Ветхозаветная Троица Икона

Икона, где Святая Троица – это три ангела именуется Ветхозаветной. Таким образом, в чине освящения икон называется только четыре вида икон Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения Господня. Икона Троицы ветхозаветной с хождением (или в хождении) хорошо передает эту радость. Изображение этого сюжета в иконописи стало называться Троицей Ветхозаветной.

Троица ветхозаветная: описание иконы

Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: «воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Пальцы другой руки сложены в ораторском жесте, отождествляя Слово Божие. Например, композиция «Сопрестолие» содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека -- Книга или крест. Действительно, так, на одной из икон именуемой «Отечество», Бог Отец изображён на престоле, а на коленях Его – Христос Эммануил (Младенец) имеющий в руках сферу с изображением голубя, символизирующего Дух Святой. Позади видно дерево – Мамврийский дуб (он олицетворяет древо жизни, а также служит напоминанием о крестной смерти и воскресении Спасителя) и дом – палаты Авраама (воплощение творящей воли Господа и матери-церкви, духовно окормляющей всех верующих).

Отсутствие сцены сотроком-рабом, закалывающим тельца для трапезы, вотличие от предшествующей эпохи, вXVIIв. Написанная в память и похвалу преподобного Сергия икона Святой Троицы уже первым поколением духовных наследников великого Игумена земли Русской воспринималась как его благословение, помогающее побеждать «страх ненавистной розни мира сего».

И во веки веков. К святому лику люди взывают в первую очередь об укреплении духа, об упрочнении силы воли, способной вынести все, об избавлении от грехов, порой и тех, которые простить может лишь Господь.

И ядоша. Ибо все мы дети Твои и нуждаемся в защите Твоей. Исследователи обнаружили в этой иконе более 300 символов и значений. Святой образ способен наделить человека силой, верой и праведностью.

Православная иконография 
Троицы

Православная иконография Троицы

Каким деталям уделяют внимание иконописцы в сюжете «Аврамова гостеприимства».

Одной из наиболее известных русских икон является икона Андрея Рублева «Троица», по другому – «Гостеприимство Авраама», создание которой относится к XV веку. Озари светом Своим ярким и чистым. Образы же «Новозаветной Троицы» считаются в Православной Церкви неканоническими. Написанная в память и похвалу преподобного Сергия икона Святой Троицы уже первым поколением духовных наследников великого Игумена земли Русской воспринималась как его благословение, помогающее побеждать «страх ненавистной розни мира сего». Около тридцати пяти веков читают люди строки о том, как поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Рублев создал в похвалу св.

Средний ангел (Сын) изображен в евангельских одеждах Иисуса Христа. Воздаем молитвы к Тебе, Священная. Один из странников сказал Аврааму, что через год уних сСаррой будет сын. Это известно из письма толмача Димитрия Герасимова псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину: в 1518 г. или 1519 г. образ типа «Новозаветной Троицы» был представлен Максиму Греку и тот отверг его ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считает, что иконописцы этот образ «от себя составили». Ветхозаветная Троица – наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. Образ называется «Гостеприимство Авраама».

18:5 – 8). Но подтверждений этому предположению нет, слишком мало икон дошло до нас от XIV века, вот таким образом стилистических и иконографических аналогов Троицы Зырянской пока не известно». 24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников. Мастера считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся мягче и по высыхании становятся более звучными. Вот несколько примеров икон Троицы Ветхозаветной, созданных в XV – XVII вв. Бог является Аврааму в виде трёх ангелов, которым Авраам оказывает гостеприимство. Образ, созданный Ушаковым, свидетельствует о том, что ясность богословской мысли, присущая некогда Рублеву, была утрачена.

Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. и Св. Позы и лики ангелов отражают совершенную любовь, связывающую лица Святой Троицы. Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя.

И благословляет Сына. БОГ СЫН — в центре композиции. В настоящее время икона находится в Сергиевом Посаде в государственном музее-заповеднике. И хотя искусство иконописания не прекратило свое существование, двигаться в этом направлении было уже некуда.

Не фантазируй насчет Его строения (. ) Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего». «Это Троица Ветхозаветная, то есть изображение трех ангелов в шатре Авраама. В католическом вероучении существуют и другие иконы Новозаветной Троицы. В 1660 году Михаил Федорович приказал украсить икону драгоценными камнями. Многие иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века.

Это было бы невежество, так как Божество не в пространстве, а все исполняет. 18:1-8). Дерево и дом – символ всего рукотворного человеком, скала – символ мира нерукотворного.

О разных иконах 
Пресвятой Троицы

О разных иконах Пресвятой Троицы

Ангелы у Рублева, по выражению о. Павла Флоренского, различаемы, но не различны. Вот как об этом пишет св. Надо сказать, что на протяжении всей истории, с момента появления подобных «Новозаветной Троице» или «Отечеству» изображений, в Церкви раздавались голоса протестующие. Немного позже икона Троица была одета в золотые ризы.

То есть, антропоморфизм в изображении Бога Отца (и заодно Святого Духа) отвергался. Троицы: седобородый старец («Ветхий денми») -- Бога Отца, средовек -- Бога Сына, Христа и голубь -- Св. Композиционно фигуры ангелов составляют замкнутый контур с чашей посередине. 1:14-16). По замечанию Б. В.

13. 12). Их лики похожи -- будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Основной смысл образа прозрачен -- в недрах св. Увидеть Бога Отца невозможно, «так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. Спасибо Тебе за благодеяния и щедрость Твою, за помощь и заступничество. 1. 18).

18 : 11) икоторая «есть приобщение Крови Христовой» (1 Кор. Авраам любил принимать странников. Как сказано, ангелы явились Аврааму, когда тот сидел возле своего шатра. Троицу в виде фигуры с тремя головами, как кощунственные. Но, как и всякий художник, он внес в образ что-то свое: это и упомянутая «сервировка стола» и сложное архитектурное сооружение с колоннами и арками в левой части иконы (сравним с упоминаемым в книге Бытия шатром – Быт. Точная атрибуция «Троицы» делает ее своего рода эталонным произведением иконописца, позволяющим уточнить круг приписываемых ему работ.

«Новозаветная Троица»: 
кто на самом деле 
изображен на иконе

«Новозаветная Троица»: кто на самом деле изображен на иконе

Действительно, многочисленные «столовые приборы» опускают высокую символику Рублева до уровня повседневности, но ведь Книга книг – Библия не чурается этой повседневности. 1:18) Иконография Бога Отца в виде старца восходит к тексту книги Пророка Даниила: « вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 33. 20). Ножны меча в руках у юноши в красных доспехах5.

Однако ипостаси выделялись не всегда. Еще одна интересная икона из того же музея – «Святая Троица в бытии», написанная в 1580-е гг. имеет те же особенности. Соборы, построенные в честь нее, радуют православных во многих уголках России и Украины. Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), вот таким образом каноническими признаны лишь изображения в символическом виде— главным образом, Троица Ветхозаветная.

17. 21). иллюстрировалось описанное в Ветхом Завете событие.

Изображения иконы 
Троица Ветхозаветная 
 (Гостеприимство

Изображения иконы Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)

Зеленый цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Каким деталям уделяют внимание иконописцы в сюжете «Аврамова гостеприимства». Убереги нас от зла и напастей.

Да и хотел ли сам Рублев показать это соответствие. Приобщение кней ангела, дотрагивающегося до ее края, напоминает оевангельской чаше благословения, которую «дал Отец» (Ин. Да принесется вода и омыются ноги ваши и прохладитеся под древом. Поэтичная дума о догмате разлита в иконе повсюду. Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. ПОДСТАВКИ под ногами символизируют то, что Новый завет придет на Ветхий завет и станет основой.

Троица ветхозаветная 
 (икона Андрея Рублева)

Троица ветхозаветная (икона Андрея Рублева)

Масштабность и выразительность этой картины впечатляют зрителей уже многие годы. Троицы. Икону Троицы Ветхозаветной, написанную Симоном Ушаковым в 1671 г. (ГРМ), несомненно, можно назвать шедевром иконописи XVII в. Художник здесь не забывает о своем великом предшественнике: влияние преподобного Андрея в композиции очевидно. В то время, как Макарий смог противопоставить Висковатому только практику Церкви и церковную дисциплину: «не ведено нам о Божестве и Божиих делах испытывати, но токмо веровати и со страхом святым иконам поклоняться», на этом Макарий считал дискуссию завершенной.

При этом «мелочность письма» Гурия Никитина никогда не приводила кдробности сцены, аего любовно проработанные, тщательно отделанные детали снискали ему славу «чуда мастера». Целью экскурса было, скорее всего, подвигнуть читателя, а возможно и иконописца и богослова, поразмыслить над этой проблемой. Одна из них – «Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера.

14. 9). «Дерзкий» дьяк, не удовлетворившись, подал прошение на собор, который в это время заседал в Москве, расследуя ересь Матфея Башкина. Московский Собор, состоявшийся в XVII веке, постановил, что писать «Господа Саваофа» не следует, потому как «только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству». Только в этом случае «неописуемое Божество описуется по человечеству». Также, цвета одежды среднего ангела – синий и красный – характерны для иконографии Христа и символизируют Божественную (небо) и человеческую (кровь) природу, сочетавшиеся в Нём.

Молитва иконе троица 
ветхозаветная

Молитва иконе троица ветхозаветная

Крест покоится на двух херувимах, сзади крест поддерживает Бог Отец (. ) в митре и архиерейском облачении «по чину Мельхиседека, царя правды, царя мира» (Евр. Дьяк вопросил о том митрополита Макария, того самого, что председательствовал на Стоглавом Соборе, а также автора знаменитых «Четий Миней». Он снял с Себя длинное покрывало, расположенное на Его плечах и опустил на колени. Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч.

Икону Троицы Ветхозаветной, написанную Симоном Ушаковым в 1671 г. (ЕРМ), несомненно, можно назвать шедевром иконописи XVII в. Художник здесь не забывает о своем великом предшественнике: влияние преподобного Андрея в композиции очевидно. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667г., осудившего патриарха Никона иконы Господа Саваофа, а также «Отечество» были запрещены. Андрея Рублева.

Дух вторит Отцу ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. — Говорят, что нельзя изображать Бога Отца, — продолжает тему протоиерей Роман Викнянский (храм Владимирской иконы Божьей Матери), — но каждый человек изображен по образу и по подобию Божию. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 г. ) иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублева, т. е. не различая ипостасей, подписывая же только "Святая Троица". Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли и сказал: Владыка. Иоанна Дамаскина. Вологодские архиереи обратили на нее внимание лишь в 1790 году.

Христос -- краеугольный камень (Пс. Не случайно образ св. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением С ХС (атрибуты Христа).

21. 42). Если выстроить в ряд все промежуточные иконы между этими двумя образами -- рублевским и ушаковским -- то «эволюция» станет очевидной. Этот образ уникален по своей иконографии и символике. Спаситель молился накануне Своих страстей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.

Григорий Богослов: «Оно (исповедание Троицы – И. Я. ) есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства и Три, умоопределяемые вместе, -- также Бог первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. Господь беззвучно ответит вам, передаст совет и наставление через Ангела-Хранителя.

И кто пойдет для Нас. Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем. В этих изображениях речь не шла о том, чтобы изобразить Лица Святой Троицы – это три ангела, символически показывающие троичность. Да почести Тебе воздавать мы никогда не перестанем. А на ином месте имея разум, не изображать Св.

Вот несколько примеров икон Троицы Ветхозаветной, созданных в XV-XVII вв. Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого денми» -- пространственно ли. На иконе прп. И тем не менее «еретик» Висковатый оказывается более православным, чем все его оппоненты, утверждая, что «не подобает почитать образ выше истины». Прислуживающие ангелам Авраам иСарра, «с усердием ирадением» подносят кстолу свежеиспеченные хлеба.

Затем доску покрывали особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Образ лучше поставить на специально оборудованную подставку либо полочку, застеленную чистой белой тканью или вышитыми рушниками. Процесс создания иконы был долгим и трудоемким. 117. 22 Мф. 17. 6), молится Христос Отцу в Своей последней земной молитве. Аминь».

Но Собор пришелся на страшное время, когда Церковь в России сотрясали страсти раскола. И предложи им.

Наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы». Василия Великого, «Сын есть Образ Отца, а Дух -- образ Сына». 14. 62) или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. Во всех остальных случаях художники поступают по «самомышлению». 10 : 16).

Не дай сойти с дороги безгрешности и благочестия. Как считается, наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы». ХС» иллюстрируя ту же идею, что Бога нам явил именно Христос. Вряд ли, ведь возможностями показать «кто есть кто» он не воспользовался. Каждый из ангелов изображен с жезлом в руке. Все мы грешные и просим покаяния. Верующие же православные в этот день предпочитают провести в молитве. Из всего сказанного выше вовсе не следует призыв к новому иконоборчеству.

Это третье лицо св. Согласно авторской подписи на ней, памятник был обетным, созданным «по обещанию» подъячего Иоанна Никитина, возможно, для той же обители.

Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Аллегорическая композиция «Распятие в лоне Отчем» может входить в состав более сложных композиций («Почи Бог в День Седьмый») и существовать в виде самостоятельных икон. На иконе сизображением трех ангелов можно увидеть Авраама иСарру.

Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Увидев путников, он предложил им отдых и трапезу в своём шатре, ничего не требуя взамен. При всей убедительности приводимых доводов нельзя считать, что они бесспорны.

Рукописная икона 
Ветхозаветная Троица 
с житийными клеймами

Рукописная икона Ветхозаветная Троица с житийными клеймами

14 Есть ли что трудное для Господа. Да и хотел ли сам Рублев показать это соответствие. Раушенбаха, это прежде всего элементы «сервировки стола» – какие-то кружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы.

На фоне виден дом Авраама, дуб Мамврийский и гора Мориа. Умолени быша от него чуднии добродетельные старцы и художники Данил и Андрей. Написание иконы Троица относится к XV веку. 18:1, 6). Она была очень почитаема русскими царями.

Воззрев же очима своима, виде и се трие мужи стояху над ним. Наклоны голов и выражения ликов невыразимо просто объясняют отношение трех лиц Троицы. Примеры всех этих вариантов можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля. Стефаном во время его последней поездки в Москву (1395-1396) представляется весьма сомнительной: в агиографической литературе не упоминается об иконописных трудах святого, да и сам процесс создания образа технологически сложен и занимает значительный промежуток времени.

Изображение Святой 
троицы в иконописи

Изображение Святой троицы в иконописи

Но семнадцатый век далек от высоких догматических рассуждений заметно в иконе влияние западного искусства с его реалистическими тенденциями. Она проникла в Православную Церковь от латинян». Независимо от выделения того или иного лица Троицы, ангелы чаще всего располагались впорядке чтения Символа Веры, слева направо: «Верую вБога Отца, Сына иДуха Святаго». Так, этому библейскому эпизоду посвящена мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре (Рим, V ст. ).

Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия. Работа начиналась с заготовления и обработки доски, служившей основой для живописи. Поэтичная дума о догмате разлита в иконе повсюду.

Аминь. Перед Вознесением Иисус повторил апостолам свое обещание послать Утешителя: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). Наряду с иконографической композицией Андрея Рублёва, создавшего отличный от традиционной иконографии «Гостеприимства Авраама» образ «Живоначальной Троицы», существует и т. н.

Христианская символика 
в иконе Рублёва

Христианская символика в иконе Рублёва

Действительно, многочисленные «столовые приборы» опускают высокую символику Рублева до уровня повседневности, но ведь Книга книг – Библия не чурается этой повседневности. 7. 13). Явися же ему Бог у дуба Мамврийска седащу ему пред дверми сени своея в полудни.

«О, Великая Святая Троица. Она была выведена из аварийного состояния музейным реставратором А. И. Брягиным в 1930-х – 1940-х годах. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. 1. 23). 7: 2) (ещё одно из названий композиции— Ты еси Иерей во век). И может быть иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова («мысль изреченная есть ложь».

Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная». Сам же стояше пред ними под древом. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли и сказал: Владыка.

Троица ветхозаветная 
с хождением

Троица ветхозаветная с хождением

А приобрести подобное произведение Вам поможет интернет-магазин «Янтарь Полесья». На иконе же, написанной Андреем Рублевым изображены только три Ангела. С другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает допустимым «ради тамошних видений»1 изображать Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями.

Все центральное место иконы занимают три ангела. Сюжет «Ветхозаветной Троицы», основанный на тексте Первой книги Моисеевой (Быт. Всю поверхность лицевой стороны пропитывали горячим клеем и накладывали ткань паволоку. Именно этому учит любая икона, а тем более рублевская Троица. До образов ли было.

Другие трактовки 
Троицы в иконописи

Другие трактовки Троицы в иконописи

Символ Троицы – мудрость, любовь и разум. Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». Изображается Распятие, которое снизу (Голгофа, подножие Креста, ноги Распятого) полностью повторяет обычную сцену Распятия, но выше фигура Христа переходит в изображение одного из ангельских чинов— серафима. А в старых писмах и в греческих подписывают «Святая Троица», а перекрестье не пишут ни у единого. Собор, также ссылаясь на св. Они сказали: сделай так, как говоришь. 6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. 7 И побежал Авраам к стаду и взял теленка нежного и хорошего и дал отроку и тот поспешил приготовить его. 8 И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. 4 : 13).

Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви и утешает обреченного на жертву. А совершая поминовение святыни (его отмечают в праздник Пятидесятницы, на 50-й день после Воскресения Сына Божьего), её декорируют зелёными ветвями деревьев, цветами и ароматными травами. Аминь. Сотворяющая воля Бога Отца, выражающаяся в божественном домостроительстве изображается в виде дома – палат Авраама.

Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: «Есть ли что трудное для Господа. ». Во время своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Святого Духа, который наставит апостолов на благодатный путь и прославит Христа: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Пахомий Логофет в «Сказании о преложении мощей преподобного Сергий» – составной части Жития преподобного – пишет: Присный ученик святого, Никон, в похвалу своему отцу церковь красну воздвиг и подписанием чудным и всяческими добротами украсив.

Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым. Вданном случае чаша лишь подцвечена красной краской. Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»).

Духа в виде голубя. По мнению И. Л. Бусевой-Давыдовой икона Гурия Никитина повторяла не дошедший до нас древний образ «Троицы», написанный впоследней четверти XIVвека преподобным Пахомием Нерехтским для основанного им Троицкого Сыпанова монастыря (западная граница Костромской области). 18 : 1–16) вискусстве христианского мира известен ссамых древних времен, аего сохранившиеся изображения относятся кIVв. В чём помогает икона «Святой Троицы». Фил.

На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола. Троицы идет совет об искуплении человечества. При всей убедительности приводимых доводов нельзя считать, что они бесспорны.

(Ин. Судия всей земли поступит ли неправосудно. Ангелы у Рублева, по выражению о. Павла Флоренского, различаемы, но не различны.

2. 8). Ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией и другими верующими (около 120 человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме, в так называемой Сионской горнице (Деян. Вариантов «Новозаветной Троицы» в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования.

К этому церковь относится довольно позитивно. Его правая рук с символическим перстосложением опущена на престол. Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св. Еще одна интересная икона из того же музея – «Святая Троица в бытии», написанная в 1580-е гг. имеет те же особенности. А иные подписывают у среднего «IС ХС Святая Троица». Ангелы сидят за столом, на котором в чаше находится угощение – голова тельца.

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

Такова икона начала XVII в. из Сольвычегодского историко-художественного музея. На одной из них, «Четырех-частной» и усмотрел дьяк Висковатый смутившие его сюжеты. Он возвел очи свои и взглянул и вот, три мужа стоят против него. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс.

109. 1) или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. Кроме того, существуют образы Христа, где Он изображён именно в виде старца (например, утраченная ныне фреска «Христос Ветхий деньми», в храме Спаса Преображения на Нередице XII в., греческие миниатюры XIII века). Помимо канонического образа «Ветхозаветной Троицы» существует и традиция изображения «Новозаветной Троицы». Символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества. Произведение нуждалось в срочной реставрации изучении и особой охране.

И это также свидетельство о тайне Св. Троицы. Аминь. Все греховное при молитве к Создателю, Спасителю и Пресвятому Духу спадет. Уникальность иконы Святой Троицы состоит в том, что при ее написании были нарушены сложившиеся в то время каноны, в соответствии с которыми на иконе изображалось явление трех Ангелов ветхозаветному патриарху Аврааму и жене Авраамовой Сарре, т. е. Руки двух ангелов благословляют чашу. Гора — древнейший символ всего возвышенного, образ «восхищения духа». Андрея Рублева. Владыка.

Не за горами было упразднение патриаршества и окончательное пленение Церкви государством. Так, глядя на это фото – икона «Святая Троица», запечатлённая на нём, высыпана из полесского янтаря в соответствии со всеми православными канонами – Вы можете представить Бога-Отца как ум, Бога-Сына как мысль и слово, а Бога-Святого Духа как человеческий дух. Он символизирует новозаветного агнца, то есть Христа.

«Бога не видел никто никогда единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. И никак по-другому. Паисий, видимо, стремился к максимально точному следованию рублевскому живописному канону. Левый ангел (Бог Отец) правой рукой благословляет чашу. К XIV ст. Всеми этими особенностями обладает икона из собрания В. А. Бондаренко.

Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые «в готовность благовествовать мир» (Еф. Обычно вней видели прообраз новозаветного Агнца, символ искупления Христа. Симон Ушаков – блестящий художник отдавая дань времени в тщательной проработке деталей, в равной степени владея различными жанрами живописи (здесь он представляет и архитектуру и пейзаж и натюрморт и, конечно, портрет), он не забывает о той главной задаче, которую призван решить иконописец: посредством образа открыть созерцающему возможность общения с первообразом.

Значение и смысл 
иконы Пресвятой 
Троицы

Значение и смысл иконы Пресвятой Троицы

Собор также увидел в словах Висковатого соблазн и недозволенную дерзость. Отмечали праздник Святой Троицы и на природе. отцов, подчеркивал, что имя «Саваоф», что значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси). И они ели (Быт. «Событие это неизмеримо по важности, плодотворности и по спасительности для всей христианской Церкви: этот день — день действительного основания христианской Церкви или христианскаго общества спасаемых во Христе в этот день посвящены Духом Святым первые пастыри — Апостолы Апостолам и прочим верующим дан дар слова и премудрости для проповеди Евангелия всем народам и изобильный дар дивных чудес С того времени вошел Дух Святый в мир иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный Ему, равнославный и соприсносущный Ему и Богу Отцу И вот пустыня человеческого рода процвела, как поет Церковь и с этого события Дух Святый, оживотворив ее, явил державную, плодотворную и непреоборимую силу в Церкви воинствующей» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Великий Устюг был ближайшим к зырянским землям художественным центром. Конечно иконописный язык условен и содержание образа нельзя передать на словах. Например, св.

Чем помогает икона 
Святой Троицы

Чем помогает икона Святой Троицы

И потому, лишь такая иконография – то есть, «Троица Ветхозаветная» представляется наиболее верной с догматической точки зрения. Абсолютно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин. неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем.

Хозяин дома Авраам в ней изображён дважды прислуживающим гостям и отдающим указание своей жене Саре. Ибо она испугалась. Некоторые из этих икон имеют диагональную композицию. из центральных и провинциальных музеев. Ф. И. Тютчев).

18:1, 6). Рбсбклзфпт) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин. По древнеиудейским обычаям именно под дубом, почитавшимся священным деревом, погребали умерших (Быт. Духа в виде голубя. » Все эти аргументы касаются не только композиции «Новозаветная Троица», но и всех остальных случаев, когда в тех или иных сюжетах («Символ веры», «Страшный Суд», «Шестоднев» и проч. ) изображают Саваофа в виде старца и подразумевают под этим изображением Первое Лицо Троицы -- Бога Отца. Привезли несколько икон также и из Пскова. И они ели. 9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя.

35 : 8), воскуряли фимиам иприносили жертвы (Ос. Беззаконновахом, прости, Владыко. — Но будем говорить, что это для того, чтобы мы могли понять Святую Троицу. Важно отметить, что данная икона заключает в себе глубокий смысл единения Отца и Сына. Вспомним Книгу «Бытие». Образ св. Троицы есть прежде всего образ единства -- образ, данный для нас, чтобы нас исцелять («исцелять» -- от слова «цельный»).

От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащего воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. 7: 3-14). «Новозаветная Троица»— изображение Троицы в постбытийной икономии. Основанием для такого спорного изображения Троицы служат как раз слова Евангелия, что Сын явил Отца, а потому Его и надо изображать как воплощение Святой Троицы. Рублев отчасти устранил, отчасти сократил до малых размеров всю земную обстановку события и сосредоточил внимание зрителя на трех спокойно-прекрасных крылатых существах, сблизив их пространством, типом и тремя венцами, которые мыслятся как единый венец божества линия, проводимая глазом по их верхам, деликатна, проста, но абсолютно необычна такой арки не дает архитектура. Ангелы, которые слева и посередине, благословляют чашу.

Интересные факты 
о иконе Троица Андрея 
Рублева

Интересные факты о иконе Троица Андрея Рублева

И они ели (Быт. Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф. 14. 26 16. 7).

Некоторые из этих икон имеют диагональную композицию. Но есть версия, что на многих иконах «Новозаветной Троицы» изображается вовсе не ипостась Бога Отца, а Христос – но в виде Того Самого «ветхого днями», по словам пророка Даниила, который и будет владычествовать вечно, то есть – после Страшного Суда. Вряд ли, ведь возможностями показать «кто есть кто» он не воспользовался. 60. 3). А вот как воспевал Создателя св. Уравнивая все три фигуры вразмерах ипридавая им схожий облик (порой одинаковые позы), акцентировали внимание на их «равноначалии», единосущности.

Однако вданном случае их образы не несут никаких отличительных черт — средний ангел не выделен крещатым нимбом илишь левый наделен красным гиматием и«золотым» цветом крыльев, подчеркивающих его особое достоинство. Духа. Возможно даже, что почтенный старец задавал по вопросу в сутки. На иконе есть еще несколько символов. Тело Распятого прикрыто крыльями, лицо— юношеское (безбородое).

И они ели». И рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. Что же значит «достиг Ветхого денми».

Чаще это были липовые доски, реже выбирали сосну, ель или дуб. 14. 6). На грунт наносили прориси – контуры будущего изображения – строго следуя канону образцу. образ был усовершенствован и дополнен символическими деталями.

Окончательная реставрация выполнена в 1968 – 1973 гг. Троицы -- Святой Дух. К этому прибегал даже такой тонкий и глубокий богослов, как отец Сергий Булгаков. Итак, антропоморфный образ Бога Отца св. из центральных и провинциальных музеев.

Таким образом, «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. Вершиной развития последнего типа стала знаменитая «Троица» Андрея Рублева, ставшая образцом для древнерусских иконописцев. Согласно сюжету Аврааму, основному из трех ветхозаветных патриархов (еще Исаак и Иаков), явился Господь в сопровождении двух других путников, когда он сидел у входа в свой шатер возле дубравы Мамре во время дневного зноя. стало достаточно типичным.

В благодарность за это Бог помогает престарелой паре зачать наследника (гусары, молчать. ). Смысл этого изображения — жертвенная любовь. Сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник «Пятидесятница». Мы остановимся на девяти главных. ЧАША. Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца («быв послушен, даже до смерти и смерти крестной».

Возможно, беседа длилась не один день. Дух в виде голубя и того ради на том месте и следует изображать Св. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие художники писали и как писал Ондрей Рублев и прочий пресловущии художники, а подписывать «Святая Троица». Оно символизирует некую материю, которая отделяет земную, телесную жизнь от духовной. И видев притече в сретение им от дверей сени своея и поклонися до земли.

Это значит, что Сын достиг славы Отца» (Дан. Кстати, среди образов «Ветхозаветной Троицы» можно встретить и такие иконы, где все три ангела имеют подписи «IС. Она то самое мутное стекло, сквозь которое мы созерцаем реальность (1 Кор.

Молитва ко Господу 
перед иконой Троица 
Ветхозаветная

Молитва ко Господу перед иконой Троица Ветхозаветная

По замечанию Б. В. Раушенбаха, это прежде всего элементы «сервировки стола» – какие-то кружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы. Однако иконописцы всё же рисовали Троицу, руководствуясь ветхозаветным текстом. И это предостережение особенно важно для иконографии. Икона «Святая Троица Ветхозаветная» получила широкую известность в конце XVIII века как произведение, представляющее огромный интерес не только для искусствоведов, но и для лингвистов. его имя постоянно встречается вофициальных документах эпохи. Реставратор-иконописец В. П.

Согласно третьей точки зрения, выраженной решением Стоглавого Московского Собора 1551г. Но, как и всякий художник, он внес в образ что-то свое: это и упомянутая «сервировка стола» и сложное архитектурное сооружение с колоннами и арками в левой части иконы (сравним с упоминаемым в книге Бытия шатром – Быт. Точнее -- в его сердце ибо сердце, а не разум источник созерцания Бога инструмент Его познания и главный орган общения с Ним. Пророчество вызвало недоумение у семидесятилетней Сарры, до тех пор не имевшей детей.

Сюжет иконы Ветхозаветной 
Троицы

Сюжет иконы Ветхозаветной Троицы

Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св. Тогда первый взгляд каждого домочадца и гостя будет обращён к божественным ликам, осеняющим христиан своей благодатью и покровительством.

Так Вы воздаёте должное могуществу, непостижимости и всевластию Господа. Теперь, когда Вы знаете, что означает и от чего оберегает икона «Святая Троица», Вы сможете сделать её частью своего личного собрания реликвий. Так же и все пророческие видения, на которые ссылаются защитники изображений Бога Отца, св.

И они ели (Быт. Да восславим Тебя, Святая Троица. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. В некоторых образах один из ангелов (центральный) выделяется над двумя другими, выражая мнение, что Аврааму явиля Бог с ангелами.

Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. 53:12), Христос «предал душу Свою на смерть» и изображается практически распятие души). И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.

Символы иконы Православной 
Троицы

Символы иконы Православной Троицы

Его икона — «богословие в красках», раскрывающее смысл православного учения о Троице. Молим Тебя, Величественная Троица. Ввыделенной размером чаше, благословляемой средним ангелом, нет головы жертвенного тельца. Симон Ушаков – блестящий художник отдавая дань времени в тщательной проработке деталей, в равной степени владея различными жанрами живописи (здесь он представляет и архитектуру и пейзаж и натюрморт и, конечно, портрет), он не забывает о той главной задаче, которую призван решить иконописец: посредством образа открыть созерцающему возможность общения с первообразом. Сверху изображение покрывали олифой – прогретым растительным маслом.

Композиция проста и лаконична, в ней нет лишних элементов или персонажей (например, Авраама и Сарры), но во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублева, ставшую образцом, разрушается гармония замысла. Именно эпизод трапезы трёх ангелов в Мамврийской дубраве и был запечатлён иконописцами. В частности, было там и изображение Бога Отца в виде старца именуемого Саваоф. Рублев создал в похвалу св. Центральный ангел изображается в большем масштабе, с распростертыми крыльями иногда с кресчатым нимбом (атрибутом Иисуса Христа), даже с подписью "IC XC". В частности, показанная на этом фото икона «Троица Зырянская», принадлежащая кисти св.

В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Выбирая, где вешать в доме икону «Святая Троица», стоит предпочесть восточную стену, ведь молитвы принято читать, обратившись лицом к встающему Солнцу. Паисий, видимо, стремился к максимально точному следованию рублевскому живописному канону.

Под его руководством или при непосредственном участии были расписаны соборы ицарские хоромы Московского Кремля, Троицкий собор Данилова монастыря вПереславле-Залесском (1662–1668), церковь Ильи Пророка вЯрославле (1681), собор Троицы вИпатьевском монастыре (1685), Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря вСуздале (1689) идр. Здесь описано, как Господь ввиде трех мужей явился Аврааму удубравы Мамре.

В 1575 году икону Троица, по указанию Ивана Грозного, обложили золотом. Грунт – его называли левкас – готовили из мела или гипса и наносили несколькими слоями. Где вешать в доме икону «Святая Троица». И о том ответ. Аминь. Пахомий Логофет в «Сказании о преложении мощей преподобного Сергий» – составной части Жития преподобного – пишет: Присный ученик святого, Никон, в похвалу своему отцу церковь красну воздвиг и подписанием чудным и всяческими добротами украсив Умолени быша от него чуднии добродетельные старцы и художники Данил и Андрей.

И они ели (Быт. Сюжет «Гостеприимство Авраама», положенный в основу иконы Ветхозаветной Троицы изложен в 18 главе книги Бытия в Ветхом завете. Авраам радушно принял гостей.

Оклады иконы Живоначальной 
Троицы

Оклады иконы Живоначальной Троицы

Даже те ангелы, которые являлись людям, они всегда являлись в образе человека. Иоанникий: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. ».

Предложенный вариант прочтения всего лишь одна версия из многих возможных. 18:1 – 8). Отцы Собора ссылались на св. Изображается у тех, кто приносит весть.

Вот таким образом после молитвы следите за подсказками вашего небесного защитника. «Это Троица Ветхозаветная, то есть изображение трех ангелов в шатре Авраама. При выдаче из реставрационных мастерских была отмечена особая хрупкость ее основы – доски склеены, шпоночного крепления нет. Силуэты ангелов на ней окружены сиянием, напоминая зрителю об их божественной славе.

Кто такая Святая 
Троица икакие бывают 
ееиконы

Кто такая Святая Троица икакие бывают ееиконы

Вне символического разумения иконы Святой Троицы не может быть правильного почитания ее и, можно сказать, – не может возникнуть самое изображение Святой Троицы» - пишет Инок Григорий. (2). Одесную Бога Отца сидит Сын. По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св. Но олифа со временем темнела и за 70-100 лет она почти скрывала изображение на иконе.

В композиции «Отослание Христа на землю» старец благословляет средовека и так далее. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Как мы уже говорили, композиция рублевской иконы строится на принципе круга и мысль созерцающего этот образ также движется по кругу, вернее, не в силах выйти за пределы круга. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре – 89 лет. 18:5-8). И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан.

И они ели (Быт 18:8). И если когда-то икона, ее ясные лики и прозрачное богословие были свидетельством торжества Православия, то теперь она стала свидетельством упадка веры -- «ортодоксии без ортопраксии». Наклоны голов и выражения ликов невыразимо просто объясняют отношение трех лиц Троицы. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг.

Где должна находиться 
икона Святой Троицы 
икак перед ней молиться

Где должна находиться икона Святой Троицы икак перед ней молиться

На иконе Троица все изображенное имеет особый смысл. Такое изображение Святой Троицы не внесено в канон, вот таким образом и зарождает противоречия. Так, например, по одежде среднего ангела можно понять, что именно он олицетворяет Христа. Он велел Сарре сделать пресные хлебы иотдал отроку приказание заколоть «нежного ихорошего» теленка. Св. Василий Великий учил: «Бог не имеет очертаний, Он прост.

Варианты именования подобной композиции— «Христос Распятый Серафим» или «Душа Христа» (по ветхозаветному пророчеству (Ис. Вот таким образом на иконах никогда не ставили имени мастера – человек не мог быть творцом святости. В руке— меч.

  1. Иконография Ветхозаветной Троицы
  2. Икона Господа Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)
  3. Икона Святая Троица — значение, в чем помогает
  4. Образы Святой Троицы – толкование, разновидности, символика

На специальном заседании собора в январе 1554 г., посвященном «богохульным строкам» Висковатого, мнение Ивана Михайловича было признано еретическим, а его писания «развратными и хульными», а сам он силой склонен от него отречься, смирившись перед авторитетом Церкви. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год) иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». В 1660 году она была обновлена драгоценным окладом с руки Бориса Годунова. Сарра, стоявшая позади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Их используют только в крайнем случае, например, при лечении тяжелых болезней. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год) иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Мы знаем, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Рублев отчасти устранил, отчасти сократил до малых размеров всю земную обстановку события и сосредоточил внимание зрителя на трех спокойно-прекрасных крылатых существах, сблизив их пространством, типом и тремя венцами, которые мыслятся как единый венец божества линия, проводимая глазом по их верхам, деликатна, проста, но абсолютно необычна такой арки не дает архитектура. Троицы, к тайне их единосущности. Выделяют два основных типа иконографии: «Сопрестолие»— изображение Бога-Отца в виде седовласого старца (Ветхого Деньми), Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него Святого Духа в виде голубя над троном и «Отечество», отличающееся тем, что Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца. Гурий Никитин (Кинешемцев) был уроженцем города Костромы — крупнейшего центра иконописания вXVIIв. икак многие поволжские мастера, происходил из торгово-посадской среды.

10. 15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. «Я открыл имя Твое человекам» (Ин. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667г., осудившего патриарха Никона, они были запрещены. Христианская религия, как и философия, начинается с удивления. Мы понимаем, что литературной основой для создания знаменитой рублевской иконы Святой Троицы является изложенная в книге Бытия история гостеприимства праведного Авраама, когда явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.

Это прообраз христианской Троицы. Св. В книге Бытия рассказывается, как Творец явился Аврааму во время «зноя дневного», когда тот сидел у своего шатра, раскинутого возле дубравы Мамре. Изображение писали в основном темперой. 120. 1), о которой Давид в Псалмах восклицает: «возведи меня на гору, для меня недосягаемую» (Пс. Прогневахом Тя, примирися, Долготерпеливе.

Эта традиция символизирует новую надежду, снизошедшую на людей со Святым Духом. Такова икона начала XVII в. из Сольвычегодского историко-художественного музея. его расписали иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный с помощниками. Ветхозаветная «Святая Троица» изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

На ней происходят все важнейшие события Ветхого иНового Завета. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе – отдохнуть и подкрепиться пищей. Направь на путь истинный и праведный. И взя масло и млеко и тельца, его же приготова. Круговая композиция иконы, ставшая после «Троицы» Рублева идеалом для многих иконописцев, вданном случае заменяется полукруглой, вторящей сигмообразной форме стола, — характерная деталь иконографии XVIIвека.

  1. Три лика Господа: толкование образов Святой Троицы
  2. ИКОНА СВЯТОЙ, ПРЕСВЯТОЙ, ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ, ВЕТХОЗАВЕТНОЙ, ПРАВОСЛАВНОЙ ТРОИЦЫ
  3. Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
  4. Появление Святой Троицы в живописных сюжетах
  5. Окончательный вариант композиции
  6. Андрей Рублёв: Троица Ветхозаветная

Для гадания на Троицу принято было плести венки и бросать их в воду. Всего через два года после Стоглава возникло дело, вошедшее в историю как «Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 1553». Он возвел очи свои и взглянул и вот, три мужа стоят против него.

Современные мастера иконописи создают иконы Троица уже в более современном стиле. Древнейший тип композиции Ветхозаветной Троицы – т. н. изокефальный, т. е. равноправный (при котором одинаковые ангелы в одинаковых одеждах и одинаковых позах сидят за столом) пришел с Запада. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. На святыне «Отечество» изображен Бог — Царь Небес, восседающий на престоле.

В 1425-1427 гг. Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета.

  • Декоративность, заменившая символизм
  • Варианты изображения Новозаветной Троицы
  • Споры о возможности изображение Бога Отца
  • Вы вошли как: священник Константин Пархоменко
  • Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • Словари и энциклопедии на Академике

На столе перед ними – угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Лучше всего поместить её в восточном («красном») углу, напротив входной двери. Это прообраз христианской Троицы. отцами всегда отвергался и изображать подобные образы они почитали за невежество. Споры по этому поводу не унимаются до сих пор.

А от своего замышления ничтоже претворяти (А от своих представлений ничего не дописывать)». Композиционные особенности икон «Ветхозаветной Троицы» сводились кдвум основным иконографическим вариантам. Они сказали: сделай так, как говоришь. Икона Ушакова является как бы крайней точкой в эволюции рублевского варианта. Именно против этого предостерегает их Божественный Глагол. Считается, что вершиной художественного и во многом – богословского совершенства является знаменитая «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва. По слову апостола Иоанна: «Бога не видел никто никогда Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».