Врубель Сирень Фото

Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию и художник вернулся в Москву. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов175.

  1. Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины
  2. Художник Михаил Врубель, картина Сирень
  3. Обстоятельства написания картины
  4. Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины
  5. Подпишитесь на новостную рассылку музея

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Через несколько дней он полностью ослеп155. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Их завораживал сам цвет и мистическое, завораживающее многообразие оттенков фиолетового. В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки.

  1. Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины
  2. Художник Михаил Врубель, картина Сирень, 1900
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Врубель, Михаил Александрович Сирень
  5. Авторский проект Владимира Дианова

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Кушает хорошо— и в своё время.

Сирень, Михаил Врубель, 
1900 – описание 
картины

В письмах родным речь шла уже о тетралогии. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.

Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Перед нами уже не просто куст сирени – сама дриада в пышном, торжественном одеянии, волшебном платье из лиловых соцветий. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Кирилле», «Св. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Чувствуется, что у сирени очень пышные и густые гроздья, которые цветут в полную силу. Сирень – любимый цветок художников модерна. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Благодаря этой технике гроздья сирени как бы растут из глубины темного пространства и превращаются в фантастические кристаллы, сверкающие при луне.

Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.

Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Савву похоронили на Байковой горе. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132. Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Представители рода Врубелей (от польск. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.

Это души цветов и растений. Работа не привела к улучшению. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. В данном случае у него это хорошо получилось с соцветием сирени. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».

Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

Безусловно, в них живет природные жизнь, которая наполнено воздухом и энергией. Врубель может искусно передать весь смысл происходящего через обычную кисточку.

Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса.

Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

А тут еще и особенное, лишь Врубелю свойственное мерцание света. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Сон как будто бы стал продолжительнее. Прошение было удовлетворено157. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.

Врубель хотел тем самым сказать, как человек зависит от окружающей его природы. Все полотно так и вдыхает всю мощь прекрасной сирени. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Настоящая слава пришла к нему в Москве, но огромный отрезок его жизни был связан с Украиной – Одессой, Киевом, Харьковом. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Если приглядеться, то можно увидеть плавные переливы различных оттенков. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.

Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка172. Картина – один из вариантов темы Сирень. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие.

Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Кажется, что если вдохнуть, то почувствуешь приятое благоухание.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Сама концепция и есть сказка. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.

Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Ее образ как бы возникает из королевства природы. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.

В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады.

Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. У него есть определенный дар к подаче природных эффектов. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Приблизительное, нечеткое изображение будоражит воображение зрителя. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями.

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

Это души цветов и растений. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. В его даровании раскрылись универсальные возможности.

Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.

Эта сирень и сама становится как живая. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Характерно, что окружающие его цветы— это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород.

Нет, не стоит писать. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Заросли цветов имеют красивые и прозаичные контуры, а трава создана из мелких деталей. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Одежка на ней смотрится тёмным пятнышком, она никак не детализирована, в облике обширного балахона. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение.