Знаменитая Картина Репина

Сначала покажем наиболее знаменитые картины Репина. Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта.

7 знаменитых картин Ильи Репина

Он испытал силу Ивана Радова лично на себе, причем два раза. Вегетарианцем стал и сам Репин. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов.

В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

Были две разные версии картины. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Этюд получился превосходный. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).

В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Публике картина понравилась. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В городе этого мужчину считали колдуном.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Илья Репин очень часто переутомлялся, что сказывалось на самочувствии и здоровье – у художника были проблемы с правой рукой, которая спустя время и вовсе начала отказывать.

5 самых известных 
картин Ильи Репина

5 самых известных картин Ильи Репина

Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит тянуть лямку. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Центральная группа словно недовольна своей ролью.

5 мистических фактов 
о картинах Ильи 
Репина

5 мистических фактов о картинах Ильи Репина

В живописи его таланты проявились также широко. Он написал там картину «Мужик с дурным глазом», а позировал ему дальний родственник – Иван Радов, являющийся мастером по золоту. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883).

Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Глаза ясные и добрые. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

Оценка, продажа 
и реализация картин 
Репина

Оценка, продажа и реализация картин Репина

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Случай произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Америка—Франция—Россия.

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.

Черная энергетика 
картин Ильи Репина

Черная энергетика картин Ильи Репина

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Каждый персонаж переживает что-то своё. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.

Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Увидев этот шокирующий контраст между праздной толпой на палубе и теми, кто тянул корабль по воде, Репин загорелся идеей передать этот сюжет во всем его реализме. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Илья Репин: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)

Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

Илья Репин – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Художник тщательно отказывался писать его и искал для этого всевозможные предлоги. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. К примеру, после создания большой картины «Торжественное заседание Государственного совета» в 1903 году все ее натурщики вскоре скончались. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. 2 факт.

На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. М. Бунакову. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Работал весь день, не замечая времени. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

Описание презентации 
5 самых известных 
картин Ильи Репина

Описание презентации 5 самых известных картин Ильи Репина по слайдам

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».

Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.

Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. И вот уже перед нами не царь, а отец. Много учился на написании портретов близких и друзей.

Комната небогатой интеллигентной семьи. Портрет производит яркое и сильное впечатление. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Внимание художника тяготит их. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Реализовать замысел художнику удалось сполна, так как картина вызвала серьезный резонанс в русском обществе. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Как только Илья сотворил портрет Федора Тютчева, его сразу не стало. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Цены, рекорды продаж 
картин Репина

Цены, рекорды продаж картин Репина

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Они словно противопоставлены друг другу. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство.

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Интересно вот что – по многим исследованиям смерть натурщиков являлась неестественной. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Все заняты. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.

Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Репин никуда не делся. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).

Экспертная оценка 
и скупка картин 
Репина

Экспертная оценка и скупка картин Репина

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Убийство свершилось. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. По одной из них всему виной картина «Иоанн Грозный и его сын Иван», датированная 1885 годом. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Репин никуда не делся. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Репин встречал их по средам. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.

  1. Персоны и личности (интересное о известных)
  2. Илья Репин: биография и факты из жизни
  3. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  4. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  5. Этот странный Репин: Занимательные факты из биографии самого чудаковатого художника-реалиста
  6. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  7. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Репин считал сам эту картину красивой. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.

Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. О чем эта история. Так ли это – судить зрителям.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Вся центральная часть написана самим Репиным. Казалось, она спит. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Картина была выставлена в Третьяковской галерее, когда Абрам увидел ее, то накинулся на полотно с ножом и криками «Довольно крови, сильно много крови. » и сильно повредил ее. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

  1. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  2. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  3. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  4. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Илья Репин до сих пор остается одним из самых знаменитых и выдающихся российских художников во всем мире. Пятый факт.

В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Сатириконцы еще долго после смерти Столыпина поговаривали в шутку: «Спасибо Репину. ».

Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.

В его глазах читается печаль, тоска. Он идет прямо к матери. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

  1. Путешествие по России: Самарская область
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. «Воскрешение дочери Иаира», 1871
  4. «Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883
  5. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883-1885
  6. «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888

Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.

Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

  1. Краткая характеристика творчества
  2. Картины Репина (фото) с названиями
  3. Категория: Культура искусство, литература
  4. Биография художника Ильи Репина
  5. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1903)
  6. Кронштадтский мятеж: чем были недовольны матросы
  7. Крещеная сказка — Виктора Васнецова

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Сейчас существует несколько версий причин возникновения этой проблемы. Первый факт. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

  1. Крепостная или графиня: какая судьба была у Жемчуговой
  2. Крепкие орешки — Российской империи
  3. Крейсер Варяг: главные заблуждения
  4. Краткий толковый словарь главных русских оскорблений
  5. Краткая история русского комикса
  6. Краткая география жизни и служения Иоанна (Максимовича)

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.

Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Общение с прежними друзьями было только заочным. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.

Художественные картины Ильи Ефимовича даже смогли оказать влияние на общеполитические инциденты в стране. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург.

  • Красный угол, печь и другие важные места в русской избе
  • Особенности художественного стиля Репина
  • Самое интересное в виде мозаики

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В его взгляде осуждение и тревога.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». После этого иконописец попал в психбольницу. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.

Репин писал и исторические картины. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».

В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Мужчины в полном рассвете сил, которые являлись натурщиками для картины «Бурлаки на Волге», после завершения работы скончались. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Третьяков»109. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.

Если известный русский художник И. И. Она ушла из жизни в 1931 году55. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Стасов присылает ему все, что он просит. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука.

За окном летний день. В детстве он обучался как иконописец. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.

По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. К окончанию Академии Репин уже был достаточно известным художником, но отличался скромностью и отзывчивостью. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Репин был очень дружен с Мамонтовым. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве.

Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Но вот на счет других здесь и начинает проявляться мистика. 1 факт. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств.

Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Другой мистический факт также связан с картиной «Иоанн Грозный и его сын Иван». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства».

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Каждый чиновник изображенный на полотне, был убит в Первой русской революции в 1905 году.

Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.

Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. О чем эта история. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Берег Волги.

По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Самыми известными «жертвами» Репина были Пирогов, Писемский и Мусоргский. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Однако среди тысяч полотен и набросков великого художника такой картины у Репина попросту нет.

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Л. Н. Толстого». Прожил творец 86 лет и встретил свою кончину 29 сентября 1930 года в поселке Репино.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

Не доносчик ли. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Шишкин в своих картинах пытался передать зрителю всю глубину объекта через филигранную точность его изображения, Репин, напротив, отвергал виртуозность изображения. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». После создания портрета Репин, нестарый и здоровый мужчина, резко заболел. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Она сразу же получила признание.

Рассмотрим "ближний круг". Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»). Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Кроме того, Репин относится к числу художников-реалистов, которые предпочитали изображать настоящее без прикрас. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.

На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.

Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Репин забыл о конкурсе, об Академии.

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Очередной случай, связанный с мистикой, произошел с самим Репиным в Чугуеве (в годы жизни Репина это была деревня), который очень отразился на здоровье художника. Был период, когда художник не только перестал творить, но и даже впал в глубокую депрессию. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. 5 факт. Во-вторых, старинное на внешний вид полотно может вовсе не являться работой знаменитого русского художника и не иметь такой же ценности, как его картины.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил.