Борис Мусатов Водоем

Борисов-мусатов и задумал большое полотно Водоем, самое монументальное из всех своих произведений. В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова весной следующего года его произведения, в том числе и Водоем, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом. В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).

Появление «мусатовской девушки»

Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. Любимая жена изображена сидящей у водоема, рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, хрупкая и печальная – это сестра художника.

Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, – все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). Наконец кто-то не выдержал: «Как хорошо Боже, как хорошо».

  1. Водоем — Виктор Борисов-Мусатов
  2. История одного шедевра: «Водоем» Борисова-Мусатова
  3. Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»
  4. Картина Борисова-Мусатова Водоём
  5. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
  6. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)

Я писал его с точки зрения мыши. В большой, светлой (но низкой) комнате зубриловского флигеля В. Э. Спокойная и безмятежная природа, отражённые в воде деревья и небо Фигуры девушек не излучают той безмятежности, что природа, но их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, но она даёт ощущение внутренней свободы.

Каждое лето с 1897 Борисов-Мусатов проводил в Саратове, работая над этюдами с натуры. Всем было очевидно, что эта работа – особое явление в русской живописи.

  1. Художник Борисов-Мусатов: картины и их описание
  2. Борисов-Мусатов: биография и картины художника
  3. Картина художника Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»
  4. Обаятельный и застенчивый горбун – Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
  5. Художник: Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичВодоем

Синее платье сидящей девушки, этот яркий и чистый цвет – самый насыщенный и наиболее звонкий – определяет цветовой строй всего произведения. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру.

Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех — и поэтов и художников былого. Чувствуется аромат сирени. Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Весной 1903 года женится на художнице Елене Александровой. И я хочу, чтобы слава этой картины. Мебель подожгли, облив керосином и устроив сквозняк. Стояла тишина. М. Ларионова, В. Кандинского.

  • Виктор Борисов-Мусатов – Водоём
  • Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Борис Мусатов "Водоём" / Мануэлино
  • Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
  • Взгляд через стекло уходящего времени
  • Мир ушедший – призрачный и нежный

С 1890 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Виктории, Курильщик Винсента Ван-Гога Красные виноградники и другие. По окончании реального училища будущий художник учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. В изобразительном искусстве импрессионизм оформился как особое течение.

Для Борисова-Мусатова большую роль сыграла встреча с опустевшими «дворянскими гнездами» в окрестностях Саратова. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. У ребенка начал расти горб.

Вот как пишет о первом впечатлении от этой картины В. Станюкович: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович.

Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы. была твоим свадебным подарком. Ведь Демон – носитель зла, это восставший против Бога и затем поверженный ангел.

Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. В декабре 1904 года родилась дочь Мариамны. Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и в облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц – дело предосудительное. Ведь после начнется другая жизнь.

  • Творческий расцвет, озарённый любовью
  • Композиционные находки «Водоёма»
  • Описание картины Виктора Борисова-Мусатов «Водоем»
  • Все видео по теме Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

Виктор ходил в другой комнате. Рокотов. Член Московского товарищества художников (с 1899), Союза русских художников (с 1904). Автор пейзажей, портретов, сюжетных композиций, эскизов декоративных панно. Сходные процессы протекали и в изобразительном искусстве – русском и мировом. Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен.

Водоем — Виктор 
Борисов-Мусатов

Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. Для самого В. Э. В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье». Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Летом 1902 года художник жил в Зубриловке, много работал, писал этюды сада, дома, роз, листвы, травы.

Вот как пишет о первом впечатлении от этой картины В. Станюкович: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мебель, столик, деревянный с позолотой усадебный стул и второй – немецкой работы стул с орнаментом – из Радищевского музея. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Впоследствии саратовские усадьбы сменило подмосковное Введенское.

«Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине. В его понимании язычество — синоним пантеизма. Свои лучшие элегические произведения создал в начале 1900-х. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. Но его работы приходились по вкусу не всем.

Похоронен на кладбище в Тарусе. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Таковы двухфигурные композиции "Гобелен" (1901) и "У водоема" (1902). Самые известные произведения созданы в 1901 – 1905 годах.

Пока не пошел снег. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Коновалова. Публика же увидела «Водоем» в начале 1903 года на выставке Московского товарищества художников.

Его искусство обращено к мировой художественной традиции. Виктор ходил в другой комнате. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. И отнюдь не случайно, что художник именно в этот год обратился к пейзажу, олицетворяющему в его представлении Россию.

На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове, в семье железнодорожного служащего.

И Виктор улыбался, радостно смущенный. Виктор Эльпидифорович Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. С 1904 Борисов-Мусатов – член Союза русских художников, в Германии состоялась его персональная выставка. Водоем стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.

Картина «Водоем» В. Э. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества».

Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году.

Он был окружен любовью, заботой и лаской. Картина «Водоем» В. Э. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Хозяева редко приезжали сюда, вот таким образом усадьба и парк постепенно запустевали. Эстетические грезы о прошлом художника окрашены в неповторимые оттенки светлой меланхолии. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли.

Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна – это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан.

И я хочу, чтобы слава этой картины. Он пишет «Ценю я такую женщину, к которой применимо выражение: «Она является охраной душ». Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Ученичество позади. Среди саратовцев он прослыл «чудаком-декадентом» и этим вызывал снисходительные усмешки горожан. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины "Осенний мотив" (1899) и "Гармония" (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Станюкович.

Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.

Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Для самого В. Э. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами.

Известность Борисова-Мусатова растет. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме.

Художественной школы в Саратове не было. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы но это не были исторические картины. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.

В 1899 г. художникВ. И действительность как будто не существует. В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова. Борисов-Мусатов тихо ходил в соседней комнате, не мешая им смотреть и ожидая ответа. была твоим свадебным подарком».

Сюжет предельно лаконичен. Ее сразу же приобрела семья московских коллекционеров – Владимир и Генриетта Гиршманы. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. П. Гоген. Смерть прервала работу над большой графической картиной в технике акварели «Реквием», посвященная памяти одной из муз художника, безвременно ушедшей Надежде Станюкович. Его работы обычно лишены ясно выраженного сюжетного начала. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. Саратов.

повергаемого в грубую земную действительность. Произведения просто завораживают своей красотой. Занимался в студии Саратовского общества любителей изящных искусств у В. В. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений.

Этот прием использован для того, чтобы создать впечатление зыбкости изображения. Изображенные девушки (сестра и невеста художника) объединены общностью настроения, духовным родством.

Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех – и поэтов и художников былого.

Борисов-Мусатов жил уединенно и одиноко. Мотив Водоема грустен и пронзителен, как щемящая нота. Но на полотнах художника их портретные черты растворены внутренним светом души. Сюжеты его картин не поддаются однозначной аллегорической или литературной трактовке. В 1895 году Борисов-Мусатов покидает Училище и отправляется в Париж, где в течение трех зим, совершенствуясь в рисунке, работает в мастерской посредственного исторического живописца, но опытного педагога Ф. Кормона.

Впервые в 1901 году экспонирует картину «Гобелен». Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. «Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века.

Кисть В. Э. Это мир прекрасного сновидения, полупрозрачным покровом застилающий мир реальный. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.

Но где же взять натуру, где взять моделей. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи.

Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Борисов-Мусатов – крупнейший мастер эпохи русского серебряного века. Впоследствии он признавался ей: Эту картину я напишу или сейчас или никогда. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник.

В Зубриловке В. Э. Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье.

За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Сам В. Э. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Для самого В. Э.

Последние полгода, живя в Тарусе под Москвой, художник создал ряд пейзажей «Осенняя песнь», работал над композицией «Венки васильков». Синее платье сидящей девушки, этот яркий и чистый цвет — самый насыщенный и наиболее звонкий — определяет цветовой строй всего произведения. Картина «Водоем» В. Э. Признанным шедевром этого года стал «Водоем».

Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года. Композиция Водоема (1902) развернута не в глубину, а на плоскости снизу вверх. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Плотные поверхности вещей стирались, обнажая духовную подоснову явлений. Впоследствии он признавался ей: «Эту картину я напишу или сейчас или никогда.

В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. По возвращении в Россию в 1897 году художник пытался создать символистическую композицию «Maternite», от процесса работы над которой остались этюды. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.

Заброшенные парки населены Прекрасными Дамами. Василий Верещагин вспоминал: «Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве.

О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». В окружении руин сильнее ощущается присутствие гения места. С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Ведь после начнется другая жизнь. Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен. Другие, наоборот, стараются скрыть свое «я», никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра.

Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Для самого В. Э. Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна — это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона).

Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое «лицо» и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. 2 (14) апреля 1870 в детстве получил тяжелую травму позвоночника. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов. Барон Н. Н. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту.

Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. И я хочу, чтобы слава этой картины. В усилении трагического начала заключается особенность русской трактовки этого образа.

«Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых.

Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Суеверно утаив в свое время от друзей и близких людей замысел этого полотна, художник посвятил в него только своих сестру и невесту. Чистякова, в студии Ф. Кормона (1895-1899) в Париже. До 1903 жил в Саратове, затем в Подольске и Тарусе. В творчестве В. Э. Что изображено в Водоеме.

Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, – все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). В этот период он написал пейзажи «На балконе. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. В Зубриловке В. Э.

Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. Кисть В. Э. В. Э. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.

Символизм живописный, как и символизм литературный, обращался к необычным предметам и положениям, необычным, вымышленным существам, героям. Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Эти фотографии теперь воспринимаются как самостоятельная область творчества художника. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Весенний цветущий сад.

В акварели На балконе. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции.

Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы. Художник вынужден оставить Петербург. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Для самого В. Э. Его дух томится и страдает, не находя выхода в действие, он мучительно переживает свою отверженность и одиночество. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».

Его сестра Елена вспоминала:«Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. Демон сидящий (1890) прекрасен, полон титанической мощи тела, но скован душевной тоской.

была твоим свадебным подарком». Его сестра Елена вспоминала: «Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. Летние облака принимают фантастические формы. Постоянными моделями художника были женщины его ближайшего окружения: сестра Елена Мусатова, жена художника Елена Александрова и др.

Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен. Этот мир художественной гармонии, неподвластен времени. Я верю в русскую женщину, надеюсь, что среди них есть души идеальные». Но картина не о близких и дорогих для него людях.

Из русских мастеров ХVIII века его предшественником воспринимается Ф. С. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Стояла тишина.

Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Сильным художественным импульсом явилась портретная галерея усадьбы Слепцовка, но излюбленным фоном для его композиций становятся дом и парк усадьбы Зубриловка имение князей Голициных-Прозоровских, образами которых навеяны композиции «Гобелен» и «Водоем». К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения.

Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». В декабре того же года семья переезжает в Подольск. В дальнейшем он познакомился с работами французских импрессионистов и постимпресионистов.

Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Синева небес и зелень деревьев, написанных в импрессионистской манере, чередуются в строго задуманном художником ритме, создавая великолепный безмятежный фон для двух женских фигур.

Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна – это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину "Автопортрет с сестрой" (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином — нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. В творчестве В. Э.

Он справедливо считается творцом уникальной авторской художественной системы и первым среди мастеров «волжской школы» (П. Кузнецов, П. Уткин, К. Петров-Водкин), Борисов-Мусатов создал относительно небольшое количество законченных произведений, но каждое из них определяет важный этап в его творческого развития. Демон Врубеля – существо прежде всего страдающее, вызывающее сочувствие, а не существо отталкивающее (как Люцифер у Данте в Божественной комедии). Борисов-Мусатов не ставит перед собой задачи написать портрет в пейзаже. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей.

Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. В русском изобразительном искусстве начала ХХ века это произведения Константина Алексеевича Коровина Бульвар в Париже (1912) и другие. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.

Барон Н. Н. Техника акварели прекрасно передавала призрачные тона будущих фресок. Где я найду моих женщин прекрасных. Борисова-Мусатова эта картина тоже стала главной, наполненной тонким лирическим чувством, одновременно монументально-декоративной и поэтически-реальной.

Никто из живых не проникнет в этот заколдованный сад, никто их не расколдует, не развеет печальные грезы и тоску. Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Период зрелого творчества художника приходится на первое пятилетие ХХ века. Станет книжным графиком. Когда родился Виктор – счастью не было предела. – прошептал кто-то тихо. Как хорошо Боже, как хорошо.

«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Картина Водоем В. Э. Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера.

Александровой, проводит в двухстах километрах от Саратова, в местечке Черемшаны под Хвалынском. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Близость к Москве была крайне важна для него.

«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен».

Задумчивый мотив звучит в природе. Она помогала давать названия картинам.

Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта». Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно.

Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, — все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). Все меня захватит, вероятно, в другой форме. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ. )Художник. Родился в Саратове.

По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Художник тщательно обдумывает композицию, выстраивая ее по принципу своеобразного эха форм их ритмической повторяемости. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.

В 1899 г. художникВ. Три центральные темы русского Серебряного века, заглянувшего в тайны души человека, природы, прошлого, слились в его картинах в драгоценный сплав. Я лег ничком на землю и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим». Первым произведением, в котором художник сумел синтезировать впечатления от натуры, увидеть в частном, конкретном общее, стала Весна. Что изображено в «Водоеме». Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».

Когда вино было выпито, озверевшая стихийная толпа ворвалась в один из флигелей. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Многое в колористическом отношении и даже в технике (в зрелый период Борисов-Мусатов писал темперой по крупнозернистому холсту) мастер почерпнул из опыта великих венецианцев: Тициана, Веронезе, Тинторетто. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Призраки полны скорби и печали. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Для самого В. Э. Наиболее известные картины художника составляют как бы части симфонии, сплетаются подобно венку сонетов, продолжают друг друга. После них художник обратился к композиции более сложной — "Изумрудное ожерелье" (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника.

Особенно близкими художнику оказались Б. Моризо, О. Ренуар. В России – это художники Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 – 1905), Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910), Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878 – 1968), Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960), Лев Бакст (1866 – 1924), Константин Андреевич Сомов (1869 – 1939), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 – 1939). На могиле художника в 1910 году был установлен памятник «Спящий мальчик» работы скульптора А. Матвеева. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.

Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Сумерки начинают сгущаться. За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах.

Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. В эти годы он познакомился с П. Кузнецовым, П. Уткиным, А. Матвеевым, К. Петровым-Водкиным – будущими мастерами «Голубой Розы». Картины же его – это прекрасные, будто из другого мира пейзажи, это романтические девушки, это поэзия, написанная красками. Для самого В. Э. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики».

В 1893 учился в Москве у В. Д. Поленова. Э. Вюйар) стремившихся к созданию картин-панно. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». В 1901 г. он приехал в Зубриловку. К сожалению, эти замыслы не удалось воплотить.

Наиболее важным этапом в сложении живописной системы Борисова-Мусатова является период его обучения в Париже. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Он создал эскизы декоративных панно на тему времен года: «Весенняя песнь», «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» для оформления гостиной построенного Ф. Шехтелем особняка Дерожинской. Борисов-Мусатовнаписал управляющему усадьбой Н. В. Соколову письмо с просьбой посмотреть старинное имение.

Более сотни картин, книги, документы погибли в огне. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха. Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы.

Взаимодействие традиций и новаторства – ведущая тема его творчества. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. После ряда экспериментов в области композиций романтического характера «Гармония», «Осенний мотив», «Мотив без слов», художник отказывается от сюжетной фабулы. Доживет до 1991 года.

Во всем слышна музыка тишины, прощальной грусти. Но при этом Борисов-Мусатов не пытался написать их портреты, а лишь передать образы двух молодых девушек. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Императорской Академии художеств (1891-1893), у П. П. В. Э. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. В 1905 году имение в Зубриловке было разорено и уже не восстанавливалось. Образы усадеб стали призрачными чертогами авторского мифа художника.

Центральный образ всего творчества М. Врубеля – Демон (Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный). Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.

В. Э. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. Другие, наоборот, стараются скрыть свое «я», никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Стояла тишина.

Ведь после начнется другая жизнь. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Борисов-Мусатов оказываются созвучно творчество группы художников символистов «Наби», (М. Дени, П. Серюзье, П. Боннар. Еще одно произведение Борисова-Мусатова развивает и завершает искания, начатые в Изумрудном ожерелье.

Впоследствии он признавался ей: «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Художник-станковист, график.

Некоторые из них так полюбили старое время, что захотели перенести его в реальную жизнь. В. Э. Виктор ходил в другой комнате.

В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. С 1886-1890 занимался в частной студии художника В. В. Коновалова и в студии при Саратовском обществе любителей искусств. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». От юношеского этапа формирования художника в Саратове под руководством позднего передвижника В. В. Коновалова сохранилась картина «Окно», в которой тщательность изображения соединяется с поэтизацией натуры. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде.

Ему было 35 лет. Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта».

Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Своего рода попыткой сформулировать авторского кредо воспринимается «Автопортрет с сестрой». В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Что изображено в «Водоеме».

Некоторые из них так полюбили старое время, что захотели перенести его в реальную жизнь. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна — это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона).

Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Её изображение мы видим на многих работах мужа.

Например, картины Поля Сезанна Гора св. И действительно, созданный на картине «Заморские гости» образ не отвлеченный. Кумиром Борисова-Мусатова был Леонардо да Винчи – мастер прозрачных теней (сфумато), с репродукцией «Джоконды» которого он никогда не расставался. Художнику позировали его сестра и невеста. Когда Гершманы уехали, «Водоем» так и остался в собрании Третьяковки, где находится и поныне. И в прежние годы он не раз писал живую природу, — это были то этюды к картинам, то самостоятельные пейзажи и изображения цветов.