А Головин Художник
А. А. Бахрушина. И – первая удача: его пастель приобрел Павел Михайлович Третьяков. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. Головин работал также и для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910). Здесь он познакомился сЛевитаном и Коровиным, свел дружбу сНестеровым и Архиповым.
Корещенко «Ледяной дом» (1900 г. ), Н. А. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. В 1903 вступил в Союз русских художников.
- Художник Александр Головин картины
- Картины — Головин, Александр Яковлевич
- Художник Головин Александр Яковлевич
- Александр Яковлевич Головин биография
Работал в театре с 1898 года, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ). человек. Родился в семье священника. Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. Свадьбу сыграли в сентябре. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 — 89) у Иллариона Михайловича Прянишникова, Владимира Егоровича Маковского, Василия Дмитриевича Поленова, в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс.
Поленова. Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. Работал Головин в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». После Октябрьской революции «серебряный век» фактически завершился, хотя многие его творцы еще долгие годы пытались создавать свои произведения.
Он замечательно овладел пастелью, стал писать клеевыми красками и темперой. В дальнейшем он регулярно ездил в Европу и глубоко проникся духом европейского искусства. 1916 — 1917.
- Александр Яковлевич Головин — биография
- Головин Александр Яковлевич (1863-1930)
- Головин Александр Яковлевич (1863 – 1930)
- Головин Александр Яковлевич и его работы
- Волошин Максимилиан Александрович
- Головин, Александр Яковлевич: биография
Якунчиковой и Е. Д. С 1884 г. посещал также поленовские рисовальные вечера. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. В 1898 – 1900 г. совместно с К. А. Поленова.
В конце 1900-х г. — начале 1910-х г. работал в художественно-керамических мастерских П. К. С 1893 г. участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893 г., 1895 г. ), Московского товарищества художников (1893 г., 1901 – 1902 г. ), Московского общества любителей художеств (1894 – 1898 г. ). Вернувшись в Россию, он попытался делать именно «то». Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н.
Многие считают, что именно данный фактор послужил в дальнейшем для создания великолепных полотен, которые до сих пор называют «музыкой для глаз». Он поддерживал талантливую молодежь (Серова, Головина и Коровина вообще называл своими художественными детьми) и в то же самое время сам ставил перед собою и решал в своем творчестве все новые и новые живописные задачи, был знаком с Саввой Мамонтовым, Константином Станиславским. ОДНОВРЕМЕННО ФОРМИРУЮТСЯ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ТЕАТРЕ. Подлинным триумфом стало для А. Головина оформление в 1908 году оперы Ж. Бизе Кармен. Увы, семейное счастье продлилось недолго и вскоре семья распалась. Декоратор Московского Большого театраОсенью 1898 года ушла из жизни Елена Поленова, добрый друг и наставница Головина.
Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве.
В 1912 г. был избран действительным членом ИАХ. Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. ИЗДАННЫЕ Э. Ф. Актриса петербургского театра А. С. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.
Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901 г. ). Бенуа и художественно-театральный деятель СА.
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- К 145-летию Александра Яковлевича Головина 1863–1930
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Творчество Александра Яковлевича Головина
- Профессиональный фотограф Прокудин-Горский (1863 — 1944)
- Магазин тканей и фурнитуры высокого качества
Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. сотрудничал в одноименном журнале. в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Стебли, листья, лепестки Головин выписывал, по его словам, с «ботанической точностью». Бахрушина в Москве.
Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. Репина. – член Союз русских художников. А состоявшуюся накануне февральской революции 1917 года премьеру «Маскарада» Лермонтова, в контрастных красно-черных декорациях Александра Яковлевича, современники назвали «пышными похоронами императорской России». А. А.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- Галереи, серии картин, портретов
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Игровое занятие – «Маленький эксперт»
Новейшая французская живопись поразила его. В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский. А. Я. Головин. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т. д.
Создавал в полной мере «сорежиссерские», красочные и в то же время остродраматические зрелища, порой изысканно совмещающие (как это было в сенсационном Маскараде) внешнюю роскошь с внутренним трагизмом. Они идеализировали старину, дворянский быт, были сторонниками стилизации и символизма. Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа. В 1900 году Александр Головин начал создавать декорации для театральных постановок.
МоскваДобиваясь целостного художественного решения спектакля, А. Я. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. Сорокина, В. Д.
Она тактично, умело руководила его духовным развитием. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). А. С. В 1900 – 1903 г. создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. В 1899-1917 гг. Тот же принцип «превращения» (но уже обратного — «с подмостков») в выставочное пространство — будет применен художником в 1903 году в интерьере «Теремок», специально сочиненном для выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге. В кругу «поленовцев» В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
- Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению
- В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
- Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»
Население 2, 1 млн. С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку. Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. В 1898 г. назначен на должность художника-декоратора Императорских театров.
Александр Яковлевич Головин (1863-1930) — знаменитый русский художник. На выставках 1880 – 90-х годов появились «Девочка с персиками» В. Серова, «Демон сидящий» М. Врубеля, «Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова, «Парижское кафе» К. Коровина. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Головин по-настоящему страдал. Особый, «головинский стиль», присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность изысканная фантазия и живописный темперамент.
Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». В творчестве Александра Головина сфокусированы основные иконографические и стилистические особенности искусства символизма и стиля модерн в России.
Мейерхольда. Суворина Мария Эдуардовна Троянова изображена во весь рост на фоне театральной декорации. Последнего привлекали многогранность и пластичность творчества Головина, его умение показать русские национальные традиции через европейский модерн.
Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера.
Коровиным, М. Ф. Большое впечатление на него произвели картины Моне, Писсарро, Ренуара, Ван-Гога, Гогена. ГОЛЛЕРБАХОМ «ВСТРЕЧИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ» АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА РИСУЮТ ВНЕШНЮЮ КАНВУ ПРОЖИТОГО ВНИМАНИЕ АКЦЕНТИРУЕТСЯ НА СОБЫТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ОЦЕНКЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЛЮДЕЙ И ЯВЛЕНИЙ, В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧАЯ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ. Постепенно сформировалась и авторская манера Александра Яковлевича. Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. Сергея Павловича Дягилева в Париже (операОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К. А. Коровиным 1900) и создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903).
Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Большинство этих спектаклей (за исключением Кармен) поставил В. Э. Мейерхольд. Для его произведений, как в живописи, так и в прикладном искусстве, характерны необычайная, подчас даже чрезмерная, декоративность, красочность изысканность графического решения.
Во главе его стояли известный художник и знаток искусства А. Н. Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом.
Сотрудничал также с такими гигантами, как Всеволод Мейерхольд (1908) и Сергей Дягилев (оформлял спектакли Русских сезонов в Париже в 1909-1910). Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». Мейерхольдом. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). В 1880-х сблизился с С. И.
После 1917 года продолжал работать в театрах Петрограда (балет «Сольвейг» на музыку Э. Грига, 1922, ГАТОБ и др. ) и Москвы («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ, режиссёр К. С. Станиславский). Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. Искал свой путь в сложном художественном пространстве тех лет и Александр Головин, вошедший в «Мир искусства» в 1899 году.
Художник Александр Головин работал над оформлением русского павильона на всемирной выставке (Париж, 1900 г. ), совместно с Врубелем создавал майоликовый фриз в гостинице «Метрополь», тесно сотрудничал с Дягилевым в Париже (декорации Русских балетных сезонов в 1908г. ). Но во взглядах на режиссуру они не сошлись и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице". Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. В 1889 и 1897 годах Головин побывал в Париже, где посещал музеи, выставки, мастерские. Рерихом и Д. С. В 1903 г. вступил в Союз русских художников.
После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда. Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам. В 1889 написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. В 1908 – 1917 г. сотрудничал с В. Э. ФАКТИЧЕСКИ ЖЕ ПОЧТИ ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОЛОВИНА – И СТАНКОВЫЕ НАТЮРМОРТЫ, И «ПРИДУМАННЫЕ» ПЕЙЗАЖИ, И ПОРТРЕТЫ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ, И ИЗОБРАЖЕНИЯ «ИСПАНОК», В РОЛИ КОТОРЫХ НЕРЕДКО ВЫСТУПАЛИ РАБОТНИЦЫ ТЕАТРА, – В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫ.
По эскизам Головина были исполнены театральные занавесы для Мариинского театра (1914 и 1917) и Одесского театра оперы и балета (1925). Шаляпина, запечатленного в ряде созданных им сценических образов, В. Э. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908 г. ), «Орфей и Эвридика» К. В.
В женственной и грациозной «Маркизе» (темпера, акварель), созданной Головиным в 1908 году, как бы оживает дух эпохи рококо – чувственный и капризный. Я. Головин. Стравинского. Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. Бахрушина и многих других.
Натюрморт «Цветы» (1910-е годы, акварель, гуашь) пленяет зрителя красотой линий, сплетающихся в причудливый узор изысканностью цветовой гармонии. Ваулина в Кикерино под Петербургом. «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения«Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Александр Бенуа иМстислав Добужинский не всегда были художественными решениями коллеги, однако признавали его несомненный талант. Созданные для этой же антрепризы декорации балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) стали одним из лучших созданий Головина, повлияв на развитие европейской сценографии: тонкое узорочье грандиозного задника (панно), таинственное мерцание красок неразрывно связаны с колористической изысканностью музыки балета.
В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой. В последние годы Александр Головин не имел возможности работать в привычной для себя театральной атмосфере он чувствовал себя забытым, одиноким и никому не нужным. Бланша и Ж. Симона.
Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Свадьбу сыграли в сентябре. Более 10 лет Головин работал с Мейерхольдом в Александринском театре Петербурга.
Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф. И. Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург) и др. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. В 1906 – 1907 г. участвовал в выставках русского искусства, организованных С. П. Когда на премьере «Грозы» Островского в постановке Мейерхольда поднялся занавес, зал утонул в звуке оваций, адресованных работе художника. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера».
Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. Пейзажное творчество Головина пронизано чувством поэтической ностальгии и возвышенного переживания утраты «идеального былого». Поленов уже в студенческих работах Головина отмечал редкое чувство колорита. Его живописное мастерство окрепло, техника стала свободнее, уверенней. С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку.
Его учителями были И. Прянишников, В. Маковский, В. Поленов. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, ГТГ) и Бориса Годунова (1912, ГРМ) Н. К. Рериха (1907, ГТГ), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, ГТГ).
"Орфей и Эвридика" Глюка и "Маскарад" Лермонтова – самые громкие плоды этого сотрудничества. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Прянишникова, а также в Париже. Центральный театральный музей им. Головин тщательно исполнял эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. Композиция портрета строится как декоративное панно, в котором эмоциональное состояние модели передается напряженным ритмом линий и красочных пятен.
Александр Яковлевич оформлял также спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др. ), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. -антрепризыАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п. ), небольшая (из 3 – 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций. Предчувствие надвигающихся катаклизмов овладевало всеми слоями населения.
Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900), Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901). На лепном портале были помещены зеркала, в которых отражались огни и публика в зале. Детей с раннего возраста приобщали к театру, музыке, литературе. Позже закончил парижскую академию Коларосси и школу-студию Витти.
В 1903-1916 гг. ТЕПЕРЬ ВСЕ РАСПУСТИЛОСЬ, И ВИД ИЗ ОКНА ПОХОЖ НА СЛЕПЫЕ ОБЛОЖКИ ГОЛОВИНА, ВСЕ ПРОСТРАНСТВО СПЛОШЬ ЗАПОЛНЕНО ЗЕЛЕНЫМИ УЗОРАМИ РАЗНЫХ ОТТЕНКОВ «ВОСХИЩЕНЫ, ВЗВОЛНОВАНЫ, ГОРДИМСЯ, ЛЮБИМ ВСЕМ ТЕАТРОМ, НЕЖНО ОБНИМАЕМ» – ГЛАСИЛА ПРИСЛАННАЯ А. Я. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. Многолетняя деятельность Александра Яковлевича в театре в качестве декоратора оставила не менее яркий след в культурной среде «серебряного века», чем его живописные работы. Академии художеств. Следуя общим тенденциям, российская живопись, разбуженная в натуралистических полотнах Венецианова и Шишкина, напитавшаяся романтизмом Саврасова и чувственностью Левитана, мощно социализированная «передвижниками», дала последний всплеск перед увяданием и будущей гибелью эпохи в «Черном квадрате» Малевича. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр.
Их цветовая гамма строилась на довольно резких контрастах и порой доходила до крикливости. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Даргомыжского (1917 г. ) спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908 г. ), «Гроза» А. Н. Но любимым преподавателем был профессор Василий Поленов, который не только был учителем будущих гениев русской живописи, но и их наставником и, можно сказать, духовным отцом. В 1890-х г. неоднократно путешествовал по Италии и Франции.
и М. Ф. В 1901-17 годах главный декоратор императорских театров в Санкт-Петербурге (в 1907-17 работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом). Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. Русский художник, сценограф, представитель символизма и модерна. Испытал влияние стиля «МодернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. В Петербург вместе с ним переехал и Головин.
В этих условиях театр начал играть гораздо более заметную роль в жизни общества. Молодой художник брал уроки в Академии Коларосси и частной школе Витти. С 1899 участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902— член объединения. Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Москве в семье священника.
К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. Сын священнослужителя, Александр Головин получил прекрасное образование. Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией» и перевелся на живописное отделение. Ранние театральные работы Александра Яковлевича отмечены влиянием красочного живописного стиля Константина Алексеевича Коровина («Псковитянка» Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров.
Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства. И их совместная работа в театре имела огромный успех. Глюка (1911 г. ), «Каменный гость» А. С.
Коровин представил его Врубелю. Островского (1916 г. ), «Маскарад» М. Ю. Член объединения «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.
Предметы бутафории должны отличаться дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю). Дягилев. Здесь, в знаменитом на всю Москву учебном заведении, не только хорошо учили, но и любили ставить пьесы Шекспира. Пресса считала декорации недоделанными, художников обвинили в том, что они не умеют рисовать так, как прежние декораторы-классики.
Коровин свел его с Врубелем. ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Жана Батиста Мольера, 1910, «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде). Жанровую живопись Головину преподавали Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1908) в программе Русских сезонов в Париже. Она родила художнику троих прекрасных детей, но сам брак не был долгим – он, в конце концов, распался. А. А. С 1902 г. с директором Императорских театров В. А.
Тот взял его на работу. Занимался дизайном (убранство кустарного отдела русского павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже, совместно с К. А. Коровиным) и декоративно-прикладным искусством (эскиз майоликового фриза гостиницы «Метрополь» в Москве, 1900, совместно с М. А. Врубелем) иллюстрированием книг и журнальной графикой. «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения «Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения.
Жанровую живопись Головину преподавалиИлларион Прянишников и Владимир Маковский. Современники находили, что они даже внешне были очень похожи друг на друга. В 1897 г. занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. Он был также талантливым живописцем.
Огромным успехом пользовались оформленные им оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского, где пел великий Федор Шаляпин. он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве. Это была настоящая симфония цвета. Однако его новый начальник, глава Московской конторы Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский возлагал на молодых художников Коровина и Головина большие надежды.
Именно по ночам писал он портреты Ф. Шаляпина. Свойственное рококо ощущение эфемерности жизни, отношение к ней как к игре, маскараду, театральному представлению находило отзвук во многих произведениях художников «Мира искусства» и Головин тонко передает в своей «Маркизе» своеобразную «связь времен». Маковского, В. Д. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей) Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея).
В 1898 г. вместе с Е. Д. После революции Головину удалось «блеснуть стариной» в Женитьбе Фигаро по пьесе П. Бомарше (МХАТ, 1927), но в целом его все реже привлекали к работе в театре. Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов», 1908 балетБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
«Основатели» этого творческого союза А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, С. Дягилев были убеждены, что искусство должно не только обличать пороки общества, но и дарить людям радость, эмоциональное наслаждение красотой формы, цвета, линий, а для этого необходимы высокий уровень культуры и профессиональное мастерство самого художника. Прянишникова, В. Е. По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались кустарным способом на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены».
Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения. Неслучайно, в своем обширном театральном наследии Головин выделял постановку «Орфей и Эвридика» как самую любимую, где все было подчинено красоте пейзажных фонов.
В 1913 г. поселился в Детском Селе под Петербургом. В 1919 г. экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927 г. ) и Москве (1928 г. ). Центральный театральный музей им.
Но любимым преподавателем был профессор Василий Поленов, который не только был учителем будущих гениев русской живописи, но и их наставником и, можно сказать, духовным отцом. Приступив в 1900 году к декорационному оформлению оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» для Большого театра, Головин обратился в разработке сценического пространства к композиционному решению и стилистическим приемам использованным им в интерьере Кустарного отдела для Всемирной выставки в Париже. В 1898 г. изучал в Испании техники керамики. В конце 1890-х г. работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров.
ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Лермонтова (1917 г. ), «Песнь соловья» И. Ф. 1916 — 1917. Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений.
Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. В 1889 г. написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из училища со званием классного художника. С 1899 г. участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902 г. — член объединения. Жил в Москве до 1901 года и в Петербурге.
После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств. Застланный красным ковром просцениум отделялся от сцены пятью разного цвета занавесами — своего рода «эмоциональными камертонами», настраивающими зрителя на развитие драматического сюжета в следующем акте. Возникали новые художественные объединения, среди которых самым значительным стал «Мир искусства» (1898). НЕРЕДКО, ГЛЯДЯ НА КАРТИНЫ, ХОЧЕТСЯ УЗНАТЬ, КАКИМ ХУДОЖНИК БЫЛ В ЖИЗНИ, ЧТО ЕГО ВОЛНОВАЛО, КТО ОКРУЖАЛ, ГДЕ ЧЕРПАЛ ОН ВДОХНОВЕНИЕ, СОЗДАВАЯ СВОИ ШЕДЕВРЫ.
В детстве будущий художник серьезно занимался музыкой. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. На выставках с 1894 г. (Московское товарищество художников, Московское общество любителей художеств, Союз русских художников, Мир искусства – член объединения с 1902). Сотрудничал в одноименном журнале.
Стихотворениями в тряпках назвали их современники. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен и дело пошло. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П.
В Петербурге с конца 90-х годов прошлого века и до 1924 года существовало декадентское (упадническое) формалистское художественное объединение «Мир искусства». человек (2004). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор». Стравинского (1919 г. ) и многим другим. ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). Мейерхольда, выполненного остро композиционными приемами.
В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин. Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903).
Развитие изобразительного искусства неотделимо от развития общества. Все этапы его становления, роста, расцвета и увядания, предшествующего новому витку Жизни идут в ногу со Временем, вне которого порой очень сложно осмыслить тенденции и причины отдельных явлений. Александр Головин родился 1 марта (17 февраля по старому стилю) 1863 года в Москве.
А. А. Бахрушина. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ). Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897).
ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ ПОМОГАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ И ПИСЬМА. Головин родился в Москве в семье священника (был самым младшим, 12-м ребенком). Нерадовского. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр. В 1928 г. был удостоен звания «Народный артист РСФСР».
Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Окончательно стиль живописца сложился в 1910-е годы. В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж. Бизе, 1908 и Орфей и Эвридика К. В. Глюка, 1911, в Мариинском Гроза А. Н. Островского, 1916 и Маскарад М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском и др. ).
В 1889 г. жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимался под руководством Ж. -Э. Это была первая совместная работа А. Головина с выдающимся режиссером К. Станиславским. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Томашко, выполнял росписи интерьеров.
Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. В начале 1890-х г. работал у подрядчика А. А. Сорокина, П. С. не только декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма., но и костюмов, бутафорииБутафория (итал. ) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др. ), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Возглавивший Московскую контору Императорских театров В. Теляковский принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казённой сцене. Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А. Н. Корещенко, 1900 и Псковитянка Н. А. Римского-Корсакова, 1901). Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей.
Москва. А. Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся. С 1926 г. сотрудничал с К. С. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1898 году Головина пригласили в московский Большой театр и с тех пор жизнь его навсегда была связана со сценой. Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица», 1910). Он известен и как автор многочисленных портретов актеров, в частности Ф. И.
К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом. В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Почти все дни, а иногда и ночи А. Головин проводил в своей мастерской в Мариинском театре. Складывались новые принципы художественного мышления.
Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917) спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим. В кругу «поленовцев»В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Увлечение живописью пришло в старших классах гимназии. Коровин представил его Врубелю. Поленова, И. М. БОМАРШЕ «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО».
Несмотря на то, что Головин время от времени терял темп работы, Теляковский весьма ценил его талант, возмущался, бранился – но терпел причуды художника. СТАНИСЛАВСКИМ. Мастер портрета (Портрет Ф. И. Здесь он познакомился с Левитаном и Коровиным, свел дружбу с Нестеровым и Архиповым. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927 г. ), «Отелло» У. Шекспира (1930 г. ). Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам. Маковского, Е. С.
В эти годы Головин испытал влияние стиля «модерн». К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. В 1890-е гг.
Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В. В. Александр хорошо играл на рояле, мечтал стать оперным певцом. Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). По сути она открыла и развила в нём грани его дарования, обусловившие то место, которое и занял Головин в российской культуре начала ХХ века.
Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. В 1934 ГОДУ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОГДА МОДЕРН БЫЛ УЖЕ В НЕВОЗВРАТНОМ ПРОШЛОМ – ТОМ СЧАСТЛИВОМ ПРОШЛОМ, В КОТОРОМ ЖИЛА МОЛОДОСТЬ, ЗВУЧАЛИ ВДОХНОВЕННЫЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОРЫ В ЖУРНАЛАХ «МИР ИСКУССТВА» И «АПОЛЛОН», А В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА-РОМАНТИКА, ВОЗНЕСШЕЙСЯ НАД СЦЕНОЙ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, РАЗЫГРЫВАЛИСЬ «ПОЭТИЧЕСКИЕ» ДУЭЛИ, – МИХАИЛ КУЗМИН СДЕЛАЛ В ДНЕВНИКЕ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАПИСЬ: «ВЕСНА. Якунчиковых в Наре под Москвой. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля.
Необходимо отметить, что окончательно стиль Головина сложился в 1910-е гг. – декоратор императорских театров.
По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались «кустарным способом» на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». А. А. Вот таким образом не случайно обращение Александра Головина к театральному искусству, где он обрел призвание и славу. Головин стал первым в истории театра художником, «создававшим» спектакль, в котором грим, костюмы и декорации представляли собой единый художественный ансамбль.
ВНУТРЕННИЙ МИР ХУДОЖНИКА, ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ ЗА КАДРОМ. Родился в Москве, в семье священника. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. Работа над подготовкой постановки драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» стала вершиной многолетнего сотрудничества А. Я. Головина и В. Э.
С 1912 г. – д. чл. Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля 1863 года в Москве. Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Коровин свёл его с Врубелем.
В него входили художники Бакст, Добужинский, Сомов, Рерих и другие. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать». Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра.
Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. Лучшие произведения художника Александра Яковлевича созданы в период, называемый «серебряным веком» российской культуры.