Врубель Жемчужина Картина
Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Купить картину или постер "Жемчужина", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.
Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках.
Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Сама по себе раковина уже есть морским чудом.
Самые гипнотизирующие картины русских художников
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
В 1906 художник ослеп. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».
Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
- Врубель Михаил Александрович "Жемчужина" 1904
- Врубель Описание Картины Жемчужина
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картина Жемчужина – Врубель Михаил
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.
Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Раковина выглядит такой натуральной, что кажется, будто при повороте головы она будет изменять свой цвет. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Михаил Врубель. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Кушает хорошо— и в своё время. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
- «Адам и Ева» Баранова-Россине (1912)
- «Формула весны и действующие силы» Филонова (1927–1928)
«Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Живопись, графика, старые фото. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
«Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников. А свет также дает о себе знать. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Кирилле», «Св. Тогда художник вписывает в картину морских царевен.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. Кирилле», «Св. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук. Полезные программы для работы и бизнеса от макросов excel до специализированных. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Да и название выбрано не случайно. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
из ее глубины. Нет, не стоит писать. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Это уже восхищает и поражает.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В фантастический сказочный мир или в седую древность, эпоху былинных героев, которая и сама уже давно стала сказкой, погружают вас его картины.
С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76.
Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. В 1906 году им овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника – слепота.
Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель.
Прошение было удовлетворено157. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Да. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Как мы видим, старец не совсем обычный. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Сильное, грозное произведение.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Первое впечатление: сумасшедший.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Работа не привела к улучшению. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору.
Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Савву похоронили на Байковой горе.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие.
Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Представители рода Врубелей (от польск. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Берите все оттуда».
Да. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Свадебное торжество проходило в Женеве. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
А свет также дает о себе знать. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Это уже восхищает и поражает.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. nbsp Жизнь и творчество художника.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. А. Врубелю».
«Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Да. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Сон как будто бы стал продолжительнее. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза».
Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза».
Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Работа не привела к улучшению. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Чуть намечена фигура Нептуна. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы.
Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Представители рода Врубелей (от польск. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Через несколько дней он полностью ослеп155. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.
Михаил Врубель. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.