Художник Остроухов

Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер. Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века. Остроухов представлял собой редкий образец художника-коллекционера.

Илья Остроухов – московский художник и собиратель

Вместе с биточками в столовую вносилась бутылка красного вина («класное болдо» – в произношении Остроухова), которую он всю и выпивал. Федотова, С. Ф.

Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Щукин, В. О. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. В картине нет рассказа.

учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Мамонтовыми по Италии в 1887 году). Репина, А. К.

Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. В 1889 году И. С. Таких, к сожалению, не так уж и много.

Остроухов уже добивается успеха. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Мамонтовым в 1874 году, начал заниматься живописью – брал уроки у А. А. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.

В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Это было худшее время за всю историю музея. К октябрю 1911 года, ко времени приезда в Москву по приглашению С. И. Перову, И. Н.

Так возник знаменитый на всю Москву домашний музей, в который был открыт свободный доступ для всех желающих, сам хозяин называл свою коллекцию «Музеем личного вкуса». В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Константинополь» М. С.

Русский художник 
Остроухов Илья Семенович 
 (1858-1929)

Русский художник Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

В середине 1880-х гг. Теперь появились псковская, тверская, ростово-суздальская, ярославская школы, наконец – Северные письма. И в таких случаях не полагалось, чтобы повар взамен неудавшихся изготовлял новые. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.

Для создания надлежащих условий хранения и экспонирования коллекций, а также для занятия живописью со стороны переулка в 1905 году была сделана одноэтажная каменная пристройка, которая в 1914 достраивалась вторым этажом и новой каменной двухэтажной жилой пристройкой со стороны двора. Миллиоти, «Женский силуэт» Ф. В. В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом.

Илья Остроухов – 
русский художник-пейзажист 
и коллекционер

Илья Остроухов – русский художник-пейзажист и коллекционер

В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Муратовым было составлено первое описание и выпущен альбом иконного собрания Остроухова. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). Из богатой купеческой семьи.

Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Спустя год после первой покупки он сообщал все той же А. П. Щедрина и других) и западноевропейской (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и другого. Должность эта считалась выборной — кандидатов утверждала Государственная дума.

Коллекция произведений великого живописца у Остроухова была самой обширной собирателю определенно нравилась непосредственность общения с натурой и он отыскивал ее в репинском искусстве, где мог – и в небольших картинах-эскизах, таких, как «Под конвоем. В коллекции появляются «Весна на берегу моря» К. А. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Васнецову, В. Д.

Серов Валентин Александрович 
 (художник)

Серов Валентин Александрович (художник)

Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Страсть эта была, что называется, у него «в крови».

Одну за другой (1912 и 1914 гг. ) совершает он длительные поездки в Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Вологду, Кириллов и Ферапонтово, в Старую и Новую Ладогу, Псков, Новгород, Тверь и другие древние российские города, еще хранившие в то время почти нетронутыми сокровища древней русской культуры. Современный художник должен черпать свои вдохновения в этих примитивах». Зимой 1882-1883 гг. После 1917 года коллекция стала достоянием государства, а Илью Семеновича сделали ее хранителем. Чистякова в Санкт-Петербурге (1882-1884 годы), пользовался советами В. Д.

  1. Остроухов Илья СеменовичКартины и биография
  2. Остроухов Илья Семенович – художник и признанный знаток искусства
  3. Остроухов Илья Семенович – художник и коллекционер
  4. ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)
  5. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

Коровину, М. А. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Гауш» Н. Д. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. А. Серов). Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год.

В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Теперь значительная часть перекочевала в «круг Рублева» или в «рублевскую легенду».

  1. Значение ОСТРОУХОВ ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  2. Остроухов Илья Семенович (1858-1929)
  3. Остроухов, Илья Семёнович: биография
  4. Илья Семенович Остроухов: «Золотая осень» (1886)
  5. История Коллекционеры Остроухов Илья Семенович
  6. Описание картины Ильи Остроухова «Ранняя весна»
  7. Описание картины Ильи Остроухова «Речка в полдень»

Академии художеств. Третьякова – член Совета (1898-1903 годы), затем попечитель (1905-1913 годы) Третьяковской галереи. и т. п».

Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись.

  • Описание картины Ильи Остроухова «В Абрамцевском парке»
  • Описание картины Ильи Остроухова «Первая зелень»
  • Описание картины Ильи Остроухова «Сиверко»
  • Описание картины Ильи Остроухова «Осенний пейзаж»
  • Описание картины Ильи Остроухова «Золотая осень»

И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Очерки понравились, понравился и юный автор. После смерти художника в 1929 музей был ликвидирован, собранные Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В. Д. Поленова и других хранилищ. Репина (1881-1882 годы), частную мастерскую П. П. Семенского в Тверской губернии»). Остроухова». И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.

В области русского искусства «этюдно-эскизные» дары предшествующего десятилетия, а также близкое знакомство и даже дружба с глубоко почитаемым Павлом Михайловичем Третьяковым привели Остроухова к четкому осознанию цели и задач своего собирательства. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Саврасова. И. С. Саввинская слобода». Серова, Ф. П.

молодого Коро можно было сопоставить с Сильвестром Щедриным, дать шебуевской «Смерти Фаэтона» в pendant композицию Жерико, соединить Серова и Дега, Гойю и Мане там голубой пейзаж Александра Иванова взывал к отсутствующему Сезанну, а «Стена коммунаров» Репина – к Менцелю там XVIII век и XX объединялись портретами и отталкивались природой и т. д. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Иванова, С. В. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.

Служил в Торговом доме Боткиных. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.

  1. Краткая биографическая энциклопедия
  2. Добавить комментарий Отменить ответ
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Остроухов Илья Семёнович в книгах
  5. О знаменитости:Художник-пейзажист
  6. Остроухов Илья Семёнович, русский художник

А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» — эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. В 1887, 1888 и 1890 годах Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько работ Остроухова, в том числе и лучшее его творение – картину «Сиверко», признанную впоследствии одним из хрестоматийных образцов русского реалистического пейзажа конца XIX века.

Однако интерес к русской иконе существовал у Остроухова, по- видимому и раньше. Бенуа). Так, в начале ХХ века большая часть обнаруженных на севере России икон связывалась с новгородской школой. Его декорация к Кармен очень понравилась». С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Дебют Остроухова, состоявшийся в 1886 году у передвижников, был успешен. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. В середине 1880-х гг. Ни ветерка. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.

В декабре 1918 года было национализировано и собрание Остроухова. Достаточно назвать подлинный шедевр «русского Хогарта» 1830-1840-х годов П. А. Дом Остроухова в Москве (Трубниковский переулок, 17) стал настоящим центром художественной и музыкальной жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции руссской (работы М. А. С тех пор между Мамонтовыми и Остроуховым завязались тесные дружеские отношения, о которых Остроухов всегда вспоминал с большой нежностью и теплотой. 1880-е гг. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см.

Остроухов Илья СеменовичКартины 
и биография

С середины 1890-х гг. и всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. ». Не составлял исключения и Остроухов, но, умный человек, он понимал, что состязаться с Третьяковым бессмысленно, а продолжать его дело в области новой, «посттретьяковской» истории русского искусства он был призван и по просьбе самого Третьякова и по уговору друзей и по избранию Московской городской Думы: после смерти Третьякова (1898 год) Остроухов до середины 1913 года постоянно избирался в состав Совета попечителей Третьяковской галереи, а с 1904 года – и главой этого Совета, отвечавшего не только за порядок в музее, но главным образом за приобретение новых произведений в него.

В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). Репина, В. Д. Остроухов собирал живопись ради живописи.

Служил в Торговом доме Боткиных. Советская власть, отнявшая у И. С. Остроухова всю коллекцию, не дала ни ему, ни его супруге достойно закончить свой жизненный путь. Боткина. Со второй половины 1890-х гг.

На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Сомова, акварели А. Н.

Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Венецианова – «Девушка с теленком» и пастель «Крестьянская девушка с серпом». Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина.

Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Удалось перегнать Рябушинского (Ст. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять.

И. С. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.

После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Репин, П. П. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят.

Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Они должны быть пухлые и белёсые, сочность же их проверялась вонзанием в них вилки.

В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. чтобы хоть несколько попридержать себя, заразил этой страстью всю Москву». П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.

В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. В эти годы Остроухов вновь обратился к творчеству, к живописи, которой долгое время не мог заниматься, будучи захвачен собирательской и общественной деятельностью. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг.

Зеленцов «В комнатах» или Ф. М. Правда, уместно заметить, что ко времени наступления авангардной «эры» в России Остроухов-коллекционер был целиком и полностью поглощен своим новым увлечением, новым художественным открытием – древней русской иконой. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Этот ряд можно продолжить перечислением этюдов и эскизов к репинским картинам, находящимся ныне в Третьяковской галерее, Русском музее – «Воскрешение дочери Иаира» (ГРМ), «Иван Грозный и сын его Иван» (ГТГ), «Прием волостных старшин императором Александром III» (ГТГ) и другие.

Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. и Ю. А. Что бы ни собирал коллекционер – русские ли древности, как Петр Иванович Щукин или современное европейское искусство, как брат его Сергей Иванович Щукин или Иван Абрамович Морозов, какие бы цели ни ставил перед собой коллекционер или вовсе их не ставил, а собирал спонтанно, что попадется, он все равно держал в своей памяти образ коллекционерского дела братьев Третьяковых и невольно подражал им. Музей участвовал в выставке «Москва – Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж).

Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Саврасова, В. А. По просьбе Остроухова крупнейший ученый-медиевист Н. И. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».

В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Страсть к собиранию икон со свойственной натуре Остроухова «лавинностью» обрушилась на него, на десятилетие подчинив себе все желания и помыслы. Остроухов уже добивается успеха. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).

И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Малютина и других, главным образом московских художников, для которых импрессионистическая этюдность живописной манеры была нормой и традицией. Чутье художника подсказывало ему, что часто этот «вторичный» материал бывает качественнее самого оригинала. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. С 1901— гласный Московской городской думы.

В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.

Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Он прекрасно знал свое дело, был удачливым предпринимателем, но главным в его жизни была страстная любовь к искусству. Спустя полтора месяца распоряжением правительства Музей иконописи и живописи был закрыт, а дом превращен в большую многосемейную коммунальную квартиру. Художник углубил пространство, введя в пейзаж тропинку, уходящую к третьему плану, высветленному и написанному более обобщенно. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела.

Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы.

две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Ранние пейзажи Остроухова отличались простотой избранного им мотива, цветовой гармонией, свежестью пленэрной живописи и продуманностью композиции. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1873). Такие демарши жестоко карались.

Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Следовать примеру Третьякова и покупать все лучшее и значительное в современном ему искусстве он не мог: на это не хватило бы его, даже сильно возросших, финансовых средств (нельзя забывать, что братья Третьяковы были одними из богатейших людей России), да и дом в Трубниковском был не достаточно велик, чтобы вместить в себя даже десяток больших картин, а на специальную пристройку опять- таки требовались немалые средства. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.

В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». Здание музея – особняк XIX века. Остроухов стараниями друзей и в первую очередь наркома А. В. Сурикову, В. М. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.

Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов.

Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. Все работы Остроухова 1880-х гг. Остроухов говорил, что как художник он многим обязан Поленову, хотя прямым учителем его он не был, но, по существу, был очень большим воспитателем, Василий Дмитриевич не учил и не пытался учить, представляя самому учиться у натуры и вдохновляться ею.

Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Остроухов начал работать в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. Мастер лирического пейзажа (преимущественно Подмосковья), сочетающего реалистическое видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все – в ГТГ). Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко».

Репина «Не ждали», то у Остроухова – прекрасный эскиз, вариант ее если у Третьякова картина того же Репина «Крестный ход в Курской губернии», то у Остроухова – впечатляющий к ней этюд «Голова горбуна». Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Однако со второй половины 1890-х гг. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.

В этюдах конца 1890-х гг. Этюды Остроухова обычно настолько крепко построены и продуманы, что по ним можно с уверенностью судить о методе работы художника над пейзажем. И. С. Остроухов начал работать в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова.

Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Дягилевым и группой художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Бенуа и Л. С. Так, началом своей коллекции Остроухов считал подаренный ему в Абрамцеве в 1883 году этюд Поленова «Лодка». После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником.

В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.

Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Остроухов собирал иконы, живопись. Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности.

Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Западноевропейская часть коллекции (ок. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества.

– выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. С1905 член-корреспондент, с 1906 действительный член Императорского Московского археологического общества. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Друг П. М. Третьякова.

Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» — гордость собрания Остроухова. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника.

Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы.

Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Врубелю и многим другим. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.

Малявина. Их листва – желтовато-зеленоватая. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»).

После выставок русских символистов, организованных журналом «Золотое руно», – «Алая роза», «Голубая роза» – у Остроухова появляются «Балет» Н. И. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. В библиотеку Остроухова допускались немногие. В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного).

Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства.

Работал в Торговом доме Боткиных. Всего у Остроухова было пять работ Венецианова, больше – только в Третьяковской галерее. Серову, К. А. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант.

Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886).

Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. – Л. И. ), посланных Харитоненко и других москвичей, что едут следом». Кое-что попало и в провинцию.

не имевшую себе равных. Участник Абрамцевского художественного кружка. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений — знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.

Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. В московской школе очень много икон связывалось с именем Андрея Рублева. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией.

Врубелю. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Новый мотив, высокая степень обобщенности, неожиданно мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения с живыми силами природы, – все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи конца XIX столетия. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Пример Третьякова – создателя первого в России музея, посвященного истории русского искусства, был для всех коллекционеров почти обязательным. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова.

Сложнее было его отношение к М. А. Выходец из старинного замоскворецкого купеческого рода из той среды, которая поставляла колоритнейших типажей для пьес Островского, Остроухов и сам любил бравировать своими купеческими ухватками, напоказ капризничая в окружении интеллигентных гостей – Александра Бенуа и Абрама Эфроса. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах.

Музей участвовал в выставке «Москва— Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи.

В отборе икон Остроухов руководствовался основным принципом своего собирательства – высоким художественным качеством произведения. Но еще большую финансовую свободу Остроухов получил, став, как член семьи Боткиных, акционером или, как говорили тогда в России, «пайщиком» их торгового дома и получив в управление солидную сахаропроизводящую фабрику близ Харькова, на территории нынешней Украины. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.

Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России.

Большая коллекция пейзажных этюдов Ф. А. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Киселева и многих других. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».

Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1905 по 1913 гг. – член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1903 г. – член Союза русских художников. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901-1909 годы).

Родился Остроухов в 1858 году в небогатой купеческой семье. Продолжения не было. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.

Молодой художник был замечен критиками. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Морозов, в 1921 году). В 1886вместе с В. А. Серовым, Н. С. Третьяковым и М. А. Мамонтовым снимал в Москве на Ленивке мастерскую. Поленова, А. А.

Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Поленова, И. Е. Репина, брал уроки у П. П. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.

Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Купил длянь. Архипова, Ап. М. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). Или: «Мне удалось уже осмотреть в Москве коллекцию г-на Остроухова. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А.

Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Сапунова, «Фруктовая лавка. Из купеческой семьи.

Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. Саввинская слобода». В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.

художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. Путешествовал по странам Европы (в том числе с В. А. Щукина и И. А. Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.

Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Продолжения не было. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.

В начале 1900-х годов он сблизился с С. П. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Левитана, а также друзей собирателя – художников К. А. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И.

Остальное перешло просто в московскую школу XIV-XVI веков. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова.

Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Вдове художника (умерла в 1935 году) были оставлены две небольшие комнатки на втором этаже, а вся коллекция в спешном порядке вывезена в Третьяковскую галерею, где осенью- зимой того же года срочно произвели ее перераспределение: русская часть почти целиком осталась в Третьяковской галерее, старое западное искусство передали в Музей изобразительных искусств, восточное прикладное искусство – в Музей восточных культур. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.

Наиболее известна картина «Сиверко» (1890). Действительный член Императорского археологического общества (с 1887 года), член Московсокого архит. ектурного общества (с 1905 года). Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Вершина творчества Остроухова – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н.

Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». В лесу тишина. Ею стала, с большой долей вероятности икона, датируемая ныне второй половиной XVI века, «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием». Левитана, В. Д. П. М. Третьяков приобрел картину прямо с выставки и всегда считал ее украшением своей галереи. и уникальная подборка древнерусских икон.

Лихачев выполнил первую научную систематизацию и подготовил каталог этого собрания. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.

Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.

С 1891 года – участник Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1903 года – Союза русских художников. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Зимой 1882-1883 гг.

Сарьяна, «Портрет Л. Н. Серовым и братьями М. А. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других.

Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Пополнение музея снова пошло планомерно. Здесь первоисточник художественных исканий.

В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Бакста, «Портрет девочки» Ф. А.

Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Но, к сожалению, это не спасало Остроухова от постоянных посягательств различного рода ревнителей, требовавших ликвидации музея и жилищного уплотнения «буржуев», что и произошло почти сразу же после смерти Остроухова, наступившей 8 июля 1929 года. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись.

Так, если в Третьяковской галерее находилась (и находится) большая картина И. Е. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. При этом он и здесь ухитрялся отыскивать нечто редкостное и необычное. Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М.

«Ранней весной» — это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Поначалу бестолково.

Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.

Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.

Крамскому, В. И. Киселев, И. Е. Васильева, И. И. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова.

Остроухов как бы все сказал. было подлинным откровением. Толстого, П. А. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.

В 1914 году известным искусствоведом и писателем П. П. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Остроухова (с 1924 года на правах филиала ГТГ Остроухов оставался пожизненным хранителем музея). Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Нет, не уступает. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.

Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Чистяков. Современники даже одно время (в конце 1880-х – начале 1890-х гг. ) возлагали на него большие надежды, чем на И. И. Левитана. Остроухов происходил из очень богатой купеческой семьи, получил прекрасное образование, знал три иностранных языка играл на рояле. После смерти Остроухова музей был закрыт, основная часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового западного искусства, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и научную библиотеку ГТГ. Едва ли не каждая икона его собрания была маленьким шедевром. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова.

С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Родился в купеческой семье. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного.

Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Экспонент (с 1886 года) и член ТПХВ (1891-1903 годы), член-учредитель СРХ (с 1903 года), член выставочной группы «36 художников» (1901-1903 годы), один из организаторов и член Московского литературно-художественного кружка (1899-1917 годы) и общества «Свободная эстетика» (1907-1910 годы). Довольно обширный сад также продолжал оставаться при доме. Поленову, И. И.

И все-таки в коллекции Остроухова появился один из шедевров Врубеля – лучший вариант картины 1900 года «Сирень». Остроухов уже добивается успеха. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Оно бледное, серовато-голубое. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве.

– бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Почти все его время занимало коллекционирование. Иванова, И. И. Систематического художественного образования не получил. Наиболее известна картина Сиверко (1890). представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова — пейзаж «Сиверко». Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством.

Левитану, В. А. Луначарского, был назначен пожизненным хранителем музея. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.

За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Врубеля, А. А. Октябрьский переворот резко изменил весь уклад российской жизни. В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. Однако следует упомянуть еще об одном художнике — это Василий Дмитриевич Поленов.

Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Пав., также иконного собирателя. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам.

Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. произведений. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.

и уникальная подборка древнерусских икон. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. В хаосе революционного террора многие известные коллекционеры (С. И.

С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». С 1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Новые времена привносили в собирательскую деятельность Остроухова и новые веяния. Замечательно, что ни биточками, ни «класным» вином Илья Семёнович никого не потчевал и даже, когда я протянул как-то к забракованному блюду руку, он безапелляционно отослал его в изъявлении своего неудовольствия.

Боткиной (смотри Боткины). Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин.

Он компонует пейзаж не в мастерской, отталкиваясь от многочисленных эскизов, а непосредственно на пленэре. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя.

был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Был знаком с А. Матиссом. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. было подлинным откровением.

Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Толгует подделками. Оно насчитывало в ту пору почти 2000 произведений, не считая библиотеки.

Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Тем не менее он сумел создать настолько запоминающиеся образы русской природы, что навсегда вошел в историю русского искусства. Славянский «В комнатах у А. А.

И. С. Боткиной: «. В середине 1880-х гг. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.

Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве.

В 1889 годуженился на Н. П. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень».

Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Поленова, И. И. И из битков жил не блызжет. Ублать.

Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Киселёва, И. Е. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.

И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето.

Остроухов вел активную общественную деятельность. Здание музея— особняк XIX века. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана.

В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. С 1901 года гласный Московской городской думы. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.

Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). Федотова – картину «Анкор, еще анкор. », воспринимавшуюся собирателем как эскиз неосуществленной картины под названием «Офицер, расквартированный в деревне» или крестьянские жанры не менее редкого родоначальника русского «бидермайера» А. Г. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. и С. М. Третьяковых (1905–1913).

Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. и уникальная подборка древнерусских икон. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин.

Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Васнецова, С. В. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.

В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Жил в Москве, с середины 1870-х годов служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 года пайщик Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья»).

На грязной дороге» или «Годовой поминальный митинг у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже» и даже в портретах, которые он приобретал, например, в портрете дочери Репина Нади – «На солнце». Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». С 1890 года частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения (в 1905 году осуществил пристройки к дому, в 1914 году надстроил этаж для коллекции). Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.

Черногубова. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.

Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Познакомившись с С. И.

40 живописи и графики и ок. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Остроухов как бы все сказал. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант.

Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей — такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. С 1906 г. – д. чл. перечень).

В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Природа так щедро и разносторонне одарила И. С. Остроухова, что живопись оказалась лишь одним из этапов в его жизни.