Арчимбольдо Джузеппе Лето

Одна деталь в картине «Лето» дает возможность нам более подробно остановиться на некоторых аспектах искусства Джузеппе Арчимбольдо. 440 лет назад в 1573 году итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1527 – 1593) завершил создание живописной серии «Времена года», которая сделала его знаменитым. Рудольф II был восхищен картиной и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа.

Описание картины джузеппе арчимбольдо «лето»

Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес.

На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени.

Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II). В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. В своей знаменитой «Книге художников» (1604) Карел ван Мандер восторженно отзывается о безупречном вкусе императора, его глубоком понимании живописи и благородстве по отношению к людям искусства.

«лето», джузеппе 
арчимбольдо — описание 
картины

«лето», джузеппе арчимбольдо — описание картины

На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном. Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд».

для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень.

Сидящий образ лета 
— Джузеппе Арчимбольдо

Сидящий образ лета — Джузеппе Арчимбольдо

Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля»., 1566 г. и. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.

Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости бога перемен как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Вообще художнику очень повезло с покровителями. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».

  1. «Лето», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
  2. Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето»
  3. Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
  4. Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
  5. Джузеппе Арчимбольдо – забытый гений эпохи Возрождения
  6. Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо

По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

Первый фигурирует в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, второй — в «Мантуанском диалоге» Грегорио Команини, одного из ближайших друзей художника. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.

Лето – женское лицо, составленное из колосьев, фруктов и овощей, а Зима – лицо старика. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Согласно Мориджиа, Арчимбольдо вернулся на родину в 1588 году после четвертьвекового служения Габсбургам.

Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. (Giuseppe Arcimboldo), (1527-1593) известен как художник-иллюзионист — автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Рисунок в Луврском музее – Повар – составленный из поварских принадлежностей. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.

Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.

В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха.

  • Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
  • 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
  • Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
  • Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
  • На картину Джузеппе Арчимбольдо Лето
  • Времена года Джузеппе Арчимбольдо
  • Презентация по изобразительному искусству на тему Удивительный Арчимбольдо

Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Портрет человека можно сложить из даров природы, конечно, добавив при этом долю фантазии, добродушного комизма и умение творить.

Маньеризм — всегда искусствовысокой игры., в Венском музее Изобразительного искусства. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.

На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать.

В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.

Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи». С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.

Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ. Но они так и остались фокусниками и давно забыты, в то время как яркое исполненное глубокой мысли, абсолютное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать до сих пор.

Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Всё славит обильный урожай.

Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Юное лицо Весны как будто соткано из нежных цветов. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Не будучи воинственным, он стремился к примирению своих католических и протестантских подданных, но при этом был склонен к мистике.

  • Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме
  • Картина Лето Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)
  • ЛЕТО ПО КАРТИНЕ ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО
  • Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Флора»
  • Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо
  • Презентация на тему "Джузеппе Арчимбольдо"
  • Арчимбольди ДжузеппеКартины и биография
  • Другие картины Джузеппе Арчимбольдо
  • Самое интересное в виде мозаики

Публиковались и другие работы20. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.

Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. После восшествия на престол нового императора в 1575 году положение Арчимбольдо при дворе, вероятно изменилось мало, во всяком случае, он продолжал получать прежнее жалованье — 20 флоринов в месяц. Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.

Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь — символ и для точного «прочтения» его картин нужно хорошо владеть средневековой эмблематикой, то у Арчимбольдо картина представляет собой виртуозно исполненный коллаж.

  • Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
  • Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  • ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  • Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
  • Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо
  • Разносторонность интересов художника
  • Аллегория в портретной живописи
  • О знаменитости:Итальянский художник

В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. В недавно изданной книге Н. П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.

Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.

Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.

Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. В своем главном сочинении «О тайной философии» (1510) Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому).

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
  3. Занимательный мир Галины Старостиной
  4. Необычайные картины Арчимбольдо

Вариантов «Времен года» было несколько. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.

«Лето», Джузеппе 
Арчимбольдо — описание 
картины

Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Вариантов «Времен года» было несколько. Даже оторопь берет.

Однако история натюрморта ведет свое начало от античности. УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.

По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto— концепция картины или картина концепции, умственный первообраз. На родину Арчимбольдо вернулся в возрасте шестидесяти лет довольно известным художником. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.

Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г. Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг.

Но главное здесь заключено не в передаче возраста. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Образ «Воды» Арчимбольдо составил из рыб, ракообразных, осьминогов и жемчужин, «Повара» – из кухонной утвари, а «Лето» (1573) представил в виде созревших плодов.

В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя — «Лето» и «Зима».

Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.

«Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы.

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Помимо цветочных и предметных натюрмортов, получили развитие натюрморты в стиле «суета сует» (vanitas), требующие от зрителя знания библейских и религиозных сюжетов, а также натюрморты-обманки. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.

Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Неимоверно удивившись, Джузеппе направился к зеленщикам. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, совершенно незнакомое.

Он был известен как автор картин в стиле «каприччо» – причудливых импровизаций, которые пользовались большим успехом. И художник это выразил в портретах. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.

Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Многие искусствоведы по сей день бьются над вопросом, как время зарождения барокко могло создать такого своеобразного художника, тем не менее удачно вписавшегося в господствовавший тогда стиль «маньеризм». Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас.

Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».

Предметы изображенные «малыми голландцами» на натюрмортах, часто представляли собой аллегорию, а картины имели символический смысл. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. С Рудольфом II его связывала личная дружба. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.

Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году.

Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Картин Джузеппе Арчимбольдо дошло до нас чрезвычайно мало. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане.

Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. — возмутился Джузеппе. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.

Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». Автора картины звали Джузеппе Арчимбольдо (вариант — Арчимбольди), родился он в Милане в 1527 году. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.

Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Маньеризму присуща претенциозность. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.

Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Первоначально скульптурыбыли представлены в лондонском музее изобразительного искусства — Картинной галерее Далвич, затем арт-инсталляция показывалась в американских музеях. Аллегория сезонов: Лето и Зима, 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), Весна (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий –.

Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти.

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА НАТЮРМОРТ: В XVII веке в Голландии и Фландрии возник новый самостоятельный жанр живописи – натюрморт (nature morte – «мертвая природа»), – представляющий собой изображение неодушевленных предметов. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).

Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Существует версия, что росписи в церкви св.

Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой человек и природа. Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Помимо цветочных и предметных натюрмортов, получили развитие натюрморты в стиле «суета сует» (vanitas), требующие от зрителя знания библейских и религиозных сюжетов, а также натюрморты-обманки.

Изображение составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же – музыкальных те других инструментов. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 – 1801 гг. ) : Все поэтически созданное должно быть живым индивидом.

В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): Дерево – тоже тело. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку.

Однако история натюрморта ведет свое начало от античности. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официант» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.

Огонь. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».

Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.

Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Это суть огонь, земля, вода и воздух. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII.

Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Б. Гейгер рассматривал творчество художника как инверсию, когда в красоте видится уродство или наоборот, поскольку безобразие превышает собой красоту, развлекая царственного заказчика45.

В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. РудольфII, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.

Полотно входит в цикл «Профессии». Второй вариант был написан уже при Рудольфе. На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы). Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. АРЧИМБО769ЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе (1527, Милан — 11 июля 1593, там же) итальянский художник.

Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Образ «Воды» Арчимбольдо составил из рыб, ракообразных, осьминогов и жемчужин, «Повара» – из кухонной утвари, а «Лето» (1573) представил в виде созревших плодов. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.

Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории). При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.

По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.

Он имел вкус к искусству, особенно живописи интересовался и науками, особенно оккультными. В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44.

На воинственное начало указывают и пушки. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов.

Предметы изображенные «малыми голландцами» на натюрмортах, часто представляли собой аллегорию, а картины имели символический смысл. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Сохранилось мало его работ: чаще – это портреты по грудь, в профиль, меньше – в фас. Вода.

Самое большое количество картин под названием «Весна». Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Дата рождения художника неизвестна. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Дата рождения художника неизвестна.

Вообще художнику очень повезло с покровителями. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.

Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.

По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Всё славит обильный урожай. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Портрет императора Максимилиана с семьей Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом».

Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.