Босх Сад Земных Наслаждений Фото

Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.

Давно замечено, что многие детали на работах Босха, от странного вида фонтанов до стеклянных цилиндров, от полупрозрачных сфер до причудливых округлых зданий из которых виднеются всполохи пламени, до боли напоминают сосуды, печи и прочий алхимический инвентарь, который изображался в трактатах по искусству дистилляции. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Современники считали, что художник давал благоразумную трактовку Ада или сатиру на все греховное. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее.

Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Дирк Бакс, один из самых авторитетных толкователей Босха, давно показал, что многие его образы строятся как буквальная иллюстрация к фламандским пословицам или идиоматическим выражениям, своего рода визуальные ребусы или материализованная игра слов – его первым зрителям она, вероятно, была ясна, а от нас чаще всего ускользает. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.

Он повелел и все создано». Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков.

Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Босховы здания и стеклянные трубки, действительно, слишком похожи на иллюстрации из трактатов по дистилляции, чтобы это сходство было случайным. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.

«Сад земных наслаждений»: 
что означают главные 
символы в загадочном

«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха

Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.

Это вообще был тренд в то время. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Уже зрелым мастером Босх создал Воз сена (1500-1502 гг. ) — трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы.

Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. По бокам находятся другие сюжеты.

И, по идее, должна не ведать стыда. Неизвестно. Все же это были люди другой психологии.

Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно.

– спрашивает он. Босх вышел из этой ситуации специфически. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.

Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Впрочем, не все с этим согласны. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».

Эта часть работы голландского художника в сущности является предисловием к тому, что находится на внутренней панели. Это очень тонкая аллегория. Возьмем один случай.

Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов: гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.

Садом земных наслаждений картину назвали по центральной части, где как раз представлен некий сад с наслаждающимися людьми. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. В толкованиях таких гибридов – а их в средневековом искусстве и до Босха было немало – трудно сказать, где исследователь достиг дна и когда пора остановиться.

История одного шедевра: 
«Сад земных наслаждений» 
Босха

История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха

Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха.

В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.

Картина «Сад земных 
наслаждений»

Картина «Сад земных наслаждений»

Ею не украсить церковный алтарь. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.

Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.

Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый.

10 символов, зашифрованных 
в картине «Сад земных 
наслаждений»

10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Это – третий день творения. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Сколько людей – столько и мнений. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.

Цена копии знаменитого полотна доступная. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.

Картина Босха «Сад 
земных наслаждений»: 
история шедевра

Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.

Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Какое утверждение верное.

Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.

Сад земных наслаждений, 
Иероним Босх

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Такими они считаются и сегодня. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.

В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что художник принадлежал к секте адамитов. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Они считали все материальное проявлением зла. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году.

Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.

Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.

: «Сад земных наслаждений», 
Иероним Босх

: «Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». 12. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.

Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. «Извлечение камня глупости»).

Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

«Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Ее значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.

Это будет один из переходов от Рая к греху. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц (Искушение святого Антония триптихи Сад наслаждений и Поклонение волхвов Корабль дураков), сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.

Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Работа представляет триптих только формой.

Триптих «Сад земных 
наслаждений»

Триптих «Сад земных наслаждений»

Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. И их мнения расходятся. Она смотрит прямо на зрителя.

Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. На нем нет ни людей, ни животных. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.

«Сад земных наслаждений» 
Иероним Босх

«Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. На правой створке изображён ад. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.

Но что.

Босх его знает: 
главные символы 
«Сада земных наслаждений»

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Босх же смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. 15.

На картине есть множествопрозрачных фигурок, фантастических сооружений, чудовищ, обретших плотьгаллюцинаций, адских карикатур реальности. Одни исследователихотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие— торжество сладострастия. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, увлечённыхлегкомысленными занятиями. В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.

10 символов, зашифрованных 
в знаменитой картине 
Сад земных наслаждений

10 символов, зашифрованных в знаменитой картине Сад земных наслаждений

Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Антония». Для средневековой морали половой акт, который в XXв.

Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. 13. В левой части изображено сотворение Адама и Евы.

А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.

Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой.

Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. 14. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.

триптих, сад земных 
наслаждений, Иероним 
Босх обои (фото,

триптих, сад земных наслаждений, Иероним Босх обои (фото, картинки)

Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.

Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Но, что подтверждено – Босх при создании своих картин руководствовался библейскими мотивами. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима.

Сад земных наслаждений: 
мода интерпретирует 
Иеронима Босха

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха).

Часть из них стала демонами. 11. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными.

Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.

Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Триптих Страшный суд, который датируется 1504 годом и был написан Босхом по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого, является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов.

Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».

Появилась интерактивная 
экскурсия по «Саду 
земных наслаждений»

Появилась интерактивная экскурсия по «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха

Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе.

В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Босх – воистину великий комбинатор.

Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает.

Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).