Юдифь И Олоферн Караваджо
Рука должна быть «простой и грубой», чтобы все-таки совершить убийство. заданный автором Marie Rachel лучший ответ это «Юдифь и Олоферн» (итал. Так что врагам она предстала «чудом красоты» – это слова Священного Писания. На полотне Караваджо изящная, похожая на куколку Юдифь, брезгливо отвернувшись, пилит шею вопящего полководца чем-то вроде большого кухонного ножа.
Из Неаполя он перебрался на Мальту, где был сначала посвящен в рыцари, а потом после очередной бурной ссоры опять посажен в тюрьму. Прежде всего, он не чувствует его в своей душе, да и не может чувствовать, вероятно. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Разумеется, это не означает, что «Божий народ» может обманывать «не Божий».
- Юдифь и Олоферн (картина Караваджо)
- Картина Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна» и библейский текст
- Картина-резонанс: Юдифь и Олоферн Караваджо
- «Юдифь и Олоферн» Караваджо и другие картины, найденные случайно
- Юдифь, обезглавливающая Олоферна
- Описание картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна»
- Юдифь обезглавливающая Олоферна, Артемизия Джентилески, 1620
Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Вернемся же к тому, что мы назвали центром действия картины. С другой стороны, его так называемый реализм не отменяет вовсе Божьего присутствия. Причем она так же отличается от Богомладенца и Богоматери, – преклонными годами и некоторой заскорузлостью, – как служанка от Юдифи (с учетом, разумеется, существенной разницы в настроении той и другой картины: речь ведь шла только об одном сходном мотиве). Олоферн, полководец ассирийского царя Навуходоносора, осадил иудейский город Бетулию (или Ветилею, впрочем, название, скорее всего, вымышленное), который располагался в горах и перекрывал его армии путь на Израиль, к Иерусалиму. Войско отступает и народ спасен. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610).
Какая-нибудь бесстрашная куртизанка, выполняющая «политическое задание» с помощью любовных похождений и тем приносящая пользу государству – постоянно возобновляющийся и имеющий бесконечное число вариаций сюжет мировой истории. Услышав о случившемся, Юдифь предложила не спешить и положиться на волю Бога. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Казалось бы, это должно вывести Юдифь на первый план, сделать ярче. Но другая рука крепко и умело ухватила несчастную жертву за волосы. Что же, получается, Джорджоне ближе к тексту Библии.
У Караваджо Юдифь со своей жертвой соотнесена по горизонтали. Жители малодушествуют, ропщут и готовы сдаться. За это Олоферн, восхищённый её красотой и мудростью, позволил Юдифи жить в его лагере.
- Юдифь, убивающая Олоферна — Караваджо
- Во Франции предположительно нашли утраченную картину Караваджо «Юдифь и Олоферн»
- Юдифь и Олоферн, Караваджо (1 фото)
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Юдифь и Олоферн — Артемизия Джентилески
- Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Мадаллена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией.
Они заставляли ужасаться и содрогаться от напора драматизма, волнами бьющего с полотен. Так и картина Караваджо Юдифь и Олоферн. Но именно диссонансом между рукой и лицом (растерянным, почти страдающим) убийство имеет выход к жертвоприношению.
Там она проводит 3 дня, ночью идет со служанкой в долину Ветилуи, купается там в источнике и чистой возвращается в лагерь. Некоторые признаки говорят о том, что борьба уже состоялась. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Тому нет документальных подтверждений. То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где абсолютно точно художник написал самого себя (1606). Остается предположить, что безмятежность Юдифи не непосредственна, а дидактична, не «какова. », а «о чем. » О чем-то должна поведать.
- Экспертиза найденной картины Караваджо будет продолжена
- Дискуссии и мнения православных богословов сегодня
- Юдифь и Олоферн: образы библейского мифа
- Юдифь и Олоферн в картине Караваджо
- Юдифь и Олоферн Караваджо: картина-резонанс
- Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год
Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века. Но как сложен он для воплощения. Это все еще (хоть и в преддверии секуляризации Нового времени) опыт верующего человека, который изображая мир Ветхого Завета, не пытается ни быть, ни казаться ветхозаветным патриархом и значит, говорит своим, а не их языком. Юдифи удалось не только уничтожить врага, но и спокойно уйти. статья потрясает великолепным знанием исследуемой темы, а так же тонким чутьем человеческой натуры. мужество, красота, хитрость, коварство, бесстрашие, ум, патриотизм юдифи просто поражает и завораживает воображение. статье просто не будет цены (я ни сколько не преувеличиваю), если автор найдет время проанализировать юдифь малоизвестного итальянского живописца orazio riminaldi. этот талантливый мастер начала 17 века прожил недолгую жизнь но оставил после себя несколько шедевров. вам, наверняка, доставит удовольствие еще раз встретиться с гениальным художником. мое восхищение. Юдифь Караваджо совсем юная, с почти детским лицом.
Это и понятно: художник – посредник не только между своей героиней и зрителем, но и между нею и Богом, что неизбежно влечет за собой поправки (или искажения). Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Он несколько раз попадал в тюрьму. Папским постановлением художник был осужден. Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания.
- Молитва как паломнический экстаз
- Освещение на картинах Караваджо
- Юдифь и Олоферн (картина Караваджо) Информацию О
- Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Юдифь и Олоферн»
«Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. Прошел месяц. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову.
Она ответила, что справится с делом сама и попросила не задавать ей лишних вопросов. Об этом, может быть и рассказывает безмятежность джорджониевской Юдифи: торжество истины и неучастие ее носительницы в «искушенности собственной похотью» Олоферна. Сюжет основывается на евангельском тексте. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане.
И все-таки, повторю, священное не профанируется и не изымается вовсе из этого мира. Может быть, вот таким образом так несоразмерна детскому, тонкому лицу Юдифи ее крестьянская цепкая рука – так же, как деяние караваджиевской Юдифи в разладе с ее восприятием его. В картине Караваджо оно просто иное и, вероятно, в иной степени, но оно есть.
- Яркие пейзажи Вьетнама на картинах
- – ЮДИФЬ И ОЛОФЕРН КАРТИНА КАРАВАДЖО
- Независимые эксперты подтвердили подлинность картины Микеланджело да Караваджо «Юдифь и Олоферн»
- В Смольном вручены премии правительства Петербурга в области культуры и искусства
- Самые редкие и дорогие старинные издания из собрания РНБ
Наградой ему служит божественное откровение. Это могло быть и осознанием исключительности своего пути и епитимьей себе за содеянное. Были среди них и антифашистки и антитоталитаристки и что-нибудь вроде «маркитантка юная убита» Б. Окуджавы. Что, однако, не исключает его обращенности к Богу. Она вызвалась попытаться спасти сограждан от войска вавилонского.
Созвучен этому один из ходов художника в картине «Мадонна со змеей» («Madonna dei palafrenieri»). Картина Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна» – одна из многочисленных интерпретаций библейского сюжета, причем далеко не первая. » Ичувствуется, что ей по душе соблазнять и убивать. «Юдифь и Олоферн» (1595-1596). Именно вот таким образом она до сих пор не оставляет к себе равнодушным ни одного зрителя.
- Британские археологи не сидят на месте и установили способ строительства Стоунхенджа
- Список всевозможной литературы по специальности «История искусств»
И этот жест Юдифи – крепкий мостик, связывающий героиню Караваджо с библейской. Юдифь Караваджо не размахивается и бьет, она как будто бы режет. Юдифь хапнула царственный меч, оттяпала Олоферну башку и дала деру обратно в Ветилую. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Забрав ее собой, она возвращается за стены города и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения.
Он рассказывает то, что увидел. Другое дело, опять же, что, не имея возможности рассказать о происходящем тем, древним языком – и неуместным, впрочем, там, где нет полноты обоженности, какая была у богоизбранного народа в его лучшие моменты – он переводит событие на свой язык. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её».
13, 14), – а войдя в городские стены, поднимет голову Олоферна и покажет народу. В Священном Писании это молодая женщина, но уже три года вдовствующая. Нет, предел скверны одолевается чистейшим и невиннейшим.
Не отступая от традиций изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. хафизов геннадий. 12. 12. 13. Она с великим трудом преодолевает себя. И лицо – посмотрим на него: как наивно покраснел нос, как слегка выпятились еще сохранившие детскую припухлость и нежные очертания губы, какая глубокая складка на переносице – словом, сочетание растерянности и отчаянной решимости, «детских припухших желез» и крестьянской мощи. Тогда красавица Юдифь известная своей набожностью, решила освободить свой народ. Она отправилась к Олоферну, сделав вид, что хочет помочь ему одержать легкую победу.
План был продуман, а побег подготовлен – великолепная военная хитрость, причем удавшаяся на все сто процентов (гораздо чаще подвиги заканчиваются гибелью героев). Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти. Как мы знаем, для Б. Окуджавы это уже не мифы о богах, а «сказки о богах», на которые известный поэт советской оттепели взирает с глубоким презрением, видимо, с высоты своих поэтических высот.
p. S. с новым годом. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, вот таким образом он держит в руках череп. Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Караваджо родился в семье архитектора. События в них происходят в те же времена, действуют похожие персонажи. Что же это за душа, которую не затрагивает и не тревожит убийство.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Голова Олофернана ее столике -- трофей любовный, а не военный. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. После победы над мидянами вавилонский царь Навуходоносор решил наказать народы, отказавшиеся в нужный момент поддержать его войско. В виде Юдифи художник изобразил свою подругу-куртизанку Филлиду Меландрони.
Опять же, казалось бы, не Анне ли стать послушной исполнительницей воли высших существ. И здесь – ее хищный взгляд, то, как она вытянула шею и вся подалась вперед (между тем Юдифь как раз отстраняется), – все, кажется, говорит: «Мне бы этот меч да эту голову».
После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Может быть, проще было бы назвать караваджевский способ восприятия Священной Истории психологизмом, но в таком случае это не тот психологизм, который умиляет какого-нибудь шестидесятника в картине Крамского «Христос в пустыне» или Ге «Христос перед Пилатом». Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной.
Или, как говорил о себе французский художник Ф. Леже, то, что понял. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Итак, в руке Юдифи содержится время (нечто большее, чем момент), предшествующее удару (в тексте говорится, что, готовясь, она схватила его за волосы), сопутствующее (делая свое дело, она продолжает держать волосы Олоферна) и последующее – потом, мы знаем, она завернет голову в занавеси и положит в мешок, вот этой самой рукой. Между тем Юдифь Караваджо очень проста, уж точно не великолепна. В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита.
Художника подняли в палаты, обеспечили уход и он выжил. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Элементов для того, чтобы понять, в какой комнате происходит убийство, у нас нет.
Образ «Св. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. «Она приобрела великую славу и состарилась в доме мужа своего, прожив до 105 лет».
Облик Юдифи свидетельствует: она имела право на коварный обман и соблазн. В первую очередь, сама Юдифь. Под туго прилегающим корсетов просвечивает вспотевшая от усилий кожа на груди.
Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Так или иначе, он выходит к тексту Священного Писания. Натюрморт – книга, перо – показывает, что святой стал проводником божественного слова. В своей руке видит библейская Юдифь орудие воли Божией. Может быть, о том, что весь ужас задуманного и абсолютного не задел ее целомудрия. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Темный фон помещения, слева вверху красный занавес и кусочек кровати, на которой лежит Олоферн.
Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Тогда расхождение и вовсе минимально, а ее присутствие, кроме простейшего принципа контраста порождает еще один мотив: перед нами парадоксальная ситуация того, что «палачом» становится, черную работу выполняет не низший и опытный, а высший и юный, чистый.
Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Когда Олоферн достиг Ездрелонской (Изреельской) долины, оказалось, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею и к Иерусалиму, перекрыли евреи близлежащих укрепленных городов Ветулия и Бетоместаим. Честно во всех отношениях: он не пытается быть ни сказочником, ни святым. Ее юная служанка помогает ей в этом, прижимая сопротивляющегося правителя к ложу. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. 13, 7–9).
Надежды для горожан не было никакой. Укрепи меня в этот день. Ее план сработал. Но расхождения Каравджо не есть беспечное пренебрежение. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. «Экстаз св. Эта очаровательная, куртуазная, модно одетая Юдифь безмерно далека от легенды.
Что это дает и чего лишает. Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Отсюда возникает оттенок чуть ли не мясничества – так сосредоточенно она действует.
Франциск Ассизский. Черты Олоферна искажены страхом. Сапронов.
Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. У Караваджо изображено откровенное насилие. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Тот охотно согласился.
Здесь же нам рассказывается о личном опыте переживания библейского события. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Караваджо вносит динамизм и трагедию в сцену, на темном фоне ярко выделены светом лица персонажей, на которых мы видим эмоции и переживания. Получается, опять расхождение.
Исторические авантюристки сами решаются на действие и сами себя прощают, а значит, «неоднозначность» их деяний ложится на их плечи и возможному обаянию их образа (обаянию красоты в содружестве со смелостью)всегда сопутствует цинизм. Конечно, важно в первую очередь то, что это не просто история, а Священная История. Giuditta e Oloferne) — картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо по мотивам ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», написанная в 1599 году. Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею.
Центр картины занимают голова Олоферна и руки женщин, сдерживающих царя. В Дублине в 1990 году монастырь Св.
Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике.
Безусловно, она рисковала своей жизнью. ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» (Иудифь. 13:15-16).
Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Как знак и добыча.
Что, как уже было сказано, контрастом подчеркивает иное душевное состояние ее госпожи. Рука Юдифи – центр картины Караваджо. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь».
Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо. Про нее рассказывается в апокрифе под названием «Книга Юдифи». Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Сюжет, коротко, таков.
Почтивсе пространство картинызанимает прекраснаяАдель Блох-Бауэр -- жена венского банкира и любимая модель художника. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией.
Но странным образом и она делается от этого более декларативной.
Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. И тогда, если все-таки пользоваться пресловутым термином «психологизм», который вроде бы применим и к первым и ко второму, то почему бы не ввести дифференциацию: нисходящего психологизма у Крамского и Ге (или, пользуясь выражением Вышеславцева, спекуляции на понижение) и восходящего – у Караваджо. Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. На первом плане снова жестоко отрубленная голова. У него грубая ряса, дыра на плече.
Каким образом. Никакой «неоднозначности», присущей такого рода историческим и художественным фигурам, сюжет Священной Истории о Юдифи не содержит.
Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла. Акт состоялся, но совсем не в том алгоритме, что думали командиры. В пафосе он уже не видит того «дыхания жизни», которым дышит Священное Писание и которым, наверное, дышали когда-то мифы о богах. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. В городе начался голод, людипадали без сил на улицах, дети слабели и болели. Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610).
Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Попробуем подумать над вопросом именно с этой точки зрения. Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Ведь Караваджо – художник, а не иконописец и если он откажется от самовыражения, не сделав при этом картину иконой, то получится в лучшем случае миф или сказка, а в худшем – нечто натянутое и внутренне пустое.
Франциску. Таковы картины Караваджо изображающие устрашающие моменты смертей. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась.
Ведь он исключен из канонических книг Ветхого завета, причем по двум причинам. По тексту в момент убийства Юдифь была одна, отослав всех, даже служанку. Олоферн, считавший единственным богом Навуходоносора, приказал связать Ахиора и «предать в руки сынов Израиля» его отвели в горный город Ветилую, где он был освобождён от пут местными жителями и рассказал о своей встрече с ассирийцами.
А вот теперь самое сложное – моральная сторона этой истории. Более того, после того как ассирийская армия бежала, жители Ветилеи грабили брошенный военный лагерь 30 дней, а Юдифь «запрягла колесницы свои» и сложила на них «все серебряные сосуды и постели и чаши и всю утварь его». Конечно, лишает пафоса и полной определенности в расстановке акцентов. История такова.
Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя. В его Юдифи нет никакого героизма, никакой поэтичности и никакой эротичности. «Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно. Голова Олоферна была или повержена (у Джорджоне) или торжествующе поднята (у Донателло) или несома – со смесью торжества и презрения – как предмет обихода или добыча, на блюде (у Боттичелли).
В караваджиевской Юдифи очень много самостоятельного отношения к совершающемуся. Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать. Она также отказывается от какой бы то ни было конкретизации места действия. Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596).
После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Девушка пробралась в палатку полководца. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. На переломе веков в моду вошли роковые красавицы, несущие смертьлюбимым. Старцы благоразумно предпочли не вмешиваться.
Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Франциска, как бедного странника, как паломника. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Выше: что вы искали.
Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Есть версия, что лицо Олоферна— это автопортрет, в котором художник выражал мазохистские желания быть жертвой насилия. Старейшины созвали собрание, чтобы обсудить условия сдачи.
Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Она бесконечно мила и прекрасна, но почему все так странно, как можно это объяснить. На протяжении 400 лет полотно считалось безвозвратно утерянным. Ее спросили, как -- убить.
Но от этого-то Караваджо и рад уйти. Караваджо вырывается из этого мифологического круга и выходит, хотя бы отчасти, к событию Священной Истории. Почему именно этот сюжет. Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды».
Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Этот мотив звучит в библейском тексте и он очень важен.
Во втором – углубляет человеческое (не претендуя на большее) и – как оказывается – восстанавливает-таки, казалось бы, утраченную вертикаль, сохраняет живой, пусть ослабевшую, связь с Богом. Надежды для горожан не было никакой. Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией. Часто можно встретить по отношению к ней эпитет – эмоциональный нокдаун. Просто в Священной Истории есть Тот, кто обман прощает (хотя обман не перестает быть таковым), а обманывающему помогает вернуться к себе. Красавица Юдифь и Олоферн пируют.
С другой стороны, Юдифь убивает спящего беззащитного и безоружного человека, который ей доверял, ничем не обидел и «только любовался ею». Олоферн разорил Месопотамию, Киликию и другие земли, начал приближаться к «приморской стране» (Финикии) и Иудее. Он ведь, повторю, художник, а не иконописец и значит, в его картине нам предстает в первую очередь человек на изломе Ренессанса, а не обожженный человек (как в иконе). Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям.
Книга Юдифи не вошла в еврейскую Библию (Кетувим), а также в протестантский канон Ветхого Завета, но является частью библейских канонов римско-католической и православной церкви. В упоминавшихся интерпретациях (предшествующих Караваджо) Олоферн не просто злодей, враг иноверец – его вообще нет, есть только голова. Юдифь соблазнила Олоферна, сама при этом оставшись в нетронутой чистоте. Вот таким образом, собственно, его и способен взволновать библейский сюжет. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком.