Александр Александрович Дейнека Картины
Программной для творчестваАлександра Александровича Дейнеки этого времени является картина «Оборона Петрограда» (1928). Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни.
На этой странице собраны картины Дейнеки Александра Александровича, которые отличают соцреализм, патриотизм, монументальность и оптимизм.
Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)
Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
«Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился и впечатления воли и тяжелых страданий, вот таким образом я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине», – сообщает нам художник. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938 – 43). С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Набережная Сены", "Париж.
Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Дейнека действительно был большим мастером. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Я догадался написать то, что многих волновало интересовало. И художник вновь справляется с вызовом.
Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (1932). То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931).
Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Картина привлекает также насыщенностью цветовой палитры. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ).
Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.
Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Ряд терминов и постулатов из этой работы вошли в теорию композиции Фаворского, считавшего пространство первичной характеристикой художественного образа, а миропонимание – пространствопониманием. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль.
Этому помогают и естественная асимметричная композиция и сдержанная простота колористического строя и выбор моделей. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. В 1924 году художник съездил в Донбасс. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких.
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Суровых, в духе экспрессионизма шахтеров, ткачих и революционеров сменили энергичные спортсмены, чувственные и прекрасные в своей античной наготе девушки и юноши, лирические пейзажи и натюрморты. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов ("Постановили единогласно", "На производстве. Монахи в красном», написанной во время путешествия. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941). Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Они идут на фронт сомкнутыми рядами, плечом к плечу.
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Строг и суров ритм картины. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Художник и сам говорил: «. Мне удалось сделать много интересного, нового, современного для того времени.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.
Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции».
События военных лет продолжали волновать художника и в послевоенные годы. Сценическая площадка расширяется, приобретает пространственную глубину. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Он посещает Америку, Францию, Италию.
Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту
проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Площадь согласия", "Парижанка", "Сен-Жермен", "Тюильри", "Стадион в Риме", "Площадь в Риме", "Юноша-негр", "Негритянский концерт", 1935, "Скука", 1936).
Много общего между ними и в решении пространства. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Наступает Великая Отечественная и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин.
И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
Краткая информация о художнике и его картинах
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
театре им. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
- Дейнека, Александр Александрович
- Александр Александрович Дейнека
- Дейнека Александр Александрович
- Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
- Дейнека Александр Александрович (602 работ)
- Дейнека Александр – художник монументального стиля
- АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
- Александр Александрович Дейнека биография
- Дейнека Александр Александрович (1899—1969)
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
покорила Зрителей острой выразительностью художественного образа. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И художник вновь справляется с вызовом. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Я плавал, летал, дружил с летчиками, был в гуще кипучей приморской жизни. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг.
Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). В 1919-1920 гг. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
- Биография Александра Дейнеки: детство и юность
- Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
- Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
- Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске
- Скульптура, мозаика, батальное полотно
На фоне высочайшей требовательности членов ОСТа формировалась творческая индивидуальность Дейнеки. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
«В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.
Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. В тридцатые Александр Александрович снова сливает воедино две свои давние страсти – живопись и технику, пишет картины на тему авиации. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
- Бесплатно получать новые статьи на свою почту
- Направление, стиль и тематика произведений
- Дейнека Александр Александрович, художник
", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Среди них женщины, впервые взявшиеся за оружие. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями.
Вот один из таких листов: «Вечер. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. Фон дан скупой линией отдаленного города. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Ему он и посвящает свою вторую картину о войне. Но была и противная сторона. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).
Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
«В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Но враг не пройдет.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция "Новокузнецкая" с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. С 1920-х гг. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
В кафе", "Париж. В моем творчестве была удача. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. путь зигзагообразный, путь колебаний.
Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». На переднем плане сбитая и крепкая женщина в темном платье с легкостью толкает вагонетку с углем левее и выше— более юная и легкая, но такая же крепкая девушка в небесно-голубом платье. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Однако при всей типизации образов зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, столь неповторимо индивидуальны их живые пленительные черты. «Весь путь ОСТ –.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Ноябрь. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.
Бойцы как бы выходят из глубины, приближаются к зрителю и затем вновь удаляются. Лучшие работы Александра Дейнеки бесспорно обладают всеми достоинствами, необходимыми для такой высокой оценки. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Вс. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Как и в листах с рисунками, края в его ранних полотнах остаются незаполненными, что вызывает ассоциацию с росписью стены. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя».
Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945).
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Однако основным содержанием его искусства в эти годы становятся люди сегодняшнего дня – их труд их будни. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).
Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х.
В комитете подумали, что и не напишет он уже картины, но Дейнека собрался и написал огромную работу всего за неделю— он отличался поразительной работоспособностью, когда это было нужно. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске.
В середине 20-х появились первые живописные произведения художника: «Футбол» (1924), «В штреке», «Перед спуском в шахту» (1926), «Текстильщицы» (1927), в которых выразились характерные особенности творчества мастеров Общества художников-станковистов, Остовцы считали современным все, что отличало новую Россию от «вчерашней» : подъем индустрии, динамику социальной перестройки, рождение новой социальной психологии. Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании – руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Монахи в красном», написанной во время путешествия. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».
Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Ноябрь 1941». У финиша", 1927). Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города».
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Дейнека родился в Курске. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Он посещает Америку, Францию, Италию.
Преподавал во ВХУТЕИНе (1928 – 30). Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Именно это чувство мужественного спокойствия и составляет пафос картины. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Здесь художник применил интересный композиционный прием. Но картина не была одинокой удачей.
Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.
Обращаем ваше внимание на то, что, помимо общеизвестных работ из собраний 42 музеев, в книге опубликованы и работы из отечественных и зарубежных частных собраний, авторство которых не вызвало сомнений. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Даже в самых обыкновенных сюжетах он находит и раскрывает прекрасное.
«В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Многие лица написаны художником с натуры. «Фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов.
Движение раненых по мосту в обратном направлении сообщает композиции кольцевой характер. Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. В 1928-29 гг. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. К темам гражданской войны художник продолжает обращаться и в тридцатые годы. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. В 1928-29 гг.
Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики» (1937). Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек.
По наблюдениям Костина, особенностью живописи Дейнеки был графический подход, основанный на контрасте белого и черного, а также противопоставление изображения и фона и почти монохромного цветового решения. Очень красив и сочен по краскам букет из васильков на переднем плане. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В кафе, Париж. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Сколько решимости в суровых лицах бойцов, уверенности в их чеканной поступи. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов (Дорога в Маунт-Вернон, Филадельфия, Вашингтон. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов».
Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года. Одну за другой создает он свои широко известные полотна: «Игра в мяч» (1932), «Купающиеся девушки» (1933), «Краснокрылый гигант» (1934), «Бег» (1934), «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и многие другие.
Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.
Каждое полотно, созданное в эти годы, – это гимн красоте жизни, красоте людей. Арсенал художественных средств Дейнеки становится богаче. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства.
К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год).
Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы изображал трудовые будни заводских рабочих. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). С задачей он, впрочем, все равно справился. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков.
Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ) в 1925 – 27. Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. Писал футбол.
Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Картина «Окраина Москвы. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Он не показывает непосредственно боя с противником. А панно было отмечено золотой медалью выставки. Ноябрь.
успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Аналогичная история повторилась и через двадцать лет, когда Дейнека оформлял павильон на выставке в Брюсселе. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками.
Вслед за «Обороной Севастополя» появляется еще несколько полотен на темы войны. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Существует на земле еще один город, который беззаветно любил художник.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9.
Полетико. Писал футбол. Дейнека Александр Александрович известный советский художник, график и скульптор. В картине практически нет никаких примет быта. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Вс. Происходит кристаллизация режима.
Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Ленинская премия (1964).
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Но в данном случае это оправдано. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Они выглядели ярко и даже казались рельефными. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. У финиша, 1927).
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина – «Футбол» (1924). Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.
Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Исследования, книги, выставки.
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. И здесь это удалось ему в полной мере.
В начале 1950-х гг. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. И все.
В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Они занесены снегом. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Очень поэтична также и его картина «Спящий ребенок с васильками» (1932). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
Художник и сам говорил: «. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). носивший название Безбожник у станка (т. к. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Кажется, так и слышишь их гулкие шаги в тревожной тишине сумеречного вечера. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). «Отечество в опасности. » – прокатился по стране призыв большевистской партии и вот на защиту от войск Юденича выходят питерские рабочие. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Патриаршие пруды» Необычный и вместе с тем привычный для москвича вид города. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Эта закольцованность движения создает ощущение неисчерпаемой силы защитников, хотя на картине изображены всего несколько десятков человек.
Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников и я счастлив этим», – говорит Дейнека. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. «Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. На основе многочисленных зарисовок и набросков, выполненных в 1941 – 1942 годах, он создает серию листов под названием «Москва военная» (гуашь, темпера, 1941 – 1946). Входил в объединение «Октябрь» (1928 – 30). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Где остальные мозаики — неизвестно. Ноябрь 1941 года (1941). Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана – хозяев «вечного города». Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Таким видит город Дейнека Александр. Их получилось около 300.
Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Их отличительную особенность составляет тщательно проработанный рисунок, подчеркнутая архитектоничность композиции, силуэтное обобщение, преобладание крупного кадра. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.
Исторические темы, связанные с годами революции, занимали воображение Дейнеки и раньше, но теперь поводом послужили заказы на монументальные панно с изображением эпизодов дореволюционной русской истории. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Таким образом идеология ОСТа полностью совпадала с творческими и политическими убеждениями Дейнеки, многие из которых, в свою очередь, послужили учреждению этого общества. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.
В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Много общего между ними и в решении пространства. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы.
Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Сравнение картины с эскизом наглядно показывает упорную работу художника над композицией, строгий отбор деталей. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Именно спорт, как утверждает художник, помог ему найти свой собственный художественный язык. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.
Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. В 1919-1920 гг. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Это ощутимо и в «Текстильщицах» и в самом значительном полотне Дейнеки «Оборона Петрограда» (1927), написанному к десятилетию Красной Армии.
По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. 2009–2011». Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Герой Социалистического Труда (1969). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя.
Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Таковы его «Тревожные ночи» (1942), «Сбитый ас» (1943) и другие.
Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая». Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.
Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений. В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи, в 2010-м в ГТГ состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию.
театре им. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. В 30-е художник создал оригинальную серию «Севастопольских акварелей» (1934), ряд картин на темы индустрии и спорта. В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений.
Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).
Живописная палитра художника продолжает оставаться несколько условной. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Вице-президент Академии художеств СССР (1962 – 66). Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.
Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Над молодой Советской республикой нависла смертельная угроза.
Мерно и стройно шагает отряд. Горизонтальное фризовое изображение получает своеобразную интерпретацию. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928).
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Полотно это стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Дома тревожно притихли. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин, которую Сысоев, биограф художника, называл советским вариантом Мадонны. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Член-учредитель ОСТ.
Дейнека всегда стремился создать образ широкого обобщения. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях.
Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Набережная Сены, Париж.
По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной.
Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). После Февральской революции занятия в училище прекратились. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Учился в Харьковском художественном училище у М. Пестрикова (1915 – 17), во ВХУТЕМАСе у И. Нивинского и В. Фаворского (1920 – 25).
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
Художественный образ предельно величав и обобщен. Но в разговоре о Дейнеке важней даже описывать не разнообразие техник, а значимость тем, для которых они применялись. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. В 1931 году он пишет картину «Наемник интервентов», а в 1933 году «На допросе», где создает запоминающийся образ смелого, мужественного большевика. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.