Босх Земной Рай
Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт — от жизни земной до загробной. Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене.
Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.
Сад земных наслаждений (триптих Босха)
«Блаженные и проклятые» — цикл из четырёх картин нидерландского художника Иеронима Босха, наибольшую известность среди которых приобрела картина «Восхождение в Эмпиреи». Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Ну, главное, повторим, что понятия человека о любви, красоте, Боге так странны и искажены, что невозможно этого не видеть: вот цветок, торчащий из зада, а ведь это не просто злая шутка, это смещение ценностей, утеря некой духовной иерархии, выпадение из системы мироздания, когда беспечный идиот все путает: место цветка конечно же не там Люди Босха утеряли чувства причастности и ответственности — важнейшие качества мыслящего существа, так что теперь подобны странным животным, абсолютно не напоминая прародителя Впечатление, что тот смотрит на все это весьма удивленно. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Например изучая то самое «Искушение святого Антония» из Прадо, берут и доску, на которой оно написано.
Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:на первом плане показаны «различные радости». судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
Его приписали Босху как раз в ходе исследований BRCP.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. В «поле радости» нет ни душ, ни демонов, но оттуда открываются врата, ведущие к прекрасному райскому лугу, где находится много душ.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.
Изображение промежуточного райского сада на небесах дано Босхом в его работе «Земной рай». В картине «Вознесение в Эмпирей» они направляются вверх ко входу в духовную сферу. К нему поднимаются многочисленные фигуры. Босх.
Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению человека. Бледные цвета закрытого триптиха сменяет буйство красок. Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам Рай блестит и переливается яркими, сверкающими красками. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой.
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Такими они считаются и сегодня.
Полотно многомерно и все здесь имеет свое значение. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.
Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
Но для историков искусства И. Босх оказался очень трудным художником, даже и сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку сюжетов и отдельных образов его картин. Для средневековых художников (как и для их зрителей) все предметы и явления имели символическое значение, каждый предмет получал свое символическое истолкование на основе текстов Библии. Но фигуры в туннеле уже приобретают условность. Считается произведением зрелого Босха. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см.
На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей.
Но все же, в мир вторглось зло, нарушая даже самые идиллические сцены: в глубине дикий зверь схватил добычу и терзает ее. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Босх. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)
Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Третий этап— очищение смеси огнем— валхимических трактатах символически представлялся какказнь или муки ада. Это «Сад радостей земных» – одна из самых известных картин Иеронима Босха. Свой триптих «Сад радостей земных» или «Сад наслаждений» (его часто называют самым «босховским» произведением), Иероним Босх создал в 1503 году и в нем его своеобразное видение мира проявилось в полной мере.
Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Впрочем, невсе сэтим согласны. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. 15. Души, прошедшие омовение в фонтане и испившие его воды, смогут войти в Царство света. Она смотрит прямо на зрителя. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Земляника – знак праведности и трудолюбия. Возьмем один случай. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом.
Описание картины «Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)»
«Счастье и стекло – как они недолговечны. ». Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Полотно словно взывает: люди до чего вы докатились. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
Он мог быть предельно точным в передаче фактур. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. При рассмотрении «Земного Рая» мой взгляд выделил Фонтан жизни, как центральный момент композиционного пространства картины, так как взгляд почти всех героев сюжета устремлен к нему, а также их жесты указывают на Фонтан. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского.
«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха
Иероним Босх и сегодня остается загадочной фигурой. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. В центре находится гротескная фигура монстра. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок.
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Третий этап – очищение смеси огнем – в алхимических трактатах символически представлялся как казнь или муки ада.
В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять.
«Босх и Хертогенбос» даже с картиной рыночной площади, на которую выходил дом художника, «Святые», «Из рая в ад», «Мир и человек: смертные грехи и нерелигиозные работы». В своих описаниях триптиха, наполненного «мужчинами и женщинами, черными и белымив различных позах и с различными жестами, птицами, всевозможными животными изображенными с большим реализмом, такими завораживающими и фантастическими деталями, что их просто невозможно описать тем, кто этого не видел», Беатис ничего не говорит о его названии. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Долой печаль. Любовная пара уединилась в прозрачном пузыре. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Первый этап— смешение ингредиентов исоединение противоположностей— валхимических рукописях представлялся каксоединение мужчины иженщины, Адама иЕвы. И вдруг справа – адский пожар, ужасы терзаний, словом, жаркое наказание. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Он оставил немного рисунков, выполненных пером коричневыми чернилами. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. К концу XV века Босх все чаще изображал в своих работах так называемые «адские» сцены.
А Ева извлеченная из ребра Адама, – это не просто женщина, а еще и орудие совращения. Детективный музейный сюжет. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. В довершение всех несчастий на страну обрушилась чума. Это — фонтан жизни, традиционный христианский символ искупления.
И, по идее, должна не ведать стыда. Часто появляющиеся в его триптихах апокалиптического толка сцены пожаров (характерная деталь именно Босха, в детстве пережившего разрушительный пожар в Хертогенбосе), с красно-желтыми всполохами пламени, пробивающегося на фоне черного неба сквозь дома, увидены почти фотографическим – современным взглядом.
Адское Наслаждение: Рай, Ад и Иероним Босх
И «сады наслаждений» существовали в действительности, к примеру, в Ферраре, у семьи Эсте, в Мантуе (знаменирый Чайный Дворец Гонзага). Темой многих его работ является злоба, нелепость всего, что происходит на свете. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Души в саду не торопятся покинуть его: они размышляют, отдыхают, разговаривают.
: «Сад земных наслаждений», Иероним Босх
Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Только что проснувшийся Адам приподнимается с земли и в изумлении смотрит на Еву, которую ему показывает Бог. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Построение картинного пространства двух картин Иеронима Босха отражают эти общие черты. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты.
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. И такая же схема, «смена настроения», впечатляющий колористический переход, в «Саду земных наслаждений». Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).
Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Это удивительно живо и метко схваченные образы бродяг, калек и нищих, эскизы и наброски к живописным композициям и отдельные сценки. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Это туннель между Землей и Эмпиреем.
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможАдно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Несмотря на обилие текстов истолковывающих работы художника, Босх и сегодня остается одной из самых таинственных фигур в истории живописи. Земля уже есть и она нарисована в виде сферы.
Жизненный путь, алтарь Воз сена
Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.
В манихейских коптских псалмах он назван «местом омовения душ» (глава 10). Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, -- это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда.
Полотна Франса Халса, Эль Греко, Мемлинга, братьев Ленен, Рене Магритта. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Босх— воистину великий комбинатор. Такая точка зрения была более распространена в XV веке, про туннель тогда не говорили. Их полотна и алтарные образы многомерны: в них все имеет для художника особое значение. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Пушкина из Вены. В «Вознесение в Эмпиреи» избавившиеся от всего земного души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя.
Земной Рай, композиция Видения загробного мира
Внутренние створки картины образуют триптих. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Большая редкость – полотно Климта, прибывшее в ГМИИ имени А. С.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.
композиция Видения загробного мира
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Но изображённое в метафорическом ключе. Центральная часть триптиха – собственно «Сад радостей земных» – представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. «Иеронимус Босх» – это псевдоним, которым художник подписывал свои произведения, а настоящее его имя Йероен Антонисзаен ван Акен.
Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Многословный художник-рассказчик, Босх – почти парадоксально – одновременно был и виртуозным рисовальщиком и чутким колористом. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня.
С одной стороны, проявился интерес к миру реальных вещей, с другой – художник не боялся обобщений, зачастую намечая фигуры или предметы быстрыми мазками. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Если говорить о цветовой перспективе, то самое яркое пятно появляется в «Вознесение в Эмпиреи». Впрочем, не все с этим согласны.
Та же ситуация в «Вознесение в Эмпиреи», центральным моментом в композиции для меня стал туннель и яркий свет над головами героев живописного полотна. Фонтан жизни трактуется как источник из которого, согласно Откровению, вытекают реки Рая. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок.
Казалось бы, полная идиллия. 67), она является одной из четырех эсхатологических композиций цикла «Блаженные и проклятые» несо-хранившегося полиптиха «Видения загробного мира». Всего в рамках проекта «Воображаемый музей» представлено 46 шедевров из 27 государственных и частных собраний мира.
Аллегория чревоугодия и любострастия
Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других».
Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте.
О жизни Босха известно очень немногое. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Но он описывает некоторые интересные детали окружающей картину обстановки.
По пути они минуют большой фонтан в готическом стиле, декорированный ангелами. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил).
Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. Человек здесь явно часть окружающего его пространства. Дальше за лугом другой рай, огороженный стеной и другой. Взяв Еву за руку, Бог подводит ее к только что очнувшемуся ото сна Адаму и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу.
Как и в средние века, человек представлялся нидерландцам неотъемлемой частью мироздания, вплетенной в его сложное одухотворенное целое. Гибсон также предполагает, что и на Боутса и на Босха повлиял трактат «Видение Тундала», написанный в середине XII века ирландским монахом (имя которого неизвестно)262. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
Популярные трактовки некоторых образов
Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах – не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Третий (самый дальний) – венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Все эти персонажи и сцены, происходящие среди замысловатых комбинаций растений, скал, фруктов, стеклянных сфер и кристаллов, объединены между собой не столько внутренней логикой повествования, сколько символическими связями, смысл которых каждое новое поколение понимало по-разному. Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Это будет один из переходов от Рая к греху. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне.
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. В рамках инициированного голландцами в 2007 году (причем на уровне мэра Хертогенбоса) «Проекта по исследованию и сохранению работ Босха» (Bosch Research and Conservation Project – BRCP) занимавшиеся им ученые переатрибутировали некоторые вещи, отписав их от наследия знаменитого мастера. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. – М. : Белый город, 2007, стр.
Сад земных наслаждений, Иероним Босх
Всем им избыточно (в хорошем смысле) нарративным, дан воздух и триптихи, водруженные на эдакие постаменты в виде идущих от стен «стеблей-отростков», можно рассмотреть со всех сторон. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Все это разворачивается на почти идиллическом пейзажном фоне с далями в голубой дымке. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. ил.
Название картине дано уже в современной литературе, а во второй половине XVI века, когда она попала в собственность короля Филиппа II, ее называли «Многообразие мира», в XVII веке у нее было название «Тщеславие и слава». На левой стороне этого триптиха изображен Рай, на правой – Ад, а между ними помещался образ земного бытия. Холодные оттенки преобладают в пейзаже, расположенном за Фонтаном жизни и в написании светового туннеля в «Вознесение в Эмпиреи». Ироничная фантазия художника – уникальное явление в искусстве его времени. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят.
Парадоксы и злые шутки Босха вполне осмысленны и часто глубоки. ил. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Скорее всего художника следует искать среди тех образов, которые несут на его картинах Свет и Добро, недаром он принадлежал к Братству Богородицы. Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами.
Однако, в главе 2. 8 Книги Бытия говорится, что «Господь в восточной части Эдема разбил сад и поместил туда им сотворенного человека». Не было там еще трех произведений. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. В живописи Боутса души входят в Эдем и оттуда поднимаются на небеса к Богу Отцу.
Ночто. Аналогичный фонтан в триптихе «Сад земных наслаждений» мы уже рассмотрели в главе 3 этой книги. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку надругой, даимы ничего незнаем оприсутствии адамитов вХертонгебосе.
Да и окружающая Босха реальность давала поводы для изображения ужасов. Концентрические круги имеют оттенки от темного голубого до синего. Считается, что творческой самостоятельности он достиг примерно к середине 1470-х годов. Завтра – поздно». Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму.
В семье Иеронима Босха были профессиональные художники. Наряду с картиной «Вознесение в Эмпирей» (цв. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Вероятно, это — аналог Эдема, поскольку там расположен фонтан жизни.
Триптих «Сад земных наслаждений»
В «Земном Раю» нет фрагментов, которые выделялись бы по цвету сильнее, чем что-либо. «Извлечение камня глупости»). Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала.
Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.
Самые страшные произведения Иеронима Босха
Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году.
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит.
Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. В немногих сохранившихся записях нет упоминаний об обучении Босха. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Изображение промежуточного райского сада на небесах дано Босхом в его работе «Земной рай» (цв.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. В центре изображен фонтан жизни – полукоралл, полуготическая постройка с полумесяцем (символом дьявола). Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И. Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любвилодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину.
Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Картина «Сад земных наслаждений»
Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Существует две противоположные трактовки— каждая сосвоими подверсиями, расходящимися вдеталях. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень.
В творчестве Босха слились в едино разные черты. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. Из крупных босховских творений ни на одной выставке не оказалось «Страшного суда» из венской Картинной галереи Академии изобразительных искусств: у нее есть своя программа к теперешнему 500-летию. На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Это – третий день творения. Область в предместьях рая называется «поле радости». Сохранились и рисунки Босха. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой.
Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
Часть из них стала демонами. Мадридский музей – хранитель самой большой коллекции Босха, там находится 6 его картин. Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок.
Ранние произведения Босха – это чаще всего небольшие картины нравоучительного содержания. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
Эпоха, в которой жил Иероним Босх, была нелегкой. Земной Рай – это зеленая, холмистая местность. Например, «раскидистое дерево» одного из садов названо «святой церковью», а не Древом жизни263. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. На левой створке – земной Рай, сотворение Евы.
Иероним Босх «Сад земных наслаждений»
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Наружные стойки изображают мир в третий день творения, когда нет еще животных и человека, только горы освещаются лучами солнца. Но хрестоматийный триптих «Сад земных наслаждений» – «невыездной» и в Музей Северного Брабанта его не отпустили.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Босх не указывает конкретно на грешника. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Раз уж Босх – настоящая фамилия живописца была ван Акен – переводится как «лес», впору сказать: «лес рубят – щепки летят». Налоговые поборы новых правителей инквизиция и эпидемии опустошали страну.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», у подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. рядом). Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Интересны скульптуры Джакометти и Колдера. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Потом, чтобы выяснить смысл целого – предполагают они, – предстоит сложить значения частей. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. 68).
На первой части триптиха изображён рай. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
По всей картине размещены символы пола и сексуального влечения: раковина-влагалище, лодка-яблоко в форме женской груди. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Три версии расшифровки нотной записи с ягодиц грешника на картине Иеронима Босха
А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Колорит сдержан. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией. Почему.
Вместе с тем творчество Босха глубоко религиозно и наполнено христианской символикой. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Основная тема – хаос, в котором нормальные отношения перевернуты вверх дном и обычные предметы. В центре Ада находится огромная фигура монстра, это своего рода «гид» по Аду – главный «рассказчик».
Гигантская земляника, свинья-монашка и птица на коньках: как расшифровать символику Босха
Известность Босха уже при жизни художника перешагнула пределы его родного Буа-ле-Дюк – небольшого бельгийского городка. Заказчиками художника были не только жители Герцогенбосха (другое название города) и городской магистрант, но и знатные испанские вельможи. Произведения Иеронима Босха любил и собирал испанский король Филипп II, одна из ранних картин художника – «Семь смертных грехов» – висела в спальне короля, а повторение «Воза сена» – над рабочим столом. Эмпиреи в представлениях древних греков и ранних христианских писателей – самая высокая часть неба, наполненная огнем и светом и служащая местопребыванием богов (у греков) или святых у христиан символ потустороннего мира. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Логика в целом здравая, но порой заводит слишком далеко, так как два плюс два не всегда равно четырем. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек.
У каждого человека ад – это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. буквально рай удоволствия или наслаждения). Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Работа «Земной Рай» выполнена в зелено-охристых оттенках, на котором по цвету выделяются фигуры героев.
Самое интересное в виде мозаики
Только таким путем можно познать подлинно великое: отвечая на эти вопросы, переживая духовное обновление и становясь в результате интеллектуально и духовно прекрасным. Таким образом, здесь отражены средневековые представления об Эдеме, описанном Данте в его «Божественной комедии» («Чистилище», песни XXVIII—XXIX). На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. – спрашивает он.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.
Голландская сторона пришла к выводу, что речь идет о 1530–1540-х (Босх умер в 1516-м) испанская это заключение оспаривает: доска из балтийского дуба могла использоваться начиная еще с 1460-х, но вероятнее всего, со второго десятилетия XVI века, то есть это позднее произведение Босха. Фонтан, чья роль в вознесении душ столь важна, расположен на высоком холме в центре композиции «Земной рай». Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. В этом произведении заметно влияние живописи Дирка Боутса Старшего, в частности его картины «Дорога в рай» (Музей изящных искусств, Лилль цв.
На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Солнце и Луна, таким образом, сходятся в одном созвездии – это событие астрологического и религиозного значения и становится ведущей темой триптиха.
Не буквально, конечно: музейные сотрудники и куратор «Выставки 500-летия» Пилар Сильва Марото отстаивают своего Босха, в экспозиции помещают рентгенограммы некоторых картин, а в подробнейшем академическом и замечательно изданном каталоге – данные собственных изысканий, включая дендрохронологические. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. До сих пор эти работы не завершены. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
К концу XV века город был процветающим торговым центром. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера.
Обратимся к ним.
Пальма со змеем – древо познания добра и зла. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Давно замечено, что многие детали наработах Босха, отстранного вида фонтанов достеклянных цилиндров, отполупрозрачных сфер допричудливых округлых зданий изкоторых виднеются всполохи пламени, доболи напоминают сосуды, печи ипрочий алхимический инвентарь, который изображался втрактатах поискусству дистилляции. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Сколько людей – столько и мнений. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Он родился на севере Нидерландов в городе Хертогенбос.
Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.
В «Вознесение в Эмпиреи», в целом, фон темный, на котором по цвету явно выделяется туннель, ведущий в Эмпиреи. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи.
А с другой стороны, к этой ремесленной точности добавляется удивительная цветовая гамма. В изображении кактуса за Адамом Ж. Комбе видит своеобразное древо жизни. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. В 1508 году его посетил Лукас Кранах и скопировал триптих Босха «Страшный суд». Однако впоследствии, как это часто случается, Босха забыли и только во второй половине XIX века его картины извлекли из запасников картинных галерей. Антония». На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. В целом, природа в «Земном Раю» написана достаточно теплыми цветами сильных контрастов цветовых и световых нет.
Они считали все материальное проявлением зла. В целом, «Земной Рай» и «Вознесение в Эмпиреи» являются знаковыми работами нидерландского мастера. Босх – воистину великий комбинатор. Впервые зрители увидят в Москве картины Босха и Морони. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно.
Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. На ней уже есть вода из которой выступает суша. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Гнездо сов «схвачено» на перовом рисунке энергичными линиями, это быстро сделанная зарисовка с уверенными движениями руки.
Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». Его изобретательность впечатляет даже нафоне средневекового искусства, которое он обыгрывает ипереигрывает, аоно знало толк ввизуальной игре ипермутации форм: отхищных зверей, вплетенных вгерманский орнамент, додемонов, которые скалились скапителей колонн вмонастырях романской поры, отзвероподобных иантропоморфных гибридов, колобродивших наполях готических рукописей, доуродцев имонстров, вырезанных насидениях-мизерикордиях, накоторые клирики могли присесть вовремя длинных служб.
Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом
окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Дирк Боутс изображает души, которые ангелы ведут по Эдему к вершине холма.
Здесь нет четко выраженного первого и второго плана. Ею не украсить церковный алтарь. Безусловно, это завораживающая работа, которая точно произведёт впечатление.
В целом, Иероним Босх родился в эпоху Северного Возрождения. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе. Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Но что. В частности, вот таким образом для выставки в Хертогенбосе они не просили у Прадо «Семь смертных грехов», а два других мадридских произведения, которым они тоже отказали в авторстве Босха – «Искушение святого Антония» и «Извлечение камня глупости» (которое, к слову, в 2012-м гастролировало в Пушкинском музее по случаю 100-летия институции и юбилейной выставки «Воображаемый музей»), – просили. Босх не датировал своих картин, оставив еще одну загадку для искусствоведов. Фонтан «Земного рая», ведущий к духовной жизни и очищению от грехов, заметно отличается от сатанинского фонтана в Эдеме.
Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. В последней четверти XV века активизируется художественная жизнь северных провинций (в частности Голландии).
Курсы для взрослых и детей, уроки рисования и живописи, мастер-классы, лекции по истории искусств
ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. В Вульгате (Библии, переведенной на латынь) этот сад называется paraisum voluptatis (т. е.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. 70)259. Живописные полотна нидерландцев не имеют четкого построения, подчас лишены единого центра. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Человек-дерево скрысино-рыбьим хвостом
С 40-х годов XV века в нидерландской живописи, с одной стороны, усилились элементы повествовательности, с другой — драматического действия и настроения. На нем нет ни людей, ни животных. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Правда, пейзаж присутствует только в «Земном Раю», в «Вознесение в Эмпиреи» все условно, внизу мрак, можно разглядеть слабый силуэт облаков на темном фоне достаточно четко выделяются хорошо прописанные фигуры. Туда можно попасть, только пройдя чистилище (адские долины и озера, населенные грешниками и дьяволами). Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Работа представляет триптих только формой. Пусть сердце горит негой.
ил. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. В высоком кресле сидит птицеголовый монстр, карающий обжор и чревоугодников. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. – М., 1992.
Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Вот, скажем, «Воз сена» из Прадо: слева рай и изгнание из него, в центре – копошение человеческой жизни, с суетой, с возом из которого каждый норовит вырвать свою травинку («Мир – воз сена из которого каждый берет, что может», гласит пословица и от этой пословицы можно тянуть нить к «Нидерландским пословицам» Брейгеля).
Иероним Босх «Сад радостей земных»
Новое время видит в нем творца инфернальных видений и безумных фантазий. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. В «Вознесение в Эмпиреи» контрасты усиливаются фон у нее достаточно скромный, даже лаконичный.
«Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Он повелел и все создано». Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
Общееколичествопросмотровстраницы
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Его взгляд был направлен на изъяны и бессмысленности, существующие в мире.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Место страшного мучения грешников населено самыми диковинными и непотребными существами, каких порождала когда-либо фантазия художника. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис.
Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот – жестокость, дьявол)Противоречие между спокойным и безгрешным мужчиной и несущей в себе семена греха женщиной воспроизводится и в окружающей их природе. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Возьмем один случай. Долой усталость. Это название, часто упоминаемое в литературе того времени, относится к борделям и притонам, где посетители предавались всевозможным порокам вроде светской музыки, азартных игр, алкоголя и продажной любви, которые в любом сочетании ведут к греху. Также гостям демострировали тайные двери, ведущие к картине, выполненные в манере Trompe-lil, которые невозможно было обнаружить на стене, если ты не знал, где они находятся.
- Художественная студия НАТХНЕННЯ
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». В Хертогенбосе удалось собрать 17 картин (и 19 рисунков), в Прадо – 21 (и 8 рисунков). Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «совершенной глубины открывшейся божественности».
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Но в Прадо, среди всего прочего, показывают «Страшный суд» из Музея Грёнинге в Брюгге – и недавнее «приобретение» в oeuvre Босха, «Искушение святого Антония» из Музея искусств Нельсон-Эткинс в Канзас-Сити. Кисть Босха часто демонстрирует красоту самой краски, ее прозрачность или густоту. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. Может быть, потому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу. Вот, например, одна из таких сцен.
Так, например исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», – льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII – XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Настоящее имя художника – Иероним ван Акен, затем он взял себе псевдоним и стал подписываться латинизированной версией имени как «Jheronimus Bosch». Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Постепенно слава об искусстве Босха распространилась за пределы родного города. На нем читаются только сероватые облака, легкие как дым.
За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Души, прошедшие омовение в фонтане и испившие его воды, смогут войти в Царство света, духовная природа которого «не запятнана материей».