Альбрехт Дюрер Гравюры

Гравюры Альбрехта Дюрера из серии «Апокалипсис» стали известны на весь мир. Альбрехт Дюрер (1471-1528)– немецкий живописеци график, крупнейший европейский мастерксилографии (гравюрана дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры). Альбрехт Дюрер назвал свою работу «Апокалипсис в лицах», где 15 гравюр сопровождались текстом на латинском и немецком языках.

Одно из самых известных произведений, где использован уникальный метод резьбы по металлу – это гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия. Резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. В 1513 году знаменитый живописец и график из Нюрнберга Альбрехт Дюрер исполнил три гравюры, называемые «мастерскими»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия. Гравюры Альбрехта Дюрера по дереву из цикла Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова, 1497-1498 годы, галерея Кунстхалле, Карлсруэ.

Самая знаменитая гравюра, которую выполнил Альбрехт Дюрер – Меланхолия.

15 малоизвестных и занимательных фактов о гравюре Альбрехта Дюрера «Рыцарь, Смерть и Дьявол»

В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео33, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи ТедескиK 5. Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501 г. ).

Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Одна часть исследователей (в том числе Г. Дехио, Б. Хендке) считала, что в Германии не было периода Возрождения и Дюрер и его современники относились к художникам поздней готики. Он гравировал иллюстрации для изданных Конрадом Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502). В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры».

«Меланхолия » – 
самая таинственная 
гравюра Альбрехта

«Меланхолия » – самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Известно, что 14 книг из его библиотеки художник украсил своими рисунками: это были труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля («Органон», «Этика», «Политика»), комментарии Симпликия. Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу, художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником. И так несколько раз.

Художник, несомненно, был знаком с выдвинутой итальянскими философами-неоплатониками теорией «божественной меланхолии», связывающей выдающиеся способности людей с влиянием Сатурна. Произведения 1507—1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В герое гравюры одни исследователи видели врага папства Джироламо Савонаролу (14. 52— 1498), настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481— 1523), который в 1522 г. возглавил мятеж германского рыцарства. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Дюрер также внес эту космичность и вневременность в свое произведение. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504).

«Мастерские» гравюры 
Альбрехта Дюрера

«Мастерские» гравюры Альбрехта Дюрера

В Ландау-Нуссдорф в 2002 году был возведён мемориал в память о Крестьянской войне, разработанный Питером Браухле по мотивам чертежа «Крестьянской колонны» Дюрера (ок. С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3, 5м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок36. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги)13.

Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Они только что встретились. Небеса и земля сливались в одно великое целое. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем».

  • Альбрехт Дюрер – величайший немецкий художник – мастер западноевропейского Ренессанса
  • Гербовые экслибрисы Альбрехта Дюрера –
  • Мастер ксилографии Альбрехт Дюрер ( )
  • Альбрехт Дюрер: биография и творчество
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Гербовые экслибрисы Альбрехта Дюрера
  • Альбрехт Дюрер – отец немецкого экслибриса

Во время Второй мировой войны дом сильно пострадал, но был восстановлен. С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи. Однако, в отличие от Альберти, Дюрер обмеряет не фигуру, близкую к идеальной, а различные её варианты (всего восемь). В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. В этом листе художник добивается еще большей пластичности форм. В них, по словам Томаса Манна, содержится «целый комплекс судьбы», где герой одновременно и жертва, которая стала «предвестником новой более высокой человечности».

К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. Тема «Апокалипсиса» была созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV столетия.

В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем»K 9. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо.

  1. Три части великолепнейшего творения искусного мастера
  2. Ремесленные инструменты или высокий уровень создания шедевра
  3. Огромный кристалл, находящийся на среднем уровне произведения
  4. Произведение, повергнувшее в изумление весь мир
  5. Часть произведения, относящаяся к земному существованию
  6. Образ гения или черной меланхолии
  7. Ещё документы из категории художественная культура
  8. Профессиональный фотограф Бенджамин Терранео

1502). В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне (однако нет данных, что Дюрер встречался с ними), Пальма Веккио и другие. Весь рисунок воспроизводит игру ртути, пульсацию крови в кровеносных сосудах. В то же время ещё Г. Вёльфлин отмечал, что Дюрер почти ничего не перенёс из подлинно новаторских находок, сделанных им в пейзажной акварели, в свои живописные работы58. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской.

Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Второй ярус – интеллектуальное познание.

Первый экслибрис Дюрер делал для своего друга, литератора и библиофила Виллибальда Пиркгеймера, работа не была завершена, эскиз в настоящее время хранится в библиотеке Варшавского университета. Одно из самых загадочных произведений Дюрера. Сохранилось около тысячи (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoДжулия Бартрум говорит о 97048) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Среди своих современников Альбрехт Дюрер делает себе имя прежде всего на создании гравюр. Каждая из этих сцен занимает более четырёх панелей и украшена пейзажем на заднем плане.

Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей69. Некоторые средневековые источники (Мавро Орбини) приписывали ему также создание глаголического алфавита. Он кого-то охраняет (возможно, своего вассала) с алебардой и саблей.

Дюрер составил78 так называемый магический квадратK 19 изображённый на одной из самых совершенных79 его гравюр— «Меланхолии». Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Но «наилучшим в живописи» (pest in gemell) немецкий художник считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других венецианских мастеров, у него установились дружеские отношения13. При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497–1511, Жизнь Марии, около 1502–1511, Малые Страсти, 1509–1511).

  1. Творческий и жизненный путь Альбрехта Дюрера
  2. Магический квадрат Альбрехта Дюрера
  3. Смерть Альбрехта Дюрера и память о нем
  4. О жизни и творчестве выдающихся художников

Автор монографии о Дюрере (1876), М. Таузинг, относил этот визит в Италию к 1492—1494 годам, то есть считал, что художник побывал там в ходе ученической поездки. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». Ссылаясь на «древних», Дюрер строил кривые второго порядка как конические сечения85. Серия «Страсти» в гравюрах на меди состоит из шестнадцати листов и отличается особой тонкостью и тщательностью исполнения. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер1213. Да что говорить.

Как минимум явным дополнительным значением обладают следующие образы: (1) колокол с веревкой идущей за пределы картины, (2) мельничный жернов, (3) город-порт у моря, (4) ремесленные инструменты (пила, рубанок, гвозди, молоток, тигель, циркуль, клещи, линейка), (5) странной формы камень и идеально выструганный шар, (6) существо с баннером, (7) лестница, приставленная к дому, (8) венок на голове Гения, (9) песочные часы, (10) весы, (11) закрытая на замки книга, (12) кошели и ключи на поясе Гения (всего 7 ключей), (13) радуга и комета в небе, (14) странный предмет возле собаки, (15) стилус и восковая дощечка у Путто. Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г. ).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Лист делится по горизонтали на две неравные части. Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre)K 2, во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Что для нас эта гравюра. У Иеронима Блаженного, как это ни удивительно, был ручной лев.

Несколько ранее Дюрер выполнил для курфюрста Саксонии «Дрезденский алтарь» и полиптих, вероятно, с помощниками— «Семь скорбей» (около 1500). Кто это сидит перед нами, мужчина, женщина.

Альбрехт Дюрер – 
величайший немецкий 
художник – мастер

В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы.

Результатом его собственных философских размышлений стал образ «художественной меланхолии». Иеронима» Босха), но как учёного, полностью погруженного с работу. Творчество Дюрера было вершиной на этом пути. Начало этому собранию было положено в 1627 году, когда Нюрнберг безуспешно предлагал баварскому курфюрсту Максимилиану копию «Четырёх апостолов» взамен подлинника, хранившегося в его мюнхенской коллекции.

По мнению Дюрера, сооружение укреплений даст работу обездоленным и спасёт их от голода и нищеты. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю»54. Если гравюры на дереве Дюрера способствовали резкому качественному скачку в развитии этой техники, то гравюры на меди продолжали ее постепенную эволюцию, вершиной которой стали «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt— «дверь»11. ) буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных.

Действие разворачивается в пространстве, построенном с соблюдением законов перспективы, такова, например, серия гравюр «Жизнь Марии». «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Дюрер помещает Иеронима в архитектурное пространство, которое, в отличие от нагромождения предметов у Босха, организует и связывает отдельные предметы изображения, четко определяет место каждому из них. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута.

Э. Панофский, следуя методу «скрытого символизма» изучал связь формы и содержания в произведениях художника. Таким образом, Дюрер на данной гравюре изобразил святого не как подвижника (см. Телосложение мощное, хотя и женщины частенько бывают достаточно плотны. Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры.

Может быть именно этот момент вызывает у дамы сожаление об упущенной возможности. В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры. Дюрер читал также «Десять книг о зодчестве» Витрувия, работы Архимеда и других античных авторов, чему способствовали знакомства, завязанные во время итальянских путешествий и дружба с немецкими гуманистами (в частности, Пиркгеймер и Шедель обладали богатыми библиотеками, к которым Дюрер имел доступ). Это такой «хорошо темперированный клавир» изысканное сочинение музыкального барокко. За это время он посетил такие города как Страсбург, Кольмар и Базель.

Согласно Золотой Легенде (Жития святых ок. Хотя неизменно в его отношении к ним сквозит ирония и снисходительность горожанина. Так, крупнейший предшественник Дюрера в этой области Мартин Шонгауэр использовал в своих работах светотеневую лепку. В 1515 году, по ходатайству Дюрера император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну13.

У Дюреров было восемнадцать детей из которых выжили восемь. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17. Античный мотив — лишь повод для осуждения суетности и греховности. Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. Это интересно. Третий ярус – непознаваемого и божественного.

Классическая стройность и величие присутствуют в больших композициях «Поклонение Троице» и «Геллеровский алтарь». В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений испытываемых Дюрером в отношении изображений святых даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке47. Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. Там, Дюрер увидел новый мир, о котором до этого знал лишь понаслышке.

Во времена Дюрера традиционно считалось, что меланхолики — люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник, гравер. В последние годы жизни он и в гравюре обратился к этому жанру.

Важным впечатлением для Дюрера стали работы Анреа Мантеньи (старинные гравюры на античные темы которого он копировал еще до поездки). Сохранились также рисунки Дюрера по мотивам Поллайоло, который, в свою очередь, ориентировался на рельефы античного саркофага. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Кроме того, техническое несовершенство новой техники (первые офорты травились на железе, которое быстро окислялось и доска погибала) также препятствовало ее быстрому развитию в XVI веке. Это истолкование не так далеко от истины.

Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель, нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини.

Средневековый мастер выражал их посредством великих символов во вневременной среде. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Дюрера («Вид Триента», 1495, Художественная галерея, Бремен «Домик у пруда», около 1495—97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. Композиции лишены бытовых деталей, которые заполняли гравюры серии «Жизнь Марии». Действие как бы происходит на берегу.

Вероятней всего, гравюра является парафразой сюжета «Суд Париса», популярного в немецком искусстве и понимаемого как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мукам. В области печатной графики Дюрер не знал себе равных. Наконец, уже вернувшись из Италии, художник снова обратился к гравюре. Давайте пройдёмся по некоторым из них. Этому стремлению больше всего отвечали ксилография и резцовая гравюра.

Такие оттиски не предназначались для продажи, как и пробные отпечатки в резцовой гравюре. Столь же разнообразны автопортреты Дюрера (1493, Лувр, Париж 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека).

В 1500 – 1511 годах, заканчивая серию «Большие страсти», Дюрер обращается к новой для него теме – «Жизнь Марии». В ужас повержены люди разных возрастов и сословий. Монах Иероним Стридонский или Софроний Евсевий Иероним (лат. Люди изображенные на полотне, полностью обнаженные, все прописано до мельчайших деталей, даже их рост, они изображены в свою истинную величину. Одно из самых загадочных произведений этого времени — «Четыре ведьмы».

Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) – образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы Меланхолия (1514) Праздник четок 1506, Национальная галерея, Прага как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) – прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Иероним (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. В серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи. С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. Серия «Малые страсти» состоит из тридцати шести гравюр небольшого формата.

Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Галерея Уффици). В 1860 году в Париже вышла четырёхтомная монография Эмиля Галишона (фр. Emile Galishon) «Альбрехт Дюрер: его жизнь и творчество».

Художник фиксирует всё, что привлекает его внимание, описывает произведения искусства и достопримечательности, которые ему довелось увидеть, обычаи и нравы местного населения, отмечает имена тех, с кем познакомился в это время. На столе ничего лишнего, кроме подставки для книг, чернильницы и распятия. В монографиях Э. Флехзига и В. Вэтцольда особое внимание обращается на проблемы отношения Дюрера к Реформации, крестьянам95.

Лишь сам Иероним излучает что-то наподобие света в виде сияния над его головой, это по сути единственный источник «естественного» света на гравюре. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. Куда ведёт стремянка, что означает магический квадрат на стене. Вся природа объята волнением. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515). В резцовые гравюры Дюрер часто вводил изображения, которые можно рассматривать как результат его штудийной работы.

Эти поиски оказали влияние и на ксилографию того периода, в частности отразились в серии «Жизнь Марии». Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». «Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. Море, заштрихованное параллельными линиями, выглядит, как будто скованное льдом.

Художник выделяет героев, сильно выдвинув их вперед и вписав в арку. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». В «Семейной хронике» он ничего не пишет об этой поездке.

Оно изображает древо Иессея, по разные стороны которого изображены мученичество Св. События, жизнь проходят без её участия. Текст располагался на обороте гравюр.

По словам Иоганна Ламберта, более поздние труды по теории перспективы не достигли дюреровских высот. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично. Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры – на дереве и на меди.

Дюрер (Durer) Альбрехт, немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника, подвешенная к потолку, туфли под скамьёй.

Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году68. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Однако большая часть исследователей предполагает, что художник был в Италии 1494—1495 годах24 (существует также мнение, что до 1506 года Дюрер там не бывал)25, где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и других мастеров. Для этой книги Дюрер выполнил 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность29.

Его первоначальные познания в математике, возможно, были ограничены знакомством с «Бамбергской арифметикой» или «Быстрым и красивым счётом для купечества». Хрупкая фигура архангела Михаила противостоит огромной бесформенной туше дракона. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. С этим было бы сложно согласиться (все-таки Дюрер занимался гравировкой едва ли не с детства), однако на это указывает тот факт, что существует несколько копий оригинальной гравюры, в которых действительно видно, что мастер кое-что исправлял при изображении цифр. Однако весь опыт изучения реальности, приобретенный им за это время, не мог быть отброшен.

Их до сих пор добывают в Южной Германии. Делает многочисленные оттиски, тиражи которых широко распространяются по Европе. Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини.

Будучи уже зрелым и известным мастером, Дюрер неустанно продолжал совершенствоваться. В 1495—1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди.

Они являются большой редкостью. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера. Но и в этой старинной гравюре и в первой в немецком искусстве античной идиллии — «Семействе сатира» герои помещены в северный лес его голые стволы и сухие ветви указывают на иное понимание сюжета.

Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер. Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауэром, художником, творчество которого сильно повлияло на юного художника, прославленным мастером гравюры на меди. Только в результате полного самопогружения он способен увидеть этот свет и в себе, который восходит в основе души (по Экхарту) и Дюрер понимает это погружение как интеллектуальный акт (Иероним не пассивно отдается своему состоянию, как мы видим у Босха, а занят переводом Библии).

Дюрер, видимо, сам пробовал резать. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа42. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака.

Образы апокрифической легенды стали более конкретными и жизненными. Первые ксилографии Дюрера заметно отличались от всего, что было создано раньше.

Рисунок с видом на Кьюзу был использован позднее в гравюре «Немезида» (ок. Иероним в келье» и «Меланхолия». Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Впоследствии Кеплер опирался на них в своих работах.

Серия, названная по образцу народных изданий «Апокалипсис в лицах», предназначалась для самого широкого распространения. Лицо тоже однозначно женственным или наоборот мужественным не назовёшь. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.

Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: «Три крестьянина», около 1497 «Пляшущие крестьяне», 1514). Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Основоположник сравнительной антропометрии. В «Св. Альбрехт Дюрер — один из величайших портретистов в мировом искусстве. Впоследствии коллекция пополнилась и другими копиями картин Дюрера.

В музее экспонируются копии важнейших произведений художника. Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в келье» (1514 г. ) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. Он добился этого в резцовой гравюре на меди. Таким образом, кульминационным центром изображения является голова святого, где сливаются природный свет, падающий из окон и свечение исходящее от самого Иеронима, образуя единый «божественный свет». Еще гравюра – дама на лошади и пехотинец. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов12.

Подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1494—1495 годах, находят в его письме из Венеции Виллибальду Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. «Меланхолия» (1514 г. )—самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Всё это создаёт напряжение покоя, состояние взведённой пружины. Вероятнее всего, это был плавиковый шпат (флюорит), этот минерал часто образует кубические, октаэдрические и более сложные формы кристаллов. То же стремление к пластичности мы видим и в гравюре «Адам и Ева» (1504), которая завершает работу Дюрера в данном направлении.

Евстафий» (1501).

Новое ренессансное мировоззрение художника воплощается во всем образном строе гравюры. Он оставил также исторический труд «О знаменитых мужах» (лат. Главный труд его жизни это перевод Библии на латынь — Вульгата (лат. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения.

Незадолго до начала обучения Дюрера (1486) в мастерской был выполнен один из крупнейших витражных заказов в Нюрнберге: оформление церкви Святого Лаврентия. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера Виллибальду ПиркгеймеруK 4. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине. Г. Вёльфлин в своей работе («Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса») проследил на примере его творчества как складывалось немецкое культурное сознание под воздействием идей итальянского Возрождения. Свет проникает сквозь окна, он не «естественный, природный», а преломленный.

Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Собака здесь — символ верности. Иначе решена композиция «Битва архангела Михаила», главная идея которой в столкновении и борьбе двух начал: добра и зла, света и тьмы. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям.

Примером служит гравюра «Св. Она – явно знатная дама (роскошное страусиное перо на шляпе). резьбу с беспрецедентной детальностью и тонкостью линий.

Печатная графика стала для него верным средством заработка. Многочисленные рисунки, созданные Дюрером в начале века, стали ближе к античным образцам. В результате попыток построить идеальную мужскую и женскую фигуры возникла гравюра «Адам и Ева», где образцом для Адама был Аполлон Бельведерский, а для Евы — Венера Медичи. Вслед за этим портретом, работы Дюрера желают иметь и Нюрнбергские патриции. Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня.

Его новаторские приёмы в ксилографии приблизили по средствам художественной выразительности этот вид гравюры к гравюре на металле. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий, проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Иерониме. » оно создает настроение и имеет смысловое значение. Заказчики обеих работ неизвестны, дарственная надпись на витраже с Моисеем была удалена в поздние времена. Эти так называемые «состояния» легко просматриваются в гравюре на меди.

Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497—1511), «Жизнь Марии» (около 1502—11) и «Малые страсти» (1509—11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворённостью, он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. Поездка длилась с 1490 по 1494 год – в его так называемые «чудесные годы» становления молодого художника. В 1513 – 1514 годах Дюрер создал ряд произведений, знаменующих вершину его творчества.

От начала и до конца все работы по созданию гравюр мастер выполняет сам, в т. ч.

Любопытным остается отсутствие гравюры на тему крестьянства. Все портреты исполненные Дюрером, – это своеобразный памятник его современнику. Дюреру Старшему пришлось уступить интересам сына. Не классическая античность, а античный пафос эпохи эллинизма оказался близким художнику. Возможно, что пехотинец находится на службе в лагере.

После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Богатство оттенков серебристого тона усиливает красоту этого листа. Лучшими изданиями его литературных трудов на немецком языке стали издания К. Ланге и Ф. Фузе (Drers schriftlicher Nachlass, Halle, 1893) и Э. Гейдриха (Albrecht Drers schriftlicher Nachlass, Berlin, 1910).

Куда устремлен ее взгляд. От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди – «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»).

Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра— Георгу17. Одной из важных причин, побудивших художника во второй раз поехать в Венецию (1505 – 1507), была необходимость оспорить действия итальянских граверов, которые копировали его произведения и продавали свои копии под его именем. В XVI столетии, когда, с одной стороны, обострился интерес к христианским древностям, а с другой — всё громче раздавались призывы перевести Писание на живые европейские языки (подобно тому как Святой Иероним перевёл его на латынь), этот святой был весьма популярен в образованной среде. Возможно, что он – из охраны ее мужа. Четвертая версия напротив полагает, что разгадка банальна – все дело в ошибке Дюрера. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака.

Часы, весы, ключи (очевидно от кладовых), кошель с деньгами. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.

Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Святой Евстафий», «Немезида»), Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в Меланхолии (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Святой Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Ведь подобрать нужное слово для перевода священного текста Библии – то же самое, что подобрать нужное вещество для субстанции Философского Камня. Напечатано в двух изданиях с немецким и латинским текстом в 1498 году. Между прочим, гульфик говорит о полной боевой готовности этого бойца. Она скорее походит на одну из пышнотелых немецких женщин, чем на античный образ.

Возникли три мастерские гравюры на меди – знаменитые «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему18. На рубеже веков широкое распространение получило изучение отдельных изобразительных тем использовавшихся Дюрером97, в том числе с гендерной точки зрения9899. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской.

Георгия с драконом. Первый европейский художник, который написал автобиографию. Обилие бытовых деталей нисколько не заслоняет значительности происходящего.

Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых мастерских гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: Всадник, смерть и дьявол (1513) – образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в Меланхолии (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека Св. Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. Финансовые трудности, постоянно испытываемые императором, не позволили ему вовремя расплатиться с Дюрером. Значительно укрепила его престиж серия гравюр «Апокалипсис» 1498 года издания. В творчестве Дюрера-живописца значительное место занимал портрет. Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе.

Иероним в келье» – одно из самых совершенных произведений мастера. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трайтцзаурвайном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом ШпрингинклееK 14. Одно старинное истолкование «мастерских» гравюр Дюрера хотело видеть в них изображение «сословий»: во «Всаднике» — рыцаря, в «Иерониме» — духовенство, в «Меланхолии» — бюргерство. Ну да, что хорошего в меланхолии. Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг) и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника.

Немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Он, как верховный судья, грозен, могуч и беспощаден, но и разумен. Это своеобразная наука имеющая свои методы и знающая путь к успеху.

В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. 1528). После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св.

На переднем плане спят лев и маленькая собачка. Это гравюры небольшого формата — возможно, фрагменты неосуществленного замысла, который мог бы стать адекватным «мастерским» гравюрам. Первое издание было напечатано на двух языках – латинском и немецком.

Но графически статических элементов очень мало – всего несколько горизонтальных линий, ни одна из которых к тому же не пересекает пространство картины от края и до края. «Начала» были детально изучены художником, однако, не без проблем: вероятно, Дюреру не хватало познаний в латыни и он обращался за помощью к Николасу Кратцеру, который переводил книгу Евклида на немецкий язык.

Двадцать гравюр к повествовательному рассказу о жизни Марии, в отличие от «Апокалипсиса», выражали мирный, светский идеал художника и получили реальное воплощение. Человек, таким образом, оказывается помещенным в мир сотворенных им предметов и находится в зависимости от него. Другой интересный сюжет — «Геркулес на распутье».

В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Так, в листе «Мужская купальня» помимо большого формата удивляет неожиданное движение и динамика линий, которые в гравюре «Самсон» будут передавать напряженность схватки, страсть борьбы. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св.

Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Существуя параллельно, обе техники оказывали стилистическое влияние друг на друга.

Дюрер познакомился с работами знаменитых нидерландских художников: Хуберта и Яна ван Эйков (Гентский алтарь), Рогира ван дер Вейдена, Хуго ван дер Гуса, Дирка Боутса, Мемлинга. В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу писчей бумаги) мастерство Дюрера-гравировальщика достигло невиданного совершенства. Дюрер, однако именно в 1514 году, в год создания «Меланхолии», дает несколько изображений крестьян. О «благородной меланхолии» Дюрера вспоминал известный гуманист Филипп Меланхтон.

Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Дюрер заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр (в то время немецкие учёные почти не занимались решением геометрических задач) изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю). Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. При создании гравюры рисунок делается с помощью резца в зеркальном отображении.

Темперамент молодого художника проявляется в каждом листе. К этому времени, он – уже гравер с мировой славой, «немецкий Апеллес» уже не подражающий древним, а, соревнующийся с ними, стремящийся к «вечной славе». В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров— серию из пятнадцати гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), воплощение эсхатологических переживаний конца века, в которой удачно сочетала позднеготический художественный язык и стилистику итальянского Возрождения29. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. В первую книгу автор включил обмеры пяти человеческих фигур при помощи делителя. Героями портретов выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее: Бернгард фон Рестен (1521), энергичный Хольцшуэр (1526), «Неизвестный в черном берете» (1524). В своём двухтомном труде (Лейпциг, 1876 второе издание— 1884) М. Таузинг сделал попытку связать жизненный и творческий путь художника с событиями современной ему эпохи93.

От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди — «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»). Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен. Увлекаясь математикой и точными вычислениями, Дюрер становится основоположником сравнительнойантропометрии, науки, смысл которой заключается в исследовании и определении закономерности физиологических характеристик людей разных возрастов, пола, расы исходя из закономерности соотношения частей человеческого тела. Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Drer, немецкое произношение: 123 21 мая 1471, Нюрнберг— 6 апреля 1528, Нюрнберг)— немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса4. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью.

Будучи вхож в круг образованных людей городского патрициата, Дюрер приобщился к миру интеллектуальной элиты немецкого возрождения. В Доме Дюрера также проходят временные выставки оригинальных работ художника92. «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» – это встреча двух пожилых людей, происходящая на площади немецкого города. Святой Иероним изображён за работой, он пишет, скорее всего, переводит Священное Писание. Предположительно, сохранившийся витраж был выкуплен семейством Хаберкоферов из Штраубинга, которые в прошлом уже делали заказы у Плейденвурфа72. В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. Дюрер говорил, что на художника нисходит «вдохновение свыше», благодаря которому и возможны величайшие творческие озарения, но ему было знакомо также меланхолическое ощущение глубокой тоски и отчаяния.

Часто в резцовых гравюрах Дюрера встречаются изображения простого народа («Танцующие крестьяне», «Три крестьянина», «Крестьяне идущие на рынок»). Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. «Меланхолия» Альбрехта Дюрера принадлежит к числу произведений, «повергших в изумление весь мир» (Вазари).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена)37. Последние особенно затрудняют работу исследователей. Альбрехт Дюрер (21. 5. 1471, Нюрнберг, — 6. 4. 1528, там же), немецкий художник, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. В последующих циклах Большие страсти (около 1497-1511), Жизнь Марии (около 1502-11) и Малые страсти (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. Так он стал издателем своих произведений. Весь ее изобразительный строй теперь неразрывно связан с характером построения листа.

Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Ранние произведения Дюрера в этой технике, такие как «Блудный сын» (1496), позволяют говорить о нем как о большом мастере резца. В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид).

Универсальность дарования Дюрера особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) — точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах. Дюрер как бы сам становится активным участником изображенных событий. Нету и намёка на воздушную перспективу, дымку, флёр.

Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века и Барбары Хольпер. Другие (Г. Так, сложный узор завивающихся в тугие кольца линий в гравюре «Самсон» соответствует закрученной в клубок композиции, где сплелись тела человека и льва. Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал.

В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. Несмотря на отдельные готические черты (перегруженные многофигурные композиции, удлиненные пропорции, витиеватые, ломкие линии), «Апокалипсис» стал произведением нового времени. По широте охвата событий, по эмоциональной силе, по цельности и монументальности «Апокалипсис» Дюрера является крупнейшим произведением в искусстве Северного Возрождения. Крылатая богиня возмездия Немезида, стоя на шаре, летит над миром. Рыцарь Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа. Один из результатов исследований художником строения тела человека— известная гравюра «Адам и Ева» (1504).

Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера— геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). Sophronius Eusebius Hieronymus 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) — церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Дюрер превосходно освоил технику гравировки как на дереве так и на меди.

Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры65. Основоположник сравнительной антропометрии. Дюрер не учился в университете.

«Руководство» состоит из четырёх книг, которые обобщают достижения античности и средневековья (иногда Дюрер ссылается на неопределённых предшественников или упоминает ремесленников использующих те или иные приёмы), а также включают личные открытия Дюрера. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем.

Контрастом яростной битве на небе является мирное спокойствие, царящее на земле. Всего Дюрер создал более 370 работа в технике ксилографии и более 80 медных гравюр.

Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). И из Геркулеса мы сделаем Самсона и то же самое мы сделаем со всеми прочими». В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). Здесь же хранится Графическое собрание города. C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу.

И то и другое требует постоянного обращения за помощью к Богу. Однако сама семейная жизнь художника, по-видимому, сложилась неудачно: супруги были слишком разными людьми, сохранившиеся письма Дюрера свидетельствуют о том, что между ним и женой не было согласия. Тонкая, почти ювелирная гравировка на медных досках быстрее приходила в негодность. Всё до горизонта одинаково резко и контрастно.

Ярчайшим примером Дюрерской ксилографии является его серия из 15 гравюр, созданных для иллюстрации «Апокалипсиса». На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии. Одна из важнейших картин последних лет— диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. В историографии творчества художника в XIX веке оформилось два направления. Известно, что во втором итальянском путешествии он приобрёл «Начала» Евклида— эта работа лежала в основе университетского курса геометрии. (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит).

Изображены четыре женщины: одна из них, на заднем плане, возможно, Эрида – богиня раздора в трех фигурах на первом плане видят Венеру, Минерву и Юнону. Он был не просто художником, не просто литографом или графиком. Она выполнялась резцом по металлической доске.

Его композиция возносилась, подобно крутой стене, в пространство вселенной. Круг этих людей был назван «гуманистами» из-за склонности к «studia humanitatis» (к светскому знанию), в противоположность средневековым «studia divina» (наукам о божественной мудрости). И взгляд такой, на который впору зонтик вешать.

Альбрехт уговорил отца отдать его в ученики к художнику. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость.

De viris illustribus), «Хронику» (события всемирной истории, начиная с сотворения мира), основанную на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Первоначально в нём была оборудована мемориальная комната художника. Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо).

Линия становится носителем эмоциональной выразительности и экспрессивности образа. Площадь Тиргертнерторплатц, рядом с которой он расположен, носит неофициальное название «площадь Дюрера». С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528). Одна из них — «Геркулес», где, по-видимому изображен герой, убивающий сиамских близнецов Молионидов (по рассказу Павсания). Художник изобразил типичных представителей городской среды, в «Жизни Марии» любовно переданы многочисленные бытовые подробности, всё это делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его серия была очень популярна у современников6263.

Лист «Св. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Действие происходит в «значащем» пейзаже: древо Добродетели покрыто листвой, а древо Порока засохло заросшая травой дорога ведет к замку Добродетели с заколоченными воротами. Вот таким образом только меланхоликам доступна радость открытий. Работы, выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490—94), типичны для немецкого искусства XV века, сочетавшего черты поздней готики и Возрождения.

Стоит сказать, что данное произведение и его сюжет создано в духе античного времени. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Завершает третью книгу «Эстетический экскурс», в котором художник раскрывает свои художественные принципы13. Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди60.

Альбрехт Дюрер (cын выходца из Венгрии, золотых дел мастера, осевшего в Нюрнберге) учился ремеслу отца, который, заметив одаренность сына и интерес к искусству, отдал его на выучку к лучшим живописцам города. Его гравюры были широко известны, очень популярны и хорошо раскупались. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. В этой среде коллекционировали античные монеты, переписывали древние надписи, стремясь преодолеть пренебрежительное отношение к «варварам-немцам», которое было распространено в Италии со времен Петрарки.

Нюрнбергский Дом Дюрера в Циссельгассе (сейчас— улица Альбрехта Дюрера, 39), где он жил и работал с 1509 года до своей смерти, был приобретён городом в 1826 году. Письма. В 1914 году, после сноса моста, памятник был перемещён в Исторический музей. Причина поездки неизвестна.

Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов»3132, написанное для Фридриха III. Однако работы Дюрера ближе по композиции к другому витражу— одному из так называемых Страсбургских окон (нем. Stropurg finster) работы страсбургского мастера Петера Хеммеля фон Андлау и его коллег по гильдии, заказанного Питером Фолкамером для хоров церкви Святого Лаврентия. Во Франкфурте-на-Майне установлена статуя Карла Великого, созданная по картине Дюрера с изображением императора (1513) для Городского совета Нюрнберга.

Святой Иероним Стридонский (IV—V вв. ) — один из Отцев западной Церкви, приближённый папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославившийся переводом Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и переводчиков. Мор, Война, Голод и Смерть вихрем проносятся над землей, сметая все на своем пути. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер писал алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени для исполнения. При этом использует инструменты изготовленные по собственным рисункам.

Последняя была покровительницей замужних женщин, вот таким образом изображена в чепце. Первой стала «Четыре Ведьмы». Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником.

Человек он явно небогатый – слишком простенькое на нем одеяние. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела.

Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Третья книга представляет руководство по использованию астролябии и якобштаба, рассматриваются солнечные часы. Освещение играет большую роль во всех трех гравюрах. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена).

Дневники. чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто.

Оценивая творчество Альбрехта Дюрера, его современник, прославленный гуманист Эразм Роттердамский (1466 – 1536) в 1528 году писал: «. Она состояла из пятнадцати больших листов. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы здесь Дюрер воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. Святой Иероним личность легендарная, но вполне реальная. Почти все — гравюры на меди, лишь две выполнены в технике ксилографии.

В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Во второй книге, вслед за Альберти, для измерения человеческой фигуры Дюрер использует шкалу, подобную так называемой «эксемпеде Альберти». Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера52. Творческие искания художника завершили «Четыре апостола» (1526), где образы Павла, Петра, Иоанна и Марка исполнены внутреннего огня. На всаднике—доспехи, в руке — копьё. Гравер использовал эффекты освещения для передачи напряженности и драматизма действия. Им подражали их копировали даже в Италии4.

Брак был бездетным известно, что оба брата художника: Эндрес (1484—1555), золотых дел мастер и Ханс (1490—1538), художник и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства23. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия».

Не нарушая специфики резцовой гравюры, Дюрер извлекает из нее новые и неожиданные эффекты. 1501).

На этой гравюре есть пейзаж: невысокие горы, город, озеро. Новая трактовка сюжета «Блудного сына», с необычайной силой показавшая глубину человеческих страданий, а также техническое совершенство работы принесли этой гравюре популярность как в Германии, так и за ее пределами. В 1505 году Дюрер уехал в Италию. Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514). Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок.

Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». Уж не на гульфик ли. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни15, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусстваK 1. Мне видится именно это. Все внимание сосредоточено на основном событии, которому посвящается лист. Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты.

Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. В определенной последовательной связи трех гравюр «Меланхолия» является последней, что позволяет считать ее финальной частью «триптиха». Песочные часы на стене усиливают это ощущение. Сам Дюрер тесно сотрудничал с мастерской Фейта Хиршфогеля (1461—1525), обучавшегося у страсбургских мастеров71.

Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). И то и другое присуще ксилографии XV века, но в более упрощенных, условных формах. Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые, озорные жанровые сюжеты. Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым»24. 1260), когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев.

Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других. Какая уж тут меланхолия. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье.

Особенности использования каждой техники объяснялись разным назначением гравюр. Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем. Всё замерло. Художественные искания Дюрера завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха— некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном НейдёрферомK 18, выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов13, другие— отклик мастера на события (религиозные разногласия, крестьянская война), потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности»49.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Сюжет его разными учеными толковался по-разному. В 1511 году почти одновременно обе серии были изданы. Родился в 1471 году — умер в 1528 году.

В то же время он отмечал, что главное в обороне— стойкость защитников13. Графика художника необычайно богата и разнообразна и по техникам (ксилография, гравюра на меди, сухая игла, офорт) и по сюжетам и по жанрам (иллюстрация, портрет, бытовая тема, декоративная гравюра). Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Объединяет эти произведения, не связанные между собой единым сюжетом, близкие размеры, виртуозное исполнение и то, что до настоящего времени они представляют загадку для искусствоведов, предлагающих для них самые различные толкования. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг.

Это указывает на то, что герой выберет путь добродетели. С работой над изучением пропорций женского тела связана гравюра «Немезида» (ок. Фигура на заднем плане — Эрида, богиня раздора, а «три грации» — Венера, Минерва (с лавровым венком) и Юнона (покровительница замужних женщин и потому в чепце, как у немецкой матроны). Первым эскизом витража, выполненным Дюрером, считается «Святой Георгий, убивающий дракона», нарисованный между 1496 и 1498 годами. Дюрер – величайшее явление в истории человечества.

В заключении третьей книги трактата Дюрер коснулся вопроса надписей на архитектурных сооружениях, а также подробно и в то же время доступно описал построение шрифтов: капитального латинского (антиквы), получившего наименование «шрифт Дюрера» и готическогоK 21. Позднее Дюрер переехал в Базель. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Последней гравюрой немецкого художника стала «Четыре Апостола» созданная в 1526 году.

Правда, теперь в Италии для него первостепенное значение приобрела живопись. Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты8913, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), создана в соответствии с рекомендациями Витрувия— полный рост человека равен восьми головам. Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр)19. «Молитву Св. Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Может монах или ангел, раз уж крылья.

Ее фигура принадлежит к числу первых, сконструированных художником в соответствии с теорией пропорций Витрувия. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Крупнейший художник немецкого Возрождения.

В дальнейшем воздействие гуманистических учений, подкреплённое посещением Италии (1494—95 и 1505—07) и Нидерландов (1520—21), усилило стремление Дюрера к научно обоснованным методам художественного познания мира. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). В 1513—1514 годах Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Под их влиянием немецкие художники, в творчестве которых все еще были сильны традиции готики, начинали осваивать достижения итальянских мастеров.

Себастьяна и битва Св. После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как художник.