Антон Лосенко
Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И. И. Антон Павлович Лосенко родился 30 июля 1737 г. в г. Глуxoвe, Черниговской губернии, в семье зажиточного крестьянина, подряд-чика на армию. В 1773 году на 37 году жизни Антон Павлович Лосенко скончался от «водяной болезни» и был торжественно похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Антон Павлович Лосенко (30июля 10августа1737, Глухов— 23ноября 4декабря1773, Санкт-Петербург)— русский живописец. Не сломайся голос у юного украинского хлопчика, посланного после смерти родителей в придворный певческий хор в Петербурге, возможно, не было бы одного из зачинателей русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко.
Лосенко, АНТОН ПАВЛОВИЧ (1737–1773), русский художник, представитель изобразительного искусства «века Просвещения», основоположник русской исторической живописи. Запомнился "Портрет Фёдора Волкова" кисти Антона Лосенко.
Портрет мужчины. В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. По возвращении в Россию за работы "Каин" (в академическом музее) и "Авель" (в музее Александра III), признан "назначенным в академики", а за картину "Владимир и Рогнеда" (1765, в академии) получил звание академика и профессора. «Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия — боле романтичен. — А. Бенуа., Русский музей имп.
Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Через три года княжения старшие братья поссорились, началась война. Каталог собрания. в Имп.
- Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
- "Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко – художник исторического жанра второй половины в
- Значение ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
- Антон Павлович Лосенко и его картины
- 280 лет назад родился художник Антон Павлович Лосенко
- Русский художник Лосенко Антон Павлович (22 работ)
- Словари и энциклопедии на Академике
Академии Художеств, 1908. Но, увы, рисунки выдавались на руки ученикам «для упражнения», приходили в ветхость и, с течением времени, вся эта огромная коллекция, среди которой наверно было не мало драгоценностей, сошла «на нет».
Акад. Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость – на лице Авраама, ужас неожиданности — в напряженном жесте его левой руки и — строгий взгляд вестника неба, непреклонность его поведения. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем.
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Напишите отзыв о статье Лосенко, Антон Павлович
- Отрывок, характеризующий Лосенко, Антон Павлович
Видимо, к этому же времени относится известный портрет Ф. Г. Волкова (1760 (. ) ГРМ), основателя первого русского публичного театра. 1905 г. — Сборник Имп. С. Эрнст "А. П. – Ср.
Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. Лосенко не дал воинам, в сущности, никакой характеристики: перед нами выступают бородатые академические натурщики с типично русскими лицами, облаченные в античные доспехи. Этими чертежами начинающие художники пользовались долго по смерти Лосенко.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Антон Павлович Лосенко биография
- Краткая биографическая энциклопедия
- Лосенко Антон Павлович, русский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Описание картины Антона Лосенко «Авель»
- Описание картины Антона Лосенко «Каин»
Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. И касания ее рук легки и трепетны. Историзм картины условен и фантастичен. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. – М., 1963. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал.
Глухове, Черниговской губ., в зажиточной крестьянской семье. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм.
- Описание картины Антона Лосенко «Чудесный улов»
- Описание картины Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда»
- Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»
Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. ГРМ).
Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). В 1769 г. он возвратился в Россию, был произведен из назначенных в академики, адъюнкт-профессора, а затем в профессора и сделался одним из самых дельных членов Академии. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. — Андреев, Живопись и художники главнейших европейских школ, 1857. он учился певческому искусству, служил в придворной капелле.
Лосенко – составитель учебного пособия для АХ Изъяснение краткой пропорции человека. Там он создает еще одну картину на мифологический сюжет – «Зевс и Фетида» (1769.
Естественно, что Владимир и Добрыня «исполнися» ярости. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Перед походом на Киев Владимир пытался породниться с полоцким князем. Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Лосенко в духе патриотизма своей эпохи пытается обелить князя, показав его раскаяние.
Художник сдержал свое обещание: в марте 1768 он начал писать «Три академпческие фигуры», две из которых «Каин» и «Авель» — вместе с копией «Правосудия» Рафаэля были отправлены в конце 1768 г. с И. И. Шуваловым, посетившим в это время Рим, в Петербург. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. В сентябре 1760 года Лосенко вместе с будущим знаменитым архитектором Василием Баженовым был отправлен в пенсионерскую поездку в Париж для углубления знаний и совершенствования мастерства. Новый, богатый мир раскинулся пышно и многообразно перед растерянным взором юного Лосенко. В 176669 гг. В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса истинного размаха.
Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера.
В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, всепокорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г». В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). С 1758 г. занимался в Академии художеств. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице.
У каждого из них Лосенко находил что-нибудь достойное внимания и даже восторга: или «великое согласие колеров» или «експрессии весьма натуральны» или «свет и тени хорошо расположены» или, наконец, «композиция величественна». по: Каганович А. Л. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. Отечественная Академия откликнулась на просьбу своего пенсионера и разрешила ему пробыть в Италии три года. В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» — произведение, пришедшееся по вкусу современникам на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим приобретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать».
Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Исполнил также целый ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (1763, Русский музей, повторение – в Третьяковской галерее).
Занятия у Рету не прошли напрасно. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. Этот момент Лосенко сделал сюжетом своей последней картины, написанной по заказу императрицы.
Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным». Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Основоположник русской исторической живописи, Лосенко в своём центральном произведении «Владимир перед Рогнедой» (1770, ГРМ) сделал попытку передать сложный этический конфликт, живые человеческие чувства в рамках условно-академической системы образов. Жестокой борьбы, нескончаемых забот, обрушившихся на него интриг, клеветы и унижений художник не вынес. Работа получила одобрение Совета Академии.
Т. 5. Антон Павлович Лосенко (1737, г. Глухое, Черниговская губ. Музей-заповедник «Гатчина»).
Он был определен в живописную мастерскую И. П. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них.
в акд. ) получил разом, по новому регламенту, звания академика и адъюнкт-профессора. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Этим объясняется некоторая эскизность образов.
Художеств, указатель к ним Юндолова. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Из числа его картин известны еще: "Товия с ангелом", "Венера оплакивает Адониса", "Жертвоприношение Авраамово", "Апостол Андрей Первозванный", "Прощание Гектора с Андромахой", портреты Сумарокова и актера Волкова (все – в музее академии), "В мастерской живописца" (в Третьяковской галерее, обладающей также рисунками Лосенко), портреты Н. В.
Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Александра III изд. Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию. — портретист род. Дело ограничилось разговорами. подмастерьем живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и гр. Хлюстиной (пастель) и актера Шумского (в музее Александра III), автопортрет и портрет Л. Геннигера (в Московском Румянцевском музее).
усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко (Чудесный улов рыбы, 1762, ГРМ) сочетаются с тенденциями классицизма (Зевс и Фетида, 1769, ГРМ). Лосенко умирает. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. – М., 1989 Гаврилова Е. И.
Лагрене. Эрмитаже), доставившую ему звание адъюнкт-профессора исторической живописи. Время донесло до нас праздничный истинно барочный портрет актера Федора Волкова кисти Лосенко. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Кнебель. Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством.
Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Скончался Лосенко 23 ноября 1773 г. Чекалевский, Рассуждение о свободных художествах, 1792. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником.
В 1760 г. отправился за границу в качестве пенсионера акд. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769).
Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. Музей Республики Беларусь) и «Андрея Первозванного» (1764. При этом картина писалась тайно от Академии художеств и предназначалась для графа К. Г. Разумовского.
«Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. Лосенко – составитель учебного пособия для АХ «Изъяснение краткой пропорции человека. » (1772). Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Оказал влияние на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова. Аргунова. В итоге Лосенко создает большую картину на евангельский сюжет — «Чудесный улов рыбы» (1762.
Императрица обещала перевести Лосенко из Академии в Эрмитаж, но все медлила. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Затем, как «спавший с голоса», но проявивший художественные способности, был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II.
Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили», пишет Акимов в «Северном Вестнике».
Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. Учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в АХ (1758-60 профессор с 1770, директор в 1772-73) пенсионер АХ в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным.
30 июля 1737 г. в гор. Лосенко был выдающимся – в пределах академико-эклектического направления его времени – художником, в особенности прекрасным рисовальщиком, образовавшим многих даровитых учеников он вместе с ними писал этюды, рисовал для них оригиналы и издал серию чертежей по анатомии и пропорциям человеческого тела ("Изъяснение краткой пропорции человека и т. д. "). Ротари. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Художник создает большое полотно, посвященное русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770.
Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Кнебель. ст. В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить свою вторую большую историческую картину – «Прощание Гектора с Андромахой» (1773.
Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра.
Это определяет их идеальную отвлеченность. В 1758–1760 учился в ИАХ у Л. -Ж. Произведение создавалось зимой 1768 – 1769 года по заказу Шувалова, который тогда был уже отстранен Екатериной II от государственных дел и жил как частное лицо в Риме. работы Каин и Авель (находятся в музее акд. ) признан назначенным в академики, а в следующем году за картину Владимир и Рогнеда (нах.
Он даже написал специальное «Изъяснение к картине», в котором прямодушно заверял, что его герой, «видя свою невесту, обесчещенную и лишившуюся всего, должен был ее ласкать и извиняться перед нею» (Цит. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. Многочисленные рисунки Лосенко примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. Н. Н. Врангель, Каталог Русского музея имп.
Ему было тогда двадцать пять лет. Его современник Якоб Штелин, русский историк искусства XVIII века, сообщает, что 13 ноября 1715 года Каравак заключил контракт в Париже о поступлении на русскую службу. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. ».
Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Андрей Первозванный, Прощание Гектора с Андромахой, Портрет актера Ф. Волкова (все — в музее акд. ) и несколько др.
Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. портретов. Однако из этого сватовства вышел страшный скандал. — Сборник материалов для истории Имп.
П. Ротари из которых последнему и подражал вначале. Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих. Симон сказал Ему в ответ: Наставник. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Вьена (1760 – 1764), работал в Италии, в Риме (1765 – 1768). Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена.
Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Этой идее подчинено все решение картины. – СПб., 1998 Жидков Г. В. Русское искусство XVIII века. Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи.
– Е. А. ) и нарекоша имя еи Горислава». Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов».
Он даже написал специальное «Изъяснение к картине», в котором прямодушно заверял, что его герой, «видя свою невесту, обесчещенную и лишившуюся всего, должен был ее ласкать и извиняться перед нею» (Цит. Кнебель. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в МосквеФёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете.
Как видно, в поощрениях, медалях у художника не было недостатка. «Робичич» – сын рабыни и Рогнеда тем хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка. В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда». Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. – М. : Искусство, 1989 Верещагина А. Г. Художник.
Живопись XVIII века. Основоположник русской исторической живописи, портретист. Никитин любил царя. 1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix» однако неудача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были заняты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую похвалу».
Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. В том же году произведен в адьюнкты. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. «Прощание» из-за смерти автора, осталось незаконченным и, может быть, благодаря этому оно лишено привкуса, столь обычных в академических композициях Лосенко, холода и мертвенности. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769).
Грабаря. ГРМ). Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное». Создал первый постоянный русский театр. Ничего не зная об изображенном, мы верим, что перед нами человек просвещенный ибо его окружают атрибуты наук и искусств. иллюстрации к статье Ф. Г. Волков), поэта А. П. Сумарокова, президента АХ графа И. И. Шувалова (оба 1760, ГРМ).
В 1759 г. поступил в только что основанную Академию Художеств "подмастерьем" живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и Де-Вельи затем работал в Париже в мастерской Ж. Рету (Restout) и написал, под его наблюдением, картину "Чудесный лов рыбы" (в музее Александра III) позднее в Риме копировал старых итальянских мастеров и антики. С этой картины начинается русская историческая живопись. XVIII век. В возрасте тридцати шести лет А. П.
В этот приезд он занимался у Диена. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой». Там он создает еще одну картину на мифологический сюжет — «Зевс и Фетида» (1769.
Все действие свободно и стройно, хотя несколеко холодно и парадно, развертывается на фонe монументального здания в духе Робера или Тиеполо, под облачным беспокойным небом приятен колорит, что так редко бывает в исторических картпнах Лосенко — усталые гармонии бледно-зеленого, красного и cepогo. де Велли, Л. -Ж. -Ф. Малолетний Владимир отправился в Новгород со своим дядей-опекуном Добрыней. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным.
Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. И. Е. Цветкова, в Москве). ГРМ).
Лосенко, Антон Павлович – исторический художник и портретист (1737 – 1773). Сватать Рогнеду и был послан дядя Владимира Добрыня. — Андреев, Живопись и художники главнейших европейских школ, 1857. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. ГРМ), за которую русский художник удостоился первой золотой медали Парижской Академии. Лицо царя смуглое и моложавое. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла.
1902 г., каталог портретов выст. Таковые виды умножают геройский огонь и любовь к отечеству». ГРМ).
Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов». Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков.
Работал в стиле классицизма. Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. В произведениях Лосенко 60-х гг. Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание». — Reimers, LAcadmie Impriale des Beaux Arts en 1807. колера натуральны и кистью владено натурально».
И тридцатитрехлетний художник в расцвете дарования и сил, человек в высшей степени благородный, добросовестный и щепетильно честный, Лосенко отказался от собственных творческих планов, отложил назревшие замыслы и отдал себя без остатка образованию юношества. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией.
Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники.
Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Олег был разбит Ярополком и погиб при бегстве с поля боя. Русского Истор.
У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. Однако в 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи.
1870, альбом снимков с этой выставки Лушева. — Сочинения Державина и Сочинения В. И. Майкова, 1867. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756).
Лосенко в духе патриотизма своей эпохи пытается обелить князя, показав его раскаяние. Александра III. Академии Художеств, 1908.
Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. худ. Общение с Рету-портретистом было благотворно для Лосенко и сказалось в его работах последующих лет. Большой жизненной убедительности Лосенко достиг в портретах: П. И. Шувалов (1760, ГРМ), Ф. Г. Волков (1763, ГРМ, повторение в ГТГ). Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы.
Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Родился в городе Глухове (Украина) 30 июля (10 августа) 1737 в казацкой семье. Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: «Хочешь ли за Володимира. » – то она, согласно Повести временных лет, отвечала заносчиво и дерзко: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочю».
Только два рисунка — подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» — вносят диссонанс в эту характеристику. С. 152. ). Н. Н. Врангель, Каталог портретов выст.
Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. Мастер исторического жанра, портретист, рисовальщик. Неслучайно он пишет в Париже «Смерть Адониса» (1764.
Академии Художеств, 1874. Рисунков с этого античного памятника было несколько. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. Эти характерные мелочи — блестки истинного дарования Лосенко, случайно сюда попавшие. Образ Шумского как бы воплощает жажду просвещения и горечь познания, вольнодумство и глубокий скептицизм, отличающие восемнадцатый век. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Далее идет группа умелых академий: Каин, Авель, этюды натурщиков.
Вторая историческая картина А. П. В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Таинственный, улыбчивый портрет г-жи Хлюстиной, холодный и умелый болонский «Каин», острый, напоминающий лучших испанцев «Шумский», курьёзный «Владимир перед Рогнедою», пышный, театральный «Волков», упадочное «Ловление рыб» – нельзя найти картин XVIII века, более противоположных и далеких кажется, что этот интереснейший цикл — создание целой плеяды мастеров и с тем большим вниманием мы должны отнестись к художнику, совместившему в своей творческой индивидуальности разнообразнейшие художественные устремления этих полотен.
Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Итак, картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности. — А. И. Сомов, Каталог соб. — А. Бенуа, Русский музей имп. Им даны роли немых статистов.
Время. В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера».
Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. И здесь проявились его художественные способности. Общ., т. 17.
— Северное сияние, ч. III. Творческое осмысление античности и активное восприятие новых эстетических идей, обусловили становление классицистических тенденций в произведениях Лосенко римского периода. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Следует перевод молодого А. Лосенко из хора в ученики к известному живописцу И. П. Швартца, в Петрограде.
Им даны роли немых статистов. К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно. Александра III изд. Среди его учеников – П. И. Соколов и И. А. Акимов. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла.
Ряд этюдов и рисунков Лосенко находится в собрании Е. Г. Весной 978 г. город был взят. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. Но Владимир не собирался долго задерживаться на родине скандинавских предков. по: Каганович А. Л.
Многочисленные рисунки Лосенко примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. Пocлe его смерти их осталось, судя по описям, более 200 штук самого разнообразная содержания — мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии». Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. – Л., 1977 Государственная Третьяковская галерея. Это был Э. М. Фальконе.
Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба — 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба — 1763). Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным. Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. — А. И. Сомов, Каталог соб. Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором.
Цитата намеренно приведена в отрывках – Лосенко не иллюстрировал Гомера, а лишь воспользовался отдельными мотивами великой поэмы, вложив в них совсем не то содержание, которое раскрывается в древнегреческом эпосе. В основе замысла Лосенко лежит идея долга перед родиной и героического самопожертвования во имя отечества. Идея патриотического долга раскрывается в незаконченной картине Лосенко Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ). Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков изучает искусство итальянского Возрождения. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выписаны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины) и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами».
Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. Аргунову. Но, к сожалению, Академия ничего на это не ответила. Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко — Нат.
История: Очерки русской исторической живописи ХVIII – нач. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой. Ле-Лоррена, Ж. -Л. Архаичность художественной формы — известная уступка господствовавшим тогда в России вкусам.
Своеобразной выпускной работой в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама» (1765. Сохранившиеся этюды и эскизы раскрывают направленность авторских поисков во время работы над картиной. С. 152. ). В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний.
После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери». Антон Павлович Лосенко.
Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств. Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. Именно вот таким образом герой живописной классической драмы Антона Лосенко не мог поступить столь безобразно, как он поступил в жизни. — Северный Вестник, 1804, ч. I. А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)Рогнеда – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна.
Сумарокова, Я. Шуйского и др. Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Родился в Глухове, на Украине. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. Лосенко — выдающийся русский художник и рисовальщик раннего классицизма. Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии.
Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. С 1772 и до конца жизни – директор Академии. Обе основные фигуры – Гектор и Андромаха – выдвинуты вперед и помещены в самом центре композиции они выступают перед зрителями, как на сценических подмостках.
Имп. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова.
Гамма красок строже и лаконичнее. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена.
— Художественная Газета, 1838 г., 12. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. В картине Владимир перед Рогнедой (1770, ГРМ) в рамках условно-академической системы образов художник делает попытку передать сложный этический конфликт, живые человеческие чувства. Художнику предстояло ещё многому научиться. Он полностью отдает себя многогранной деятельности. — Новицкий, История русского искусства — А. Бенуа, Русская школа живописи. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие».
Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен. Четко сформулированы им задачи исторической живописи: «Первая должность упражняющихся в сих хитростях есть изображение истории своего отечества и лиц великих в оном людей. В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Глухове, Черниговской губ., в зажиточной крестьянской семье.
А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Акад. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам). Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична.
Как только на престол вступила в ноябре 1741 года Елизавета Петровна, она сразу же велела отыскать любимого художника своего великого отца и возвратить его. Художеств, 1829. Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М. Зимою 1762 г. Лосенко возвратился в Петербург, пробыл здесь полгода, а затем был вторично командирован в Париж. ГТГ). Русское искусство XI – начала XX века.
Яркая экспрессия голов и пластическая выразительность фигур – могучего бронзового тела, едва прикрытого зеленым плащом и другого, не менее прекрасного, но уже побледневшего, распростертого на красной ткани, символизирующей пролитую кровь – превратили безвестных натурщиков в сыновей Адама. Русского Истор. Малиновского.
Картина «Владимир и Рогнеда» была написана художником на соискание звания академика. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». – 1773, Петербург) родился в семье украинского казака, богатого торговца «красным товаром». Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах.
В конце 1760 г. Шувалов отправил в Париж первых пенсионеров Академии — Антона Лосенко и архитектора Василия Баженова. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Одновременно начал преподавать в Академии. Рисунок портретен. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.
Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. В свой зарубежный период написал картины Чудесный улов рыбы (1762) и Зевс и Фетида (1769 обе – в Русском музее), в которых продвинулся от барокко к классицизму.
В нем выразились ранние поиски образа героя. Весь портрет полон тайной, запретной жизни. Плачет прислужница. Своеобразной выпускной работой в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама» (1765.
25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его превосходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко». Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». – М. : Высшая школа, 1999 История русского искусства / Под ред.
— Его же, История русской живописи. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. В то время не считали нужным интересоваться индивидуальными наклонностями будущих «жрецов Аполлона», живописцев, скульпторов, резчиков, граверов не искали, а создавали.
Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. Оказал влияние на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова.
Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. В 1759 г. он поступил в только что основанную Имп. Акад. В 1753 г. мальчик спал с голоса и был отдан в обучение живописи к крепостному гр. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады».
Его жену, Прасковью Фёдоровну, урождённую Салтыкову, Пётр очень уважал, главным образом, за то, что она поддерживала все его начинания и одна из первых переехала из Москвы в строящийся Петербург. — Reimers, LAcadmie Impriale des Beaux Arts en 1807. Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. Можно только предполагать. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия.
— М., 196З. (1772). Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М.
Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). И. Э. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался».
Богаты краски: опаловое, мерцающее небо, влажно-зеленые экзотические пальмы, серебристые аметистовые воды ручья. — Его же, История русской живописи. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи.
Пётр очень любил сестру. Он легко взял город и захватил всю княжескую семью. Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен.
Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель». Чекалевский, Рассуждение о свободных художествах, 1792. Работа получила одобрение Совета Академии.
Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Как «пенсионер» Академии жил в 1760–1765 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. Вьена, а затем изучал искусство античности и Ренессанса-барокко в Риме (1766–1769). В итоге Лосенко создает большую картину на евангельский сюжет – «Чудесный улов рыбы» (1762. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – «Прощание Гектора с Андромахой» этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Впервые национальное прошлое (эпизод с новгородским князем Владимиром, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогвольда) стало сюжетом столь выразительного – хоть и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически-сложного – картинного действа. Остаются еще академические композиции, столь известные и восхваляемые в старые годы — Жертвоприношение Авраама, Владимир и Рогнеда и др.
1905 г. — Сборник Имп. Академии Художеств, 1874. Неслучайно он пишет в Париже «Смерть Адониса» (1764. Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом». Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. — Бар.
Вскоре по приезде Лосенко написал портрет Л. Геннингера, секретаря русского посольства в Париже. Полотно «Зевс и Фетида» свидетельствует, что Лосенко уже полностью сложился как истинный «представитель классицизма» исповедующий локальный цвет, анатомическую выверенность фигур и преобладание линеарно-пластической моделировки. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762).
Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало. — И. Остроухов и С. Глаголь, Третьяковская галерея изд. Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р. денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им и пришли и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи.
Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» — холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии но, ведь и «самый высокий художник не есть еще творец». Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753 – 1758) и в Академии художеств (1758 – 1760).
Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника.
Музей Республики Беларусь) и «Андрея Первозванного» (1764. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. — Северный Вестник, 1804, ч. I.
Затем Гектор приблизился к сыну, но младенец Скамандрий испугавшись боевого облачения отца, отпрянул от него. Он уделяет много внимания рисованию с натуры, постижению красоты человеческого тела.
ГРМ). — Петров, Каталог портретов выст. Полотно «Зевс и Фетида» свидетельствует, что Лосенко уже полностью сложился как истинный «представитель классицизма» исповедующий локальный цвет, анатомическую выверенность фигур и преобладание линеарно-пластической моделировки. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел».
Портрет актёра Ф. Волкова (1763). Академии Художеств), Шумский, Г-жа Хлюстина, Чудесный улов рыбы (в Русском Музее имп. В 1760 году художник пишет портреты поэта А. П. Сумарокова и актера Я. Д. Шумского (оба в ГРМ). С 1770 художник был профессором, а с 1772 – директором Академии художеств. акд. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины.
История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века. — Сборник материалов для истории Имп. И действительно, в рапорте от 23 марта 1767 г. мы читаем: «Ныне я окончивши мои этюды с антиков, начал рисовать с славных картин для совершенства композиций, експерсии, драпери.
Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Лосенко Антон Павлович (1737-1779), русский художник. И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. «Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ. ГРМ).
С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. Первые из дошедших до нас портретов Лосенко — «Сумароков» (1760 г. и «Волков» (1763 г — отмечены печатью слишком прилежного изучения творений гр. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца.
Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно должно было унизить дочь конунга. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И. И.
", ставший пособием для нескольких поколений художников. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. Картина мастерски скомпонована. ХХ в. – Л. : Искусство, 1973 Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. С 1758 занимался в Академии художеств. Современники писали о хорошем воспитании и образовании царевны, владевшей несколькими иностранными языками, покорявшей всех окружающих красотой, весёлостью и изяществом.
— Бар. Художник.
Живопись. Государственный Русский музей (Петербург).
И не его вина, что помощь опоздала. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. История становилась как бы средством иносказания. 1902 г., каталог портретов выст.
Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Успехи его были одобрены. Тонкая пёстрая декоративная ткань отделки написана с большим мастерством, контрастируя с тяжёлым бархатом. Среди наиболее известных полотен мастера — «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). В конце 1750-х гг.
— И. Остроухов и С. Глаголь, Третьяковская галерея изд. К. В. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Человек добрый и благодарный, Лосенко отдавал все свои силы работе со студентами, но ранняя смерть оборвала жизнь этого незаурядного человека. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов.
— Романов, Румянцевский музей изд. Важно, что написал ее русский художник Антон Павлович Лосенко (1737-1773). 1870, альбом снимков с этой выставки Лушева. — Северное сияние, ч. III.
Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Он занимался под руководством Ж. Рету. — Петров, Каталог портретов выст.
ап. Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой». Античный сюжет из гомеровской «Илиады», взятый Лосенко для своего произведения, воспевал патриотические чувства, готовность героев принести себя в жертву ради отечества. В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить свою вторую большую историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой» (1773. Лосенко, Антон Павлович, портретист род. Не менее интересен портрет Сумарокова.
С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. В 1769 году художник вернулся на родину. В детстве был певчим придворной капеллы. Александра III. Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Александра III), этюд с натурщика, Скорбящим Помощница, В мастерской живописца, второй этюд с натурщика (в Третьяковской галерее), Л. Геннингер, Волков (второй экземпляр), Автопортрет (в Румянцевском музее), третий этюд с натурщика, Явление ангелов пастухам (собр.
Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. – М. : Академия наук СССР, 1960 Каганович А. Г. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете). Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог.
Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. ». В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизненный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le dsespoir dArmide» и «Le Faune enchan», театр «высоких трагедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Каталог. Художеств, 1829. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.
Художеств, указатель к ним Юндолова. Античный сюжет из гомеровской «Илиады», взятый Лосенко для своего произведения, воспевал патриотические чувства, готовность героев принести себя в жертву ради отечества. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра.
В 2-х т. – М., 1990 Ильина Т. В. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). (1772). Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. — Бар. Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии.
Для их голов Лосенко сделал несколько натурных этюдов используя в качестве модели простых крестьян. Кнебель. Имп.
Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. Авторство последней работы остается под сомнением. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Лосенко" ("Старые Годы", 1914, январь).
Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. ГРМ), за которую русский художник удостоился первой золотой медали Парижской Академии. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Акад.
Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Общ., т. 17. Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. — Бар.
А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Портрет написан незадолго до её смерти. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности.
В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». — Сочинения Державина и Сочинения В. И. Майкова, 1867.
Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта. Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. Все внимание художника сосредоточено на образах Андромахи и Гектора. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763).
Вас. Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. Т. 1.
К заимствованию чужих сюжетов старые мастера прибегали для активизации творческой энергии и ассимиляции традиций. А. Лосенко. — Художественная Газета, 1838 г., 12.
Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. В Париже пользовался руководством Рету и написал картину Чудесный улов рыбы (наход. В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. По приглашению Петра в то время в Россию приехало много различных мастеров, в том числе и живописцев из Франции, Голландии и немецких земель. Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными.
Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. В 1773 начал работу над еще одной картиной (Прощание Гектора с Андромахой, Третьяковская галерея) и здесь проявив талант патетически-пылкого композитора и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца.
Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании». ГТГ).
Рисунок Лосенко гениалено точный и проникновенный, академический, в лучшем значений этого слова, рисунок художника, много работавшего, много копировавшего старых мастеров и особенно «антиков». В раннем детстве осиротел. ГРМ). По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому.
Кнебель. Художник создает большое полотно, посвященное русской истории – «Владимир и Рогнеда» (1770. Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком.
В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Музей-заповедник «Гатчина»). Можно предположить, что это определение перешло в название.
Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Шувалова, А. П. для пользы юношества.
Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени. А. Лосенко «Чудесный улов» (1762).
Русское искусство XVIII века. И не ошибся: Ярополк завладел Новгородом и поставил там своих управителей – посадников. Он уделяет много внимания рисованию с натуры, постижению красоты человеческого тела. И признаны – за картины «Авель» и «Каин» Антон Лосенко становится «назначенным» в академики, а за картину «Владимир и Рогнеда» (1770) получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств. По отзыву Э. Фальконе, талантливейший среди соотечественников художник. Вернувшись в Петербург, создал полотно Владимир и Рогнеда (1770), получив за него звание академика исторической живописи. Недолго был директором академии.
В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Спокойный нейтральный фон и лёгкое платье, показанное сквозь дымку, не мешают внимательно рассмотреть нежное лицо молодой девушки, её прищуренные глаза и едва заметную скользящую улыбку. 30 июля 1737 г. в гор.
Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Однако в 1753 году его, как «спавшего с голоса», отдали на обучение к художнику И. П. Аргунову. Каравак работал преимущественно портретистом. Добрыня стал позорить дочь Рогволда («поноси дщери его»).
Князь собрал рать из наемников варягов, подвластных новгородских словен и чуди (угро-финских племен) и отправился походом во главе этой дружины на Полоцк. — Бар.
Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. Императрица обещала перевести Лосенко из Академии в Эрмитаж, но все медлила. Проходит много лет.
С 1772 г. по конец своей жизни был директором акд. — Новицкий, История русского искусства — А. Бенуа, Русская школа живописи. Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера в них нет усталой, тонкой улыбки искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко — здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова.
ГРМ). Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Цикл «высоких полотен» Лосенко открывается небольшим «Товией с ангелом» исполненным еще у Аргунова.
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. — Романов, Румянцевский музей изд.
Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Историзм картины условен и фантастичен. Пользовался покровительством русского посла в Париже князя Д. А. Голицына, в доме которого некоторое время жил.
Кнебель. Художник создает произведение на тему из русской истории – «Владимир и Рогнеда» (1770). Это в большей степени чувствуется в портрете Сумарокова, в котором художник даже на свою модель взглянул чисто по «Ротариевски». В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Большой жизненной убедительности Лосенко достиг в портретах актёров Я. Д. Шумского (1760, ГРМ) и Ф. Г. Волкова (1763, ГРМ, повторение в ГТГ см.
Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Естественности же и гармонии колорита, а также мастерству светотени следовало учиться у венецианцев. – М. : Красная площадь, 1998 Государственный Русский музей.
В 1753 г. мальчик спал с голоса и был отдан в обучение живописи к крепостному гр. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. Лосенко создает образ совсем иного звучания. Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме.
Зато безусловную ценность представляли его портреты. Этой идее подчинено все решение картины. Он занимался под руководством Ж. Рету. Н. Н. Врангель, Каталог Русского музея имп.
В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Происходил из крестьян. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволд (Рагнвольд) со своими сыновьями и дочерью Рогнедой (Рагнхильдой). Идея патриотического долга раскрывается в незаконченной картине Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ). И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником.
Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса непосредственному характеру выходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма. Апостол Андрей Первозванный, Сумароков и Волков (находится в Имп. — Бар.
Неизвестный художник. Этот парадный портрет, не имеющий параллели в творчестве Лосенко, по существу замыкает портретное наследие художника. Происходил из купеческой семьи. Н. Н. Врангель, Каталог портретов выст.
К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. В этот приезд он занимался у Диена. – М., 196З.
1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии».