Андреа Мантенья

Главным произведением падуанского периода жизни Андреа Мантеньи стали росписи капеллы Св. Мантенья Андреа (Mantegna) итальянский живописец и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок. Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок.

Редкозубая старуха, что стоит рядом с Христом, которого вывели к толпе с петлей на шее (Мантенья, «Се человек», музей Жакмар-Андре в Париже) – эта же старуха потом появится в картине Мантеньи «Мертвый Христос» (галерея Брера, Милан, написана в 1490 г. ) – этот персонаж близок эстетике Косме Тура. Андреа Мантенья (итал. В Оружейной палате Московского Кремля до 18июля можно увидеть картину «Святой Георгий»— один из самых известных шедевров выдающегося мастера итальянского ренессанса Андреа Мантеньи. Микеланджело и Леонардо да Винчи нарисовали концепции бытия их произведения следует анализировать как философские сочинения третьим в этом списке стоит Андреа Мантенья, знаток Античности и толкователь Платона.

Один из лучших художников Италии XV столетия, Андреа Мантенья обладал глубокими познаниями о древнеримской цивилизации, однако посвятил жизнь преимущественно христианской живописи. Андреа Мантенья (итал. Андреа Мантенья (ок.

Время снисходительно к нам и мы не знаем холста Веласкеса, который мог бы его опозорить – «Изгнание морисков». Все фигуры участвуют в действии, все подчинены твердо сплоченному целому. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Поражает лицо Иосифа, мужа Марии. Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости— холста, доски или стены— занимают Мантенью на протяжении всей жизни.

Можно увидеть в триумфах изображение страт общества. В 1453году Андреа Мантенья вошел в эту семью, женившись на дочери Якопо Николозии Беллини. Сила его духа превозмогает физические страдания. Однако фреска Мазаччо, как ни парадоксально, представляется мне более точной аналогией.

  1. Известные работы Андреа Мантенья
  2. Биография, творчество и картины Андреа Мантенья
  3. Андреа Мантенья: жизнь и творчество художника
  4. Биографии великих и известных людей
  5. Работа по истории зарубежного изобразительного искусства
  6. Андреа Мантенья — представитель падуанской школы живописи
  7. Значение МАНТЕНЬЯ, АНДРЕА в Словаре Кольера

Идея росписи (прославление семьи Гонзага) прослеживается во всех фрескахгдепоследовательно раскрываются многочисленные добродетели герцога. «История» на северной стене представляет, как Лодовико получает письмо с сообщением о прибытии сына. Искусство Кватроченто (прежде всего живопись, поскольку живопись – центральное из искусств Возрождения) – это инвариант философии. В «Успении Марии» изображение апостолов напоминают образы ренессансной деревяннойскульптуры. Мы смотрим на Цезаря снизу вверх, а движение людского потока подхватывает зрителя. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага).

На современников Мантеньи этот фриз, где к стенам Рима на фоне холмов торжественным маршем подходили несущие военные трофеи легионеры, вздымался лес копий и боевых штандартов, поднимали к небу свои трубы музыканты, двигались всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455) и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле. Чуть «жестковатый» натурализм образов волхвов в первой картине, вероятно, связан с влиянием живописной традиции Нидерландов.

Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Вероятно, здесь имеется несколько объяснений, помимо сугубо технического аспекта ремесла (в гризайли оттачиваешь формальное рисование объема): во-первых, гризайль прямо отсылает к античным образцам. Известно, что Франческо владел мастерской и умело пользовался своим положением. Тень для Платона и тень для Фомы Аквинского имеют очень разные значения. А если это так, то можно вспомнить, что у Лоренцетти есть картина с городской панорамой «Плоды доброго правления» и есть – «Плоды дурного правления». Именно в тосканской школе, а быть может даже от самого Донателло или от других флорентийских художников, он приобрёл знание правил линейной перспективы. В центре плафона было изображено круглое окно (люнет), которое словно открывалось в небо.

  1. Андреа Мантенья краткая биография
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Профессиональный фотограф и редактирование изображений
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  6. Примечания для Мантенья, Андреа
  7. Напишите отзыв о статье Мантенья, Андреа

В Мантуе художник был назначен придворным живописцем Людовико Гонзага, для которого создал одно из самых лучших своих произведений — росписи Камеры дельи Спози (Свадебной комнаты) в Палаццо Дукале, которые были завершены в 1474 году. Три перечисленных вещи: итальянца, немца-католика и немца, ставшего в итоге англичанином (правда, дружба с Мором делала Гольбейна подверженным католическому влиянию) – совсем не иконы это светское искусство. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне.

Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий. В чехарде политических режимов итальянских городов, власть финансовых олигархий подменяла демократию легко, неизбежно провоцировала восстания, вслед за восстаниями – тирании в ходе этой чехарды власти фигуры интриганов-узурпаторов, наподобие Висконти, становились символом. Святой Иосиф с берлинской картины «Сретение» так плотно сжал рот, что кажется, закусил губу нарочно, чтобы не исторгнуть слово. Мадонну окружают святые воины — Георгий (слева) и Михаил (справа). Можно также вспомнить работу самого Мантеньи – фигуру царя Соломона изображенного на троне в сходной позе – с картины «Суд Соломона», выполненной, кстати сказать, в излюбленной Мантеньей гризайльной манере, когда фигуры предстают словно мраморные статуи, а фоном картины служит скол гранита. Дружеские отношения связывали Мантенью с Джованни Маркановой и Феличе Феличиано.

  • Отрывок, характеризующий Мантенья, Андреа
  • О знаменитости:Крупнейший художник эпохи Возрождения в Северной Италии

Все вместе, девять холстов образуют гигантский фриз наподобие фризов Фидия в Парфеноне. В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление а чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Если в «Алтаре святого Луки» (1453-1454 годы, Пинакотека Брера, Милан) Мантенья преобразует традиционную форму венецианского полиптиха с золотым фоном, вводя ритмическое чередование чёрных и розовых одеяний святых, объединяя фигуры нижнего регистра мраморной платформой, показанной в перспективном сокращении и представляя полуфигуры верхнего регистра с точки зрения снизу вверх, то в «Алтаре Сан-Дзено» (1456-1459 годы, церковь Сан-Дзено-Маджоре, Верона) он создал новый тип алтарного образа. Черты лаконичного, несколько сурового стиля Мантеньи (который с годами претерпел мало изменений) проявились и в его ранних станковых полотнах, таких как «Моление о чаше» (1455), «Распятие» (1457-1459), «Св. Себастьян» (1456-1459) и других. Он нарисовал общество, а этого не рисовал до него никто. Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482-1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне.

Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. К поздним произведениям М. принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас, 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин (Самсон и Далила, 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие). С двух других сторон, завесы изображены откинутыми. Так, от панциря человека, через его скульптурное подобие, к живым лицам некоторых рабов – развивается рассказ об обществе победы. Графические работы М. (7 гравюр на меди: Битва морских божеств и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки.

Приходят на ум также фрески из капеллы Оветари церкви Эремитани в Падуе – святой Иаков, влекомый на казнь и фигура царя Ирода (фреска выполнена задолго до «Триумфов», в юности). Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета.

Пещера. Проблема изображения победы вообще стоит перед христианином – как нарисовать победу. Арган), а Вазари еще в XVI веке писал, что «не всегда находится человек, который сумел бы распознать, оценить и вознаградить чей-либо талант так, как признан был талант Андреа Мантеньи» (доподлинно неизвестно, кого именно имел в виду биограф, но, как мы увидим ниже, такой человек был не один). Название этого покоя — Камера дельи Спози (Комната новобрачных) — восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно. 16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны).

Его развитию способствовало то, что в 1443—1448 годах в Падуе работал Донатело, один из крупнейших скульпторов Раннего Возрождения. Важно и то, что облик Мадонны у Мантеньи всегда сугубо портретен это не «идеальный образ» Богоматери, но живая женщина. В финальном варианте «Триумфов» Мантенья расцветил скульптуры, но скульптурную природу его персонажи сохранили. Исключительно важно то, что закат, смерть и финал (в частности, наглядная старость Богоматери) допускают трактовки как христианские, то есть ведущие к воскресению, так и сугубо физиологические: старуха Джорджоне очевидно обречена тлену.

Известные работы 
Андреа Мантенья

Изображен парад мощи, демонстрация спеси. Художник превращает красоту в прекрасное, то есть наделяет внешнюю гармонию – сознанием.

Бурное действие оказалось ограничено неглубоким слоем пространства, как в барельефе. Эти приёмы станут характерными для дальнейших произведений Мантенья, в которых евангельские сюжеты будут помещены в среду, наполненную античными цитатами: «Моление о чаше» (около 1459 года, Национальная галерея, Лондон), «Святой Себастьян» (1459 год, Художественно-исторический музей, Вена), «Святой Себастьян» (Лувр, Париж). Антония.

Изящные колоннады органично включаются в общую пластическую композицию. И как могло быть иначе. Процессия. Родился в Падуе в семье плотника.

Но тень (идея) образуется от сопряжения тел господина и раба – вот в чем ужас. Вот вы, зрители и находитесь в пещере. Рот воина Франческо приоткрыт и зритель может рассмотреть мелкие острые зубы. Мирное сосуществование обеспечило покойную жизнь городов, находящихся на пересечении интересов государств – в Мантуе (где жил Мантенья) или в Ферраре (где Косме Тура) можно было спокойно работать. Это мы созерцаем его мучения – а возможно, мы и стреляем в Себастьяна. Он работал как скульптор и архитектор, построивший и свой дом по собственному проекту.

Но, в принципе, гуманистический художник нарисовать насилие не может, он не имеет на это права. С 1442 года ученик падуанского живописца Ф. Скварчоне (впоследствии усыновившего Мантенья), знатока и коллекционера античных памятников, обучившего Мантенья латинскому языку и привившего ему интерес к римским древностям. Через ограждающую его балюстраду в зал заглядывают головки любопытных дам, рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти. Столь же иллюзорно решены и росписи стен.

Другим определяющим фактором в художественном становлении Мантенья стало знакомство с находящимися в Падуе и Венеции произведениями мастеров флорентийской школы: Донателло (с его бывшим ассистентом Никколо Пиццоло Мантенья связывали партнёрские отношения), Филиппо Липпи, Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (1486—1495, Лондон, Хемптон Корт). Мало этого, у зрителя есть все основания почувствовать себя включенным в процессию, ощутить, каково это – шагать в триумфе Цезаря (рабом или воином – каждый выбирает роль по вкусу).

Беспросветная тьма и искривленное усилием тело (Микеланджело повторит это усилие в «Матфее») – и теперь мы с полным основанием можем считать, что Себастьян попросту поставлен напротив нас. Любители древностей собирался в доме жившего в Падуе флорентийца Палла Строцци. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. Верхняя часть свода занята изображением круглого окна, сквозь которое виднеется небо. Слово цедится сквозь сжатые губы, люди терпят бытие, не растворяя уст для сетования.

Андреа Мантенья был рационален болезненно – поглядите на его сухую, выверенную линию, на его жесткие, предельно скупые образы это не размытый светом «Руанский собор в полдень», это твердое и лаконичное утверждение. Способствовал тому и Падуанский университет, один из старейших в Италии.

Существенно включить в анализ «Триумфов» современную Мантенье книгу – «Гипноэротомахию Полифила» Франческо Колонны, священника и проповедника. В этом цикле и в Мадонне делла Ветториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. И что же сказать о торжестве победителей, о процессии порабощенных народов. Считается, что первыми здесь, около 1449 года (следовательно, когда Мантенье было восемнадцать лет), написаны фрески с житием апостола, таковы Крещение Гермогена, Святой Иаков, приговоренный к казни, Святой Иаков, шествующий к месту казни и Мученическая смерть святого Иакова.

Холм, на котором они стоят, —сквозной и открывает вид вдаль. Особенно поражают его декорации, среди которых разыгрываются сцены. Наиболее близок Мантенье в этом отношении феррарский мастер Косме Тура. Шедевром графического искусства считается знаменитая «Юдифь».

Для студиоло (кабинета) Изабеллы дЭсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Миневра изгоняющая пороки (1502, обе в Лувре). Как всякий стоик, как всякий экзистенциалист, рискну сказать – как всякий христианин (поскольку христианская победа возможна лишь смертью смерть поправ), Мантенья изображает не триумфы – но поражения. Мантенья (Mantegna) Андреа (1431, Изола-ди-Картуро, Венето, – 13. 9. 1506, Мантуя) итальянский художник и гравёр Раннего Возрождения. Феличиано был антикваром, поэтом, алхимиком.

Про это Платон не пишет. Другие божества наблюдают с облака за драматическим действием в саду добродетели. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем.

Он посвятил Мантеньи, сборник скопированных им античных надписей. Эти нововведения оказали сильное влияние на его шуринов — Джентиле и Джованни Беллини. Название «Триумфы Цезаря» не поддается дальнейшей расшифровке – вероятно имеется в виду одна из галльских побед, но важнее иное – это шествие империи, покорившей мир.

Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов — «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). Любопытно, что в одной из девяти картин воины несут странные штандарты, на которых нарисованы города (изображения городских планов – один из любимых жанров Кватроченто возможно, это города, завоеванные победителями), так что даже географически шествие обнимает мир, представляет не город, но империю. После того как удастся оторвать взгляд от изображенной в сложнейшем ракурсе с точнейшими перспективными сокращениями центральной фигуры Христа, невольно задаешься вопросом о практически монохромной поверхности картины, о том, что Христос изображен не с большей тщательностью, чем кровать, на которой он лежит и низведен тем самым до уровня предмета, что фигуры Богоматери и Иоанна в своей плоскостности и упрощенности почти неотделимы от фона.

Феррарский собор хранит величайшее произведение Косме (Козимо) Тура – «Битва святого Георгия с драконом», в котором святой Георгий будто бы побеждает Дракона, наносит змею смертельный, победный удар. Свои картины он подписывал «Падуанец», но основным местом его творчества стала Мантуя, где он и написал «Триумфы». По заказу Гонзага была выполнена также серия «Триумфы Цезаря» (около 1486-1505 годов, королевская коллекция, Хэмптон-корт, Лондон) – 9 холстов на тему завоевания Галлии Юлием Цезарем, написанная на основе древнеримских литературных источников, которые дополнены воображением художника. Так каменная порода стала фоном изображающим грозовое небо – буквально воплотив метафору «небесная твердь». Ещё один новый живописный тип религиозной композиции – в форме полуфигурной повествовательной сцены – Мантенья создаёт в «Принесении во храм» (около 1455 года, Государственный музеи, Берлин): фигуры представлены в поясном срезе и на абстрактном фоне, как в алтарях, но в то же время, подобно рельефу, объёмно выступают в пространство зрителя.

Замысел был значительным, требовал работы. Мантенья наглядно проиллюстрировал этот принцип в композиции «Св. Иаков изгоняет демонов», построенной на контрасте спокойной фигуры святого с подчеркнуто экспрессивной жестикуляцией и мимикой остальных персонажей. В «Святом Себастьяне», найденном в мастерской Мантеньи уже после его кончины, средства выражения продиктованы готической традицией: смятенность и ломкость форм ощущается в заостренных складках развевающейся драпировки. Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) родился в 1431году в семье плотника Бьяджо, в местечке Изола-ди-Картура, между Падуей и Виченцией. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449 – 55 в 1944 почти полностью погибли) проявляется приверженность М. к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. В случае длительного, двадцатилетнего писания «Триумфов» – аллюзии и заимствования из других произведений неизбежны, рифмы и параллели оправданны.

берлинскую картину «Введение во храм». ) Иисус предстает словно перед положением во гроб, точно перед нами репетиция погребения, а совсем не радость вхождения в жизнь. Андреа Мантенья рано сформировался как художник. Его герой всегда держит рот закрытым. Никакому городу-государству из современных Мантенье не под силу было бы такое шествие организовать в этом отношении можно трактовать «Триумфы» как рассуждение об империи – воспоминание или пророчество. Однако в жесте рыцаря нет торжества, нет ликования.

Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици). 1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Именно эта искусственность ракурса и не дает испугаться в полной мере.

Методическая работа резца, преодолевшего сопротивление меди, сковала движение фигур и погасила осязательное разнообразие поверхностей. Нетрадиционным для подобных произведений выглядит изображение Марса и Венеры. Андреа Мантенья (ок. 1431-1506).

Именно оно стало связующим звеном между искусством Раннего и Высокого Возрождения. «Триумфы Цезаря» – наряду с капеллой Микеланджело и «Тайной вечерей» Леонардо – важнейшее произведение итальянского Возрождения, хотя бы по масштабу замысла. Если разбирать данные работы, то в первой из них стиль Мантеньи ещё различим, что не скажешь о «Крещении», где сложно уловить сквозь грузное письмо чей-то руки даже некий намёк на идею автора. Лишь достигнув старости, Мантенья как будто начал несколько смягчаться.

В 1460 является придворным живописцем династии Гонзага в Мантуе. В молодости он даже участвовал в археологических раскопках.

Мантенья мало путешествовал. Красота не знает, что она прекрасна – художник ее этому знанию обучает. Крупнейшим проектом, осуществлённым в Мантуе, стали росписи «камеры дельи Спози» («комнаты супругов») – парадной спальни в замке Сан-Джорджо (1465-1474 годы), скромный интерьер которой преобразован средствами иллюзионистической живописи. В сложной для построения перспективе, художник изобразил изящную ограду, которой окно обнесено снаружи и заглядывающих через него вниз амуров и членов герцогского дома.

Андреа Мантенья писал Мадонну с собственной жены Николозы (сестры Якопо и Джованни Беллини, к слову сказать) младенец был писан с их младшего сына, с ребенка, который хворал от этого – та щемящая интонация, которой редко достигали художники в изображении Мадонны с младенцем. Помимо уроков Франческо Скварчоне, в 1445 году он записался в цех живописцев Падуи. Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма.

В первом же достоверном труде Мантеньи, в росписи капеллы Эремитани (1448-1454), юный мастер обнаруживает себя римлянином. Святой Георгий является покровителем воинов. Все три изображения мало общего имеют с привычным иконописным каноном классические православные «Муж скорбей» и «Плащаница» не указывают (несмотря на печальный сюжет) на конкретные телесные муки.

«Едва ли можно было найти более резкую противоположность поздней готике, чем искусство этого итальянца (Мантеньи). Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. С 1460 года Мантенья – придворный художник герцогов Гонзага в Мантуе. Именно Скварчоне и стал первым учителем живописи для Андреа Мантеньи. Рядом с ним — Святая Елизавета, покровительница Изабеллы дЭсте, невесты маркиза.

Сын Лодовико, милитаристический Федериго и внук, Франческо, были от замысла далеки и (судя по побочным свидетельствам) не вполне понимали, о чем идет речь. Мантенья родился ок. На левой над схваткой возвышается омерзительная голая старуха, которая потрясает в воздухе табличкой c надписью «Invidia», что означает по-латыни «Ревность». Косме Тура, проведший в отрочестве много лет бок о бок с Мантеньей (они вместе учились у Скварчоне), порой словно договаривает то, о чем Мантенья предпочитает промолчать, сжав губы.

(Откр. Интерпретатором (отчасти оппонентом) платоновского взгляда стал прилежный почитатель Античности, мантуанский художник Андреа Мантенья. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе.

Усыновление детей и их последующее ученичество было для него обычной практикой. Природа тени трактуется в иконописи как злое начало – и тут нет и не может быть двойного прочтения. Данте, который постоянно разговаривает на темы платоновских диалогов идеал представляет себе как ровное сияние – и войти в мир света его вожатый Вергилий (античный мудрец, которому смысл явлен в тенях) никак не может. Герои Косме Тура словно напрягают все силы в последнем, невыносимом усилии. Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с Триумфом Цезаря (1485 – 88, 1490 – 92, Хэмптон-корт, Лондон). Здесь выполнил ряд портретов: кардинала Лудовико Тревизана (Медзарота, 1459 год, Государственные музеи, Берлин), Франческо Гонзага (1461 год, музей Каподимонте, Неаполь), «Мужской портрет» (галерея Питти, Флоренция), которым придал позы и величие древнеримских портретных бюстов.

Это лицо человека, любящего парады победы, непонятно, чем ему могли не понравиться «Триумфы». Андреа Мантенья – великий итальянский художник XV-XVI вв. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Мантенья внёс свой вклад в развитие гравюры: помимо работ, созданных резчиками по его рисункам, сохранились собственноручно выполненные мастером произведения в новой технике резцовой гравюры на меди необыкновенно крупного формата («Битва морских богов», «Вакханалии», «Положение во гроб» и другое), которые копировались уже при жизни художника. Справа рядом друг с другом — Меркурий и Пегас.

Мандельштам высказал намерение превратить в прекрасное даже недобрую тяжесть – «из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам». Умер Мантенья 13 сентября 1506. Принц датский Гамлет, наблюдая войска Фортинбраса, дефилирующие мимо него на бой, восхитился их решимостью и противопоставил солдатский пыл своей рефлексии («как все кругом меня изобличает и вялую мою торопит месть») но Гамлет не был бы гуманистом, если бы выбрал путь безрассудного, не поверенного разумом движения вперед. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем.

И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х— началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере). Судья знает, зачем судит: чтобы в обществе была справедливость. Мантенья положил начало развитию ренессансного алтарного образа в северной Италии. Этот же прием, срез камня (скорее всего, гранита) использованный как фон картины, встречается также в холсте Жана Фуке «Портрет Этьена Шевалье со святым Стефаном» (1450, Берлинская картинная галерея).

«Моление о чаше» изображает сон апостолов в Гефсиманском саду, показывает неодолимый сон праведников, который уподобляет сонные тела – телам мертвым забытье и невозможность противостоять злу, неуслышанная молитва – чаша не миновала. Она выражается то –струящимися лентами рек и дорог, как в «Поклонении волхвов» из нью-йоркского музея Метрополитен, то – серебристой гаммой простирающейся водной глади в как в «Успении Марии». (Исключительно важны автопортреты мастера – как живописный, так и скульптурный, барельеф из Сан Андреа в Мантуе. ) Жесткость черт передает стоический характер горе корежит человека, но люди стоят неподвижно, не гнутся. Парадоксально то, что тень, отброшенная этими фигурами на стену пещеры – будет общая.

Художники Возрождения (причем и Северного возрождения также, можно вспомнить гризайли ван Эйка или Босха) часто обращались к монохромной живописи. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Для этого, Мантенья также использовал возможности архитектуры, скульптуры и живописи. Зритель, стоящий под «окном в небо», находится как бы в идеальной, активно воздействующей на него среде. Точнее сказать, неделимость эйдоса не позволяет предполагать, что внутри самой посылки что-то не так. Изображение горы Муз является первой картиной из цикла, написанного по заказу мантуанской графини Изабеллы дЭсте (1474–1539) для ее рабочего кабинета. В этом и последующих произведениях М. (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457 – 59, хранится там же, отдельные части – в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям.

Неудивительно, что именно y него Альбрехт начал учиться новой манере итальянцев. Покинув в 1448 году мастерскую Скварчоне, он попал и в круг влияния венецианского семейства Беллини, в особенности Джованни (в 1452 или 1453 году Мантенья женился на его сестре Николозии). Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага. Родился в 1431 году в Изола-ди-Картуро недалеко от Венеции. Центральным, самым значительным произведением Мантеньи является гигантский полиптих (девять трехметровых холстов), выполненный на тему «Государства» Платона и – поскольку полемика идет на метафизическом уровне – версии возникновения самосознания.

Фреску Манте-нья мог видеть, а Висконти (жестокий герцог Миланский, возвысившийся в результате войны Венеции с Генуей) был символом властной Италии. Платон был поэт, словом владел лучше большинства драматургов, но когда писал про «процессию и триумф», не счел нужным увидеть в образе подвоха. Неостановимый поток движется справа налево – воины гонят рабов, слоны тащат несметные сокровища.

Имя и творчество Мантеньи не так известны русскому зрителю, как, например, Сандро Боттичелли или Леонардо да Винчи, однако современные историки искусства называют его одним из «гениев, свершивших внезапный и радикальный переворот» в европейском искусстве (Дж. Подвох почувствовали и Стюарты, приобретшие холсты после века забвения: Карл I, купивший картины и те короли (Стюарты и Виндзоры), что воцарились на английском троне после Славной революции и приняли в наследство живописную коллекцию, картины Мантеньи не только не ценили – но решили удалить из обращения навсегда.

В этом случае срез цветного гранита с разводами породы дан над головой казначея Шевалье, представляя инкрустацию дворцовой стены – но и намекая на судьбу святого: Стефан был побит камнями. Пространство между столбами на двух стенах закрыли искусно написанные портьеры. Он – не Фортинбрас, тем и замечателен. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей). В 1460 году Мантенья Андреа приехал в Мантую: если не считать двух лет, проведенных в Риме (где по просьбе папы Иннокентия VIII в 1488-1490 годах он украсил фресками его капеллу), вся его дальнейшая жизнь связана с этим городом.

Уже в росписях капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (1448) заметны высокая техника рисунка, прекрасное чувство перспективы и хорошее знание античного классического искусства. Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Через нее просматривается окружающий пейзаж. Персонаж этот словно сам сошел с холстов «Триумфов Цезаря», он вполне мог бы маршировать в общем строю. Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами на переднем плане изображены гирлянды из роскошных фруктов.

В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Вот она, перед вами. Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи — «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. Желание в живописи создать скульптуру (повторить пафос Фидия) подчеркнуто тем, что Мантенья эскизы выполнял в графике и параллельно писал в монохромной технике гризайли фризы античных сцен, как бы изображая не людей, но шагающие статуи.

Конечно, Беноццо Гоццоли нарисовал весьма многолюдную процессию («Поклонение волхвов» в капелле Бранкаччи), понятно, что это нобили, даже более или менее представители одного клана. Иллюзорное пространство фресок визуально «врастает» во внутреннее пространство Камеры. Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи.

И художник должен знать, зачем рисует. Это разлитое повсеместно чувство близкого конца. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы. В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа.

Пейзаж изображен тщательно и с фантазией. Но, несмотря на это, картина представляет образ ренессансного человека. Он первым принялся за исследование характера движения, механизма сокращения мускулов. С Филиппо Липпи и Донателло он даже был знаком и не раз встречался с ними в Падуе.

В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне.

Но, видимо, он почувствовал подвох. Мы можем фантазировать, думать, что сложный композитор Веласкес, умевший системой зеркал и игрой перспективы создать противоречивое произведение, так повернул сюжет, что не оправдал насилие. Неоплатоники (Андреа Мантенья был именно неоплатоником) толковали эйдос через понятие Логос – и слово для них имманентно изображению и сущности, они не иллюстраторы, но воплощатели смысла. Впервые метафора Платона была полностью, буквально, проиллюстрирована.

Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Художник точно хотел изобразить не живых людей, а ожившие памятники победе. Мантенья изображал не просто сомкнутые, но плотно сжатые уста. Эффект живой и в то же время не вполне реальной материи усугубляется тем, что некоторые рабы несут на шестах полный доспех (вероятно, снятый с врага). Беспримерный акт королевского вандализма длился бы бесконечно, если бы картины не спас (они осыпались и были вульгарно реставрированы) английский ученый Мартиндейл – он же и автор первой книги о «Триумфах», выпущенной (дико произнести дату) только в 1979 году.

Его гравюры по меди также обрели широкую известность севернее Альп. К творческому закату Мантеньи также относятся «Поклонение волхвов» (Малибу) с мельчайшим воссозданием уважительно склоненных голов, а также претворённый в жизнь жестокий трагизм в «Се человек» (Париж), устройство личной погребальной капеллы (церковь СантАндреа, Мантуе).

В ней размещены работы «Дни Святого Семейства», а также «Крещение Христа» мотив которых объяснены посвящением капеллы Иоанну Крестителю. С его именем связаны произведения такого вида графики, как гравюра на меди, которая также способствовала распространению его известности. Мантенья работал и как скульптор. Пластика фигур в его композициях свидетельствует о незаурядном даровании ваятеля. Помимо всего этого, статуи казались ему более законченными и более точными в передаче мускулов, вен, жил и других деталей, которые природа не так ясно обнаруживает» (Вазари) вместе с тем в раннем творчестве Мантенья ориентировался, помимо античной скульптуры, на фрески Андеа дель Кастаньо в Венеции, росписи Паоло Учелло и Филиппо Липпи и алтарь Донателло в Падуе. В 1460, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе.

Умер Мантенья 13 сентября 1506. С другой стороны, еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров — в 1400-х годах в Падуе работал крупнейший скульптор Флоренции Донателло, одним из помощников которого был Паоло Уччелло. Итак, тема – «Государство и сознание гражданина». Между 1441 и 1445 годами Мантенья был записан в падуанский цех живописцев как приемный сын художника Франческо Скварчоне, в мастерской которого работал до 1448 года.

Мантенья ж столь нарочито воспроизводит человеческие пропорции, что причастность к смерти Иисуса становится обыденной. Платон, от которого отталкивались все гуманисты, поставил вопрос государственности как радикально важный для понятий «благо» и «справедливость». Покойник производит неприятное впечатление (есть легенда, что Гольбейн писал образ с утопленника), что – как считал Достоевский – может пошатнуть веру. В этом цикле живопись Мантеньи достигла наибольшей монументальности.

Понятие «тени» для античного и для христианского восприятия – нетождественно. Он познакомился, например, с семейством Беллини— одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии— Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200произведений живописи и рисунка. В юности и в молодые годы поездил, но в зрелые годы покидать родные стены не любил. После того, как Андреа смог добиться независимости по решению суда, он стал работать как свободный художник и добился больших успехов.

Врач знает, зачем работает: борется с болезнями. Его отцом был дровосек, однако позже – в 1441 году его усыновил Франческо Скварчоне (1397-1468), который являлся известным итальянским художником и коллекционером произведений искусства. На русский язык название картины переводится как «Мадонна Победы». Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. Полиптих называется «Триумфы Цезаря» и писал его мастер последние двадцать лет своей жизни.

Долгожданный договор, прекративший усобицы, обеспечил исторически недолгое (но такое долгое для человеческой жизни. ) равновесие между соперничающими итальянскими государствами. Портрет Франческо (Мантенья изобразил его в виде воина, предстоящим перед Мадонной) показывает, как художник видел своего нового патрона: молодой человек в латах, с глазами навыкате, энтузиаст взгляд влажный. Послание вручается в присутствии членов семьи и придворных.

Мантенья родился ок. Он обогатил новыми законами и композицию картин. В начале XVI века здесь хранились раритеты и произведения искусства, собранные семьей Гонзага.

(См. Справа возвышается сооружение, похожее на крепость. Эта большая (33 Х 44 см) гравюра — правая половина составного фриза. Фигура Цезаря в «Триумфах» осанкой, позой и положением вознесенного над толпой повторяет римских правителей с саркофагов, но повторяет и позу Джан Галеаццо Висконти с фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи («Воскрешение сына Теофила и святой Петр на кафедре»). Сменивший в тридцатилетнем (т. е. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Утверждение закона стало главной темой Мантеньи.

(Mantegna, Andrea) (ок. В период с 1480 по 1495 год по заказу дома Гонзаго Мантенья выполнил цикл «Триумф Цезаря», предназначенный для украшения дворцового театра в Мантуе. Не торжествующий жест, не горделивая осанка, но сутулость и тяжелое движение усталого человека, который не считает военный долг праздником.

Андреа Мантенья, взяв за отправную точку «Государство» Платона, не собирался быть иллюстратором: художники Возрождения менее всего иллюстраторы. С 1460 М. живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. Интересно сопоставить картину Мантеньи «Мертвый Христос» с известным произведением Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу», с той самой картиной, которую князь Мышкин увидел у Парфена Рогожина (в копии, разумеется), а писатель Достоевский видел эту картину в Базеле в оригинале и был весьма впечатлен.

B Альбертине сохранилась выполненная коричневатыми чернилами копия Дюрера c Мантеньевской «Битвы морских божеств». Представитель падуанской школы. «Триумфы» были сняты с подрамника, холсты были сложены вчетверо (. ) и хранились в таком виде почти триста лет.

Скажем, в дантовской поэме «мир теней» не есть мир смыслов – смыслом является яркий свет. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Непосредственно перед «Портретом старухи» Брейгель написал «Безумную Грету» (1528), сумасшедшую старуху, которая бредет сквозь разоренные войной города. В трактате «О живописи» он писал: «История будет волновать душу лишь тогда, когда изображенные в ней люди будут всячески проявлять движения собственной души».

Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457-1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Его герои своей физиогномикой родственны мантеньевским героям – такие же жилистые, состоящие из костей и сухожилий, нервные искривленные жизнью. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага).

Фигуры нарисованы в натуральный размер – и, когда мы находимся перед тридцатиметровым произведением, возникает эффект «панорамы» – персонажи реально движутся, это вечно длящийся парад победы. Мантенья исключительное значение придает деталям.

.