Апостолы Петр И Павел Картина

Описание картины «Апостолы Петр и Павел»

Если только заказчиком не был сам король. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). Апостол Павел здесь никого не обличает. Именно так они изображены на древнейшей (XI в. ) из дошедших до нас икон – из Софийского собора в Новгороде. Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи, конечно, тоже преображенную под его кистью.

Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом. Правда, это были вчерашние заключенные, только что отбывшие свой «термин» или срок и называвшиеся в лагере полупрезрительным словом «вольняшки». Маврикия». Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Вглядимся в их глаза.

Особую группу составляют изображения Петра иПавла вместе. С нами же, арестантами, разговоров о цилиндрах и полярных пайках не заводилось. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. е. идею причастия), всегда был принят католической церковью. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Показательно, что и уста его плотно сомкнуты, что исключает возможность говорения.

National Galery of Art. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе. Нижнюю зону, нижний город, населяли обыкновенные человеческие существа, а верхняя зона, небесный город, населялась святыми». Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы – это, скорее, монгольский тип лица.

Пётр и Павел: размышление 
перед картиной Эль 
Греко

Пётр и Павел: размышление перед картиной Эль Греко

Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал. Камень, Его же небрегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла. Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже. Но, наверное, не это главное.

Непосредственно всеми делами, связанными с художественными заказами, ведал совет диоцеза, которому и принадлежало последнее слово в тяжбах между художниками и заказчиками. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Стоит заметить, что этот город в советские годы не переименовывали. К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, Святого Андрея в картине «Святой Андрей». Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Наэнкаустической иконе апостола Петра (одной изпервых, написанных надоске) присутствуют теже черты, что инафреске римских катакомб, вмозаиках базилик, впроизведениях скульптуры, надонышках поминальных сосудов. «Domine, quovadis. » («Господи, куда ты идешь. ») – обращается Петр к Спасителю.

Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Апостолы прекрасно это понимают. – Сюжет он выбрал неслучайно. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя.

На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Фигуры Апостолов равноправны на полотне.

Vol. и находится в Государственном Русском музее. Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи снеобходимостью иллюстрировать сочинение Святого Августина «О граде божием» возник новый стиль изображения святых.

Заказать картину 
«Апостолы Петр и 
Павел (1592)»

Заказать картину «Апостолы Петр и Павел (1592)»

Но с Фризоргером я не ссорился ни разу. Сам Петр стоит несколько глубже. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми.

Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел – гонителем христиан.

– В 1587 году (а закончил в 1592-м). Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Удивительно, что художники разных поколений, жившие вразличных концах христианской ойкумены, работавшие вразных техниках, никогда невидевшие творений друг друга, неимевшие нипечатных репродукций, нимиллионов «картинок» винтернете, так точно «совпадали» внаписании этого лика. Это не только характерная внешность апостолов. Петр, олицетворяющий идею возможности искупления греха раскаянием (т.

Больше заказов от короля он не получал. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. В своем очерке Испанский портрет XVI века.

Репродукция картины 
"Апостолы Пётр и 
Павел"

Репродукция картины "Апостолы Пётр и Павел"

Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. – Его путь ко Христу был очень своеобразным. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Картина была написана в 1587-92 годах, то есть за десять лет до наступления позднего периода творчества художника, когда углубилось его трагически экспрессивное мироощущение, а изобразительные приемы начали принимать фантастический и ирреальный характер.

Таким голосом говорят в театре молодые актеры играющие стариков. Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Я думаю, что в этом была заслуга Фризоргера ибо не было человека мирнее его. Его строила в 1140 – 1150 годах княжеская артель. Арест святого Петра ожидается со дня на день.

Иконография святых 
апостолов Петра 
и Павла: мозаики,

Иконография святых апостолов Петра и Павла: мозаики, фрески иконы, скульптура

Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет».

Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др.

Cada uno es hijo de sus obras («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом. Разбирательство длилось еще около двух лет. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток. Так полагал Мейстер Экхарт. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета.

Память святых апостолов 
Петра и Павла

Память святых апостолов Петра и Павла

На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в. ) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Он — весь в сомнениях и размышлениях. И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Композиция произведения тщательно выверенная. Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи. » Аннибале Карраччи 12-й год правления императора Нерона.

Барановский. Все это делается не всегда с сознательным расчетом, а как-то инстинктивно. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор.

В 1920 году образована Киргизская республика, впоследствии Казахская АССР, к которой отнесли и Петропавловск. Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Апостолы Петр и Павел были очень разными.

Репродукция картины 
«Апостолы Петр и 
Павел» на холсте

Репродукция картины «Апостолы Петр и Павел» на холсте

Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде. Собственно, как и глаза апостола Петра. «Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым. Иконы деисусного чина из церкви св. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом.

Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии. А усталый Петр смотрит на происходящее с бесконечным разочарованием уже наступившего на все грабли, знает, что ничего нельзя изменить и понимает, что будет, возможно, даже поднимает руку, чтобы утешить (остановить) брата. Он никого не оскорблял, говорил мало.

Святые апостолы 
Петр и Павел: их 
образы в искусстве

Святые апостолы Петр и Павел: их образы в искусстве

И всё бы хорошо с Павлом: красная тога, яркая лысина, великая Книга и мощные руки (вспомним Маяковского — «прибирала партия к рукам»). В 1896 году рядом с городом была построена станция Петропавловск транссибирской железнодорожной магистрали.

Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Столкнулись две точки зрения.

Образы первоверховных 
апостолов Петра 
и Павла в мировой

Образы первоверховных апостолов Петра и Павла в мировой живописи и литературе

Здесь он знакомится с Иеронимой де лас Куэвас, у них рождается сын Хосе Мануэль. Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. Апостолы Петр и Павел – одно из самых спокойных полотен религиозной живописи Эль Греко.

Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».

История праздника 
в честь святых верховных 
апостолов Петра

История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла

Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения. Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как Св. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие.

Расстановка закладок в Апостоле также неслучайна. Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».

Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. Апостола Петра распяли на кресте головой вниз, апостолу Павлу отсекли голову. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса. Доменикос не был исключением.

Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы. В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством. Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати.

P. Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Петр ни о чем не спрашивает Павла, а тот ничего ему не отвечает. Эль Греко оставил после себя библиотеку из 130 книг на четырёх языках о литературе, живописи и архитектуре (для XVI века — целое богатство). В Русском государстве она творчески перерабатывалась.

Служба верховным 
апостолам Петру 
и Павлу

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

Это случилось по дороге в Дамаск. Двухфигурная композиция обычно не подразумевает сложности прочтения. Пребывание Эль Греко на своем родном острове не было продолжительным.

Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы. Среди них так называемая теория византизма, само название которой говорит о том, что ее приверженцы определяющее место в творческом методе Эль Греко отводят иконописным традициям, усвоенным мастером в ранней юности из обучения у критских художников. Доменикос Теотокопулис (1541-1614) – настоящее имя Эль Греко – уроженец Крита, обучался в мастерских известных иконописцев своего времени – Михаила Дамаскиноса, Андреаса Рико испытал косвенное влияние Феофана Грека, в середине XVI века определявшего художественную жизнь критской школы, которая благодаря ему вышла за пределы Крита и получила свое дальнейшее развитие уже на Пелопонессе. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица. Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно».

Города, названные 
в честь апостолов

Города, названные в честь апостолов

И здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана и Тинторетто там определенно есть. Многие молодые критские художники ехали совершенствовать свое мастерство в Италию. Того, на чем строится совокупность приёмов прямоперспективного изображения. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие.

Но это только на первый взгляд. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер. Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями Святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта многослойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного». Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество Св. В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу.

– и Павел вдруг видит Самого Бога. XXI, 42) – читаем мы Евангельские слова, сказанные Господом о Самом Себе. Кстати имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек».

  1. Апостолы Петр и Павел, Эль Греко
  2. Апостолы Петр и Павел Эль Греко
  3. Эль Греко Апостолы Петр и Павел
  4. Святые Апостолы Петр и Павел (1587-1592)
  5. «Апостолы Петр и Павел (1592)», Эль Греко, репродукция

В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле. И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Одновременно «натурализм» Пульцоне также был стопроцентной «манерой».

Центральное положение этого столба в картине Греко, конечно, неслучайно.

Жар быстро спадал и если оба продолжали еще долго лениво отругиваться, то это делалось больше для порядка, для сохранения «лица». В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений. В другой своей работе Сюжет картины Эль Греко Апостолы Петр и Павел Каганэ доказывает, что Эль Греко посвятил свое полотно конкретному эпизоду из жизни двух главных Апостолов христианской церкви. И здесь уместно задаться вопросом, почему художник поступил именно так, а не иначе и конкретнее, с какими культурными нормами связана его позиция, насколько культурный климат Испании санкционировал эти авторские установки. Не осталось у него и учеников.

  1. Апостолы Петр и Павел — Корреджо
  2. Греко, Эль – Апостолы Петр и Павел
  3. Записки переводчика с Андреем Десницким
  4. Эль Греко: Картина «Апостолы Петр и Павел»

Деревенская молодежь еще с вечера накануне праздника уходила в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко» : по народному понятию солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресенья играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга. Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art. У прочего же населения день св. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать.

Примеров дальнейшего развития первого – «новгородского» иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. Фигура Павла чуть выдвинута вперед и выделена светом и цветом. Что это значит. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона.

  • Вера Золотова: архитектурный стиль Ар Нуво ( )
  • СКАЗКИ НАЙТ: ЗАПРЕЩННЫЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
  • Интересная техника рисования: Пузырьки карандашом
  • Отправить запрос на изготовление копии

Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой. Относительно верхнего мира тоже можно с уверенностью сказать, что он писан блестящим мастером, прекрасно усвоившим все уроки ренессансной живописи и использовавшим этот багаж применительно к традициям византийской иконописи, в которой, в частности, трансцендентная светосреда противополагалась земному человеческому лицу и трансформации «золотое – жёлтое – земное – богатство – власть» противостояли холодной отчуждённости голубого цвета, символизирующего высшее начало.

Апостол Павел отвел свой взгляд в сторону так, что зрачки его переместились в самые уголки глаз. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Но Церковь почитает их одинаково: «Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас. » Апостолы Петр и Павел скончались мученически в один день – 29 июня по юлианскому календарю. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Освящал Симеон, первый смоленский епископ.

  1. Апостол Петр: последние новости
  2. Народные традиции праздника Петра и Павла
  3. Петропавловские храмы и монастыри
  4. Старообрядческие Петропавловские храмы

«В цилиндрах домой поедете», – постоянно твердил им начальник. Эль Греко – визионер. Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. Петр был женат, а Павел – девственник. Об этом говорится в Римском (IV в. ) и Карфагенском (V в. ) календарях, мартирологе (списке мучеников) блаженного Иеронима (IV в. ) и сакраментарии (служебнике) папы Римского Григория Великого (VI в. ). Даже еслибы художник неизобразил связку ключей вруке апостола, трудно былобы ошибиться.

ниже. Тереса.

Апостолы Петр и 
Павел, Эль Греко

С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное. Контрастом ему выступает апостол Петр. Страшные гонения на христиан в Риме. В некоторых местностях сходились в Петров день на три ключа-родника, умывались «петровой водицею» и угощались при этом хмельными напитками. «Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез.

В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной. Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. Не случаен и выбор места жительства.

Этот приём прежде всего нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600). Ни посоха, ни ключей у Петра нет. В его взгляде и жесте руки угадываются раскаяние и мольба.

Ограничение глубины, плоскостной характер изображения резко повышает его декоративные возможности. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. Логичнее думать, что именно это и есть Евангелие. Умер он с долгами, в возрасте 73 лет.

Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтыри. В лагере многие стараются (и небезуспешно) показать себя старше и физически слабее, чем на самом деле. Неученый Петр и получивший прекрасное образование Павел.

Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами». Важно то, что они сумели сделать. В месте их зрительного соприкосновения (его нет на самом деле, так как Петр стоит глубже) фигуры Апостолов сливаются в единую линию. Речь идет о книгах, лежащих на столе. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны.

Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. 9. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Композиционно единство Апостолов передается обращенностью их корпусов друг к другу.

Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П. Д. В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью. К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект. Мы помним, что христианство, как только стало распространяться, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, так потом и в римской. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих.

Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи. Вот почему он католик, хотя на Крите доминировали греческие культурные традиции. Петр трижды отвечает утвердительно. Устраивали Петровские хороводы, «гулянки-Петровки», в некоторых селах девушки ходили в лес «крестить кукушку». Но картина Эль Греко — гораздо сложнее. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию.

21:15-17) и золотые ключи (Мф. Надо сказать, что во времена Греко на Крите уже больше трех веков сосуществовали православие и католицизм, принесенный сюда венецианскими крестоносцами в 1204 году.

Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра – с Вознесением.

На сей же Книге покоится раскрытый Апостол, в знак того, что не будь Благовестия Христова – углового камня – не было бы и здания, построенного Апостолами, – Церкви Божией. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда». Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.

Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов. XVI, 18). День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носил даже название «рыболова». А если нет Что же, в этом случае Эль Греко через своих «Петра и Павла» задает каждому из нас высокую, но необходимую планку. 1, с. 461).

Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа». Когда он написал картину для дворца Эскориал, консервативный Филипп II не оценил гения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду.

Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим». Трактовка образов Апостолов, как пишет А. Ромм в своей статье О портретах Эль Греко8, восходит, скорее, к портретной живописи мастера, которой он посвятил себя в годы пребывания в Венеции. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов.

Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе. А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. Между апостолами изображен увенчивающий ихХристос. Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование.

Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими». На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита. Об идее светоносности см. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме.

Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». Руки Петра находятся на том же уровне. Отсюда их внимание ко Кресту. Но я быстро научился не придавать большого значения этой пышной ругани.

Павел же, в период борьбы протестантов с католиками восхваляемый Лютером, до конца XVI века не был популярен у католиков. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком. В самом углу полотна поместил Евангелие и Эль Греко.

Искусствоведы, анализировавшие картину, мало задумывались о том, что это может быть. Не осталось у него и учеников. Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ). Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение.

Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Каждое подобное полотно требует пристального и непредубежденного внимания, возможно, отрешения от знаний, смыслов и мнений, погружения и понимания, а затем возвращения к реальности и обретения откровения. Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо.

Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля. Гордый и независимый, но вместе с тем трудолюбивый и просвещённый.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. 11. Они у подножия Креста.

И вообще все великие трудились для идеи. Но это принципиально другие возможности. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину.

Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: « когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения и священная метафизика общего народного сознания разъедается усмотрением отдельного лица с его отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, – тогда появляется и характерная для отъединённого сознания перспективность». Это даже не книга, скорее кино, прокручиваемое внутренним проектором, бесконечный процесс общения с автором, Святыми и Богом. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Причем он его обвинил публично и пояснил, что своими действиями Петр дискредитирует саму идею христианства, которое должно быть проповедано всему миру, а не только иудеям. И здесь, на первый взгляд, композиционное решение картины также просто.

ее вернули в Новгород. Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда. В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения. В искусстве он пошел своим самобытным путем. Действительно исторически известно, что практика католической церкви в Испании в то время представляла собой вопиющие злоупотребления.

Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными, как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове) и ростовыми. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Эта линия проходит не по центру полотна. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ).

К этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, в Толедо, который в каком-то смысле стал его второй родиной. О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио. Но это не так. Если соотнести эти работы, то будет очевидно: Петр и Павел стоят там же, у Распятия.

Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня. » Он ослеп и упал на землю. Это редкость среди арестантов и в лагере и в тюрьме.

Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. В картине «Апостолы Петр и Павел», написанной в период расцвета творчества Греко, ярко воплотилась важная для художника тема – раскрытие характеров и их столкновение. 16:19). Название Петропавловска носит и несколько городов.

Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте. Эволюция творчества Греко определяется этапами его жизненного пути. Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка.

Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию». Рыбаки молились апостолу Петру, служили молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом.

Вранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, впрофиль. Зрение вернулось во время погружения в воду. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая рука сложена в именословном благословении). Петр изображен чуть в глубине. Итак, на роль решающей постепенно выдвигалась инстанция вкуса, критерий зыбкий, но в общих чертах угадываемый.

Перенесение мощей святых апостолов произошло в 258 году, также 29 июня. Наконец, Доминикос поселяется в испанском Толедо, где и получает прозвище «грек» (Эль Греко). Эль Греко показал Петра и Павла вместе и даже проявил большую симпатию к Павлу (последний, согласно легенде, способствовал распространению христианства на родине художника). Было бы, однако, весьма наивным полагать, что частичный отказ от перспективности при письме «божественной» части картины представляет собой некое непосредственное возвращение к принципам средневековой изобразительности.

Однако вряд ли это справедливо. При этом он не выбирает одну из этих возможностей в качестве канонической, но, выражаясь по-гегелевски, снимает или преодолевает их все. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинерария, жизненного пути, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдуших, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным.

Washington, 1982. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла.

Опираясь рукой о книгу (атрибут, с которым принято было изображать этого святого), ои готов энергично отстаивать догматы церкви. Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени.