А.саврасов

Выходец из небогатой купеческой семьи. Биографии. Светославский. – О. И. ). Добровольский О. М. Саврасов — М. : Молодая гвардия, 1983.

Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине Грачи прилетели (1871). Его европейские пейзажи (Вид в Швейцарских Альпах, 1862, ГТГ Озеро в горах Швейцари, 1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным образцам и в то же время выгодно отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов в духе Калама отсутствием шаблонной патетики, достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма.

  • Алексей Кондратьевич Саврасов, биография и картины
  • Алексей Саврасов: биография и творчество художника
  • Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
  • Алексей Саврасов: жизнь и творчество художника
  • Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)
  • История гениального, но невезучего художника Саврасова

Нет выше наслаждения созерцания природы. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров). рисунки и акварели. Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот.

Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Савинов А. Н. Н. Но путь в большое искусство оказался нелегким. С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща. Дважды Саврасов поступал на учёбу в Московское училище живописи и ваяния. Пришли болезни, ухудшилось зрение.

В 1871 году появляется сама картина Грачи прилетели на выставке Товарищества передвижных художественных выставок (Саврасов был одним из ее учредителей). Сам же автор статьи выше всего оценил в саврасовских работах простоту изучение натуры и верность характера, то есть качества, соответствующие реалистическому направлению, утверждение которого и стало основной задачей Саврасова, как и других лучших русских художников того времени. Полевого В. М. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе Грачей. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов.

Окрестности Ярославля» (1874). Бакшеев, С. И., отмечал у него прежде всего небывалый ранее в русском изобразительном искусстве подход к природе с тончайшей глубоко-мелодической (ощущение непрерывности течения и взаимопроникновения всех образующих пейзаж компонентов) чуткостью. Коровин, К. А.

  1. Алексей Кондратьевич Саврасов ( )
  2. Алексей Саврасов краткая биография
  3. Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи
  4. Биографии великих и известных людей
  5. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
  6. Саврасов Алексей Кондратьевич ( )
  7. Алексей Саврасов – родоначальник реалистического пейзажа в России
  8. «Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника

1861) и Евгения (род. 1867). Болото, 1870). Попав в Молвитино, он увидел своих «Грачей» – старую церковь с просторами бесконечных русских полей за ней, странную красоту неказистых березок, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями, промокшие избы, услышал негромкую песнь пробуждения и радости. Зима (1870-е, ГТГ).

Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи. Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать.

  1. Между романтической традицией и реализмом
  2. Поэтические пейзажи Алексея Саврасова
  3. Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова
  4. Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов

Рабуса. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке. Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. Тот же Померанцев свидетельствовал: При всем том, ознакомившись с последними работами А. К.

Саврасов пристрастился к алкоголю, у него начинают болеть глаза.

Последовало время частых перездов по гостиницам и номерам. Шишкина и Н. В. Приглушен колорит, радуга еле заметна, однако сюжет картины полон очарования. В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского.

Художника притягивает ранняя весна. картину Могила на Волге. Примером таких работ может явиться Радуга и У ворот монастыря. В этом направлении шла и литература: поздний Пушкин, Гоголь (друг Рабуса), Аксаков, молодой Тургенев.

  1. Популярность картин художника Алексея Саврасова
  2. Семья и живопись в жизни Саврасова
  3. Алексей Саврасов детство и становление художника
  4. Алексей Саврасов достиг дна и умер
  5. Алексей Саврасов Грачи прилетели
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа

Родился в семье московского купца третьей гильдии. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866). Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов.

Исполненные там картины Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика. В заключение его уволили из Училища, отобрав казенную квартиру. Саврасов. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Юный Саврасов оказался на рубеже этих двух художественных школ: романтизма и реализма.

  • 12 мая (24 июня по новому стилю) 1830 год, Москва – 26 сентября (8 октября) 1897 год, Москва
  • Известные произведения Саврасова Алексея Кондратьевича
  • Картины Алексея Кондратьевича Саврасова

Страдая от пристрастия к алкоголю (за что был уволен из МУЖВЗ), С. умер в одиночестве и нищете. Сами березы довольно неказисты – Саврасов в своем творчестве продемонстрировал абсолютно новое понимание того, что следует считать «красивым» и «музыкальным».

Алексей Кондратьевич 
Саврасов, биография 
и картины

Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Своим появлением на свет А. К. В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. Он умер в больнице для бедных. Моргунова, родила двоих детей.

В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое». Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как Старые сосны (1854), Сосны (из Гусарева) (1850-е годы), Старый дуб у обрыва над рекой (1857). — С. 53. Неврева, В. Е. Мастерская передача света и цвета, объемной пространственности, особое умение Алексея Кондратьевича выразить простыми, казалось бы, средствами радостное и пронзительное ощущение трепетания весеннего воздуха ярко проявились в его знаменитой картине «Грачи прилетели». К большому сожалению именно это полотно, ставшее одной из главных вершин творчества художника, вызвавшее целую бурю хвалебных откликов, заслонило в глазах публики другие талантливые произведения мастера. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца (Проселок, 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны (Лунная ночь. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Больше таких успехов у Саврасова не было.

Картина отличается эмоциональностью и религиозным утверждением «земли» и «неба». Земля ведь рай – и жизнь тайна, прекрасная тайна». ) Показ «Грачей» на I выставке ТПХВ сопровождался оглушительным успехом. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину Степь с чумаками вечером (Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск) и предложила отправиться для написания видов с натуры в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах.

В итоге Саврасов успешно сдаёт экзамены и поступает в Училище. пейзажной живописи. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Это «вот-вот» необыкновенно важно для понимания саврасовского шедевра. Саврасов ее посвятил 200-летию со дня рождения Петра 1. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад.

Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника стремлением к правде и самостоятельности. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Что-то подобное как раз и произошло в 1870 году. Но что-то с ним произошло – омытая трагедией душа вдруг стала пронзительно зрячей.

По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия.

Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека. Тяжелый недуг одолевает жену. стран, совершал неоднократные поездки на Волгу и по Украине. Левитана, Н. А. За эти работы он получает от Академии художеств звание неклассного художника. Его лучшие зрелые картины стали этапными в развитии русской пейзажной живописи и оказали огромное влияние на пейзажистов конца XIX – начала XX в. (Грачи прилетели, 1871, Проселок, 1873, Рожь, 1881, все – в ГТГ Радуга, 1875, ГРМ). Коровина, И. И.

Конечно, в большей степени он был романтик и это оказывало определенное влияние на учеников и, в частности, на Алексея Саврасова, его первые работы, выполненные в училище. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. В 1854 г. за картины Вид в окрестностях Ораниенбаума (ГТГ) и Морской вид в окрестностях Ораниенбаума получил звание академика. и С. А.

Пришли болезни, ухудшилось зрение. Да, да. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя.

Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками – ведь даже Владимир Стасов увидел в картине Грачи прилетели (высоко, впрочем им оцененной) холод, зиму, мутный белый блеск. Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения.

На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса. Ещё одна известная картина Саврасова «Просёлок», её художник написал в 1873 году. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Левитан, В. Н. семье. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно.

Из-за этого юноша был вынужден переселиться из родительского дома к художнику А. Зыкову. Основоположник русского лирического пейзажа. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения и среди них – Рожь (1881, ГТГ), Зимний пейзаж (частное собрание), Северная деревня, Весна.

Он реже выставлялся, работал все более неровно. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. Огороды). Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. К тому же на общем уровне его творчества негативно сказалось ухудшение зрения (к 1889 году художник, по его собственным словам, часами не видел форму предметов).

Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. В это же период семейство лишается казенной квартиры. Если ранее он работал в основном близ Москвы, то теперь постоянно совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего освещения, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения тихие и беспорывные, как русская природа (Гоголь о деревенских стихотворениях Пушкина).

Касаткина, А. П. Значительную часть творческого наследия С. составляет графика (рисунок, акварель). Становление художника происходило очень быстро.

Впрочем, об окончательном распаде все-таки говорить не приходится – и в эти годы он писал. На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы. Он реже выставлялся, работал все более неровно. Наставником юного живописца был замечательный педагог пейзажного класса Карл Рабус (его имя было забыто).

В Школу сию, – гласил Устав 1842 года, – принимаются без различия ученики всякого состояния, свободного и крепостного и дается им одинаковое образование. От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Надо у природы учиться. Уж распустился дуб.

Родился вкупеч. Тому предшествовала драматическая история – Кондратий Артемьевич, не веривший в смысл каких бы то ни было «художеств», выселил сына вместе с его картинами на чердак своего дома. Они еще не покрылись листвой. Благодаря своему наставнику Саврасов из дилетанта превратился в художника. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы.

Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника. До 1882 года, пока был жив «прикрывавший» его Перов, на это смотрели сквозь пальцы, но в 1882 году терпение начальства кончилось: Саврасова уволили.

Рабус. Чл. -учредитель ТПХВ (1870).

Саврасов повел себя при этом резко. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». Несколько работ, написанных им во время поездки, были экспонированы на выставке 1853 года. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом неприбыльным и несерьезным. Вербное воскресенье предшествует Пасхе и верба – один из главных символов «Грачей», наряду с Воскресенским храмом. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.

И все-таки до конца дней он создавал и новые замечательные произведения. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках.

И кто мог подумать, что таким идеалом для художника может стать сама действительность. Саврасов любит рисовать ночную Москву, без дневной суеты (Соборная площадь в Московском Кремле ночью). — Да, да.

Карл Рабус был известной фигурой в мире искусства в те времена. Гражданская жена, Е. М. – Всегда поет и песнь ее торжественна. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . Но как красива картина, как трогательно-нежен едва уловимый ритм тянущихся ввысь березок.

Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором. художественный музей Латвийской ССР). То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе. В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Карл Рабус умер и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него.

Левитан, СИ. Видеть красоту надо, понять, любить. Оно звучит и в гнездах, которые грачи вьют в ветвях берез. Каменев, К. А. Одна за другой появляются картины Волга под Юрьевцем (1871, местонахождение неизвестно), Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) и, наконец, Грачи прилетели (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. Пейзаж Грачи прилетели есть лучший и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов и барон Клодт и И. И. (Шишкин.

В начале XIX века художники искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен.

В жизни его появляется гражданская жена Евдокия Михайловна Моргунова и общие дети. Очевидна и близость между этой работой и монументальной элегией Левитана Над вечным покоем (1894). Поле с воронами, Сумерки.

Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859). Картины. Близка Радуге по образному смыслу и картина У ворот монастыря (1875, ГРМ).

Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Кондратий Артемьевич предполагал определить сына «по торговой части», а тот любил рисовать и делал это неплохо. Картина «Лосиный остров» была удостоена первой премии на выставке Московского Общества любителей художеств.

Имя Карла Ивановича Рабуса ныне известно немногим. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами. Он стал реже выставляться, часто болел, у него ухудшилось зрение. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Следующая поездка на Волгу явилась почти вынужденной. Глубокая тишина отражена в картине, умытый мир как будто застыл и задумался.

Болото, 1870, Серпуховской историко-художественный музей), то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Очень любил это произведение и Исаак Левитан, писавший: Возьмите. В пейзаже Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, разливы рек, подобные морям. В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей – Проселок (1873, ГТГ), Радуга (1875, ГРМ), в других – взволнованной, поэтически приподнятой – Вечер. Началось его многолетнее «хождение по мукам» – а точнее, по временным пристанищам и ночлежным домам. Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою.

Перелет птиц (1874, Одесская картинная галерея). В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: Лунная ночь. Ступайте в природу, — говорил он нам. В таких условиях Саврасов завёл новую семью. Взяв в декабре отпуск на полгода, он вместе с женой уехал в Ярославль. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы.

Отправляясь в это путешествие, он подстраховал себя полученным (судя по всему, от П. Третьякова) заказом на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге». Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Болото (1870, ГТГ), Закат над болотом (1871, ГРМ). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г. ) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен Могилы над Волгой (1874, частное собрание). В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка.

В 1870 году Саврасов открыл для себя Волгу. Подчас оно оборачивается жестоким наказанием, глубочайшей жизненной трагедией. Венецианова. Картина Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871, Горьковский гос. Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи.

Важной вехой в жизни художника был 1854 год. Во всех картинах Саврасов пишет птиц.

Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Сегодня многие его картины изучаются в школьной программе (например, картина Грачи прилетели). Многие произведения Саврасова можно подолгу с удовольствием рассматривать. Все эти работы, наверное, видели и ученики Саврасова, преподавательская деятельность которого именно в 1870-е годы была особенно успешной и плодотворной.

— М. : Терра, 2001. Отец мечтал приобщить сына к «коммерческим делам», однако Алексей, еще будучи ребенком, увлекся рисованием. струны, которая могла бы обращаться в песню. Зиму Саврасовы провели в Ярославле – в снятой художником вместительной квартире. Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является (как и в народных песнях и в творчестве многих русских писателей и поэтов) как бы олицетворением убогой и обильной, забитой и всесильной Руси. В иных красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа и в музыке работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку (Бабья лямка, 1871, частное собрание, Москва Бурлаки на Волге, 1871, ГТГ) сгущается над Волгой мгла грозового неба (Волга, 1870-е, ГТГ).

Пукирева, И. И. лирич. Оставил также многочисл. От ранних работсромантич.

Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо. Подобные отзывы больно задевали чуткую и ранимую душу художника. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность.

Березки чуть-чуть не затопил паводок. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла.

Картина исполнена в жанре «лирического» пейзажа, которому свойственны одухотворённость, щемящее настроение. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев.

Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Перова и В. В. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь.

Рябушкина, С. И. Картину «Радуга» А. К. Он много и упорно работал в окрестностях родного города исследовал с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево (подобные работы дают уникальный материал по иконографии некогда живописных, а ныне застроенных районов Москвы). Такова элегическая картина Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул). — Т. 1. Мотив.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье мещанина Кондратия Артемьевича Соврасова – именно через «о» писал свою фамилию отец будущего художника. Огороды (1883, Пермская гос. Лужина дело уладили и Алексей Кондратьевич Саврасов вновь попал в училище. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). Боже, какая, бывало, разнообразная, разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища.

Пейзаж (оба 1880-ые годы), Сосны на берегу озера (1880-ые — 1890-ые годы) и Оттепель (1887 год) исполненные сложной техникой живописного рисунка. Является новаторским произведением живописи 1870-х годов. Это расцвет творчества Саврасова.

СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1916год. Всегда поет и песнь ее торжественна.

Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «абсолютно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. Это видно и по изображениям церквей, храмов.

Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. образам, став основоположником рус. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. Это одна из картин, представляющих серию саврасовских «радуг».

Сам художник не был очень доволен своей работой. В 1844 году, вопреки желанию отца, Алексей Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в пейзажный класс, где преподавателем у него был К. И. Знаменитый В. Г. Моргунова, родила двоих детей. Нестерова и многих других живописцев, ваятелей и архитекторов связаны с этим училищем.

Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Коровин, И. И. Сепия озаряет предметы золотистым светом. Учился в МУЖВ (1848–50) у К. И. Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года Перед грозой, В усадьбе (частное собрание, Москва) и особенно Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (ГТГ), перекликающихся с грозовыми пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые эффекты контрастного освещения, ветра, ломающего деревья и т. д. помогали выражать драматические, бурные, несколько абстрактные чувствования.

Новый период его жизни и творчества совпал по времени с эпохой реформ, наступившей в России вскоре после смерти Николая I и поражения России в Крымской войне. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Преподавал в МУЖВЗ (руководитель пейзажного класса в 1857–82), среди учеников– Л. Л. И только в 1848 году, благодаря помощи учеников МУЖВ Александра Зыкова, Сергея Грибкова и преподавателя Карла Рабуса, а также просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И. Д. Дышится легко и свободно.

Нестерова, Уфа). Следует отметить интерес С. к пленэру и его достижения в этой области. Однако он не оставил живопись.

Так, в 1861 году он был ответственным за перевоз шедевра А. Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву в 1862 году абсолютно на равных (если не «сверху вниз») общался с тогдашним всеевропейским кумиром, швейцарским живописцем А. Каламом в 1867 году посетил парижскую Всемирную выставку в 1869 году, совместно с художником В. Пукиревым издал «Курс рисования» в конце 1860-х годов принимал деятельное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья.

Весна. Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. Маковского и А. М. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. Умер он в отделении для бедных 2-й городской больницы.

По определению Б. Асафьева, художнику в этой работе свойственна «тончайшая и глубоко-мелодическая чуткость». Весна. Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя частицей восторга и блаженства земного (выражение из рассказа Перова Милентьич-птицелов).

Картина поражала удивительным оптимизмом. Перелет птиц (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж Закат. Тема Волги была продолжена, одним из лучших учеников Саврасова, Левитаном. В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид».

Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу. Информационный портал: Художники-передвижники.

Жизнь вели «тихую и сосредоточенную». И вот они стоят, отражаясь в зеркале спокойной воды так, что, кажется, мы видим не просто их повторенье, а их корни, подобные кроне, которые иначе увидеть невозможно. Васнецова, С. А. Природа вечно дышит.

Нужна романтика. — Там красота неизъяснимая. Какой мох. В юношеских произведениях Саврасова – Вид Москвы с Воробьевых гор (1848, ГТГ), Вид Кремля в ненастную погоду (1851, ГТГ) – сказалось внешнее влияние романтизма. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г. ) привлекли внимание две его картины: Вид в окрестностях Ораниенбаума и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума, за которые художнику присваивается звание академика. Обе картины значительно отличаются от его прежних работ.

Без такой опоры он оказался по большей части отрезанным от культурной жизни. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке. Какая простота. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса.

В этих работах уже в полную меру стала ощутима присущая душе этого высокого, физически сильного, но скромного и стеснительного купеческого сына чуткость к красоте, способность возвышенно-поэтически и в то же время бесхитростно-правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы. А в творчестве Алексея Кондратьевича наметился серьезный спад. художник и график, академик петерб.

Коровины, И. И. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни. Художник просто сломлен этой чередой смертей. Алексей Саврасов был выгнан из училища и из казенной квартиры.

Все эти художники в свое время тоже противопоставляли демократический дух своего искусства холодным красивостям академического пейзажа, с небывалой простотой, свободой и непосредственностью изображая родные равнины и леса, стога в полях и бедные хижины в связи с трудом и судьбой истомленного человека (Милле). В московской академии царил демократический дух. В целом раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким кулисным контрастам переднего и заднего планов. При том, что пейзажная мастерская Саврасова представляла собой свободнейшее учреждение всей школы и учитель не связывал воспитанников ни жесткими требованиями, ни строгой дисциплиной, ученики горячо любили уроки этого огромного человека с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли на бога (таким его запомнил Константин Коровин).

Он был ответственным за перевозку шедевра А. Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву в 1862 году в 1862 году общался на равных с известным по всей Европе швейцарским художником А. Каламом в 1867-м году был на парижской Всемирной выставке в 1869, совместно с художником В. Пукиревым, выпустил учебник «Курс рисования» в 1860-х годах участвовал в открытии Товарищества передвижных художественных выставок и после был членом его правления. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. В этих хождениях у него появилась новая семья – гражданская жена художника, Е. М.

Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба. Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. Этот взгляд оправдался на нем самом.

Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. эффектами («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851 «Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854, обе– ГТГ) перешёл кспокойным, повествоват., проданные за несколько сот рублей, были оплачены ему несколькими десятками рублей, что известно и самому художнику и на что он даже и не жалуется, по-видимому, почти примирившись со своей тяжелой долей.

Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Отдавал свои картины чуть не задаром.

Картина Грачи прилетели способствовала успеху Первой передвижной выставки. В этот период появились его картины: самая знаменитая— «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871)d, «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875)e, «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню и грозе. В 1876 году у него заболели глаза, болезнь прогрессировала и десятилетием позже художник, по собственному признанию, «часами не видел форму предметов». пейзажа («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, ГТГ). Тут вмешался московский обер-полицмейстер генерала И. Лужина. В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия (Летний пейзаж с дубами, 1859 Летний пейзаж с мельницей, 1859 Пейзаж с дубами и пастушком, 1860, все – ГТГ). Особую линию в творчестве Саврасова 1870-х годов представляют его городские, московские пейзажи.

В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Иней (1870-ые годы), Вечер. М. В. Композиционный центр картины – колокольня и голубые купола белокаменного монастыря. Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), Нижегородский государственный художественный музей. Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А. Г. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы.

Да, урывками, да, неровно, да, повторяясь, да, порой сбывая новые полотна чуть ли не за «порцию» водки, – но и не роняя высокого звания русского художника. Предаваясь возлияниям, Саврасов откровенно манкировал своими преподавательскими обязанностями. И все-таки Иван Николаевич Крамской, лидер передвижников и один из глубочайших ценителей русского искусства, в одном из писем к Васильеву не случайно ставил на первое место именно Саврасова, отмечая, что в работах других художников есть деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в Грачах. Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу их переплетения. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах.

Этот пейзаж удивительно мелодичный по рисунку, тонкий и богатый по цветовому строю, он полон как бы хрустальной тишины, проникнут чувством покоя и красоты бытия. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи (К. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. художественная галерея). Нелегкими оказались для художника последние десятилетия.

АХ (1854). В последние годы художник Саврасов влачил полунищенское существование, скитался по ночлежкам. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа. Кроме этого, Саврасов активно преподает в училище, вдохновляя и подавая пример своим ученикам (Михаил Нестеров, Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан и др. ).

В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели». Началось «хождение по мукам» художника, он ночевал в ночлежках. Настроение нужно. К 12 годам, юный Алексей Саврасов самостоятельно овладел основами работы акварелью и гуашью, правда, пока это были подражания Айвазовскому.

Было тяжело, даже на еду не хватало. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А. К. Показательно, что даже известный русский критик и искусствовед А. Н. Бенуа назвал Саврасова художником-неумехой, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину (Грачи прилетели). В 1848 году Саврасов смог продолжить обучение в училище благодаря помощи некторым друзьям.

КартинаЛосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы. Коровина и К. С. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Это воплощение реализма и метафизики, а не просто любование природой.

(«Природа вечно дышит, – как-то сказал Саврасов. Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Целая плеяда замечательных русских художников воспитывалась и преподавала в МУЖВ, творческие биографии В. Г.

В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Все более конкретным, бытовым становилось и восприятие природы. Это был серьезный удар для Алексея Саврасова. Хочется верить, что ветер пронесет непогоду мимо, но туча висит слишком низко, солнце постепенно исчезает, к горизонту расползается тень, оставляя за собой лишь багровый отсвет спелой ржи. Его способности привлекли внимание августейших особ.

– попытка получить художественное образование датируется 1848 годом. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Простой, почти убогий мотив.

Наиболее известная картина С. – «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), передающая настроение обновления природы, стала этапной работой в развитии рус. П. Петров // Русское искусство. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал.

Отдельно следует упомянуть такие работы: Радуга, Зимний пейзаж. Окрестности Ярославля» (1874). Окрестности Ярославля» (1874)f. — М: Изобразительное искусство 1987.

Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы». Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений Пейзаж с рекой и рыбаком (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) – один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени. Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса. Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли. Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: Вид в селе Кунцево (1855, ГТГ), Вечерний пейзаж (1861, Гос. Зрелые произведения отмечены слиянием реализма с поэтизацией обыденных мотивов интересом к передаче световоздушной среды изысканной тонкостью цветовых нюансов («Волга близ Городца», 1870 «Просёлок», 1873, оба– ГТГ «Радуга», 1875, ГРМ «Рожь», 1881, ГТГ).

В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Светославского, М. В. Здесь прорисованы не только деревья и вода, но даже воздух и дух весеннего настроения. В 1844 году Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния. дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства».

Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Работая совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году), он ввел в него и подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника изучающего русский пейзаж. Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся. В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». Этой картиной была открыта «волжская» серия картин художника, созданной в самый плодотворный период его творчества.

Ему еще удавалось порой создавать замечательные картины, но чаще это были поверхностные произведения «на скорую руку» ради заработка. Картины. Её он выполнил в духе импрессионизма. Удачно использовал художник растушку и тонированную бумагу, процарапывая ее ножичком или иглой. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). Особенно благоприятна для освоения родной природы была атмосфера культурной жизни Москвы, этой большой деревни где с конца XVIII века жили традиции карамзинского сочувствования с природою, где с особым вниманием и любовью изучали русскую почву, быт народа.

и 4 доп. – писал И. И. Левитан. Его знаменитая картина "Грачи прилетели" (1871) поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива и редкостной поэтичностью его истолкования. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: Ночка (1883), Лунная ночь над озером (1885), Вечер.

М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Этой картиной заканчивается творческий период жизни русского художника 1860-х годов. В 1860-х годах вёл активный образ жизни в мире искусства, в различных источниках упоминается его имя. Поэтизируются берёзы, неказистые, в ветвях которых прилетевшие грачи вьют гнёзда.

Он входил в состав учредителей и был членом правления. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. На заднем плане изображены бедные селения. Рабуса. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. Лишь после просвещенного вмешательства московского обер-полицмейстера генерала И. Д. В1862 и 1867 посетил ряд европ.

— Т. 2. Становление художника происходило очень быстро. То бодро и жизнеутверждающе, то с каким-то щемящим грустным чувством воссоздает он это переживание соприкосновения человеческой души и жизни природы, когда оттенки цвета травы, ритм стволов и ветвей, тон неба становятся и оттенками чувств и мыслей, сопрягаются в целое и человек ощущает свою причастность к сокровенным поющим силам природы (Борис Асафьев), к тому, что поэт определял как натянутые струны между небом и землей. И откуда только у нас не было учеников. В браке родилось четыре дочери и один сын. До Саврасова.

Но выживает только одна из дочерей –Евгения. По большей части это виды чудного приволья, открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом (Степь днем, ГРМ Украинский вид, ГТГ). А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за Вид Московского Кремля при лунном освещении (1850, частное собрание, Москва) и Камень в лесу у Разлива (1850, ГТГ). «Половодье» (1868) – это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года». С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы.

Вид на Кремль», «Проселок». В конце 1876 года брак распался. В 1849 году, еще являясь студентом, Саврасов совершил путешествие на юг России.

тт. В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил (Разлив Волги под Ярославлем, 1871, ГРМ Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом, 1871, Нижегородский государственный художественный музей). Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). Каменев, С. А. Саврасова, . Скудная лестница, перед которой остановилась крестьянка, делается лестницей в небо.

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич, рос. Все это по-своему отразилось и в творчестве, преподавательской и общественной деятельности Саврасова. В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Саврасов был прекрасным рисовальщиком. С начала 1880-х гг. Светославский. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Современник так описывал эту работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину).

Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Село Волынское, Рожь, Весна. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». Ухудшилось зрение художника.

Верба – символ воскресенья, бессмертия жизни. Простой, почти убогий мотив. В 1876 году от него ушла жена с детьми. Сам Рабус как художник тяготел к романтизму, но в то же время интересовался реалистическим направлением в искусстве.

Конечно, среди его работ 1880-1890-х годов есть немало скороспелых, для заработка написанных пейзажей. художественный музей Латвийской ССР), Сельский вид (1867, ГТГ). Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Это еще ощущается на чувственном уровне, где понимаешь – это единство человека с его высшей небесной частью. Вторая – и успешная.

В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу. В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. Такая двойственность для него весьма характерна.

И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Картину «Лосиный остров в Сокольниках» Саврасов написал в 1869 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Интересно, что при подготовке картины (написанной за два года до появления репинских Бурлаков на Волге) Саврасов пользовался помощью Перова, которому в свою очередь помогал советами, а может быть и кистью при написании пейзажей в картинах Птицелов (1870) и Охотники на привале (1871). А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. А внутренняя музыка здесь многое значит – по определению Б. Асафьева, художнику в этой работе свойственна «тончайшая глубоко-мелодическая чуткость» «Вот-вот» есть и в готовой «опушиться» вербе, которую автор интерпретирует в христианском духе: как метафору вечного воскресения, бессмертия. Молодого художника вскоре начали называть «надеждой русского искусства».

По возвращении в Россию он поселился в Москве, а с 1844 года по инициативе игравшего видную роль в художественной жизни Москвы Михаила Орлова (некогда близкого к декабристам) начал преподавать в МУЖВ, сумев плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов. На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены. Доходило до того, что отдельные критики высказывали удивление, как, мол, этакому «неумехе» удалось написать одну такую «порядочную картину». Стволы дубов в Останкине высохли.

Художник пользовался разными техниками и приемами. Первый раз в 1844 году, учёбу пришлось оставить из-за болезни матери, её сразила чахотка. Окончил Училище Саврасов в 1854 году. После этого он создаёт самое большое своё полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».

Картина «Лосиный остров» принесла первую премию русскому художнику на конкурсе Общества любителей художеств, в 1870 году и была куплена П. Третьяковым. Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена (1862). Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род. — 692 с., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред.

Ему суждено было пережить нищету и одиночество. Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц.

В 1848 году он вновь поступает в Училище. К этому периоду относятся — Сельский вид (1867), Плоты (1868), Зимняя ночь (1869). Романтика бессмертна. Правда, они нередко окрашены в невеселые, драматические, сумеречные тона. В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения.

В центре изображена заурядная, с облупившейся краской колокольня. Саврасов опускался всё ниже. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . Учился в Московском училище живописи и ваяния (1848-1854) у К. И. В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Все поздравляли художника с творческой удачей.

Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Здесь виден поиск идеала в обыденном. Так картину зритель увидел уже в 1893 году.

из-за тяжелых невзгод и недуга начался спад в его творчестве. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. В то время художественное освоение природы в России стояло перед сложной задачей: каким образом, не теряя обретенного в сентиментально-романтическую эпоху идеального чувства натуры как единого прекрасного целого, приблизиться в ее изображении к чувствам и мыслям реальных людей, национальной истории и повседневной жизни.