Зонтик Франсиско Гойя
Картина Франсиско Гойи Зонтик: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Гойя ФрансискоКартины и биография
Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Его хитростью завлекли во Францию.
Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Это очень известные картины живописца. Тогда же были на писаны и картины – «Зонтик» – 1777, «Игра в пелоту» – 1779, «Игра в жмурки» – 1791, которые тоже стали сюжетами для картонов для гобеленов. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.
В 1820-1828 гг. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Художник обращается к инфернальной теме (Шабаш ведьм, 1798, Музей Ласаро, Мадрид).
Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. В 1786 г. им заинтересовался Карл III. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Однако нередко Гойя привносил в портреты личное отношение, проявлявшееся в ироничной гипертрофированной «натуральности», особенно в изображениях членов королевской фамилии («Семья Карла IV», 1800, Прадо «Конный портрет Фердинанда VII», 1808, Музей Академии Сан-Фернандо) и приближённых двора («Годой – победитель Португалии», 1801, там же и др. ).
Франсиско Гойя и Его Три Картины
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
В 1828 г. он умер в возрасте 82 лет в Бордо на руках у преданной супруги. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Тем было освещено великое множество.
Эти картины Гойи производили на зрителей странное впечатление, если не сказать больше. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес», созданных в эти же годы. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Это очень известные картины живописца. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
- Зонтик, Франсиско де Гойя – описание картины
- Описание картины Франциско де Гойя «Зонтик»
- картина, Зонтик, влюбленные, жанровая, Франсиско Гойя обои (фото, картинки)
- «Зонтик» (1777), Франсиско де Гойя
Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Постепенно у Гойи складывается манера «тёмных картин» («pinturas negras») : как и его великие предшественники Эль Греко и Рембрандт, он посредством контрастной светотени добивается суггестивного драматизма образа использует эффекты ночного освещения. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Привлекательность этого эскиза для гобелена, предназначенного для отделки кабинета во дворце Эскориал, проявляется в ярких красках, в непринужденности движений персонажей. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»).
Супружеская верность не была обязанностью великого мастера. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Разумеется, такие две жаркие и непостоянные натуры должны были однажды встретиться. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Назначенный директором живописного отделения мадридской Академии Сан-Фернандо (1795-97), Гойя был вынужден из-за болезни оставить эту должность. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
- Монета ««Зонтик» Франсиско де Гойя-17» в Россельхозбанке
- Схема вышивки «"Зонтик"Франсиско Гойя»
- Известные картины Франсиско Гойи
- Франсиско де Гойя "Зонтик", 1777
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. он создал серию чёрных картин «Пожирающий Своего Сына» (1819-1823), «Шабаш Ведьм» (1823 г. ) и многие другие. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. К «черным картинам» мы еще вернемся.
Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. Он быстро стал модным художником – портретистом имел очередь заказчиков и был завален работой. – всего 14 панно 1820-23, Прадо), Гойя освобождается от излишней декоративности иллюзорного сходства, обнажая дионисийскую стихию, «тёмную страсть», питающую его искусство семантика этого цикла указывает на тему ванитас, претворённую в контексте современных событий. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Не случайно Гойя своими учителями считал природу, Веласкеса и Рембрандта.
- Картоны Гойи для «Санта-Барбары»
- Комментарии к схеме вышивки «"Зонтик"Франсиско Гойя»
- Схемы вышивки, похожие на «"Зонтик"Франсиско Гойя» по сюжету
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- Галереи, серии картин, портретов
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Франсиско Гойя: последние новости
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Значительно графическое наследие Гойи (свыше 1000 рисунков и эстампов). Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Ей никогда не выбраться. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
- «Капричос», что переводится как причуды
Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Ей было тогда 20 лет, ему 36. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». В 1790 г. Гойя потерял слух, некоторое время был парализован и частично потерял зрение.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
Её муж скончался в 1796 г., но она продолжала жить с Франциско, несмотря на траур. Портрет понравился и был благосклонно принят. Как придворный художник, он работал чаще всего в качестве портретиста, чем и прославился. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Под ее одеждой скрыт нож. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
В этот же период своего творчества художник выполнял и гобелены. В начале 1790-х гг. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
Жить ей осталось недолго. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В 76 лет он поселился с женой во Франции. Он начал изображать страшных, толстых и кривоногих демонов. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
В этих композициях, похожих на мир галлюцинаций (на тему мифа о Сатурне и др. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Это 14 картин. В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне. Став королевским (1786), затем придворным (1789) художником, Гойя был нагружен многочисленными заказами на портреты его ранние парадные изображения испанской знати и банкиров были написаны в традициях Д. Веласкеса. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Картины с описанием будут представлены ниже. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Вторая картина пользуется мировой известностью.
Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Так он вызвал ненависть Жозефа. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Он покинул город и отправился в 1766 г. в Мадрид. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Благодаря острой наблюдательности и точной технике художника, его работы отличают глубокий психологизм и проникновение во внутренний мира человека. Так для королевской мануфактуры он создал более шестидесяти гобеленов. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Он путешествует и посещает Рим, Парму и Неаполь.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Ей никогда не выбраться. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст.
Вероятно, колосс, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, где в диком смятении разбегаются люди и животные, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Для художника это был жестокий удар. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
Хотя глухота осложняла ему жизнь, она не мешала ему ухаживать за женщинами. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Штрихи его иглы острые, царапающие. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. В 1773 г. Гойя переезжает в Мадрид. Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Так он вызвал ненависть Жозефа. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Тогда же были на писаны и картины – «Зонтик» – 1777, «Игра в пелоту» – 1779, «Игра в жмурки» – 1791, которые тоже стали сюжетами для картонов для гобеленов. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).
1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. В некоторых работах Гойи – ранних росписях в церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (1771-72) в Сарагосе и барочных алтарных картинах – сказалось влияние Дж. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро и только один из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Эти росписи, во многом созвучные «Капричос», нередко именуются «черной живописью». В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Они были вместе 7 лет и смотрели только друг на друга. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В картинах «Маха одетая» и «Маха обнажённая» (1798-1805, Прадо), обратившись к аллегорической теме «Венеры небесной и Венеры земной», Гойя с портретной характерностью пишет вполне реальную модель (вероятно, герцогиню Альба).
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Франсиско Гойя было тогда 66 лет и он оказался в полном одиночестве.
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Каждый волосок на её теле вызывал желание». Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса (с 1760), в Мадриде у Ф. Байеу (с 1766), на сестре которого женился. Многие, посмотрев на них, восклицали: Странные сны вам снятся, господин художник.
Правда, он не торопился на ней жениться и решился на это, лишь узнав о ее беременности. Будучи женатым, он познакомился с герцогиней Альба, которая была выдана замуж еще в возрасте 12 лет. В лучших из них акцентированы высокое достоинство личности, сильный темперамент: портреты герцогини Альбы (Музей Испанского общества, Нью-Йорк и другие собрания), французского посла Ф. Гиймарде (1798, Лувр, Париж), «Ла Тирана» (1802, Академия Сан-Фернандо, Мадрид), Исабель Кобос де Порсель (около 1806, Национальная галерея, Лондон), несколько автопортретов (1810-е годы, Прадо и др. ). Многие исследователи, однако, считают эту гипотезу несостоятельной.
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.
Картины Гойя рисовал для себя. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Фантастический образ истолковывался по-разному. Но протокол допроса не сохранился.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Последние годы жизни в Испании Гойя посвятил росписям стен своей виллы «Дом глухого» («Quinta del Sordo») под Мадридом. Осталось последнее мгновение перед залпом. Картины этого периода светлые, жизнерадостные, его портреты были чрезвычайно востребованы.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи («Портрет маркизы де ла Солана», «Портрет доктора Пераля», «Портрет Ф. Гиймарде», «Семья короля Карла IV», парные портреты Бартоломе де Суреда и его жены «Терезы де Суреда», «Портрет И. Ковос де Порсель»). Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных».
Родился в семье ремесленника-позолотчика. Будучи с 1799 года первым художником короля, Гойя продолжал создавать много портретов. Их краски – насыщенные, а композиции – простые. В них Гойя изобразил характерные испанские типы, празднества и развлечения, занятия и ремёсла («Зонтик», 1777 «Продавец фаянса», «Игра в пелоту», оба 1779 «Водоноски», «Деревенская свадьба», оба 1787).
Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Вторая картина пользуется мировой известностью. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом.
После подавления революции в 1824 году престарелый художник уезжает в добровольное изгнание в Бордо, где продолжает работать (серия литографий «Бордоские быки», 1825 картина «Молочница из Бордо», 1827-28, Прадо), пишет портреты испанских эмигрантов. Гойя становится придворным художником и в 1795 г. выбирается почетным директором Академии. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
Хотя он прожил с ней в браке до 1812 г., т. е. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. в его личной жизни всегда присутствовали, помимо жены, другие женщины. Предполагают, что это стало результатом запущенного сифилиса.
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Подавленный и отчаявшийся, некоторое время он совсем не писал. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
В этот период художник впервые обращается к теме человеческой жестокости и безумия (Двор сумасшедшего дома, 1793—94, Музей Медоус, Даллас). Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Он не был верным мужем, т. к. Гойю отдали учиться в мастерскую Мартинеса, но его учитель советовал ему учиться дальше. Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. почти 40 лет, он быстро забыл её, когда стал вхож в круг придворных дам и аристократов. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Франсиско Гойя родился в Сарагосе в 1746 г. Он был самым младшим из трех братьев.
Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. У Франсиско и Альбы начался бурный роман в 1782 г., который продолжался семь лет. Их краски – насыщенные, а композиции – простые. Художника привлекают тёмные, «ночные» стороны жизни («Колдующий», 1798, Национальная галерея, Лондон «Сон», около 1800, Национальная галерея Ирландии, Дублин «Последний час старухи», около 1810-12, Музей изящных искусств, Лилль). Но протокол допроса не сохранился.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Она была роковой музой и самой желанной женщиной в его жизни.
Через четыре года его возвели в сан придворного живописца короля Карла IV. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. К примеру, он не мог писать без ошибок, хотя легко усваивал уроки мастерства.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Гойя неоднократно возвращался и к темам своего раннего творчества, но изображение людей из народа, национальных традиций и обычаев становилось у него всё более драматичным, тревожным («Похороны сардинки», 1814, Прадо «Майское дерево», 1815, Государственный музей, Берлин «Махи на балконе», около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк серия офортов «Тавромахия», 33 листа, 1815 издана 1816). В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Особую известность получили два портрета герцогини Альба («Портрет герцогини Альба»), в которую Гойя был влюблен.
Ему было тогда 27 лет, ей 26. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Через девять месяцев она родила ему дочь. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной».
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Альба вдохновляла Гойю на создание великих шедевров.
В Сарагосе в 1772-1774 гг. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Картины этого периода светлые, жизнерадостные, его портреты были чрезвычайно востребованы. Росписи перекликаются с графической серией «Нелепицы» («Los Disparates» 22 листа, 1820-1823 издана в 1864 под названием «Пословицы»), в которой персонажи без масок обнаруживают своё подлинное, скотоподобное и инфернальное обличье. Затем возвращается в Сарагосу и профессионально занимается живописью и, в частности, росписью церковных фресок. Она была опытной обольстительницей и соблазняющей мужчин.
В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Тем было освещено великое множество. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.