Жерико Умалишённый
При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. из признанных художников, кто готов был поддержать это новое поколение. Их путешествие длилось не более четырех дней. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Наблюдать его берётся выдающийся психиатр своего времени Этьен-Жан Жорже. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Художник, которому предстояло стать истинным вождём романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863).
Цветом художник прежде всего создает определенное настроение. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Но при этом Жерико упорно и много работает. Итальянский период продлился недолго. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния). На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста.
- Умалишенный, воображающий себя полководцем
- Описание картины «Умалишенный, воображающий себя полководцем»
- «Портрет умалишённого, страдающего манией полководца», Теодор Жерико — описание
- ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
- Теодор Жерико и частичная эвакуация в Лувре
- Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета) – Вечно юный романтик Теодор Жерико
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Затем поднялся шторм. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
- Рабы, останавливающие лошадь: Теодор Жерико
- Жерико ТеодорКартины и биография
- Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
- Французский романтизм 1820-1830-х годов
- Романтизм в западноевропейской живописи 1820-х – 1830-х годов (презентация)
- Сообщество «Сообщество любителей литературы»
Это интриговало и притягивало взгляд. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Работа хранится в Лувре, в Париже. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Этим же объясняется и его трагическое одиночество. Впечатление стремительности усиливается еще и определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон – широко, "размыто". Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу. 1822), поражающая психологич.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа.
- мои любимые книги «Сто великих художников»
- Вечно юный романтик Теодор Жерико 01 2014
- Страна, где любят свой дом и детей
- Описание картины Теодора Жерико «Портрет сумасшедшей» (Умалишенной)
- Жерико Теодор ( ) – французский художник
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
- Проектная деятельность учащихся
В 1821-м Жерико возвращается в Париж, а его душевное здоровье только ухудшается. Он рвался в атаку. Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем.
Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. В 1816–17 Ж. путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Здесь нет действия, зритель видит только человека, в глазах которого без труда читается тревога.
Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
В итоге длительной работы Жерико создает гигантское полотно (ок. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Ее появление в Салоне вызвало нападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора и убийцу), но и восторженное поклонение молодых перед гражданственной прямотой и смелостью живописца. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие – крушение фрегата «Медуза», случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. 1817, Лувр, Париж).
Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).
И все это разворачивается на фоне хотя и сумрачного, но безмятежного пейзажа. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя саму "Свободу" "босой девкой, бежавшей из тюрьмы", левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов – гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других – с аллегорической фигурой Свободы. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Вслед за Жерико Делакруа также едет в Англию. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов». И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его».
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе – смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Природа на полотне враждебна человеку.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Давида и А. Ж. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции.
Полотно отметил и сам Давид14. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. И они начали есть друг друга. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром.
Он написал "Ладью Данте" ("Барка Данте", "Данте и Вергилий", 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2 х 2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико болезненно переживал критику. Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции и впоследствии отданного под суд.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Впервые Жерико обратил на себя внимание серией конных портретов наполеоновских офицеров, но бессмертную славу ему принесло полотно «Плот Медузы» (внизу), рассказавшее о страшной участи тех, кто плыл на этом погибшем фрегате. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр).
Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. Кисти Жерико – портретиста пренадлежит так же серия портретов душевнобольных. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Этот адский костер горел 15 дней. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга-психиатра Жорже (1822-1823).
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Две страсти сопровождали биографию Жерико – к живописи и к лошадям. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин "романтизм".
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Из 148 человек, высадившихся на плоты (из которых один сразу оторвался и сгинул), лишь девять полумертвецов подобрал бриг "Аргус" на двенадцатый день. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Представленная в Квадратном (главном) зале Салона 1812 года, она выиграла золотую медаль и вызвала неподдельный восторг у французов, упивающихся мощью своей армии и еще не догадывающихся о её грядущих бедах. глубиной. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого– противоборство человека и могучего вольного коня.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. В результате «Медуза» села на мель и затонула. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Следующий этан творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе "Свободы на баррикадах" (другие названия – "Свобода, ведущая народ", "Марсельеза" или "28 июля 1830 года").
Я не знаю этой кисти. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
1841). Жерико видел перед собой не столько пациентов, сколько индивидуально неповторимых людей, пусть больных изолированных от общества (Гиена Сальпетриер, Безумная старуха, Клептоман, Похититель детей). Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Гро. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Абсолютно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. наполовину написанные посиневшие трупы" (Стендаль. ).
Природа на полотне враждебна человеку. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Он воплощает революцию в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 года»).
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде.
Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Всю жизнь для него кумирами были Гойя и Рубенс. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Из почти 150 человек в живых осталось десять. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). Созданная в начале 1820-х годов и, в период мужания французского романтизма, эта серия гораздо менее романтична, чем портреты военных, окруженные ареолом исключительности и эмоциональной приподнятости. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно.
Вспоминаются слова Делакруа из "Дневника": ". Темперамент и своеволие определяли его личность. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Во время пребывания в Италии Теодор Жерико увлекался не только древней историей и мифологией он обратился также и к современности. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан).
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Благодаря этому романтическому, т. е. Искусство эпохи капитализма есть искусство последнего, завершающего Этапа истории классового эксплуататорского общества. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Картина «Смерть Сарданапала» (1827) написана по мотивам легенды о ассирийском царе Сарданапале VII века до н. э., который вел беспутную жизнь в неге и роскоши.
Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. И 5 июля капитан принял решение плыть к африканскому берегу на шлюпках — чтобы обойтирифы и достигнуть земли, жертвам кораблекрушения надо было проплыть почти 95 километров. Её критиковали за царящий на переднем планехаоси смаковании жестокости. Светлая и вместе с тем очень звучная гамма "Хиосской резни" – бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) – послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников. Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном – в прессе (Лувр купил полотно только в 1921 г. ).
Этот адский костер горел 15 дней. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. В Риме художник проводит целый год. Совершенно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Плот был оставлен на произвол судьбы. Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Работы не были официальными заказами, вот таким образом Жерико чувствовал себя свободно и смог вложить в них свое видение. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись).
Настолько близкий, что изображен на картине трижды. О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). Впервые Жерико обратил на себя внимание серией конных портретов наполеоновских офицеров, но бессмертную славу ему принесло полотно «Плот Медузы» (внизу), рассказавшее о страшной участи тех, кто плыл на этом погибшем фрегате.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Эту картину критика и публика приняли в штыки.
Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
В первую же ночь было убито 20 человек. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид. И обе оказались фатальными. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Несколько человек сошли с ума. Из почти 150 человек в живых осталось десять. Среди этих людей есть и подлинные портретные изображения – инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савиньи (оба – оставшиеся в живых очевидцы катастрофы).
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Пусть даже и за свой счет.
В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). По сама современная тема, раскрытая на бурном драматическом конфликте, который дает возможность показать смену разных психологических состояний и настроений, доведенных до крайнего напряжения, построение композиции по диагонали, усиливающее динамический характер изображаемого, – все это черты будущих романтических произведений. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Этим определялась направленность его поисков». Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Этим определялась направленность его поисков»13.
Марокканская тема еще долго будет занимать Делакруа. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Полотно отметил и сам Давид14. Наконец, в Англии он находит тему своей последней большой картины "Скачки в Эпсоме" ("Дерби в Эпсоме", 1821) – произведения, в котором он создал любимый им образ летящих, как птицы, над землей коней. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. 147 человек перешло на плот. Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов – "Паганини" (ок. В Англии Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была совершенно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий "Большая английская сюита", 1821). Художник смог подойти к столь обнаженному изображению человеческого страдания в отдельном портрете имея за плечами опыт, накопленный в процессе работы над полотном Плот Медузы (1818-1819, Париж, Лувр). Её похвалил М. -Б. Мир в их воображении (и соответственно изображении) предстает в непрерывном движении.
Фрегат "Медуза" потерпел крушение у берегов Сенегала. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. И она действительно была для того времени революционна.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Точный рисунок, четкий контур, пластичность форм, моделированных светотенью, а главное – тяготение к монументальному, эпическому, к образам широкого общественного звучания роднили Жерико с Давидом. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Среди исследователей нет единой точки зрения на то, представителем какого направления был художник: его считают предтечей романтизма, реалистом, опередившим своё время или одним из последователей Давида. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819).
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Картина «Смерть Сарданапала» (1827) написана по мотивам легенды о ассирийском царе Сарданапале VII века до н. э., который вел беспутную жизнь в неге и роскоши. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Семнадцатилетним юношей поступил он на обучение к художнику Карлу Верне, «главному по лошадям» во французской живописи, но затем перешел к убеждённому приверженцу классицизма Пьеру Герену. Итогом его учебы стала картина ""Офицер императорских конных егерей". Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Много копирует в Лувре. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. Одного из погибших волной смывает в море. Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности. Наскочив на мель, корабль дал течь и было принято решение о строительстве плота.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. В воспроизводимом нами Офицере карабинеров из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Готье), "пламенный гений" – такие отзывы о "Хиосской резне" соседствовали с выражениями: "это резня живописи" (Гро), ". Это была драматичная жизнь и драматическая живопись. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей».
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. И она действительно была для того времени революционна. Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла. Там картина вызвала большой интерес. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Первые работы Делакруа были написаны прежде всего под стилевым влиянием Жерико.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать». Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
У юноши две страсти: живопись и лошади. После победы капитализма главной социальной силой, заинтересованной в ограничении, а затем и в подавлении реалистических и последовательно демократических тенденций искусства, становится достигшая господства крупная буржуазия. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
– Т. И. ) были выразителями революционных тенденций и это их сближало. Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Подлинным вождем он становится, когда в Салоне 1824 г. выставляет картину "Резня на Хиосе" ("Хиосская резня").
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Настроение самого Жерико было противоречивым. Наибольшей выразительности художник достигает цветом.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Это попятно: романтизм как новое художественное направление, оппозиция классицизму имел очень расплывчатые определения. Своей революционностью. Гойя и Рубенс всю жизнь были для него кумирами. Но не только литература. Одного из погибших волной смывает в море. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее.
Он воплощает революцию в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 года»). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. У юноши две страсти: живопись и лошади. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
«Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Много копирует в Лувре. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Гро. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
В итоге был построен плот длиной 20 и шириной 7 метров. "Метеор, упавший в болото" (Т. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Жерико видел перед собой не столько пациентов, сколько индивидуально неповторимых людей, пусть больных изолированных от общества (Гиена Сальпетриер, Безумная старуха, Клептоман, Похититель детей). Создав серию душевнобольных, Жерико углубил присущее ему трагическое осмысление современности. "Плот "Медузы"" на цветной вклейке). Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят.
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Жерико работал с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения. Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном ("Крушение Дон Жуана"), пишет "Взятие Константинополя крестоносцами" (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений11 привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным.
Зато следующее большое произведение – "Раненый кирасир, покидающий поле боя" (1814) – потерпело полную неудачу ибо многие увидели в фигуре воина, с трудом спускающегося со склона и еле удерживающего коня, определенный политический смысл – намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политике Наполеона, которое испытывала французская молодежь. Художник смог подойти к столь обнаженному изображению человеческого страдания в отдельном портрете имея за плечами опыт, накопленный в процессе работы над полотном Плот Медузы (1818-1819, Париж, Лувр). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Жерико настойчиво ищет драматические образы в современности. Картина написана в мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зелёных пятен. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Поездки в Марокко и Алжир в конце 1831-1832 г., в экзотические страны, обогатили палитру Делакруа и вызвали к жизни две его знаменитые картины: "Алжирские женщины в своих покоях" (1834) и "Еврейская свадьба в Марокко" (ок. Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи «Гиена Сальптиера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишённый, воображающий себя полководцем».
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Следующий этап творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 года. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Её похвалил М. -Б.
Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза».
Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Жизнь Теодора Жерико (1791—1824) оказалась трагически короткой, что не помешало ему стать «отцом-основателем» романтизма во французской живописи.
Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Есть на картине и ещё один друг Жерико. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы».
Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Капиталистический способ производства утвердился в Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 г. В течение 19 в. капитализм стал господствующей силой не только в Европе, но и на всем земном шаре.
Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. И это было для него большое благо. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Картина вызвала также полное смятение в лагере классиков. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Жерико, несомненно, явился провозвестником и даже первым представителем романтизма. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины).
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Романтика наполеоновской эпохи, такой, как ее представляли современники художника, выражена здесь со всем темпераментом двадцатилетнего юноши. живописи.
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни якобы говорил, что Делакруа "пишет бешеной метлой", а Делакруа, в свою очередь, обвинял Энгра и всех художников "Школы" в холодности, рассудочности, отсутствии движения, в том, что они не пишут, а "раскрашивают" свои картины. Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с сто программным произведением эстетики романтизма "Гений христианства" (1800-1802), затем наиболее передовое крыло – Ламартин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве – Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, – имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. В 1863 г. Делакруа умирает.
2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Даже авторы официальных биографий не могут пояснить, чем он тогда руководствовался в своих поступках. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». В Риме художник проводит целый год.
Распространилось на различные сферы деятельности человека. Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск НаполеонаI тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.
Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.
Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Гро.
Провизия быстро иссякала. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Герена.
Потребность согласовать стиль и реальность столь сильна у Жерико, что даже тогда, когда он отходит от античных сцен ради изображения римских улиц, самые скромные зрелища обретают в его рисунках и акварелях ни с чем не сравнимое благородство. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». Давида и А. Ж. Ж. избрал кульминац.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Очень близкий друг. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
В относительной безопасности была только центральная часть плота. Жерико многое сближало с классикой и классицизмом. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов.
Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.
Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Платью этой щеголихи 1817 года с его пышными рукавами и большим бантом на спине свойственны красота античного пеплума и цельность скульптурной формы. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. 1831), "Шопен" (1838): в поздние годы исполняет несколько декоративных работ: купол библиотеки Люксембургского дворца (1845-1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), капеллы Святых ангелов в соборе Сан Сюльпис, 1849-1861), пишет натюрморты, пейзажи.
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Делакруа отвергал данное ему звание романтика. В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания.
Несколько человек сошли с ума. Провал "Сарданапала" лишний раз подчеркнул все усиливающийся конфликт между творческой индивидуальностью и обществом. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Пионер французского романтизма Теодор Жерико (Theodore Gericault) прожил короткую, но яркую жизнь. Разумеется, выставленная картина произвела фурор.
И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Остальных решено было погрузить на сколоченный из частей фрегата плот — 20 метров в длину и 7 метров в ширину. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензии, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. На плоту начались драки за доступ к воде. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Наскочив на мель, корабль дал течь и было принято решение о строительстве плота.
Перед лицом опасности, которую нес "Школе" Делакруа, Энгр, конечно, становился столпом классицизма и не признать его было уже нельзя. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных, зачастую бунтарских страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). я подумал о своем ничтожестве перед лицом этих повисших в пространстве миров". Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Романтизм (фр. «Ладью Данте» (размером 2 на 2, 5 метра) он написал за два с половиной месяц, вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Проблема была в том, что шлюпок было всего шесть и в них помещалось только 233 человека из 392.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Там картина вызвала большой интерес. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
На ее губах можно заметить подобие улыбки. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».