Бенуа Иллюстрации
Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики. А. н. бенуа любил творчество А. С. Пушкина и всю жизнь работал над иллюстрациями к его лучшим книгам. Вся серия иллюстраций была пропитана тем особым чувством стиля, которое было у Бенуа. Увидели свет иллюстрации Бенуа к Пиковой даме. Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой.
Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов
Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Памятник прочно и неколебимо восседает на постаменте, как некогда уверенно стоял Петр на берегу пустынных волн.
книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком». Они организовали кружок любителей искусства. В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году. Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства.
Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. 1).
В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы». Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. А Л. Бакст примерно в то же время вдохновенно писал художнику, что эти иллюстрации – самое значительное в его творчестве: «бешеная влюбленность в Петра творение, здесь, действительно, реки державное течение и скука, холод и гранит.
- Книжная графика : Медный всадник
- Художник-иллюстратор Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
- Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник» работы Александра Бенуа
- Картины — Бенуа, Александр Николаевич
- Коллекция работ художника Александра Бенуа (221 работ)
Зато они всегда полны виртуозного умения и большой стильности. Шесть больших листов второй редакции он повторил почти без изменений, листы первой были нарисованы снова с некоторыми исправлениями. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». Русско-финляндская выставка имела большой успех. Спб. : Комитет популяризации художественных изданий, 1923.
Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Бенуа много работал с книгой. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах).
- История гениального художника Александра Бенуа
- Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
- Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
- Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник
- Александр Бенуа: самые популярные картины (топ 12)
- Александр Бенуа – картины с названиями и описанием по алфавиту
Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. живописи, скульптуры и архитектуры». А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони.
Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». Акад. Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение. Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера.
- Краткая информация о художнике и его картинах
- «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
- «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
- Александр Бенуа вкомиссии Горького
- Эстетические взгляды «Мира искусства»
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- Галереи, серии картин, портретов
Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. В «Азбуке» художник добился целостного художественного единства «книжного организма», рисунки каждой страницы стали шедеврами графического искусства. Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое. Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие.
Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». Увлечение театром скажется в дальнейшей работе по оформлению книг. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг.
В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой».
Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования.
Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Одной из первых опубликованных работ Бенуа в области книжной иллюстрации является его знаменитая «Азбука в картинах», решенная как изысканный образец петербургской графики, строгой и утонченной. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Декорации к балетам и операм «Русских сезонов в Париже» Сергея Дягилева принесут Бенуа европейскую славу.
председателя Кружка В. А. Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1.
Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: Франция эпохи короля-солнца и Петербург XVIII – начала XIX в., будучи увлечен которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для Мира искусства. Тот же мотив повторяется несколько раз. Волны как будто мирно стелются у его ног. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения.
Россия стояла накануне великих перемен. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensembleeм. Название, фамилия автора на обложке, титульный лист и шмуцтитулы, тексты внутри книги были набраны типографским шрифтом, стилизованным под шрифт пушкинской поры. Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Голике и А. И.
Она находится ближе к зрителю. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах. Сфера его творчества очень широка. Петербург смело можно отнести к героям произведения. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности».
В этом, однако, сказывается и слабость этого богато одаренного художника. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). 4), то она кажется эмоционально бледнее. Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия.
Щёголев. Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч. Впечатление нагнетают тяжелые мрачные тучи, но и они, в сравнении с новой версией, недостаточно убедительны. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно.
На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Бенуа сделали новый заказ, на этот раз – Комиссия народных изданий при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Иллюстрации приобрёл С. П. Можно утверждать, что глубина проникновения в текст, его истолкования зависят от величины художественного таланта, коим в полной мере обладал Бенуа. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке.
Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Для Бенуа было характерно признание собственного значения иллюстрации, ответственности художественного толкования.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. В 1990 она была воспроизведена факсимильно. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт.
А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии». Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. Полным контрастом постановок Головина – являются постановки Бакста. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские». Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта.
Каждая минута жизни «Шуры» Бенуа была наполнена искусством. Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства. Экземпляры нумерованы издание отпечатано на бумаге верже. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь».
Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года. Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность.
Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры». У Головина – все эскизочная импровизация, необдуманная виртуозность, поверхностность. Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами. Эта серия так и не была напечатана.
К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. «Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. У Бакста, наоборот, все основано на строгом и внимательном отношении к делу. Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Сочинения» (т. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. 73, с. : цв. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.
Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы. Но Лансере такой же, если не больший, мастер в иллюстрациях, в образных комментариях к мысли поэта или ученого. Пушкина. 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. А работы 1905 года повторил почти без изменений.
Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. (1904.
Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются. Если времена изменятся и жажда все новых и новых индивидуальностей будет переутолена, тогда, быть может, такие художественные личности, как Бакст, такие мастера своего дела будут оценены по заслугам, не менее того, как ныне ценятся одни чудаки и оригиналы. Он принадлежал к обрусевшему французскому роду. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. С. Пушкин.
Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма. Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации.
Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина.
Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды. Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний». С 1901 — 1903 г. г. Первые рисунки — сцены из виденных спектаклей.
Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта.
Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве.
В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. Анисимова. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги». Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина.
Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой. А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили.
Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности. Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). Русский музей стр. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см.
Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Художник пишет: «. Приложение I, рис. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. Несомненно, любопытно в контексте данного исследования обращение Бенуа к теме катастрофы, стихии.
Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. Такой техникой была ксилография. И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ». Евгении.
Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. Отец Бенуа — известный петербургский архитектор, мать, урожденная Кавос, — дочь тоже архитектора, строителя Мариинского театра, подле которого жили в Петербурге на Никольской улице в «доме Бенуа». Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).
Т. е. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.
Бенуа начал свою творческую деятельность как пейзажист и в течение всей жизни писал пейзажи, главным образом акварельные. Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Евгении Красного Креста.
Бенуа14. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903).
Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства». Рисунки разных размеров, форм и пропорций он расположил то горизонтально, то вертикально, каждый раз придавая развороту зрительное разнообразие. Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». Вдалеке, на заднем плане, мы видим парящий, плывущий, фантастический город, готовый исчезнуть в призрачной белой ночи, если бы его не уравновешивал угловой бастион. Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. Для многих Петербург к тому времени представлялся средоточием духа чиновничества, бюрократии современные постройки нарушали целостность архитектурного ансамбля. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников.
Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени. «Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине». В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования.
Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. В 1894, окончив университет, Бенуа отправляется за границу. Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер.
Русский музей). Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру.
Приложение I, рис. Приложение I, рис. Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы.
В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. 35x27 см. в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. Они составляют едва ли не половину его наследия.
Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса».
Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. «Александр Бенуа декоратор» будет написано на его парижской визитной карточке. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику».
Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. Театр — это ложа в опере, ее посещают каждую неделю. В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом.
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип.
«Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
ил., 1 л. фронт, (ил. ). Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним.
Слишком похоже на прежний»13. Но существовали и другие мнения. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. 1).
Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А.
Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. С. Пушкин. Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций.
Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность.
Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Театр — его бог, его вера на всю жизнь. Печаталась она в Государственной типографии им. Тираж 1000 экз. Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь.
Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией». Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого.
Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Верещагина А. Н. Художник своей «Азбукой» осуществил мечту — дать «красивую книгу русским детям».
Буквальное следование тексту могло бы внести разлад в композицию, ослабить поэтические переживания. Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Александр Бенуа (1870-1960).