Жерико Автопортрет

Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Но при этом Жерико упорно и много работает. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.

Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. На ее губах можно заметить подобие улыбки. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).

  • Жерико ТеодорКартины и биография
  • Портрет сумасшедшей, Теодор Жерико, 1822
  • ТЕОДОР ЖЕРИКО: БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ (Компиляция из различных источников)
  • Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
  • Картины — Жерико, Жан-Луи-Теодор
  • мои любимые книги «Сто великих художников»
  • «Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико

Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции8. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.

10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».

Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.

  1. Сообщество «Сообщество любителей литературы»
  2. Жерико в художественной литературе
  3. Напишите отзыв о статье Жерико, Теодор
  4. Отрывок, характеризующий Жерико, Теодор

В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22.

Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Теодор Жерико: самые популярные картины (топ 12)
  • Теодор Жерико – картины с названиями и описанием по алфавиту
  • Краткая информация о художнике и его картинах

Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Много копирует в Лувре.

Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.

  1. Значение слова Жерико Теодор в Большой Советской Энциклопедии
  2. В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом Жерико Теодор
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Общееколичествопросмотровстраницы

Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.

Жерико ТеодорКартины 
и биография

Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Лувр.

Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.

Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Этим определялась направленность его поисков».

Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Энгр. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.

Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806). На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.

После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).

Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.

В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.

Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.

Но не холодная парадность известных батальных полотен Гро, а острота жизненных наблюдений, эмоциональная насыщенность колорита, бурная динамика определили силу воздействия на зрителя первой самостоятельной картины Жерико «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Париж, Лувр). Мать будущего художника, Луиза Карюэль, была родом из Нормандии из семьи богатого промышленника. Пусть даже и за свой счет. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.

В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».

Его высоко поднятой голове противопоставлено слабеющее тело кирасира, как бы скользящего вниз и бессильно опирающегося на ножны палаша. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.

В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).

Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Но при этом Жерико упорно и много работает.

В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.

Он рвался в атаку. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.

Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Картина не получила ни первой, ни второй премии. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.

Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).

Его литературное наследие, в частности его «Дневник», который он вел на протяжении почти всей жизни, заключает мысли об искусстве, о задачах и законах его развития, столь же живые и ценные, что и творческие работы Леонардо да Винчи, Дюрера или Крамского. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).

Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.

Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Полотно отметил и сам Давид. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Картины из этой серии не были предназначены для продажи.

Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Больничная одежда свидетельствует то том, что героиня находится в закрытом заведении для сумасшедших.

Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.

Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая — падения с лошади. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. 1817, Лувр, Париж). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.

Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Еще большее впечатление произвела на современников следующая картина Делакруа — «Резня на Хиосе» (1824, Париж, Лувр), явившаяся живым и горячим откликом художника на актуальные события того времени — героическую борьбу греческого народа против турецких завоевателей. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).

Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.

Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».

Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.

В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Природа на полотне враждебна человеку. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5. Настроение самого Жерико было противоречивым. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.

Там художник остался до середины 1815 года и вернулся к творчеству, начав перерабатывать полученные впечатления в новые картины. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.

Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.

Там картина вызвала большой интерес. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.

Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Полотно отметил и сам Давид.

Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.

Её похвалил М. -Б. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.

Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Динамичный ритм пронизывает этот высокий рельеф. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.

Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века.

Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Жерико привлекал талант Антуана Гро, бытописателя наполеоновских походов.

Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Этим определялась направленность его поисков»12. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.

В Риме художник проводит целый год. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.

Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Природа на полотне враждебна человеку.

В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Её похвалил М. -Б. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.

Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Ему не спастись. В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).

Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.

В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819 г., Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822 г. ), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Я не знаю этой кисти.

В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Полотно отметил и сам Давид13. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.

Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.

Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».

Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Полотно отметил и сам Давид14. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Это интриговало и притягивало взгляд.

Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Много копирует в Лувре. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.

Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.

Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.

Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819 гг., Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.

Резкой диагональю рассечена композиция полотна. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.

С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».

Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Работа хранится в Лувре, в Париже. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.

Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Жерико болезненно переживал критику. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812 г., Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814 г., Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.

Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях.

Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.

Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро.

Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Этим определялась направленность его поисков»13. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.

Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Её похвалил М. -Б.

Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.

Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график.

Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. Несмотря на богатство разноречивых эпизодов из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть.

Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.

Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.

Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».

Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Борьбу против догматики классицизма, за искусство, овеянное бурями страстей, возглавил Теодор Жерико (1791—1824) основоположник революционного романтизма во французской живописи. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.

Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.

Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно«Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), — этот шедевр Жерико создавал целый год. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Это интриговало и притягивало взгляд.

Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).

После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.

«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками.

Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар тины, в сизо багровое пекло боя даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне.

Из 149 человек, перебравшихся с разбитого корабля на плот, спаслось только 15, все остальные погибли от голода и жажды. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».

Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. Благодаря этому романтическому, т. е. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.

Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.

О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».

Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».

По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18.

Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений11 привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. Сам термин «романтизм» был впервые употреблен применительно к его искусству, пронизанному драматизмом, духом протеста против монархии Бурбонов и капиталистической действительности.

Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».

Работа хранится в Лувре, в Париже. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж).

После творческой неудачи молодой художник решил изменить свою жизнь, причем весьма неожиданным образом. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.

После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В результате «Медуза» села на мель и затонула. С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе7. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.

«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Работа хранится в Лувре, в Париже. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт). В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.

Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.

Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.

Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Одного из погибших волной смывает в море. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.

Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Полотно отметил и сам Давид14. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.

Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана.

Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. чтобы умереть». Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.

Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Её похвалил М. -Б. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.

Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.

По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. У юноши две страсти: живопись и лошади. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.

Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Ему довелось сопровождать до границы Людовика XVIII, спасавшегося бегством во время Ста дней, после чего самому Жерико пришлось перебираться в Нормандию, притворившись крестьянином.

В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.

Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.

Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных24. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров.

Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.