Жан Оноре Фрагонар Произведения

Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.

Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Оп. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку.

Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.

  • Фрагонар Жан ОнореКартины и биография
  • Фрагонар Жан-Оноре – французский художник эпохи рококо
  • Творчество Жана Оноре Фрагонара
  • Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиями
  • Жан-Оноре Фрагонар: жизнь и творчество художника
  • Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
  • Картины и репродукции Жана Оноре Фрагонара

В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. В конце 70-х и в 80-е гг. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров.

В то время небывалой популярностью пользовался идеалистический жанр и пастораль в духе его учителя Буше. Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью.

  1. Значение ФРАГОНАР, ЖАН ОНОРЕ в Словаре Кольера
  2. Картины художника Жана Оноре Фрагонара (- )
  3. Поиск новых направлений в живописи
  4. Значение творчества художника Фрагонара интересные факты
  5. Фрагонар Жан Оноре, французский художник и график

В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Работает над офортным гравированием. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья.

С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями.

При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Трудно передать ощущение уютного порядка, царящего в его маленьких картинках, лишенных какой-либо сюжетной интриги. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Жан-Оноре Фрагонар – (1732, Грасс – 1806, Париж)
  • Раннехристианская и византийская свалка
  • Ордер в архитектуре древней Греции: общая характеристика, основные памятники

Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Прославленный Ф. Буше, у которого молодой художник учился с 1747 года, ценил его талант и выделял среди учеников. художник лишается и заказчиков и славы. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.

В сентябре 1769 года Фрагонар женился. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Учился у Ж. Б. С. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • О знаменитости:Французский художник и график

Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Его творческий темперамент поистине огромен.

Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Отличающиеся изысканной декоративностью колорита, лёгкостью письма, плавными композиционными ритмами произведения Фрагонара исполнены чувственной неги, наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей).

Фрагонар Жан ОнореКартины 
и биография

В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.

Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Серия портретов (1761-1765), т. н. «экспрессивные головы», — обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Создаёт одновременно серию полотен, рисуя французские парки.

Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы двадцатилетний художник добился признания высоких профессиональных достоинств и получил желаемую награду. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты.

Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Он проявил блестящие графические способности. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения.

Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Фрагонар одновременно использует и светлые жемчужные оттенки палитры Буше и резкие пламенные красные тона. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.

В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами ("Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон "Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж "Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов — «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».

По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761-1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770-1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748-1752, Толедо, Музей искусств). Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621-1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474-1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа.

Фрагонар Жан Оноре (1732 – 1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура — статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, — чувствуется легкая насмешка. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Эта работа – исключение из правила.

В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Нельзя не отметить прикладную графику Фрагонара — его книжные иллюстрации к Лафонтену и Ариосто. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Но он пошёл дальше и начал углублённо изучать стиль Рембрандта.

Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. В 70-е гг. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.

Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто — тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Однако, поддерживаемая любовью, Психея преодолела все и после тяжких и страшных испытаний соединилась со своим любимым. Эти качества делают их частью окружающей природы. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.

Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). В 60-70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756-1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761-1765, частная коллекция), портреты. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам».

Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Воск свечи капнул на его крылья и Купидон проснулся, горько упрекая Психею, но он должен был улететь, чтобы никогда больше не вернуться.

Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Декоративный колорит гармонично пересекается с композиционным ритмом. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.

Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Фрагонар действительно любил фантазировать.

По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р.

Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Круг замкнулся.

В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).

Шардена. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно.

Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». На другом полюсе стиля Фрагонара — «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765-1769, Париж, Лувр). А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Королевская казна была пуста и потому деньги за картину Фрагонару выплачивали частями до 1773 года.

Главная цель Фрагонара — запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).

Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Пышно и буйно клубящиеся высокие деревья и кустарники парка заполняют площадь произведения. Спохватились лишь пару часов спустя., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии.

Она оказывается в его жарких объятиях. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.

Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет.

Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.

Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции.

На исходе 1760-х аббат де Сен-Нон, старый друг художника, обратился к нему с заказом исполнить четыре десюдепорта. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи.

Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Он пишет живописные повести во вкусе Грёза и всей своей живописи придает оттенок чего-то чистого, вымытого и прямо даже лощеного.

Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Еще одна неотъемлемая черта его искусства — насыщенность светом. Серия портретов (1761–1765), т. н.

Мазки чистого цвета, которые впоследствии вызывали восхищение импрессионистов, сочетаются со смешанной палитрой. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.

Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше.

На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.

Чувственная грация и колорит этого полотна были оценены Гонкурами, знатоками и любителями искусства XVIII столетия.

«экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.

Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Перед нами характерная для живописца картина. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»).

В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Жан продолжает писать портреты, миниатюры. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Его шедевр «Качели» наполнен трепетом, чувственностью и счастьем. Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства.

Это без слов видно на представленной репродукции. В этот период в манере художника сквозь изящество и лёгкость, свойственные искусству эпохи рококо, всё яснее начинают просвечивать черты строгого неоклассического стиля.

Отражая парковые местности использует бистр, сангину, акварель, тушь. Эта великолепная, полная утонченной рокайльной грации картина стала программной в творчестве художника. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).

В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов.

Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Это действительно прекрасная вещь.

Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Выделявшаяся живостью и красотой колорита среди подобных академических произведений, но, подобно им, риторическая и лишенная подлинной индивидуальности, картина эта имела большой успех в академической и придворной среде. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.

Картина имела успех.

А. С. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769).

В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.

Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.

Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).

Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью.

Техника офорта ему тоже была подвластна. Давидом, лишил его прежней популярности. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. В конце 60-х гг.

Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.

Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне окутанного туманной дымкой старого сада. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года».

Такие произведения пользовались спросом и отдавали дань изощрённости рококо. — в особенности от Тьеполо. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.

Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». «Игра в жмурки», «Праздник в Рамбуйе» передают невероятную насыщенность светом и воздушность.

Запечатлённый в момент озарения философ на полотне «Портрет Дени Дидро» доказывает это. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи».

Художник становится не только модным, а ещё и богатым. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).

Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Грёза. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой.

Сперва ученик Ж. -Б. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара — портрет.

В 80-е гг. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). В гостиной собрались гости.

В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом.

В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу.

эстетических переживаний. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).

Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. Сценка откровенно театральна. Фрагонар мог продолжать в этом направлении работать и безбедно жить.

Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. В своих горячих тонах Фрагонар здесь — подлинный наследник Рубенса. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (1732 – 1806), французский художник и график. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века.

Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу.

Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).

Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Молодой художник был просто очарован лёгкой и весёлой живописью Буше. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765-1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.

Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С.

Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Замечательна композиционная слаженность: здесь всем найдено свое место, определена мера освещенности и яркости и, кажется, ни одна пластическая возможность не осталась без внимания. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).

Но это не лишает сцену правдивости. Диапазон его чрезвычайно широк. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Но главное — он наслаждается. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.

— Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее — Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). О детстве художника известно очень мало. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.

Фрагонара и Г. Робера. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.

В этот период он пишет мало и зачастую в соавторстве со своей ученицей Маргаритой Жерар, но не прекращает служения искусству. Хорошо продаются акварели и пастели. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. В рисунках Фрагонара к роману Сервантеса Дон Кихот и Басням Лафонтена, созданных во время Великой французской революции или незадолго до нее, присутствует тот же критический дух. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).

Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо.

Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Он изображён в облачении испанского идальго. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.

Одновременно он продолжает начатое еще в ранней юности усердное изучение мастеров XVII и начала ХVIII вв. В живописи Фрагонара варьируются все галантно-эротические мотивы XVIII столетия: шаловливая игра и страстное любовное объятие, обнаженные купальщицы, похожие на речные божества и почти жанровые любовные сценки. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.

были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше.

Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). Великая французская революция подвела итог всей эпохе рококо, вместе с которой завершилось и творчество Фрагонара.

Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим».

Возвратившись в Париж, художник выставляет картину «Смерть Кортеса». Работа экспрессивна и динамична, а её цветовое решение говорит об изменчивости натуры. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».

В ее руках букет с вложенной в него запиской. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.

Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. На подобные произведения был большой спрос. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса.

К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756 – 1761) работал в Париже. Одновременно написанные портретные произведения разрушали устоявшиеся каноны того времени. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. В 90-е гг. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах.

Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. Ее линии прихотливы извилисты.

Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе. Шардена Фрагонар решил все же возвратиться в мастерскую Буше, в творчестве которого его привлекали высокий артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». Здесь в полную силу проявился его талант живописца.

Одна из лучших картин галантного цикла — «Купальщицы». Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк).

Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Его рисунки не могли отличить от работ учителя. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.

Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.

Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).

Но как бы ни были скромны эти сюжеты, каждый холст Шардена представляет собой целый мир, завершенное в себе живописно-пластическое целое, где нет ничего случайного или рассчитанного на поверхностный эффект. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.

Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей).

Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель.

Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Живописная композиция как правило основана на контрасте темных, сгущенных красок и одежды и лучистых, светлых тонов головы. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. По словам художника, в Италии его поражает искусство Рафаэля и Микеланджело, но больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Тьеполо, живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ.

Юноша специально подстерегал её. Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.

1788 год стал очень тяжёлым для художника. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Эти образы исполнены поистине волшебной поэзии, причем ощущению волшебства, присущему всякому большому произведению искусства, способствует и контраст между скупостью выразительных средств и богатством создаваемых эффектов. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия».

В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Картина также имела другое название «Тайная страсть». Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж.

Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756 – 1761) работал в Париже. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».

Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Посмотрим на несколько портретов. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж.

Это позже будет восхищать импрессионистов. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). И последнее, о чём необходимо сказать.

Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.

Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.

Образы друзей художника и придуманных им фантастических персонажей, написанных Фрагонаром с таким воодушевлением, были ничем иным, как блестящей импровизацией. Так как эти амуры малых размеров, на них нельзя смотреть издалека но, так как картина похожа на эскиз для плафона либо для купола, следовало бы повесить ее горизонтально над головой и смотреть на нее снизу вверх. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье.

В музей Эрмитаж картина поступила в 1895 году из собрания живописи польского короля Станислава-Августа Понятовского. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.

Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Его творчество начала 60-х гг. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии.

В этот временной промежуток Жан много времени уделяет и гравюре. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского.

В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями.

Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. В конце 70-х гг. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят.

Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»).

Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Главное, цель достигнута.

В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Его модели — артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.

Художник смог передать своё представление о любви. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.

Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765-1769, Париж, Лувр).

Учился у Ж. Б. С. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. Наряду с Антуаном Ватто и Франсуа Буше Фрагонар считается крупнейшим автором бытовых картин эпохи конца абсолютизма.

Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761-1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770-1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Кое-где ощутимы реминисценции уже известного свойства, будь то Рейсдал или Ватто, однако отголоски любимых образов, входя в новый художественный контекст, сообщают еще большую прелесть фрагонаровским полотнам. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.

Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» — изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал.

Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. У Шардена можно обнаружить следы голландских и фламандских влияний, но в целом это абсолютно французское явление.

"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.

Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Он мастер мимолетного наброска с натуры. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. История создания "Качелей" весьма занимательна.

В 1780-е гг. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». живописи — прежде всего голландской и фламандской. Фрагонар был пленён свободой, лёгкостью и весёлой фантастичностью живописи учителя. В это время в моду входит классицизм.

Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. В возрасте 18 лет умерла его дочь.

Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Почерк наставника он оставил во многих полотнах. Шардена и Ф. Буше в Париже. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (Задвижка. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом.

Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.

Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти – патетическому взлету мысли, мечты. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.

В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». В 1771 он создал серию из четырех панно Любовь пастухов, в 80-е – серию аллегорических композиций Фонтан любви, Поклонение розе и др. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара.

В картинах «Урок музыки» (ок. Шардена, а потом Франсуа Буше. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.

Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Портрет — интересная и обширная область творчества Фрагонара. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Лучшими считаются гравюры – «Шкаф», «Антоний и Клеопатра», «Вечеря в Эммаусе».

Он совсем юн и изящно манерен.