Врубель Голова Пророка

Описание картины Михаила Врубеля «Голова пророка»

Творческий дар", колоссальные эмоции берут верх и Врубель выходит победителем. Он долго таил, а теперь развернет свои дары. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Эту триаду он воплотил в Пане.

Непонятый, непризнанный все же не уклоняется от намеченного пути. Демон на горных высях связан с душевными переживаниями художника и, больной, он все еще не расстается с демоном. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Его вывернутое изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.

Описание работы 
«Голова пророка»

Описание работы «Голова пророка»

Какой она была. Склеивает из бумаги платки, проводит штрихи – карандашами, углем. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Сделался задумчив, застывает, стоя на одном месте, впадает в оцепенение.

А еще Рябушинский «желает мой портрет заказать Серову». Рядом с этим – вдумчивость, сосредоточенность искание идеи, стилизация. Но он был горд и хотя творил в безумии, но все же был творцом. Этим отливом насыщен красный цвет. Однажды в Саратов (где одно время жила их семья) привезли копию с фрески Микеланджело «Страшный суд».

  • От Демона к Пророку: история болезни Врубеля
  • Образы Пророка и Серафима в творчестве Михаила Врубеля
  • Михаил Врубель: рисунки и наброски
  • руководитель епархиального отдела культуры
  • Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  • Демоны: как Врубеля свели в могилу его собственные картины
  • Описание картины Михаила Врубеля «Пророк»
  • Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Начал рисовать д-ра Усольцева, увлекся иконой, не закончил портрет. Портрет идет прекрасно: «Я работал три сеанса: портрет коленный, стоя со скрещенными руками и блестящими глазами, устремленными вверх к яркому свету». Рисует резкими штрихами на стенах. Кушает хорошо— и в своё время. Иногда обычная вдумчивость сменяется ажиотацией.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Баженов). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Он утомлен. Врубель – художник умер раньше.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Сон как будто бы стал продолжительнее. Болезнь Михаила Александровича загадочна. У психиатра Усольцева относительно Врубеля вывод: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми».

  • Лермонтовская энциклопедия ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • Тринадцать демонов Михаила Врубеля
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • Тема Пророка в творчестве Врубеля
  • маринины мультики на моём сайте

В серии этих образов, заряженных ощущением собственной судьбы, безусловная художественная вершина — сделанный незадолго до возвращения к Усольцеву рисунок «Голова пророка». Воспитанием детей занимался также дядя— профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Он опозорил семью. Савву похоронили на Байковой горе. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Он захлебывался от избытка мыслей, он переживал их содержание. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.

  • Вернуться к странице — Выставка «Рождение шедевра: Эскиз, этюд, картина»
  • Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный

Выразительность этих цветов для душевных переживаний отметил Метерлинк. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В конце года улучшение. Поступаться натурной правдой Серов не умел.

Друзей и врагов удивляет своим талантом. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала.

От Демона к Пророку: 
история болезни 
Врубеля

А еще Николай Павлович заплатил за портрет вперед и не 200 рублей, как обещал, а 300, да в придачу купил за 100 рублей рисунок «Голова пророка». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Выравниваясь, он снова пишет автопортреты. У него нет ни рук, ни ног. Препсихотическое состояние. Она его идеал": у шизоидов женщина – или мегера или святая (Кречмер).

После эйфорического подъема Врубель впадает в тяжелую депрессию. От разговоров об искусстве уклоняется. Похож Валерий Брюсов на своем врубелевском портрете. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. На следующий день гроб с телом Врубеля был установлен в церкви Академии художеств.

И каждый раз на холсте являлся другой, не похожий на предыдущего: в его лице то одиночество и тоска, то отчаяние. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В другой части работ психиатры стремились подойти к разрешению вопроса о художественном творчестве, делая сближение с некоторыми психопатическими состояниями (возбуждением, близким к маниакальному, эпилептическому или, как Баженов называет, пароксизматическому) иногда психиатры центром своего внимания делали личность самого художника, если в ней были болезненные отклонения и, анализируя его произведения, ставили в связь характерные для них черты с особенностями болезни. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

И уж конечно не явился Врубель зачинателем «всех основ кубизма, конструктивизма и сюрреализма». В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Периоды сосредоточенности, вдумчивости, проникновения сменяются периодами возбуждения. Чем больше писал с нее, тем больше пленялся ею. Считается, что ревность профессора Прахова причина того, что Врубеля не включили в число художников для росписи ещё одного собора Киева, Владимирского, хотя художник готовил уже эскизы. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.

Он недостаточно глубок во многих панно, в декоративных изделиях, в росписях блюд и балалаек, да и в картинах – таких, как «Муза» (1896), «Валькирия» (1899), «Игры наяд и тритонов» (1900). Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу. Попыткой структурного анализа в смысле Birnbauma является предлагаемый очерк.

Иллюстрации М. А. «Верится, что Князь мира позировал ему, — говорил Александр Бенуа. — Эти сеансы были сплошным издевательством идразнением. Знобит от его взгляда. В периоды полного расцвета своей любви, своего таланта художник молчалив, сдержан.

Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Зато. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

Как будто художник переживает этот взлет в ирреальный мир. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Царевна – лебедь в чудесных перьях не знает радости. Чувствует себя утомленным. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

Когда ему было семь, отец женился вторично. Этот атавизм, это вытеснение религиозности в черта, дьявола, это возвращение к старым богам" и в русской и в иностранной литературе отмечено психопатологическими чертами. Болезнь идет необычным путем. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.

Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Он не следовал анатомической правильности. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. Пан – его судьба и художнику от нее не уйти. Глубиной мысли, глубиной пластического постижения.

Художник интуицией своей предвидит этот час. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Не все из них согласились. Там он предвидит много общего со своей судьбой. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Все это свидетельствует о его сложной смешанной конституции.

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Проф. Внезапная смерть малютки – сына. Демоны когда-то принесли ему славу, благодаря его «Демонам» им восхищаются и сегодня. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.

На двух картинах этого периода нельзя не остановиться: Раковина и Нагая жинщина. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. В картине «Азраил» шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в руках изображен без. Он не следовал анатомической правильности.

Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Так болел и творил Врубель. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Перед рассветом на вопрос, что у него болит, Врубель ответил: «Ничего» Умер он тихо. Так было и с Врубелем. До этого он уже закончил юридический факультет Петербургского университета.

«Стараюсь остаться похожим на свой портрет, сделанный Врубелем», — любил потом повторять Брюсов. Он пишет в серебристых тонах лики святых. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов175. «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном.

Интересуется Корсаковым. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Только Пасхалова блистала солисткой, а Забелу изредка выпускали ее дублершей.

Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Несколько успокаивается. Представители рода Врубелей (от польск. 47 лет он вовсе не жил.

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Нет, не стоит писать. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Интереснее всего вопрос в связи с Пророком. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Пророка. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Конечно, Врубель писал не просто портрет. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.

Привели они, между прочим, к ситуации, которую не кто-нибудь, а сам Пабло Пикассо определил так: «Живопись кончилась, а художники остались». Первые дни творчества связаны с повышенным настроением художника. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Он избегает разговоров об искусстве.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Баженов пишет, что такие резкие контрасты свойственны больным людям. А еще Врубелю скоро пришлют из Академии художеств диплом академика живописи (это не бред: 28 ноября 1905 года Врубеля избрали академиком «за известность на художественном поприще»).

Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Получает она 3600 р., но положение свое мало понимает». «В последний сознательный день, перед агонией, — пишет Анна Александровна, — он особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал с благодарностью руки жены и сестры и больше уже мы с ним не беседовали: он мог только коротко отвечать на вопросы и раз только ночью, придя в себя, сказал, обращаясь к человеку, который ухаживал за ним: Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Состояние маниакальное, возбужденное.

В юношеском возрасте на него нападают минуты оцепенения. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву.

Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Он – пустой мешок. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. В болезни он переживал острые маниакальные состояния. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля.

Идейным вождем «Золотого руна» был признан мэтр символизма Валерий Брюсов, духовным знаменем — Михаил Врубель. Он – знатного польского рода. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной.

А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Всю жизнь пишет Врубель демона с напряженным вниманием. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу.

Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Без него справились. В памяти Ольги Форш-Срезневской она осталась «прелестной старинной женщиной». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. И тем не менее Иванов и Врубель как бы подают друг другу руку через голову поколений.

Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. Заботится о жене. Но сила эмоций, творческий дар побеждали пустоту, усталость. Сильное, грозное произведение. Однако над «Пророком» продолжал работать и тогда, когда конец уже практически наступил: почти ослепший, не видя того, что делает рука, нанося один абрис поверх другого, он чертил углем «Видение пророка Иезекиила».

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный»— внем уже лишь злоба ихолод. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

Это – не добродушный Пан Рубенса, любимый гость крестьянской семьи. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

Все это необычное течение, длительность, глубокие ремиссии, сохранившийся интеллект исключительная работоспособность обязаны, быть может, его сложной индивидуальности, столь глубоко одаренной и, несомненно и в патологии себя проявляющей. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. И, что не часто с ним случалось, прогадал. Он все мои картины исказил». В 1904 г. переводится в лечебницу д-ра Усольцева.

Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. Над ним тяготеет уже страх, он переживает уже тяжелые минуты. К этим компонентам присоединилась еще инфекция, отныне неразлучный спутник его. Во всех образах из мифиологии из природы – везде его жена. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.

Среди этой полной эйфории счастья" запала в душу художника тревога. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. «Верится, что Князь мира позировал ему, — говорил Александр Бенуа.

Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Идеи величия: он – император, пьет только шампанское, он – музыкант, его голос – хор голосов. В 1902 г. по окончании последнего Демона, 46 лет от роду заболевает и поступает в психиатрическую клинику 1-го Московского университета. Авангард неистово рвался вперед, а Врубель тормозил, дорожа строгой дисциплиной пластики. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

Ребенком он выдумывает игры: он – корсар, он – рыцарь, он силен и горд. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Вчера был роскошный чай». Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Неврологический status подтверждает диагноз.

Реализм был не важен для него. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Ни на одну минуту не покидает его любовь к жене. Сам философ, он как бы вытесняет божественное" в противоположное русло. Кирилле», «Св. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то. И свою картину художник сначала назвал Сатир.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Пишет много автопортретов. Врубель в радости начал творить.

К середине января у Врубеля для жены много хороших новостей. У него нет эмоциональной тупости, он до конца – в муках страждущий". Пишет картину одну за другой. Ей непонятно, почему она оторвана от земли. Вестник блага отнюдь не походил на серафимов. Характера был мягкого, вспыльчив, задумчив.

Все остальное довершила спирохета. Название «Золотое руно» от рассказа Андрея Белого «Аргонавты», от поэтической жажды покинуть темную, душную для свободного человека землю и улететь к солнцу, за солнечным золотым руном. Все причастные к христианской культуре помнят, разумеется, виде. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Да не потряс, конечно, Врубель ни Пикассо, ни других парижских новаторов. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.

Желание неисполнимое. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Даже лекарства полумертвый Врубель ощущал эстетически. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Он пойдет своей дорогой. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.

Михаил Врубель иногда досадовал на возню Нюты со всякими «нищими», на эту филантропию в духе близких ей и чуждых ему идей нравственного подвижничества, но глубоко уважал и просто с детства любил свою «мамашечку». Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». С тех пор он не спокоен. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

Прошение было удовлетворено157. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. «В зале Врубеля, где никого не было, — пишет Сергей Судейкин, — я и Ларионов неизменно встречали коренастого человека, похожего на молодого Серова, который часами простаивал перед вещами Врубеля. В 1880 году Врубель поступает учеником в Академию художеств в Петербурге.

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.

Что то зловещее в синих, лиловых его тонах" – говорит Бенуа. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Это дьявол делает с моими картинами. Пишет его портрет. Страстно любит природу.

Бывал агрессивен, но до грубого цинизма паралитиков не доходил. Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Тогда острая жажда впечатлений. Через несколько дней он полностью ослеп155.

Критики утверждали: «декадентское уродство». Пишет портреты. чем Врубель – человек. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Несомненно похож: это его характерная, памятная современникам «замкнутая» поза со скрещенными руками, его «густые прямые брови и азиатские скулы», его облик умного эрудита и рокового покорителя сердец. Врубель хотел созерцанием красоты и тайны «будить душу», а лидеры авангарда усомнились в ее наличии у толстокожих зрителей и действовали сильными средствами в обстановке, когда, как писал Дали, «всё, что тише взрыва, не доходит до слуха». Отмечаются уплотнения – verdichtung.

И так все время. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

В лиловом цвете нет улыбки" (Гете) Фиолетовый тон покрывает холодом сирень, освещает громады гор. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Это дьявол делает смоими картинами.

Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В периоды страхов, галлюцинаций, змеи символичны для душевнобольных. В детстве был энергичен, оживлен, любознателен. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.

Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. На одном перекрасил себе волосы и украсил себя красным платочком. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Открыла, например, поэту Владимиру Пясту, а через него — Александру Блоку ошеломившую их книгу Августа Стриндберга «Одинокий».

Он постоянно читает Привидения" Ибсена. Часто один портрет на другом. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Всё было бы благополучно, только очки опять неудачные и замучили голоса.

Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года.

По мнению проф. В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. Он – знаменитый художник, еще не превзойденный. Надлом, напряженность сопровождает его творчество. По мягкости красок, по неуловимой нежности, которыми овеяны эти женские фигуры, чувствуется, как крепко связан художник с жизнью, с ее чарами".

Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Широкообразованный, знавший многие европейские языки, щёгольски одетый, вежливый и тактичный, хотя иногда способный взглянуть на собеседника свысока. Мачеха Елизавета Христиановна (урожденная Вессель) – серьезная пианистка с хорошей школой и маленький Врубель был ее внимательным слушателем. Она же едва ли не осью жизни сделала преданность «Мишуреньке». И «Микула Селянинович»— сила земли русской.

После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Галлюцинации: его пытают, его казнят, его сажают в тюрьму. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. По мнению проф.

Издание невиданной роскоши: фолиант, завязанный золотым шнурком, текст, набранный золотым шрифтом иллюстрации дивного качества. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то. Эротичен. В Демоне он отразит всю силу и слабость своего мятежного состояния. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

Серов долго бился над портретом Врубеля, работу сдал заказчику лишь через год. Врубель до сих пор не писал обнаженых женских фигур. Сам философ, он как бы вытесняет божественное" в противоположное русло. Его болезнь и творчество представляют большой интерес именно с указанной точки зрения. Фактически это автопортрет. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В 1909 г. в Петрограде Врубель скончался. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.

Не все из них согласились. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова.

В мучительном желании вернуть зрение он «придумывал разные аскетические искусы, отказывался от пищи, по ночам целые часы простаивал перед кроватью говорил, что в награду прозреет и глаза его будут из изумрудов». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Этот случай в биографии Врубеля отмечают не только потому, что он говорит о рано проявившемся даровании художника, но и о том, что именно Микеланджело и именно «Страшный суд» так взволновали будущего гения. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Счастливый упрощенной жизнью и любовью, он залил свои синие цвета целыми потоками золота. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В 1899 г. написан Пан. Через полгода опять поступает в клинику.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Он рисует, хотя «голоса» требуют отринуть дьявольский творческий соблазн. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Он слил в один образ последнего Демона и жену. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Знобит от его взгляда.

Из зелено-лиловых переливов возникает лик ангела смерти. Тревога имевшая реальную основу. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Это два мастера Александр Иванов и Михаил Врубель. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. — Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением.

В 1892г. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Сестра знала: Врубелю это было бы больнее всего. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка172. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Во всей жизни М. А. Врубеля бывали моменты гипоманиакального состояния, бурных эмоций, погони за впечатлениями. Критики утверждали: «декадентское уродство».

Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Почему Надежда Ивановна не бросила всё и не приехала к больному мужу. Внутрення жизнь, полная конфликтов и потрясений словно сотрясала «земную поверхность его жизни». «Принцесса Грёза» — вечная мечта художников о прекрасном. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.

Поступив в Академию художеств сам намечает себе дорогу. Мы из милости ее держим благодаря особому положению затруднительному Врубеля. Материальные неудачи его не сломили. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

Избирательность красок выразил и Гоген. В страшный неожиданный час она его застигнет. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.

В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы.

Продолжаясь за этим пределом, она превращается в жизнь, мерцающую буквально из запредельного мира. Двадцать шестой год они были знакомы. Депрессивное состояние. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Молодые Судейкин и Ларионов предварительно подновили врубелевского «Микулу Селяниновича» — это исполинское панно открывало показ.

А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. За этими гипоманиакальными периодами опять сосредоточенность, вдумчивость. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович».

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Говорит – выйдет Борис и Глеб. В декабре 1901 года появляется другая картина – «Демон поверженный». С. 254 -255).

Все-таки он рисует. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Длящуюся десятилетиями дискуссию о том, что означали для художника версии крылатого персонажа — поднявшегося, вновь воспарившего Демона или, напротив, его антагониста, «антитезу Демону», — оставим знатокам небесных междоусобиц. Незнакомый дотоле Валерий Яковлевич Брюсов ему понравился как наружностью («очень интересное и симпатичное лицо: брюнет с темно-карими глазами, с бородкой и с матовым бледным лицом: он мне напоминает южного славянина»), так и стихами («в его поэзии масса мыслей и картин»).

Он взволнован, рассеян, забывчив. 1880 и 1890-е годы – полный расцвет его жизни. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим.

И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» -- в нем уже лишь злоба и холод. В Петербурге жена и сестра художника квартировали теперь вместе. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется.

Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

Кто знает, зачем дерево растет, зеленеет. Унизительной фазы превращения в бессмысленное подобие человека он не допустил, февральской ночью простудил себя, как пишет его сестра, «умышленным стоянием под форточкой» и получил воспаление легких, которое перешло в скоротечную чахотку. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками.

Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Знобит от его взгляда. Эти 10 лет он чрезвычайно многообразен. -- Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Нельзя сказать, что рассудок Врубеля не действует.

Речь шла об Эмилии Праховой. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. — Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Так сложна была картина его болезни, что в клиническом диагнозе были разногласия. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27.

Обеднело и творчество его композиции. Когда закрывали гроб, Анна Александровна стала на колени, как всегда покорная». заболевает сифилисом. Собирает мусор, возится над ним. Неприметной, невеселой, волевой, на редкость образованной, чрезвычайно начитанной.

Он рассказывал, что до галлюцинаций ярко видел картины. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Лично пережитое и всеобщее слилось у Врубеля в теме Пророка, ставшей его лебединой песнью. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.

Много планов идей. Отец повёл Мишу, которому было отроду 8-9 лет смотреть на картину. Абсолютно исключительная память. Оба были не поняты и полупризнаны. Грустно и неловко за эту триумфаторскую легенду и ее восторженные тиражи.

«Захотелось получить род аттестаций от Парижа, явилась потребность как-то экспортировать то, чем была духовно богата Россия», — пояснял идею выставки принимавший участие в ее формировании Александр Бенуа. Эти 10 лет он чрезвычайно многообразен. Снова переживает острое маниакальное состояние. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем».

Художник придает ему сходство с собой в рисунке «Голова Пророка» и в композиции «Шестикрылый серафим», но врубелевский Пророк бессилен, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Стилизация цветов. Он дает себе простор в орнаментах и украшениях. Настроение несколько повышенное, пишет автопортреты.

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Он не признан, но своего пути не оставляет. Михаил Александрович Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» — в нем уже лишь злоба и холод.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Демон. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Анна Александровна отметила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Интереснее всего вопрос в связи с Пророком.

В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Много начато, мало закончено.

Много работает. Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Во всех образах из мифиологии из природы – везде его жена. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Речь шла об Эмилии Праховой. Тонкую никому неведомую нить вьет в душе своей художник.

Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. Здесь при чтении мемуаров Судейкина патриотичные сердца должны затрепетать. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку166167. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Демон.

Отец его был военным и по долгу службы часто переезжал. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В этот период он пишет много орнаментов, украшений, проектов. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Он в самом деле был купеческого рода, один из восьми братьев Рябушинских, но в отличие от них, банкиров и промышленников, политиков и ученых, ничем дельным заняться не хотел, звался в семье «беспутным Николашей». Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу.

Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11.

Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Кончил юридический факультет интересовался философией. Его вывернутое изломанное тело -- метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.

Знобит от его взгляда. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Резким угловым письмом он отгораживается. Тогда он ищет новых знакомств.

Но Врубель, приноравливая свой дар к «новому стилю» и прямо участвуя в его формировании, поступался многим. Его жена умирает с голода. Заботы о похоронах взяла на себя свояченица Михаила Врубеля. В 1905 г. начинает слепнуть. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.

Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. А потом «снова забывал о слепоте, бредил о великих замыслах и уверял, что перед новыми картинами все созданное им раньше покажется ничтожным». Характерны змеиные демоны. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Реализм был не важен для него. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста. Его вещи дают стройный многозвучный аккорд". Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

После совещания Анны Александровны с Усольцевым и другими специалистами решено было перевезти Врубеля в Петербург. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Он впитывает образы, страстно ищет людей. " Ему понятны и близки страстные вздохи испанской ночи и из недр русской земли вышедший и в нее внедренный Вольга Святославич". Были слезы, конечно.

Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Кроме того, жестокая прагматика. По окончании гимназии начинает меняться характер. Состояние резко удрученное. Да ещё и не умом изобретает, а подсознанием.

То есть можно сказать, что КПД такого искусства почти равно нулю. Прежде всего – глубиной. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Он лежал совсем низко и говорил вполголоса: нужно изящно страдать».

Вначале был сделан выразительно экспрессивный рисунок головы Пророка. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

Этот дух" – это сам художник. Работа не привела к улучшению. Всю жизнь пишет Врубель демона с напряженным вниманием.

Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Пишет себя много раз. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Фактически это автопортрет. Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море.

Ученице, которой Анна Александровна давала уроки немецкого языка, она запомнилась строгой и суховатой «фрау». Анна Александровна не захотела говорить о менее красивых деталях немощи, заставлявшей ее брата мучиться и ворчать «хоть бы яду дали. ».

Врубель в наследство получил эти противоположные гены циклоидной и шизоидной конституции. Тогда он «жестоко страдал, горько жаловался жене и сестре на судьбу и плакал, что не может их видеть». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.

Опасны звериная сила и злые огоньки его глаз. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.

Катя догадалась похлопотать, чтобы с покойного художника сняли маску (это сделал Петр Бромирский), ездила в траурный магазин, заказывала место на кладбище, оттуда поспешила на панихиду в академической церкви. Он не следовал анатомической правильности. Рядом с этим и над всем этим демон художника еще беспечен. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения.

Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Все творчество Врубеля граничит с демоном. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. О влиянии конституции на течение болезни мы читаем у проф. По мнению проф. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. «Верится, что Князь мира позировал ему, -- говорил Александр Бенуа.

В серии этих образов, заряженных ощущением собственной судьбы, безусловная художественная вершина — сделанный незадолго до возвращения к Усольцеву рисунок «Голова пророка». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.

Постепенно наступает улучшение. В помраченном сознании художника его «вина» персонифицировалась в Демоне – теперь он сам стал считать его злобным искусителем, «исказившим» его картины. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями.

«У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь, каждую пору на теле. Таких периодов возбуждения у него было несколько.

Этот женский образ и образ демона были спутниками его художественной жизни и ими так заполнен художник, что они стали как бы раздвоением его духа, его творчества. Выписывается после полугодового пребывания в клинике с улучшением. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Оттого так жутко встретить Пана в глухую полночь, при ярком свете полумесяца". В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Она думала о возвращении в Москву, возлагая тут определенные надежды на Рахманинова. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Пан Врубеля не среди людей. Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, то и эти вещи превосходно сделаны и вполне «стильны», но менее стильная «Богоматерь» (1885) для кирилловского иконостаса, созданная молодым ещё художником, более достойна гения Врубеля. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Тревога прорывается в самые радостные минуты" и, если к художнику в 1895г. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

В 1905 г. новая вспышка возбуждения. Кто мог додуматься сделать заказ полуслепому умалишенному художнику. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени.

У него бывали моменты мании величия. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Реализм был не важен для него. Опять улучшение. В различных вариантах темы Пророка Врубель – и выздоровевший и снова безумный и зорко видящий и слепой – повествовал о своей трагической вине, как она ему мнилась, – вине художника, который не выполнил миссию «глаголом жечь сердца людей», расточил свой великий дар, до срока выдохся и обессилел. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла.

Трудно восстановить ее образ. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Поэт Брюсов подарил свой сборник с надписью «Михаилу Александровичу Врубелю в знак восторженного преклонения перед его гением» и принес новое, посвященное художнику, «очень лестное» стихотворение. Пишет с натуры, пишет складки чехла на стуле.

Ведь всё художник взял с натуры, отобрал из самых ярких живых черт модели только глаза, пронзительность брюсовских «очень острых, каких-то колючих глаз» одухотворил взглядом глаз неповторимо «врубелевских»: смотрящих, видящих, как мы, все остальные смотреть и видеть не способны. Однажды он сдружился с извозчиком, поехал к нему в деревню и там чуть не женился (со слов д-ра Усольцева). Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Врубель в своих сочетаниях красок еще больше оттеняет свои зловещие настроения.

Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Вялость, апатия, равнодушие. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» — в нем уже лишь злоба и холод. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Оно претворилось в тему трагической судьбы художника. Он все мои картины исказил». Голоса приказывали, обвиняли, упрекали, хотя иногда слышались чудесное пение Демона, нежная речь жены. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. По-видимому, начинают выявляться шизоидные черты. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В 1900 г. пишет "Царевну – лебедь". Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.

«Верится, что Князь мира позировал ему, — говорил Александр Бенуа. В последний период Частной оперы Сергей Васильевич там дирижировал оркестром и, кажется, благоволил к Забеле, которой он посвятил романс «Сумерки». Верит в свои силы. Основные сюжетные мотивы вокруг образа Пророка и явившегося ему Шестикрылого серафима. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.

Все равно в итоге на портрете немощный растерянный старик со следами чего-то былого. Явления искусства сравнительно второстепенные часто бывают характернее, показательнее в стилевом отношении, чем явления выдающиеся (не отсюда ли и само определение – «выдающийся», «выходящий из ряда»). В периоды полного расцвета своей любви, своего таланта художник молчалив, сдержан. Таков он, таково его творчество.

Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. Между ним и миром – всегда холод. Скачка идей. Отсюда все его покаяния, отсюда же и болезненные грезы об искуплении, очищении, после которого ему будут дарованы «новые глаза из изумруда» и тогда он напишет новые, «чистые» произведения.

Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Время от времени, рассказывает Иванов, видения абсолютно рассеивались и тогда Михаил Врубель ощущал всю глубину постигшего его несчастья. Чем больше писал с нее, тем больше пленялся ею. Из Венеции пишет сестре: так хорошо, что и говорить и писать некогда". На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело.

Бред самообвинения, отрицания, греховности. Это был Пикассо». Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. В его даровании раскрылись универсальные возможности. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. На живопись Врубеля Дягилев, как говорится, делал ставку.

Этот момент выразился в бреде отрицания, преследования. Пьет алкогольные напитки с университетских лет иногда помногу. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

У него нет благодушия паралитиков. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Во время ремиссии снова работает. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Даже фон (на котором, кстати, никогда не было якобы стертой, по рассказу Брюсова, сирени) в тонкой перекличке со стилистикой двух подаренных художнику поэтических сборников. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

Надежда Ивановна терпела. «По дороге, — пишет она, — я купила синих цветов с длинным стеблем, мне хотелось, чтобы были цветы, как на врубелевской картине» У гроба было столько букетов: розы, лилии, охапки сирени и такая масса венков, что «гробовщик стал уже беспокоиться, как их повезут ими была занята вся погребальная колесница». Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В «Похищении Европы» (1910) и особенно в «Одиссее и Навзикае» (1910) он со всей искренностью выразил поэтическое, вечно радующее в греческих мифах. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. "Хотя бы ядом ускорить себе конец", – говорил в скорби художник.

.