Bosch Художник
Иероним Босх: жизнь и творчество художника
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Но никому до него не удавалось проявить такую сверхъестественную изобретательность и достичь такой выразительности в изображении, казалось бы, привычных сюжетов. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва.
В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Его техника называется алла прима. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В окружностях – первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке.
К 500-летию со дня смерти нидерландского художника
Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной.
Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне.
Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке.
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Мистический художник Иероним Босх
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Его техника называется алла прима. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. И так далее.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. По некоторым предположениям, период активного творчества Босха продолжался более сорока лет. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.
Сатира в произведениях художника
Темой Искушения св. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Сколько его ни набери, богаче не будешь.
Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Как-нибудь объяснить его затруднительно. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Одни произведения, еще недавно числившиеся в канонических, скажем, Извлечение камня глупости из Прадо, лишились авторства Босха, другие, приписывавшиеся мастерской, его, наоборот, обрели, музеи разобиделись и перессорились издатели каталогов и альбомов в недоумении.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г.
В живописи ему было интересно абсолютно другое. после грехопадения. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен.
Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи.
Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий.
Он – живое обличение глупости и безбожия. 13:2 – 24. Среди самых загадочных источников была алхимия — полутайная деятельность, нацеленная на превращение неблагородных металлов в золото и серебро, а кроме того, на создание жизни в лаборатории, чем явно граничила с ересью. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании.
Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. – так писал о ней Р. Б. Климов.
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
Зимние пейзажи выдающихся художников
Однако высокая культура, пытаясь ответить на эти вопросы, взирала на Босха чуть свысока, по доброй старой традиции предпочитая Брейгеля. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Но разве тут дело в св. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». 19:19. Неизвестна и дата его рождения.
Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса.
Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру.
Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Св. Картина Босха показывает корабль. Это блудный сын, уходящий в отчий дом.
Меня зовут Лубберт Дас». Иероним Босх – великий нидерландский художник. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Внизу под ним буйствует Жадность. Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря.
- Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
- Жизненный путь, алтарь Воз сена
- Земной Рай, композиция Видения загробного мира
- композиция Видения загробного мира
- Аллегория чревоугодия и любострастия
- Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
- Босх ИеронимКартины и биография
- Биография Иеронима Босха, перечень картин
На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».
О нем вообще мало что известно. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св.
- Главная Стили Ренессанс Иероним Босх
- Загадочные картины Иеронима Босха (9 фото)
- Картины Иеронима Босха (34 работ)
- Шок-контент под увеличительным стеклом
- Подражатели и нынешние последователи
- Переделки картин от юных умельцев
Более или менее достоверно следующее. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом.
Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер.
Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Священное писание. Эта версия подразумевает, что Босх взломал изнутри всем знакомый сюжет, поменял знак волхвов с плюса на минус или парадоксальным образом совместил в них оба знака. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Босх без колебаний избегает больших форматов.
Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек.
В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно.
- Картины Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
- Графика – рисунки Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
- Триптих «Сад земных наслаждений»
- Что не так с этим «Поклонением волхвов»
- Какие подарки волхвы принесли младенцу
- Как выглядит хижина, в которой родился Иисус
- Что происходит на дальнем плане
- Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Еретиком, правоверным католиком или же рассерженным горожанином – критиком духовенства в преддверии Реформации, раз в лиссабонском Искушении святого Антония оно предстает в виде священника-демона с головой свиньи в очках. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии.
Самое важное, что вам нужно знать о достопочтенном мастере Босхе— это то, что о нём, собственно, почти ничего не известно. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица.
- Еще результаты по Вашему запросу Босх
- Общая характеристика творчества
- Роттердам, Пилигрим или Торговец вразнос
- Триптих из коллекции испанских королей
- Словари и энциклопедии на Академике
Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце.
Однако многие из них почти невозможно понять, если не знать, какой смысл Босх вкладывал в целое. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Это уже безнравственность и блуд.
- Художественные произведения Босха
- Напишите отзыв о статье Босх, Иероним
- Отрывок, характеризующий Босх, Иероним
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
Перед странником лежит ненадежный мостик. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Лишь 7 творений Босха подписаны. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Босх был новатором в живописном переводе пословиц. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Рядом сидит в кресле тучный монах. Это увлечение длилось несколько десятилетий. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Ерун ван Акен родился около 1453г. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Сюжет религиозный. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
- 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Лишь семь творений Босха подписаны. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде).
- Лучшие фильмы производства студии Довженко
- Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали
- Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
- Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
- Дизайн интерьера и лестница в доме
Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Это единство закономерно и естественно.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с четками в руках. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.
То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Его техника называется алла прима. На черном фоне расположен под ним Ад. Мистические сближения между астрологией и христианством были давней традицией, которой придерживался и Ян ван Рёйсбрук, духовный отец Братства общей жизни. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.
Только природа остается чистой, бесконечной. Однако его значение было шире – во времена Босха он мог олицетворять все враждебное иноверие, включая иудаизм. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Там же и умер в 1516году.
- Эмоциональная выразительность снимка
- Документальные фильмы о Босхе Править
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Живопись Босха – пророческая.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Перед вами – репродукция картины Босха. В средине 20-го века искусствовед Вильгельм Френгер выдвинул теорию, что Босх создавал свои произведения, находясь под воздействием наркотических веществ. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Бестселлер эпохи Молот ведьм.
Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. 1375 – 1390) эстафета избранности от Ветхого Завета к Новому, от иудеев к христианам изображена в серии сцен, где ветхозаветные пророки демонтируют здание Синагоги, передавая камень за камнем апостолам, так что в конце от здания еврейского закона остаются одни руины.
А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
12:1). И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. И собачка – маленькая, с сумасшедшими глазами, – приспустив голову, смотрит вслед уходящему.
И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой.
Как воссоединится душа с телом. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. 1450-1516). Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Ерун ван Акен родился около 1453г. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света или другие кожные болезни. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции.
По Писанию они все еще закрыты. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
Безжалостность – вот что она значит для живописца. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант).
Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже.
Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. в Хертогенбосе (Брабант).
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Национальный музей Прадо, обладающий самым большим собранием Босха в мире – целых шесть работ, – не мог обойти стороной его юбилей, тем более что, по мнению испанцев, своей нынешней славой Босх обязан именно им, а точнее, королю ФилиппуII, который обожал Босха и скупал его картины. Апокрифы.
«Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. Игра, название которой отсылает к Семи смертным грехам, начинается в Национальном музее Лиссабона: главный герой по прозвищу Худи видит во время школьной экскурсии триптих Искушение святого Антония, знакомится со странным человеком, подозрительно много знающим о творчестве Босха и исчезает – дальнейший сюжет зависит от действий игрока.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Вот, собственно и всё.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. И для святого волхва, видимо, казался неуместен.
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св.
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу.
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. 20:8. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA.
Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом.
Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. И немудрено: определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических сведений о нем.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».
Христос на облаках в сиянии Славы находится в маленьком Раю, который занимает всего лишь третью часть центрального триптиха. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы.
Достоверные факты скупы. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Мы этого точно не знаем.
Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался. Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба.
За углом мочится человек, рыцарь обнимает женщину, старуха выглядывает из окна, едят из корытца свиньи. Его техника называетсяалла прима. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь).
Лишь 7 творений Босха подписаны. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Ван Акены – потомственные художники. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Это – кощунственная для церкви мысль.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем.
В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами.
Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Босх с самого начала, ещё с рубежа XV—XVI веков, сумел поразить зрителя, но отношение к нему резко менялось на протяжении следующих веков.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. О музыкальном сочинении Босха, записанном им на ягодицах одного из грешников в левой части триптиха Сад земных наслаждений изображающей ад, стало широко известно в 2014году благодаря студентке Христианского университета Оклахомы Амелии Хемрик. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Другой объелся до рвоты. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». – Тело Христово. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Меня зовут Лубберт Дас».
Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. На картине вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе.
Немудрено, что и сюрреалисты опознали в Босхе-визионере своего предтечу и что его так охотно цитировали Сальвадор Дали с Максом Эрнстом. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна.
Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Автором книги является историк искусства и признанный эксперт в творчестве Босха Стефан Фишер, который раскрывает причины влиятельности художника на современность. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом. Чернокнижником и алхимиком. При этом дело, конечно, не столько в самом недуге, сколько в представлении о язвах как о Божьей каре и разложении плоти как свидетельстве разложения души. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Позже, однако их репутация была восстановлена.
Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Босх и реален и символичен.
По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия.
Его причудливо-устрашающие миры вызывали изумление уже у современников – вот таким образом в XVI веке Босха так часто копировали. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир.
Средневековую мистику и демонологию. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. На панели, созданной неизвестным мастером в стиле Босха в 1515 – 1535 годах, вся правая створка занята иноверным отрядом под светлым флагом с желтым полумесяцем. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей.
Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Св. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию.
Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. А сзади него жизнь, покидаемая им. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха.
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Иероним, простёршись ниц, сжимает в руках распятие, не заботясь о том, что его красное кардинальское облачение брошено прямо в грязь.
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». И наиболее сложным. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». И правда, кем был Босх.
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Некоторые наброски – плод его богатого воображения, вдохновленного образами готических чудовищ. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее.
Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Победителем-учеником.
В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Воображение – фантастическое.
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Пастыри и паства совместно беспутствуют. Первая часть квеста Бойся, бойся ибо Господь все видит стала победителем конкурса компьютерных игр по мотивам творчества Иеронима Босха, прошедшего в 2013году, в этом году испанские дизайнеры We Are Muesli обещают выпустить продолжение.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Такие же маленькие плоды зажаты в клювах у птиц, украшающих шлем старшего волхва и еще один более крупный фрукт – на голове у чернокожего слуги. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков2. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить.
У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы.
Это было последнее произведение Босха. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Все. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. В Хертогенбосе работал еще дед Босха, умерший в 1354 году: ему приписывают Распятие с Богоматерью и Святого Иоанна с донаторами в соборе святого Иоанна.
Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.
Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны).
Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло. В апреле, впрочем, Гринуэй представит не фильм, а инсталляцию – сложносочиненный мультимедийный проект, формат которого был им опробован и отточен на Золотом веке русского авангарда в Москве и Покорности в Еврейском музее Берлина. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну. Босх – был личностью весьма интересной.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Босх пошел еще дальше. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. вХертогенбосе (Брабант). Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения.
Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями.
Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений».
Лишь семь творений Босха подписаны. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули.
На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. Предполагают, что Иероним ван Акен учился живописи на севере в Харлеме или Делфте, однако был хорошо знаком и с открытиями великих новаторов Фландрии и Брабанта. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. Книга была творческим импульсом к созданию оригинального произведения, которое теперь хранится в Лувре. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Но почему они принесли именно такие подарки. В Босхе пользователь верхом на летучей рыбе парит по Саду земных наслаждений, сталкиваясь с разнообразными его обитателями – то с единорогом, то с Иисусом, то с адским монстром.
В конце книги приводится библиография самых значительных. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Это увлечение длилось несколько десятилетий. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев).
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Он напоминает гигантскую строительную площадку. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало.
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте.
Художник стал известен еще при жизни. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Что же мы видим у Босха. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен. И даже Игорь Фёдорович, да. В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441).
Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал.