Ахматова Портреты
Эти строки Ахматовой из стихотворения 1922 года «Не с теми я, кто бросил землю» созвучны ясной выразительности портрета кисти Петрова-Водкина. Первый (не считая рисунков Модильяни 1911 года) графический портрет Ахматовой выполнен С. А. Сориным (Петербург, 1913г., по др. Анна Ахматова (урок – портрет). Но Ахматова очень нравится портрет, Митяодобряет К этому времени портрет Анны Андреевны у моей матери почти закончен, так как дальше она пишет, что "осталось доделать пустяки, но нужно скорее заказывать раму".
Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой. Кроме портрета Ахматовой, Петров-Водкин рисовал Андрея Белого и даже Владимира Ленина. Интересно, что в этом же 1922 году портрет Ахматовой написала другая известная художница Зинаида Серебрякова. Памятник «Серебряный век»— скульптурный портрет поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Возможно, поэтому портрет написан в столь холодных тонах, а самой Ахматовой даже приданы мужские черты: подбородок, скулы будто вырезаны из мрамора.
Он писал ее с натуры пять раз, на четырех выполненных тогда портретах Ахматова оставила свои автографы — знак того, что работы ей понравились. Когда человек умирает, Изменяются его портреты А. Ахматова На шее мелких четок ряд, В широкой муфте руки прячу, Глаза рассеянно глядят И больше никогда. Серию графических портретов Ахматовой пишет художник Н. Тырса. Натану удался самый поэтический портрет молодой Ахматовой.
Русский и французский художник Юрий Анненков сделал портрет Анны Ахматовой в 1921 году в Петербурге, в доме на Кирочной улице. В 1900-х – 1910-х им были выполнены портреты Ф. И. Шаляпина, А. А. Ахматовой, С. А. Лурье, Т. П. Карсавиной, князя С. М. Волконского, княгини О. К. Орловой, баронессы Ю. Т. Шейнгель и многих других. Это портреты уже совсем другой Ахматовой, такой, какой вспоминал ее художник и писатель Юзеф Чапский: «Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, спокойная, полная, чуть глуховатая. В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет).
Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, я все же считаю, что Ахматова такая, какою ее знали ее друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова "Четок" передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана.
12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности
Она много лет позже рассказывала об этой встрече, наполняя каждый раз новым содержанием. Чинные мемуары выглядят почти безлико. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Она грустила, мечтала, писала (теперь самые знаменитые) стихи о любви, в которых «легким облачком» поселился он, буквально ставший ее «музой»:В пушистой муфте руки холодели.
Пристойный. Иногда у него появлялись деньги и тогда он был особенно щедр на «праздник»: дальние прогулки-поездки в Булонский лес и парк Бют-Шамон, кафе. Нет и тени плакальщицы и вещуньи.
Гумилев словно почувствовал соперника: увидел в этой встрече знак судьбы. Позже, найденные «боттичеллевские» линии будут «путешествовать» по всем его живописным ню. Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти. Она не могла его не заметить. Поездка не состоялась.
Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
По ее воспоминаниям, Ахматова была «укутана в шаль и ходила тихими шагами со своей очень симпатичной бульдожкой Молли. Она услышала его шаги, она сбежала вниз – как всегда, – но все было пронзительнее и грустнее, чем всегда, может, оба знали, что не увидятся больше. Все, кто общался с Ахматовой в то время, отмечали ее загадочно-печальный вид, а первые напечатанные стихи связывали с именем Гумилева. Их страсть была неудержимой, но по понятным соображениям, недолгой.
Спокойные прогулки в Люксембургском саду. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку»20.
К своему Амадео. Похожа Анна Андреевна на портрете чрезвычайно, но это смягченная идеализированная Ахматова, более женственная, мягкая, без той сложности изломанности и надрывности (искренней ли. Однако, смерть опять опередила славу. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника.
Анна Ахматова: галерея портретов (фото)
Ее силуэт выступает из космической синевы фона, словно источающего свет – свет «ахматовского» серебряного месяца, ярко стывшего над Серебряным веком и теперь становящегося все холоднее и бесприютней. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Возник глобальный интерес. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция.
Тогда и появились ню, не оставившие тени сомнения в характере их отношений. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Видимо вместе с письмами Моди. В мемуарном эссе 1964 года «Амадео Модильяни» тайна рисунка была приоткрыта: стало понятно «почему». Н. И. Альтман в 1914г.
". «Модильяни любил ночами бродить по Парижу и часто, заслышав его шаги в сонной тишине улицы, я подходила к окну и сквозь жалюзи следила за его тенью, медлившей под моими окнами». Да, он был знаком с Ахматовой. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Из 16 рисунков, подаренных ей, она бережно хранила лишь тот, что висел над кроватью.
Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни.
Анна Ахматова — Старый портрет: Стих
Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Сейчас его картины на различных аукционах оцениваются в миллионы. Но искусство не обмануть. Еще раньше проговорилась муза. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь.
Тихий дождь, барабанящий по старому черному зонту. Заметила его сразу, по пристальному взгляду. Внешний аскетизм и предельная внутренняя собранность. В 1921 г. образ на портретах существенно меняется, в нем становится все больше трагизма, скорби и обреченности.
Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Свидетельство чувств молодых людей — прекрасные рисунки — ню. А всего в 1910 было несколько мимолетных встреч. и подошла первая.
О благопристойных воспоминаниях поэтессы откровенней всего высказался Иосиф Бродский: «Ромео и Джульетта» в исполнении царственных особ». Не зря позднее он плохо отзывался о Модильяни. Вмешался Гумилев и предложил, по-русски, уйти из этого «сарая», чем вызвал у ничего не понявшего Моди раздражение. Верится с трудом. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Да.
Он красноречив сам по себе. В январе 1920-го туберкулез, алкоголь и наркотики, окончательно подточили его силы. Моди писал ей «всю зиму» безумные письма из которых она «запомнила несколько фраз».
Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. Ахматова говорила, что рисунки сгорели в царскосельском доме. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Париж таял и сиял восходящим солнцем.
9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
Он весь как-то потемнел и осунулся». В искусстве его не интересовало ничего, кроме человека.
C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет. О, как они ошибались. Простота и благородство портрета Анны Андреевны Ахматовой сродни ее лучшим стихам. я сама заметила в нем большую перемену, когда мы встретились в 1911 году.
Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
Анна больше не отрицала своей любви к итальянскому художнику Амадео Модильяни. написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Заговорили. В воспоминаниях поэтессы не найти и намека на какую-то интимность встреч. Было прощание, последняя их прогулка, последнее кафе, последний парк, последняя ночь. Она вскоре уехала в Париж. В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее.
Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова». Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Впервые молодые люди встретились в 1906 году в Париже.
Модильяни рисовал Анну. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой».
В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Бродить по ночному Парижу — его любимое занятие. Держалась она очень уединенно». Гумилев вернулся из поездки в Африку. Год летел. Не могла проговориться всему миру, что не всегда он просто проходил мимо ее окон.
В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». И в его творчестве, а, тем более, в ее поэтическом становлении слышны и видимы «тени» их любви. Это был долгожданный ребенок. В 1917 году состоялось открытие выставки.
«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
Ее муза олицетворяет скорбь. Они обвенчались незадолго до этого — 25 апреля. Они провели вместе незабываемых три месяца. Но он уже был другой: «.
Встречались в Париже. Вдруг 12 рисунков были узнаны как изображения Ахматовой.
«Печальная красавица» (портрет Анненкова)
Два человека, тесно прижавшись, сидят на бесплатной лавке («я знала его нищим») и читают стихи. В 1922 году новый образ Ахматовой, много пережившей, но оставшейся верной своей привязанности к Родине, создал художник Петров-Водкин. Художник не успел дописать руки поэтессы. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Ахматова в 1964 году оборвала фразу. Она была третьей из шести детей.
Одна. Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова— дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой22 её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки»23, которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата20. Царственная красота юной поэтессы приводила в восторг его утонченный вкус. Сама творила миф, как вспоминали слушатели. Был ли он сделан непосредственно с обнаженной Ахматовой, как хочется думать многим или, как утверджала сама Анна Андреевна: «Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома. » (то есть по памяти) — не имеет особого значения.
«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья— поэты, поклонники тех лет, Ахматова чётко передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина20 инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля21. И дело не в обнажении, а в том эротизме, которым они пылали, глядя прямо в глаза зрителям.
Выставку запретили, но за картинами Модильяни начинали охотиться коллекционеры. Там ее и заприметил Модильяни. Анна Ахматова узнала о его славе и смерти случайно через несколько лет. Строгий лаконичный силуэт оплечной фигуры.