Врубель Сирень
Врубель «Сирень» 1900, не закончена. Действительно, сирень у Врубеля настоящий «герой», персонаж картины. Именно это ощущение распростёртой и безмерной красоты, затмевающей все, передано в сирени, как будто уходящей даже за пределы картины Врубеля.
Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу. Картина «Сирень» была создана Михаилом Врубелем в 1900 году в период зрелости и ощущения быстрой утраты реальности. Считается, что созданную в 1900 г. «Сирень» Врубель задумывал под влиянием романса Рахманинова, который в своих концертах исполняла его жена.
Полотно российского художника Михаила Врубеля «Сирень», также как «Пан» и «Царевна-лебедь», относится к «Сказочному циклу» творчества знаменитого живописца и отражает мистические силы природы, которые так поразили его и его постоянный поиск национальной души русского народа. Давая описание «Сирени» Врубеля, мы задаемся вопросом о том, кто же изображен на холсте в виде девушки в черном. Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени.
Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени. Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем. А вот какой увидел сирень выдающийся художник Михаил Врубель. Картина Врубеля Михаила Сирень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины и, кажется, это продолжается и за ее пределами.
Стихи – Сирень сиреневая с белым
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. 20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью.
Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
- Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины
- Описание картины Михаила Врубеля «Сирень»
- описание картины Врубеля Сирень
- Александр Медведенко Сирень Врубель
- Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
- Обстоятельства написания картины
- Подпишитесь на новостную рассылку музея
- Стихи – Сирень меня пьянит дурманом
- Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Он притворился спокойным, лёг в кровать, закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски, прежде чем прислуга заметила Сила физическая в нём очень большая— редкая для интеллигентного человека Вы спрашиваете, нужно ли ему писать. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Он то сокращается до нескольких цветков, то расширяется до всеобъемлющей среды.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Приблизительное, нечеткое изображение будоражит воображение зрителя. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Представители рода Врубелей (от польск. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы – «превращение Хаоса в Космос».
- Врубель, Михаил Александрович Сирень
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Сон как будто бы стал продолжительнее. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка172. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции.
Лицо девушки как бы полустерто. Это души цветов и растений. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Живые иллюзорно четкие формы красных и белых цветов сплетаются в орнаментальную вязь. Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны— Александра— окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Нет, не стоит писать. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского.
Савву похоронили на Байковой горе. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Их завораживал сам цвет и мистическое, завораживающее многообразие оттенков фиолетового.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Работа не привела к улучшению. А тут еще и особенное, лишь Врубелю свойственное мерцание света. Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
(ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали.
Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Врубель хотел тем самым сказать, как человек зависит от окружающей его природы.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Картина – один из вариантов темы Сирень. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В его даровании раскрылись универсальные возможности. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Если приглядеться, то можно увидеть плавные переливы различных оттенков. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Сама концепция и есть сказка.
Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Чувствуется, что у сирени очень пышные и густые гроздья, которые цветут в полную силу. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой109. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81.
Сирень – любимый цветок художников модерна. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Эта сирень и сама становится как живая. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Свою героиню Врубель называл Наташей (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Заросли цветов имеют красивые и прозаичные контуры, а трава создана из мелких деталей. Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки.
В данном случае у него это хорошо получилось с соцветием сирени. Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Через несколько дней он полностью ослеп155. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64.
Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему. Увидел и поразился им. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
По большому счету, «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Безусловно, в них живет природные жизнь, которая наполнено воздухом и энергией.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Кирилле», «Св. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Все полотно так и вдыхает всю мощь прекрасной сирени. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Это души цветов и растений. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Врубель может искусно передать весь смысл происходящего через обычную кисточку. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В состоянии Михаила Александровича перемен нет. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. У него есть определенный дар к подаче природных эффектов. Кажется, что если вдохнуть, то почувствуешь приятое благоухание. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Данный сюжет отсутствует в Евангелиях и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Кушает хорошо— и в своё время.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Прошение было удовлетворено157.
Изображённая сирень очень живая, она как бы «дышит», то возникая из общей массы зелени, то сгущаясь в элементах соцветия. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.