Жерико Теодор Автопортрет
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. У юноши две страсти: живопись и лошади. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор.
Одного из погибших волной смывает в море. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр).
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года».
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Там картина вызвала большой интерес. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
- Портрет сумасшедшей, Теодор Жерико, 1822
- ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
- Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
- ЖЕРИКО ТЕОДОР Портрет сумасшедшей
- Картины — Жерико, Жан-Луи-Теодор
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). К удивлению друзей и близких, Теодор, до этого сторонившийся военной службы, поступил в мушкетерскую роту.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы.
Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.
- «Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико
- Жерико в художественной литературе
- Напишите отзыв о статье Жерико, Теодор
- Отрывок, характеризующий Жерико, Теодор
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Жерико Теодор ( ) – французский художник
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Скульптурная трактовка формы, присущая классицизму, уступает место живописной добиваясь драматизации образа, художник смело использует цветовые и световые эффекты, линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны.
- Значение слова Жерико Теодор в Большой Советской Энциклопедии
- В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом Жерико Теодор
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Там художник остался до середины 1815 года и вернулся к творчеству, начав перерабатывать полученные впечатления в новые картины. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Этим определялась направленность его поисков»13. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр).
Этим определялась направленность его поисков»12. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Ему не спастись.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
В Риме художник проводит целый год. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Природа на полотне враждебна человеку. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Её похвалил М. -Б. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Пусть даже и за свой счет.
Две почтовые лошади 1823Портрет артиста в его гримерной, 1823Портрет сумасшедшей 1822Портрет бродяги 1821Лошадь, терзаемая львом, 1822 Дикие лошади 1817Печь для обжига извести 1822Серая в яблоках лошадь 1820Бег свободных лошадей в Риме, 1817Жертва крушения 1819 Искусство Франции. Её похвалил М. -Б. Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь.
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелиста—автора Плота Медузы, который сумел передать впечатление силы посредством столь прозрачной и тонкой техники. Но при этом Жерико упорно и много работает.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»).
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года». Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» ("Портрет лейтенанта Г. Дьедоне).
Лувр.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Он твёрдо решает стать художником, для чего поступает в мастерскую Карла Верне, модного в то время живописца, прославившегося тем, что он прекрасно изображал лошадей. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения.
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Сохранившиеся эскизы дают понять, что художник хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но позднее отказался от этого замысла. В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года17. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812).
Благодаря этому романтическому, т. е. Эта картина написана в лучших традициях романтизма, который был обращен к чувствам и эмоциям. Это интриговало и притягивало взгляд. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Ощущение трагедии подчеркивает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события: низкое небо, покрытое серыми тучами, мрачная, лишенная растительности холмистая равнина.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца сыграло искусство А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Мать будущего художника, Луиза Карюэль, была родом из Нормандии из семьи богатого промышленника.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В отличие от множества незначительных художников эпохи, которые трактовали новые темы, ничуть не заботясь о том, чтобы преобразить самую систему видения, Жерико был современен не только по замыслу. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Полотно отметил и сам Давид14. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Настроение самого Жерико было противоречивым. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Эта картина, написанная в начале похода французской армии в Россию, отличалась остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой, эмоциональной насыщенностью колорита. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Я не знаю этой кисти. » В Офицере конных егерей — пыл и воодушевление двадцатидвухлетнего Жерико, азарт и иллюзии его поколения, выросшего под гром триумфальных побед французских армий во всех концах Европы. Ему довелось сопровождать до границы Людовика XVIII, спасавшегося бегством во время Ста дней, после чего самому Жерико пришлось перебираться в Нормандию, притворившись крестьянином. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
1817, Лувр, Париж). Давида и А. Ж. Некоторые, в том числе и его учителя, были не совсем довольны таким свободолюбием начинающего художника и его излишним стремлением сделать всё по-своему.
Главным символом надежды на спасение выступает фигура стоящего спиной к зрителю чернокожего матроса, отчаянно размахивающего обрывком полотна, чтобы плот заметили на проходящем мимо судне. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Много копирует в Лувре. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.
В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).
О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
Полотно отметил и сам Давид13. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Приз – поездку в Рим – получил другой мастер, а настойчивый и разгневанный Жерико решил, что тоже отправится в Италию.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Серию портретов, в таком случае, уместно рассматривать как плату за лечение или же как своеобразную форму психотерапии. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». чтобы умереть».
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В результате «Медуза» села на мель и затонула. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Жерико болезненно переживал критику. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Гро. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Герена. Работы не были официальными заказами, вот таким образом Жерико чувствовал себя свободно и смог вложить в них свое видение. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Картина не получила ни первой, ни второй премии.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Он рвался в атаку. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость.
Работа хранится в Лувре, в Париже.