкину рассказывали, что Врубель неистово восхвалял свой шедевр, свою гениальность, затем принялся дерзко критиковать всех по очереди «не совсем еще погибшему» Серову рекомендовал подучиться, копируя «Демона», а Нестерова так бранил, что тот расплакался. Цветы – символ вечной, нетленной красоты природы – для Врубеля получают поэтическое воплощение. И что же могло повергнуть его в такую бездну отчаяния.
«В древности, вероятно, его бы называли испорченным и он именно испортился — все его недостатки удесятерились— писала Забела Римскому-Корсакову. — Прежде многое ему охотно прощалось благодаря его мягкости, доброте, деликатности, теперь он Вообще это что-то неимоверно странное, ужасное, в нем как будто парализована какая-то сторона его душевной жизни». Постановили «ждать более покойного состояния у Врубеля», дабы уговорить его на определенные изменения приемов. Вазы, наполненные цветами, брошенная на перила темно-зеленая драпировка (может быть, плащ романтического героя. ), вызывают в воображении сцену встречи Ромео и Джульетты в саду Капулетти. Лакомая тема для шустрых журналистов. Ну вот так хочется. Быстро разнеслась весть, что Врубель вел себя безумно и безобразно.
Лечить его необходимо и неотложно. («Надя все молчит», — с тоской говорил он. ) Минувший год был мучителен для Забелы: смерть отца, тяжелая болезнь матери, сумасшествие мужа и, наконец, внезапная смерть единственного ребенка. Она изящна и прекрасна. Родственность художника обнаружилась для Блока в их принадлежности к тем обреченным счастливцам, кому дано сквозь роковой жизненный хаос увидеть таинственный «клад, над которым расцветает цветок папоротника в июньскую полночь», кого влечет желание найти и сорвать прекрасный «голубой цветок».
Живые иллюзорно четкие формы красных и белых цветов сплетаются в орнаментальную вязь. Вот мои сослуживцы меня предали, переголосовав. С приближением срока открытия экспозиции темп живописных метаморфоз на холсте усилился. Вино всегда стояло на столике возле его мольберта. Педагогического опыта у него не было.
Торжественной ночной мелодии вторят пронзающие небо темно-красные гладиолусы. Круглые плафоны располагались по обеим сторонам центрального имеющего сложную форму. Накануне революции плафоны оказались в собрании банкиров Рябушинских. «Демона» за три тысячи рублей, надолго обеспечив семью художника, купил Владимир фон Мекк.
В Москве Врубелю стало еще хуже. Неожиданно заболел ребенок — маленький Саввочка, только начинавший говорить. Надо думать, Врубеля передернуло при чтении этих строк — Риццони он любил и утонченно эстетская бесчеловечность еще обиднее хамства «неумытых».
Сверхчеловеческому творческому напряжению понадобились увеличенные дозы. Он просто и прямо сказал: Пойдемте, я покажу вам картину. Он был молчалив, но приветлив. Картина же, что говорить, была эффектна необычайно, ошеломляюще эффектна, хотя Мгновенного дружного желания во что бы то ни стало иметь этого «Демона» в собрании галереи не возникло.
Хлестко писавший под псевдонимом «Силен» Альфред Нурок, не пощадив академическую рухлядь, назвал Риццони «самым плохим из легиона плохих художников». Ее смуглая кожа, темные глаза и черные густые длинные волосы ярко контрастируют с цветастым платьем. Сама по себе роза олицетворяет бессмертие. «Я встретился с Врубелем около Метрополя. «Демон» на снимке проявился неотчетливо.
Через два дня его не стало. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Забастовки. Стебель и листья цветка напоминают кристалл. На выставке присутствует очень много цветочных акварелей Михаила Врубеля, но ярчайшим экспонатом, безусловно, является «Девочка на фоне персидского ковра», написанная в 1886 году в Киеве. На примере «небезызвестного московского художника Врубеля» и его больничных рисунков репортер рассуждает о несомненной принадлежности декадентов к спятившей клиентуре психиатрических клиник и заодно сообщает, что Врубель, по мнению врачей, неизлечим.
Кого именно Врубель довел до слез (и были ли вообще на том торжестве слезы), это уже не имело особого значения для набиравшей обороты легенды о безумном гении. Полная истинно сатанинского очарования картина тогда, по мнению Бенуа, была «и безобразна и безумно прельстительна». Демон ожесточался. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Вы скажете, это пристрастие друга. «Колоссальная выставка. Мягкосердечие, застенчивое благородство конфузливого молодого богатея покоряло даже присяжных циников. Коллеги, наконец, буквально умолили Врубеля больше не трогать холст.
Картина была Демон — тот самый, что теперь в Третьяковской галерее. Паустовский рассказывает, как в Киеве отец, увлекавшийся фотографией, давал ему проявлять катушки с пленкой. Потом я наконец увидел худое горбоносое лицо с огромными печальными глазами. Как он болен, временное ли или хроническое заболевание — не знаю.
На вокзале ее мужа встретил врач, санитары отвезли Врубеля в лечебницу. Забела дала в Москву телеграмму. Один из лучших рисунков Врубеля, сделанных им в больнице. Чьи только неуклюжие руки не касались самых тонких струн чистого творчества. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Хочется как-то действовать.
Он то сокращается до нескольких цветков, то расширяется до всеобъемлющей среды. Обиженным в лучших чувствах. Но, разумеется, последовали новые версии. Такой твердый хозяин своей жизни, такой честный труженик.
Так российскому народу и свойственно уповать на доброго барина, начальника, а не на себя. Свидания с ним до ноября были запрещены, но он начал почти здраво писать жене. Только одним не мучь меня: разлукой» И вдруг ребяческое лепетание: «Но, ради неба, не пропусти этого четверга будущий четверг мои именины: подари мне хороший новомодный галстук — plastron» Скачущие обрывки мыслей с упоминанием загробного Элизиума греков и Атиллы вместо Ахилла, а в конце ясная щемящая мольба: «И отчего же не писать чаще. Его тянуло на Украину и в мае 1903 года Врубели с сыном отправились в Киевскую губернию, в имение В. В. фон Мекка, одного из богатых поклонников Врубеля, который приобрел «Демона». Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Как свидетельствует тот же дневник, вернисаж, состоявшийся 9 марта, у автора «Демона» ознаменовался резким упадком духа: «Врубель после открытия выставки в ужасно угнетенном, расстроенном состоянии». И как раз в это время Александр Блок, найдя меру всему в большем или меньшем соответствии «духу музыки», открыл для себя мощное звучание полотен Врубеля.