Юноша С Лютней Караваджо

Единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютней» вернулась после реставрации в Эрмитаж. Картина Караваджо «Лютнист» или «Юноша с лютней» является ярким экспонатом Эрмитажа. Позже Караваджо написал второй вариант «Юноши с лютней» тоже по заказу дель Монте. Работа «Лютнист» так же известна под названием «Юноша с лютней» и принадлежит кисти отца барокко — Караваджо.

Жемчужина коллекции России — картина Микеланджело Меризи да Караваджо "Юноша с лютней" — вернулась в Государственный Эрмитаж после реставрации.

Единственная в России картина Караваджо вернулась в Эрмитаж

Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»). К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. 94119 см). Работа создавалась для покровителя художника, которым на тот момент являлся кардинал Дель Монте. Караваджо пришлось бежать из Рима.

Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры11. Лютня воспроизводит архаический образец инструмента первой половины 16 века, а крестообразный орнамент на грифе скрипки – инициал имени Христа в греческой транскрипции (), которыйчасто встречается на инструментах кремонских мастеров. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла.

В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи и «Юношу» продали на аукционе в Париже. Однако «Юноша с лютней» уже в 1808 году была приобретена для императорской картинной галереи Эрмитажа и привезена в Санкт-Петербург. Мне очень запомнилось описание в одном из старых каталогов, там картина была названа «Амур в образе молодой девушки»: «Изысканная аллегория, которая ясно показывает, что мужчина, попав под господство любви, становится изнеженным, теряет силу своего характера и способен только к легкомысленным занятиям, недостойным его пола». На самом деле в образе видна некоторая театрализованность. При дворе Медичи существовала традиция представлять музыкантов в виде нимф или пастушков. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю».

Выставка к завершению 
реставрации картины 
Караваджо «Юноша

Выставка к завершению реставрации картины Караваджо «Юноша с лютней»

Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Выйдя из больницы Микеланджело не вернулся в мастерскую Чезари из-за возникших между ними материальных разногласий. Он приближает к нам полуфигуру юноши и, осветив ее сбоку, четко выделяет на темном фоне стены. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет.

Но не только передача индивидуальных черт лица и достоверность сцены, запечатленной на картине, придают ей убедительность. Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Она чуть больше, чем картина в Эрмитаже, более светлая, в графине с водой отражаются детали интерьера. Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму.

Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани.

Но не только простота и цельность — положительные черты Караваджо. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. Готовился аукцион, который состоялся в 1812 году. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов».

Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты.

«Лютнист» Микеланджело 
да Караваджо

«Лютнист» Микеланджело да Караваджо

Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. «Юноша с лютней» поступил в лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в мае 2015 года. По словам современника и биографа Караваджо и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. В Петербург их доставили на слонах. Были и другие, все-таки определяющие пол: «Амур в виде садовницы», «Мандолинист».

Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. «Юноша с лютней» поступил в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в мае 2015 года. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.

По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Некоторые утверждают, что «Юноша с лютней» – портретное изображение Галлуса. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения). Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения.

В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Используя оптические эффекты, художник добивается монументальности и силы общего решения. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже.

зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. Так как уже несколько раз наблюдала, как посетители, подходя к картине и наклоняясь к табличке с атрибуцией, восторженно произносили: «О, это Микеланджело. » Да не «тот». Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.

В Эрмитаже открыли 
для публики единственную 
в России картину

В Эрмитаже открыли для публики единственную в России картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней»

Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. «Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом.

Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см). После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой.

СюжетНа всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).

Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему фрагментом живописи. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта9. В этой ранней работе видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца. Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе.

Галлус – имя миланского музыканта, друга Караваджо. Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время — весной. Петра.

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Внимательно изучая натуру, Караваджо постиг эффект взаимовлияния освещенных предметов. Интересно отметить, что надпись на второй тетради нот, которую ранее читали как «Bassus» («бас»), ныне расшифровывают как «Gallus». Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Фрукты же (инжир, слива, груша)12 не соответствуют весеннему сезону.

Лютнист, Микеланджело 
Меризи да Караваджо

Лютнист, Микеланджело Меризи да Караваджо

Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла.

Интереснее гораздо линия натуралистов и в особенности произведения ее родоначальника — первоклассного мастера Караваджо (1569. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. Разразился скандал. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».

Юноша с лютней Микеланджело 
Меризи да Караваджо 
Реставрация 2017

Юноша с лютней Микеланджело Меризи да Караваджо Реставрация 2017 года – Скачать 3 бесплатно

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Но. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца.

Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Яхета де Берхема. (картина Гадалка).

Голова эта лишена идеализации, зато представляет из себя чудный кусок живописи. Мы видим картину глазами человека, слушающего музыку на концерте. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. На этом полотне художник воплотил свой излюбленный тип из народа: у лютниста полное лицо, большие черные глаза под широкими бровями, полные губы.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Картина «Юноша с лютней» была создана в 1595-96 годах по заказу одного из утонченных ценителей изящных искусств, маркиза Винченцо Джустиниани.

Гости обсуждали политику и искусство. Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). В то же время Маурицио Марини это полотно называет репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично3. Однако слои пожелтевшего лака и записи искажали авторский замысел.

Именно эрмитажная картина долгое время считалась единственной из трёх признанной картиной авторства Караваджо. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Ничего необычного нет и в их пластически-осязаемых фигурах.

Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. Точка зрения снизу усиливает впечатление величественности. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо».

Произведения искусства вывозили из Германии вагонами. В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера.

Юноша с лютней Караваджо 
возвращён в Эрмитаж 
после реставрации

Юноша с лютней Караваджо возвращён в Эрмитаж после реставрации

Реставрация картины сопровождалась подробным технико-технологическим исследованием с помощью современного высокоточного оборудования. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и Влиятельных покровителей. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя). На нотной тетради, лежащей перед лютнистом, начертаны начальные ноты популярного в XVI веке мадригала «Вы знаете, что я Вас люблю».

Сейчас в Эрмитаже проходит выставка картины Микеланджело Меризи да КАРАВАДЖО «Юноша с лютней», которая с мая 2015 г до декабря 2017 г находилась на реставрации. Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера. «Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью.

В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии8 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).

История созданияКартина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Мощным теоретическим (и практическим) основателем натурализма является Микель Анджело Меризи, прозванный Караваджо по местечку в Ломбардии, откуда он был родом (1569. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.

— 1609). На картине изображен юноша играющий на лютне. В убийстве обвинили Караваджо. Сам Караваджо представлен в Эрмитаже прекрасно.

В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. Черные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу.

Обновление пользовательского соглашения

Огромной эмоциональности добивается художник в композиции «Успение Марии» (1605—1606, Париж, Лувр), захватывающей искренностью переживаний, которые выражены в позах, жестах, лицах скорбных учеников Христа, окруживших ложе усопшей. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе.

Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу.

Причина смерти художника остается неясной. — 1609).

Описание картины 
Караваджо «Лютнист»

Описание картины Караваджо «Лютнист»

Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет в варианте Джустиниани составлен из цветов (ирис, дамасская роза, жасмин, маргаритка), которые цветут примерно в одно время— весной, к ним добавлены листья апельсинового дерева12. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Была приобретена для Эрмитажа в 1808 г. из знаменитой коллекции Джустиниани. Да, это юноша В этом отношении как ему только ни доставалось) Несколько предыдущих названий: «Девушка с лютней», «Садовница», «Цыганка играющая на лютне».

Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. В юности художник часто изображал музыкантов игроков в карты, гадалок. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь.

На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Картина «Юноша с лютней» – одна из первых работ Караваджо, в которых использован прием светотеневого контраста, ставший в дальнейшем основным выразительным средством художника и заимствованный многими его последователями. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников.

Секреты шедевра 
Караваджо: «Юноша 
с лютней» был девушкой

Секреты шедевра Караваджо: «Юноша с лютней» был девушкой с веснушками

Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Музыканта в эрмитажной картине принимали за музицирующую девушку и композицию называли «Лютнистка».

Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Творчество Караваджо (1571–1610), впитавшее традиции северо-итальянского Возрождения, проникнутое глубоким гуманизмом, во многом определило пути развития искусства, оказало мощное воздействие на художников во всех областях Италии и Западной Европы. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта.

Комментарии к выставке 
к завершению реставрации 
картины Караваджо

Комментарии к выставке к завершению реставрации картины Караваджо «Юноша с лютней»

Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». В «Положении во гроб» (1604, Рим, Ватиканская пинакотека) на глубоком темном фоне ярким светом выделяется тесно сплоченная группа близких Христу людей, опускающих его тело в могилу. Здесь давали обеды для круга приближенных. Существует также версия, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте, который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу.

В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро.

В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см).

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя). Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло.

Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Караваджо «Лютнист» (Около 1595) Холст, масло.

Описание картины 
Микеланджело Меризи 
да Караваджо «Юноша

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней»

Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага». Надпись BASSUS указывает на исполнение ее в басовом ключе. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу.

Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка». Но Караваджо всегда гордился тем, что является тезкой великому Буонарроти. «Юноша с лютней» – единственное произведение Караваджо в России и, к слову, сам мастер считал его одним из своих лучших творений. Однако слои пожелтевшего лака и записи искажали авторский замысел.

Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно».

  1. КАРАВАДЖО (Микеланджело Меризи)

Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого Лютниста (другое название картины Девушка с лютней). Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках. Яхета де Берхема. Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву.

КАРАВАДЖО (Микеланджело 
Меризи)

Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.

Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Отец мальчика был зажиточным архитектором. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву. Убив во время игры в мяч своего партнера, он был вынужден бежать из Рима. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему.

По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. В 1628 году она была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини. Состояние сохранности картины в Эрмитаже всегда поддерживалось на должном уровне специалистами музея. Английское полотно – копия с эрмитажного.

Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.

Яхета де Берхема.

«Юноша с лютней» был написан около 1S95 года для кардинала Франческо дель Монте, покровительствовавшего художнику. Условностям маньеризма, стиля конца XVI века, он противопоставил простоту и человечность. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас».

Большая часть композиции «Обращение Павла» (1600—1601, Рим, церковь Санта-Ма-рия дель Пополо) занята изображением копя, под копытами которого видна озаренная ярким светом фигура распростертого молодого Павла, представленного в необычайно сложном ракурсе. 100 х 126, 5 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США «Лютнист» – одна из ранних картин Караваджо, для которых позировал его любимец Марио Миннити. Описание: В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо. Письмо от вождя стало защитой музея. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно.

Исследователи Мэон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая дель Монте, попала в собрание Д. Вильденштайна и она исполнена полностью самим Караваджо. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Действительно, до Караваджо не писали так просто, сильно и уверенно. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур.

Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами.