Андрей Рублев Спас В Силах
Одна из сильнейших икон работы Андрея Рублева – «Спас в силах». Иконография Спаса в Силах сложилась в XIV–XV веках и образу, созданному Андреем Рублевым иконописцы следуют вот уже шесть веков.
Описание иконы Андрея Рублева «Спас в силах»
Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Иконостас – это целая система икон, включающая в себя Ветхий (пророческий и праотеческий ряды) и Новый Завет (ряды праздничный, местный), образ Церкви торжествующей и изображение небесной иерахии (дейсис). Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы.
Необычное название иконы «Спас в Силах» означает, что в конце времен Господь Иисус Христос предстанет перед людьми всех веков как сильный и славный Вседержитель, окруженный Небесными Силами, то есть разными членами Ангельской иерархии: Серафимами, Херувимами, Престолами, Господствами На иконе вокруг Христа изображается и ряд символов, охватывающих земную историю, людей и животных – так, как, в соответствии с Божественным Замыслом, мир после Страшного Суда вновь обретет черты рая, когда все земное и небесное соединится под властью Христа. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал. 12:48).
Он собирал свою коллекцию в60-х гг. 2:13). Красный квадрат – это символ земли, где есть четыре стихии и четыре стороны света. Красный квадрат означает землю. 7:24).
Именно там была создана традиция помещать образ «Спаса в Силах» в центре деисусного чина иконостаса. Пожалуй, нет в России такого храма или церкви, где нет иконы «Спас в силах». Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурныйдеисус.
Икона Андрея Рублева «Спас в силах»
Традиционно образ Христа в храме занимает центральное место, его помещают в алтарной части (что характерно для западной традиции) или в куполе (согласно православной традиции). Иконография «Спаса в Силах» – отражение ветхозаветного видения пророка Иезекииля и напоминания о нем в Теофании (явлении Бога) Иоанну Богослову – автору Книги Откровения (Апокалипсиса). XIV – н. XV в. ) иконы – Владимирская Богоматерь (ок. Изображение Спасителя в куполе может быть ростовым – так, например, представлен образ Пантократора в Спасском соборе Мирожского монастыря в Новгороде (ХII в. ). Над не сохранившимся местным рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см).
Он встречается в одиночных иконах, в «оплечной» (до начала груди, по плечи) и поясной композиции, в иконостасах и отдельных триптихах (складень из трех икон, включающих образ Господа, Богоматери и почитаемого святого), на фресках и настенных мозаиках: именно Спас Вседержитель является традиционным изображением Бога, которое пребывает под центральным куполом православного храма. По-видимому, лишь одна икона праздничного яруса может быть приписана Рублеву, это «Крещение». Этот опыт сказался в звенигородском «Спасе», опыт вершин искусства предшествующей эпохи.
6:14). Сначала на нем явлено ожидание всеми людьми в лице пророков и святых Ветхого Завета Мессии, а затем Первое (в Евангелии) и Второе Пришествие Христа как Божий промысл о человечестве, открытый людям в Апокалипсисе. Об этом выдающемся произведении, где наиболее отчетливо видны не только манера, но и миросозерцание великого художника, написано, пожалуй, больше, чем о всех других праздничных изображениях из Благовещенского собора. Нередко тексты из Священного Писания включаются непосредственно в иконописное изображение.
у каждого два крыла соприкасались одно к другому. В юные годы Андрея Рублева и мастеров его поколения произошло знаменательное событие, которое уже современниками осознавалось как решение судьбы русского народа, – битва на Куликовом поле.
Анализ иконы Рублева Спас в силах малый
В левой руке Спаситель держит раскрытую Книгу, которая считается Книгой Жизни. П. И. Севастьянова (1811–1867). XIXв. Автора «Явления ангела св. Следующей важнейшей работой А. Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг. ), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи.
Легкий, как будто цветочный, запах. Ангел – это символ евангелиста Матфея и обозначает воплощение Бога в человека. 1:1), но также и Образом Божьим, как называет Христа апостол Павел: «Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. Можно добавлять и любые другие иконы.
Икона Иисуса Христа «Спас в силах»
Победа оставила глубокий след в народном сознании. Имеет свое значение и цветовое оформление иконы. Такое соотношение разворота шеи и лица сообщает сразу ясно уловимое движение по направлению к человеку, который стоит перед иконой.
Существенно, что Богоматерь Умиление (ГРМ, Држ 275) происходит из коллекции В. А. Прохорова (см. «Опись русских древностей, составлявших собрание В. А. Прохорова», Спб., 1896, 774), собиравшего в60-х гг. По преданию, автором первой иконы «Спас в Силах» является святой иконописец, монах Троице-Сергиевой Лавры, преподобный Андрей Рублев. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. 4:12). Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Почти все авторы «праздников» знали рублевские работы.
И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя и похотей лукавых. Свою собственную смерть. В лике иконы Рублев «скрыл», «погрузил» линию в живопись. Такой вывод не входит в противоречие с построениями исторического характера.
Их писали и византийцы и русские их ученики. Мастера, работавшие над остальными «праздниками», составляют довольно пеструю группу. телец – Луки, лев – Марка, орел – Иоанна.
1:14). Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука. Двери в алтарь символизируют вход в Царство Божье, куда можно войти только через Христа («Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется». Аминь. Их задание – проповедовать Благописание на все стороны света: север, юг, запад и восток. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении.
10:14). Синий овал наложен на красный ромб и красный квадрат. Как правило, на этой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, поскольку, подходя к Царским вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, когда «все тайное станет явным» (сравн. Просите совета у священнослужителей и вы обязательно найдете свой путь к спасению. От Спаса идут золотые ибелые лучи. Из Священного Писания мы знаем, что Христос именно так и называет Себя: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Отк.
Кроме деисусного чина, рядов праздничного (небольшие иконы изображающие великие православные праздники, расположенные под деисусом или над ним) и местного (иконы по сторонам от Царских врат) появились ряды пророческий, праотеческий и завершение иконостаса – Распятие. От иконостаса Троицкого собора до нас дошли иконы деисусного чина (Вседержитель, Богоматерь, Предтеча, апостолы Петр и Павел, Иоанн Богослов и Андрей, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Николай, ), обширный цикл «праздников» («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Преподание хлеба», «Преподание вина», «Омовение ног», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб», «Явление ангела св. Из трех известных в настоящее время иконостасов, над созданием которых трудился Рублев, наибольший интерес вызывает, самый обширный по составу иконостас Успенского собора во Владимире, поставленный в главном соборе Московской Руси, «вселенской церкви», по выражению одного из летописцев. Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Этот образ – важнейший в иконографии Христа (включающей такие типы изображений, как Спас Эммануил, Спас Нерукотворный, Распятие и другие). Крещатый нимб, фон иполя золотые, надписи киноварные. 1:15).
Поездка студентов Сретенской духовной семинарии в Суздаль и Владимир
Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды. Это лицо зрелого человека в мерном расцвете духовных и физических сил. По четкам также можно молиться в дороге. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Жест благословения в русской традиции называют «именословие» или «именословное благословение», он является знаком имени Иисуса Христа, начальные буквы которого должны выражать персты, сложенные определенным образом. Гнев перед показной фарисейской верой, забывшей ради буквы закона милость к человеку.
А. Плугин).
В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. Эта иконография получила название «Этимасия», в русском варианте – «Престол уготованный» (например, такие изображения находятся в церкви Успения в Никее VII в. и в Успенском соборе Владимира ХV в. ). Таким видели Господа в своих чудных видениях святые пророки Иезекииль и Иоанн Богослов. Огонь в Священном Писании – неизменный атрибут Бога: «Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий» (Втор.
Черты трагического одиночества среди «рода лукавого и маловерного». Редкой красоты, вытканную «елочкой» ткань положили они паволокой. Совершенство для Рублева видится в постоянной готовности помочь, поддержать, спасти. Телец – это символ Луки и обозначает жертву Спасителя. И в своем труде, казалось бы, невеликом, старались быть достойными его помощниками. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). В 2010 году мир также празднует 650-летие великого мастера.
Лик рублевского Спаса дышит силой и покоем. «Красный угол» устраивается напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. Тогда же написал самую знаменитую икону русского Средневековья – «Троицу». Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Каждая икона Христа является своего рода знаком Боговоплощения, то есть напоминанием, что Слово Божье воплотилось «истинно, а не призрачно», по формулировке VП Вселенского собора (787 г. ), который утвердил иконопочитание, как основу православной традиции и определил богословские принципы иконописания. Лица людей обращены не на внешнее, они сосредоточены, в движениях фигур больше задумчивости, чем мгновенного потрясения.
В русской традиции этому образу близки некоторые другие иконы Христа. "Как чудно здесь. В любой национальной культуре есть идеалы, о которых она мечтает и к которым стремится.
Икона Спас в силах — значение, в чем помогает
3:2-3). Стояла глубокая зима. 1427) последней работой Рублева. Дай, Господи, мне, недостойному рабу твоему, спасение Твое во все дни жизни моей, просвети ум мой светом разума Святого Евангелия Твоего, сердце – чистотой Твоих слов, тело – силой Твоих страданий без страстей, сохрани мысли мои Твоим смирением и поставь меня в нужное время славить Тебя молитвами и делами – Ты, Господи, прославлен во все века с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом. Внутри этого небесного круга изображаются ангелы. Вслед за ним эти ассоциации развивали св.
Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер – типические особенности стиля Рублева. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» – это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Тщательно выбирали дерево, стойкое, выдержанное. — «Сорокинско-Филаретовская коллекция русских икон разных пошибов или писем», Киев, 1913, стр. 17, 4457 итабл. ). Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Что поясняет название иконы.
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи
В настоящее время эта икона вместе со знаменитой «Троицей» Андрея Рублева хранится в Третьяковской галерее в Москве. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. С появлением иконы «Спас в Силах» началось активное развитие всего древнерусского иконостаса. И тогда с Книги Жизни будут сняты печати и Слово будет явлено во всей полноте и истине. Вспомним, что говорит Сам Господь Иисус Христос о суде. На заднем плане изображен яркий красный квадрат, который символизирует землю. Были распространены также изображения Христа в окружении пророков, предвозвещавших приход Мессии или мучеников, своей смертью во имя Христово восхитивших венцы Царства Небесного (например, мозаики Санта Констанца IV в. и Санта Пуденциана в Риме, V в. ).
Главным является желание растить душу в благости и противостоять любому негативу. 1 Живопись на иконе Спаса близка кманере исполнения иконы Богоматери Умиление (ГРМ, Држ 275), давно приписываемой Рублеву. Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок.
Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). В начале ХV века, когда жил и творил Рублев, в иконостасах не всегда помещали сложную композицию «Спас в силах», но и более лаконичные иконы типа поясного Спаса. Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде). Несомненно, он впитывал заложенное в них.
Священное Писание в иконе на примере иконографии «Спас в силах» и некоторых других изображений Христа
женам» с «Распятием». Иногда на раскрытом Евангелии можно прочесть такие слова: «Я – свет миру» (Ин. О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву. Образ Иисуса Христа помогает верующим защищать свою семью от любого негатива. 1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим – все ок.
Икона Спас в силах символически соединяет два начала: земное и божественное. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Деисус означает, что Церковь просит Христа-Судью за каждого человека. ". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.
Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву. женам», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Сошествие св. Нередко у ног Спасителя изображали овец, так как Христа называли Добрым пастырем (Ин. Их образ заключен в обликах человека, зверей, птиц.
Облачен Господь в белоснежные одежды, символизирующие его святость. 19 августа – Преображение Господне, Яблочный Спас. Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе и на престоле был Сидящий и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду И перед престолом— море стеклянное, подобное кристаллу и посреди престола и вокруг престола— четыре животных исполненных очей спереди и сзади. Они созерцают свет внутри себя.
Старшим был, несомненно, автор «Тайной вечери». Это очень зрелый художник идущий от традиций XIV века. "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме. (. ) На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»» (Отк. Ин. Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова.
Икона «Спас в Силах» – центральный образ иконостаса храма и дома
В позднесредневековой иконописи получил распространение иконографический тип Христа именуемый «Царь царей» или «Христос Великий Архиерей». 15-16. Правая рука Иисуса Христа традиционно благословляет человечество. Он стал знаменит еще при жизни. Так иконостас отразил всю человеческую историю в духовном осмыслении. 4:24).
Зелень листвы серебрится под ветром. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла – те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов. Звери, расположенные по краям четырехугольника, как уже упоминалось выше, означают четырех евангелистов, а именно святого Иоанна, Матфея, Луку и Марка. Божий престол несут ангелы, а рядом находятся животные.
Софии в Киеве (XI в. ) и Новгороде (XIII в. ), в монастыре Дафни в Греции (XI в. ), в монастырях Константинополя – Кахрие Джами и Фитие Джами (XIV в. ) и во многих других христианских храмах. «Праздники» ясно нам показывают, какой широкий отклик породило замечательное искусство Рублева. Молитвы помогают увидеть путь к спасению и отказаться от дороги, ведущей к греху. Видно, что они находятся в движении, создавая динамику иконной композиции. Он умер и был похоронен в Спасо-Андроникове монастыре. Икона «Спас в силах», является пророческой.
15-16). из-за границы икону этого собрания 241, поступившую «отреставрированной» еще уК. Т. Солдатенкова так, как это было принято во второй половине XIXв. ). В этой Книге записаны все имена спасенных душ. Таинственный свет повсюду. И, наконец, Книга – это символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье.
История образа «Спас в силах» – «Господь Вседержитель»
На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Иоанн Дамаскин, один из главных защитников иконопочитания. На самом деле, рассматриваемая икона Спаса всилах происходит из Румянцевского музея из его «Отделения христианских древностей», где она находилась всобр.
Давайте же рассмотрим образ «Спас в силах» более подробно. Согласно канону икона всегда содержит изображение и надпись. Тот, чей прах сокрыт под этим газоном (известно, что еще в прошлом веке над могилой гения стояла древняя колокольня, но и ее след утерян), наверное, меньше всего думал о Времени ибо в его творениях нет истока и нет исчезновения: взгляд Спаса – неиссякаем, дивная печаль "Троицы" – неизбывнаСолнце висело точно над собором и оттого он стоял без единой тени. Одновременно он без изменения серебристо-зеленый цвет гор и цвета одеяния Крестителя (золотисто-охряной хитон и темно-зеленый плащ). Дни еще короткие. Тонкий, отполированный, как мрамор, левкас – тоже их вклад в работу чтимого мастера.
Сейчас он приемлет на руки. И эта полнота обнаруживается, когда в последний день обнажается вся структура мира. Орел – символ Иоанна Богослова и изображает духовное виденье.
К. Т. Солдатенкова. Поля источенные шашелом, выкрошились. А пока стоял на краю крутизны и разглядывал заклязьминские дали, как рассматривают живописный план-схему перед тем, как отправиться в странствия по избранным твоим же наитием местам. Собор открылся к обедне и только после того как немногочисленная паства вошла и рассеялась внутри его многостолпного сложной, перетекающей друг в друга сферичностью пространства, я проник в густой, распираемый свечным светом сумрак и, скорее опять же по наитию, пробрался к боковым низким сводам и там, совсем близко (протяни руку и коснешься ноги бредущего на Страшный Суд), оказался перед фресками исполненными ровно 600 лет назад Мастером другая фреска изображала "Шествие праведных в рай"За спиной услышал частый, затаенный шепот, оглянулся молодая женщина, переломившись в поклоне, творила молитву к "шествующим в рай" рядом с ней стоял мальчик лет десяти – тонкое, бледное лицо юного херувима, распахнутые глаза, немигающий взгляд когда он глянул на меня, что-то стронулось в его глазах, на лице появилась – нет, не улыбка, а проблеск какого-то иного, незнакомого мне внимания, словно мы встретились и увидели друг друга, прилетев в эту древнюю, забытую землянами обитель из разных миров и, прикоснувшись к напоминаниям о Страшном Суде и шествию праведных в рай, пожелали друг другу обретения третьего пути, к свету Спаса в силахПо деяниям Рублева известны четыре города, в которых проживал чернецом и творил Мастер – Сергиев Посад, Владимир, Звенигород и Москва. Кроме икон последнего ряда, все остальные относятся к рублевской эпохе. Но другая древнейшая икона, написанная в середине XV века – «реплика» на звенигородского «Спаса», – позволяет предположить, с какими словами, глубоко созвучными образу, обращался к людям со страниц раскрытой книги рублевский Христос: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и аз упокою вы». 26-28). Аминь. Иногда в руках у ангелов изображаются рипиды (опахала) или лабарумы (штандарты), на которых написано «Агиос», что по-гречески означает «свят», в соответствии с текстами из пророка Исайи и Откровения Иоанна Богослова о славословии ангелов (Ис.
Любые молитвы можно читать и в храме и перед домашним иконостасом. Иконостас имел 4 ряда икон. Не будь этой слаженности в дружине, окажись хоть немного более хрупким левкас, тресни небрежно подобранная доска – и нам, быть может, никогда не привелось бы увидеть ни «Спаса», ни «Апостола Павла», ни «Архангела Михаила». 3:1-3). С именем Андрея Рублева связан принципиально новый этап в развитии русского иконостаса – становление так называемого «высокого иконостаса». Святые отцы называли церковное искусство «Библией для неграмотных», которые, не умея читать по книгам, воспринимают истину через видимые образы.
Тихое, располагающее к раздумьям время. " – прошептала она. «Я увидел человеческое лицо Бога и душа моя была спасена. » – восклицал преп. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А. И. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки.
Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он – Слово Божье, пришедшее в мир (интересно, что существует соответствующая аллегорическая иконография Христа: Этимасия или Престол уготованный, – Христос изображен в виде Книги, на Которую слетает Дух Святой в виде голубя). В русском переводе строки Апокалипсиса изображенные на иконе, таковы: «Престол стоял на небе и на том престоле восседал Бог Он сиял, словно драгоценные камни яшма и сардис вокруг престола была радуга, прозрачная и яркая словно изумруд Перед престолом— стеклянное, как кристалл, море в престоле и вокруг него— четыре животных со многими глазами и шестью крыльями поющих: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и будет». Образ показывает важнейшие догматы Православной веры, заключает в себе толкование Библии и пророческое представление главного события мировой истории – Страшного Суда. 18.
Отсюда следует, что в личности Спасителя Слово и Образ тождественны ибо «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его» (Ин. Но это не простой праздник. 6:3. Надпись эта утрачена, поскольку от иконы сохранилась лишь голова и малая часть одежд. Эта иконография несомненно имеет западное происхождение и воспринята русской традицией не ранее второй половины XVII в. Образ Христа здесь прямо соотносится с апокалиптическими видениями Иоанна Богослова: «и сидящий на нем (на белом коне) называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Русские люди на деле доказали готовность жертвовать своей жизнью во имя родины. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови.
XIXв., так же как иП. И. Севастьянов (см. примеч. Обрез Евангелия бледно-зеленый. Надпись на Евангелии («приидете ко мне вси. ») черная, поновленная. Быть может, это небольшое драгоценное произведение, попавшее на Афон иподвергнувшееся там разрушению, было вывезено П. И. Севастьяновым из одного из древних русских монастырей «Святой горы».
Икон здесь гораздо меньше, чем в церкви. В нем есть такие строки: «ивот, престол стоял нанебе инапрестоле был Сидящий иСей Сидящий видом был подобен камню яспису исардису ирадуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4: 2-3). Он находится в спасительном огне, обозначенного на иконе в виде красного ромба. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли»— это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. С ним же создал иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху. К сожалению, успенский иконостас дошел до нас лишь частично. У многих исследователей наметилась склонность датировать чин 1410-ми годами после Владимира и перед работами в Троицком монастыре в 1420-х годах. 1:11).
Не кажется преувеличением мысль современных нам историков древнерусской культуры о том, что Андрей Рублев создал образ именно «русского Спаса». Рублев — мастер символического образа. Так появился главный ряд (чин) иконостаса – деисусный, от греческого слова «деисис» – молитва или моление. Иисус Христос предстает здесь в единстве всех Своих ипостасей: Мессии Израиля, Небесного Царя, Жертвенного Агнца, Сына Божьего и Сына Человеческого. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла— те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов. Наиболее распространенным вариантом текста является отрывок из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас» (Мф.
Икона «Спас в Силах» – перевод Библии на язык изображения
Это ангел, орел, лев и телец. В центре иконы находится восседающий на престоле Иисус Христос. Царские врата показывают часть алтаря как пока недоступного рая, куда стремятся все люди. Каждая икона пишется на основании определенного текста – либо из Священного Писания (Ветхий или Новый Завет), либо из Священного Предания (жития святых, гимнография и т. д. ). женам» и «Распятия» следует рассматривать, как самого молодого и самого обаятельного среди мастеров «праздников».
Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. В синем овале изображены ангелы – силы небесные (отсюда название). Он жив, открыт, величествен и одновременно в нем ощущается мягкость соответственно славянскому типу, он имеет некрупные черты лица, обрамленного русой шелковистой бородкой. Но было здесь и другое, была иная, совсем иная основа. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. (Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем).
Чудотворные иконы «Спаса в Силах» и дни памяти образа
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И многие явления Бога и Его силы описаны в образе огня: с Моисеем на Синае Бог говорил из среды горящего куста (Исх. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм.
Таким образом, «Спас в силах» – это богословский трактат, переданный в живописно-символическом стиле, который рассказывает нам о Втором Пришествии Христа. Лишь в отдельных деталях линия проявляется, звучит в полный голос. Осень подает свои первые знаки. Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием.
Как молиться иконе «Спас в Силах», о чем просить Господа перед иконой
Изображения отсылают верующих к важным святым: Матвею, Марку, Луке и Иоанну. Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. И если образ Пантократора в куполе, раскрывающий софийный аспект образа Христа как Творящего Логоса, можно было бы назвать, пользуясь терминологией Тейяра де Шардена, точкой Альфа, так как в нем больше выражен начальный момент творения, то центральный образ иконостаса – икону «Спас в силах» – следует считать кульминацией творения, точкой Омега.
Яспис (яшма) бывает разного цвета, но богословы определяют его как красный камень. Христа же на иконе окружают многочисленные ангельские лики. мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком.
Смарагд (церковно-славянское название изумруда)– камень зелёного цвета. В самом наименовании образа – «Спас в силах» – содержится его богословская концепция: заключительный акт человеческой истории есть явление Иисуса Христа в силе и славе во исполнение Божественного Промысла о мире: «Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа» (Еф. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения.
Как и о чем молиться иконе Спас в силах
Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. 32:32 Отк. По четырем его концам расположены символы из Евангелия.
При необходимости устройте иконостас на обычной книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями. В этом была его великая сила. 5:1-7), это и Книга Завета (Втор.
- Значение и особенности иконографии
10:26). Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Образ Божественного Судии и образ Последнего Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: «милость превозносится над судом» (Иак.
Земля на иконе Спас в силах изображается в форме красного квадрата. Простая иконографическая схема без многочисленных символических фигур служит лучшему сосредоточению внимания молящегося на лике Христа.
Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Но однажды в антракте спектакля о другом гениальном художнике ("Ван Гог" в театре им. Один из важнейших элементов символического языка иконы – это жест. По слову Священного Писания (Мф.
Фигура Иисуса Христа, сидящего на престоле изображена на фоне красного ромба. Современный исследователь творчества Рублева пишет: «На рубеже двух столетий в деисусном ряду одного из храмов московской земли едва ли не впервые взглянул на молящегося светлый и всеведущий рублевский «Спас» (В. Даже по внешнему виду иконы, по состоянию ее полуразрушенной изъеденной шашелом доски, она не могла принадлежать собранию К. Т. Солдатенкова (1818–1901), находившемуся вего моленной на Мясницкой ул.
Рублев знал все эти иконы. Ипполит, блаженный Иероним, папа Григорий Великий и многие другие богословы. Лик Спаса дышит силой и покоем. Геометрические фигуры символически представляют образ вселенной, всего творения: красный нижний квадрат означает землю (четырехугольник в традиционном толковании воспринимается как земная фигура: четыре стороны света, четыре стихии и т. п. ). Дома аналогом иконостаса церковного служит «красный угол».
Цвета фигур взяты из библейских текстов. 4:8). Наиболее крупными индивидуальностями среди исполнявших «праздники» иконописцев были те два мастера, которым принадлежат «Омовение ног» и «Явление ангела св. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. «Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг.
Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон. Образ под названием «Спас в Силах» — это изображение Господа Иисуса Христа, обычно помещаемое в центре каждого церковного или домашнего иконостаса. Зеленый овал служит символом мудрости. Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу.
Символика книги в христианской культуре обширна и глубоко продумана. В 1425 – 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. Подножие светлое избела-зеленое, утвержденное на крылатых, унизанных «очами» кольцах «престолов».
Многообразны способы, какими художники передают важную для них идею. С ДАНИИЛОМ ЧЕРНЫМ написал фрески и иконы Успенского собора во Владимире.
Очи у Него как пламень огненный и на голове Его много диадим. 1:10). Человек также мыслится в Новом Завете как писание, письмо Христово (2 Кор. 1:10).
Всегда и везде Иисус изображался «по человечеству», однако искусство многими средствами выражало «надмирное» начало. Иногда Спаситель изображается и вовсе без Книги. 3), первый владелец рассматриваемого Спаса всилах. Время пожинать плоды годовых трудов на земле. Можно заменять слова молитвослова молитвой по четкам перед иконой Господа Иисуса Христа: нужно мысленно или вслух произнести слова «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» и передвинуть бусину на четках.
Фон иконы, обычно золотой, заполнен геометрическими фигурами: на красный квадрат наложены синий круг (овал) и красный квадрат (ромб). Однако никто из них не пошел слепо за Рублевым. Здесь он тоже должен располагаться в центре.
Образы Христа, Богородицы и Предтечи снова возвращают нас к теме Второго Пришествия и Последнего Суда, так как именно эти три фигуры составляют основу дейсиса, главного ряда иконостаса, центральной иконой которого является разбираемый нами образ – «Спас в силах». "Ясненько", – промолвил омоновец и отправился догонять маму с коляской. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. дар художника" (В. И. Лазарев). Расписывал с ФЕОФАНОМ ГРЕОКМ и ПРОХОРОМ с Городца Благовещенский собор в Москве.
Духа», «Успение»), пророческий ярус и праотеческий ярус. Об этом ярко свидетельствуют слова автора «Задонщины» : «Князи и бояря и удалые люди, оставимте вся домы своя и богатество, жены и дети и скот, честь и славу мира сего получити, главы своя положити за землю за Русскую и за веру христианскую». 19:11-12. В центре композиции изображен Христос, восседающий на престоле. у всех четырех вокруг полны были глаз.
Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. В левой руке Спаситель держит книгу. В их лицах виделось знание, недоступное человеку. Изображение Святого Архистратига Михаила окружают восемнадцать клейм — это самое полное собрание его деяний: Троица, собор архангелов и прочих сил бесплотных, пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима, видение четырех зверей, борьба за тело Моисея, лестница Иакова, три отрока в печи огненной, явление Архангела Иисусу Навину, архангел Михаил изводит апостола Петра из темницы, явление ангела в облачении великого схимника преподобному Пахомию Великому, борьба Иакова с ангелом, разрушение Содома и изведение семьи Дота, ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима, Всемирный потоп, наказание Навуходоносора, явление ангела во сне царю (предположительно Александру Македонскому), покаяние Давида и чудо в Хонех.
Местночтимые святые и иконы святых, в честь которых освящен храм – также образец праведной жизни. Они не такие, какими сегодня представляются, это некое подобие, бесплотные живые существа. Икона хранится в Третьяковской галерее. ). Главной узнаваемой особенностью иконографии «Спаса в Силах» являются сложные символические фигуры, которых нет ни на одном другом образе Христа: образы ангелов, животных и геометрические фигуры, заполняющие все пространство иконы.
Предполагалось, что изобиловавшее ценнейшими фрагментами собр. Священное Писание именует Христа Словом Божьим, как об этом сказано в прологе Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Ин. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон.
На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник Иосиф. Белые же одежды символизируют непорочность и чистоту Христа. 13. Сардис (греч.
С тех пор Православие воспринимает иконы не только как священные изображения, но и как проповедь Евангелия, как «писание в образах», «умозрение в красках». Где родился Андрей Рублев, отечественной истории неизвестно. XVв.
66:15-16). Он сумел отразить современные события (спасение Москвы от наступавшего Тамерлана) в библейском сюжете об избиении архангелом Михаилом ассирийского войска. Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил. Такие образы русское искусство знало издавна.
Эта икона одна из числа тех, которые носят апокалиптическое значение. Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ. Весь чин ныне -достояние Третьяковки.
Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. 4:2-8). В этой равносторонней фигуре четыре угла служат символом четырех стихий из которых строится планета: воздух, вода, земля и огонь. Христос одет в золотые одежды, цвет которых является символом сияния славы.
Близок к разбираемой нами иконографии также образ «Предста царица», названный так по словам 44 Псалма: «Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс. Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. 22. Икона «Тайной Вечери» над Царскими вратами – знак принятия людьми Христа и соединения с Ним в Таинстве Причастия, через которое люди могут войти в Царство Небесное. Она отображает второе пришествие Господа во всей славе и величии, чтобы судить всех живущих на земле. Любовь и поддержку несли писавшие их художники своим современникам.
Тексты на раскрытой Книге повторяются практически те же. Именно на этот образ за каждым церковным богослужением обычно молятся Иисусу Христу, ведь он висит прямо над Царскими вратами иконостаса. – сердолик)– камень красного или жёлто-оранжевого цвета.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XVвеках на основании видения изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. Это мастерское соединение чисто живописных приемов с линейными роднит стиль «Спаса» с фресками Успенского собора во Владимире. «Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами – ангелами большой красный квадрат – землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, вот таким образом христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. Так весьма распространенным иконографическим типом является поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием, также именуемое «Вседержитель» или «Спаситель», а иногда и просто «Спас».
8:12) «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. Икона обладает геометрическим фоном. Каждое описание иконы Спас в силах начинается с основного – с ее сюжета.
Красный цвет – символ огня, а огонь – символ Бога. 44:10). Аминь. Важно, что такую богословски сложную иконографию создали в Древней Руси.
Каждый взял от него лишь то, что было ему близко или что казалось ему особенно ценным. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. 3:5) и Книга божественного Откровения, написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (Отк. Различие состоит в степени проявления того и другого начала.
Краски иконы «Крещения» вытекают одна из другой с такой неумолимой последовательностью и так превосходно друг с другом гармонируют, что в них сразу узнаешь руку прирожденного колориста -- Андрея Рублева. 10-11. Это своего рода сокращенный вариант Пантократора. На творчестве этого художника лежит отпечаток особого изящества. Икона «Спас в силах» состоит из нескольких элементов, которые показывают верующим всю картину из Евангельского сюжета. В Ветхом Завете люди могли только слышать Бога (неслучайно первая заповедь начинается со слов: «Слушай, Израиль. »). Некоторые фрески владимирского Успенского собора кажутся эскизами, набросками, легкими и блистательными к тем удивительным по красоте и высоте образам, которые воплотились в трех иконах звенигородского происхождения.
На этот образ частично переходит то осмысление образа Христа, которое соотносится с иконой «Спас в силах». В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, обозначающего земной мир, этот ромб символизирует огонь, небесный огонь, огненную природу божества. Эта икона Спаса – настоящий богословский трактат в красках. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке.
Образ «Спас в силах» наполнен символикой и глубочайшим смыслом. Отк. Схожи также пропорции иразмер досок, даже обработка их глубоким ковчегом. Этот вывод не совсем верен. Не только отображение библейского текста является данная святыня.
11:28). Таковы образы в соборах св. Образ свитка как образ вселенной также берет свое происхождение из Священного Писании из книги Откровения Иоанна Богослова (Отк. Они, видимо, любили своего дружинного старца Андрея. Но чаще всего такой образ находит свое место возле Царских врат, в местном ряду. Квадрат – это символ земли.
Поверх синего овала – красный ромб (символ мира невидимого). Его во времена Рублева назвали бы «средовеком». 1:4-6. Космы и Дамиана в Риме, VП в. ). Теперь рассмотрим икону «Спас в силах». Даже те, кто пока не имеет достаточных знаний о святых образах, могут прийти в церковь и своими словами рассказать о тяготах, попросить совета у Высших Сил. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.
Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Их всего четыре – символы евангелистов: лев, орел, человек и телец.
Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды. Икона Спас в силах – центральное изображение в иконостасе православного храма.
Такая надпись раньше в русском искусстве не встречалась. Этот ряд, в центре которого и находится икона «Спас в Силах», представляет собой развернутое изображение Страшного Суда. Фигуру Спаса обрамляет алый пламенеющий ромб.
Традиционно на иконах Спаситель изображается с благословляющим жестом правой руки. Мф. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. Богословская концепция указывает нам на то, что икона «Спас в силах» – это образ, выражающий явление Спасителя в конце времен во славе и силе. Также трактуют, что это может быть книга старого и нового завета или книга откровений. Аминь.
вМоскве. () Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. 10:9). Слегка начинает пожухать, желтеть трава. Икона Иисуса Христа в христианской иконографии – центральный и основополагающий образ.
Землю характеризуют алые цвета, а небо представлено голубыми тонами. Опыт исихастского созерцания отразился в искусстве созданием «Спасов» отрешенных и всеведущих. 18) и сам был восхищен на небо в огненной колеснице (4 Цар.
Это итог итог долгих раздумий и поисков, художественных и духовных. " – спросил омоновец, приближаясь к нам и деликатно заглядывая в мой рисунок. Вэтой связи заслуживает внимания схожая по структуре «рублевская» икона Спаса поясного вколлекции московского купца А. Е. Сорокина, комплектовавшейся также вначале второй половины XIXв. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок.
В чем же был секрет, позволивший иконе стать как бы новым «изводом» столь важного для культуры того времени изображения. Поверх красного квадрата написан синий овал – мир духовный. Многосторонен этот образ, каким рисует его предание. На этих иконах Спаситель представлен в царской или священнической одежде, расшитой и украшенной золотом, в венце в виде царской короны или патриаршьей митры.
Наиболее наглядно это осуществлено в иконах Спасителя: на них часто помимо инициалов IС ХС, обозначающих имя – Иисус Христос, ставятся греческие буквы омикрон, омега, ню, что значит «Сущий», то есть имя Бога, которое было открыто еще в Ветхом Завете. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху. Он указывает на мир ангелов и всей небесной ангельской иерархии. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово. 3:2), пророк Илия по слову Божьему сводил огонь с небес (3 Цар.