Беллини Картины

Особенно заметно влияние Мантенья в одной из работ Беллини – картине «Преображение». Творчество Беллини открывают картины в духе падуанской школы. В своих картинах Беллини передает совместное звучание движений человеческой души с состояниями природы. Около 1480 Беллини написал большую картину «Святой Франциск» (Нью-Йорк, собрание Фрик).

Несмотря на многочисленные попытки увидеть в картине скрытый философский смысл, Беллини создавал полотно без установки на дидактические поучения – пейзаж и герои здесь, по мнению художника, представляют собой всего лишь неотъемлемые составляющие вселенской гармонии. По целому ряду картин Джованни Беллини можно проследить, как изменялся его стиль по мере того, как он переходил под влиянием Антонелло к живописи масляными красками. Специальные издательства выпускают музейные каталоги, представляющие творчество Джованни Беллини, – картины (с названиями, датой происхождения, хронологией и условиями хранения).

Ошибочно приписывается Беллини, однако внизу картины видна подпись Дюрера и дата. Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины «Моление о чаше» (видимо, в начале 1460-х годов обе – в Национальной галерее в Лондоне). Центральной картиной Алтаря Пезаро является монументальная работа кисти Беллини «Коронование Марии». На картинах Джованни Беллини отображен мир во всем его разнообразии: глубокое синее итальянское небо, сельские виды, разнообразные человеческие переживания и чувства.

Творчество Джованни Беллини, картины и биография

Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. «Распятие» (Венеция, музей Коррер) свидетельствует о влиянии Мантеньи (в изображении тела Христа и скал, на которых расположен крест), но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини: в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия. Его творчество превратило Венецию в центр Ренессанса, который по значимости был равен только Флоренции и Риму. В 1474 он исполняет официальный портрет дожей.

Знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа в Ферраре, а также приезд в Венецию Антонелло да Мессины в 1475 году сыграли решающую роль в формировании зрелого стиля Беллини и в судьбе всей венецианской живописи в целом. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. В обеих композициях молящийся перед взятием под стражу Христос изображен на фоне пейзажа. Однако может быть предложена и другая интерпретация. Две картины— «Св.

Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Та полнота жизни, которую излучают его картины, — это плод не только гармонического склада его таланта, его мироощущения, но и того, как он передает мягкими, чуть приглушенными красками зелень лугов, зеркальную поверхность вод, голубизну неба, какие полные гармонии красочные аккорды образуют тона одежд, оттеняющие нежность лиц его Мадонн и живую теплоту обнаженных прелестных младенцев.

Самые нежные картины 
о женщинах

Самые нежные картины о женщинах

В 1436 Якопо пишет «Распятие» (не сохранилось) для собора в Ве-роне, одном из центров готики в этом произведении он показывает себя учеником Джентиле да Фабриано. В работе Джованни Беллини все контуры смягчены теплым сиянием зари. На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Вместе с братом Джентиле он выполнил серию монументальных настенных панно для зала Большого Совета Дворца Дожей, посвященных полулегендарным событиям венецианской истории: эти многофигурные композиции, подробно описанные в Жизнеописаниях Джорджо Вазари, погибли в 1577 году во время пожара.

К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно уже для его ранних, «мантеньевских» произведений.

Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок.

Христофор» и «Св. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. и подпись Беллини. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Святые объединены общим действом, общим чувством.

Как правило, это изображения молодых людей. Пейзаж строится уходящими к дальнему плану параллельными горизонтальными полосами.

Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Они расположены в три яруса.

Лондон, Национальная галерея). В ранних его произведениях прослеживается влияние византийской живописи с ее величавостью, одухотворенностью и каноничностью, фламандской живописи с ее натурализмом и вниманием к деталям, а также влияние Андреа Мантеньи с его жесткими архитектоническими композициями и линеарной манерой письма. Долгий творческий путь Джованни Беллини отмечен существенной эволюцией его стиля — от написанных в более жесткой манере ранних работ до поздних картин, близких к величественному обобщенному стилю Высокого Возрождения. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.

На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. По-видимому, ок. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа.

Джованни Беллини: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Джованни Беллини: самые популярные картины (топ 12)

Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Этот тип распространился и за пределами Венеции. В картине Мадонна на лугу (1505, Лондон, Национальная галерея) поза и смертельная бледность спящего Младенца напоминают иконографию композиции Оплакивание, в которой Богоматерь держит на коленях мертвого Христа. Своего предельного расцвета эти странности достигают как раз в произведениях первых имитаторов итальянского искусства, Метсиса и Скореля.

Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). На этом же образе мы встречаем и парапет, отделяющий первый план от второго. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». На картине есть подпись художника и дата 1488г.

Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». В целом портреты Беллини можно назвать скорее исследованием строения лица изображаемого, чем изучением его психологии, что вполне соответствовало вкусам венецианских патрициев: слишком ярко выраженная индивидуальность казалась им неподходящей для человека, находящегося на государственной службе.

гал. ), восходящей к работе Мантеньи на тот же сюжет (1457, Тур. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. музей «Алтарь Сан-Кри-зостомо», 1513, Венеция, ц. Сан-Кризостомо), присуща монументальность и черты, появившиеся в работах молодых современников художника, ставшего у истоков нового течения в венецианской живописи («Пир богов», 1514, Вашингтон, Нац. 1480, Лондон, Национальная галерея).

Сфумато (легкая дымка) окутывает все поверхности, оттеняя бородатые лица святых эти два крайних образа кажутся весомыми и спокойными по контрасту с более стройными фигурами юных святых жен, взгляды которых обращены к Богоматери с Младенцем. Он просто выражал свои зрительные образы цветом, вместо того чтобы выражать их линией и светотенью, сменив пластически-линеарный метод на пластически-живописный». Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Творческое долголетие Джованни Беллини, создавшего в старости свои наиболее значительные работы, отмеченные зрелостью стиля, полнокровием образов, красочным богатством, стилистически уже вписывающиеся в искусство Высокого Возрождения, проявилось и в том, как органично он освоил в последние годы своей жизни новую для него светскую тематику (Женщина перед зеркалом, 1515, Вена, Музей истории искусства Пир богов, 1515, Вашингтон, Нац. Происходил из семьи известных венецианских живописцев.

Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка которых (возможно, 1440–1450) остаются спорными. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция).

На картине есть подпись художника и дата 1488г.

В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». В закрытом пространстве алтарной картины для ц. Сан-Джоббе (ок. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии.

Джованни Беллини 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Джованни Беллини – картины с названиями и описанием по алфавиту

Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Вероятно именно Беллини положил начало схеме, вскоре принятой за образец, а Антонелло использовал ее в своей алтарной картине из ц. Сан-Кассьяно: Богоматерь на высоком троне в центре композиции, а святые по обе стороны от нее – «Святое собеседование» располагается в апсиде, открывающейся наружу позади трона. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. 23 февраля 1506г. Схема здесь как будто прежняя, падуйская, суровая перед нами камень и вода. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна.

Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Винченцо Феррери» (1464, Венеция, ц. Санти-Джованни-эПаоло). 1505, Хэмптон-корт). Эту работу он исполняет в сотрудничестве с Джованни и многими другими художниками. По другой версии (П. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов.

Они расположены в три яруса. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины Моление о чаше (видимо, в начале 1460-х годов обе – в Национальной галерее в Лондоне). Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини.

Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Другой характер имеют эти самые угрожающие формы у Босха и Брейгеля: там они входят не в качестве декоративной схемы (как, например, в Мадонне с каменоломней Мантеньи), а в качестве драматически необходимого элемента (как у того же Мантеньи в Распятии). В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне.

Описание картины 
Джованни Беллини 
«Моление о чаше»

Описание картины Джованни Беллини «Моление о чаше»

В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. нового ренессансного стиля.

Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Произведения монументальной живописи, созданные Якопо Беллини, не сохранились, но его станковые работы свидетельствуют, что художник соединял в своей живописи элементы готического и нового ренессансного стиля: декоративность, обилие деталей изысканность и вычурность поздней готики и интерес к реалистическому изображению предметов в пространстве, характерный для эпохи Возрождения.

Себастьяна, защитников от чумы. 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). Восхитительный зеленый пейзаж, правдивый, как этюд Дюрера, стелется по обе стороны Мадонны с херувимами Беллини (1480-х годов, в Венецианской академии) очень близок к нему по настроению пейзаж с замком, видимым справа за мраморным парапетом (отметим этот парапет, как черту сходства с картиной в Уффици), на большом подписанном образе Беллини (1488 года) в церкви С. -Пиетро в Мурано подобный же мотив с замком встречается и на лондонской Мадонне с апельсином и на одной из маленьких, полных романтического чувства картин Злословие в серии странных аллегорических сюжетов Беллини в Венецианской академии66.

  1. Беллини ДжованниКартины и биография
  2. Картины Беллини Джованни с описанием
  3. Картины и репродукции Джованни Беллини
  4. Сообщество «Волшебная сила искусства»

Христофор» и «Св. В картине «Распятый Христос» (ок.

Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия.

Его любовь к точности никогда не ограничивается выделением эпизода или детали. Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. С 1470-х гг. Богоматерь молится своему спящему Сыну. Нетипичный для Беллини пример работы в этом жанре – Портрет дожа Леонардо Лоредано (ок.

В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Картина «Священная аллегория» предвещает такие произведения мастера, как «Святое собеседование Джованнелли» (Венеция, гал. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Вместо суровых замков появляются простые сельские дома и фермы.

  1. Живопись кватроченто на севере Италии – Джованни Белини
  2. Картины художников: Джованни Беллини
  3. БЕЛЛИНИ семья итальянских художников
  4. Беллини Джованни, Мадонна с младенцем
  5. Живопись как культурное наследие
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Алтарь Сан Дзаккария в церкви в Венеции был создан в 1505 году и является лучшей работой Джованни Беллини в этом жанре. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне.

Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Это произведение уже зрелого мастера. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах.

Не вызывает сомнений только «Триптих св. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Между заказом и исполнением прошло почти двадцать лет и внесённые за эти годы художником изменения и дополнения вызвали множество вопросов у исследователей.

  1. Картина Преображение Господне Джованни Беллини 1487 года
  2. Картина Мадонна с деревьями Джованни Беллини 1487 года
  3. Картина Алтарь Барбариго Джованни Беллини 1488 года
  4. Картина Триптих Фрари Джованни Беллини 1488 года
  5. Картина Богородица с младенцем Джованни Беллини 1485-1488 года

Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции. Влияние Мантеньи усилилось, возможно, благодаря ранней картине Джованни Бел-лини и проявилось в «Пьете» (1472.

На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.

Одна из последних и самых знаменитых работ художника – Пир богов (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом.

  • Картина Мужчина в тюрбане Джованни Беллини 1490 года
  • Картина Благовещение Джованни Беллини 1500 года
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • О знаменитости:Крупнейший художник венецианской школы
  • Джанни Беллини ( ) – итальянский художник

В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Картины «Воскресение Христа» (Берлин-Далем, музей), «Св. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. Строгость перспективы, кажется, поглощена свободным сочетанием тонов.

Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. (ок.

Беллини ДжованниКартины 
и биография

(так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды, этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике.

29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини.

Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости.

Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Чаще всего, на них изображались молодые люди.

Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти.

Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Известный и почитаемый горожанами художник в своей огромной мастерской обучал несколько поколений венецианских живописцев, многие из которых впоследствии получили мировую известность (Тициан, Джорджоне и др. ). 1455, Нью-Йорк, Метрополитен). (Gentile Bellini) (ок.

Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. 1500, Рим, Капитолийские музеи). Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици).

Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца— Якопо Беллини. 1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости.

В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.

На ней можно видеть, как св. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века.

На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. 1400–1470), ведущий представитель венецианской школы живописи первой половины 15 в. ученик Джентиле да Фабриано, мастера, работавшего в стиле «интернациональной» готики. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. гал. ) здесь он испытывает влияние персидских миниатюр. По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица.

крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577. В начале 1470-х гг.

Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Алтарь Сан Джоббе (Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется концом 1470-х годов. Святые, обращенные лицом к зрителю, представлены в свободном помещении из левого верхнего угла льется мягкий свет, объединяющий всю картину. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти.

В его картине «Опьянение Ноя» выражена юношеская привязанность к жизненным ценностям, непринужденность существования. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника.

Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). В дальнейшей жизни Беллини, подобные композиции начали занимать основное место в творчестве. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена.

Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Величие его таланта проявилось в фигурах, вырисовывающихся на «зеленом нефрите воды» (Р. В то же время атмосферное сияние в композиции «Преобрахение» (1485, Неаполь, Капо-димонте) смягчает рельефность пейзажа. Между 1460 и 1464 годами он участвовал в создании алтарей для церкви Санта-Мария делла Карита.

1429–1507). Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.

Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. Эта мраморная стенка изображена в данном случае с неподражаемым иллюзорным мастерством.

Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. А когда в 1479 году старший брат художника уехал в Константинополь с дипломатической миссией, Джованни официально назначают вместо него руководителем работ. Изображённый за парапетом св. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. Пространство здесь не разгорожено на фрагменты, как в полипти-хах того времени, но объединено в новом перспективном решении, архитектонической системе, в которую включены и фигуры и трон и пейзаж. Это было время зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и др.

Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции.

Св. Он же хорошо мне заплатит. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне.

В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. Сюжет картины восходит к Метаморфозам Овидия. Шедевром этого периода (1460-е) стал «Полиптих св. Эта работа подчеркивает предпочтение художником профильных портретов.

В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св.

В 1513 году Джованни подписал и датировал алтарную картину с фигурами святых Христофора, Иеронима и Людовика Тулузского из церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок.

Не вызывает сомнений только «Триптих св. Одновременно Джентиле исполняет и многочисленные заказы (большинство не сохранилось): в 1466 он продолжает роспись Скуола Гранде ди Сан-Марко, начатую отцом в 1474 ему поручают перенести на холст фрески Джентиле де Фабриано и Пизанелло в зале Большого Совета Дворца дожей. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Венецианская школа).

Свидетельством тому служит картина «Коронование Марии» (Пезаро, Гор. 1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Схема здесь как будто прежняя, падуйская, суровая перед нами камень и вода. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея).

Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Сонм ангелов, держащих в руках орудия страстей, парит на совершенно осязаемом облаке. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г.

Рядом изображено языческое жертвоприношение. В 1479-1480 Джентиле работает в Константинополе в качестве портретиста султана Магомета II («Портрет Магомета II», Лондон, Нац.

Так, в серии «Мадонн с младенцем» (ок. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Он же хорошо мне заплатит. Около 1506 Дюрер называет Беллини самым крупным венецианским художником.

Франциска и Иеронима и напоминает, по мнению Р. Лонги, «старинные китайские картинки». Репродукции Джованни Беллини смотрятся в интерьере торжественно и очень богато. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».

1459, Лондон, Нац. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности.

Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано». Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.

Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Последняя деталь очень любопытна как признак натуралистических исканий Беллини. Иову и св. В знаменитой картине «Оплакивание Христа» (Милан, пинакотека Брера) гладкий и нетленный мрамор Мантеньи, одушевленный, по замечанию Паллуккини, «внутренней жизненной силой, данной цвету светом», обретает у Беллини нежную плоть. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции.

Его первые произведения – начатые в 1474 большие холсты для украшения Дворца дожей – сгорели во время пожара 1577. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. В «Алтаре СанДзаккариа» фигуры двигаются в ослепительном свете открытой в природу апсиды цвет, вылепленный светотенью, достигает здесь эффектов, достойных кисти Джорджоне. 1475, Городской музей в Пезаро). Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори.

Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини.

В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г.

В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). 23 февраля 1506г. Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа.

1455, Венеция, Музей Коррер). В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Старший сын Якопо Беллини, Джентиле, вместе с отцом и братом Джованни исполнил алтарный образ для капеллы Гаттамелаты в ц. Санто в Падуе (1460, не сохранился).

гал. ), «Крещение Христа» (Виченца, ц. Санта-Корона), «Алтарь СанДзаккариа» (1505, Венеция, ц. Сан-Дзаккариа). На этом же образе мы встречаем и парапет, отделяющий первый план от второго. Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет. В этих произведениях пространственные ритмы фигур создают новую художественную реальность, характерную для фресок в Фондако деи Тедески (1503, Джорджоне и Тициан) и в створках органа ц. Сан-Бартоломео (Себастьяно дель Пиомбо). Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо).

На нескольких портретах юношей из Лувра, Париж Национальной галереи, Вашингтон Галереи Уффици, Флоренция можно видеть молодых людей с характерным для итальянского Ренессанса мечтательным выражением лица. Эта мраморная стенка изображена в данном случае с неподражаемым иллюзорным мастерством. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.

Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. «Женщина за туалетом», 1515, Вена, Музей истории искусств «Опьянение Ноя», Безансон, Музей изящных искусств). Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. Таким образом, картина может быть истолкована как аллегория Венеции, богатой и процветающей, оплота христианства и защитницы христианских святынь — недаром слева, за пределами площадки, где находятся главные персонажи, по берегу озера удаляется турок.

музей), пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. Пейзажи Джованни Беллини тоже являются исключительными, но достаточно редкими. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).

В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). (Jacopo Bellini) (ок. Кроме того, его картины хоть и несли в себе элементы иконописного искусства, все же были вполне земными, а Ватикану требовались фрески для церквей и соборов в библейском стиле. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.

Произведение полностью выдержано в духе Мантеньи исследователи считают его созданным около 1460г. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Он располагается в одноименной церкви Венеции. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).

Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Как живое воплощение Венеции предстает стоящая рядом с троном золотоволосая венецианка в черной шали. Это и Святая Земля: пещера, где укрылся пастух, напоминает о другой пещере — в Вифлееме, где родился Христос и куда пришли поклониться ему пастухи. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. 1455), Распятие (ок.

Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т. е. Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом.

Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти XV в. (Карпаччо, Чима, Монтанья). Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. Удачное художественное решение темы, найденное в этой картине имело продолжение в нескольких вариациях, напр.

С одной стороны, здесь присутствует «строго выверенная перспектива», в основном вдохновленная Антонелло с другой – «расширенное пространство, не пустое, а заполненное атмосферой, смягчающей соотношения объемов». Р. Лонги, который атрибуиро-вал это произведение Беллини, подчеркивает здесь важность света, слегка касающегося фигур святых и «дерзко ниспровергающего тонкую ювелирную работу падуанского мастера и оживляющего холодную композицию». Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577.

Гармонический строй дарования Джованни Беллини проявляется уже в ранних, отмеченных влиянием Мантеньи, композициях художника. Падуанский период творчества Беллини охарактеризован строгим стилем, ярким образцом которого служит картина Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу. Иова и св. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.

Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. 1460, Лондон, Нац. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля интерес к линейной перспективе и археологии. 1505, Лондон, Нац. Это была Озерная Мадонна, которая производила впечатление неуловимого соприкосновения жизни и смерти.

Так, в картине «Моление о чаше» (ок. В творческом формировании Джованни Беллини значительную роль сыграли учеба у Я. Беллини, творческие контакты с Мантеньей, знакомство с работами Пьеро делла Франческа, Антонелло да Мессина, нидерландских мастеров. Однако многие считали Агостино виновником смерти брата, поскольку она случилась после их ссоры из-за политических разногласий. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан).

Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. 1501, Лондон, Национальная галерея). Но там известная роль в композиции снова предоставлена высохшему дереву. Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок.

Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения – между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в. ) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Одни ученые полагли, что сюжет изображения был заимствован из средневековой поэмы о скитаниях души. Екатерины и св.

Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). В рациональное пространство, присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира, сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство, которое художник изучает в многочисленных «мадоннах»). Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя.

Обучался сначала у отца Якопо Беллини, затем в мастерской Мантеньи, женой которого была его сестра Николлоза. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.

1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. Однако благодаря теплым тонам оно кажется почти живым. В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).

Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. На ней можно видеть, как св. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым.

В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Остается непонятным, каково хронологическое соотношение двух алтарных образов нового типа sacra conversazione (святое собеседование – композиция, в центре которой изображается Богоматерь с Младенцем, а по сторонам святые), один из которых написан Джованни Беллини для церкви Сан Джоббе, другой – Антонелло да Мессина для церкви Сан Кассиано (сохранился частично). Изображённый за парапетом св. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.

Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). музей).

Винченцо Ферреро (ок. галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок.

В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. 1485, Венеция, гал. Олимпийцы пируют среди буйной растительности (пейзаж был переписан Тицианом после смерти Беллини). Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло дЭсте», а также «Мадонну Лионелло дЭсте» (Париж, Лувр) – одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры. За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Другой характер имеют эти самые угрожающие формы у Босха и Брейгеля: там они входят не в качестве декоративной схемы (как, например, в Мадонне с каменоломней Мантеньи), а в качестве драматически необходимого элемента (как у того же Мантеньи в Распятии). 2 На другой картине той же серии пейзаж состоит из мягких мшистых гор, на третьей – из полноводной реки с гористыми берегами.

Произведениям Беллини исполненным после 1510 («Мадонна», 1510, Милан, пинакотека Брера «Успение», Мурано, Гор. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. В начале 1470-х гг.

Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Вершиной его искусства 1480-х гг. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Иероним» (Флоренция, палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси) и «Стигматизация св. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Солнечный свет моделирует форму, насыщает цветовые планы, организованные световой перспективой и по мере удаления теряющие интенсивность цвета.

В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Исчезли угловатые, колючие, выдуманные художником или навязанные школой формы исчезли и деревья-скелеты все сделалось более спокойным, конструктивным, уравновешенным и гармоничным1.

Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне.

Этот тип распространился и за пределами Венеции. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога».

Замечательно и то, что вместо эротов Мантеньи появились подобия взрослых девушек. Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле).

галерея, окончен Тицианом). «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости.

1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр). Именно эту мягкость и золотые тона перенял у Беллини его прославленный ученик Тициан. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. Схема здесь как будто прежняя, падуйская, суровая перед нами камень и вода.

Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах). Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Нет картин знаменитого художника в Риме. Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Створки органа собора Сан-Марко («Св.

В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома Якопо Беллини. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св.

Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). будущую крестную жертву Христа. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской.

В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской.

«Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Однако интерес к подобному творчеству мог возникнуть под влиянием и других мастеров того времени. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Марка (Венеция, галерея Академии), входящей в цикл полотен, созданных им в 1496 вместе с другими художниками для братства св.

За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Лонги) в картине «Процессия на площади Сан-Марко» (1496), в многоцветных мраморных мостовых в картине «Исцеление Пьетро де Людовичи» (1502), а также в работе «Чудо с крестом на мосту СанЛоренцо» (1500).

1501, Лондон, Нац. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. В великолепно рассчитанной трактовке пространства в «Триптихе Фрари» (1488, Венеция, ц. СантаМария Глориоза деи Фрари) Беллини апеллирует к урокам Антонелло и добавляет к ним геометрическую строгость объемов.

Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. 1471—1475, Пезаро, Городской музей). Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок.

Иова и св. Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание». Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Лаврентия», «Триптих св. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».

Каменистая поверхность земли покрывается теперь не тонким зеленым покровом, но настоящей растительной жизнью: травой, кустарниками, деревьями. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. Однако современные исследователи пересмотрели систему отношений Антонелло – Беллини. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. «Мадонна» (1448, Милан, пинакотека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна.

Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.

Восхитительный зеленый пейзаж, правдивый, как этюд Дюрера, стелется по обе стороны Мадонны с херувимами Беллини (1480-х годов, в Венецианской академии) очень близок к нему по настроению пейзаж с замком, видимым справа за мраморным парапетом (отметим этот парапет, как черту сходства с картиной в Уффици), на большом подписанном образе Беллини (1488 года) в церкви С. -Пиетро в Мурано подобный же мотив с замком встречается и на лондонской Мадонне с апельсином и на одной из маленьких, полных романтического чувства картин Злословие в серии странных аллегорических сюжетов Беллини в Венецианской академии. В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). гал.

В 1475–1476 Венецию посетил Антонелло да Мессина, соединивший в своем творчестве последние достижения итальянской и северной живописи. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца. Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок.

На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Вместо суровых замков появляются простые сельские дома и фермы. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). Винченцо: «Св.

Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Восхитительный зеленый пейзаж, правдивый, как этюд Дюрера, стелется по обе стороны Мадонны с херувимами Беллини (1480-х годов, в Венецианской академии) очень близок к нему по настроению пейзаж с замком, видимым справа за мраморным парапетом (отметим этот парапет, как черту сходства с картиной в Уффици), на большом подписанном образе Беллини (1488 года) в церкви С. -Пиетро в Мурано подобный же мотив с замком встречается и на лондонской Мадонне с апельсином и на одной из маленьких, полных романтического чувства картин Злословие в серии странных аллегорических сюжетов Беллини в Венецианской академии2. Чудесный пейзаж встречается, далее, на картине Крещение Христово (1500-1502 годов) в церкви Санта – Корона в Виченце. Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Совершенный и упорядоченный мир залит ясным осенним светом. Песчинка мелкая, но отнюдь не малозначимая.

Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Святые Собеседования Джованни Беллини принадлежат к лучшим из алтарных композиций этого типа, созданным в Италии XV века. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках.

Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской.

Себастьяна, защитников от чумы. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Екатерины и св. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости.

В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Винченцо: «Св. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Чувствуется интерес мастера к археологии, проблемам перспективы и другим способам организации изображения. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога».

Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Иоанна Евангелиста. Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок.

В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. 1505г., Лондон, Национальная галерея). И вид празднества на площади св.

Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. Академии), «Пьета» (там же), «Мадонна дель Прато» (Лондон, Нац. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия).

И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. 1450). Франциска» (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы около 1480. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.

«Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга).

В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. Св. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.

Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Только звуки ангельской музыки нарушают тишину этого мира, где «жизнь понимается как своего рода вслушивание», как сказал знаменитый художественный критик 19 в. Уолтер Патер о картине ученика Беллини – Джорджоне.

Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». В картине «Блаженный Лоренцо Джустиниани» (1465, Венеция, гал. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей.

Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.

Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. В 1420-е годы вместе со своим учителем Якопо работал во Флоренции. Лаврентия», «Триптих св. — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета.

Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо). Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св.