А А Дейнека
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Его первые опыты в области монументального искусства относятся еще к первой половине 1930-х. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. Он не показывает непосредственно боя с противником. 200 x 400 см. Беззаботность у людей, живущих среди опасностей.
с 1940), Ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945–52, директор в 1945–48), МАРХИ (1953–57). «Композиция – это очищение сюжета от всего лишнего», – считал художник. Первое десятилетие после революции ознаменовалось тем, что в стране ломались прежние жизненные установки. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
- Дейнека, Александр Александрович
- АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
- Александр Александрович Дейнека биография
- Дейнека Александр Александрович
Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Непочатый край работы для художников хороших и разных. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана в 1944 г., ещё не окончена война, но её тема – взгляд в будущее.
Много общего между ними и в решении пространства. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
- Дейнека Александр – художник монументального стиля
- Александр Александрович Дейнека
- ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
- Биография Дейнеки Александра Александровича
- Дейнека Александр Александрович (2)
Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Д. исполнил панно для сов. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало и тем, кто знал его близко. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Учился в Харьковском художественном училище (1915–1917), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых.
Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Холст, масло. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. илл. Жил в Москве. Картина «Окраина Москвы. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж».
- Дейнека Александр Александрович (1899—1969)
- Биография Александра Дейнеки: детство и юность
- Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
- Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
- Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)
- Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту
Деятельность художника включается в круг здоровых потребностей человека. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. 1932 год ознаменовал окончательный перелом в развитии искусства Дейнеки в сторону большого стиля, подлинно монументального по своей форме и проникнутого великой человечностью. Ту полноту чувства, какую сумел в этой картине выразить Дейнека, он мог найти только в глубокой вере в непреходящую моральную силу и достоинство человека.
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». («Раздолье», 1944, ГРМ «Эстафета по кольцу Б», 1947, ГТГ). В 1936 году художник получил новый заказ — оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Первое колебание произошло уже на второй выставке ОСТ, которая была залита целым потоком экспрессионистских полотен, мрачными болезненными гримасами и судорогами. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Направление, стиль и тематика произведений
- Творческие периоды в работе Дейнеки
- Особенности работы над картиной
- Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Но Севастополь в работах Дейнеки— это не экзотический и разнеженный курорт, а база военного флота и авиации. С 1920-хгг. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.
Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. и живописных произведений. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. С задачей он, впрочем, все равно справился. павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938–39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все– смальта) Моск.
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Словари и энциклопедии на Академике
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль.
Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934). Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. художник, график, скульптор, нар. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). иск-ве. Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике. Здесь ломать копья бессмысленно.
Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». театре им. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города».
Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Мерно и стройно шагает отряд. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. Что-то задорное оставалось.
- Жизнеутверждающее творчество Александра Дейнеки
- Александр Александрович Дейнека (1899-1969)
- Дейнека Александр Александрович, художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Мальчики сидят на парапете севастопольской набережной и заворожённо смотрят в небо. «Весь путь ОСТ –.
Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). А. Дейнека «Раздолье» (1944).
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Эта закольцованность движения создает ощущение неисчерпаемой силы защитников, хотя на картине изображены всего несколько десятков человек.
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Но вот возвращаюсь несколько обратно – к тяжелому 1942 году, когда я уже написал «Окраину Москвы».
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».
Фон дан скупой линией отдаленного города. объединений ОСТ (1925–27, один из учредителей), «Октябрь» (1928–30), Российской ассоциации пролетарских художников (1931–1932). Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. В войне уже наступил перелом и светлое будущее кажется близким. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В этой картине художником подмечено самое типичное в жизни и характере молодежи той поры, черты эпохи, аромат времени и детства с его мечтами, мальчишескими порывами и радостями.
метрополитена фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951–52) и др. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Чистейшую любовь к искусству у самых простых.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). успешно работал вжурнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А.
Я удивлялся всегда одному, что неприятность и несчастье нас не останавливают от азарта жизни, от оптимизма И, может быть, оттого, что так много я встречал несчастий, горя, я уразумел, что это все скрашивает песня, задор искусство и что есть в мире красота, чем можно заглядеться, заслушаться, даже забыть. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». («Мать», 1932, ГТГ «Девушка с книгой», 1934, ГРМ «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ). Дружественная ОСТу критика отмечала искренность и свежесть формальных исканий Дейнеки, остроту и актуальность его творческих задач. В эпохе Возрождения Дейнеке очень импонировало то, как умело ее представители умели подчинять искусство архитектурным задачам. Петров-Водкин добивается высокого подъема живописи в своей картине «Смерть комиссара».
Мейерхольда, 1930 и др. ), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна.
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.
Творчество Д. оказало значит. Государственный Русский музей (Петербург)Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени. Работу над картиной «Оборона Севастополя» художник начал в конце февраля 1942 г. А. Дейнека изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил – жизни и смерти, захватчиков и патриотов. Ожесточённый бой идёт на городской набережной. СССР (1963), д. чл. Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период.
Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). В быт придет разумная красота, утилитаризм должен сомкнуться с эстетикой. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935).
В картине практически нет никаких примет быта. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый. музей Вооруж. Но враг не пройдет. Их получилось около 300.
Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Художественный образ предельно величав и обобщен.
«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Герой Социалистического Труда (1969). На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Происходит кристаллизация режима. войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ см.
Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Я не мог связать в единое форму и содержание. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Маяковского в моск. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Оно наполняет надеждой, верой в светлое будущее, но вызывает и лёгкую добрую улыбку. в ст. Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933). Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942).
Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Писал футбол. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. ин-те (1928–1934), МХИ (1934–46 и 1957–63 проф.
Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Битва достигла уже своей кульминации. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Большое внимание Д. уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ). И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Ноябрь. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». После Февральской революции занятия в училище прекратились. графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ).
Пименовым), чл. Картина «Окраина Москвы. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет – середины 1930-х годов – будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году. Труда (1969). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Дейнека действительно был большим мастером. Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Произведения А. Дейнеки отличаются плакатностью. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). В стране даже старые слова приобретают новый смысл. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1925) среди наставников особое влияние на него оказал В. А. Фаворский.
Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
В «Хлебе» Яблонской сущность труда находит живописное выражение огромного размаха. Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
Театре им. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).
Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Холст, масло.
Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Искусство это немножко идеал, желание большего, чем видишь и лучшего, чем жизнь. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.
Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Мозаичное панно ст. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Монахи в красном», написанной во время путешествия. И все.
путь зигзагообразный, путь колебаний. В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой. влияние на формирование сурового стиля в сов. Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Учился в Харьковском художественном училище.
Холст, масло. С 1920-х гг. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Ноябрь 1941года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.
Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героич. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66).
Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Строг и суров ритм картины. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. И даже то, что его герои лишены индивидуальности, можно объяснить позицией художника: показать «счастливых советских людей».
Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
Но изумительные цветовые качества материала перехлестывали аскетические задания. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. А. Дейнека «Маяковский в РОСТА» (1941). Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. 203 x 143. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. п. Вс. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Они выглядели ярко и даже казались рельефными. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
Отеч. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Взаимная поддержка и яростная полемика служили дальнейшему совершенствованию художественного мастерства.
обязан прежде всего Фаворскому. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Рисунки, которые впоследствии можно бы было издавать тысячными тиражами, — вот о чем мечтал юный Дейнека.
То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Вот за что надо бороться сегодня, вот что главное в искусстве сегодняшнего дня.
Член-учредитель ОСТ. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Дома тревожно притихли. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». А. Дейнека.
Талантлив он был и в литературном творчестве. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Ленинская премия (1964). Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43).
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Работал также как сценограф («Баня» В. В. Дейнеку даже называли «Маяковским в живописи» за лаконизм и чёткость его работ.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). В. Э. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.
Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Периодически Дейнека работал и в книжной иллюстрации: в конце 1920-х и в 1930-е годы оформил около десятка книг для детей и взрослых.
В задачу его поездки входило изучение опыта монументальных работ зарубежных мастеров, знакомство с достижениями в области синтеза искусств в современном строительстве, посещение художественных музеев Америки и Европы. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Вся жизнь, которая вокруг меня бурлит, далека от спросов на изощренное, рафинированное искусство упадка и отчуждением будет веять от картин, рожденных под знаком буржуазной культуры».
Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Герой Соц. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». худож. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30).
А. Дейнека «Будущие лётчики» (1937). При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.
В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. уч-ще (1915–17), во Вхутемасе в Москве (1920–25) у В. А. Наделал десятки рисунков и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Они занесены снегом. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь» Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах.
Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Иное значение приобретает искусство. Для ранних работ Д. характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центр.
Особенно это чувствуется, если отойти от картины на некоторое расстояние. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Полетико.
Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Изменялись и художественные ценности. Исследования, книги, выставки. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
метро «Новокузнецкая»Он пишет жизнеутверждающие полотна, наполненные энергией, азартом молодости, торжеством жизни. Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. АХ СССР (1947 вице-президент в 1962–1966).
204 300 см. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Наш взгляд вслед за ними уходит в чистый простор неба с пролетающими гидропланами. Очень удачно подобрано художником название картины: «Будущие летчики». Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожженных домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. Таким видит город Дейнека Александр.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Где остальные мозаики — неизвестно. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». 131 х 161 см. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. произведений. Меня в юности потрясало, когда узнавал за красивым юношей или девушкой нехорошие поступки. Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины.
Испытал также влияние Ф. Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. Художники добиваются живописной простоты и композиционной выразительности в портретах советских людей – «Председательница» Ряжского, «Академик И. П. Ленинская пр.
Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».
В 1925 стал одним из учредителей «Общества станковистов» (ОСТ). Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Появились новые пейзажи как по живописным качествам, композиционным поискам, так и по новизне самого факта появления Рыбинского моря. Возможно даже, это люди будущего, каким его хотел видеть художник.
Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Но картина не была одинокой удачей. Причина, наверное, в том, что пролетарское государство он всю жизнь любил сердцем, а не по принуждению.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Художник и сам говорил: «. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927). Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов.
Лиризмом отмеченыего жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-хгг. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Картина «Окраина Москвы.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). ДЕЙНЕКА Александр Александрович, рос. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Серьезные люди все эти игры не берут во внимание.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Учился в Харьковском худож. В живописных работах Д. сохранил стилистику и тематику ранних графич. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57).
Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Художники упорно ищут образную пластику революции. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Д. 1940-хгг.
Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. Преподавал в Москве– во Вхутеине (1928–30), Полиграфич. Вел. И тогда мне все казалось и чуть-чуть маленьким и немножко старым и у меня появлялось чувство гордости, что у моей страны размах задач и шире и глубже, что запрос на живопись, на искусство – самого высокого качества. Крылова, 1922 кн. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Фаворского. Государственный Литературный музей (Москва)В это время Дейнека познакомился с В. Маяковским, творчество которого его очень привлекало. Холст, масло.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Но была и противная сторона. Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати.
Изображая эту сторону советской действительности, Дейнека находится как бы в собственной стихии. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Их отличительную особенность составляет тщательно проработанный рисунок, подчеркнутая архитектоничность композиции, силуэтное обобщение, преобладание крупного кадра.
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков.
Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Я видел самое настоящее веселье – у самых бедных людей. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. В1970 имя Д. присвоено Курской КГ. ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899–1969), русский художник.
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.
Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Он посещает Америку, Францию, Италию. Картина «Окраина Москвы. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).
«В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932–34, ГТГ и ГРМ). Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Реальная человеческая форма превратилась в условный знак. Этих портретов достаточно, чтобы увидеть разницу живописных поисков в каждом случае, особые приемы раскрытия духовной сути человека, его отношения к сложным классовым коллизиям.
В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. А панно было отмечено золотой медалью выставки. Он вновь обращается к темам зарубежных поездок. Ноябрь 1941». И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. 2009–2011». Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Родился в Курске 8 (20) мая 1899 в семье железнодорожного рабочего.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Мозаика средневековья плоская, двухмерная. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. Гончаровым и Ю. И. Павлов» Нестерова, «Отец и сын» Корина. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Все эти тенденции не обошли и Дейнеку, который становился членом то одной, то другой группировки: «Группы трёх», ОСТа (общества станковистов, которые хотели соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью), «Октября», РАПХ (Российской ассоциации пролетарских художников), а также сотрудничал с журналами, среди которых были и такие: «Безбожник у станка», «Даёшь». (1964). Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. худ. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Но картина не была одинокой удачей. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.