Жертвоприношение Исаака Рембрандт
Ангел предотвращает жертвоприношение Исаака, Рембрандт
Драма, происходящая в тишине, становится более пронзительной. Здесь не задействован не только опыт Античности, но даже и восточной изобразительности.
(Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). На них устремлены глаза наблюдателей. Очень важно то, что он смог запечатлеть любовь в христианском понимании. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака.
Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Исаак, выйдя в поле поразмыслить, заметил двух приближающихся верблюдов. Также уверенно вы будете чувствовать себя, посещая какую-либо знаменитую церковь.
Живя среди языческого мира. Особенно это относится к росписи синагоги в Дура-Европос. Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Имя сына при этом не названо. Ещё мгновение – и свершится непоправимое. И. посылает Исава на охоту, обещая по вкушении добытой им дичи торжественно благословить его (делая тем самым наследником обетовании Яхве Аврааму) но Ревекка подсылает к незрячему И. Иакова, который обманом получает благословение И. обиженный Исав угрожает тотчас после смерти И. убить брата, так что И. отсылает Иакова в Месопотамию, дав ему новое благословение. Авраам робко придерживает Исаака за руки.
Холокауст был особой жертвой. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление.
Смысл легенды о жертвоприношении Авраама
Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Двенадцать сыновей Иакова). Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом.
«Ревекка взглянула и увидела Исаака и спустилась с верблюда. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние.
«Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. В нём очень мало от «разумного». Во время голода И. переселяется в Герар, где из страха перед опасностью для жизни из-за возможных посягательств царя Авимелеха на Ревекку выдаёт её за свою сестру (26, 7), точно так, как Авраам делал это с Саррой. В то же время разум противится принять такое решение.
- Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Жертвоприношение Авраама»
- Картина «Жертвоприношение Авраама»
- "Жертвоприношение Авраама" Рембрандт
- Описание картины «Жертвоприношение Авраама»
- Библейские патриархи (Бытие, главы 12-35)
В таком состоянии он готов крушить всё, что не попадётся ему под руку. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Страх наполнил его сердце. В толкованиях Моше Маймонида, одного из величайших учителей XII века, связание Исаака представляется своего рода притчей о вере. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам.
Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю. Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну). В его взгляде нет ни сомнения, ни страха перед неизвестным будущим.
- Жертвоприношение Авраама Рембрандт Хармес ван Рейн
- «Авраам приносит Исаака в жертву» – событие, глазами художников
- Рембрандт Жертвоприношение Исаака
- Принесение в жертву Исаака, Микеланджело Караваджо
- «Библейские сюжеты в искусстве»: Жертвоприношение Авраама (16)
- Библейские сюжеты в русской живописи
В целом она носит орнаментальный характер. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. Мантия отца широко раскинута и как бы зовет в свои объятия, мантия же старшего сына просто висит на его плечах. Столкновение чего-то ужасного и в то же время загадочного, чудесного происходит именно тогда, когда Авраам занёс свой жертвенный нож.
Она сложится очень поздно и станет реальностью ненадолго. Есть только чёткое бестрепетное холодное выполнение Божьего повеления. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни».
Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). Биографы Рембрандта пишут о нем, как о гордом человеке, осознающем свою гениальность, думающем только о том, как заработать побольше денег. На них устремлены глаза наблюдателей.
Толкователи сообщают также об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить И. к возмущению против своей жертвенной участи однако И. остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам (Берешит рабба 56). Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». 21, 4 и 8).
Подобное происходило в разных уголках земного шара: в Египте, Китае, Южной Америке. Авраам. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
- Дискуссии и мнения православных богословов сегодня
- Сравнительный анализ картин Рембрандта ван Рейна Возвращение блудного сына и Жертвоприношение Авраама
- Работа сайта временно приостановлена
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Словари и энциклопедии на Академике
При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Там можно увидеть произведения искусства древних культур Передней Азии (Шумер и Вавилон) или Северной Африки (Египет). раб сказал: это господин мой.
В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. А зрителю останется только догадываться о выражении лица Исаака.
На его картине мы вовсе не видим лица Исаака. Не раз обращались художники к библейскому сюжету жертвоприношения Авраама. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. После этого оставалось усомниться только в отцовстве Авраама но тогда бог придал И. необычайное, чудесное сходство с отцом, доходившее до неразличимости и для сомнений не осталось места (этот популярный сюжет повторяется в целом ряде мидрашистских текстов, а также в вавилонском Талмуде, трактат Сангедрин 1076).
рис. ). И задаётся вопросом: чего же хочет от меня Бог. С другой стороны, этот сюжет выявляет общую парадигматическую схему рождения от бесплодной матери или от престарелых родителей, встречающуюся и в Ветхом завете (история рождения Самуила, 1 Царств 1), но занимающую особенно важное место в христианских преданиях (рождение девы Марии от Иоакима и Анны, рождение Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы). Его лицо поражает своей беспомощностью и непониманием того, что с ним происходит.
и господин мой стар». И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». При первом взгляде на картину возникает ощущение неуверенности.
Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву. При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев. Прожив 180 лет, И. дожил до возвращения Иакова с Лией, Рахилью и детьми из Месопотамии и похоронен обоими сыновьями (35, 29) в пещере Махпела (см. Он стоит одной ногой на жертвеннике и вопрошающе или даже умоляюще смотрит на зрителя.
В Аврааме не чувствуется ни веры, ни любви к Богу. Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. Но для этого придётся проигнорировать скованность и примитивизм изобразительности.
Византийская империя владела обширными землями в Европе и Азии. Он воплощает в себе открытость и доверие перед лицом будущего: с Богом все возможно. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Существует замечательная возможность обогатить духовные размышления над этой евангельской историей (Лк. Здесь мы видим человека, полного решимости убить своего сына.
В другой руке он держит огромный кривой нож, который уже занесён для удара. Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим — Измаил. Группа опрокидывается в её вершине.
Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру. Испытывая Авраама, Яхве приказывает ему принести И. в жертву на горе в земле Мориа. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам.
Лица обоих освещены, но свет на лице отца отражается на всей его фигуре и особенно на его руках и простирается на вернувшегося сына. Судия всей земли поступит ли неправосудно. » (Быт. Библейская история такова. Так оно и случилось.
Во всём его облике, в позе, в жесте, в повороте головы ощущается законничество. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Автор прекрасно изображает богословскую параллель между агнцем и Христом. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика.
«Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца. 18, 12). С опаской и осторожностью Авраам смотрит на ангела, который приносит ему Божью весть. Есть робость, мягкость, осторожность.
В Послании ап. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Андреа дель Сарто, Тициан, Караваджо, Рембрандт в сюжете с жертвоприношением выбирают именно тот момент, когда Авраам заносит нож для принесения Исаака в жертву и его останавливает ангел. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично. Этимологически это слово означает «вознесенный», вот таким образом используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу.
Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. » Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне.
Невозможность по законам природы зачатия И. (а значит и появления избранного народа, который должен от него произойти) подчёркивается позднейшими иудаистическими легендами так, в талмудическом трактате Шаббат 156а приводится версия, согласно которой даже астрологический гороскоп Авраама показал отсутствие у него законного сына от Сарры (на эту версию ссылались, обосновывая положение, по которому астрологические прогнозы не имеют силы для верующего в Яхве). Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. Из золотого гребня Жар-птицы вода выбрасывается высоко в воздух. Холокауст был особой жертвой. В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. Образ Исаака вообще сложно описать и понять.
Пальцы расположены близко друг ко другу. См. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. И да и нет.
С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Без сомнения, этот эпизод является пределом драматической напряжённости. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Европейские народы также оказали влияние на развитие культуры на других континентах. Губы источают влагу, маленький пестрый слоник обливается из хобота.
Заметим, что в Библии ей предшествует повествование об истреблении Содома и Гоморры. Не поднимай руки твоей на отрока ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Когда Бог возвещает о рождении сына Авраам, «пал на лице свое и рассмеялся» (Быт. Конечно, здесь господствует любовь.
18, 23-25). Всего-то можно говорить не более, чем о добуквенной традиции. При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм.
17, 17). В еврейском языке для всесожжения используется термин olah. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Слова ангела в развязке истории подтверждают, что благословение Бога, данное при заключении Завета, направлено к жизни, а не к смерти.
22, 9-13). Какое убогое слово – изображает. ) мгновение между убийством и его отменой. Греческое слово означает «всесожжение». В своей картине он изображает (Боже. Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца.
ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой и увидел и возрадовался» (Ин. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине.
Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Здесь ощущается не только воля Бога, но и Его любовь, выраженная ангельским порывом. Можно сказать, что эта картина является лишь подступом к рассматриваемому нами сюжету. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. Он засвидетельствовал свою веру и благодаря этому стал наследником Завета между Богом и Адамом.
И она взяла покрывало и покрылась. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. «Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца. 24:64). Он как будто бы всё ещё не решил, что собирается сейчас сделать. Как будто автор не уверен в том, что хочет изобразить или не знает, как это сделать.
1, 29). Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Вот таким образом Авраам послал своего верного раба, чтобы тот выбрал жену для Исаака.
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Конечно, сердце трепещет в страхе, но всё-таки он повинуется решению отца. 17, 16-21) услышав это обещание, Сарра внутренне рассмеялась.
Автор изображает его больше похожим на ягнёнка, чем на человека. Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. Наконец, однажды Сарра видит, как Измаил «играет» с маленьким Исааком, то есть буквально «смеется». 1635.
Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Авраам встал рано, взял дрова и сына Исаака и отправился к горе, которую указал ему Бог для свершения жертвоприношения. Но кому здесь более удивляться и изумляться.
Оно ему кажется безрассудным, диким. рис. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына.
1, 29). Бытописатель с самого начала как бы берет читателя за руку: итак, все происходящее — всего лишь тест. На них падает основной свет.
А правая – нежная, мягкая изящная. Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец. Он изобразил сына, покорного воле отца.
Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. По определенным признакам сможете представить время создания картины. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение.
Гениальный художник выбирает именно тот момент, где изобразительное искусство может позволить себе быть более выразительным, чем даже Слово. Об этом верующие трех религий сегодня призваны свидетельствовать всему миру. Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Семь железных механизмов и девять больших пестрых фигур разбрызгивают воду. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством.
Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г. Достаточно обратить внимание на то, как он держит меч. Например изображение Исаака. По поздней версии, дублирующей вступительный эпизод истории Иова испытание Авраама было спровоцировано обвинительным выступлением сатаны, оспаривавшего его благочестие (трактат Сангедрин 896 и др. ). Для иудеев и христиан он является отцом верующих, а в Коране представлен как первый мусульманин истинный правоверный, всецело «послушный» (отсюда значение самого слова «ислам»). Эти две истории говорят о разном: рассказ о Содоме и Гоморре говорит о социальной справедливости и непреложной заповеди для всех — для человека и для Бога — поступать по законам правды. Вот таким образом может показаться, что Аврааму будет легко совершить жертвоприношение. Жертва Авраама стоит у истоков духовного опыта иудаизма, христианства ислама.
Рембрандт был человеком с очень сложным характером. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. По-славянски общая трапеза обозначается словом «вечеря». Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух.
«Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты.
Каждая эпоха в искусстве представлена наиболее типичными для того времени произведениями. Живя среди языческого мира. (Быт. Бог требует не убийства, а возвышения сына. 24, 2-67).
Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением». Все его имущество и работы были проданы с аукциона.
Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. Такая анонимность указывает на то, что к преданности и послушанию стремится каждый верный сын Авраама. Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении. Так, греки, а позднее и римляне — народы европейские — расселились в глубь Азии и Африки. Но даже и такое душевное состояние Авраама обесценивается тем, что оно в сильной степени декларативно.
Бог требует не убийства, а возвышения сына. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная. Эти цивилизации сформировались не в Европе, на соседних континентах, но оказали влияние на развитие европейского искусства. Образ Авраама сопряжён с образом святого христианина.
Имя сына при этом не названо. А правая – нежная, мягкая изящная. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен.
Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс.
175, 5 x 210, 5 см. Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. Самым древним картинам и скульптурам насчитывается примерно 35000 лет.
Согласно ряду послеветхозаветных версий, И. родился в месяце нисане (соответствует марту – апрелю, поре праздника еврейской пасхи), в полдень (солярная черта). Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. Может даже показаться, что это вовсе и не меч, орудие убийства, а некий знак.
Почему именно он влечёт художников. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Как только впервые произносится имя Исаака, слышен смех. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Да и что получилось бы из этой затеи. Для такого Авраама, кажется и распятие Христа произошло бы в законе и только. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына».
Рембрандт не пожелал слышать крика сына. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». И возникает вопрос: готов ли он принять волю Божию.
Надо заметить, однако, что в кричащем и протестующем Исааке, слишком мало сходства с будущим поведением Христа перед казнью. В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. Караваджо очень натуралистично изображает страдания Исаака. И немота сохраняет достоинство жертвы. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец.
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. 8:56). Так рождается вера, преображающая человека. Библейская история такова. Это – рука матери. Ангел изображён на фоне тёмного, сгущающегося неба. рис. ).
21, 6-7). Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. «Можно ли говорить обАврааме без обиняков, откровенно, не рискуя соблазнить кого-нибудь. » — спрашивает Серен Керкегор. В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
Вокруг оси вращается змея. Такое решение художника смягчает драматизм сюжета. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу). С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных.
И в этом он страшен. Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Но прежде чем приступить к основной части работы, необходимо сказать, что самыми ранними памятниками изобразительного искусства на тему жертвоприношения Авраама являются фрагменты росписи одной из двух синагог в Дура-Европос (III в. по Р. Х. ) и часть мозаики синагоги Бейт-Альфа (VI в. по Р. Х. ) После нескольких попыток вглядеться в эти фрески в поисках хоть малейшего намёка на присутствие христианского, остаётся прийти к выводу, что здесь изображается лишь ритуальное жертвоприношение. Встреча с ангелом его нисколько не удивляет.
Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. Эти две истории во многом противоположны друг другу. Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Фонтан в центре площади. Взгляд, движение рук Авраама ничего не говорят о том, готов ли он выполнить Божий наказ. Много позже судья (т. е. Авраам растерян, как будто он уже вообще ничего не понимает.
По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.
Исаак кричит от ужаса. Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». 15:13). И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака».
Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. Из Константинополя (сегодняшнего Стамбула)— центра империи — искусство распространялось на окраины государства и оказывало влияние и на Европу и на Азию. В Библии мы часто видим, с какой радостью человек приносит в жертву Богу животных или плоды урожая. Следует отметить и глубокую архаичность изображения сцены. Кажется, что этот ребёнок не может быть сыном Авраама, будущего патриарха. Исаак отчаянно кричит.
Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Христианская традиция усматривает в жертвоприношении Исаака прообраз Крестной жертвы Христа. Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении. 21, 9-14). В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день.
.