Б Э Мурильо
Бартоломе Эстебан Мурильо: картины и биография
Одновременно, Севилья была и крупным центром всесильной и богатой католической церкви. Мадрид. Б. Отложив работу, он взял ребёнка на руки, лицо отца спокойно и ласково. Основные из них: «Св.
Они интересовали его не менее, чем классические сюжеты «Вознесения мадонны» и «Непорочного зачатия», множество примеров которых можно найти в музеях всего мира – в Прадо, В Эрмитаже, в Лувре, музеях Севильи и частных коллекциях. В картине «Благословении Иакова Исааком» сцене с участием главных героев отведено значительно меньшее место, чем остальному пейзажу с фигурами. В 1675—76 гг.
В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Маньяра сидит за столом, указывая на распятие немного театральным жестом руки. A descriptive Catalogue», New-York, 1883 г. H.
Елизавета Венгерская, моющая прокаженных» — в Мадридской галерее, «Ангел изводит ап. И даже в более спокойных по сюжету композициях (таких как «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» Ок. 1668 г., «Милосердие Елизаветы Венгерской». У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций. В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад.
Плащ Богоматери развевается, словно подхваченный ветром. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридском музее Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильского и мадридского музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лондонской национальной галерее «Видение св. Они были в числе его самых последних произведений». В 1682 году Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение св. У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж).
Содержание их в основном религиозное. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Блестяшим примером может послужить первое известное «Святое семейство». В 1668г. Он смотрит прямо на зрителя, но, в то же время, не видя его.
История одного шедевра: Мальчик с собакой Мурильо
И ему волей-неволей приходилось писать то, что хотели получить от него клиенты. Решение оказалось верным, поскольку по завершении заказа к нему пришла слава. Исидор» и «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св.
Количество нищих, беспризорных детей и бездомных бродяг было огромно. Темный участок фона в нижнем правом углу резко контрастирует с Ее сияющей белой одеждой. Олторп-хаус. Мы видим отвалившуюся кое-где штукатурку на стене дома.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 — 1682)
Мурильо показывает это устремление и богатой цветовой гаммой и светом. Великий мастер занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. Композиция не лишена юмора, который, правда, не мешает восприятию сюжета. Его особенно ценили в 18в.
Их божества – это скорее персонажи сказки, мифа или поверия и не более. Правая рука Мадонны поднята, голова чуть откинута, глаза подняты к небу.
Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Он провел около двух лет в Мадриде (вероятно с 1648 по 1650 год), где действительно мог встречаться с Веласкесом и изучать благодаря нему картины великих мастеров в королевских собраниях. Mayer A., Murillo, 2 Ausg., Stuttg., 1923.
Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Внизу видны здания и улицы Севильи. Легенда гласит, что с его отъездом для Мурильо началась самостоятельная жизнь. Но даже тогда Мурильо не создавал «проходных» вещей. («Едоки дыни и винограда», «Продавщицы фруктов», «Игроки в кости» все– Старая пинакотека, Мюнхен) выполнены в манере, которую старые исп.
Характеры мальчиков показаны столь выразительно, что невольно кажется, будто они хорошо знакомы зрителю картины. Мурильо выделяется среди многих живописцев жанра богатством смысловых и эмоциональных оттенков. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое.
Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов. Свободно и весело текла в Севилье жизнь – в городе, таком удобном для всяких приключений.
Монастырский заказ сделал художника выгодным женихом. Примерно с 1650 ориентируется на произведения Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса и Рафаэля. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны.
Мурильо обратился к теме мученичества. Наилучшим образом Мурильо представлен – кроме Севильи – в Прадо, в Эрмитаже и в Лувре. Из привозимого сырья искуснейшие ремесленники Севильи (точнее её предместий Триане и Макарене), создавали великолепные сосуды, золототканые парчовые алтарные покровы, одежды для духовенства, производили и расписывали массивные и тяжелые церковные свечи. Эстебан Перес, Esteban Perez) Бартоломе Эстебан (крещён 1. 1. 1618, Севилья– 28. 3. 1682, там же) исп. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св.
Учился и работал в Севилье один из основателей (1660) и первый президент местной АХ. Для каждого сюжета он искал свою композицию, свое звучание. Мурильо, как все великие испанцы, — замечательный мастер колорита. Здесь Мурильо великолепно передал сказочность и богатство сновидения. Э. Мурильо.
Вероятно, часть именно этих средств художник вложил в торговое предприятие в Новом Свете. Елизавета, королева венгерская, лечит больных» (Мадрид, Прадо). Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал. Слитности Родины и Испании не существовало. Оба маленьких героя картины сидят на земле. ряд своих шедевров из которых некоторые остались на местах, другие украшают Эрмитаж, Прадо и лондонский Stafford House столь же значительна была и следующая работа мастера – для мона стыря капуцинов на окраине города (ныне почти все картины в Севильском музее, главная же картина – в Кельнском музее) к концу 1670-х гг. Как полагают многие историки искусства, она написана с Хуаны, дочери учителя Веласкеса — Франсиско Пачеко, ставшей впоследствии его женой.
илл. ). Лит. : Левина И. М., Картины Мурильо в Эрмитаже, Mayer A., Murillo, 2 Ausg., Stuttg., 1923 Muсoz A., Murillo, Novara, 1942. Б. В первом крупном заказе цикла картин для монастыря францисканцев в Севилье (1645–46 наиболее известны «Сан Диего де Алькала раздаёт милостыню бедным», Академия Сан-Фернандо, Мадрид и «Кухня ангелов», Лувр, Париж) живописная манера сохраняет непрозрачность красок, плотность мазка, контрасты светотени. Картина «Освобождение апостола Петра из темницы» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для Каридад, отличается необычайной трактовкой светотеневого решения. Фигура Иакова в бледной одежде малозаметна. Изображения детей составляют большую часть живописного наследия художника, являя собой начало нового жанра в испанском искусстве: «Нищий мальчик» (1650), «Девочка с фруктами» (1655-60). Представлена, вероятно, местная легенда. Место рождения было родиной.
Впечатление движения вверх достигается не одной лишь композицией. Основные из них: «Св. Мы видим усталое, печальное, немолодое лицо. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 году— одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Картины, написанные художником после свадьбы, отличаются своей искрометной веселостью и даже, некоторой игривостью, от его более ранних работ.
художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. Самыми известными работами этой серии стали «Моисей, высекающий воду из скалы» (Севилья, Каридад), «Христос исцеляет паралитика» (Лондон, Национальная галерея) и «Св. В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал.
Причем, ценили их не только в Испании, но и по всей Европе. Но различия в творчестве художников определялись не только их личностями и характерами, но и сложностью противоречивого искусства конца «золотого века» испанской культуры. К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Что мешает картине выглядеть одним из сюжетов пасторали. В 1675—76 гг.
Она является своеобразным подведением итогов жизни, таким же программным произведением, как «Менины» Веласкеса или «Автопортрет» Пуссена. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). национ. М. насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах), создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери («Отдых на пути в Египет», 1665-70, Эрмитаж, Ленинград), с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченные чертами идеализации и сентиментальности. Э. Мурильо. А. С. М. насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах), создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери («Отдых на пути в Египет», 1665—70, Эрмитаж, Ленинград), с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченные чертами идеализации и сентиментальности. Художник демонстрирует свою способность работать в различных жанрах.
Андрея» Роэласа и некоторые вещи Сурбарана. Но будет неверным называть такие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.
Затем Мурильо развивает собственный воздушный стиль с нежными контурами, красками мягких тонов и серебряной или золотой дымкой. Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным. Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо.
В то же время, для госпиталя Каридад писал ещё один художник, происходивший, также из Севильи — Хуан Вальдес Леаль, выполнявший заказ Мигеля Маньяры. Лишь единственный раз он направился в Кадис для работы над росписями монастыря. На руках у него осталось пятеро детей. Вот таким образом творчество Мурильо на протяжении столетий его славы и непризнания существовало как бы вне времени и пространства, не давая науке аргументов для возражения как льстецам, так и хулителям. Реабилитацию испанского художника начинают деятели национальной культуры. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св.
Золотой век испанской живописи: Бартоломе Эстебан Мурильо
Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Отмеченные тонким поэтич. национ. Учился у севильского худ. Особую выразительность в картинах М. приобретают образы детей– как в религ. В этих «севильских Мадоннах» воплотилась наивная и страстная вера, свойственная испанскому народу.
И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников. Э. Мурильо. Все это подтверждается документами. Мюнхен. Есть у Мурильо и другая Мадонна — хозяйка бедного дома, обычная жена ремесленника.
Картины — Мурильо, Бартоломе Эстебан Перес
Картина имела большой успех. 1645-54.
Таково ближайшее окружение Мурильо, когда он из отрока превращается в юношу. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор). В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утратил теплоту, становясь «обобщенно-теологическим». Монах, парящий в золотом ореоле, является смысловым центром всей композиции.
Художник Бартоломе Эстебан Мурильо
Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. илл. ). Ему суждено было завершить дело, начатое его старшими современниками. За этот заказ оскорбленный недоверием художник получил двойную плату. Но вскоре Мурильо оказался предоставленным самому себе, так как его учитель уехал в Кадис. Мурильо предпочитает религиозные темы и жанровые сцены.
Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Родился и всю жизнь прожил в Севилье, учился у X. де Кастильо. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Судьба определила ему стать последним представителем Золотого векаиспанской живописи.
«Старуха с прялкой» показывает поворот к живой модели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактуры материала. Согласно христианской вере, Христос по своей природе и полностью человек и полностью божественен. 1670 гг. На папертях многочисленных церквей толпились, прося милостыню, бедняки, нищие и калеки. Возможно, юный Мурильо написал картину «Поклонение пастухов», находящуюся сейчас в Эрмитаже.
Поздние работы Мурильо, причисляемые к жанровым, уже не совсем таковы. Семейство со св. Частное собрание. В течение двух лет после ее смерти Мурильо почти не писал. галерея, Лондон) отмечены тщательностью следования натуре и несомненным мастерством. К ним можно отнести: «Мученичества святого Андрея», «Бичевание Христа», «Распятие», «Святой Франциск, обнимающий Христа».
Маленькие ангелы создают для Нее «живую лестницу», по которой Она восходит к свету. По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе). И так повторилось трижды. Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его.
Испанская живопись с по век – Бартоломе Эстебан Мурильо
Севилья был одним из двух портов в Испании, которым было позволено торговать с Америкой (согласно королевскому указу 16-го века). Семейство со св. М. Tubino «Murillo», Sevilla, 1864 г. Luis Alfonso «Murillo el hombre, el artista у las obras», Barcelona, 1886 г. С. Justi «Murillo», Leipzig, 1904 г. A.
Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Арагон в те времена пользовался рядом привилегий и некоторыми вольностями. Диего насыщает бедняков», написан ная, вероятно, еще до поездки в Мадрид и находящаяся ныне в Мадридской Ака демии), в других сказывается влияние «романистов» и Сурбарана (музей в Тулузе, собрания Ford в Лондоне и P. W. Он отправился украшать собор в Кадисе и во время работы сорвался с лесов и сильно ударился. В 1658 году художник прибыл в Мадрид. М. насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах), создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери («Отдых на пути в Египет», 1665—70, Эрмитаж, Ленинград), с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченные чертами идеализации и сентиментальности.
Родившийся в небогатой семье цирюльника, Бартоломе стал в ней четырнадцатым ребенком. Юсту и Руфину схватили и казнили. Вероятно, обе картины были написаны мастером с одной модели. Непорочное зачатие писали все испанские художники.
Бартоломе Эстебан Мурильо: биография
Справа внизу — полная тьма — это покинутая земля. Благословенна земля, производящая в изобилии прекрасные плоды.
Достоверных фактов о жизни Мурильо крайне мало. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Одна из главных тем Мурильо — видения, чудеса, небесные апофеозы. Вероятно, картины «Спящий Младенец Христос с ангелами» и «Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель с ягненком», ок.
Старая пинакотека. Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера. «Мальчики с фруктами». О жизни будущего художника сохранилось мало достоверных сведений. Однако и прежде и теперь Мурильо оставался самым загадочным, а потому и наименее изученным из творцов «золотого века». Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее.
музей, Вена), так и в бытовом жанре. Он едва не потерял один из заказов – «Непорочное зачатие», часть алтарной росписи для францисканского монастыря. Однако, в действительности все обстояло, по-видимому, гораздо прозаичнее. 1675, Нац.
Антония», в берлинском музее «Отдых св. Картина «Маленький нищий», приобретенная Парижским Лувром в 1858 году, относится к ранним работам мастера. – В. М. ) изгонял других и грозил каменьями богоизбранным головам Эсхила и Софокла. Антония Падуанского» исполненную для алтаря севильского собора. Прошли долгие годы и во второй половине XX века популярность Мурильо заметно выросла. музеях) их отличают воздушная перспектива и динамичная композиция.
Простой народ чтил её как заступницу, слагал о ней песни, сказки и легенды. Темно-серое небо выписано характерными большими размашистыми мазками. Семейство со св. Действие происходит, вероятно, мастерской, в которой зеленая занавеска отделяет рабочее пространство от жилья.
Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)
Поражает спокойный и словно отрешенный взгляд Мурильо. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь. ». Работа над циклом для монастыря совпала с созданием домашнего очага: в 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей. На их мученическую кончину указывают пальмовые ветви (традиционные символы мученичества в религиозной живописи), которые сестры держат в руках. И здесь, Мурильо удалось найти верные решения, хоть и не лишенные сентиментальности. В молодости ему приходилось много писать, чтобы сохранять востребованность.
Никто из испанских мастеров так часто не обращался к апокрифическим сюжетам, как Мурильо. Старые испанские авторы называли эффектные приемы живописи позднего Мурильо — «вапоросо» (от слова пар), т. е. насыщенными переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени. Мы видим мальчика идущего по улице. Лицо девочки сильно напоминает лицо Марии из «Непорочного зачатия», созданного художником для монастыря капуцинов и хранящееся в Севилье. исп.
Значение слова Мурильо Бартоломе Эстебан
Lefort «M. Художественная критика 20 в., обвинявшая Мурильо в сентиментальности, скорее могла бы адресовать этот упрек его ученикам, так как сам мастер всегда оставался внимательным и точным реалистом искренним и заинтересованным наблюдателем жизни простых людей и общества в целом. В 1674г. Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи». Такова работа «Отдых на пути в Египет». Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св.
Политеизм (многобожие) готов был принять всех богов, но жестоко ополчался против Одного Бога: это понятно». 1650, 1660, 1678, Прадо ок. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор). Реалистические черты творчества М. наиболее полно проявились в его новаторских жанровых картинах – например, в серии картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей («Мальчики с фруктами» см. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.
Леандр» в соборе 9 марта 1656 г. (в год создания «Менин» Веласкеса) капитул собора заключает с мастером контракт, обязавший его написать грандиозную картину «Видение св. Первые сведения о том, что они оказывали влияние на голландскую жанровую живопись, относятся еще к 1650 году, т. е ко времени создания «Едоков дыни и винограда». он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Три из них, так наз. Именно Дева Мария была покровительницей Севильи, а также всех городов и сел Андалузии.
Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно. Дома у него появились чернокожие рабы. Нежные хрупкие ангелы облачены в бледно-желтые, розовые и голубые одежды. купца Н. де Омазура, 1672 «Еврей», ок.
Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо и он возвращался к ней не раз. В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Но и с библейскими мотивами художник обходился по-прежнему вольно. картины, заказанные монастырём капуцинов в Севилье (1665–78), серия работ для церкви госпиталя Ла-Каридад в Севилье (1674–1680, ныне– в разл.
62 Bartolome Esteban Murillo крещен в церкви S. Magdalena в Севилье 1 января 1618 г. потеряв в 1627 г. отца (Гаспара Эстебана) и в 1628 г. мать (Марию Перес), юноша был отправлен своим опекуном, хирургом Хуаном Аугустином Ласаресом, женатым на Анне Мурильо, к позднему «романисту» Хуану дель Кастильо послед ний покидает в 1639 г. Севилью и юноша с тех пор начинает сам искать себе за работка, расписывая знамена для флота и занавеси для церквей, а также исполняя заказы для коллегии св. Апокрифы — это легенды, не допущенные официальное церковью в тексты четырех существовавших канонических евангелий: сказания об играх маленького Христа с его братьями (сыновьями Иосифа) о финиковой пальме, выросшей по мольбе Мадонны во время её пути в Египет о нападении на святое семейство зверей и разбойников (дракона, волков, льва и леопарда) о воспитании мальчика Иисуса Иосифом о детстве Марии и многие другие. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна.
Иконография Девы Марии у Мурилъо традиционна (в условиях Испании XVII столетия не представлялось возможным отступить хоть на малость от канона). Мурильо мог бы, подобно Веласкесу стать выдающимся портретистом. 1645-54. насыщены лёгкими переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени.
Вероятно, этот же мальчик послужил живописцу моделью и для произведения «Мальчик в окне» (Лондон, Национальная галерея), в которой также он прорабатывал свой отличительный колорит, продолжая экспериментировать с светом и цветом. Его избили плетью и распяли вниз головой. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п. Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес. 1645, 1680, Эрмитаж ок. галерее «Видение св.
В ранних картинах (Мальчик с собакой, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) больше жизненной прозы, дети некрасивы, естественны. Она подкупает наивной непосредственностью. Екатерины». Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую, но каждая, в то же время, напоминает уроженку Андалусии), то теперь, художник, напротив, стремился максимально обобщить его.
Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью.
Необычайно виртуозно передано плавное движение ввысь. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). 1650–1655, Палаццо Питти, Флоренция «Мадонна-цыганка», ок. Относительно личности монаха давно ведутся искусствоведческие споры.
В 1627 идет в обучение к Хуану де Кастильо. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Дитя тянет ручки к матери, которая, оставила шитье, чтобы взять сына. Мурильо часто обращался к этому не вошедшему в канонические евангелия сюжету. Сам Маньяра был весьма интересной фигурой, впрочем, характерной для своего времени.
чувством пейзажи придают особую привлекательность картинам из жизни св. Рубенса, А. ван Дейка, Корреджо, Тициана. Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. Большеформатное полотно «Смерть инквизитора Педро Арбуэса», также принадлежащее коллекции Эрмитажа, было заказано живописцу трибуналом севильской инквизиции.
Напишите отзыв о статье Мурильо, Бартоломе Эстебан
Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Это кажется вероятным, так как в торговой Севилье многие художники работали для верфи. Мурильо (Murillo)Бартоломе Эстебан (крещён 1. 1. 1618, Севилья, — 3. 4. 1682, там же) испанский художник. В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее).
Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св. Примером могут служить две его наиболее известные картины, написанные для Каридид — «Иероглифы смерти» и «Конец земной славы». В то же время греков нельзя назвать религиозными людьми в современном смысле слова. 1670, Прадо «Мальчик Иоанн Креститель с ягнёнком», ок. М. насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах), создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери («Отдых на пути в Египет», 1665-70, Эрмитаж, Ленинград), с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченные чертами идеализации и сентиментальности. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай.
Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др. ). Реалистические черты творчества М. наиболее полно проявились в его новаторских жанровых картинах — например, в серии картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей («Мальчики с фруктами» см. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. Смешанные чувства владеют зрителем при просмотре картины «Продавщица фруктов».
1665, Лувр). Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.
Из Эскориала». Картина «Мальчик с собакой» написана в середине 50-х годов. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. На самом деле, дети, которых мы видим на полотнах «Иоанн Креститель с ягненком» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Добрый пастырь» (Мадрид, Прадо) и других — типичны для Андалузии их и сейчас можно увидеть в Севилье и окрестных селениях. Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц.
Картины разительно отличаются друг от друга. во Франции и Англии в 19в. В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом. vapor– пар), т. е.
На этом блеклом фоне четко выделяются темные рукава куртки, светлая шерсть собаки и золотистая корзинка. Заметно смятение чувств и двух кабальеро. Muсoz A., Murillo, Novara, 1942. Б. для монастыря Сан-Франсиско, частью еще выдают робость (особенно картина «Св. «Мальчики с фруктами». илл. ). Лит. : Левина И. М., Картины Мурильо в Эрмитаже, .
Вероятно, Мурильо чувствовал в их семье себя комфортно. Любопытно, что и эту работу Мурильо подписывает. Не модно сегодня писать о бездомных и нищих. Реалистические черты творчества М. наиболее полно проявились в его новаторских жанровых картинах — например, в серии картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей («Мальчики с фруктами». Но, Мурильо, скорее всего, не имел в виду голландцев, при написании картины.
Картина «Иосиф, ведущий младенца Христа» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная в 1670 году, трактована как жанровая сценка. Слава, сопутствовавшая М. при жизни, возросла после его смерти. Религия греков – красота. Художник отклонил приглашение короля занять место возле престола.
и мадрид. Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. От него он перешел к другому учителю, а потом и сам стал думать, где бы увидеть и изучать картины великих живописцев.
Но сестры, не желая, чтобы плоды их рук служили «нуждам» богини любви, отказались продать горшки жрецам. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п. Для «Мадонны дель Росарио»-«Мученичество Св. В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде.
Младенец держит в руке маленькую птичку. В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. Семья была довольно зажиточной и его даже отдали в ученики к одному из дальних родственников – художнику. Бонавентура» Сурбарана. Нехитрое хозяйство простого плотника — верстак с рубанком, пила, прислоненная к столу и корзина с инструментами расположены на первом плане, но золотистый воздух комнаты смягчает их очертания, как будто растворяя в небесной дымке. МУРИЛЬО (Murillo наст.
Отрывок, характеризующий Мурильо, Бартоломе Эстебан
1650, Прадо 1675–80, Эрмитаж, С. -Петербург). Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Эстебан Мурильо же любил жизнь в самых разных её проявлениях. Учился и работал в Севилье.
художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). «Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам художника. В 1675—76 гг. Антония», в Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) – их разрез, открытость, припухлость лоб – чуть покатый или прямой, нос – чуть длиннее, короче, разная форма крыльев подбородок, округлость щек. Бартоломе Эстебан (крещён 1. 1. 1618, Севилья, — 3. 4. 1682, там же) испанский художник. В 1656 году он написал «Видение святого Антония Падуанского» для кафедрального собора Севильи и получил за эту работу весьма значительную сумму в десять тысяч реалов.
- Биографии великих и известных людей
- Музеи ЕвропыО художниках и картинах
- Словари и энциклопедии на Академике
- Профессиональный фотограф Каллахан, Гарри (1912 – 1999)
- Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи
Только в Музее Прадо находится еще две версии. Bielefeld – Leipzig, 1904 H. v. Он редко датировал свои работы, о его жизни известно крайне мало. душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Вот таким образом рядом со св.
Все это взято из жизни и показывает нам быт простых андалузсцев. Учился живописи он у Хуана де Кастильо. Таковы: «Портрет молодого человека в сером» и «Портрет неизвестного кавалера», ок. 1670 г. Возможно, что нежелание Мурильо занять должность придворного живописца, предполагающую частое обращение к портретному жанру проистекало именно из его нелюбви к последнему.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Мурильо в Энциклопедическом словаре
- Определение слова «Мурильо» по БСЭ
Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. S. Miles в Kings Weston) однако вскоре мастер находит вполне свой особенный стиль и уже картины из того же монастыря Сан-Франсиско в Лувре и в Дрезденской галлерее – «типичные Мурильо», по существу мало чем отличающиеся от работ позднейшего времени в 1646 г. Мурильо женится на донье Беатрисе де Кабрере-и-Сотомайор, а в 1648 г. у супругов рождается стар шая дочь, ставшая впоследствии доминиканской монахиней в монастыре Madre de Dios крестным отцом старшего сына Мурильо, Габриэля, также постригшегося в монахи, был знаменитый «покаявшийся Дон Жуан Севильи XVII в» Мигуэль Ма-ньяра имя которого мы еще встретим в биографии Вальдеса Леаля к 1655 г. отно сятся образа «Св. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св. В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Они едят, болтают играют в кости их радости просты, огорчения мимолетны.
Слева за фигурами дремлющих солдат показан другой источник света – крохотный золотистый огонек свечи, скупо озаряющей чёрный силуэт алебарды, алеющий плащ одного из воинов и железное кольцо, ввинченное в стену. als Maler Kirchlicher Visionen» в «Deutsche Revue», 1909 г., I C. G. Мурильо стал членом братства, написал в 1674—1680 годах серию картин для госпиталя Милосердия (Ла Каридад) в Севилье.
Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. Но ученики уснули. художник. Картины 1670-хгг. Святой Иосиф (отец) изображен не старцем, как это обычно было принято, а молодыми и полным сил.
Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Леандр» и «Св. Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Неизвестно, ни когда он появился на свет, ни откуда взялось его (ныне всемирно известное) имя Мурильо. Бартоломе Мурильо был скорее лирическим художником. Там же в 1664 году был устроен небольшой госпиталь, вход в который украшала надпись, кончающаяся словами: «дом бедных и лестница на небо».
Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Освещающая худенькое, не отличающееся красотой лицо, улыбка чувствуется под длинными ресницами слегка опущенных век, сквозь которые ясно виден блеск лукавых глаз. В его руке корзина. Святой Франциск встретил Антония как обыкновенного юношу, но, когда услышал, как Антоний проповедует, доверил ему большую часть просветительской деятельности ордена.
Искусство мастераавтобиографично. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «Непорочное зачатие» («La Inmaculada Concepcin»), «Вознесение» («La Asuncin») и «La Pursima». В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. Клары» (в Дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Карьера мастера постепенно набирает обороты.
Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св. Юный наследник в картину ткнув пальчикПри виде мальчишки наивно смеялся. Ныне ты в Лувре. С 1650-х гг. Та, в свою очередь, хорошо позаботилась о ребенке и дала ему приличное образование. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях.
Таковы: «Рождество Богоматери», 1661 г., «Воспитание Девы Марии» 1665 г. и «Непорочное зачатие». В зрелые годы заказчики не давали художнику покоя. Один из монахов одолевает теологическую премудрость. В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки.
Она представляет сцену из жизни испанского семейства. 1660–1680, Нац. Однако, этот жанр, по-видимому, не слишком привлекал художника. галерея, Рим и др. ).
М. считался самым известным исп. Портреты М. (каноника Ю. де Неве, 1665 флам. и мадрид.
Через несколько дней это и произошло. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. «Непорочное зачатие». Разрабатывая религиозные сюжеты, художник вводил в композицию бытовые мотивы и жанровые зарисовки. 1670, Нац.
Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка. Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником). Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите.
1668, Худож. -историч. Художник наивно расшифровывает название ордена (доминиканцы — псы господни) включением в композицию лежащей собаки. Произведение «Лестница Иакова» отличается большей декоративностью. На полотне «Иосиф с младенцем Христом» (Москва, ГМИИ) мы видим, как Иосиф обнимая Христа, забавляет его цветущей веткой.
один из основателей (1660) и первый президент местной АХ. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме. Из обширной литературы о Мурильо мы ограничимся указанием на следующие труды: D. F. Хуан дель Кастильо когда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо.
Там, в сияющей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. Колорит картины неярок, строго продуман и довольно графичен. Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк).
Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. темы обнаруживают «Св. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). Антония», в берл. Все персонажи очень характерны для Мурильо.
Светотень прозрачна, переход тонов незаметен, а контуры фигур растворяются в воздухе. Его большие циклы, состоявшие из многих картин, часто исполнялись при помощи учеников.
L. Mayer «Murillo» в серии «Klassiker der Kunst», Stuttgart, 1913 г. P. Он писал: «При стольких памятниках просвещения, при стольких остатках поэзии, единственной в мире и философии, не уступающей ни Индустану, ни Германии, замечательно в эллинской словесности отсутствие книг религиозных и даже молитв. Золотистый мягкий свет заполняет все пространство. Антония», в Имп. «Детский цикл» 1670-х годов является своего рода предтечей живописи реализма XIX столетия. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.
Религиозное равнодушие далеко от терпимости. Вершиной этих изображений признаны феерические видения Мурильо. В этот период и появился на свет будущий великий художник Бартоломе Эстебан Мурильо. Антония», в Имп. Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины.
Мягкое, окутывающее сияние придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность. Старая пинакотека. художников (А. Кано, Д. Веласкеса) и изучал в королевском собрании произведения П. П. Именно в это время Мурильо, после долгого перерыва, вновь возвратился к «детскому» жанру и сделал множество «зарисовок» из жизни севильских детей и подростков таких, как «Едоки паштета», «Два крестьянских мальчика и негритенок», «Игроки в кости». Ангелочки играют у ног Марии, а один из них – смуглый темноволосый мальчуган — старается поддержать развевающийся плащ богоматери, взлетая к ней. Это огромные декоративные произведения, предназначенные для украшения дворца.
Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. В 18 веке Эрмитаж приобрёл полотно «Святое семейство», небольшой формат которой соответствует интимной трактовке сюжета. Именно эти стороны искусства Мурильо вызывали восхищение последующих поколений.
Кончено. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. илл. ).
Испытывает большое влияние Франсиско де Сурбарана и Хусепе де Риберы. Диего насыщает нищих» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид), «Чудо св. Неподалеку стоит Иосиф, придерживая мула. Фигура очерчена мягкими плавными линиями.
Архангел Рафаил с епископом Домонте. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск.
Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого. Х. дель Кастильо. Скорее всего, он жертвовал деньги. После смерти он оставил очень скромное состояние, но много учеников и последователей. Постепенно, Мурильо арендовал все более и более комфортабельные дома, пока, наконец, не остановил свой выбор на роскошном особняке, при котором был «сад с бегущей водой». Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее).
Разве при жизни мог знать этот мальчикКак двор Людовига им восхищался.
Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. E. Lindner «Murillos Madonnen» в «Kunstfreund», XXIII, 1907 r. Любопытно, что единственным близким другом Мурильо был дон Мигель де Маньяр, в прошлом – распутник и убийца, послуживший прообразом для знаменитой легенды о Дон Жуане. Прадо.
К числу лучших произведений мастера принадлежит картина «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» (Севилья, Музей изящных искусств). Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св.
Жил и работал вСевилье один из создателей и первый президент (1660) севильской АХ. В семье Лагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном. Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св. Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»).
Определение слова «Мурильо» по БСЭ:Мурильо (Murillo)Бартоломе Эстебан (крещён 1. 1. 1618, Севилья, – 3. 4. 1682, там же) испанский художник. Работает в основном в Севилье и в 1660 становится соучредителем академии искусств. Поднимаясь вверх, фон становится светлее, прозрачней, тона легче, серебристее, в их дымке тонут силуэты летящих ангелов. В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ отмонастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др. )создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой.
Во всяком случае, это не те классические образцы, которыми представлена картина «Едоках дыни и винограда». У ног ее, под пятой извивается змий – символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных). В конце XIX столетия слава художника постепенно померкла, критике подвергались слабые стороны его творчества, обозначаемые как «приторная слащавость», «поверхностность», «приглаженность». Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым». Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму.
С 1650-х гг. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Андалузцы называли свою землю «краем Марии Пречистой». Они подходят к дверям кухни, отворяют их (удивленные странным светом, пробивающимся в щель под дверью) и застывают в изумлении.
Самая крупная коллекция произведений мастера хранится вМузее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество св. Доверчивость проявляется и в раскрытых ладонях Девы Марии. Их фигуры написаны ещё довольно жестко, а их размещение не слишком удачно: они поставлены «лесенкой» — один над другим. Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей Трибунала Индий произошло в 1644 году.
Рядом с ним стоит его жена Ревекка, а его Иаков стоит на коленях у ложа отца. Об особом отношении мастера к образу Девы Марии говорит и то, что он не только писал «традиционных» Мадонн, но и «иллюстрировал» различные этапы ее жизни. Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершинXVIIвека и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля». Э. Мурильо. d. Gabelentz «M. галерея иск-ва, Вашингтон), «Девушка из Галисии с монетой» (ок.
см. Наступил час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св. По некоторым свидетельствам, заботливые родственники, рано заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в ученики к Хуану дель Кастильо (1584 — 1640) известному в то время живописцу.
Одной из самых известных серий картин Мурильо стал цикл из одиннадцати работ (1671-1674 годы), выполненных для госпиталя Каридад, расположенного в Севилье. Среди них можно выделить работы «Лестница Иакова» и «Благословение Иакова Исааком» (обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Его деятельность завершает «золотой век» испанской живописи, представленный именами Хусепе Риберы, Франсиско Сурбарана, Диего Веласкеса. Величие Испании ушло в прошлое, как и её мечты о всемирном господстве. В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Фома Вильнуэва, раздающий милостыню» (1678, Музей изящных искусств, Севилья) и др.
С 1650-х гг. В особенности, это касается работ «Девушек в окне»1670 г. и «Крестьянский мальчик». Реалистические черты творчества М. наиболее полно проявились в его новаторских жанровых картинах — например, в серии картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей («Мальчики с фруктами» см. В 1639 году в Кадис отправился и Хуан дель Кастильо.
Мюнхен. Б. музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. Существует легенда, по которой, Маньяра увидел во сне свои похороны, после чего, покаялся в грехах и даже завещал похоронить его не в самой церкви Каридад, а под плитой у её входа, чтобы все попирали его могилу ногами. Мурильо прожил всю жизнь в Севилье.
Одна из удивительных и прекрасных его работ находится в Музее Прадо (Мадрид) – «Непорочное зачатие. Он возносил Мадонну на пьедестал, с высоты которого она представлялась зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям. Исключениями являются лишь «Мадонна-цыганка» и «Вознесение Девы Марии» из коллекции Государственного Эрмитажа, где Мурильо вновь возвратился к своей прежней стилистике.
В 1627 году умирает отец, а год спустя мать. Три из них, так наз. Примечательно, что эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. Полотно «Вознесение» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) написано несколькими годами позже. Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев. Типологически, большинство работ восходит к «Едокам дыни и винограда» (ок. 1650 г. ).
Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают. Жил в сарае потому, что дома пьяный его избивал отец, а мама лежала в больнице. Мурильо всегда охотно писал сцены с Иосифом. Непорочное зачатие Христа – важный момент в Библии. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св.
В ту пору еще малоизвестный, но амбициозный художник согласился. Строгая и скорбная складка возле рта. И, тем не менее, работы сильно отличаются друг от друга. Более вероятно, что художник изобразил в «Смятом Семействе» досуг собственной семьи, дав картине религиозное название для того, чтобы убедительнее обосновать ее появление. Но он избегает возможной специализации. относятся работы для августинского монастыря и для госпиталя братства «Venerables Sacerdotes» послед ним произведением мастера является алтарь в монастырской церкви капуцинов Кадиса, во время писания которого Мурильо упал с лесов и получил тяжкие по вреждения умер мастер вскоре после этого в Севилье, в 5 ч. вечера 3 апреля 1682 г. (жена его умерла до него) похоронен Мурильо в капелле церкви S. Cruz, в то вре мя украшенной любимой его картиной Педро Кампаньи «Снятие со Креста» (ныне в соборе).
На первый взгляд они похожи на «Едоков дыни и винограда. Его картины редко могут быть восприняты однозначно, на волне лишь одного чувства. Здесь были представители всех слоев испанского общества: чопорные гранды бедные, но гордые идальго, пытающиеся скрыть свою бедность под изысканной роскошью костюмов солидные горожане, купцы, ремесленники, монахи из многочисленных монастырей пестро одетые, веселые гитаны и пикарес – бродяги и шарлатаны ищущие легкой наживы.
Семейство с птичкой» (ок. Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска. Именно к таковому роду рисунков относятся работы «Святой Иосиф со спящим Младенцем Христом», «Святой Франциск, обнимающий Христа» и «Маленький Иоанн Креститель с ягненком». Светлое покрывало на голове Марии и её плечи сливаются с облаком. Учился и работал в Севилье один из основателей (1660) и первый президент местной АХ.
Ответ прост – весь дневной заработок девочки умещается в ладони. Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе. Отец бережно поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит ему или собачке.
Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания. Петра из темницы» — в Императорском Эрмитаже, в С. -Петербурге, «Посещение Авраама тремя ангелами» — в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне, «Христос в Силоамской купели» — у г. Томлина, в Суффольке, в Англии). Мурильо – самый младший из них.
Уже в 1673 году некоторые из работ упоминались в инвентарях собраний живописи. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. В обоих полотнах библейский сюжет как бы отодвинут на задний план. Святой Антоний Падуанский (XIII в. ) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. В поздний период творчества, Мурильо, после довольно долгого перерыва, создал несколько блестящих вещей в «детском жанре». собрания) жанровый характер имеют полотна «Девушки у окна» (ок.
Хомяков подметил эту особенность греческого мировоззрения. Дело заключается в самом раскрытии затронутой темы. Хирург владел небольшим поместием и очень может быть, что не одни только женские прелести заставили его жениться на тетке Эстебана, вдове Кристобаля Санчеса Карраскоса, уже успевшей стать к тому же стать матерью двоих детей. В мае 1665года Мурильо был принят в Братство милосердия.
Антония» для капеллы этого святого в соборе. галерея иск-ва, Вашингтон и др. 1647–1650, Палаццо Бьянко, Генуя вариант– в Ин-те искусств, Детройт), «Поклонение пастухов» (ок.
Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. А вообще всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «LImmaculata Concepcion», «LA s uncion» и «La Purisima». После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно.
У плотника Иосифа настал час отдыха. Должно быть, сыграла свою роль и женитьба в 1645 году на Беатрис Сотомайор-и-Кабрера – полотна того периода изображавшие бытовые сценки, насыщены воздухом, светом, певучей грацией человеческого тела. Сохранилось лишь очень небольшое количество портретов, принадлежащих его кисти. Мораль очевидна: «Будь прилежен и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». музее «Отдых св.
Мурильо (Murillo) Бартоломе Эстебан (крещён 1. 1. 1618, Севилья, — 3. 4. 1682, там же) испанский художник. Клары» (Дрезденская галерея) и др. Свой огромный особняк он сменил на скромное жилище при госпитале Ла Каридад. Но жизнь продолжалась. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее).
Они святые – но от мира сего, например, Мадонна с четками, несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец. Молодой Веласкес написал картину «Непорочное зачатие» (Лондон, Национальная галерея), показав на ней юную, вполне земную девочку с немного скуластым личиком, смущенно опустившую глаза. Восседающие на облаках небожители окружены сияющим потоком парящих ангелочков. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (в Луврском музее в Париже), «Кончина св.
С 1650-х гг. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes» в переводе на русский «почтенных священнослужителей» между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. 1650, Прадо).
Таковы работы «Два крестьянских мальчика и негритенок», 1668-70 гг и «Игроки в кости», 1670-75 гг. Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса вНью-Йорке) и т. д. Доходы живописца были, по-прежнему, весьма значительны. Мурильо создал новый в испанской живописи образ Марии — юной, хрупкой, грациозной севильянки, парящей в облаках, плавно и легко поднимаясь ввысь.
Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с четками». живописи («Дети Христос и Иоанн Креститель», 1655–60, Эрмитаж ок. музее «Отдых св. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. Три из них, так наз.
ГМИИ им. Здесь Мурильо прошёл хорошую школу. Луч света, проникающий в открытую дверь, ярким пятном выхватывает эту фигурку из мрака помещения.
Все это косвенно коснулось творчества Мурильо. Но, распоряжался ими художник не так как прежде: жертвовал монастырям, раздавал бедным. Прелестный образ Мадонны встречается у художника в различных сюжетах: «Непорочное зачатие», «Благовещение», «Поклонение пастухов», «Отдых на пути в Египет», «Бегство в Египет», «Святое семейство», «Взятие мадонны на небо» и многих других, как написанных по заказу церкви, так и созданных для других заказчиков. Все сюжеты черпались из Библии, Евангелия и более поздних легенд о святых.
Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни.
Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный. На них, как на троне, сидит мадонна, а у ее ног стоят Франциск и Доменик, основатели знаменитых нищенствующих орденов. Они вступают гарантом отношений семьи с внешним миром. Именно таково хранящееся в Эрмитаже «Непорочное зачатие».
Очень тонко решен общий колорит картины. Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др. Милые любопытные ангелочки, боясь разбудить дитя, стоят, обнявшись поодаль. Антония», в берл.
Леандр» и «Св. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Подтверждение этому можно найти в его автопортрете, датированном 1672-75 гг. Легенда утверждает, что у Эстебана рано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика в ученики к Хуану дель Кастильо (1584- 1640). Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько.
Knackfusz «M» в серии «монографий Кнакфуса». Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Типична для Вальдеса Леаля и работа «Портрет Маньяры». авторы называли «вапоросо» (от исп. Это тема «Уличные ребятишки».
Антония» (окончена уже к 21 ноября того же года поныне в соборе), причем Мурильо просто обозначен в договоре, как «лучший художник города» в 1660 г. М. избран президентом только что основан ной Академии (интриги Вальдеса Леаля заставляют его вскоре отказаться от этой должности) приблизительно с 1665 г. Мурильо начинает работать для церкви мо настыря S. Maria la Blanca, перестроенной в 1659 г. (лучшие картины ныне в Прадо и в Лувре) в том же году, 4 июня, он вступает в избранное братство «de la Caridad» для монастыря этой же Hermandad, пользовавшейся особенными благодеяниями Маньяры, Мурильо исполняет с 1671 по 1674 гг. Выполнение этого заказа стало своего рода отчётом о годах ученичества. К числу первых картин молодого Мурильо этого типа принадлежит еще несколько тяжеловатая и многословная Мадонна, передающая четки Святому Доминику (1642, Севилья, Архиепископский дворец). Молодой Мурильо предпочитал изображать видения или же деяния святых. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т. д. ). лечила страшную болезь рак.
A. De Valencienne «Murillo у los Capuchmos», Sevilla, 1908 г. Curtis «Velasquez and Murillo. Славу М. принесли многочисл. галерее «Видение св. Но, 1 января 1664 года, после трудных родов, скончалась жена художника. Жанровые картины художника завоевали популярность еще при его жизни. Натурщиками для его картин были обычные люди из народа.
Антонием часто изображают коленопреклоненного осла. На св. В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Иногда у него в руках другие атрибуты: лилия, украшенный цветами крест, рыба, книга и огонь.
Иакова (1660–1675 «Благословение Иакова Исааком» и «Лестница ангелов»– Эрмитаж). Торговлю с Новым Светом теперь вел Кадис и именно туда из Севильи ехали те, кто надеялся улучшить материальное положение. Содержание их в основном религиозное. C. Williamson «M», London, 1903 г. A. 1649–50, Прадо, Мадрид), «Бегство в Египет» (ок. Возможности получить качественное образование в столь стесненных условиях было немного.
1660-е гг. изображения Мадонны, воплощавшие распространённый в Андалусии идеал женской красоты («Мадонна с Младенцем», ок. Довольно рано жанровые работы мастера стали известны за пределами Испании.
Многие персонажи правдивы, но иногда приукрашены. Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах.
Франциска, решил разыскать его. Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса играющего с птичкой и собакой. И вновь благодаря своему необычному стилю. В 1678г. Его Мадонны (Благовещение, Мадонна в облаках, Мадонна с четками, Воспитание Марии и другие картины) – это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Темный колорит полотна слева озарен светом исходящим от младенца. Фомы и для монастырей «de la Merced» и Regina Angelorum рассказы вернувшегося из Нидерландов Мойи якобы побудили Мурильо отправиться в 1642 г. в путешествие, однако накопленных денег ему хватило лишь до Мадрида, где он сблизился с Веласкесом, открывшим для его изучения богатейшие сокрови ща живописи во дворцах в это же время сказывается влияние на мастера Риберы, произведения которого Мурильо также мог видеть как в Мадриде, так и в Севилье в 1645 г. М. возвращается в родной город и здесь быстро завоевывает популярность работы исполненные им в 1645 и 1646 гг.
В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. – В. М. ) Греция не хотела знать.
Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Существует и гораздо более убедительная версия об этом этапе в жизни Мурильо. Религиозная картина была написана по заказу францисканского монастыря. et ses eleves», Paris, 1892 г. F. Учился и работал в Севилье один из основателей (1660) и первый президент местной АХ.
А. С. Самые знаменитые мадонны Мурильо: «Мадонна с младенцем» (Флоренция, Уффици), «Мадонна с четками» (Мадрид, Прадо), «Мадонна с младенцем» имеющая второе название — «Мадонна с салфеткой» (Севилья, Музей изящных искусств) и «Мадонна с младенцем» известная также под названием «Цыганская мадонна» (Рим, галерея Корсини). Помимо этого, друг Мурильо, Педро де Мойя, восхищавшийся творениями Антониса ван Дейка, привез из Фландрии и Англии в Севилью копии и рисунки с произведений этого гения живописи. Именно он первым из перечисленных мастеров заставил остальную Европу взглянуть на испанскую живопись «золотого века» как на эталон совершенства. Слава Мурильо бросила на долгое время глубокую тень на Риберу, Сурбарана, Веласкеса. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую.
Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана – около пятидесяти иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях игрушкой-баловнем всей семьи. Не случайно искусство Мурильо пользовалось большим успехом среди разнообразных слоев испанского общества. Среди крупнейших работ позднего периода– «Св.
она сама была зачата «без вожделения». Ею любуются и люди и деревья и солнце и море и ручьи. Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги. живописцем. Лирическому настрою творчества Мурильо способствовала самобытная манера письма, часто называемая «воздушный стиль», для которой характерна нежная цветовая гамма и мягкие силуэты фигур, как бы окутанные дымкой («Непорочное зачатие», 1652, 1660, 1667). Многие картины гения рассеяны в настоящее время по лучшим музеям мира и составляют их гордость: «Св.
В 1627 году Гаспар Эстебан, отец Мурильо, скончался. Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства».
Мурильо превосходен в колорите и светотени. Но, следует отметить, что в поздних жанровых работах Мурильо гораздо меньше той «беспричинной жизнерадостности», которая характеризует его ранние картины (исключение составляет лишь картина «Маленький нищий» 1650 года). Он первым присоединился к ордену св. 1670-80 гг. Автопортрет. Это было для него страшным ударом.
Он очень часто писал различные варианты мадонн. Художник задался целью максимально достоверно изобразить источник света в полутемном помещении. Как уже говорилось ранее, значительная часть работ гения прославляет Богоматерь. Во время поездки в Мадрид (1658) близко соприкоснулся с творчеством совр. Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью.
В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. 1670, Нац. Однако, в 1670-х годах он брался писать абсолютно новые, не характерные для себя сюжеты.
Фрагмент. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Тем не менее, эти упреки не совсем справедливы. По всей видимости, работу над каждым своим полотном Мурильо начинал именно с подготовительного рисунка, где прорабатывал позы персонажей, продумывал расположение деталей, «собирал» элементы композиции в единое целое. Августина, но, узнав о житии св.
Стремление М. к жанровой трактовке религ. фам. Леандр» и «Св. Глаза Девы Марии возведены к небу. Антония Падуанского», 1656, собор в Севилье вариант– 1675–80, Эрмитаж), «Непорочное зачатие» (1652, Музей изящных искусств, Севилья ок.
Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском. Но спокойное и гармоничное искусство Мурильо тяготело к идеальной трактовке образов. В 1668г. Во всяком случае, когда он умирает в 1655 году, его душеприказчиком выступает упомянутый судья Трибунала Индий. Творчество Вальдес Леаля было диаметрально противоположно искусству Мурильо. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г. «Святое семейство», 1645— 1650).
При Филиппе II (1556-1598), сыне Карла I исступленный фатализм испанского абсолютизма принимает формы канона. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617, Севилья – 1682, Севилья) — главный представитель высокого барокко и один из известнейших испанских художников. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Что касается «Продавщицы фруктов», то ее традиционно относят к началу 1670-х годов. Испытав в юности влияние Сурбарана, Мурильо занимался религиозной живописью (Мадонна Сантьяго, Нью-Йорк, музей Метрополитен Непорочное зачатие, Мадрид, Прадо), писал портреты (Портрет А. де Андраде, Метрополитен) и сцены из жизни бедняков, но славу принесли ему полотна на сюжеты из жизни Богоматери и многочисленные изображения детей (Отдых на пути в Египет, С. -Петербург, Эрмитаж Мальчики с фруктами, Мюнхен, Старая Пинакотека). Испанский художник эпохи Барокко.
Коленопреклоненные монахи обращают к ним взоры, воздевают руки в экстатическом восторге. Эта работа занимает особое место в европейской портретной живописи XVII века. музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Искусство Мурильо принадлежит новому историческому этапу, связанному с активным развитием в испанском обществе второй половины XVII столетия барочной церковной живописи.
Он не становится, как Веласкеа, преимущественно портретистом. Таким образом, Севилья была городом контрастов — роскоши и нищеты, богатства и убожества. Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника.
Основные из них: «Св. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. F. Calvert «Murillo», London, 1908 г. G. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск.
В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Трогательное материнское чувство художник подчеркивал в Святых Семействах. И это странно.